ФИНАНСЫ ГОС ОРГАНИЗАЦИЙ ЭТО

Государственная
организация
– это организация (юридическое лицо),
имущество которой принадлежит государству.

Ключевое экономическое
различие между этими видами организаций
состоит в источниках их доходов. Доходы
первых преимущественно складываются
из бюджетных ассигнований, или поступлений
из государственного бюджета. Доходы
вторых преимущественно складываются
из выручки от производимой ими продукции
или платных услуг.

Финансы бюджетных организаций (учреждений)

Бюджетная
организация
– это
государственная организация, имеющая
своей целью оказание некоммерческих
услуг, деятельность которой финансируется
из государственного бюджета на основе
сметы доходов и расходов.

Специфические
черты бюджетной организации:

Бюджетная
организация, в отличие от хозяйственных
организаций, не производит какой-либо
продукции, а только оказывает определенные
услуги, т. е. результаты ее деятельности
не имеют вещественного (материального)
характера.

Оказание
услуг возможно как на безвозмездной
основе, или бесплатно для их потребителей,
так и на платной основе. В зависимости
от экономической и социальной политики,
проводимой государством, его бюджетные
учреждения могут иметь или не иметь
право на оказание еще и платных услуг
населению и другим организациям.

Документарной
основой финансов бюджетной организации
является смета ее доходов и расходов.
В том случае, когда бюджетная организация
не имеет собственных доходов от
коммерческой деятельности, данный
документ превращается в смету бюджетных
расходов.

Смета
бюджетного учреждения, или бюджетная
смета –
это план
предстоящих затрат, необходимых для
осуществления деятельности учреждения,
и вытекающих из них размеров поступлений
материальных и денежных средств из
государственного бюджета и других
источников.

Смета
доходов и расходов бюджетной организации
имеет примерно следующий вид (табл. 10).

Как видно из
приведенной табл. 6, бюджетная смета
внешне имеет вид баланса денежных
доходов и расходов, каковым является и
государственный бюджет, и финансовый
баланс коммерческой организации.
Основные экономические отличия сметы
от финансового баланса состоят в
следующем:

Отличия
бюджетной сметы от доходов и расходов
бюджета можно
сгруппировать следующим образом:

Расходы бюджетного
учреждения рассчитываются на предстоящий
год на основе:

Расчеты производятся
по каждой отдельной статье бюджетной
классификации расходов бюджетного
учреждения.

Основными
показателями объема деятельности
являются:

Основными нормативами
бюджетных затрат являются нормативы:

При составлении
государственного бюджета обычно
используются сводные нормативы затрат,
например расходы по всем статьям в
расчете на одного учащегося, на одного
студента, на одного больного (или на
одну койку) и т. п.

Самая общая формула
расчета единичной статьи расходов
бюджетной сметы следующая:

Р
= К × Н × Ц,

где
Р
– расходы определенного вида;

К
– количество единиц, принимаемое за
измеритель дея­тельности бюджетного
учреждения (количество учащихся,
коли­чество коек и т. п.);

Н
– норматив затрат в расчете на единицу
измерителя услуг в натуральном выражении
(число учащихся в классе, расход
ме­дикаментов на одну койку, процент
учащихся, получающих стипендии, и т.
п.);

Ц
— цена единицы затрат (ставка заработной
платы учителя, стоимость единичного
набора лекарств, размер стипендии на
одного студента).

Определив объем
затрат, необходимый для финансирования
деятельности бюджетного учреждения,
рассчитывают требуемое финансирование
из государственного бюджета. Для этого
из общей суммы годовых затрат вычитают
планируемое количество выручки от
коммерческой деятельности бюджетного
учреждения.

Госуда́рственные фина́нсы — форма организации денежных отношений, участником которых в той или иной форме выступает государство.
Государственные финансы — совокупность экономических отношений, система образования и распределения денежных фондов, необходимых государству для содержания его органов и выполнения присущих ему функций.

Функции государственных финансов

Государственные финансы представляют собой часть финансовой системы, в той её части, которая относится к централизованным (публичным) финансам. Главное назначение государственных финансов — обеспечить формирование и использование финансовых ресурсов у государства, необходимых для реализации его функций.

Государственным финансам, также, как и другим категориям финансов присущи функции:

Структура государственных финансов

Структура и содержание государственных финансов зависит от системы государственного устройства. В Российской Федерации к государственным финансам относятся фонды денежных средств, формируемых на федеральном уровне и уровне субъекта Федерации. К государственным финансам относятся:

К категории «государственные финансы» следует также отнести такие понятия как:

Управление государственными финансами

Управление государственными финансами осуществляют органы государственной власти, в первую очередь Президент и законодательные (Федеральное собрание, принимающее соответствующие законы в области государственных финансов) и исполнительные (Правительство, Центральный банк, Министерство финансов и др.)

В
финансовой системе зарубежных стран
важное место при­надлежит государственным
предприятиям. На современном этапе
развития, несмотря на проведенную в
80-х гг. приватизацию,
государственная собственность в этих
странах сохраняет сильные позиции в
экономике. Государственные предприятия
получают многочисленные заказы,
обеспечивая частному предпринимательству
обширный и гарантированный рынок сбыта
по ряду изделий, стимулируют процесс
накопления капитала путем перераспределения
национального дохода в пользу дру­гих
звеньев финансовой системы (через низкие
цены и тарифы на продукцию государственных
и высокие цены на продукцию частных
предприятий, потребляемую государственными)
и ин­вестирование собственных средств
в малорентабельные отрасли экономики.

Можно выделить
несколько причин образования
государ­ственных предприятий, которые
часто переплетаются и дей­ствуют
одновременно.

1. Экономические
причины вызваны необходимос­тью
вмешательства государства в хозяйственные
процессы. Функционирование государственных
предприятий влияет на соотношение между
отдельными отраслями материального
производства, способствует изменению
его структуры, стиму­лирует рост
прогрессивных отраслей.

Читать также:  МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ СТАТЬИ В КОНСТИТУЦИИ

Широкое внедрение
новой техники и научных достижений,
автоматизация производственных процессов
требуют крупных финансовых средств,
высокоразвитой энергетической базы. В
этой связи особое значение приобретает
развитие в рамках госу­дарства таких
отраслей промышленности, как газовая,
элект­роэнергетическая, нефтяная,
угольная. Помимо этого, создают­ся
государственные научно-исследовательские
центры и опыт­ные предприятия;
производится санирование монополистичес­ких
предприятий, оказавшихся на грани
банкротства; строятся новые предприятия
в капиталоемких отраслях. Государствен­ные
предприятия широко используются в
качестве инструмен­та антициклического
и антиинфляционного регулирования.

2. Развитие
вышеназванных отраслей, проведение
исследо­вательских работ требуют
крупных первоначальных капита­ловложений.
Частные предприятия неохотно идут на
риск, свя­занный с освоением новых
производств. Поэтому данные расхо­ды
финансирует государство. В этом и
заключаются финан­совые причины.

3. Политические
причины обусловлены развитием
интернационализации, что привело к
широкому участию госу­дарственных
предприятий в процессах интеграции
производ­ства и капитала. В современных
условиях государственные и смешанные
предприятия создают зарубежные филиалы
с учас­тием иностранного капитала,
заключают лицензионные и другие
соглашения по научно-техническому
сотрудничеству и та­ким образом
становятся непосредственными участниками
меж­дународных экономических отношений.
Многие государствен­ные предприятия
реализуют за границей значительную
часть производимой продукции (это
особенно характерно для Фран­ции,
которая за рубежом продает 50—60% всей
продукции ря­да государственных
компаний).

Сферу деятельности
государственных предприятий в разви­тых
зарубежных странах отражает таблица
2.

Государственные
предприятия в зарубежных странах
разли­чаются по правовому положению,
системе управления, органи­зации
экономики и финансов, характеру
взаимоотношений с бюджетом. Их можно
разделить на три основные группы:
госу­дарственные корпорации; смешанные
предприятия; предприя­тия, находящиеся
на бюджетном финансировании.

Важнейшее значение
имеют государственные кор­порации,
которые представляют собой крупные
промышлен­ные комплексы, охватывающие
все предприятия отрасли или значительную
их часть. Каждая корпорация утверждается
спе­циальным парламентским актом;
она обладает производствен­ной и
финансовой самостоятельностью, правом
вступать в дого­ворные отношения с
другими предприятиями.

Отличительной
чертой государственных корпораций
явля­ется их «автономность», т.е.
их повседневная производственная
деятельность находится вне парламентского
контроля; финан­сы отделены от
государственного бюджета.

Смешанные предприятия
— это предприятия, часть капитала
которых принадлежит государству. Они
создаются в результате приобретения
государством части акций предприя­тия
или строительства государством
предприятий с привлече­нием к его
участию частного капитала. Управление
такими предприятиями аналогично
управлению акционерными обще­ствами.

Предприятия,
находящиеся на бюджетном финансировании,
входят в состав управлений соответ­ствующих
министерств или муниципалитетов. Вся
их хозяй­ственная деятельность
регламентируется государством. Прибыль
полностью или частично поступает в
соответствующие бюджеты, а капитальные
вложения финансируются главным образом
за счет бюджетных ассигнований. Эти
предприятия ежегодно составляют сметы,
утверждаемые одновременно с го­сударственным
или местными бюджетами. На них полностью
распространяется процедура, действующая
в отношении государственного и местных
бюджетов.

Финансы
государственных предприятий представляют
со­бой совокупность экономических
денежных отношений, свя­занных с
формированием и использованием фондов
денежных средств и накоплений предприятий,
а также с контролем за формированием,
распределением и использованием этих
фон­дов и накоплений.

Взаимоотношения
государственных корпораций с бюджет­ной
системой осуществляются по линии уплаты
ими налогов в государственный и местные
бюджеты, процентов за кредиты и получение
из центрального бюджета субсидий,
главным обра­зом на финансирование
капитальных вложений, дотаций и кре­дитов
под высокие проценты.

Взаимоотношения
смешанных предприятий с государствен­ным
бюджетом по линии налогов складываются
так же, как и у обычных акционерных
обществ.

Соседние файлы в папке учебные пособия

Особое
положение в финансовой системе принадлежит
государственным и муниципальным
(местным) финансам, что обусловлено их
специфическим назначением — обеспечить
органы государственной власти и местного
самоуправления денежными средствами,
необходимыми для выполнения возложенных
на них функций.

Государственные
и муниципальные финансы —
это
денежные отношения, возникающие в
распределительном процессе в связи с
формированием
денежных средств у органов государственной
власти и местного самоуправления и их
использованием на удовлетворение
социальных потребностей граждан,
регулирование экономики, финансирование
национальной обороны и правоохранительной
деятельности, управления и других
расходов государства и муниципальных
образований.

С
помощью
государственных и муниципальных финансов
органы государственной власти и местного
самоуправления осуществляют регулирование
социальных процессов, оказывают влияние
на развитие приоритетных отраслей
экономики, сглаживают различия в уровне
социально-экономического развития
отдельных территорий страны и др.

На
организацию государственных и
муниципальных финансов оказывает
влияние ряд факторов. финансовый
план страхование

Во-первых,
форма
государственного устройства. Для
унитарных государств в целом характерна
более высокая степень концентрации
финансовых ресурсов в распоряжении
центральных органов государственной
власти по сравнению с федеративными
государствами. Основу финансовых
ресурсов органов власти
административно-территориальных единиц
унитарных государств составляют
отчисления от регулирующих доходов и
средства финансовой помощи центральных
органов государственной власти. В
условиях федеративной формы государственного
устройства, построенной на принципе
разграничения предметов ведения и
полномочий органов государственной
власти федерации и субъектов федерации,
собственные доходы становятся
преобладающими в структуре финансовых
ресурсов субъектов федерации. При этом
масштабность межбюджетного перераспределения
средств сокращается.

Во-вторых,
особенности
административно-территориального
устройства государства, что
проявляется в функционировании одних
субъектов федерации в составе других
субъектов федерации либо в формировании
муниципальных образований различного
территориального уровня.

Согласно
Конституции РФ равноправными субъектами
РФ являются края (области) и входящие в
их состав автономные округа. Соответственно
формирование финансовых ресурсов таких
краев (областей) и автономных округов
осуществляется в условиях разграничения
полномочий не только с федеральным
центром, но и между самими субъектами
РФ. При этом перечень доходов и пропорции
их зачисления в бюджеты указанных
субъектов РФ могут регулироваться
федеральными законами и договорами
(соглашениями) между органами
государственной власти автономного
округа и органами государственной
власти края или области.

Читать также:  Банк В.Р., Банк С.В., Тараскина А.В

Федеральный
закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах
организации местного самоуправления
в Российской Федерации», вводимый в
действие с 1 января 2006 г., сохраняет право
на осуществление местного самоуправления
одновременно на территории двух
муниципальных образований — муниципальных
районов и находящихся на их территории
поселений. Полномочия органов местного
самоуправления по мобилизации и
использованию собственных финансовых
ресурсов реализуются в условиях
межмуниципального разграничения
вопросов местного значения и источников
их финансового обеспечения. Федеральное
законодательство фиксирует состав и
уровень доходов, закрепляемых за
бюджетами каждого из видов муниципальных
образований.

В-третьих,
особый
статус отдельных территориальных
образований. Придание
территориальному образованию особого
статуса является эффективным механизмом
учета геополитических, этнографических,
демографических и иных характеристик
такого образования, выработанным
международной практикой.

Так,
некоторые унитарные государства (Италия,
Испания и др.) включают в свой состав
автономии, органы, власти которых имеют
более широкие полномочия по сравнению
с органами власти других
административно-территориальных единиц
этих государств. Для реализации таких
полномочий автономии наделяются
дополнительными финансовыми ресурсами
и соответственно обладают большей
финансовой независимостью. Международная
практика позволяет также привести
примеры федеративных государств,
включающих наряду с субъектами федерации
территориальные образования иного
статуса (в США — федеральный округ,
ассоциированная территория, в Индии —
союзные территории и др.). Разнопорядковый
статус территориальных образований,
входящих в состав федерации, определяет
различный объем полномочий их органов
власти по формированию и использованию
финансовых ресурсов.

Принцип
равноправия субъектов РФ, закрепленный
в ст. 5 Конституции РФ, не предусматривает
различий в объеме и составе полномочий,
возлагаемых на органы государственной
власти республик, краев, областей,
автономных округов, автономной области,
городов федерального значения. В
соответствии с федеральным законодательством
для всех субъектов РФ устанавливаются
единые нормативы отчислений от федеральных
налогов и сборов в их бюджеты и единая
методика расчета финансовой помощи.

В
свою очередь, для муниципальных
образований законодательство РФ
предусматривает возможность установления
особого режима функционирования.
Наделение муниципального образования
особым статусом обусловлено; концентрацией
в границах муниципального образования
объектов государственной безопасности,
для которых установлен особый режим
функционирования и охраны государственной
тайны (статус закрытого
административно-территориального
образования — далее по тексту ЗАТО);
специализацией градообразующих
организаций муниципального образования
на научной, научно-технической и
инновационной деятельности в рамках
научно-производственного комплекса
(статус наукограда). Особый статус
предусматривает больший объем полномочий
органов местного самоуправления и
соответственно дополнительные! источники
их финансового обеспечения. В частности,
обязательства, возлагаемые на органы
местного самоуправления ЗАТО в связи
со специальными условиями проживания
граждан (например, переселение на новое
место жительства граждан, утративших
служебную связь с отдельными организациями
ЗАТО; организация пропускного режима
на территорию ЗАТО и др.), предполагают
расширение полномочий органов местного
самоуправления по мобилизации финансовых
ресурсов. Федеральным законодательством
это достигается путем увеличения доли
налоговых доходов» зачисляемых в бюджеты
ЗАТО, установления права органов местного
самоуправления, ЗАТО на обеспечение
сбалансированности своих бюджетов за
счет финансовой помощи федеральных
органов государственной власти.

Формирование
и использование финансовых ресурсов
органов государственной власти и
местного самоуправления осуществляется
в форме различных фондов денежных
средств: бюджетов разных уровней
бюджетной системы страны и внебюджетных
фондов.

Бюджеты
формируются органами государственной
власти разного уровня и органами местного
самоуправления для финансового
обеспечения всех возложенных на них
задач и функций. С помощью средств
бюджетов осуществляется регулирование
экономических и социальных процессов,
развитие научно-технического прогресса,
формирование инвестиционного потенциала
и др. Таким образом, бюджет выступает
формой образования и использования
финансовых ресурсов органов государственной
власти и местного самоуправления,
направляемых ими на удовлетворение
разнообразных потребностей общества.

Формирование
внебюджетных фондов связано с появлением
потребности у органов государственной
власти и местного самоуправления в
значительных объемах финансовых ресурсов
для проведения ряда важных
социально-экономических мероприятий.
Внебюджетные фонды позволяют осуществить
финансирование таких мероприятий за
счет специальных источников, используемых
по целевому назначению. За счет средств
внебюджетных фондов обеспечиваются
социальные выплаты (пенсии, пособия и
др.), финансируются различные природоохранные
мероприятия, реализуются
научно-исследовательские и
опытно-конструкторские разработки и
т. п. Таким образом, внебюджетные фонды
выступают формой образования и
использования финансовых ресурсов
органов государственной власти и
местного самоуправления, предусматривающей
целевое направление средств на
финансирование отдельных социальных,
экономических, экологических потребностей
общества.

Образуемые
в форме бюджетов и внебюджетных фондов
финансовые
ресурсы органов государственной власти
и местного самоуправления —
это
доходы, поступления и денежные накопления,
находящиеся в государственной и
муниципальной собственности и
предназначенные для решения органами
государственной власти и местного
самоуправления вопросов, отнесенных к
их компетенции.

Формирование
основного объема финансовых ресурсов
органов государственной власти и
местного самоуправления осуществляется
посредством мобилизации государственных
и муниципальных доходов.

Государственные
доходы представляют собой денежные
средства, зачисляемые в соответствии
с действующим законодательством в
бюджеты органов государственной власти
разных уровней, а также в государственные
внебюджетные фонды.

Читать также:  СУБЪЕКТАМИ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ ЯВЛЯЮТСЯ ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНЫ

При
этом денежные средства, зачисляемые в
бюджеты органов государственной власти
соответствующих уровней, представляют
собой доходы бюджетов; денежные средства;
поступающие в государственные внебюджетные
фонды, являются доходами этих фондов.
Таким образом, государственные доходы
состоят из доходов бюджетов органов
государственной власти разных уровней
и доходов государственных внебюджетных
фондов, причем доходы бюджетов занимают
основное место в составе государственных
доходов.

Муниципальные
доходы — денежные средства, зачисляемые
в соответствии с законодательством
органов государственной власти и
решениями органов местного самоуправления
в бюджеты муниципальных образований.

Мобилизация
доходов в бюджеты и государственные
внебюджетные фонды осуществляется в
форме налоговых и неналоговых доходов,
а также безвозмездных перечислений. В
условиях рыночной экономики с помощью
налогов обеспечивается мобилизация
преобладающей части государственных
и муниципальных финансовых ресурсов.

Финансирование
расходов бюджетов в части превышения
их объема над величиной доходов
осуществляется за счет поступлений
из источников финансирования дефицита
бюджетов, Финансирование
дефицита бюджетов органов государственной
власти обеспечивается посредством
привлечения денежных средств в формах
займов, осуществляемых путем размещения
государственных ценных бумаг, и кредитов,
полученных от кредитных организаций;
получения бюджетных ссуд и бюджетных
кредитов из бюджетов других уровней;
поступления средств от продажи имущества,
находящегося в государственной
собственности, и др. При этом органы
государственной власти РФ имеют право
на привлечение как внутренних, так и
внешних источников финансирования
дефицита бюджета, а органы государственной
власти субъектов РФ — только внутренних
источников (ст. 94, 95 БК РФ). В соответствии
с действующим законодательством РФ
финансирование дефицита бюджетов
государственных внебюджетных фондов
обеспечивается только за счет изменения
остатков средств на счетах по учету
средств бюджетов соответствующих
внебюджетных фондов.

С
целью сбалансированности местных
бюджетов органы местного самоуправления
осуществляют привлечение средств на
внутреннем финансовом рынке (в формах
размещения муниципальных ценных бумаг,
бюджетных ссуд и бюджетных кредитов из
бюджетов других уровней, кредитов
кредитных организаций) и возмездное
отчуждение муниципального имущества
(путем его продажи). Право органов
местного самоуправления на внешние
заимствования Бюджетным кодексом РФ
не предусматривается (ст. 96 БК РФ).

Денежные
накопления органов
государственной власти и местного
самоуправления образуются за счет
доходов и поступлений текущего финансового
года, не использованных в ходе исполнения
соответствующего бюджета или
государственного внебюджетного фонда
и предназначенных для финансирования
расходов в последующие периоды. Денежные
накопления органов государственной
власти и местного самоуправления
проявляются в форме остатков средств
на счетах бюджетов или государственных
внебюджетных фондов на начало финансового
года, учитываемых после завершения
операций по принятым денежным
обязательствам прошедшего года. Остатки
средств изъятию не подлежат и могут
использоваться органами государственной
власти и местного самоуправления на
покрытие внутригодовых кассовых разрывов
в течение последующего года, направляться
на финансирование дефицита бюджета или
государственного внебюджетного фонда
в очередном финансовом году, размещаться
в долговые обязательства.

Источниками
формирования государственных финансовых
ресурсов являются валовой
внутренний продукт, поступления от
внешнеэкономической деятельности,
часть национального богатства (например,
поступления от продажи земли, доходы
от продажи нематериальных активов,
доходы от реализации конфискованного
или бесхозного имущества и т. п.). В случае
наступления чрезвычайных обстоятельств
(стихийных бедствий, вооруженных
конфликтов и военных действий и т. п.),
в период экономической нестабильности
часть национального богатства может
выступать в качестве источника
государственных финансовых ресурсов
при продаже золотого запаса, валютных
резервов и др. В свою очередь, источниками
финансовых ресурсов органов местного
самоуправления являются
валовой региональный продукт, а также
часть национального богатства,
находящегося или обращенного в
муниципальную собственность.

Использование
финансовых ресурсов органов государственной
власти и местного самоуправления
осуществляется в виде государственных
и муниципальных расходов.

Государственные
расходы — это денежные средства,
направляемые органами государственной
власти из бюджетов соответствующих
уровней и государственных внебюджетных
фондов на финансовое обеспечение
возложенных на них задач и функций.

Денежные
средства, направляемые из бюджетов
органов государственной власти
соответствующих уровней, представляют
собой расходы бюджетов; денежные
средства, перечисляемые из государственных
внебюджетных фондов, являются расходами
этих фондов. Таким образом, государственные
расходы состоят из расходов бюджетов
органов государственной власти разных
уровней и расходов государственных
внебюджетных фондов, при этом основной
объем государственных расходов
осуществляется за счет средств бюджетов
разных уровней.

Муниципальные
расходы — это денежные средства,
направляемые органами местного
самоуправления из бюджетов муниципальных
образований на решение вопросов местного
значения.

Государственные
расходы предназначены для удовлетворения
потребностей общества в области развития
экономики и социальной сферы, управления
государством, укрепления его
обороноспособности и национальной
безопасности и др. При этом конкретные
направления государственных расходов
определяются различными функциями
(экономической, социальной, управленческой,
оборонной, политической), выполняемыми
государством. На разных этапах развития
государства стоящие перед ним задачи
не остаются неизменными, соответственно
меняются объем и структура государственных
расходов по конкретным направлениям.

В
свою очередь, необходимость в муниципальных
расходах обусловлена удовлетворением
потребностей граждан, связанных с местом
непосредственного проживания (содержание
муниципального жилищного фонда,
транспортное обслуживание населения,
благоустройство территорий, охрана
общественного порядка, управление
муниципальным образованием и др.).
Многообразие видов муниципальных
расходов зависит от функций органов
местного самоуправления; уровня
социально-экономического развития
муниципального образования; задач,
решаемых органами местного самоуправления
на том или ином этапе развития.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *