ФИНАНСЫ И БЮДЖЕТ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

Бюджет Европейского Союза используется для финансирования программ финансирования ЕС (таких как Европейский фонд регионального развития, Фонд сплочения, Horizon Europe или Erasmus+) и других расходов на европейском уровне.

ФИНАНСЫ И БЮДЖЕТ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

Бюджет ЕС – это прежде всего инвестиционный бюджет. Составляя около 2% всех государственных расходов ЕС, он призван дополнять национальные бюджеты. Его цель – реализация приоритетов, согласованных всеми членами ЕС. Он обеспечивает европейскую добавленную стоимость, поддерживая действия, которые в соответствии с принципом субсидиарности и пропорциональности могут быть более эффективными, чем действия, предпринимаемые на национальном, региональном или местном уровне.

Первоначально бюджет ЕС финансировал в основном сельское хозяйство. В 1980-х и 1990-х годах государства-члены и Европейский парламент расширили сферу компетенции ЕС путем внесения изменений в учредительные договоры Союза. Признавая необходимость поддержки нового единого рынка, они увеличили ресурсы, доступные в рамках Структурных фондов для поддержки экономической, социальной и территориальной сплоченности. Параллельно ЕС усилил свою роль в таких областях, как транспорт, космос, здравоохранение, образование и культура, защита потребителей, окружающая среда, исследования, сотрудничество в области юстиции и внешняя политика.

С 2000 года бюджет ЕС был скорректирован с учетом прибытия 13 новых государств-членов с различной социально-экономической ситуацией, а также последовательных стратегий ЕС по поддержке рабочих мест и роста, а также расширенных действий для молодого поколения посредством Инициативы по занятости молодежи и Erasmus +. В 2015 году он учредил Европейский фонд стратегических инвестиций (EFSI), «так называемый план Юнкера», позволяющий укрепить инвестиции в ЕС.

Жизненный цикл бюджета ЕС

Ежегодная процедура освобождения позволяет Европейскому парламенту и Совету возлагать на Комиссию политическую ответственность за исполнение бюджета ЕС. Европейский парламент после рекомендации Совета решает, давать или нет окончательное одобрение, известное как «предоставление освобождения», способу исполнения Комиссией бюджета ЕС в конкретном году. В случае его предоставления это приводит к формальному закрытию счетов учреждения за определенный год.

Источники дохода

Ресурсы с НДС (12,2%)

Ресурсы, основанные на ВНД (56,1%)

Традиционные собственные ресурсы (14,7%)

Профицит с 2016 г. (4,6%)

ЕС получает свои доходы из четырёх основных источников:

Традиционные собственные ресурсы

В 2017 году доходы ЕС от таможенных пошлин составили 20 325 миллионов евро (14,6% от его общих доходов). Производственные сборы, уплаченные производителями сахара, принесли доход в размере 134 миллионов евро. Общий доход от ТОР (таможенных пошлин и сборов на сахар) составил 20 459 миллионов евро (14,7% от общего дохода ЕС).

Собственные ресурсы с НДС

Собственный ресурс, облагаемый НДС, является источником доходов ЕС, основанным на доле НДС, взимаемого в каждой стране-члене. Ставки и льготы по НДС различаются в разных странах, поэтому используется формула для создания так называемой «гармонизированной базы НДС», на которую взимаются сборы ЕС. Отправной точкой для расчетов является общая сумма НДС, собранная в стране. Затем эта сумма корректируется с использованием средневзвешенной ставки НДС, применяемой в этой стране, образуя промежуточную налоговую базу. Дальнейшие корректировки вносятся в случае отступления от директивы по НДС, позволяющего освобождать определенные товары от налога. Налоговая база ограничена и не может превышать 50% валового национального дохода (ВНД) государства-члена. В 2017 году вклад НДС в восьми государствах-членах ЕС снизился благодаря этому 50-процентному пределу (Эстония, Хорватия, Кипр, Люксембург, Мальта, Польша, Португалия и Словения).

Страны-члены обычно платят в бюджет 0,3% от своей гармонизированной базы НДС, но есть некоторые исключения. Ставка для Германии, Нидерландов и Швеции составляет 0,15% за период 2014–2020 годов, в то время как в Австрии также была сниженная ставка в период 2007–2013 годов.

Общий доход ЕС от собственных ресурсов НДС составил 16 947 миллионов евро (12,2% от общего дохода) в 2017 году.

Государства-члены обязаны направить в ЕС отчет о доходах от НДС до июля после окончания бюджетного года. ЕС проверяет представленные данные на точность, включая инспекционные визиты должностных лиц Генерального директората по бюджету и Евростата, которые отчитываются перед соответствующей страной.

Страна имеет юридическое обязательство реагировать на любые вопросы, поднятые в отчете, и обсуждения продолжаются до тех пор, пока обе стороны не будут удовлетворены, или же дело не будет передано в Европейский суд для окончательного решения. Консультативный комитет по собственным ресурсам (ACOR), в который входят представители от каждого государства-члена, дает свое мнение, когда государства-члены запрашивают разрешение не учитывать определенные расчеты или использовать приблизительные оценки. ACOR также получает и обсуждает результаты проверок. В 2018 году инспекторы сообщили ACOR о 15 проверках. Ожидается, что в 2019 году мы посетим 12 стран.

Собственные ресурсы, основанные на ВНД

Национальные взносы государств-членов являются крупнейшим источником бюджета ЕС и рассчитываются на основе валового национального дохода.
Ресурс, основанный на валовом национальном доходе (ВНД), представляет собой «дополнительный» ресурс, который обеспечивает доход, необходимый для покрытия расходов, превышающих сумму, финансируемую за счет традиционных собственных ресурсов, взносов на основе НДС и других доходов в любом году.

Ресурс, основанный на ВНД, гарантирует, что общий бюджет Союза всегда изначально сбалансирован.

Ставка ВНД определяется дополнительными доходами, необходимыми для финансирования бюджетных расходов, не покрываемых другими ресурсами (платежи на основе НДС, традиционные собственные ресурсы и другие доходы). Таким образом, к ВНД каждого государства-члена применяется единая ставка вызова.

Благодаря этому механизму покрытия ставка, применяемая к валовому национальному доходу государств-членов, варьируется от одного финансового года к другому.

В настоящее время этот ресурс представляет собой крупнейший источник доходов бюджета ЕС (обычно около 70% от общего объема финансирования). В 2017 году из-за более высоких, чем обычно, других доходов и профицита по сравнению с предыдущим годом норма требования ВНД составила 0,5162548%, а общая сумма взимаемых ресурсов ВНД составила 78 620 миллионов евро (что составляет 56,6% от общего дохода). В 2017 году Дания, Нидерланды и Швеция получили выгоду от ежегодного валового сокращения своего вклада, основанного на ВНД (соответственно на 130 миллионов евро, 695 миллионов евро и 185 миллионов евро – все суммы выражены в ценах 2011 года).

Общая сумма собственных ресурсов, которые могут быть собраны в бюджет ЕС от государств-членов в любой данный год, ограничена относительно ВНД государств-членов. В настоящее время общий объем собственных ресурсов, выделяемых Союзу для покрытия годовых ассигнований на выплаты, не может превышать 1,20% суммы ВНД всех государств-членов.

Евростат осуществляет информационные визиты в национальные статистические институты, входящие в Европейскую статистическую систему. На основании отчетов об оценке Евростата Генеральный директорат по бюджету Комиссии может уведомить Постоянного представителя соответствующего государства-члена о необходимых исправлениях и улучшениях в форме оговорок в отношении данных о ВНД государства-члена. Платежи производятся ежемесячно государствами-членами комиссии. Выплаты из собственных средств производятся ежемесячно. Таможенные пошлины предоставляются государствами-членами после их взимания. Выплаты ресурсов, основанных на НДС и ВНД, основаны на бюджетной смете, составленной на этот год, с возможностью последующей корректировки.

Прочие доходы составили 12,4% доходов ЕС в 2017 году. Сюда входят налоговые и другие отчисления из заработной платы сотрудников ЕС, вклады стран, не входящих в ЕС, в определенные программы (например, связанные с исследованиями), проценты за просрочку платежей и штрафы, и другие разнообразные предметы.

Расходы ЕС в миллионах евро в 2014 г. (всего: 142 496 миллионов)

Рост (включая инфраструктурные проекты) (47,01%)

Природные ресурсы (включая ЕСП) (38,80%)

Безопасность и гражданство (1,64%)

ЕС как глобальный партнёр (6,12%)

Расходы МФФ и НГЭУ

Финансирование стран-членов

Примечание: в этом бюджетном периоде «27 ЕС» означали 27 государств-членов до присоединения Хорватии.

Взносы ЕС-28 (2014 г.)

Проект бюджета ЕС на 2023 год имеет общую сумму собственных ресурсов в размере 154 186 млн евро, которые разложены на: общая сумма национальных вкладов, собственные ресурсы: 132 596 млн евро и общая сумма чистых традиционных собственных ресурсов: 21 590 млн евро.

Как принимается бюджет ЕС

Бюджет ЕС позволяет странам ЕС достичь большего, чем они могли бы, действуя в одиночку. Узнайте, как обсуждается, принимается и расходуется бюджет.

Выручка

Каковы основные источники доходов ЕС? Какую пользу бюджет ЕС приносит странам-членам? Узнайте здесь.

Расходы

ЕС обеспечивает себя
средства, которые требуются для
достижения его целей и проведение его
политика. Структура собственных средств:

1) отчисления, премии, дополнительные
и компенсационные платежи, а также иные
платежи, взимаемые с товарооборота с
третьими странами в рамках общей
сельскохозяйственной политики;

2) таможенные пошлины Единого
таможенного тарифа, другие аналогичные
таможенные платежи, взимаемые с
товарооборота с третьими странами, а
также таможенные пошлины на товары
номенклатуры ЕОУС;

Читать также:  " Фридом Финанс" не полностью сбрасывает со счетов долларовые ограничения на кредитное плечо

3) отчисления от поступлений национальных
налогов на добавленную стоимость;

4) процентные отчисления от величины
валового общественного продукта;

5) прочие собственные средства (налог
на жалованье персонала, процентный
доход от капитала, полученные взносы
на осуществление программ, штрафы и
др.).

В ст. 272 Договора проводится
различие между обязательными
и необязательными расходами .
Это разделение объясняется в первую
очередь политическими причинами и
связано с распределением бюджетных
полномочий между институтами ЕС.
Обязательные расходы утверждаются
Советом, необязательные – Парламентом.
Последний имеет возможность во пределенных
пределах увеличить по сравнению с
предшествующим годом размер необязательных
расходов путем соответствующего
изменения представленного Советом
плана бюджета.

Бюджетный процесс представляет
собой последовательность отдельных
этапов разработки, рассмотрения,
утверждения и исполнения бюджета. В нем
участвуют Совет и Парламент, образующие
в совокупности бюджетный орган ЕС,
Комиссия, а также Счетная палата,
осуществляющая бюджетный контроль.

Процесс разработки и принятия бюджета
начинается 1 сентября и завершается 31
декабря года, предшествующего бюджетному.
Для каждого этапа правом ЕС определены
сроки, обязательные для бюджетного
органа.

Этапы бюджетного процесса:

1) разработка предварительного
проекта. Бюджетный процесс начинается
с представления органами и службами
смет их расходов и поступлений. Комиссия
составляет на их основе предварительный
проект бюджета;

2) утверждение проекта бюджета.
Предварительный проект бюджета с
сопроводительными материалами должен
быть представлен Совету. Одновременно
проект представляется Парламенту. По
окончании консультаций Совет
квалифицированным большинством голосов
принимает решение об утверждении проекта
предварительного бюджета. Принятый
Советом проект бюджета направляется
Парламенту для рассмотрения впервом
чтении. Бюджет может быть окончательно
утвержден уже в первом чтении, если
Парламент одобрит его в течение 45 дней

Перспективное финансовое планирование. Основные направления реформы бюджета евросоюза

Перспективные финансовые
прогнозы имеют характер
рамочного плана и
определяют структуру и лимиты расходов
ЕС на несколько лет вперед. Финансовый
прогноз не является многолетним бюджетным
проектом, но служит основой для составления
годового бюджета. Комиссия ежегодно
корректирует финансовый прогноз с
учетом изменения уровня цен и показателей
валового общественного продукта. Финансовые
прогнозы разрабатываются Комиссией
и принимаются Парламентом, Советом и
Комиссией в форме межинституционального
соглашения.

Прогноз составляется с учетом необходимости
содействия развитию экономики в странах
ЕС, а также интеграции новых членов ЕС.
Перспективы развития бюджетного права
ЕС изложены в докладах Комиссии. В них
также анализируется существующая
финансовая система и рассматриваются
возможные пути ее совершенствования.
Комиссия исходит из необходимости
обеспечения финансовой автономии ЕС,
прозрачности бюджета, эффективности
использования бюджетных средств.

Основные направления реформы бюджета
ЕС:

а) упрощение
системы собственныхсредств –
может быть достигнуто посредством
отказа от традиционных источников
(таможенных пошлин и аграрных отчислений),
совершенствования поступлений НДС и
повышения роли отчислений от величины
валового общественного продукта. Доходы
от налоговых пошлин, отчислений за сахар
и изоглюкозу, аграрных отчислений
относительно невелики, и их значение
как источника финансирования бюджета
ЕС неизменно снижается. Поэтому ЕС мог
бы постепенно отказаться от поступлений
из традиционных источников и передать
их государствамчленам. Система НДС
может быть изменена путем установления
долго срочной твердой квоты отчислений
в бюджет ЕС. Более радикальное предложение
состоит во введении системы собственных
средств, основанной исключительно на
отчислениях от величины валового
общественного продукта. Возражения
против этого вызваны тем, что такое
решение хотя и отвечает критериям
справедливости распределения финансового
бремени и прозрачности бюджета, но
приведет к существенному сокращению
финансовой автономии ЕС;

б) расширение
налоговой базы и введение новых источников
дохода бюджета 
Такими источниками могут стать собственные
налоги ЕС, которые бы устанавливались
и регулировались Советом и Парламентом
и поступали бы в европейский бюджет
непосредственно от налоговых субъектов,
а не из бюджетов государствчленов;

в) решение
проблемы баланса интересов
государств-членов ЕС в бюджетной сфере,
устранение несоответствия между вкладами
и обратными поступлениями государств–
членов ЕС.

The EU budget in motion

The current debate on the budget — and how it has developed over time.

The long-term EU budget

Information on the current EU long-term budget, running from 2021 to 2027, and on the previous one covering the 2014-2020 period.

The EU as a borrower

Facts and figures about the EU as a borrower on the capital markets – key programmes, existing issuances, latest news.

The annual EU budget

The documents related to the adoption, implementation and reporting of the EU annual budget for the previous, current and next financial year.

News

Conferences and other events related to the EU budget.

Publications

The publications and informational material regarding the EU budget.

Fact check on the EU budget

You have heard a lot of things about how the EU spends its money. Find out the facts about how the EU budget works and how you can benefit directly from it.

Let’s find out!

Официальной валютой Европейского союза является евро, используемая во всех документах и актах. В Пакте о стабильности и росте изложены налоговые критерии для поддержания стабильности и экономического сближения. Евро также является наиболее распространённой валютой в странах ЕС, которая уже используется в 19 государствах-членах, известных как еврозона. Все остальные государства-члены за исключением Дании, которая имеет специальный отказ, взяли обязательства по переходу на евро после того, как они выполнят требования, необходимые для перехода. Швеция, хоть и дала отказ, но заявила о возможном присоединении к Европейскому механизму валютных курсов, который является предварительным шагом ко вступлению. Остальные государства намерены присоединиться к евро через свои договоры о присоединении.

Ниже приведена таблица, показывающая, соответственно, ВВП (ППС) и ВВП (ППС) на душу населения в Европейском союзе и для отдельно каждого из 28 государств-членов, отсортированных по ВВП (ППС) на душу населения. Это может быть использовано для приблизительного сравнения уровня жизни между государствами-членами, у Люксембурга — самый высокий и самый низкий — у Болгарии. Евростат, базирующийся в Люксембурге, является официальным статистическим бюро Европейских сообществ, выпускающим ежегодные данные по ВВП в государствах-членах, а также ЕС в целом, которые регулярно обновляются в целях поддержания основ европейской бюджетной и экономической политики. Цифры указаны в евро за 2014 год.

Эти официальные данные Евростата по состоянию на 28.09.2015

ВВП (ППС) на душу населения 2008

Экономическая эффективность варьируется от государства к государству. Пакт о стабильности и росте регулирует финансово-бюджетную политику с Европейским союзом. Он распространяется на все государства-члены, с конкретными правилами, которые применяются в отношении членов еврозоны, предусматривающие, что дефицит бюджета каждого государства не должен превышать 3 % ВВП и государственный долг не должен превышать 60 % от ВВП. Тем не менее, многие крупные участники рассчитывают свой будущий бюджет с дефицитом, значительно превышающим 3 %, и страны еврозоны в целом имеют долг, превышающий 60 % (см. ниже).

Сравнение богатейших регионов ЕС может оказаться трудной задачей. Это объясняется тем, что NUTS-1 и NUTS-2 регионы являются неоднородными, некоторые из них очень крупные, такие, как NUTS-1 Гессен (21100 км²), или NUTS-1 Иль-де-Франс (12011 км²), в то время как другие регионы NUTS гораздо меньше, например NUTS-1 Гамбург (755 км²), или NUTS-1 Большой Лондон (1580 км ²). Экстремальный пример — Финляндия, которая разделена по историческим причинам, на материковую часть с 5,3 млн жителей и Аландские острова, с населением 26700, что примерно равно населению небольшого финского города.

Одна из проблем с этими данными заключается в том, что в некоторых областях, в том числе в Большом Лондоне, в большом количестве присутствует Маятниковая миграция, поступающая в регион, тем самым искусственно увеличивая цифры. Это влечет за собой повышение ВВП, не изменяя количество людей, живущих в этом районе, увеличивая ВВП на душу населения. Аналогичные проблемы могут вызывать большое число туристов, посещающих этот район.

Эти данные используются для определения регионов, которые поддерживаются такими организациями, как Европейский фонд регионального развития.

Было принято решение разграничить номенклатуру территориальных единиц для целей статистики (NUTS) регионов, произвольным образом (то есть не основываясь на объективных критериях и не единообразных для всей Европы), что было принято на общеевропейском уровне.

Экономически сильнейших NUTS-1 и NUTS-2 регионов

В числе пятнадцати регионов с самым низким рейтингом в 2004 году были Болгария, Польша и Румыния, причем самые низкие показатели зарегистрированы в Норд-Эсте в Румынии (25 % от среднего показателя), затем Северозападен, Южен централен и Северен централен в Болгарии (все 25-28 %). Среди 68 регионов с уровнем ниже 75 % от среднего, пятнадцать были в Польше, по семь в Румынии и Чешской Республике, шесть в Болгарии, Греции и Венгрии, пять в Италии, четыре во Франции (все заморские департаменты) и Португалии, три в Словакии, один в Испании и остальные в странах Словении, Эстонии, Латвии и Литве.

Читать также:  МОНИТОРИНГ ЗАКУПОК ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ МИНИСТЕРСТВОМ ФИНАНСОВ РФ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИИ УКАЗАННОЙ

Богатейшие и беднейшие NUTS-2 регионы (ПВП ППС 2006)

См. также: Список всех NUTS-2 регионов с данными по ВВП на 2006 год Архивная копия от 25 марта 2009 на Wayback Machine

Развитие и экономический рост

Население и ВВП на душу населения в странах — членах ЕС и некоторых кандидатах

ВВП (ППС) на душу населения 2007 с указанием стран с показателем выше и ниже среднего среди 27 стран

12 новых государств-членов из Центральной и Восточной Европы имеют более высокий средний процент роста, чем их западноевропейские партнеры. В частности, страны Балтии добились стремительного роста ВВП, в Латвии он составляет до 11 %, что на уровне мирового лидера Китая, чей средний показатель равен 9 % за последние 25 лет. Причины такого массового роста заключаются в проведении государством стабильной денежно-кредитной политики, экспортно-ориентированной политики, торговли, низкой фиксированной налоговой ставки и использовании сравнительно дешёвой рабочей силы. За последний год (2008) в Румынии был самый большой прирост ВВП среди всех государств ЕС.

Текущая карта роста ВВП в ЕС наиболее контрастна по регионам, где сильные экономики страдают от стагнации, в то время как в новых государствах-членах наблюдается устойчивый экономический рост.

В целом же влияние ЕС на увеличение мирового валового продукта сокращается в связи с развитием экономических держав, таких как Китай, Индия, Россия и Бразилия. В среднесрочной и долгосрочной перспективе ЕС будет искать пути для увеличения темпов роста ВВП в странах Западной Европы, таких как Франция, Германия и Италия и стабилизации роста в новых странах Центральной и Восточной Европы для обеспечения устойчивого экономического процветания.

Столкнувшись с проблемами экономического развития в конце первого десятилетия нового тысячелетия, страны ЕС в 2010 году приняли стратегию Европа 2020, направленную на решение текущих экономических проблем в течение следующего десятилетия.

Сфера услуг является наиболее важным сектором в странах Европейского союза, что составляет 69,4 % от общего ВВП, по сравнению с обрабатывающей промышленностью с 28,4 % и сельским хозяйством с лишь 2,3 % от общего ВВП.

Сельскохозяйственный сектор поддерживается субсидиями со стороны Европейского союза в рамках Единой сельскохозяйственной политики (ЕСП). Это в настоящее время составляет 40-50 % от общих расходов ЕС, что гарантирует минимальные цены для фермеров в ЕС. Это критикуется как проявление протекционизма, препятствующее торговле, и наносящее ущерб развивающимся странам.
Одним из самых ярых противников являлась Великобритания, третья по величине экономика блока, которая неоднократно отказывалась давать ежегодную Великобританскую скидку если в ЕСП не будет произведено значительных реформ. Франция, вторая по величине экономика блока, является наиболее ярым сторонником ЕСП.

Европейский союз является крупным туристическим центром, привлекающим посетителей из-за пределов ЕС, а также граждан путешествующих внутри него самого.
Внутренний туризм является более удобным для граждан некоторых государств — членов ЕС, входящих в Шенгенское соглашение и еврозону. Все граждане Европейского союза имеют право на поездку в какую-либо страну-член, без необходимости получения визы. Если рассматривать отдельные страны, то Франция является мировым лидером по привлекательности иностранных туристов, за которой следуют Испания, Италия и Великобритания занимающие 2-е, 5-е и 6-е места соответственно. Если рассматривать ЕС как единое целое, то число иностранных туристов меньше, так как большинство путешествующих это внутренние туристы из других стран-членов.

EES EAEC. Энергетическая зависимость EU-27, 1990-2020, процентыПримечания: Энергетическая зависимость показывает, в какой степени экономика зависит от импорта для удовлетворения своих энергетических потребностей. Рассчитывается из отношения импорта-нетто (импорт минус экспорт) на сумму валового внутреннего потребления первичных энергоносителей   и бункерного топлива.

Топливно-энергетический баланс EU-27 за 2020 год и основные тенденции в его изменении в 2020 году в сравнении с 1991 годом характеризуются данными нижеследующих таблиц

В числе крупнейших стран EU-27 (стран, у которых производство электроэнергии превышает 200 млрд  кВт∙ч) Германия, Италия, Испания и Франция

EES EAEC. Показатели электроэнергетических комплексов крупнейших стран EU-27 за 2020 годПримечание: Ранжированы по убыванию производства электроэнергии

EES EAEC. Структура производства электроэнергии-брутто крупнейшими странами EU-27 за 2020 год, млн. к Вт∙ч

Основные тенденции в производстве электроэнергии-брутто за период с 1990 по 2020 годы и динамике изменения числа часов использования установленной мощности электростанций EU-27 иллюстрируются следующими диаграммами

EES EAEC. Структура производства электроэнергии-брутто в EU-27 в 1990 и 2020 годах, проценты

EES EAEC. Сравнительная диаграмма производства электроэнергии-брутто в EU-27 на ТЭС, АЭС и ВИЭ, 1990-2020, млрд. к Вт∙ч

EES EAEC. Число часов использования-брутто установленной мощности электростанций EU-27, 1990-2020, часы

Ключевые энергетические организации:

Действующие регламенты и директивы (EUR-Lex):

Европейский союз представляет интересы всех своих членов в рамках Всемирной торговой организации (ВТО), и действует от имени государств-членов при решении любых споров.

В ЕС также функционирует ряд крупнейших компаний финансового сектора, в частности HSBC (крупнейший банк Великобритании) и Grupo Santander (крупнейшая финансово-кредитная группа в Испании) — крупнейшие компании с точки зрения рыночной капитализации.

Уровень безработицы по странам, среди ЕС-27 на март, 2009

Уровень безработицы варьируется среди государств-членов.

В следующей таблице показаны текущий уровень безработицы среди всех государств-членов в марте 2009 года в сравнении с мартом 2008, 2007, 2006 и 2005 годах и в сравнении с США и Японией:

Следующие ссылки отражают уроень роста и суммарный ВВП (IMF):

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ И БЮДЖЕТ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

В результате изучения гл. 11 студент должен:

проводить юридическую экспертизу проектов нормативных правовых актов но вопросам правового регулирования интеграции и сотрудничества государств в области финансов, а также принятия и реализации бюджета ЕС.

Финансы и бюджет Европейского Союза (общие положения)

Одной из отличительных особенностей ЕС по сравнению с иными интеграционными образованиями является система финансирования деятельности ЕС, изначально предусмотренная учредительными договорами1, которая основывается на использовании собственных средств ЕС.

полномочиями наднационального характера, позволяющими принимать самостоятельные решения независимо от политической воли каждого из государств-участников.

Важное отличие ЕС от всех прочих интеграционных образований и международных организаций заключается в том, что уже в 1951 г. Договором об учреждении ЕОУС были заложены основы системы автономного финансирования их деятельности за счет собственных средств. Так, ст. 49 Договора закрепляла полномочие Высшего руководящего органа ЕОУС обеспечивать получение средств, необходимых для выполнения своих задач посредством обложения сборами угля, стали и их производных, а также получения займов.

Однако эта попытка опережала свое время, и поэтому в созданных Римскими договорами двух новых Европейских сообществах было решено вернуться к традиционной схеме финансирования международных организаций за счет пропорциональных взносов государств-членов. Договор об учреждении Европейского экономического сообщества от 17 апреля 1957 г. в ст. 200 закреплял норму, согласно которой бюджетные поступления включают, независимо от других доходов, финансовые взносы государств-членов. Этот договор также закреплял шкалу финансовых взносов в бюджет Сообщества для каждого государства-члена. Сходные нормы содержались и в ст. 172 Договора об учреждении Евратома от 25 марта 1957 г.

При этом, однако, оба Римских договора закрепляли возможность замены взносов государств-членов собственными ресурсами Сообществ. Статья 173 Договора о Евратоме закрепляла возможность замены финансовых взносов государств-членов полностью или частично поступлениями от сборов, взимаемыми Сообществом в государствах-членах. Этот договор также провозглашал, что финансовые взносы государств-членов, предусмотренные в ст. 200, могут быть замещены собственными ресурсами Сообщества, в частности доходами от общего таможенного тарифа, когда последний будет окончательно введен в действие (ст. 201).

8 апреля 1965 г. в г. Брюсселе был подписан Договор о слиянии (вступил в силу 1 июля 1967 г.), в соответствии с которым высшие руководящие органы трех Европейских сообществ (ЕОУС, ЕЭС, Евратом) были объединены. Статья 20 Договора о слиянии также предусматривала объединение бюджетов Европейских сообществ согласно соответствующим положениям договоров о создании Европейских сообществ в единый бюджет Европейских сообществ.

Согласно ст. 2 указанного решения с 1 января 1971 г. доходы от сельскохозяйственных пошлин и таможенных пошлин на импорт были отнесены к собственным финансовым ресурсам Европейских сообществ. В целях компенсации расходов государств-членов, связанных с администрированием уплаты таможенных и сельскохозяйственных пошлин и перечислением их в доход бюджета Европейских сообществ, им предусматривалось возмещение 10% сумм, перечисленных в доход бюджета.

Читать также:  ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ФИНАНСЫ

Статья 4 рассматриваемого решения определяла и третий источник собственных ресурсов Европейских сообществ. Им стали отчисления государств-членов от собираемого ими налога на добавленную стоимость (НДС). Было установлено, что ставка отчислений от НДС, перечисляемых в бюджет Европейских сообществ, не может превышать 1%, при этом конкретный размер данной ставки на каждый год определялся в рамках бюджетной процедуры при принятии бюджета Европейских сообществ.

Бюджет Европейских сообществ должен был перейти на использование в качестве источников доходов только собственных ресурсов с 1 января 1975 г., поэтому до 31 декабря 1974 г. для обеспечения сбалансированности бюджета был сохранен такой источник доходов бюджета как финансовые взносы государств-членов.

Рассмотренное решение Совета коренным образом изменило сущность бюджета Европейских сообществ, закрепив наличие системы собственных ресурсов бюджета и отказавшись от традиционного источника доходов международных организаций — взносов государств-членов. Подходы к определению источников наполнения бюджета Европейских сообществ, заложенные в данном решении, стали основой его дальнейшего формирования.

Одной
из характерных особенностей функционирования
финансовой системы Европейского Союза
является то, что в отличие от других
международных экономических организаций
ЕС имеет самостоятельный бюджет, который
объединяет подавляющее большинство
совместных финансовых фондов. Бюджет
ЕС — основная финансовая база интеграционных
мероприятий в рамках Союза, важный
инструмент наднационального регулирования
экономики стран-участниц. Бюджет ЕС
концентрирует более 95% всех объединенных
финансовых ресурсов Союза. В смету
Комиссии ЕС входят все бюджетные фонды
— Европейский фонд ориентации и
гарантирования сельского хозяйства,
Европейский фонд регионального развития,
Европейский социальный фонд, расходы
на научно-технической и промышленной
политики ЕС и др. Правовое регулирование:
положения
системы договоров ЕС, вторичное
законодательство, положения
межинституционального соглашения.
Так, Договор
о Европейском Союзе 1992 г. ввел положения
о финансовых операциях в рамках проведения
общей внешней политики безопасности,
а также сотрудничества в сфере правосудия
и внутренних дел (вторая и третья основы
Сообщества). Статья 44 Договора о Европейском
Союзе устанавливает специальные условия
для регулирования процедур, механизмов
и институтов, возникающих при взаимодействии
между государствами-членами ЕС. К системе
вторичного законодательства, регулирующего
финансовые вопросы Сообщества, относятся
принимаемые решения, касающиеся системы
собственных ресурсов, а также другие
инструменты, принятые в этой
сфере. Межинституциональное
соглашение от 17 мая 2006 г. между Европейским
парламентом, Советом и Комиссией о
бюджетной дисциплине и соответствующем
управлении финансами(OJ
2006 L 139/1). Этот
документ с 1 января 2007 г. заменяет
важнейший акт в области бюджетной
политики ЕС – Межинституциональное
соглашение от 6 мая 1999 г. о бюджетной
дисциплине и совершенствовании бюджетной
процедуры.

Правовое регулирование бюджетных отношений в Европейском Союзе. Бюджет Европейского Союза

К
принципам подготовки бюджета относятся:
принципы ежегодности и временной
особенности, единства, полноты,
сбалансированности (в Договоре о
Сообществе), предварительного принятия
бюджета, специальности, покрытия расходов
доходами. Принятие бюджета: Бюджет – в
евро, бюджетный год в Союзе начинается
1-го января и заканчивается 31-го декабря.
Европейская комиссия – составляет
предварит. проект бюджета и направляет
его в Совет министров ЕС, к-рый, в свою
очередь, подготавливает окончат. проект
бюджета и передает его в Европейский
парламент. Полномочия Парламента при
утверждении бюджета ЕС неодинаковы. В
отношении обязат. расходов (напр.,
выделение ресурсов на проведение общей
сельскохоз. политики) Парламент не имеет
права отклонить предложения Совета, но
может рекомендовать свои предложения.
Однако по необязательным расходам
(финансирование управленч. аппарата и
др. программ) позиция Парламента является
определяющей. Получив замечания и
предложения Парламента, Совет повторно
рассматривает проект бюджета.
Внес.исправления по обязательным
расходам являются окончательными, по
необязательным – вновь передаются
Парламенту. Последний вправе внести
дополнения по необязат. расходам. Затем
Парламент принимает окончат. решение
по бюджету. Принятый бюджет приобретает
силу закона после его подписания
председателем Парламента. Исполнение
бюджета осуществляется Комиссией в
рамках определенных в бюджете финансовых
средств и в соответствии с принципом
эффективности и экономности.
Комиссия
несет ответственность за надлежащее
расходование общих бюджетных средств.
Ежегодно она предоставляет Совету и
Европейскому парламенту отчет об
исполнении бюджета, а также Комиссия
ежегодно устанавливает максимальную
ставку допустимого роста необязательных
расходов на будущий финансовый год.

Три института ЕС официально ответственны за распределение бюджета:

На практике переговоры по бюджету больше определяются интересами государств-членов. Это особенно заметно в Совете, где необходимо единогласное утверждение бюджета.

Помимо семилетнего бюджета в его рамках ежегодно принимается годовой бюджет. Его предлагает Еврокомиссия, рассматривают и вносят поправки Европарламент и Совет. Годовой бюджет планируется заранее (до начала года), но окончательные расчеты платежей, взимаемых с каждого государства, производятся только в конце бюджетного года, когда известны доходы и расходы. В самом конце рассчитывают возврат части взносов Великобритании, так как он зависит от количества взносов, сделанных этой страной, и количества средств, выделенных ЕС Великобритании на реализацию союзных проектов.

Контроль использования средств

Для расходной части бюджета Европарламент, Совет и комиссия вводят многолетние финансовые рамки, которые ограничивают траты союза за фиксированный период и устанавливают максимальные суммы, разрешённые для использования по главным направлениям расходной части бюджета (эти направления называют заголовками или главами).

карта баланса взноса и дотаций стран в союзном бюджете

Финансовые рамки за 2007—2013 годы выделили три приоритетных направления, для достижения которых созданы 4 главы расходной части бюджета:

1) Устойчивый рост

1а) Конкурентоспособность для экономического роста и занятости (исследования и инновации, образование и профессиональная подготовка, трансъевропейские транспортные сети, социальная политика, экономическая интеграция) — 9 % доходной части.

1б) Выравнивание для экономического роста и занятости (Помощь наименее развитым регионам и странам ЕС, межрегиональное сотрудничество) — 35,6 %.

2) Управление природными ресурсами (Единая сельскохозяйственная политика Европейского союза, Единая рыболовная политика ЕС, развитие сельских территорий и забота об окружающей среде) — 42,5 %.

3) Гражданство, свобода, безопасность и правосудие

3а) Свобода, безопасность и правосудие (внутренние дела и юстиция, охрана границ, иммиграционная политика и политика в отношении беженцев) — 0,8 %

4) Иностранные дела (все действия союза на международной арене. Не включает Европейский фонд развития) — 5,7 %.

5) Администрация (административные расходы всех институтов союза, пенсии и школы для детей работников учреждений ЕС) — 5,8 %.

При этом Г. Эттингер подчеркнул, что богатые страны получают больше выгод от общего рынка, так как на деньги, внесенные ими в бюджет и переданные «Риге, Таллину и Любляне», те закупают в Германии и Голландии оборудование и промышленную продукцию. Он также напомнил, что Великобритания, чтобы иметь возможность пользоваться общим рынком, должна будет за это платить — пусть и не 12 миллиардов евро в год.

Новые статьи доходов

Сбор за непереработанный пластик достигнет евро за килограмм и затронет новые страны ЕС, где раздельный сбор мусора и переработка вторсырья налажены плохо. В данный момент Европа генерирует 25 миллионов тонн пластикового мусора, из которого только 30 % перерабатывается, а нужно 50-55 %. Введя «налог на пакеты», Дания с 1994 года и сократила их потребление с 800 до 400 миллионов в год. Аналогичные меры предприняли Ирландия, Финляндия, Люксембург, Нидерланды и Германия. Прочие будут платить от 4 до 8 миллиардов в год.

Доходы от торговли квотами на эмиссию СО2 : 40 % выделенных квот оставят странам-участницам, а с доходов от остального надо будет платить. Должно набраться от 1,2 до 3 миллиардов в год.

Новые взносы с налога на прибыль предприятий — до 6 % от сборов в каждой стране.

Поскольку по доле инвестиций в ВВП ЕС отстает не только от США и Китая, но и от собственных показателей предыдущих десятилетий, Еврокомиссия с 2014 года внедрила новый инструмент поощрения предпринимательской инициативы: гарантии. План Юнкера — европейский фонд стратегических инвестиций — был рассчитан на то, чтобы, выделив Европейскому инвестиционному банку 26 млрд евро, поднять с рынка 500 млрд в различных областях, начиная от инфраструктуры и энергии и заканчивая социальными услугами. Идея показала себя позитивно: вложив 1.3 млрд в COSME — программу для конкурентоспособности предприятий Европейского инвестиционного банка, — Еврокомиссия смогла охватить 330 000 предпринимателей и привлечь 25 млрд. Из 10 инвестпроектов только один-два оказываются финансово успешными, но эти два удачных обеспечивают прибыльность инвестиций в целом. По гарантиям было выплачено около 9 миллионов евро, однако из сотни предприятий неудачливым оказывается только одно.

Поэтому на новый период планирования Еврокомиссия увеличивает инвестиционный фонд InvestEU до 38 млрд, но к кругу партнеров присоединятся EBRD, банк Совета Европы и другие финансовые институции. Сумма инвестиций, которую планируется поднять, составит 650 млрд. Фокус будет сделан на объективные показатели, а не на объём. Странам-членам предлагается тоже поучаствовать, использовав на программу до 5 % от структурных фондов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *