ФИНАНСЫ И ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Финансы

это денежные фонды государства, его
территориальных подразделений,
предприятий, организаций, учреждений.


бюджетная система, состоящая из
государственных бюджетов и местных
бюджетов м/о.


внебюджетные целевые государстенные
и муниципальные фонды


финансы предприятий, организаций,
учреждений

Финансовая
деятельность государства
– это деятельность по планомерному
образованию, распределению и использованию
своих денежных фондов (финансовых
ресурсов) в целях реализации задач
социально-экономического развития,
поддержания обороноспособности и
безопасности страны, а также обеспечения
финансовой основы деятельности
государственных органов.

Финансовая
деятельность муниципальных образований,
осуществляемая органами местного
самоуправления, направлена на решение
задач местного значения, определенных
законодательством о местном самоуправлении.
Она представляет собой осуществление
функций по планомерному образованию
(формированию), распределению и
использованию муниципальных (местных)
денежных фондов (финансовых ресурсов)
в целях реализации социально-экономических
задач местного значения и обеспечения
финансовой основы деятельности органов
местного самоуправления.

Финансовая
деятельность государства и муниципальных
образований, в отличие от их деятельности
в других областях, имеет свои
организационно-правовые особенности:


имеет межотраслевой
характер, поскольку затрагивает все
отрасли и сферы государственного
управления.


протекает в виде деятельности как
представительных,
так и исполнительных
органов власти
(государственного управления).


относится к ведению федеральных органов,
органов субъектов Федерации, а также
органов местного самоуправления.

методы
привлечения: обязательных
и добровольных платежей.
Основными обязательными
платежами
в государственный или местный бюджет
выступают налоги,
сборы, пошлины,
уплачиваемые юридическими и физическими
лицами. Метод обязательных платежей
применяется и при государственном
страховании
(обязательное страхование пассажиров
и др.).
Вместе с тем используются и добровольные
методы
для формирования государственных и
муниципальных денежных фондов: лотереи,
займы, пожертвования юридических и
физических лиц, вклады в банки и т. д.

Применяются
два
основных
метода при распределении
государственных
и муниципальных денежных средств:
финансирование,
т.
е. безвозвратное и безвозмездное их
предоставление, и кредитование,
означающее выделение средств на началах
возмездности и возвратности.

Финансовую
деятельность осуществляют уполномоченные
на то органы
государственной власти, наделенные
специальной компетенцией, а также
муниципальные органы. В то же время
практически все без исключения органы
государства занимаются финансовой
деятельностью.

Представительные
органы
в лице Совета Федерации и Государственной
Думы Федерального Собрания РФ,
представительные органы субъектов РФ
и местного самоуправления рассматривают,
обсуждают и утверждают соответственно
федеральный бюджет, бюджеты субъектов
РФ, местные бюджеты.

Президент
РФ:
согласовывает

функционирование и взаимодействие
органов государственной власти исходя
из положений Конституции РФ и федеральных
законов, определяет
основные направления
внутренней и внешней политики государства.
С ежегодными посланиями о положении в
стране, об основных направлениях
внутренней и внешней политики Президент
РФ обращается к Федеральному Собранию
РФ.

Правительство
РФ обеспечивает
проведение
единой
финансовой, кредитной и денежной
политики, обеспечивает
подготовку бюджета
и его рассмотрение в представительных
органах, осуществляет общее руководство
исполнением бюджета Российской Федерации,
занимается другими финансовыми вопросами
государства.

Для
осуществления финансовой деятельности,
в качестве основной функции, созданы
специальные
органы
государственного управления:

• Министерство
финансов РФ;

• Федеральное
казначейство (федеральная служба);

• Федеральная
налоговая служба РФ;

• Центральный
банк РФ (Банк России).


федеральный орган
исполнительной власти,
осуществляющим выработку
единой
государственной финансовой, кредитной,
денежной политики.
На него возложено и нормативно-правовое
регулирование в следующих сферах:

– аудиторской,
бухгалтерского учета и отчетности;

– добычи,
производства, переработки драгоценных
металлов и драгоценных камней;

К
его компетенции отнесена также выработка
финансовой политики в области
государственной
службы и судебной системы.
В круг важнейших функций Министерства
финансов РФ входит обеспечение
формирования
и исполнения федерального бюджета,
а также организации
и функционирования бюджетной системы
страны
в целом. По вопросам своей компетенции
Министерство финансов РФ разрабатывает
проекты федеральных законов,
актов Президента РФ и Правительства
РФ, а также утверждает разработанные
им нормативные правовые акты, методические
и иные документы по вопросам организации
финансовой деятельности. Министерство
финансов РФ возглавляет
министр,
назначаемый
на должность Президентом РФ. Структурныме
подразделения —
департаменты
по
основным направлениям деятельности,
среди которых можно, в частности, назвать
следующие: департамент бюджетной
политики; налоговой и таможенно-тарифной
политики; международных финансовых
отношений; государственного долга и
государственных финансовых активов;
финансовой политики; межбюджетных
отношений; регулирования государственного
финансового контроля, аудиторской
деятельности, бухгалтерского учета и
отчетности; бюджетной политики в отраслях
экономики; бюджетной политики в сфере
государственной военной и правоохранительной
службы и государственного оборонного
заказа; бюджетной политики в отраслях
социальной сферы и науки и др.

Финансовая
система в экономическом аспекте –
это внутреннее строение финансов,
выражающееся в совокупности входящих
в них взаимосвязанных звеньев (институтов),
каждое из которых представляет
специфическую группу финансовых
отношений.

На
данном этапе в состав финансовой системы
Российской Федерации входят:

– бюджетная
система, состоящая из государственных
(федерального бюджета и бюджетов
субъектов Федерации) и местных бюджетов
муниципальных образований;

– внебюджетные
целевые государственные и муниципальные
(местные) денежные фонды;

– финансы
предприятий, организаций, учреждений;

– кредит
(государственный, муниципальный и
банковский).

Читать также:  ПРАКТИКУМ ПО ФИНАНСАМ ДЕНЕЖНОМУ ОБРАЩЕНИЮ И КРЕДИТУ С РЕШЕНИЕМ

Каждое
из звеньев финансовой системы концентрирует
специфические финансовые отношения,
посредством которых образуются и
используются соответствующие виды
денежных фондов (доходов) в целях
удовлетворения различных по своему
содержанию и масштабам общественных
потребностей. Эти фонды могут быть
централизованными
и децентрализованными.
Централизованные
денежные средства в определенных
территориальных пределах (например,
федеральный, республиканский, областной
бюджеты) используются для удовлетворения
общих нужд соответствующей территории.
К децентрализованным
относятся денежные фонды предприятий,
организаций, учреждений, используемые
для производственных и социальных целей
соответственно предназначению названных
субъектов и в их масштабах. Кроме того,
выделяются фонды общего
и целевого
назначения. В сравнении с ними
государственный или местный бюджет –
денежный
фонд общего назначения.

Внебюджетные
целевые государственные и муниципальные
фонды
средства которых должны направляться
на определенные цели соответственно
своему предназначению. К ним относятся,
в частности, такие государственные
социальные фонды, как Пенсионный
фонд, Фонд государственного социального
страхования, Федеральный и территориальные
фонды обязательного медицинского
страхования,
сформированные во исполнение требований
законодательства, фонды, создаваемые
на основании актов Правительства РФ и
других органов. Внебюджетные
средства –
это денежные средства, получаемые
учреждениями (например Пенсионный фонд
РФ) помимо ассигнований, выделяемых им
из государственного или местного
бюджета.

Финансы
предприятий, организаций, учреждений
– обособленные денежные фонды, находящиеся
в распоряжении названных субъектов,
используются ими для выполнения своих
функций и задач. Две группы: финансы
коммерческих и некоммерческих организаций.

Государственный
(муниципальный) кредит –
это отношения по временному использованию
денежных средств юридических и физических
лиц государством (муниципальными
образованиями) при недостаточности
государственных (бюджетных) доходов
для осуществления намеченных расходов.

Страхование
– это система отношений по защите
имущественных интересов граждан,
организаций и государства. Оно выступает
в двух обособленных формах: в форме
социального страхования (специального
страхования) и собственно страхования,
связанного с непредвиденными чрезвычайными
событиями.

Финансовые
правоотношения

это урегулированные нормами финансового
права общественные отношения, которые
регулируют вопросы образования,
распределения и использования
государственных и муниципальных денежных
фондов и доходов.

1)
субъект

физические, юридические лица,
государственные (РФ и ее субъекты) и
муниципальные образования; обязательным
субъектом финансовых правоотношений
является государство или муниципальное
образование (государственный или
муниципальный орган). При этом права и
обязанности участников финансовых
правоотношений четко определены
нормативно-правовыми актами и не могут
определяться соглашением сторон

2)
объект
— денежные фонды государственных,
муниципальных образований, а также
юридических и физических лиц; обязательным
объектом финансовых правоотношений
являются денежные фонды;

3)
содержание
— совокупность прав, обязанностей и
ответственности субъектов финансовых
правоотношений;

4)
основания
возникновения,
изменения и прекращения финансовых
правоотношений – юридические факты
(события и действия: правомерные либо
неправомерные) и юридические составы;

5)
метод
финансово-правового регулирования –
чаще всего императивный; властноимущественный
характер.

6)
способ
защиты финансовых правоотношений —
выделяют 3 способа: самозащиту, защиту
прав и интересов в административном и
судебном порядке.

1)
в зависимости от институтов и подотраслей
финансового права:

а)
в сфере государственного страхования;

б)
в сфере государственного кредитования;

в)
государственного финансирования;

д)
в сфере денежного обращения;

е)
в банковской сфере;

Содержание и
назначение государственных и муниципальных
финансов. Понятие бюджета, внебюджетного
фонда. Модели построения бюджетной
системы страны. Бюджетное устройство
Российской Федерации. Бюджетное
законодательство РФ.

Бюджет как
финансовая основа деятельности органов
государственного управления и местного
самоуправления. Бюджетная система РФ,
её структура. Содержание межбюджетных
отношений. Принципы построения бюджетной
системы РФ, их содержание. Современные
тенденции развития бюджетной системы
РФ.

Государственные
и муниципальные финансы
— это совокупность экономических
отношений, возникающих в реальном
денежном обороте по поводу формирования,
распределения и использования
централизованных фондов финансовых
ресурсов.

Государственные
и муниципальные финансы функционируют
в рамках финансовой системы государства
и являются ее центральным звеном.

Функции
государственных и муниципальных финансов

1. Функция
планирования
предполагает формулирование целей и
выбор путей их достижения на основании
разграничения полномочий и предметов
ведения между Федерацией, субъектами
Федерации и органами местного
самоуправления. К функции планирования
обычно относят и распределение
ограниченного объема финансовых ресурсов
во временном аспекте исходя из приоритетов
и целей развития, их перераспределение
между федеральным бюджетом и бюджетами
субъектов Федерации и органов местного
самоуправления. Реализуется эта функция
через составление бюджетов на
соответствующий финансовый год и
перспективу, балансов финансовых
ресурсов, порядка налогообложения и
т.п.

2. Функция
организации
включает бюджетное устройство, бюджетную
классификацию, предполагает необходимость
определения порядка составления,
утверждения и исполнения бюджета, выбор
уполномоченных кредитных организаций,
разграничение полномочий законодательных
и исполнительных органов власти в
бюджетном процессе, определения прав
и обязанностей функциональных
подразделений финансовых органов. С
этой функцией связан процесс
организационного построения внутренней
системы регулирования и контроля
бюджетных потоков и финансовых ресурсов
государства.

3. Функция
стимулирования
основывается на деятельности, направленной
на реализацию целей. С помощью этой
функции интерпретируются факторы,
влияющие на финансовую деятельность и
учитывающие ее потребность в денежных
средствах. Решающую роль играют факторы,
определяющие поведение служащих в
процессе принятия ими решений по
тактическим и стратегическим аспектам
финансов.

Читать также:  Connexion à Z-Library

4. Функция
контроля
означает содействие реализации
поставленных целей. К ним относится
выработка норм и нормативов, являющихся
эталоном, критерием оценки результатов,
сравнение достижений с поставленными
целями и установленными критериями,
обеспечение внесения необходимых
изменений в условия и факторы финансовой
деятельности.

Контрольная функция
государственных и муниципальных финансов
реализуется по следующим основным
направлениям:

1) контроль за
правильным и своевременным перечислением
средств в централиз-е фонды;

2) контроль за
соблюдением заданных параметров
централизованных фондов денежных
средств с учетом потребностей
производственного и социального
развития;

3) контроль за
целенаправленным и эффективным
использованием финансовых ресурсов.

Целевое и эффективное
использование финансовых ресурсов
контролируется на основе составляемых
плановых и отчетных смет образования
и расходования денежных фондов.

5. Распределительная
функция ГМФ
заключается в том, что вновь созданная
стоимость подлежит распределению в
целях выполнения денежных обязательств
предприятий перед бюджетом, банками,
контрагентами. Ее результатом является
формирование и использование
централизованных фондов денежных
средств, содержание непроизводственной
сферы экономики.

Основными объектами
реализации распределительной функции
финансов являются обязательные платежи
в бюджет и внебюджетные фонды, а также
источники финансирования бюджетного
дефицита. Особую роль играет процесс
перераспределения доходов между
различными уровнями бюджетов.

Бюджет
(кодекс) — форма образования и расходования
денежных средств, предназначенных для
финансового обеспечения задач и функций
государства и местного самоуправления.

Государственный
внебюджетный фонд (брехова) —
фонд денежных средств, образуемый
вне федерального бюджета и
бюджетов субъектов Российской
Федерации и предназначенный для
реализации конституционных прав граждан
на пенсионное обеспечение, социальное
страхование, социальное обеспечение в
случае безработицы, охрану здоровья и
медицинскую помощь. Расходы и доходы
государственного внебюджетного фонда
формируются в порядке, установленном Бюджетным
кодексом России, а также иными
законодательными актами, включая законы
о бюджете Российской Федерации на
соответствующий год.

Внебюджетные
фонды (дарелина) представляют
собой механизм перераспределения
национального дохода с целью защиты
интересов отдельных социальных групп
населения, решения конкретных задач
экономического характера.

Внебюджетные
целевые фонды независимы
в правовом и экономическом отношении
от госбюджета.
Денежные средства внебюджетных фондов
не включаются в общую сумму доходов и
расходов бюджета государства.
Вместе с тем средства внебюджетных
фондов принадлежат государству, которое
и осуществляет общую регламентацию их
деятельности.

Модели построения
бюджетной системы страны.

От формы
государственного и административного
устройства страны зависит построение
бюджетной системы. По сте­пени
распределения власти между центром и
административно-территориальными
образованиями все государства
подразделя­ются на унитарные,
федеративные и конфедеративные.

Унитарное (единое)
государство —
это форма государственного устройства,
при которой административно-территориальные
обра­зования не имеют собственной
государственности или автономии. В
стране действуют единая конституция,
общие для всех систем права и единые
органы власти, централизованное
управление экономическими, социальными
и политическими процессами в государстве.
Бюджетная система унитарного государства
состоит из двух звеньев — государственного
и местных
бюджетов.

Федеративное
(объединенное) государство —
это форма госу­дарственного устройства,
при которой государственные образо­вания
или административно-территориальные
образования, вхо­дящие в государство,
имеют собственную государственность
и обладают определенной политической
самостоятельностью в пределах
распределенных между ними и центром
компетенции. Бюджетная система
федеративных государств трехзвенна и
со­стоит из федеративного
бюджета, бюджетов членов федерации и
местных бюджетов.

В госу­дарствах
с федеративным устройством бюджеты
среднего зве­на бюджетной системы
могут соотноситься с федеральным
бюджетом по-разному. Если бюджетная
система федератив­ного государства
строится на принципе равенства бюджетов
субъектов Федерации во взаимоотношениях
с федеральным бюджетом, то такая модель
бюджетной системы называется симметричной;
и наоборот,
если взаимоотношения субъектов Федерации
с федеральным центром характеризуются
неравенством, то такая модель бюджетной
системы называется асимметричной.

Конфедеративное
(союзное) государство —
это постоянный союз суверенных государств,
созданный для достижения поли­тических
или военных целей. Бюджет такого
государства фор­мируется из взносов
входящих в конфедерацию государств. У
государств-членов конфедерации действуют
свои бюджетные
и налоговые системы.

Бюджетное
устройство
– это организация бюджетной системы,
которая включает 3 важных характеристики:
структуру бюджетной системы; организационные
принципы построения бюджетной системы;
взаимосвязи бюджетов, объединенных в
бюджетной системе. Бюджетное устройство
определяется государственным устройством.

Бюджетное устройство
РФ определяется бюджетным федерализмом
– форма автономного функционирования
бюджетов различных уровней, основанная
на четко сформулированных и закрепленных
в законодательстве нормах и положениях.
Бюджетный федерализм предполагает:1.
самостоятельность бюджетов БС РФ; 2.
законодательное закрепление расходных
функций бюджетов различных уровней; 3.
разграничение доходных источников
бюджетов по уровням; 4. бюджетное
выравнивание путем предоставления
финансовой помощи

Правовой базой
бюджетной системы РФ
является:

— Конституция РФ

— БК РФ

— НК РФ

— ФЗ от 06.10.2003 №131-ФЗ
«Об общих принципах организации местного
самоуправления в РФ»

— законы субъектов
о бюджетном процессе

— правовые акты
органов МСУ о бюджетном процессе

— фед. Законы о
федеральном бюджете

— законы субъектов
РФ о бюджете

— правовые акты
МСУ

Кроме того,
применяются такие документы как
специальные законы и нормативные акты
о финансировании тех или иных отраслей,
закон о бюджетной классификации,
документы, регламентирующие планирование
распределения бюджетных средств и т.д.

Читать также:  Бакалавриат Екимова К. В., Шубина Т. В

Бюджет
– универсальная
форма образования и расходования
денежных средств (общественных фондов)
для финансового обеспечения задач и
функций государства, регулирования
секторов экономики и социальной сферы.

В материальном
смысле бюджет государства (дарелина) —
это денежный
фонд находящийся в собственности
государства. Он
является:

— основой
функционирования как государства в
целом, так и его национально-государственных
и административно-территориальных
образований;

— важнейшим
источником денежных
средств, находящихся в полном и
непосредственном распоряжении органов
государственной власти или органов
местного самоуправления;

Как экономическая
категория бюджет (дарелина) государства
это совокупность экономических отношений,
которые возникают в связи с формированием
и распределением бюджета как денежного
фонда государства. Приходные — Экономические
отношения опосредуют движение денежных
средств от плательщиков в бюджет и
выражают его формирование как денежного
фонда. Расходные — Экономические отношения
выражают расходование (распределение)
бюджета и выражают движение денежных
средств из бюджета к получателю бюджетных
средств

В
финансово-организационном смысле бюджет
РФ (дарелина) — это
финансовый план формирования и
распределения централизованного
денежного фонда, предназначенного для
обеспечения задач и функций государства
(балансовый характер составления
и исполнения;
сочетание централизованных
начал с инициативой органов местного
самоуправления).

Как правовая
категория бюджет государства (дарелина)
— это
финансово-правовой акт государства,
посредством которого утверждается
финансовый план формирования и
распределения денежного фонда,
предназначенного для финансирования
задач и функций государства (закрепляет
права и
обязанности участников бюджетных
отношений;
организует деятельность
всех звеньев финансовой системы
государства;
отражает
размеры необходимых государству
финансовых ресурсов; определяет налоговую
политику государства;
выступает
в качестве
эффективного регулятора
экономики).

— реализации
региональной и национальной политики;

— созданию единого
экономического пространства;

— полноправному
социальному и национально-культурному
развитию народов России;

— укреплению
единства страны .

Бюджету государства
как экономической категории присущи
две функции:

Бюджет выполняет
следующие задачи:

Бюджетная система
Российской Федерации
(кодекс) — основанная на экономических
отношениях и государственном устройстве
Российской Федерации, регулируемая
законодательствомРоссийской Федерации совокупность
федерального бюджета, бюджетов субъектов
Российской Федерации, местных бюджетов
и бюджетов государственных внебюджетных
фондов.

Бюджетная система
РФ состоит из трех звеньев:

Межбюджетные
отношения
— взаимоотношения между публично-правовыми
образованиями по вопросам регулирования
бюджетных правоотношений, организации
и осуществления бюджетного процесса.

Бюджетная система
Российской Федерации основана на
принципах:

* право и обязанность
органов государственной власти и органов
местного самоуправления самостоятельно
обеспечивать сбалансированность
соответствующих бюджетов и эффективность
использования бюджетных средств;

* право и обязанность
органов государственной власти и органов
местного самоуправления самостоятельно
осуществлять бюджетный процесс;

* право органов
государственной власти и органов
местного самоуправления устанавливать
налоги и сборы, доходы от которых подлежат
зачислению в соответствующие бюджеты,
самостоятельно определять формы и
направления расходования средств
бюджетов,

* недопустимость
установления расходных обязательств,
подлежащих исполнению за счет доходов
и источников финансирования дефицитов
других бюджетов бюджетной системы, а
также расходных обязательств, подлежащих
исполнению одновременно за счет средств
двух и более бюджетов бюджетной системы,
за счет средств консолидированных
бюджетов или без определения бюджета,
за счет средств которого должно
осуществляться исполнение соответствующих
расходных обязательств;

* право органов
государственной власти и органов
местного самоуправления предоставлять
средства из бюджета на исполнение
расходных обязательств, устанавливаемых
иными органами государственной власти
и органами местного самоуправления,
исключительно в форме межбюджетных
трансфертов;

— Принцип
прозрачности (открытости)
означает:

обязательное
опубликование в средствах массовой
информации утвержденных бюджетов и
отчетов об их исполнении, полноту
представления информации о ходе
исполнения бюджетов, а также доступность
иных сведений о бюджетах по решению
законодательных (представительных)
органов государственной власти,
представительных органов муниципальных
образований;

Финансы и финансовая деятельность государства (муниципальных образований) Понятие финансов. Их специфика

Финансы
– сложное правовое и экономическое
явление. Это связано с тем, что до сих
пор теория финансового права, ТГП,
экономическая теория не решили, что
появилось раньше: государство или
финансы.

Финансы
в экономическом значении
– экономические отношения, которые
возникают в процессе распределения и
перераспределения совокупного
общественного продукта. Также в этом
смысле финансы являются основой для
обеспечения воспроизводственного
процесса.

Финансы
в правовом значении
– финансо-правовые отношения, возникающие
по поводу формирования, распределения
и использования совокупного общественного
продукта. При этом финансы необходимы
для финансового обеспечения деятельности
государства и муниципальных образований.

Функции финансов

В
теории финансового права выделяется
3 основные функции финансов:

Финансовая система государства и её элементы

Дискуссионный
вопрос о значении термина «финансовая
система». 2 подхода различны:

1
т.з. финансовая
система – совокупность органов власти,
организаций, должностных лиц, а также
индивидуальных предпринимателей,
которые осуществляют финансовую
деятельность.
В финансовую систему включаются:
президент РФ (ежегодно он обращается
к палатам федерального собрания с
бюджетным посланием), федеральное
собрание (рассмотрение и утверждение
проекта бюджета), правительство РФ
(подготавливает проект бюджета,
исполнение утвержденного бюджета),
организации предпринимателей (занимаются
коммерческой деятельностью и уплачивают
обязательные платежи).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *