ФИНАНСЫ И ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС

Бюджетный
процесс –
это
регламентированная нормами процессуального
бюджетного права деятельность государства
и муниципальных образований по
составлению, рассмотрению и утверждению
бюджета, его исполнению, а также
составле­нию и утверждению отчета о
его исполнении.

Деятельность
государства от начала составления
государст­венного бюджета до утверждения
отчета о его исполнении и называется
бюджетным
циклом. Весь
бюджетный цикл делит­ся на стадии
бюджетного процесса
– это
стадии составления, рассмотрения,
утверждения бюджета, стадия исполнения
бюд­жета и стадия составления и
утверждения отчета об исполне­нии
бюджета, которые последовательно сменяют
одна другую. Сам бюджет действует в
течение одного финансового (бюджет­ного)
года — с 1 января по 31 декабря.

В
основе бюджетного процесс а лежат
определенные принци­пы, соблюдение
которых дает возможность правильно
составить, утвердить и исполнить бюджет
так, чтобы средства государства были
использованы экономно и с максимальной
пользой для развития общества. В настоящее
время БК РФ
предусмотрены
общие
принципы
для бюджетной системы
в целом:

Кроме
того, бюджетному процессу присущи
специальные
принципы.
Так, во-первых,
в основе бюджетного процесса лежит
принцип последовательности вступления
в бюджетную дея­тельность органов
исполнительной и представительной
влас­ти, где проект бюджета обязательно
составляют, закон или ре­шение о
бюджете исполняют органы исполнительной
власти, рассматривают и утверждают
бюджет (и это касается бюдже­тов всех
уровней) органы представительной власти.

Одним
из специальных является также принцип
ежегодности бюджета,
который
вклю­чает такое важное основополагающее
правило, как обязатель­ное принятие
бюджета до начала планируемого года.
Выпол­нение именно этого правила
делает бюджетную деятельность более
прозрачной и обеспечивает более
эффективную возможность
осуществлять бюджетный контроль за
всеми потоками бюджетных средств.

Особого
внимания в бюджетном процессе заслуживает
принцип
публичности и гласности,
которые
предполагают, что про­ект бюджета до
его принятия широко обсуждается как
пред­ставительными органами, так и
общественностью; принятый бюджет
обязательно публикуется в печати.

Важным
для бюджетного процесса остается принцип
специ­ализации бюджетных
показателей, который состоит в ТОМ, что
в основе и составления, и исполнения
бюджета лежит бюджет­ная классификация,
которая предполагает группировку
дохо­дов бюджетов всех уровней по
источнику возникновения, а расходов —
по целевому назначению по направлениям
деятель­ности, направлениям расходов.

Бюджетная система и бюджетный процесс

Из определения, приведенного в БК РФ, следует, что бюджетная система основана на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируется нормами права и представляет собой совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Бюджетная система выступает в качестве системы отношений, возникающих между различными субъектами в процессе:

Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней (рис. 2.1):

Федеральный (государственный) бюджет представляет собой форму аккумуляции и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения Российской Федерации.

Рис. 2.1. Структура бюджетной системы РФ

Бюджет субъекта РФ (региональный бюджет) предназначен для обеспечения задач и функций, отнесенных к предмету ведения субъекта РФ.

Местный бюджет, или бюджет муниципального образования, представляет собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для решения задач и функций, относящихся к предметам ведения местного самоуправления. Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения обязательств муниципальных образований не допускается.

В местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет помощи из других бюджетов бюджетной системы РФ для осуществления отдельных государственных полномочий.

Федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ разрабатываются и утверждаются в форме законов соответствующего уровня, местные бюджеты – в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления.

Бюджеты, действующие на соответствующих территориях, объединяются в консолидированные бюджеты, которые представляют собой свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории. Так, федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ составляют консолидированный бюджет Российской Федерации.

Консолидированные бюджеты не утверждаются в форме законов, а применяются для расчетов минимальных социальных и финансовых норм и нормативов, необходимых при бюджетном планировании, а также при анализе эффективности распределения и использования бюджетных средств. Показатели консолидированных бюджетов являются также основанием для предоставления финансовой помощи из федерального бюджета.

Бюджетный процесс – это регламентированная и регулируемая процессуальными нормами бюджетного права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и всех участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, внебюджетных фондов, их утверждению, исполнению, а также утверждению отчетов об их исполнении.

Бюджетный процесс – это единый цикл в рамках бюджетного года, состоящий из взаимосвязанных этапов: бюджетное планирование, исполнение, учет и отчетность, контроль и аудит. В России, как и во многих странах континентальной Европы, бюджетный год длится с 1 января по 31 декабря, но в других странах существуют иные рамки: в США – с 1 октября по 30 сентября, в Канаде и Великобритании – с 1 апреля по 31 марта, в Австралии и Новой Зеландии – с 1 июля по 30 июня.

Задачами бюджетного процесса являются:

Организация бюджетного процесса базируется на определенных принципах. Ведущий из них – принцип единства. Национальная бюджетная система представляет собой единство бюджетов всех уровней бюджетной системы. Принцип единства заключается в единой правовой базе, единой бюджетной классификации, единстве форм бюджетной документации при составлении консолидированного бюджета РФ и территорий.

Следующий принцип – самостоятельность бюджетного процесса каждого органа законодательной власти. Он обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом определять направления их использования. Важен также принцип установления правильного соотношения между доходами и расходами всех бюджетов, а также между натуральными и финансовыми показателями. Наконец, финансовую устойчивость обеспечивает следование принципу соответствия расходов бюджета его доходам, создания финансовых резервов.

В бюджетном процессе участвует несколько групп субъектов (рис. 4.12).

Рис. 4.12. Субъекты бюджетного процесса

Хронологически бюджетный процесс включает следующие стадии.

Схематично первые две стадии представлены на рис. 4.13.

Рис. 4.13. Составление, рассмотрение и утверждение бюджета

Министерство финансов в тесном взаимодействии с Министерством экономического развития, Центральным банком, министерствами использует при подготовке основных параметров бюджета бюджетную стратегию до 2023 г., материалы среднесрочного макроэкономического прогноза, Концепции долгосрочного развития РФ, сценарные условия социально-экономического развития Российской Федерации на ближайшие три года, среднесрочные финансовые планы, сводный финансовый баланс (баланс финансовых ресурсов), основные направления налоговой политики, основные направления денежно-кредитной политики, федеральные, отраслевые программы, инвестиционные программы естественных монополий, планы развития территорий и прочие материалы.

До 2007 г. проекты бюджета составлялись на один финансовый год. Сейчас проекты составляются и утверждаются сроком на три года – очередной финансовый год и плановый период – два года. В настоящее время обсуждается вопрос расширения горизонтов долгосрочного бюджетного планирования и составления федерального бюджета и бюджетов регионов до 12 лет. Бюджетные стратегии муниципалитетов ограничиваются сроком 6 лет.

Правительство РФ вносит подготовленный законопроект на рассмотрение Государственной Думы РФ, которая принимает законопроект после обсуждения в трех чтениях. В первом чтении утверждаются основные характеристики бюджета, во втором – приложения и текстовые статьи, в третьем – ведомственная структура расходов и бюджет в целом.

Совет Федерации РФ рассматривает законопроект и одобряет в целом. Президент РФ подписывает Федеральный закон о бюджете, и он обнародуется в печати. Законом также предусмотрено преодоление разногласий между сторонами бюджетного процесса, внесение бюджета на повторное утверждение.

В настоящее время бюджетная система
России состоит из федерального бюджета,
21 республиканского бюджета республик
в составе РФ , 56 краевых и областных
бюджетов Москвы и Санкт-Петербурга, 10
окружных бюджетов автономных округов
и около 29 тыс. местных бюджетов , к которым
относятся городские, районные, поселковые
и сельские бюджеты. Единство бюджетной
системы в новых условиях реализуется
через единую социально-экономическую
политику и правовую базу, использование
единых бюджетных классификаций и форм
бюджетной документации, взаимодействие
бюджетов всех уровней и согласование
принципов бюджетного процесса.

Для составления и исполнения бюджетов
и обеспечения сопоставимости показателей
бюджетов всех уровней бюджетной системы
Российской Федерации используется
бюджетная классификация Российской
Федерации. Бюджетная классификация
является группировкой доходов и
расходов бюджетов всех уровней бюджетной
системы и источников финансирования
дефицитов этих бюджетов с присвоением
объектам классификации группировочных
кодов. Бюджетная классификация дает
возможность экономического и
статистического анализа доходов и
расходов бюджетов РФ.

Читать также:  ФИНАНСЫ В НАШЕЙ ЖИЗНИ ДОКЛАД

Согласно БК РФ (Глава 4) бюджетная
классификация включает:

Доходы бюджета — это денежные
средства, поступающие в безвозмездном
и безвозвратном порядке в соответствии
законодательством в распоряжение
органов государственной власти
соответствующего уровня.

Расходы бюджета — денежные
средства, направляемые на финансовое
обеспечение задач и функций государства
и местного самоуправления.

Виды доходов бюджетов: налоговые
(федеральные, региональные и местные
налоги и сборы, штрафы и пени), неналоговые,
безвозмездные перечисления, а также
обособленно учитываются доходы целевых
бюджетных фондов.

К неналоговым доходамотносятся
доходы:

Расходы бюджетов в зависимости от их
экономического содержания подразделяются
на текущие расходы (обеспечение текущих
потребностей) и капитальные (инвестиционные
нужды и прирост запасов).

В любом бюджете доходы и расходы должны
быть сбалансированы. При дефиците
бюджета — превышении расходов над
доходами — должны быть указаны источники
финансирования дефицита (перечень
источников финансирования различен
для разных уровней бюджетной системы
РФ). Законодательством РФ установлены
предельные размеры дефицита бюджета.
Для покрытия дефицита бюджета используются
государственные заимствования — займы,
привлекаемые от физических и юридических
лиц, иностранных государств, международных
финансовых организаций, по которым
возникают долговые обязательства РФ
как заемщика или гаранта погашения
займов другими заемщиками, выраженные
в иностранной (внешние) или российской
валюте (внутренние заимствования).

Бюджетный процесс— это составление,
рассмотрение, утверждение и исполнение
всех видов государственного бюджета.

Бюджетный процесс осуществляется по
жестко установленным правилам в силу
его важности как экономического
инструмента.

Составная часть бюджетного процесса —
бюджетное регулирование, представляющее
собой частичное перераспределение
финансовых ресурсов между бюджетами
разных уровней.

Бюджетный процесс длится около трех с
половиной лет, и это время называется
бюджетным периодом.

Финансовый год — это время, в течение
которого обязательно исполнение
госбюджета, имеющего силу закона.

Финансовый год может совпадать с
календарным (с 1 января по 31 декабря), но
в целом ряде стран его начало сдвинуто
на 1 марта или на 1 апреля.

В основе бюджетного процесса лежат
принципы, характерные для бюджетного
устройства Российской Федерации:
единства, полноты, реальности, гласности,
достоверности, адресности, самостоятельности
всех бюджетов.

Вместе с тем для бюджетного процесса
характерны и некоторые другие принципы:

1) принцип разграничения компетенции
между органами представительной и
исполнительной властей: составление и
исполнение бюджетов относится к функциям
органов исполнительной власти, а
рассмотрение, утверждение и контроль
за исполнением бюджетов к функциям
органов представительной власти.

2) принцип специализации бюджетных
показателей. Он выражается в конкретизации
доходов бюджетной системы по источникам,
а расходов – по целевому их направлению.
Принцип специализации бюджетных
показателей реализуется через бюджетную
классификацию.

3) принцип ежегодности, выражающийся
в ежегодном повторении его стадий.
Разработка и принятие бюджетов на
больший или меньший период времени не
нарушает принципа ежегодности бюджета
и бюджетного процесса, так как годовые
бюджеты принимаются в любом случае.

Участниками
бюджетного процесса являются:

Участниками бюджетного процесса,
обладающими бюд­жетными полномочиями
на федеральном уровне, являются:

1.  Президент РФ (Администрация
Президента РФ) опре­деляет цели
финансовой политики, подписывает
федеральный закон о бюджете на очередной
год, имеет право «вето» на финансовое
законодатель­ство, принятое Федеральным
Собранием РФ.

2.  Федеральное Собрание РФ
устанавливает налоги, сборы, неналоговые
платежи ут­верждает федеральный
бюджет, принимает финансовое
за­конодательство (БК РФ, НК РФ) и др.

3.  Правительство РФ разрабатывает
федеральный бюджет выступает как
координирующий центр управления
финан­сами.

4.  Минфин России обладает
следующими бюджетными полно­мочиями:
составляет проект федерального бюджета
и представ­ляет его в Правительство
РФ, принимает участие в разра­ботке
проектов бюджетов государственных
внебюджетных фондов; устанавливает
порядок ведения сводной бюджетной
росписи федерального бюджета; составляет
и ведет сводную бюджетную роспись
фе­дерального бюджета и представляет
ее в Федеральное каз­начейство;
представляет в Федеральное казначейство
лими­ты бюджетных обязательств по
главным распорядителям средств
федерального бюджета; разрабатывает
прогноз консолидированного бюджета РФ
и пр.

5.  Федеральное казначейство обладает
следующими бюд­жетными полномочиями:
производит распределение доходов и
иных поступле­ний между бюджетами
бюджетной системы РФ по норма­тивам,
установленным БК РФ; открывает в Банке
России и кредитных организаци­ях
счета по учету средств федерального
бюджета и иных средств, предусмотренных
законодательством РФ; устанавливает
порядок кассового обслуживания
ис­полнения бюджетов бюджетной системы
РФ; ведет учет операций по кассовому
исполнению фе­дерального бюджета,
составляет и представляет в Минфин
России отчетность о кассовом исполнении
федерального бюджета в соответствии с
законодательством РФ и др.

6.  Федеральная налоговая служба и
Федеральная тамо­женная служба
осуществляют контроль за правильностью
исчисления, полнотой и своевременностью
внесения в бюд­жетные фонды налогов,
таможенных доходов, сборов и дру­гих
платежей.

Этапами
бюджетного процесса являются:

Составление бюджета — начальный
этап бюджетного процесса. На этом этапе
решаются такие вопросы, как объем
бюджета, налоговая и денежно-кредитная
политика на предстоящий год, основные
методы и направления покрытия бюджетного
дефицита, а также распределение расходов
между звеньями бюджетной системы.

Составление
проектов бюджетов
— исключительная прерогатива
Правительства РФ,
соответствующих органов исполнительной
власти субъектов РФ и органов местного
самоуправления. Непосредственно
составление проектов бюджетов осуществляют
Министерство финансов РФ, финансовые
органы субъектов РФ и муниципальных
образований (ст. 184 БК РФ).

Составление проекта федерального
бюджета начинается не позднее, чем за
10 месяцев до начала очередного финансового
года.

Правительство РФ организует поэтапную
работу по составлению проекта федерального
бюджета. В определенные сроки составляются
прогнозы социально-экономического
развития, сводный баланс финансовых
ресурсов, основные направления бюджетной
политики РФ, рассчитываются контрольные
цифры проекта федерального бюджета на
соответствующий период и другие
документы. Территориальные органы
исполнительной власти ведут детальную
проработку и согласование показателей
социально-экономического развития и
контрольных цифр федерального бюджета.

Завершается данная стадия тем, что не
позднее 26 августа года, предшествующего
очередному финансовому году, Правительство
РФ рассматривает проект бюджета и иные
сопутствующие ему документы и материалы,
предоставленные Министерством финансов
РФ и другими федеральными органами
исполнительной власти, и утверждает
проект федерального закона о федеральном
бюджете для внесения его в Государственную
думу.

Рассмотрение бюджета начинается
за полгода до его законодательного
утверждения. В процессе рассмотрения
участвуют: правительство, финансовые
и кредитно-банковские органы, местные
органы власти.

Одновременно
с проектом федерального закона о
федеральном бюджете Правительство
РФ вносит в Государственную думу проекты
федеральных законов:
о внесении изменений и дополнений в
законодательные акты РФ о налогах и
сборах; о бюджетах государственных
внебюджетных фондов РФ; о тарифах
страховых взносов в государственные
внебюджетные фонды на очередной
финансовый год — до 1 августа.

После принятия соответствующего проекта
федерального закона к рассмотрению
Государственной думой он должен
направляться в Совет Федерации
Федерального собрания РФ, комитеты
Государственной думы, другим субъектам
права законодательной инициативы для
внесения замечаний и предложений, а
также в Счетную палату РФ на заключение.

Государственная дума рассматривает
проект федерального закона о федеральном
бюджете на очередной финансовый год в
чтениях.

В процессе рассмотрения бюджета
происходит согласование интересов всех
уровней власти по доходам и по расходам
— утверждение.

Исполнение бюджета— сложный
процесс, в котором участвует множество
ведомств, властных структур, организаций.
После сбора доходов в процессе исполнения
бюджета начинается второй этап —
осуществление расходов.

Поскольку сам госбюджет ничего не
тратит, а распределяет деньги между
конкретными организациями — получателями
бюджетных средств, то важно правильно
распределить средства госбюджета.

В
настоящее время устанавливается
казначейское исполнение бюджетов. На
органы исполнительной власти возлагаются
организация исполнения бюджетов,
управление счетами бюджетов и бюджетными
средствами. Указанные органы являются
кассирами всех распорядителей и
получателей бюджетных средств и
осуществляют платежи за счет бюджетных
средств от имени и по поручению бюджетных
учреждений (гл.24, 25).

Исполнение федерального бюджета и иных
бюджетов завершается 31 декабря.

Завершающей стадией бюджетного процесса
является подготовка, рассмотрение и
утверждение отчета об исполнении
бюджета.

В конце каждого финансового года министр
финансов издает распоряжение о закрытии
года и подготовке отчета об исполнении
федерального бюджета в целом и бюджета
каждого государственного внебюджетного
фонда в отдельности. На основании данного
распоряжения все получатели бюджетных
средств готовят годовые отчеты по
доходам и расходам. Главные распорядители
бюджетных средств сводят и обобщают
отчеты подведомственных бюджетных
учреждений (гл. 27 БК РФ).

Бюджетный кодекс РФ закрепил положение
о том, что ежегодно не позднее 1 июня
текущего года Правительство РФ
представляет в Государственную думу и
Счетную палату РФ отчет об исполнении
федерального бюджета за отчетный
финансовый год в форме федерального
закона. Счетная палата РФ проводит
проверку отчета об исполнении федерального
бюджета и составляет заключение, которое
направляется в Государственную думу.
Государственная дума рассматривает
представленный Правительством РФ отчет
в течение 1,5 месяцев после получения
заключения Счетной палаты РФ. При
рассмотрении отчета дума заслушивает
доклады об исполнении федерального
бюджета руководителей Федерального
казначейства и министра финансов, а
также доклад Генерального прокурора
РФ о соблюдении законности в области
бюджетного законодательства и заключение
Председателя Счетной палаты РФ.

Читать также:  КАК ПОСТУПИТЬ НА ФИНАНСЫ И КРЕДИТ

По итогам рассмотрения отчета и заключения
Счетной палаты РФ Государственная дума
принимает одно из следующих решений:
об утверждении отчета об исполнении
федерального бюджета или об отклонении
отчета об исполнении федерального
бюджета.

На всех стадиях бюджетного процесса
должен осуществляться государственный
и муниципальный финансовый контроль
(гл. 26 БК РФ).

Существование казначейства объективно
обусловлено необходимостью соблюдения
принципа единства места сбора,
хранения и выплаты бюджетных средств.
Казначейством организуется сбор,
расходование, хранение средств госбюджета.

Основные задачи казначейства:

БЮДЖЕТ, БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА И БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС

В результате изучения этой главы студент должен:

Бюджет государства – основа централизованных финансов

Все проблемы, связанные с государственным (общественным, публичным) сектором, изначально относились преимущественно к финансовой области. » Государевой милостью» решалось, когда и как тратить государственные средства. Единственный технический вопрос, который при этом возникал, был связан с поиском источников финансирования расходов, предписанных монаршим произволом: налогами, займами, чеканкой монет или продуктом от использования общественной собственности — вплоть до попыток расширять его с помощью войн. Пока частные финансовые рынки были слабо развиты, государство находилось в центре денежных потоков, обслуживающих кредиты и займы (причем государство чаще всего выступало в качестве заемщика).

В процессе развития товарно-денежных отношений изменились и формы перераспределительных отношений, они стали носить преимущественно денежный характер. Однако суть этих отношений принципиально не трансформировалась.

В связи с этим теория государственных (централизованных) финансов позволяет объяснять: процесс трансформации предпочтений граждан в цели, преследуемые государством, механизм изыскания государством средств для достижения этих целей и их распределения (размещения) с целью повышения рациональности и эффективности экономической деятельности государства. При этом нужно учитывать, что государство, являясь одним из экономических агентов, имеет принципиальное отличие от других субъектов рыночных отношений, которые базируются на добровольно заключаемых сделках.

Развитие крупномасштабного товарного производства, связанное с возникновением национальных и транснациональных организаций корпоративного типа (с долевой акционерной формой уставного капитала), повлекло за собой совершенствование методов, способов мобилизации, использования, распределения денежных средств между различными участниками воспроизводственного процесса.

Постепенно в этом распределительном процессе происходит перемещение значимости вопросов в сторону движения денежных средств, обособленных от движения товаров. И связано это как с различными формами кредита, так и с распределением и перераспределением стоимости ВВП между различными субъектами, участвующими в его создании. При этом каждый из них претендует на получение определенной доли в ВВП в соответствии с действующими правовыми нормами, что и является собственно сферой финансовых отношений.

В современных смешанных экономиках государство включено в финансовые потоки и национальную финансовую систему главным образом посредством бюджетных доходов и расходов, которые представляют собой часть государственных финансов. Если рассматривать его участие в макроэкономических процессах, то в современной смешанной экономике государство предстает уже не в качестве регулирующей «надэкономической» структуры, а как один из экономических агентов, предлагающих свои услуги домашним хозяйствам и производителям. В этом случае финансовый подход строится на общей постановке вопроса о рациональном размещении (аллокации) ограниченных финансовых ресурсов общества и ресурсов государства в том числе.

Результатом деятельности хозяйствующих субъектов, включая государство, является произведенный за финансовый год ВВП и входящий в него национальный доход. Стадии производства национального дохода и его потребления опосредуются этапами его распределения и перераспределения. Государственные финансы, которые но форме представляют собой совокупность инструментов перераспределения национального дохода, сосредоточенных в руках государства, имеют в своей основе государственный бюджет. Именно он перераспределяет основную долю финансовых ресурсов, аккумулируемых в руках государства, и может быть определен в качестве централизованного фонда финансовых ресурсов государства.

Бюджет государства можно трактовать с разных точек зрения:

Бюджету принадлежит ведущее положение в финансовой системе страны. Он выражает часть распределительных отношений между государством, с одной стороны, коммерческими организациями и населением — с другой, которые связаны с формированием и использованием общегосударственного фонда финансовых ресурсов. Содержание этих отношений предопределено теми задачами, которые решает государство на различных стадиях макроэкономической динамики.

Формирование бюджета зависит непосредственно от состояния национального дохода страны и его доли, перераспределяемой в бюджет государства. К основным финансовым методам перераспределения национального дохода можно отнести: образование и использование денежных накоплений (прибылей, платежей в социальные внебюджетные фонды); организацию системы налогообложения; финансирование отраслей и сфер национальной экономики; формирование и использование общественных фондов потребления, страховых и резервных фондов.

В качестве экономической категории бюджет можно выразить с точки зрения отношений хозяйствующих субъектов по поводу формирования и расходования централизованных денежных средств государства в форме бюджета. Именно это превращает бюджет в важнейшую структурную составляющую финансовых отношений в стране с присущими государственным финансам функциями.

Суть бюджета реализуют следующие функции: распределительная, государственное и бюджетное регулирование, контрольная.

Распределительная функция проявляется через формирование и использование централизованных фондов денежных средств по уровням государственной и территориальной власти и управления. С помощью бюджета государство регулирует хозяйственную жизнь страны, экономические отношения, направляя бюджетные средства на поддержку или развитие отраслей, регионов.

Перераспределение национального дохода через бюджет проходит две взаимосвязанные стадии: образование доходов бюджета и использование бюджетных средств (расходы бюджета).

В ходе формирования доходов бюджета и использования бюджетных средств реализуется такая функция, как государственное регулирование экономических и социальных процессов в стране.

Доходы бюджета — это финансовые отношения между государством, с одной стороны, и хозяйствующими субъектами и гражданами — с другой, в результате которых императивным порядком часть их личных доходов перераспределяется в централизованный денежный фонд государства.

Централизация в бюджете части финансовых ресурсов дает государству возможность обеспечивать денежными средствами общенациональные потребности: в ускоренном развитии передовых отраслей национального хозяйства, в воспроизводстве квалифицированной рабочей силы, в развитии науки и техники, в обеспечении обороноспособности страны и т.п.

Расходы бюджета — это финансовые отношения, возникающие между государством, с одной стороны, и финансовыми и нефинансовыми организациями, учреждениями и гражданами — с другой, в ходе использования централизованных фондов денежных средств государства.

Посредством бюджета национальный доход перераспределяется по территории, а также из производственной сферы в непроизводственную, для чего за счет бюджета создаются денежные фонды с целью финансирования потребностей в области здравоохранения, науки, образования, культуры, управления, обороны и т.п.

Через бюджеты путем бюджетного финансирования перераспределяются финансовые ресурсы между отраслями производственной сферы в целях стимулирования их пропорционального развития.

Пользуясь бюджетом как основным инструментом перераспределения национального дохода, государство направляет средства в первую очередь в те сферы национальной экономики и в те экономические районы, которые требуют особых преференций, тем самым, координируя экономическую жизнь государства. И, как следствие, большую роль в экономическом и культурном строительстве приобретает бюджетное регулирование.

Для теории и практики финансов важна постановка вопроса о рациональном размещении (аллокации) ограниченных финансовых ресурсов общества и о повышении отдачи от каждой единицы бюджетных ресурсов или национального дохода, перераспределяемого в пользу государства, реализуя контрольную функцию.

Так, постепенно центральной проблемой государственного бюджета становится проблема ресурсного обеспечения самого государства и рационального использования его бюджетных средств, основная доля которых представляет собой перераспределенную часть национального дохода общества. Особенность финансового обеспечения деятельности государства состоит в том, что она связана с государством как одним из хозяйствующих субъектов, выступающим одновременно в качестве как субъекта управления, так и его объекта, что позволяет понять логику его экономического поведения и финансирования производства общественных благ.

Кроме того, государство и его органы обладают правом принуждения в рамках и на основе законов, т.е. финансовые ресурсы государства формируются за счет законного изъятия части доходов граждан и организаций посредством налогообложения, и одновременно оценивают, насколько это оправдано с точки зрения экономической эффективности и социальной справедливости.

Читать также:  Скачайте инструкции по заполнению накладной и оприходованию товара

Особенность государства и состоит в том, что, пользуясь этим правом, оно систематически осуществляет перераспределение доходов, а поэтому доля государства в национальном доходе, как правило, существенно отличается от его доли в совокупном капитале.

Центральное место в любой национальной финансовой системе занимает ее бюджетная подсистема (бюджетная система). Бюджет государства выражает интересы общества, в силу необходимости выступает связующим звеном в национальной системе финансовых отношений, а также в обществе в целом. Бюджет принципиально отличен от других частей финансовой подсистемы общества. Если субъекты реального сектора экономики принимают решения только в рамках своих предприятий, то решения, принимаемые представителями всего общества в соответствии со своими полномочиями при формировании и исполнении бюджета, касаются всех членов общества, а иногда и в рамках глобального хозяйства. Естественно, что бюджет сам приобретает свойства системы, образуя определенную организационную структуру, призванную обеспечить себе нормальное функционирование.

Главная задача, которая решается обществом посредством бюджета, — перераспределение финансовых ресурсов от одних экономических субъектов другим, которое должно происходить на основе общественного согласия и законов. В итоге бюджет становится его результатом — техническим орудием перераспределения. Фактически организационная структура, представленная бюджетом, является финансовым посредником между теми субъектами экономики, у которых изымают ресурсы, и теми, которым они поступают. Но это посредничество отличается от кредитных операций, поскольку сам посредник никакой выгоды от этого посредничества не извлекает. И конечно, бюджетное перераспределение — это не рыночная операция, хотя связь бюджета с рынком, разумеется, существует.

Итак, в силу объективных причин общество вынуждено создавать особую организацию-посредника по перераспределению финансовых ресурсов. Эта организация по причине важности и сложности своих задач сама приобретает свойства системы (у нее есть внутренняя структура, управляющие инстанции и управляемые подразделения) и тесно связана с принятыми в обществе формами государственного устройства.

Национальная бюджетная система — это совокупность бюджетов государства, административно-территориальных образований, самостоятельных в бюджетном отношении государственных учреждений и фондов, основанная на экономических отношениях, государственном устройстве и правовых нормах.

Бюджетные системы стран мира, как правило, включают в себя уровни государства и местных органов власти, причем функции государства реализуются органами власти центра и регионов, а местные сообщества решают проблемы на местах, что делает их исключительно неоднородными. Бюджетное устройство формирует структуру бюджетной системы, обеспечивая ее целостность и структурную непротиворечивость.

В таком случае бюджетное устройство представляет собой совокупность принципов построения бюджетной системы страны, обеспечивающих взаимосвязи бюджетов, входящих в бюджетную систему, и правовые основы их функционирования. Основы бюджетного устройства определяются формой государственного устройства страны, действующими в ней основными законодательными актами, ролью бюджета в национальном воспроизводстве и социальных процессах.

Так, бюджетная система РФ основана на принципах: единства бюджетной системы РФ; разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы РФ; самостоятельности бюджетов; равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований; полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов; сбалансированности бюджета; результативности и эффективности использования бюджетных средств; общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов; прозрачности (открытости); достоверности бюджета; адресности и целевого характера бюджетных средств; подведомственности расходов бюджетов; единства кассы.

Самостоятельность бюджетов как один из основополагающих принципов означает, что бюджеты принимаются соответствующим уровнем власти (или государственного управления) только по усмотрению именно этого звена представительной власти. Никто не в праве вмешиваться ни «сверху», ни «снизу» в формирование этого бюджета. Самостоятельность «низовых» бюджетов тесно связана с кругом финансовых полномочий, которыми располагают данные уровни власти по Конституции РФ или на основе других законов. Но законодательно закрепляемая самостоятельность бюджетов должна считаться, например, с такими обстоятельствами, как наличие единого экономического пространства всей страны, свободным перемещением населения, в том числе предпринимателей и других налогоплательщиков, по территории страны, изменением доходной базы бюджетов и потребностью в расходах бюджета в разных районах. Единство экономики устанавливает связь между самостоятельными бюджетами, как по вертикали, так и по горизонтали. Все бюджеты зависят друг от друга и поэтому образуют бюджетную систему.

Таким образом, все уровни бюджетной системы РФ существуют самостоятельно и не входят по доходам и расходам в вышестоящие бюджеты. За бюджетами различных уровней закрепились и свои источники доходов. Например, в федеральный бюджет направляются такие налоговые платежи, как налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц (НДФЛ), налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), в региональный — транспортный налог, налог на игорный бизнес, налог на имущество организаций. К источникам доходов этих бюджетов относятся и неналоговые поступления средств — от государственных займов, доходы от использования объектов государственной собственности.

Доходы местных бюджетов формируются, как правило, из второстепенных, в основном поимущественных налогов, например, земельного налога. Неналоговые поступления традиционно складываются из доходов от эксплуатации муниципальной собственности, от различных административных сборов и выдачи местных налоговых лицензий.

Взаимоотношения различных уровней бюджетной системы осуществляются следующим образом: вышестоящие бюджеты поддерживают бюджеты нижестоящих уровней и соответственно направляют средства в виде субсидий, субвенций и дотаций.

Интересен зарубежный опыт долевого финансирования местных органов власти Великобритании: текущие расходы в значительных объемах финансируются из консолидированного фонда в форме дотаций и целевых субсидий, а финансирование капитальных затрат производится из Национального фонда займов под рыночный процент и в строго лимитированных размерах. В Японии местные бюджеты получают только субсидии, но помимо этого государство перепоручает местным властям часть расходов строго целевого назначения (строительство портов, гидроэлектростанций, ликвидацию последствий стихийных бедствий и т.п.).

Можно сказать, что во всем мире идет процесс децентрализации сбора и использования государственных финансовых ресурсов в соответствии с расширением полномочий средних и низших уровней власти. Этот процесс идет по-разному, в зависимости от исторических традиций. В таких странах, как Франция, Италия и Россия речь идет о расширении прав местных уровней власти и увеличении их доли в общегосударственных финансовых ресурсах.

В странах типа США, Канады и Швейцарии местный уровень власти изначально обладал большими финансовыми возможностями, а усилия были направлены на повышение доли федерального центра. В итоге возник мощный финансовый центр на уровне федерального правительства, который сохранился и в странах унитарного устройства, а места получили (или сохранили) свои собственные финансовые ресурсы, адекватные их полномочиям по оказанию общественных услуг населению.

В России этот процесс отличался существенной спецификой и шел «зигзагами». Практически до конца XX в. финансовая система страны копировала схему государственного устройства, в соответствии с которой фактически никаких прав у республик и местных органов власти не было, а их полномочия определялись центром, и он же выдавал соответствующие денежные средства, что ускорило процесс перехода к рыночным отношениям. Началось активное перераспределение финансовых ресурсов в пользу субъектов РФ. В 1994 г. доля федерального бюджета составила 47%, затем она повысилась до 50%, в 1998 г. упала до 47%, а затем снова увеличилась. Это не способствовало нормализации экономической обстановки, так как хозяйство и страна находились в кризисе, которая требовала концентрации финансовых ресурсов в руках центра.

В настоящее время в России доминирует тенденция к централизации финансовых ресурсов, поскольку повышается доля федерального бюджета в общем консолидированном бюджете, в результате развивается стагнация, из которой не вышли ни национальная экономика, ни финансы. Вместе с тем отмечается увеличение финансовой помощи, направляемой «сверху» в нижестоящие бюджеты сверх закрепленных за ними источников доходов. Иными словами, бюджетное устройство страны предполагает существование «заботы» центра о более низких уровнях управления. При этом важно отметить, что центр может направлять дополнительные ресурсы не только субъектам РФ, но и напрямую местным органам управления. Повышение доли центра в общенациональных финансовых ресурсах, как правило, сопровождается в развитых странах мира увеличением сумм помощи, идущей «сверху вниз». Верна и обратная закономерность: рост дефицитности федерального центра, как правило, влечет за собой сокращение межбюджетных трансфертов.

Все это свидетельствует о том, что уровневая структура бюджетной системы повышает ее гибкость и лабильность в решении проблемы эффективного перераспределения финансовых ресурсов общества.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *