ФИНАНСЫ ЭТО КАТЕГОРИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ

Под «финансами» также понимают экономическую науку и дисциплину, изучающую соответствующую сферу экономических отношений.

Слово финансы часто используется в быту для обозначения денег.

Термин финансирование означает снабжение (обеспечение) денежными средствами.

Очень важным и эффективным рычагом
воздействия на макроэкономику являются
финансы, которыми обладает государство.

Финансы
(лат. finan-cia — наличность, доход) — совокупность
всех денежных средств, которыми обладают
домашние хозяйства, предприятия и
государство.

Основные финансовые концепции

Финансовая активность (деятельность) — это применение ряда техник и процедур, которые частные лица и организации используют для управления своими финансами. Особенно важна при этом разница между доходами и расходами и оценка риска инвестиций.

Если доходы превышают расходы (то есть существует профицит), то разница может быть отдана в долг под проценты или вложена в какой-то бизнес или в покупку собственности. В этом суть финансовой деятельности — если есть свободные финансовые ресурсы, то они должны быть пущены в дело, чтобы приносить дополнительный доход.

Если расходы превышают доходы (то есть существует дефицит), то нужно восполнить недостающие финансовые ресурсы. Это можно сделать путём получения кредита, или путём выпуска акций или облигаций на бирже. В современном мире заёмщику не надо самому ходить и искать кредитора — можно пойти в банк или на биржу, и соответствующий финансовый институт за определённую комиссию найдёт кредитора. Или наоборот — для кредитора найдёт заёмщика. Собственно вся суть банковской и биржевой деятельности состоит в том, чтобы эффективно связывать нуждающихся с теми, у кого есть свободные средства.

Как уже говорилось ранее, банк служит посредником между заёмщиками и кредиторами. На практике это выглядит так: кредитор (вкладчик) приходит и кладёт свои свободные деньги на банковский счёт (депозит), чтобы получать со своего вклада процентный доход. Затем в банк приходит заёмщик, чтобы получить кредит. Банк выдаёт деньги вкладчика в кредит заёмщику под процент, а этот процент включает в себя и доход для вкладчика, и доход для самого банка, и ещё плюс некоторый процент для страхования риска невозвращения кредита.

Биржа тоже служит цели соединения кредиторов и заёмщиков, но, в отличие от банка, не располагает собственным «финансовым буфером», то есть не может отложить деньги на депозит, пока не появится заёмщик. Биржа может связать кредитора и заёмщика только в реальном времени. Банк же может отложить средства, то есть кредитор (вкладчик) может прийти в банк сегодня, а заёмщик (желающий взять деньги вкладчика в кредит) может появиться только через месяц.

Кроме того, биржа торгует вкладами и кредитами в опосредованной форме. Желающий взять кредит выпускает на биржу акции или облигации. Акция представляет собой долю владельца в компании-заёмщике, и, следовательно, одновременно служит и залогом по кредиту. Облигация это тоже вид кредита, но она, в отличие от акции, не даёт права собственности на компанию-заёмщика, хотя и может предусматривать какой-то отдельный залог. По акциям и облигациям тоже может выплачиваться процентный доход (дивиденды, купон). Если по акции не выплачивается дивиденд, то предполагается, что акция будет расти в цене, и кредитор, купивший акцию, сможет получить причитающуюся ему прибыль лишь после продажи подорожавшей акции.

Функции финансов в России различаются в зависимости от трактовок. Московская концепция выделяет следующие функции финансов:

А также фискальную и стимулирующую функции.

Согласно петербургской концепции различают следующие функции финансов:

Чёрная среда (1992) (график GBP/USD)

Финансовый рынок — это рынок, охватывающий прежде всего рынок капиталов и рынок денежных средств, представленный зачастую биржами. Обслуживает торговлю финансовыми активами, управляет финансовыми рисками и способствует инвестициям. Принято делить на следующие финансовые рынки:

Ведение личной бухгалтерии, планирование личных доходов и расходов (составление финансового плана) не является обязательным. Но использование подобных подходов позволяет более рационально использовать имеющиеся ресурсы. Обычно учитывают ряд типичных источников дохода и направлений затрат.

При анализе выявляют резервы (например, неиспользованные активы) и рассматриваются варианты их использования либо продажи.

При долгосрочном финансовом планировании необходимо учитывать возможность инфляции.

Налоги и сборы

Определение понятия налог представлено в ст. 8 Налогового кодекса РФ (своеобразной «налоговой конституции»).
Согласно указанному нормативному акту, налог — обязательный, индивидуально-безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности (хозяйственного ведения или оперативного управления) денежных средств, в целях обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Данное определение указывает на отличительные признаки налога от других видов платежей в бюджет: обязательность, индивидуальную безвозмездность, денежный характер (налоги нынешней налоговой системы могут иметь только денежную форму, в отличие от налоговой системы, действовавшей до введения в действие Налогового кодекса РФ) и целевую направленность платежа (для обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований).

Сборы — обязательные взносы, взимаемые с организаций и физических лиц, уплата которых является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определённых прав или выдачу разрешений (лицензий). Из определения видны отличия сбора от категории налога: в частности сбор, в отличие от налога, является обязательным не всегда, а только в случае когда в отношении его плательщика те или иные государственные органы совершают «юридически значимые действия», то есть присутствует момент «индивидуальной возмездности».

Налоги сегодня — важнейшая и крупнейшая часть доходов государства (фискальная функция налогов). Манипулируя налоговыми ставками, государство может влиять на экономику, активируя ту или иную экономическую отрасль (или, допустим, географический регион), или наоборот, сдерживая рост в какой-то области (регулирующая функция налога).

Налоги бывают прямыми и косвенными. Прямой налог — это налог, взимаемый государством непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика. Косвенный налог — налог на товары и услуги, устанавливаемый в виде надбавки к цене или тарифу. Косвенные налоги также действуют в форме акцизов (в том числе универсального акциза) и таможенных пошлин.

Вот основные налоги, обеспечивающие доход бюджетов бюджетной системы РФ:

Современная налоговая система России строится на основе Налогового кодекса РФ и принятых в соответствии с ним законов субъектов и нормативных актов местного самоуправления, а также подзаконных актов различных органов исполнительной власти. Контроль за правильностью, полнотой и своевременностью внесения налогов, возложен на Федеральную налоговую службу, которая образована в составе Минфина РФ.

Налоговая система РФ имеет три уровня (федеральный, региональный уровень субъекта и местный). В данный момент налоговая система по количеству уровней не совпадает с системой бюджетной (фактически с 2006 г. введён 4-й «негласный» бюджетный уровень на уровне местных бюджетов: бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга). Однако, данное, казалось бы, противоречие нареканий не вызывает, поскольку все местные налоги (а также часть федеральных налогов и налоговых режимов) поделены между местными уровнями в соответствующих их статусам пропорциях на основании положений Бюджетного кодекса РФ.

Отдельно нужно сказать о государственных облигациях (их ещё называют «облигации государственного займа»). Эти ценные бумаги выпускает правительство страны и распространяет внутри страны и за рубежом. Это как бы кредит, который берёт само государство для своих нужд. Разумеется, чем богаче и стабильнее государство, тем охотнее ему выдают кредиты и покупают его облигации. Поэтому США — это страна, имеющая самый большой в мире государственный долг. Многие страны мира (включая Россию) держат свои валютные резервы в ценных бумагах правительства США. Чем эффективнее может государство распорядиться взятыми в кредит деньгами, тем выгоднее брать кредит. И наоборот, если государство не может окупить проценты по кредиту, то займы становятся тяжкой обузой для государственного бюджета.

Читать также:  КОНТРОЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ ФИНАНСОВ ПРОЯВЛЯЕТСЯ ДО НАСТУПЛЕНИЯ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Доходы государства распределяются по следующим основным расходным статьям:

Среди форм ассигнований выделяют субсидии, дотации и субвенции.

Сущность и функции финансов

Современный
мир — это мир всесторонних и всемогущих
товарно-денежных отношений. Ими пронизана
внутренняя жизнь любого государства и
его деятельность на международной
арене.

В
процессе воспроизводства на разных
уровнях, начиная с предприятия и кончая
национальной экономикой в целом,
образуются и используются фонды денежных
средств. При этом не имеет значение в
какой форме выступают деньги: в виде
наличных бумажных знаков, то ли в форме
кредитных карточек, или на значащихся
на банковских счетах сумм вообще вне
всякой формы.

Система
образования и использования фондов
денежных ресурсов, участвующих в
обеспечении процесса воспроизводства
и составляет финансы общества. А
совокупность экономических отношений,
возникающих между государством,
предприятиями и организациями, отраслями,
территориями и отдельными гражданами
в связи с движением денежных фондов,
образует финансовые отношения. Они
сложны, разнообразны и напоминают
кровеносную систему живого организма,
через которую осуществляется движение
товаров и услуг, своеобразный обмен
веществ между экономическими клеточками
общественного организма. На периферии
этого организма финансовые отношения
прекращаются. Здесь деньги уже выступают
в своих естественных функциях как
средства обращения или платежа. Но
прежде чем дойти до этого конечного
звена, они формируются и обслуживают
всю совокупность хозяйственных связей
и экономических отношений. 
Финансовая
система включает три основных звена:
государственные финансы, финансы
населения и финансы предприятия. Из
этих трех звеньев главным являются
финансы предприятий, ибо первые два
звена формируются на их базе.

Государственные
финансы состоят из двух основных
элементов: государственного бюджета и
внебюджетных фондов. Государственный
бюджет — это годовой план доходов и
расходов государства, это деньги, которые
позволяют государству выполнять
экономические и социальные функции (а
в последнее время и политические).
Государственный бюджет состоит из
бюджета правительства и местных бюджетов
(области, города, района, поселкового
совета). Поэтому утверждение государственных
бюджетов на очередной год всегда носит
бурный характер. Правительства пытаются
ущемить права регионов, а последние
стремятся оставить больше средств в
своем распоряжении.

Внебюджетные
фонды представляют собой те денежные
средства, которые аккумулируются вне
системы государственного бюджета и
имеют строго целевое назначение:
пенсионный фонд, фонд социального
страхования и др.

Бюджет
состоит из двух частей: доходной и
расходной. В странах с развитой рыночной
экономикой доходная часть бюджета на
80-90% формируется за счет налогов с
предприятий и населения. 
     Остальная
часть поступает от использования
государственной собственности,
внешнеэкономической деятельности.
Структура расходной части бюджета
включает в себя расходы на социально-культурные
нужды (здравоохранение, просвещение,
социальные пособия и др.), расходы на
развитие народного хозяйства, на оборону,
государственное управление.

В
условиях социально-ориентированной
экономики налогообложение строится на
принципах обязательности уплаты,
социальной справедливости и связей с
получением блага. Подробнее об этом шла
речь в лекции «Об экономической роли
и функциях современного государства».
В Украине налоговая система находится
еще в стадии становления.

Соотношение доходной
и расходной части бюджета может быть
сбалансированным, но может быть и
неравным. Чаще всего государства
сталкиваются с ситуацией, при которой
расходы превышают доходы. Практика
бюджетного дефицита широко развита в
мире. Но всегда существует некоторый
предел, за границей которого начинаются
нежелательные явления в экономике.
Страна начинает жить в долг перед своим
населением, другими государствами,
разбазаривает свое национальное
достояние и ухудшает условия жизни для
будущих поколений. По расчетам МВФ
бюджетный дефицит не должен превышать
2% от ВНП. Дефицит бюджета Украины
составляет 6-7% и покрывается за счет
кредитов НБУ (23%), внутренних займов —
33%, внешних займов — 44%. Естественно, эти
цифры нестабильны, но пока годовые
отклонения от них незначительны.

Давайте рассмотрим
структуру финансовой системы и взаимосвязи
между ее основными частями. На
уровне микроэкономики
— на предприятиях и в домашних хозяйствах
— образуются первичные финансы. Здесь
собственники факторов производства
применяют труд и его вещественные
условия для получения первичных доходов,
в том числе денежных средств. Эта исходная
финансовая деятельность включает два
момента: образование денежных средств
(что происходит посредством начального
распределения доходов) и расходования
таких средств. На уровне микроэкономики
доходы и расходы балансируются
(уравновешиваются) следующим образом.
На предприятиях состояние финансов
отражается в счете прибылей и убытков
(затрат). В домашнем хозяйстве полученные
доходы (от использования факторов
производства) сопоставляются с расходами
(затратами на текущее потребление и
сбережения).

На уровне
макроэкономики первичные финансы служат
базой вторичных финансов государства.
Они образуются в результате последующего
распределения (или перераспределения)
доходов главным образом с помощью
налогов. Налоги — обязательные платежи
предприятий и населения, которые
государство взимает с учетом величины
первичных доходов.

Возрастание регулирующей роли государства
привело к абсолютному увеличению объема
финансовых ресурсов, которыми оно стало
располагать, и относительному увеличению
доли государства в совокупной сумме
денежных средств общества. Если в начале
столетия в ведущих западных странах
через государственные финансы
перераспределялось 9-18 % национального
дохода, то с 60-70-х гг. — 50 % и более. Новые
явления в развитии финансов обусловлены
научно-технической революцией, расширением
нерыночного сектора экономики, усилением
интернационализации производства и
возрастанием воздействия государства,
на экономику. В связи с этим можно
отметить несколько современных
направлений финансового регулирования
(рис. 17.1.).

Рис.17.1. Современные направления
государственного финансирования
экономики

Для финансирования научно-исследовательских
и опытно-конструкторских работ государство
начало активно проводить программы
инвестиций в своем секторе и стимулировать
накопление капитала в общественном
масштабе. Средства государственного
казначейства широко расходуются на
кредиты, субсидии (денежные пособия) и
дотации предпринимательскому капиталу
в соответствии с различными программами
экономического развития. Важным
направлением государственного
финансирования являются возросшие
расходы на образование, постоянное
изменение профессиональной структуры
и повышение квалификации рабочей силы.
Такие затраты бизнесмены перекладывают
на государство.

Обобществленные финансы играют важную
роль в расширении государственного
потребления, которое создает дополнительный
спрос, расширяет внутренний рынок и
обеспечивает крупному капиталу высокую
норму прибыли. Этим же целям соответствуют
государственные закупки товаров и услуг
на военные цели. Расходы государства
на оплату военных заказов, крупные
налоговые льготы делают очень выгодным
производство вооружений.

Регулированию экономики способствуют
расходы на социальные цели. Они позволяют
расширить потребление товаров и услуг,
поскольку ассигнование на социальную
инфраструктуру (строительство школ,
больниц, жилых домов) расширяет рынок
сбыта для многих отраслей хозяйства.
Структура
и объемы государственных финансов, их
роль в воспроизводстве и распределении
совокупного общественного продукта в
странах Запада существенно изменяются
в зависимости от характера хозяйственной
роли государства. Заметное влияние на
последнюю оказывают экономические
теории финансового регулирования. С
60-х годов наибольшее распространение
получили монетаристская и неокейнсианская
концепции, которые обосновывают разные
способы эффективного воздействия
денежного обращения, кредита и
государственных финансов на хозяйственное
развитие.

Читать также:  Контрольно ревизионные органы министерства финансов рф осуществляют

В основе взглядов монетаристов лежит
количественная теория денег. Как мы уже
выяснили, эта теория объясняет уровень
товарных цен изменениями количества
денег: чем больше денег (металлических
и их бумажных заменителей) в обращении,
тем цены «выше, и наоборот. Во второй
половине XX в. западные экономисты
выдвинули новый вариант количественной
теории денег — теорию избыточного спроса.
Причину инфляции они усмотрели не в
росте денежной массы, а в увеличении
потребительского спроса. Исходя из
этого были разработаны практические
методы изъятия избыточного спроса
населения: повышение налогов, выпуск
займов, замораживание заработной платы,
осуществление «принудительных
сбережений». С этих позиций после
второй мировой войны в странах Запада
проводились денежные реформы, в том
числе применялось так называемое
блокирование счетов вкладчиков в банках.
Подобную же политику западные государства
и Международный валютный фонд применяли
к развивающимся странам, имевшим большую
внешнюю задолженность.

В противовес монетаризму современные
последователи концепции Дж. Кейнса —
неокейнсианцы считают необходимой
денежную экспансию (путем выпуска
облигаций, государственных займов и
других операций на открытом рынке). Они
отдают предпочтение таким финансовым
рычагам, как предоставление фирмам
льготных государственных кредитов
(особенно при экспорте товаров),
субсидирование крупного капитала в
прямой или скрытой форме, дефицитное
финансирование государственных закупок
товаров и услуг (в первую очередь —
вооружений). Главное внимание неокейнсианцы
уделяют разработке фискальной политики.

Фискальная
(лат. fiscalis — казенный) политика
— политика совокупность финансовых
мероприятий государства по регулированию
правительственных доходов и расходов.
Она значительно видоизменяется в
зависимости от поставленных стратегических
задач, как, например, антикризисное
регулирование, обеспечение высокой
занятости, борьба с инфляцией.

Современная фискальная политика
определяет основные направления
использования финансовых ресурсов
государства, методы финансирования и
главные источники пополнения казны. В
зависимости от конкретно-исторических
условий в отдельных странах такая
политика имеет свои особенности. Вместе
с тем в странах Запада используется
общий набор мероприятий. Он включает
прямые и косвенные финансовые методы
регулирования экономики.

К прямым относятся способы бюджетного
регулирования. Средствами государственного
бюджета финансируются: а) затраты на
расширенное воспроизводство; б)
непроизводительные расходы государства;
в) развитие инфраструктуры, научных
исследований и т.п.; г) проведение
структурной политики; д) содержание
военно-промышленного комплекса и др.

С помощью косвенных методов государство
воздействует на финансовые возможности
производителей товаров и услуг и на
размеры потребительского спроса. Важную
роль здесь играет система налогообложения.
Изменяя ставки налогов на различные
виды доходов, предоставляя налоговые
льготы, снижая необлагаемый минимум
доходов и т.п., государство стремится
добиться возможно более устойчивых
темпов экономического роста и избежать
резких взлетов и падений производства.

К числу важных косвенных методов,
содействующих накоплению капитала,
относится политика ускоренной амортизации.
По существу государство освобождает
предпринимателей от уплаты налогов с
части прибыли, искусственно
перераспределяемой в амортизационный
фонд. Так, в ФРГ в начале 70-х годов по
ряду отраслей промышленности на
амортизацию разрешалось списывать до
20-30 % стоимости основного капитала в
год. В Великобритании в первый год
введения в эксплуатацию нового
оборудования можно было отчислять в
фонд амортизации 50 % стоимости новых
орудий производства.

Однако в этих случаях амортизация
списывается в размерах, значительно
превышающих действительный износ
основного капитала, вследствие чего
повышаются цены на производимую с
помощью этого оборудования продукцию.
Если ускоренная амортизация расширяет
финансовые возможности бизнесменов,
то одновременно она ухудшает условия
реализации продукции и сокращает
покупательную способность населения.

В зависимости от характера использования
прямых и косвенных финансовых методов
различают два вида фискальной политики
государства:

Проанализируем их подробнее.

Дискреционная
(лат. discrecio — действующий по своему
усмотрению) политика означает следующее.
Государство сознательно регулирует
свои расходы и налогообложение в целях
улучшения экономического положения
страны. При этом правительство учитывает
следующие проверенные на практике
функциональные зависимости между
финансовыми переменными величинами.

Первая зависимость: рост государственных
расходов увеличивает совокупный спрос
(потребление и инвестиции). Вследствие
этого возрастает выпуск продукции и
занятость трудоспособного населения.
Важно учесть, что государственные
расходы влияют на совокупный спрос так
же, как и инвестиции (действуют как
мультипликатор инвестиций, который
вывел Дж. Кейнс): мультипликатор
государственных расходов (MG) показывает,
насколько возрастает валовой национальный
продукт (DВНП) в результате увеличения
этих расходов (DG):

DВНП = DG х MG.

Естественно, что при уменьшении
государственных затрат (G) сокращается
объем ВНП.

Другая функциональная зависимость
показывает, что увеличение суммы налогов
уменьшает личный располагаемый доход
домашних хозяйств. В этом случае
сокращаются спрос и объем выпуска
продукции и занятость рабочей силы. И
наоборот: снижение налогов ведет к
возрастанию покупательских расходов,
выпуска продукции и занятости.

Изменение налогообложения дает
мультипликационный эффект. Между тем
мультипликатор налогов меньше
мультипликаторов инвестиций и
государственных расходов. Дело в том,
что каждая единица прироста инвестиций
(и государственных расходов) прямо
воздействует на увеличение объема ВНП.
При уменьшении же налогов растет
располагаемый доход (У — Т), однако из
него лишь часть идет на потребление, а
оставшаяся доля расходуется на сбережения.

Указанные функциональные зависимости
используются в дискреционной политике
государства для воздействия на
экономический цикл. Разумеется, эта
политика различается на разных фазах
цикла.

Например, при кризисе проводится политика
экономического роста. Для увеличения
объема ВНП расширяются государственные
расходы, снижаются налоги, причем рост
расходов сочетается с уменьшением
налогов так, чтобы мультипликационный
эффект государственных затрат был
больше мультипликатора налогов. Итогом
является уменьшение спада производства.

Когда происходит инфляционный рост
производства (подъем, вызванный избыточным
спросом), то правительство проводит
политику сдерживания деловой активности
— сокращает государственные расходы,
увеличивает налоги. Эти меры сочетаются
таким образом, чтобы мультипликационный
эффект уменьшения расходов был больше,
чем мультипликатор роста налогов. В
результате снижается совокупный спрос
и соответственно уменьшается объем
ВНП.

Второй вид
фискальной политики —
недискреционная,
или политика автоматических (встроенных)
стабилизаторов. Автоматический
стабилизатор — экономический механизм,
который без содействия государства
устраняет неблагоприятное положение
на разных фазах делового цикла. Основными
встроенными стабилизаторами являются
налоговые поступления и социальные
выплаты, осуществляемые государством.

На фазе подъема, естественно, растут
доходы фирм и населения. Но при
прогрессивном налогообложении еще
быстрее увеличиваются суммы налогов.
В этот период сокращается безработица,
улучшается благосостояние малообеспеченных
семей. Стало быть, уменьшаются выплаты
пособий по безработице и иные социальные
расходы государства. В итоге снижается
совокупный спрос, а это сдерживает
экономический рост.

На фазе кризиса налоговые поступления
автоматически уменьшаются, а тем самым
сокращается сумма изъятий из доходов
фирм и домашних хозяйств. Одновременно
возрастают выплаты социального характера,
в том числе пособия по безработице.
Значит, увеличивается покупательная
способность населения, что помогает
преодолению спада экономики.

Из сказанного видно, какое большое место
занимает налогообложение в финансовом
регулировании макроэкономики. В связи
с этим одним из главных направлений
фискальной политики государства является
совершенствование налогового
законодательства и практики сбора
налогов.

Возьмем для примера наиболее важную
разновидность налогов — подоходный
налог, который устанавливается на доходы
физических лиц и на прибыль фирм. Как
определяется величина этого налога?

Сначала подсчитывается валовой доход
— сумма всех доходов, полученных
физическими и юридическими лицами из
разных источников. Из валового дохода
по законодательству обычно разрешается
произвести вычеты: а) производственные,
транспортные, командировочные и рекламные
расходы; б) различные налоговые льготы
(необлагаемый минимум доходов; например,
в США в 1990 г. этот минимум составил 2050
долл.;

Читать также:  Государственные и муниципальные финансы. Синергия. 2022

суммы пожертвований, льготы для
пенсионеров, инвалидов и др.). Значит,
облагаемый налогом доход — это разница
между валовым доходом и указанными
вычетами.

Важно установить оптимальную налоговую
ставку (размер налога на единицу
обложения). Различаются следующие ставки
налога:

Практика показывает, что при чрезвычайно
высоких ставках налогов подрываются
материальные стимулы к труду и новаторству.
Непомерное возрастание в 60-70-х годах в
западных странах налогового бремени
привело к отрицательным последствиям.
Оно вызвало «налоговые бунты»,
широкое уклонение от налогов, привело
к утечке капиталов и бегству получателей
высоких личных доходов в страны с более
низким уровнем налогообложения.

Как нам известно, в 70-х годах неоконсерваторы
выдвинули теорию предложения. Ее авторы
установили, что рост налогообложения
оказывает неблагоприятное воздействие
на динамику производства и доходов.
Увеличение налогов за счет повышения
их ставок на определенном этапе не
компенсирует сокращения поступлений
в государственный бюджет из-за быстрого
сужения налогооблагаемых доходов, а
затем может сопровождаться и сокращением
общей суммы бюджетных доходов. В итоге
высокие налоги оказывают сдерживающее
воздействие на предложение капитала,
труда и сбережения.

Основной задачей
хозяйственной политики представители
теории предложения считают определение
оптимальных ставок налогообложения и
налоговых льгот и выплат. Снижение
налогов рассматривается в качестве
средства, способного обеспечить
долгосрочный экономический рост и
борьбу с инфляцией. Оно усилит стремление
получать большие доходы, окажет
стимулирующее влияние на рост производства
и увеличит покрытие денежной массы
товарами.
Группа американских
специалистов во главе с профессором А.
Лаффером изучила зависимость суммы
налоговых поступлений в бюджет от ставок
подоходного налога. Эта зависимость
отражена в кривой Лаффера (рис. 17.2.).

Группа А. Лаффера теоретически доказала:
ставка налога в 50 % Ro является оптимальной.
При такой ставке достигается максимальная
сумма налогов (Тм). При ставке налога
выше Ro резко снижается деловая активность
фирм и работников, и тогда доходы уходят
в теневую экономику. При R, близкой к 100
% и равной 100 %, полностью исчезают стимулы
к трудовой деятельности и предпринимательству.

Признано, что высшая ставка налогообложения
(для самых высоких доходов) должна быть
50-70 %. Американцы говорят, что при столь
высокой ставке налога, как в Швеции (75
%), в США никто не стал бы работать в
легальной экономике.

Эмпирические исследования теоретиков
предложения в какой-то мере подготовили
налоговые реформы в США и других странах.
В течение 80-х — начале 90-х годов в ведущих
странах Запада проводились радикальные
налоговые реформы. Цели этих реформ —
ввести более равномерное налогообложение
равных по величине доходов, уменьшить
налог на прибыли компаний, снизить
прогрессивность налогообложения,
ликвидировать ряд налоговых льгот.
Налогообложение во всех его частях
регулируется едиными исчерпывающими
законами, которые принимают национальные
парламенты.

Кстати, с самого начала экономических
реформ в России правительство взяло
ориентир на введение чрезвычайно
высокого налогообложения на доходы
фирм (все виды федеральных и местных
налогов и взносов в различные фонды
доходят до 85-90 %),что отрицательно
сказалось на состоянии национальной
экономики и перспективах ее подъема.
Не случайно ответной реакцией является
огромное развитие теневой экономики.
В итоге правительство Российской
Федерации не в состоянии собрать в
доходную часть бюджета до половины
предусмотренных налоговых поступлений.

Сотрудники налоговой полиции обнаружили
свыше ста способов уклонения от налогов.
Вот несколько, пожалуй, самых простых:

Стало быть, теневая экономика наносит
серьезный ущерб формированию доходной
части государственного бюджета.

Финансовые учреждения и организации

Финансы (в первую очередь, публичные) изучаются в рамках научных дисциплин «Финансы», «Финансы и кредит», «Финансы, денежное обращение и кредит». Данные дисциплины изучают деньги и социально-экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием материальных ресурсов. Финансы — это прикладная экономическая дисциплина.

Управление финансами (в первую очередь, корпоративными) изучается в рамках дисциплины финансовый менеджмент, а также «финансы организаций (предприятий)». Управление финансами банка изучается обычно в рамках дисциплины «Банковское дело». Контроль над финансовыми потоками изучается в рамках дисциплины «Финансовый контроль».

Методы и модели анализа финансовой информации изучаются в рамках финансовой математики. Финансовая математика является основой управления финансами.

На уровне микроэкономики

Дискуссия оказала серьёзное воздействие на весь дальнейший ход развития советской финансовой науки. Под её влиянием на протяжении последующих двадцати пяти лет в СССР сформировались три научные концепции советских финансов: распределительная, воспроизводственная и концепция Э. А. Вознесенского (иногда называемая правовой концепцией).

Многолетняя научная дискуссия между сторонниками распределительной и воспроизводственной концепций по существу сводилась к тому, в какой мере следует включать финансы советских предприятий и отраслей народного хозяйства в состав общественных финансов. При этом, обе концепции исключали из финансов социализма личные финансы и финансы непроизводственных предприятии и организаций, к которым относились все учреждения здравоохранения, образования, культуры и спорта. Таким образом, воспроизводственная концепция тоже не охватывала всю предметную область финансов.

Нью-Йоркская фондовая биржа на Уолл-стрит

Основная задача корпоративных финансов — финансовое обеспечение деятельности организации. Также важно нахождение оптимального баланса между доходностью бизнеса и финансовыми рисками. Для обеспечения текущих финансовых потребностей бизнеса обычно берутся краткосрочные банковские кредиты. Для обеспечения долгосрочных потребностей чаще выпускаются облигации или акции без фиксированного дивиденда. Такие стратегические решения о кредитах или выпуске акций в конечном счёте определяют саму структуру капитала организации.

Другая важнейшая сторона корпоративных финансов — это решения об инвестициях, то есть решения о вложении имеющихся свободных средств. Ведь инвестиция — это вложение свободного актива с надеждой, что он со временем увеличится в стоимости. Управление инвестициями — важнейшая сторона финансов на любом уровне, и корпоративный уровень не исключение. Перед принятием решения об инвестиции, нужно проанализировать следующие факторы:

Финансовый менеджмент в организациях во многом схож с бухгалтерским учётом. Но бухгалтерский учёт занимается учётом уже совершённых операций (и, следовательно, учётом «исторической» финансовой информации). А финансовый менеджмент смотрит в будущее и занимается анализом эффективности и планированием ещё предстоящих финансовых операций.

Финансовая экономика — это отрасль экономической науки, изучающая взаимосвязи между финансовыми величинами, такими как: цена, добавочная стоимость, акционерный капитал и пр. Финансовая экономика особенно концентрируется на изучении влияния реальных экономических показателей на финансовые показатели. Вот основные направления исследований:

Царь Мидас на золотой монете

Традиционно финансы разделяют на публичные финансы (централизованные, государственные и муниципальные финансы) и частные финансы (децентрализованные). Последние включают в себя как корпоративные финансы (финансы организаций), так и финансы домохозяйств (личные и семейные финансы).

В связи с существенным отличием финансов домохозяйств от корпоративных финансов эти категории рассматриваются как отдельные, таким образом, в общем финансы классифицируют на:

В корпоративных финансах в связи со спецификой и особой ролью отдельно выделяются финансы сферы финансовых услуг, в первую очередь, финансы кредитных организаций (банков) и финансы страховых организаций. Иногда выделяются также финансы некоммерческих организаций, а также финансы малого бизнеса.

Крупнейшие информационные агентства финансовой информации:

Общий термин для описания услуг компаний, чья деятельность связана с денежными или инвестиционными услугами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *