ФИНАНСЫ ЭТО СИСТЕМА ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ КОТОРЫХ ПРОИСХОДИТ ФОРМИРОВАНИЕ

1 Происхождение финансов

2 Сущность и необходимость финансов

3 Функции финансов

4 Роль финансов в расширенном воспроизводстве

Термин «финансы» возник приблизительно в 13-15 веках в торговых городах Италии и первоначально обозначал любой денежный платеж. В дальнейшем термин получил распространение как понятие, связанное с системой денежных отношений между государством и населением по поводу формирования денежных средств. Финансы возникли и долгое время развивались как система мобилизации средств, материальных и финансовых ресурсов для нужд правящей элиты, разных форм государственных образований и защиты определенной территории. С этой целью государство вводило разные формы налогов, сборов и платежей. Использование собранных таким способом денег исключало контроль со стороны обычных граждан.

На этом этапе развития термин «финансы» отражал следующее:

1) денежные отношения между двумя субъектами – государством и населением

2) в этих отношениях субъекты обладали различными правами, государство обладало особыми полномочиями

3) в процессе этих отношений сформировался общегосударственный фонд – бюджет

4) регулярное поступление средств в бюджет обеспечивалось государственно-принудительным характером взимания налогов и сборов

Как историческая категория, финансы появились одновременно с появлением государств и расслоением общества на классы. На ранних стадиях развития государств не существовало разницы между ресурсами государства и ресурсами монарха. И только с отделением имущества монарха от государственной казны, появились такие понятия, как: государственные финансы, государственный кредит и государственный бюджет.

Выделяют следующие предпосылки возникновения финансов:

1) отделение имущества монарха от казны и возникновение государства; Власть монархов была значительно урезана. Возник общегосударственный фонд денежных средств, которым глава государства не мог единолично пользоваться.

2) налоги в денежной форме приобретают преимущественный характер; И только на данном этапе развития государственности и денежных отношений стало возможным распределение созданного продукта в стоимостном отношении. Распределительные отношения — это часть экономических отношений в обществе. И финансы, являясь выражением этой сферы экономических отношений, являются экономической категорией

3) формирование и использование бюджета стало носить системный характер. (возникли системы государственных расходов и доходов с определенным составом, структурой и законодательным закреплением)

Финансы в своём развитии прошли 2 этапа:

1 этап – неразвитые финансы. Характерные черты: примерно две трети денежных средств расходуется на военные цели; не оказывается никакого влияния на экономику со стороны государства; финансовая система имеет только 1 звено – бюджет, а все финансовые отношения связаны только лишь с формированием и использованием бюджетных средств. Этот этап длился до конца 19 века.

2 этап – развитые финансы. Характерные черты: увеличивается удельный вес расходов государства на экономику и социальные нужды; финансовая система приобретает многозвенный характер, а потому и финансовые отношения приобретают разнообразный характер; получают развитие местные финансы, внебюджетные фонды, финансы предприятий разных форм собственности. Этот этап длится с конца второй мировой войны по сей день.

Современные подходы к определению сущности финансов значительно расширили содержание этого понятия.

Различают следующие подходы к определению экономической сущности определения «финансы»:

1) Финансы — это система экономических (денежных) отношений, при помощи которых создаются, распределяются и перераспределяются фонды денежных средств;

2) Финансы – это совокупность объективно обусловленных экономических отношений, которые имеют распределительный характер, денежную форму выражения, материализуются в денежных доходах и накоплениях, которые сосредотачиваются в государственных структурах и у субъектов хозяйствования с целью расширенного воспроизводства, материального стимулирования работников, удовлетворения социальных нужд общества.

3) Финансы – это система экономических отношений между государством, юридическими и физическими лицами по поводу формирования, распределения, перераспределения и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов, которые должны регулироваться правовыми нормами.

Обобщая вышеприведенные формулировки, можно сделать вывод, что финансы – это совокупность экономических отношений, в процессе которых происходит формирование, распределение и использование финансовых ресурсов государства и которые связаны с обменом, распределением и перераспределением ВВП и национального дохода.

Выделяют два уровня финансов:

— централизованные финансы – это экономические отношения, связанные с формированием и использованием денежных средств государства, которые аккумулируются в государственном бюджете и внебюджетных фондах. Основной централизованный фонд государства – это бюджет.

— децентрализованные финансы – это денежные отношения, обслуживающие кругооборот фондов предприятия.

Финансы имеют как внешнюю форму проявления, так и внутреннее содержание. Видимая (внешняя) сторона финансов проявляется в денежных потоках, которые движение которых происходит между субъектами экономических отношений. Содержательная сторона финансов связана с тем, что они отображают те или иные денежные потоки, т.е. – движение стоимости произведенного в обществе продукта или обменные и распределительные отношения. От налаженности этих отношений зависит эффективность экономической системы и развитие общества. Обменно-распределительные отношения характеризуют внутреннюю сущность финансов и являются предметом науки «Государственные финансы».

Главное назначение финансов – обеспечение физических лиц, субъектов предпринимательской деятельности и государственных структур достаточным для осуществления их деятельности денежными средствами

Главным материальным источником денежных фондов выступает национальный доход страны — вновь созданная стоимость валового внутреннего продукта (ВВП) за вычетом потребляемых в процессе производства орудий и средств производства.

ВВП (валовой внутренний продукт) – стоимость конечных товаров и услуг, произведенных резидентами данной страны на ее территории за определенный период времени.

Ключевыми элементами определения сущности финансов являются понятия финансовые отношения и финансовая деятельность.

Финансовые отношения – отражают движение стоимости от одного субъекта к другому, характеризуют обменные, распределительные и перераспределительные процессы и проявляются в денежных потоках. Инструментом финансовых отношений являются деньги. Обычно финансы отождествляют с деньгами, однако «финансы» и «деньги» — это две разные экономически категории с разным общественным назначением. Деньги – более древняя категория, возникшая на заре развития человечества как стихийно выделившийся товар, играющий роль всеобщего эквивалента и измеряющий затраты труда производителей. Финансы же возникли с появлением государства, для существования которого требовались определенные ресурсы – сначала в виде натуральных податей и трудовых повинностей, а затем и в денежной форме. Финансы – это всегда денежные отношения, но не все денежные отношения являются финансовыми. Например, работник платит налоги из своей заработной платы – это финансы, а если он приобретает на рынке какой-либо товар, то это не финансы, а отношения купли-продажи.

Финансовая деятельность субъектов проявляется в формировании ими доходов и осуществлении расходов.

В экономической науке выделяются следующие характерные признаки финансов:

1) обменно-распределительный характер отношений;

2) движение стоимости от одного субъекта к другому;

3) денежная форма отношений;

4) формирование доходов и осуществление расходов;

5) эквивалентный (по назначению) характер обмена и распределения и неэквивалентный характер перераспределения.

Сущность финансов проявляется в их функциях. В финансовой науке существует ряд дискуссионных вопросов в отношении функций финансов. Многие экономисты считают, что финансы выполняют две функции – распределительную и контрольную (Вознесенский Э., Сабанти Б., Родионова В., Дробозина Л., Гридчина М., Захожай В., Осипчук Л., Опарин В. и др.). Хотя в литературе можно найти и утверждения, что финансам, помимо этих двух функций, присущи и другие – функция использования денежных доходов, стимулирующая, регулирующая и т.д.

Обобщая существующие в экономической литературе мнения, можно выделить следующие функции финансов:

1 Фискальная функция (функция формирования денежных доходов): выполняется той частью финансов, которые функционируют в сфере материального производства и участвуют в процессе создания денежных доходов и накоплений (в основном финансы предприятий). Источниками формирования финансовых ресурсов являются:

Читать также:  По критериям характера и срочности управление финансами делится на стратегическое и

— государственные доходы (налоги и неналоговые доходы бюджетов; средства внебюджетных фондов);

— ресурсы предприятий (прибыль, амортизация, устойчивые пассивы и т.д.);

— ресурсы населения (заработная плата, доходы фермеров и пр.)

2 Контрольная функция: проявляется в контроле за распределением ВВП по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению. В практической деятельности контрольная функция проявляется в финансовом контроле. Объектом контрольной функции финансов являются финансовые показатели деятельности предприятий, организаций, учреждений. Необходимость контроля вытекает из того, что финансовые отношения имеют ярко выраженный противоречивый характер, поскольку каждый субъект стремится получить как можно больше. Именно для того, чтобы в процессе распределения и перераспределения ВВП отдельные субъекты финансовых отношений не присваивали не принадлежащую им часть, необходим постоянный, всеохватывающий финансовый контроль.

3 Распределительная функция: состоит в распределении перераспределении НД между производственной и непроизводственной сферами н.х., отраслями материального производства, отдельными регионами страны, формами собственности и социальными группами населения. Конечная цель распределения и перераспределения НД и ВВП, совершаемых с помощью финансов, состоит в развитии производительных сил, создании рыночных структур экономики, укреплении государства, обеспечении высокого качества жизни широких слоев населения. Эта функция выполняется в два этапа:

а) распределение первичных доходов среди участников материального производства (у физических лиц – это зарплата, у юридических лиц – прибыль, у государства – прибыль госсектора);

б) перераспределение, в результате которого образуются вторичные (производные) доходы (доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы, а также выплаты и бесплатные услуги из централизованных фондов физическим лицам и ассигнования юридическим лицам, налоги. Вторичные доходы служат для формирования конечных пропорций использования национального дохода.)

Сумма первичных доходов равна сумме национального дохода. Эти доходы формируются при распределении национального дохода среди участников материального производства. Они делятся на группы:

— зарплата рабочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, занятых в сфере материального производства;

— доходы предприятий сферы материального производства.

Однако первичные доходы еще не образуют общественных денежных средств, достаточных для развития приоритетных отраслей народного хозяйства, обеспечения обороноспособности страны, удовлетворения материальных и культурных потребностей населения. Необходимо дальнейшее распределение или перераспределение национального дохода.

Перераспределение национального дохода связано с межотраслевым и территориальным перераспределением средств в интересах наиболее эффективного и рационального использования доходов и накоплений предприятий и организаций; с наличием наряду с производственной непроизводственной сферы, в которой национальный доход не создается (просвещение, здравоохранение, социальное страхование и социальное обеспечение, управление); с перераспределением доходов между различными социальными слоями населения.

Перераспределение состоит в распределении и использовании централизованных фондов:

— общегосударственных (бюджет и фонды целевого назначения);

— ведомственных (фонды, которые создаются министерствами и ведомствами);

— корпоративных (фонды, которые формируются корпоративными объединениями).

Перераспределение включает 2 этапа:

— изъятие доходов у одних субъектов и формирование централизованных фондов;

— использование централизованных фондов и формирование вторичных доходов – доходов, полученных в непроизводственной сфере, а также выплат и бесплатных услуг из централизованных фондов физическим лицам и ассигнований юридическим лицам. Этот этап перераспределения и называется вторичное распределение.

4 Регулирующая функция: связана с вмешательством государства через финансы (государственные расходы, налоги, госкредит) в процесс воспроизводства. Элементами регулирования являются финансовое и бюджетное планирование рынка ценных бумаг и денежной массы, однако на сегодняшний день регулирующая функция финансов в Украине развита слабо.

Расширенное воспроизводство требует поддержки и развития отраслей народного хозяйства и территорий, инвестиций и воспроизводства рабочей силы.

Важная роль в расширенном воспроизводстве принадлежит государственным финансам и финансам предприятий.

Государство (макро уровень) оказывает влияние на процесс воспроизводства.

1) через бюджет

2) через налоговую политику

3) через кредитование

1) Государственные финансы и прежде всего бюджетная система путём соответствующего направления средств должны обеспечить структурную перестройку экономики, ускорение НТП, повышение эффективности производства и на этой основе рост жизненного уровня народа. Через госбюджет осуществляется межотраслевые и территориальные перераспределения ресурсов для выравнивания экономического и специального развития отдельных регионов.

2) Большое влияние на предприятия государство оказывает через налоговую политику: виды взимаемых налогов, их ставки, льготы. Следует отметить, что налоговая система в современных условиях, нацеленная на сокращение дефицита госбюджета, не стимулирует расширенное воспроизводство.

3) При переходе от командно-административной системы к рыночной резко сократились объёмы централизованных капитальных вложений. Поэтому наблюдается замедление темпов инвестиционной активности по этой причине и по причине кризиса неплатежей в народном хозяйстве, в связи с чем предприятия свёртывают капиталовложения. Но без увеличения инвестиций в украинскую экономику нельзя обеспечивать постоянный рост производства. Одним из путей решения этого вопроса является переход от возвратного бюджетного финансирования на кредитование (на возвратной и платной основе). Сохранение безвозвратного бюджетного финансирования имеет место преимущественно для социально значимых объектов, имеющих некоммерческий характер.

Привлечение иностранных инвестиций требует упорядочения и стабилизации законодательной базы в Украине.

Финансы играют большую роль в становлении и развитии любого предприятия, фирмы, корпорации, а также в повышении эффективности их работы. Главная задача хозяйствующих субъектов – рост активов предприятия и рачительное их использование.

С помощью финансов предприятия организует свою работу на основе коммерческого расчёта, осуществляет контроль своей деятельности. В этой связи в условиях рыночной экономики особое значение приобретают вопросы финансового менеджмента, т.е. наиболее эффективного управления финансовыми ресурсами.

Финансы выступают важным элементом воспроизводства рабочей силы, в стоимость которой помимо оплаты труда входят также расходы на образование, здравоохранение, социальное обеспечение.

Общепризнанным считается, что все экономические отношения в обществе опосредованы стоимостными экономическими категориями.

Финансы являются одной из таких стоимостных экономических категорий товарно-денежного хозяйства, наряду с такими категориями как деньги, кредит, товар, прибыль и другими. На уровне восприятия денежные отношения и финансовые отношения, как деньги и финансы, трудно различимы. Однако, в отличие от денег, финансы всегда неосязаемы, а финансовые отношения в своей основе могут носить не только денежный, но и товарный характер, выраженный в стоимостной оценке. Такое внешнее проявление финансовых отношений привело к различным толкованиям понятия и сущности финансов.

Не вносит определенности и слово финансы, которое произошло от латинского слова financia и в переводе означает «денежный платеж». Кроме того, следует учитывать, что само слово претерпело коренные изменения в зависимости от степени развития товарно-денежных отношений от fine (документ, подтверждающий взносы или уплату на ранних стадиях развития товарного хозяйства ), finis (окончание, финиш ), fiscus (корзина, казна), finance (денежный платеж), public finance (совокупность публичных доходов и расходов). Как видно из определений, слово «финансы» близко к слову «деньги», но не аналогично ему.

В экономических кругах, практически, все денежные отношения и расчеты стали причислять к финансовым – организаций всех форм собственности, инвестиционных институтов, банковской сферы, домашнего хозяйства и другие, имеющие стоимостное выражение.

Финансы в широком смысле слова представляют собой систему экономических денежных отношений по поводу формирования и использования денежных фондов и средств государства в соответствии с присущими им функциями.

Для определения сущности финансов необходимо выделить отличительные признаки финансов от денег, как экономических категорий, выражающие определенные экономические отношения.

Читать также:  Учеб. пособие для студентов вузов

В обществе все экономические отношения условно подразделяются на денежные и натуральные, а также на имеющие и не имеющие стоимостную оценку. Совокупность денежных отношений представляет собой определенную систему отношений, каждое из звеньев которой имеет свое назначение. В целом все звенья системы взаимообусловлены и взаимозависимы между собой и учитывают стратегические и тактические тенденции развития.

Денежные отношения подразделяются на обслуживающие воспроизводственный процесс, то есть отношения, являющиеся объективно необходимыми для воспроизводственного процесса. Это такие отношения как: рынок товаров, работ и услуг, рынок капиталов, рынок кредитов, рынок денег, которые приводят к приросту имеющихся ресурсов в обществе, прибыли в предпринимательских структурах, имущества в собственности граждан, предприятий и т.д. в соответствии с экономическими законами и разделением труда и капитала. Другая часть денежных отношений возникает и функционирует вне воспроизводственного процесса и связана с перераспределением денежных ресурсов и других средств, имеющих стоимостную оценку, в силу наличия государства, как органа управления экономикой, и выполнения им своих функций. Именно эти последние, формирующие денежные фонды и средства, необходимые для выполнения функций общегосударственного органа управления обозначаются как финансовые. К финансам относят и отношения по распределению и использованию денежных фондов и средств, связанных с функционированием общегосударственного управления.

Следует иметь в виду, что денежные фонды и средства различаются между собой в зависимости от целевого признака. Первые (фонды) — имеют строго целевой порядок формирования и использования средств, вторые (средства) – не имеют заранее закрепленной системы формирования и целей использования.

В зарубежной экономической литература вся совокупность денежных отношений, связанных с воспроизводственными процессами, относится к составным частям менеджмента и составной его частью является финансовый менеджмент. Финансы же трактуются как публичные (государственные) финансы, то есть денежные отношения, необходимые только для функционирования общегосударственного органа управления. Поэтому заранее проведена грань между стоимостными и денежными отношениями внутри хозяйствующих субъектов и финансами. Причем, следует иметь в виду, что в практической деятельности каждое самостоятельно развивающееся государство принимает различные варианты организации финансов (кейнсианские, монетаристские, рыночные и другие экономические модели).

Финансовыми отношениями можно считать денежные отношения, обусловленные фактом существования общегосударственного органа управления экономикой и необходимостью выполнения им своих функций.

Объективность организации финансовых отношений зависит от многих факторов функционирования самого общегосударственного органа и звеньев его управления. Финансовые отношения имеют императивную (волевую) форму организации и государственно-властную (законодательно закрепленную) форму проявления для всех хозяйствующих субъектов. Организация финансов, как системы отношений, предусматривает обязательность использования всеми хозяйствующими субъектами и государством установленных требований, зафиксированных в законодательных актах и нормативных документах, с соответствующими правами, обязательствами и ответственностью.

Финансы, как система экономических денежных отношений, формируют и опосредуют формирование и использование централизованных и децентрализованных денежных фондов и сумм средств, используемых на выполнение государством своих функций во всех областях деятельности.

Финансовые отношения представляют собой обособленную часть экономических денежных отношений. Специфика финансов, как экономической категории, проявляется в ее функциональном назначении, т.е. экономическом предназначении. Экономическое предназначение финансов проявляется в трех функциях:

1. Формирования денежных фондов (доходов) и средств. Под содержанием этой функции понимается способность через финансовые отношения сформировать централизованные (государственный бюджет и государственные внебюджетные фонды и другие доходы государства) и децентрализованные (хозяйствующих субъектов) денежные фонды и суммы средств, полученные в процессе перераспределения валового внутреннего продукта (вернее совокупного общественного продукта). Кроме того, через систему государственного регулирования финансы могут способствовать формированию этих фондов (доходов) и средств в процессе первичного распределения совокупного общественного продукта. В первом случае проявление функции возникает в процессе отношений хозяйствующих субъектов с государством по налоговым платежам, отчислениям в бюджетные и внебюджетные фонды и т.п. Во втором случае – в процессе применения на практике норм и нормативов, правил ведения бухгалтерского и налогового учета и др.

2. Использования денежных фондов (доходов) и средств. В этой функции через организацию финансовых отношений общегосударственный орган управления обязан производить дальнейшее перераспределение средств денежных фондов для выполнения государством его функций в части решения общегосударственных задач в оперативной и стратегической деятельности и в числе основных можно назвать расходы на содержание бюджетной сферы, обслуживание государственного долга, финансирование структурной перестройки и реструктуризации экономики, инвестирование средств на финансовый рынок и др.

3. Контрольная функция присуща многим экономическим категориям и имеет специфические особенности по отношению к категории финансов. Она реализуется в сочетании с первой или со второй функцией. По сути, эта функция присуща управлению, в том числе государственному. Так как финансы являются категорией тесно связанной с функционированием государства, то и ей свойственна эта функция, которая проявляется в деятельности финансовых, налоговых, таможенных и других государственных органов, реализующих на практике финансовую политику государства.

Именно в этих функциях проявляется то общее и те особенности, что связывают и обличают категорию «финансы» с более общей категорией «деньги».

Роль финансов в системе денежных отношений, как категории состоит в полноте выполнения ими своих функций по формированию и использованию централизованных (государственный бюджет и государственные внебюджетные фонды) и децентрализованных (хозяйствующих субъектов) денежных фондов и сумм денежных средств, а также в возможности осуществления контроля за их рациональностью функционирования в рамках единой системы.

Итак, финансы – это система экономических денежных отношений, имеющая императивную форму образования, выражающая процессы формирования и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов и средств с целью выполнения государством своих функций, принимающая законодательно закрепленный характер использования.

Субъектами управления финансами являются руководящие органы и руководимые ими хозяйствующие субъекты (см. рис. 1.1).

1. Дать определение финансов как экономической категории.

2. Какие функции выполняют финансы.

3. Чем отличается категория «финансы» от категории «деньги».

4. В чем заключается роль финансов в системе денежных отношений.

Финансы – одна
из центральных экономических категорий
в современной экономической науке.

В общем понимании
экономические категории – это
логические понятия, отражающие в
обобщенном виде наиболее существенные
стороны (условия) экономической жизни
общества.

Категории в абстрактном
виде выражают отдельные формы бытия,
условия существования, характеризуют
отдельные стороны развития системы
экономических отношений.

Логическая взаимосвязь
экономических категорий дает возможность
выяснить существенное, постоянное,
прочно остающееся в движении и развитии
экономических процессов, явлений.
Познавая сущность экономических
категорий, экономическая наука приходит
к определению экономических законов,
изучение которых является ее главной
задачей.

Поэтому закономерно,
что финансы как экономическая категория
базируется на действии и проявлении
объективных экономических законов.

Экономическую категорию
также образуют однородные экономические
отношения, имеющие объективный характер
и специфическое общественное назначение.
Они исключительно разнообразны и
возникают на всех стадиях процесса
воспроизводства и во всех сферах
общественной жизни. По сути, финансовые
отношения выступают как составная
часть производственных или, более
широко, – экономических отношений.

В процессе осуществления
хозяйственной (производственной)
деятельности между экономическими
субъектами (людьми) объективно (т. е.
независимо от их воли и желания)
складываются определенные отношения,
устанавливаются связи, контакты.

Как известно,
общественное производство, которое
является формой выражения хозяйственной
деятельности людей, характеризуется
двумя сторонами:

1) взаимодействием
людей, хозяйствующих субъектов с
природой (естественными факторами и
условиями производства, с техникой,
посредством которой человек воздействует
на природу);

Читать также:  Тема 13. Финансы организаций в финансовой системе государства

2) взаимодействием
людей, их групп, коллективов друг с
другом.

Обе стороны деятельности
имеют экономическую целесообразность,
количественное и качественное
экономическое выражение.

Следует иметь в виду,
что экономические и производственные
отношения неравнозначны. По объему и
содержанию экономические отношения
шире, богаче производственных. Если
экономические отношения охватывают
весь комплекс отношений в ходе
хозяйственной деятельности людей, то
производственные – лишь
социально-экономическое звено отношений
в системе общественного производства.

Экономические
отношения
образуют сложную систему. Их можно
классифицировать по ряду оснований:

1) в зависимости от
фазы воспроизводства выделяются
отношения непосредственно производства,
распределительные отношения, отношения
обмена и отношения потребления;

2) в зависимости от
форм собственности и хозяйствования
выделяют экономические отношения
государственного сектора, частные
экономические отношения, экономические
отношения домохозяйств, малого бизнеса
и т. д.;

3) в зависимости от
уровня (масштабов) реализации
различают межгосударственные и
внутригосударственные экономические
отношения, которые, в свою очередь,
подразделяются на отношения между
государством и бизнесом (предприятиями,
фирмами), государством и домашними
хозяйствами, бизнесом и домашними
хозяйствами;

4) по сферам протекания
хозяйственной деятельности различают
экономические отношения в промышленности,
сельском хозяйстве,
строительстве, торговле, сфере услуг,
народном образовании, культуре и
т. д.

Экономические
отношения могут рассматриваться в
узком и широком смысле слова. В
узком смысле слова они включают
отношения, характеризующие
социально-экономический тип общественного
производства (т. е. социально-экономические
отношения, основу которых составляют
отношения собственности). В широком
смысле слова в них наряду с
социально-экономическими включаются
организационно-экономические отношения,
связанные с организацией производства
и характеризующие его состояние
независимо от социально-экономической
формы (разделение, специализация и
кооперация труда, централизация,
концентрация и комбинирование
производства).

Проследим эволюция
взглядов на финансовые отношения на
примере категории «финансы».

Финансовая наука
длительное время рассматривала эту
категорию упрощенно, как некую сумму
денежных средств, использующуюся
государством и некоторыми другими
участниками денежных отношений в целях
обеспечения функций государства. По
большому счету, вплоть до начала XX
века наука рассматривала финансы как
совокупность денежных средств,
мобилизуемых государством.

В период господства
социалистической системы хозяйствования
финансы определялись как денежные
ресурсы, сосредоточенные в распоряжении
советского государства для осуществления
его функций по хозяйственно-организационной
и культурно-воспитательной деятельности,
обеспечению обороноспособности страны
и защиты социалистической собственности.
По сути, ставился знак равенства между
понятиями «финансы» и «государственные
финансы».

В современной
экономической литературе нет единства
мнений по поводу определения понятию
«финансы». В подтверждение этого можно
привести несколько альтернативных
определений этой экономической
категории.

Таким образом, финансы
представляют собой совокупность
экономических отношений, возникающих
по поводу формирования, распределения
и использования фондов денежных средств
в целях выполнения функций и задач
государства, а также обеспечения
потребностей субъектов хозяйствования.

Из всего изложенного
можно сделать вывод, что в современном
представлении финансы – это сложное
многогранное понятие, которое можно
и нужно рассматривать с различных точек
зрения: экономической, материальной;
правовой.

С экономической
точки зрения финансы (как экономическая
категория) отражают экономические
отношения, возникающие в процессе
создания и использования фондов денежных
средств в целях обеспечения расширенного
воспроизводства. Эти отношения возникают
между следующими субъектами:

Самый главный момент
здесь заключается в том, что эти отношения
связаны с перераспределением ВВП,
НД, НБ. Но к финансовым отношениям не
относятся те денежные отношения, которые
обслуживают обмен.

В экономической
литературе нет единого мнения по поводу
того, включают ли финансы кредитные
отношения или последние – самостоятельный
вид экономических отношений.

С правовой точки
зрения финансы предполагают наличие
норм, регулирующих общественные
отношения, возникающие в ходе осуществления
финансовой деятельности (финансовое
право).

Самый главный момент
здесь состоит в том, что одной из сторон
финансовых отношений обязательно
выступает государство или его орган.
Финансовые правоотношения возникают
только по поводу денежных средств. Не
возникают финансовые правоотношения
между:

С материальной точки
зрения финансы представлены
централизованными и децентрализованными
денежными фондами. Точнее было бы
говорить «целевые денежные фонды», а
не «финансы».

Централизованные
денежные фонды включают бюджетные и
внебюджетные фонды, которые обеспечивают
потребности воспроизводства на
макроэкономическом уровне.

Децентрализованные
фонды формируются у субъектов
хозяйствования и используются для
расширения производства, оказания
услуг, страхования, а также удовлетворения
социально-культурных потребностей
работников предприятия.

Финансы как часть
экономических отношений взаимодействуют
с различными экономическими категориями.
Для определения границ финансовых
отношений следует выделить отличительные
признаки финансов, которые отражают
их специфику.

Вместе с тем на сегодня
финансовой науке по-прежнему нет единой
точки зрения по поводу происхождения
финансов и границ финансовых отношений.

Так, дискуссионным
является вопрос об определении стадии
общественного воспроизводства, на
которой возникают финансовые отношения.
По этому поводу существуют три
альтернативные концепции:

В настоящее время
многие авторы забывают о
социально-экономической сущности
финансов: за счет кого государство
формирует свои доходы, на какие цели и
в чьих интересах оно использует
финансовые ресурсы.

Сущность финансов,
как и любой другой экономической
категории, наиболее ярко проявляется
в ее функциях. Функция есть внешнее
проявление свойства какого-либо объекта
в данной системе отношений. Применительно
к экономической категории функция
означает проявление ее сущности в
действии.

Однако в отечественной
литературе не существует единой точки
зрения по этой проблеме (это касается
и количества, и содержания функций
финансов).

Например, Л. А. Дробозина
выделяет следующие функции финансов:

Л. И. Сергеев считает,
что финансы выполняют распределительную,
стимулирующую и контрольную
функции.

Иной подход предложили
М. В. Романовский, О. В. Врублевская,
Б. М. Сабанти, по мнению которых,
контрольная и регулирующая (стимулирующая)
функции – это функции государства, а
не самой категории финансов, а финансы
выполняют функции образования денежных
фондов и использования денежных
фондов.

Несмотря на определенные
различия в подходах, большинством
авторов выделяются две функции:
распределительная (перераспределительная)
и контрольная.

Распределительная
функция финансов заключается в
обеспечении субъектов хозяйствования
необходимыми ресурсами, которые
используются в форме денежных фондов
целевого назначения.

Перераспределение
национального дохода связано с
территориальным и межотраслевым
перераспределением средств в интересах
наиболее эффективного и рационального
использования доходов и накоплений, а
также с перераспределением доходов
между различными социальными группами
населения.

Контрольная
функция финансов заключается в
реализации контроля за реальным денежным
оборотом и формированием фондов денежных
средств. Она позволяет выявить как
позитивные, так и негативные стороны
деятельности хозяйствующих субъектов.

Контрольная
функция финансов всегда имеет конкретную
форму проявления. Она может быть
сориентирована на предприятие как
объект управления, на бюджет конкретного
уровня, внебюджетный фонд и отдельно
взятое лицо.

Контрольная
функция финансов реализуется через
нормативы, определяющие размеры фондов
денежных средств, и источники их
финансирования. Целевое использование
финансовых ресурсов контролируется
на основе составляемых плановых и
отчетных смет образования и расходования
денежных фондов.

Финансовый
контроль является стоимостным. Поэтому
контрольная функция финансов проявляется
в контроле над распределением ВВП,
имеющем денежное (стоимостное) выражение,
по соответствующим фондам и расходованием
их по целевому назначению.

Через
контрольную функцию проявляется
способность финансов и количественно
отображать ход воспроизводственного
процесса, и контролировать складывающиеся
в обществе стоимостные пропорции.

Таким
образом, распределительная и контрольная
функция финансов являются наиболее
значимыми и чаще всего упоминаемыми в
учебной и научной литературе.

Вместе
с тем это не исключает альтернативных
подходов, дополняющих эти функции
(функция регулирования экономики,
функция экономического стимулирования
и др.).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *