ФИНАНСЫ И НАЛОГИ ИНФОРМАЦИЯ

Елена Игоревна Комиссарова

Эксперт по предмету «Финансы»

Финансы зародились в далеком прошлом. Денежные отношения, возникающие в процессе купли-продажи, существуют с глубокой древности.

На сегодняшний день тема финансов является актуальной. Любое государство функционирует, используя финансовые инструменты.

Роль финансов в экономике можно рассмотреть с разных сторон, но тем не менее ее можно свести к трем важным направлениям:

Финансы – это система денежных отношений, возникающих в ходе формирования и использования фондов денежных средств в процессе их оборота.

Первым, кто определил финансы, как движение денег, был советский экономист А. Гокиели. Под этим понятием он имел в виду распределение денежных средств. Функция распределения ресурсов существовала еще в древнем мире, когда племена уходили на охоту, а добычу распределяли между всеми членами племен. Так и сейчас существуют пенсионные фонды, которые распределяют денежные средства между пенсионерами в виде выплат. Но существуют и другие важные функции финансов.

Функции финансов

К числу основных функций финансов относятся следующие:

«Финансы, налоги и налогообложение» 👇

Налоги и налогообложение

Налоги появились еще в далекой древности, только назывались они по-разному: оброк, акциз, гербовый сбор, подушный налог и т.д. Помимо привычного нам налога на имущество существовали весьма странные поборы, например, налог на бороды — всем, кто носил бороду, необходимо было уплатить за это право. Однако, во всех сборах, которые сейчас носят название «налоги», есть нечто общее.

Налог- это обязательный, безвозмездный платеж, который взимается органами государственной власти с юридических и физических лиц на основе налогового законодательства.

Налоги делятся на два вида: прямые и косвенные.

Функции налогов

К числу основных функций налогов относятся следующие:

Элементы налогообложения – это составляющие организации и построения системы сбора налогов. К ним относятся следующие категории: налоговая база, налоговые льготы, налогоплательщик, объект налогообложения, налоговая ставка, налоговый оклад, источник налога, срок уплаты, порядок уплаты, налоговый период.

Налогообложение – это система удержания денежных средств государством с физического или юридического лица.

Адам Смит еще в своей работе ««Исследование о природе и причинах богатства народов» изложил основные принципы налогообложения, которые актуальный на сегодняшний день.

Принципы налогообложения

В наши дни помимо перечисленных принципов так же выделяют: справедливость, обязательность, стабильность, легитимность, определённость, оптимальность.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Одним из важнейших
компонентов макроэкономической системы
выступают финансы. Финансы —
это
экономические отношения в обществе,
возникающие в процессе формирования,
распределения и использования фондов
денежных средств. Такие отношения
постоянно возникают между:

платы, премий,
удержания налогов, получения льгот и
т.д.;

Иными словами,
денежные отношения, реализация которых
происходит через особые фонды, — это
финансовые отношения. Финансы —
неотъемлемая часть денежных отношений.
Однако не всякие денежные отношения
являются финансовыми отношениями.
Финансы отличаются от денег, как по
содержанию, так и по выполняемым функциям.
Финансы — экономический инструмент
распределения и перераспределения
валового внутреннего продукта, орудие
контроля за образованием и использованием
фондов денежных средств. То есть денежные
средства государства надо в соответствующем
порядке собрать, рационально распределить
по разным фондам и эффективно использовать.
В этом и состоит сущность финансов.
Субъектом
финансовых
отношений выступают государство, фирмы,
объединения, организации и отдельные
граждане.

Функции финансов:
аккумулирующая, регулирующая,
распределительная, контрольная.

Совокупность
финансовых звеньев в рамках национальной
экономики образуют финансовую
систему государства.
Она включает институты и учреждения,
связанные с формированием и использованием
денежных средств. Современная финансовая
система включает в себя государственные
финансы, финансы фирм и финансы домашних
хозяйств.

Все звенья финансовой
системы тесно взаимосвязаны.
Центральным
звеном финансовой системы выступает
госбюджет.
Его рассматривают с двух сторон: как
экономическую категорию и как финансовый
план. Как экономическая категория
госбюджет выражает денежные отношения
государства с юридическими и физическими
лицами по поводу перераспределения
национального дохода в связи с образованием
и использованием бюджетного фонда. Как
финансовый план госбюджет состоит из
доходов и расходов. Доходы бюджета носят
налоговый и неналоговый характер.
Основными источниками налоговых доходов
являются вновь созданная стоимость и
доходы, полученные в результате ее
первичного распределения (прибыль,
заработная плата, добавленная стоимость,
ссудный процент, рента, дивиденды и
т.д.), а также накопления. На долю налогов
приходится 80-90% всех поступлений в
бюджет. Неналоговые доходы включают:
доходы от продажи государственной и
муниципальной собственности; доходы
от внешнеэкономической деятельности;
доходы от реализации государственных
запасов.

Читать также:  Региональные и муниципальные финансы. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры (Ирина Мамонова)

Бюджет определяет
конкретные направления расходования
средств, перераспределения национального
дохода, что дает ему возможность быть
эффективным регулятором экономики.
Основные направления расходов госбюджета:
на национальную оборону; развитие
экономики; социально-культурные нужды;
содержание государственного аппарата
управления; обслуживание государственного
долга.

В рыночной экономике
действует принцип финансового
федерализма,
который учитывает, что местные бюджеты
не включаются своими доходами и расходами
в государственный бюджет. Из местных
бюджетов органы власти финансируют
поддержание общественного порядка,
школы, учебные учреждения и т.д.

Различают три
состояния госбюджета: сбалансированный —
расходная
часть госбюджета равна доходной;
дефицитный —
расходы превышают доходы; профицитный —
доходы превышают расходы.

Бюджетный дефицит
приводит к появлению государственного
долга —
суммы накопленных за определенный
период времени бюджетных дефицитов за
вычетом имевшихся в это же время
положительных сальдо бюджета.
Государственный долг может быть внешним
и внутренним. Если государство прекращает
выплаты по своим долгам наступает
дефолт,
т.е. банкротство государства —
должника.

Бюджет государства
в решающей мере формируется за счет
налогов. Налоги —
обязательные платежи, взимаемые в
государственный (местный) бюджет с
доходов физических и юридических лиц.
Налоги — основной источник формирования
финансовых ресурсов страны, используемый
на со­держание государственного
аппарата и предоставление определенных
услуг населению (пенсионное обеспечение,
образование, здравоохранение и др.).
Налогообложение
означает способ регулирования доходов
и источников пополнения государственных
средств.

Налоги дифференцируются
по ряду признаков:

Совокупность
налогов, устанавливаемых государственной
властью, а также принципов и методов
построения налогов образуют налоговую
систему.
Налоговая система опирается на
законодательные акты государства,
устанавливающими элементы налога. Они
включают:

Американский
экономист А. Лаффер доказал, что не всегда
повышение ставки налога ведет к росту
налоговых доходов государства. Если
налоговая ставка превышает некую
объективную границу, то налоговые
поступления начнут уменьшаться. И
напротив, более низкие ставки налогов
создают стимулы к работе, сбережениям
и инвестициям, расширению производства.
Один и тот же по величине доход в госбюджет
может быть получен и при высокой, и при
низкой налоговой ставке. Иллюстрацией
этого положения является кривая
Лаффера.

Если налоговая
ставка равна нулю, то государство ниче­го
не получит. Если налоговая ставка г2
= 100%, то
никто не будет заинтересован работать
и государство тоже ничего не получит.
При ставке/например, г0
= 35%, сумма налоговых поступлений достигнет
максимума R1
(точка А). Попытки повысить налоговые
ставки приведут к снижению размера
налого­вых поступлений (точка Б). В
целом кривая Лаффера демонстрирует
стимулирующий эффект снижения налогов.

Важным элементом
налоговой системы являются налоговые
льготы —
полное или частичное освобождение от
уплаты налогов. Наконец, налоговое
законодательство предусматривает
различного poда санкции за нарушения в
сфере налогообложения.

Налоговая система
России включает:

1.
Федеральные налоги —
взимаются на всей территории страны по
одинаковым правилам. Основные из них:
НДС; акцизы; налог на доходы банков;
налог на операции с ценными бумагами;
таможенные пошлины; налог на прибыль
предприятий; подоходный налог с физических
лиц и др.

2.
Региональные налоги —
вводятся законами субъектов Федераций
(республик, краев, областей и др.) на
своей территории: налог на имущество
организаций; налог на недвижимость;
дорожный налог и др.

3.
Местные налоги —
устанавливаются и взимаются местными
органами власти: налог на имущество
физических лиц; земельный налог; налог
на рекламу и др.

В ближайшее время
в России предстоит значительно упростить
налоговую систему, сократить общее
число налогов, уплачиваемых фирмами,
повысить роль косвенных налогов по
сравнению с прямыми. Все это будет
способствовать созданию нормальных
условий для реального сектора экономики,
снижение налогового бремени.

Налоги, их функции и роль в финансовой системе

Налог

это обязательный, индивидуально
безвозмездный платеж, взимаемый с
организаций и физических лиц в форме
отчуждения принадлежащих им на праве
собственности, хозяйственного ведения
или оперативного управления денежных
средств, в целях финансового обеспечения
деятельности гос-ва и (или) муниципальных
образований.

1)
обязательность – гос-во изымает
определенную часть дохода налогоплательщика
в виде обязательного взноса, в порядке
общественного принуждения

2)
безэквивалентность — уплата налогов не
сопровождается прямым встречным
исполнением со стороны государства
каких-либо обязательств или оказанием
услуг

Налоги
являются важнейшими финансовыми
поступлениями в государственный бюджет,
и в этом состоит фискальная
функция налогов.
В РФ более 80% доходов бюджета дают
следующие налоги: налог на прибыль,
налог на добавленную стоимость, налог
на доходы физических лиц, ресурсные
платежи, таможенные пошлины и акцизы.

Налоги
используются гос-вом как средство
регулирования (регулирующаяэкономическая)
эк-ки путем увеличения или уменьшения
общего налогового бремени для целевого
воздействия на отдельные категории
налогоплательщиков или виды деятельности
через установление налоговых льгот,
снижение налоговых ставок и др. Эти меры
оказывают влияние на изменение структуры
и темпов развития производства. Налоги
в значительной степени определяют
величину затрат на производство продукции
и прибыль предприятий. Рост налогов
снижает покупательную способность
населения и, таким образом, определяет
уровень его жизни.

Читать также:  ДЕПАРТАМЕНТ ФИНАНСОВ ГОРОДА КОСТРОМА

Распределительная
функция
заключается в том, что посредством
налогов государство изымает часть
доходов организаций и физических лиц,
концентрирует эти средства в государственном
бюджете, а затем направляет их на
реализацию экономических и социальных
программ.

Контрольная
функция
налогов позволяет государству учитывать
доходы организаций и физических лиц,
движение финансовых потоков и на этой
основе разрабатывать рекомендации по
совершенствованию системы налогообложения,
выявлять случаи неполной или несвоевременной
уплаты налогов.

Роль
налогов в экономической системе. Высокое
значение налогов связано с несколькими
обстоятельствами:

Налоги
— основной источник доходов государства,
основная статья доходной части
государственного бюджета,

Налоги
— один из основных признаков государства
и условий его функционирования,

Налоги
— средство перераспределения экономических
средств по субъектам, территориям,
отраслям и т.п.,

Налоги
— важнейший элемент бюджетно-налоговой
политики государства, которую оно
приводит с целью сглаживания циклических
колебаний, обеспечения стабильного
экономического роста, борьбы с инфляцией
и т.д. (см. Финансовая политика).

Государственные финансы, их структура.

Государственные
финансы
— комплекс финансовых операций органов
гос-го управления, с помощью которого
они аккумулируют денежные средства и
осуществляют денежные расходы. Госфинансы
должны обеспечить структурную перестройку
экономики, ускорение НТП, повышение
эффективности производства и рост
жизненного уровня населения. За счет
централизованных фондов обеспечивается
расширение производства на макроуровне.

Источники
дохода государства Национальный
доход
(НД) — вновь созданная стоимость,
перераспределяемая через государственные
финансы,Часть
национального богатства
(НБ), имеющая денежную оценку.

Госфинансы
являются составной частью общей
финансовой системы. Они включают:Систему
бюджетов,Внебюджетные фонды,Государственный
кредит,Финансы государственных
предприятий.

Система
государственных финансов
по уровням управления подразделяется

в
федеративных государствах на центральный
(общегосударственный, федеральный),
региональный и местный уровни,

в
унитарных государствах — на центральный
и местный.

Действующая
бюджетная система РФ состоит из трех
звеньев:

-местные
бюджеты (в т.ч. районные, городские,
поселковые, сельские).

Каждый
бюджет функционирует автономно,
т.е. нижестоящий бюджет своими доходами
и расходами не включается в вышестоящий
бюджет. Для целей планирования бюджетных
ресурсов составляется консолидированный
бюджет
— статистический сводный бюджет, который
объединяет финансовые ресурсы всех
уровней бюджетной системы.

Внебюджетные
фонды
являются автономными государственными
организациями, которые управляют
поступающими в эти фонды обязательными
платежами от предприятий, организаций
и отдельных лиц. Они имеют строго целевое
назначение — расширять социальные
услуги населению, стимулировать развитие
отсталых отраслей социальной инфраструктуры
и др.

Основные
функции органов государственного
управления:проведение
государственной политики,
предоставление
нерыночных товаров и услуг для их
потребления населением и обществом в
целом,

перераспределение
доходов (трансферты) и богатства.

Финансовые
ресурсы сектора госуправления формируются
главным образом за счет налогов и
отчислений, уплачиваемых пред-ми, учр-ми
и орг-ми, относящимися к другим секторам.

К
центральному
уровню
относятся все государственные учреждения,
министерства, ведомства. Он оказывает
основное финансовое воздействие на
экономику страны. Представительные и
исполнительные органы вырабатывают и
реализуют налогово-бюджетную политику,
через финансы правительства осуществляется
инфляционное или дефляционное воздействие
на функционирование экономики.

К
региональным
органам управления
относятся органы власти областей, краев,
pecпублик, штатов. Региональные органы
наделены определенными полномочиями
на основе разграничения ответственности
между центральными и региональными
органами власти. Степень их автономности
и объем их функций определяются размерами
доходов, получаемых из контролируемых
ими источников, и независимостью
должностных лиц от административного
контроля центрального правительства.

К
местным
органам власти
относятся органы управления в городах
и сельских местностях, обладающие
самостоятельными структурными
управленческими подразделениями,
определенными законодательством
автономными полномочиями и источниками
финансовых средств, за счет которых
функционируют подведомственные им
институциональные заведения
(образовательные, медицинские, социального
обеспечения, культурные, спортивные и
др.).

Система
государственных финансов организуется
таким образом, чтобы данные о доходах
и расходах формировались как в
территориальном разрезе, так и по
вертикали с выделением соответствующих
внебюджетных фондов. Это позволяет
формировать консолидированные данные
о государственном бюджете федерации и
регионов, консолидированные данные по
внебюджетным фондам и на этой основе
консолидированные данные в целом по
государственным финансам. В
России определяются и публикуются
консолидированные данные федерального
и региональных бюджетов.
Консолидированные данные по государственным
финансам в целом пока не формируются и
не публикуются.

Читать также:  КАКОЙ ИЗ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ ФИНАНСЫ

Государственные
финансы (централизованные фонды):Федеральный
бюджет,Региональные бюджеты,Местные
бюджеты, Внебюджетные фонды,Финансы
государственных предприятий

Финансовое
управление оборотным капиталом
предприятия

Главная
задача
управления оборотными активами состоит
в формировании необходимого объема,
оптимизации состава и обеспечении
эффективного использования оборотных
активов предприятия. Управление
оборотным капиталом составляет наиболее
обширную часть финансового менеджмента
во всей системе управления использованием
капитала предприятия. Это связано с
существованием большого количества
элементов актива, формируемых за счет
оборотного капитала, требуемых
индивидуализации управления. Важность
проявляется и высокой динамикой
трансформации видов оборотного капитала;
высокой ролью в обеспечении
платежеспособности, рентабельностью
и других целевых результатов финансовой
деятельности предприятия.
       Политика
управление использованием оборотного
капитала представляет собой часть общей
политики управления использованием
совокупного операционного капитала
предприятия, заключающаяся в формировании
необходимого объема и состава этого
капитала и обеспечении необходимых
условий оптимизации процесса его
обращения.
       Существует
специально разработанный перечень
этапов управления оборотным
капиталом.
       В
первую очередь (I этап) необходимо
провести анализ использования оборотного
капитала в операционном процессе
предприятия в предшествующем периоде.
Для этого рассматривается динамика
общего объема оборотного капитала,
динамика состава оборотных активов
предприятия, сформированных за счет
оборотного капитала. Анализ состава
оборотных активов предприятия по
отдельным их видам позволяет оценить
уровень их ликвидности.
       Результаты
позволяют определить общий уровень
эффективности управления оборотным
капиталом предприятия и выявить основные
направления его увеличения в предстоящем
периоде.
       На
следующем этапе (II этап) происходит
определение принципиальных подходов
к формированию оборотных активов за
счет операционного капитала предприятия.
Теория финансового менеджмента
рассматривает три принципиальных
подхода к формированию оборотных активов
предприятия:
       —
консервативный подход — предполагает
создание высоких размеров резервов
оборотного капитала на случай
непредвиденных сложностей в обеспечении
предприятия сырьем и материалами,
ухудшении условий производства, задержки
инкассации дебиторской задолженности
и т.д.;
       — умеренный
– направлен на обеспечение полного
удовлетворения текущей потребности во
всех видах оборотных активов и создания
нормированных страховых их размеров;
       —
агрессивный – заключается в минимизации
всех форм страховых резервов по отдельным
видам этих активов.
       В
конечном итоге все эти подходы определяют
сумму этого капитала и уровень его
капиталоемкости по отношении к объему
операционной деятельности.
       На
III этапе происходит оптимизация объема
оборотного капитала. Такая оптимизация
должна исходить из избранного типа
политики формирования оборотных активов,
обеспечивая заданный уровень соотношения
эффективности и риска использования
оборотного капитала.
       Оптимизация
соотношения постоянной и переменной
частей оборотного капитала, используемых
в операционном процессе, относится к
IV этапу. Это является основой для
управления его оборачиваемостью в
процессе использования.
       На
следующем, V этапе происходит обеспечение
необходимой ликвидности используемых
активов, сформированных за счет оборотного
капитала.
       На
заключительном этапе обеспечивается
увеличение рентабельности оборотного
капитала. Его размер должен генерировать
определенную прибыль при его использовании
производственно-сбытовой
деятельности.
       Составной
частью процесса управления оборотного
капитала является обеспечение
своевременного использования временно
свободного остатка денежных активов
для формирования эффективного портфеля
краткосрочных финансовых вложений.
Цели и характер управления отдельными
видами оборотных активов, сформированного
за счет операционного капитала, имеют
существенные отличительные
особенности.
       Поэтому
на предприятии с большим объемом
используемого оборотного капитала
разрабатывается самостоятельная
политика управления отдельными видами
оборотных средств (запасами ТМЦ,
дебиторской задолженностью и денежными
активами).

Бюджет
государства и принципы его построения.

Бюджет
государства состоит из двух взаимосвязанных
частей:

Доходной
части,
где указываются источники поступления
денежных средств и их количественные
характеристики. Доходы бюджета —
финансовые отношения между государством
и хозяйствующими субъектами, а также
физическими лицами по поводу формирования
бюджетного фонда. Это безвозвратные и
обязательные платежи, не вызывающие
встречного потока благ и услуг.

Расходной
части
— это экономические отношения, возникающие
между гос-вом и организациями учреждениями
или гражданами, в ходе распределения
централизованных фондов денежных
средств и их использования по целевому
назначению.

Доходы
классифицируются по источникам на:
налоговые и неналоговые

Расходы
классифицируются по функциональному
признаку на:

расходы,
связанные с охраной способа производства,

расходы,
связанные с экономической деятельность
государства,

расходы,
связанные с деятельностью государства
по вмешательству в экономику,

расходы,
связанные с социальной деятельностью
государства.

Каждый
бюджет функционирует автономно, т.е.
нижестоящий бюджет своими доходами и
расходами не включается в вышестоящий
бюджет. Для целей планирования бюджетных
ресурсов составляют консолидированный
бюджет
— сводку доходов и расходов всех уровней
власти и сводный
бюджет,
который включает еще и средства
внебюджетных фондов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *