ФИНАНСЫ КАК ОБЩЕЕ ФИНАНСОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

Коммерческие предприятия должны иметь стратегию развития бизнеса, чтобы добиться успеха на рынке сбыта. В любой бизнес-стратегии присутствует финансовая составляющая. Поскольку стратегия определяет только цели предприятия, то для ее реализации нужны управленческие инструменты, определяющие пути достижения этих целей. Такими инструментами выступают различные политики, охватывающие все стороны бизнеса компании: закупочная, сбытовая, ценовая, маркетинговая, финансовая, кадровая и т. д. В этом ряду финансовая политика занимает особое место.

От качества разработки финансовой политики во многом зависит достижимость стратегии развития. Поэтому руководитель финансово-экономической службы любой компании обязан тщательно проработать вопросы формирования и регламентации всех составляющих финансовой политики.

СУЩНОСТЬ И СОСТАВЛЯЮЩИЕ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Суть финансовой политики каждого предприятия заключается в построении эффективной системы управления финансовыми ресурсами, обеспечивающей достижение стратегических и тактических целей развития бизнеса.

Разработка финансовой политики призвана помочь решить следующие задачи бизнеса:

Чтобы лучше понять составляющие части финансовой политики предприятия, достаточно обратиться к балансу, отображающему итоги деятельности организации.

В левой части баланса мы видим данные об имуществе предприятия, в правой — данные о финансовых источниках формирования этого имущества. Точно так же финансовая политика компании должна состоять из двух основных направлений — управление имуществом и управление капиталом предприятия (см. рисунок).


ФИНАНСЫ КАК ОБЩЕЕ ФИНАНСОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

Как видно из рисунка, эти две глобальные составляющие финансовой политики также делятся на части, соответствующие разделам баланса. Далее каждая из частей раскладывается на более функциональные составляющие в соответствии с видами имущества и источниками его формирования.

Дополнительно финансовая политика включает в себя такой элемент, как общее управление финансами.

Перечень всех элементов финансовой политики с кратким описанием их предназначения приведен в табл. 1.

Нужно отметить следующее: даже если в компании не все элементы финансовой политики регламентированы и документально оформлены, в практике работы организации они все равно используются. В то же время чем меньше руководитель финансово-экономической службы уделяет внимания проработке и регламентации элементов финансовой политики, тем менее она эффективна. Нужно отметить следующее: даже если в компании не все элементы финансовой политики регламентированы и документально оформлены, в практике работы организации они все равно используются.

МЕТОДОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Мы выяснили, что финансовая политика предприятия призвана обеспечить эффективность использования его активов и капитала (как собственного, так и заемного). Отсюда логично предположить, что разработка финансовой политики начинается с анализа финансовой отчетности компании. И действительно, данные анализа финансово-хозяйственной деятельности на основе показателей отчетности служат базой для разработки направлений финансовой политики предприятия. Этот анализ осуществляется в нескольких аспектах:

Анализ данных основных форм отчетности (баланса и отчета о прибылях и убытках) заключается в изучении:

В ходе анализа также выявляют отклонения фактических и плановых показателей, определяют причины негативных отклонений.

Горизонтальный анализ данных финансовой отчетности направлен на сопоставление показателей отчетности с аналогичными показателями прошедших периодов.

В ходе горизонтального анализа сравнивают отдельные статьи отчетности и в последующем изучают причины резких изменений, выявляют изменения одних статей отчетности по сравнению с изменениями других статей.

Вертикальный анализ данных финансовой отчетности проводят, чтобы изучить удельный вес отдельных статей финансовой отчетности в сумме общего показателя и сравнить полученный показатель с аналогичным показателем прошедших периодов.

Трендовый анализ основывается на изучении изменений относительных показателей (темпов роста) финансовой отчетности за ряд отчетных периодов по сравнению с показателями базового периода.

Расчет финансовых коэффициентов наиболее важен для последующей разработки финансовой политики предприятия, так как он предоставляет информацию о финансовом положении компании по всем составляющим ее имущества и капитала.

Число финансовых коэффициентов, используемых при анализе, исчисляется десятками, однако для разработки финансовой политики подробно рассматривать каждый коэффициент не нужно. Достаточно понимать, что все финансовые коэффициенты делятся на нормируемые и ненормируемые.

К нормируемым коэффициентам прежде всего относятся показатели ликвидности и финансовой устойчивости компании. Результаты расчетов нормируемых коэффициентов интерпретируются таким образом, что отклонения от норматива свидетельствуют об ухудшении финансового состояния предприятия.

К ненормируемым коэффициентам относятся показатели рентабельности, деловой активности, структуры имущества и капитала компании. Расчетные показатели этих коэффициентов анализируют в динамике. В зависимости от динамики они оцениваются как «улучшение», «стабильность», «ухудшение».

На основе анализа отчетности руководитель финансово-экономической службы разрабатывает основные направления финансовой политики предприятия:

По каждому разделу финансовой политики определяют методы управления и контроля, а также целевые показатели, на основе которых впоследствии будет оцениваться качество управления финансовой политикой.

Пример анализа хозяйственной деятельности компании «Альфа» с оценкой достижения целевых показателей по итогам 2019 г. приведен в табл. 2.


ФИНАНСЫ КАК ОБЩЕЕ ФИНАНСОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

Продолжение табл. 2


ФИНАНСЫ КАК ОБЩЕЕ ФИНАНСОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

после разработки или корректировки параметров финансовой политики принятые управленческие решения следует отразить в регламентирующих документах компании.

РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Поскольку финансовая политика компании охватывает практически все аспекты ее хозяйственной деятельности и включает большое количество элементов, то без документальной фиксации направлений и целевых показателей данной политики невозможно качественно контролировать ее соблюдение. Поэтому в любой компании утверждают различные регламентирующие документы в области финансовой политики.

Понятно, что у каждой компании могут быть свои приоритетные направления финансовой политики. Тем не менее можно составить перечень регламентных документов, которые должны разрабатываться и утверждаться вне зависимости от специфики деятельности или методов управления. К таким документам относятся:

– бюджет доходов и расходов (управление краткосрочными финансовыми вложениями);

– бюджет закупок (управление запасами товарно-материальных ценностей);

– бюджет налогов (управление налогообложением);

В таблице 3 приведен перечень основных документов, в которых фиксируются цели, требования и ключевые показатели различных элементов финансовой политики предприятия.


ФИНАНСЫ КАК ОБЩЕЕ ФИНАНСОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

Статья опубликована в журнале «Планово-экономический отдел» № 1, 2020.

Термин
«финансы» произошел от латинского слова
«finansia», что в переводе означает «денежный
платеж». В финансах проявляется одна
из сторон экономических отношений
общества, их существование обусловлено
товарно-денежными отношениями и
деятельностью государства, которое
использует механизм финансов для
выполнения своих задач.

Финансы
– это экономические денежные отношения
по формированию, распределению и
использованию денежных фондов и доходов
государства, его территориальных
подразделений, а также предприятий,
организаций и учреждений для обеспечения
расширенного воспроизводства и социальных
нужд, в процессе осуществления которых
происходит распределение и перераспределение
общественного продукта и контроль за
удовлетворением потребностей
общества.
Признаки
финансов:


распределительный характер отношений

-односторонний
характер движения денежных средств

-создание
денежных фондов государства


единство законодательной и
нормативно-правовой базы, единство
денежной, кредитной и налоговых систем,
унификация форм финансовой документации
и отчетности

-диверсификация
источников финансирования и направления
вложения средств

Финансы
выступают всегда в денежной форме,
однако денежные отношения не исчерпываются
финансами, они находятся в различных
плоскостях. Финансы не охватывают всех
денежных отношений (например, денежных
отношений, возникающих в связи с
куплей-продажей, оплатой труда и др.,
носящих главным образом эквивалентный
характер). Содержанием финансовых
отношений являются те из них, посредством
которых образуются денежные фонды
государства, его территориальных
подразделений, предприятий, организаций,
учреждений.

Сущность
финансов как экономической категории
раскрывается не в их количественной
стороне, а в содержании тех общественных
отношений, которые возникают при их
функционировании (т. е. в процессе
создания, распределения (перераспределения)
и использования фондов денежных средств,
которые в свою очередь обусловлены
процессом распределения и перераспределения
стоимости совокупного общественного
продукта и части национального дохода
страны).

1)
распределительная — способствует
организации сбалансированного и
эффективного производства, развитию
всех его отраслей соответственно
потребностям общества в целях наиболее
полного удовлетворения нужд людей. С
помощью финансов распределяется
совокупный общественный продукт и
национальный доход;

2)
контрольная — заключается в том, что
государство, используя финансы и
финансовые категории, осуществляет
контроль за финансово-хозяйственной
деятельностью экономических субъектов.
С помощью финансов осуществляется
контроль за производством и распределением
материальных и социальных благ в стране;

3)
регулирующая функция — эта функция
связана с вмешательством государства
через финансы (государственные расходы,
налоги, государственный кредит) в процесс
производства. В целях регулирования
экономики и социальных отношений
используется также финансовое и бюджетное
планирование, государственное
регулирование рынка ценных бумаг.

4)
стабилизационная функция — обеспечении
всех хозяйствующих субъектов и граждан
стабильными экономическими и социальными
условиями. Эту функцию финансы должны
выполнять в условиях перехода и развития
рыночных отношений.

Функциях
выражают сущность финансов и их
социально-экономическую роль. При
посредстве финансов происходит
распределение и перераспределение
валового внутреннего продукта (ВВП) и
национального дохода (между производственной
и непроизводственной сферами, отраслями
экономики, регионами, формами собственности,
социальными группами), а также контроль
за производством и распределением
материальных и социальных благ в стране.

Общая часть финансового права. Понятие, виды и функции финансов

Понятие, виды и функции финансов

Финансы — экономическая категория, активно используемая государством и органами местного самоуправления при управлении обществом.

1. денежное отношение;

2. распределительное отношение;

3. безэквивалентное отношение.

Понятие «финансы» рассматривают в двух аспектах:

1. экономический аспект.

Финансы — экономические отношения, возникающие по поводу образования, распределения и использования денежных фондов в целях выполнения задач и функций государства, его территориальных подразделений, предприятий, организаций и учреждений;

2. материальный аспект.

Финансы — денежные средства, аккумулируемые в государственных фондах специального назначения. Финансы — денежные фонды государства, его территориальных подразделений, предприятий и учреждений, организаций.

Читать также:  КТО КОНТРОЛИРУЕТ ФИНАНСЫ ТОТ КОНТРОЛИРУЕТ

Денежные фонды — обособленная часть финансовых ресурсов, имеющая целевое направление и относительную самостоятельность функционирования.

Содержание финансов — денежные отношения, благодаря которым образуются денежные фонды государства, его территориальных подразделений, предприятий, организаций, учреждений.

1. централизованные — используются для удовлетворения общих нужд соответствующей территории. Централизованные финансы включают денежные средства, которые аккумулированы:

а) в бюджете государства; б) в государственных внебюджетных фондах; в)в государственном и банковском кредитовании; г) в личном и имущественном государственном страховании;

2. децентрализованные — денежные фонды предприятий, организаций, учреждений, используемые для производственных и социальных целей соответственно предназначению названных субъектов и в их масштабах.

К децентрализованным финансам относятся денежные средства предприятий и организаций всех форм собственности, учреждений и общественных организаций, отраслевые и межотраслевые внебюджетные фонды;

3. местные финансы — совокупность денежных средств, формируемых и используемых для решения вопросов на территории муниципальных образований.

1. распределительная — способствует организации сбалансированного и эффективного производства, развитию всех его отраслей соответственно потребностям общества в целях наиболее полного удовлетворения нужд людей. С помощью финансов распределяется совокупный общественный продукт и национальный доход;

2. контрольная — заключается в том, что государство, используя финансы и финансовые категории, осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью экономических субъектов. С помощью финансов осуществляется контроль за производством и распределением материальных и социальных благ в стране.

Финансы как целостная экономическая категория имеют свою структуру, в которую входят несколько взаимосвязанных звеньев (институтов), для каждого из которых характерны свои особенности.

Совокупность входящих в состав финансов звеньев (институтов) в их взаимосвязи образуетфинансовую систему страны.

2. Финансовая система

Финансовая система представляет собой определенным образом упорядоченную совокупность финансовых отношений. Звенья финансовой системы можно сгруппировать в три крупных блока, каждый из которых также имеет внутреннюю структуру:

1. централизованные финансы –

o государственный бюджет;

o внебюджетные фонды;

o государственный кредит;

o фонды имущественного и личного страхования;

o фондовый рынок;

2. децентрализованные финансы –

o финансы коммерческих предприятий и организаций;

o финансовых посредников (кредитных организаций, частных пенсионных фондов, страховых организаций и других финансовых институтов);

o некоммерческих организаций;

3. финансы домашних хозяйств.

Каждое звено этой системы характеризуется особыми методами формирования и использования фондов денежных средств.

Каждое звено играет различную роль в общественном воспроизводстве.

Так, централизованные финансы используются в качестве инструмента регулирования национальной экономики в целом. С помощью централизованных финансов мобилизуются ресурсы в бюджетную систему и происходит их распределение иперераспределение между отраслями народного хозяйства, экономическими регионами, отдельными группами населения. Децентрализованные финансы используются для регулирования экономических и социальных отношений в рамках отдельных хозяйствующих субъектов и составляют основу финансов. От их состояния во многом зависит общее финансовое положение страны, так как именно здесь формируется большая часть финансовых ресурсов. Финансы домохозяйств – это личные финансы, т.е. финансовые отношения между физическими лицами, совместно проживающими и ведущими общее хозяйство. В отличие от семьи домохозяйство может включать, кроме родственников, людей, которые полностью или частично вносят свою долю в бюджет домохозяйства, а также состоять из одного человека, обеспечивающего себя материально.

Государственный бюджет – главное звено всей финансовой системы. Бюджет состоит из двух взаимосвязанных групп статей: доходных и расходных. В доходной части бюджета содержатся источники поступления средств и их количественные параметры.

Внебюджетные фонды – это средства Правительства РФ и местных органов власти, связанные с финансированием расходов, не включенных в бюджет. Они создаются во всех странах на определенный срок или действуют постоянно. Их создание обосновывается необходимостью иметь источники средств, не зависящие от одобрения или неодобрения государственного бюджета. Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение – мобилизация средств для пенсионного обеспечения, социального страхования, обязательного медицинского страхования и т.д. Мобилизация и использование средств фондов осуществляются в специфических формах и особыми методами. Отсюда их выделение в самостоятельное звено государственных финансов.

Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений. Суммы отчислений во внебюджетные фонды, как правило, включаются в состав себестоимости и устанавливаются в процентах к фонду оплаты труда. Внебюджетные фонды отделены от бюджетов и имеют определенную самостоятельность.

Государственный кредит – еще одно самостоятельное звено государственных финансов, поскольку ему присущи не свойственные другим звеньям формы финансово-кредитных отношений по привлечению средств в централизованные фонды государства. Государственный кредит представляет собой особую форму денежных отношений между государством, юридическими и физическими лицами. Главная форма экономических отношений в его рамках – когда государство выступает как заемщик средств. Реже оно является кредитором, предоставляя ссуды юридическим и физическим лицам. В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение частных обязательств, оно выступает как гарант.

Государственный кредит находится на стыке двух видов денежных отношений – финансов и кредита и несет черты как тех, так и других. В качестве звена финансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства и выполняет две функции – фискальную и регулирующую.

Фонды имущественного и личного страхования предназначены для возмещения ущерба, нанесенного стихийными бедствиями предприятиям и населению, а также для выплаты застрахованному лицу или его семье материального обеспечения при наступлении страхового случая.

Рыночная экономика – это среда риска. Поэтому главная функция страхования – это формирование фонда денежных средств, осуществляемое как плата за риски, которые принимают на себя коммерческие организации специальной компетенции – страховые компании. Страхование делится на добровольное и обязательное.

Важнейшая функция страхования – возмещение ущерба юридическим лицам, возмещение ущерба и материальное обеспечение граждан. Поэтому страховые организации вынуждены осуществлять и сопряженную функцию страхования – предупреждение страхового случая и минимизация возможного страхового ущерба.

Страховые фонды являются крупным резервом инвестиционных затрат. Действительно, страховой денежный фонд страховщиков – это временно свободные деньги, которые можно инвестировать по разным направлениям. К основным видам страхования относятся социальное, имущественное и личное страхование.

Фондовый рынок обеспечивает перемещение капитала в отрасли с высоким уровнем дохода, служит мобилизации и эффективному использованию временно свободных денежных средств.

Участники фондового рынка ориентируются на получение более высокого дохода по сравнению с вложением средств в банки. Однако следует иметь в виду прямую связь между уровнем доходности и степенью риска.

Финансы предприятий представлены совокупностью экономических отношений, возникающих в реальном денежном обороте при формировании, распределении и использовании децентрализованных фондов финансовых ресурсов предприятий, организаций, учреждений. Это относительно самостоятельное звено финансов, оно обслуживает материальное прoизвoдcтвo, создание валового внутреннего продукта, его распределение внутри предприятий и перераспределение части этого продукта в бюджет и внебюджетные фонды.

Наконец, третий блок финансовой системы составляют финансы домашних хозяйств – экономические отношения, возникающие при реальном обороте денег в секторе домашних хозяйств. Финансы домохозяйств являются материальной основой их жизни. Они предполагают контроль за предстоящими доходами и расходами в рамках отдельной экономической ячейки общества.

Финансы как экономическая категория зависят от взаимоотношений между звеньями финансовой системы.

Общегосударственные финансы связаны с финансами предприятий, поскольку они имеют единый источник формирования – создаваемый в сфере материального производства национальный доход. Связь между названными звеньями финансовой системы устанавливается и при распределении мобилизованных ресурсов.

3. Финансовая деятельность государства. Формы и методы финансовой деятельности.

Финансовая деятельность государства — это осуществление им функций по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны.

Финансовая деятельность государства осуществляется различными методами. Как управляющая система финансовая деятельность проявляется в разнообразных методах. Их разнообразие зависит от многих факторов: субъекта взаимоотношений, условий аккумуляции и использования денежных средств.

Методы осуществления финансовой деятельности в юридической литературе принято делить на две группы: методы собирания денежных средств и методы их распределения и использования.

Важнейший метод собирания денежных средств в государственные (Федеральный бюджет и бюджеты субъектов Федерации) и местные бюджеты — налоговый метод — метод установления налогов. В отличие от налогового метода, которому свойственен принудительный (обязательный) характер изъятия денежных средств, применяется также метод добровольных взносов — покупка государственных и муниципальных ценных бумаг, пожертвования, вклады в банки и т. д.

При распределении и использовании государственных денежных средств применяются два важнейших метода: метод финансирования и кредитования.

Метод финансирования выражается в безвозмездном и безвозвратном предоставлении денежных средств.

Кредитование означает выделение (предоставление) денежных средств на условиях возмездности (платности) и возвратности. Финансирование применяется в отношении государственных организаций, метод кредитования — как в отношении государственных организаций, так и иных негосударственных организаций.

Формы финансовой деятельности государства разнообразны. В каждой из них практически выражаются действия государственных органов (и органов местного самоуправления) по образованию, распределению и использованию финансовых ресурсов на соответствующем уровне. По своему характеру эти формы могут быть правовыми и неправовыми.

Итак, финансово-правовые акты — это принятые в предусмотренной форме и имеющие юридические последствия решения государственных органов и органов местного самоуправления по вопросам финансовой деятельности, входящим в их компетенцию.

Финансово-правовые акты можно классифицировать по юридическим свойствам, юридической природе, органам, издающим их, и другим основаниям.

Читать также:  Государственное регулирование деятельности по управлению финансами со стороны Министерства финансов РФ

По юридическим свойствам финансово-правовые акты подразделяются на нормативные и индивидуальные. К нормативным относятся акты, которые регулируют группу однородных финансовых отношений и содержат общие правила поведения их участников, т. е. правовые нормы. Нормативные финансово-правовые акты устанавливают виды финансовых обязательства (налогов и других платежей) предприятий и граждан перед государством, порядок исчисления установленных платежей, типичные признаки плательщиков, порядок расходования государственных денежных средств, порядок проведения финансового контроля и т. д.

По юридической природе финансово-правовые акты делятся на:

§ законодательные, к которым относятся законы, принимаемые Государственной думой РФ, законы субъектов Федерации по вопросам финансовой деятельности государства;

Финансово-плановые акты — это акты, принимаемые в процессе финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, которые содержат конкретные задания в области финансов на определенный период, т. е. являются планами по мобилизации, распределению и использованию финансовых ресурсов.

К финансово-плановым актам относятся:

§ основной финансовый план государства — федеральный бюджет РФ, государственные бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты;

§ финансовые планы государственных и муниципальных целевых фондов;

§ финансово-кредитные и кассовые планы банков;

§ финансовые планы страховых организаций;

§ финансовые планы и сметы министерств, ведомств, других органов государственного управления;

§ финансовые планы (балансы доходов и расходов) предприятий и объединений;

§ сметы учреждений, организаций, состоящих на государственном и местном бюджете.

Финансово-плановые акты получают свое юридическое оформление в актах соответствующих государственных органов. Так, федеральный бюджет утверждается законом РФ, смета учреждения — министерством, которому это учреждение подчинено. Утвержденный в установленном порядке финансово-плановый акт регулирует финансовые отношения и вызывает юридические последствия как любой финансово-правовой акт.

4. Система финансовых органов.

Виды органов, осуществляющих финансовую деятельность:

1. органы общей компетенции, осуществляющие общее регулирование и контроль за финансовой деятельностью:

а) Президент РФ — подписывает и обнародует федеральный закон о федеральном бюджете; б) законодательные (представительные) органы РФ, субъектов РФ и муниципальных образований (например, Федеральное Собрание РФ) — рассматривают и принимают (либо отклоняют) бюджеты соответствующих уровней; в) исполнительные органы РФ, ее субъектов и муниципальных образований (например, Правительство РФ) — представляют проект бюджета в законодательные (представительные) органы, осуществляют общее управление его исполнением;

2. органы специальной компетенции, созданные специально для осуществления финансовой деятельности:

а) Министерство финансов РФ. Основная задача — выработка единой государственной финансовой (включая бюджетную, налоговую, страховую, валютную сферы, сферу государственного долга), кредитной, денежной политики, а также политики в сфере аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, добычи, производства, переработки драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей (в части исчисления и порядка уплаты), включая определение таможенной стоимости товаров и транспортных средств;

б) Федеральное казначейство РФ.

o организация, осуществление и контроль за исполнением бюджета РФ, управление средствами на счетах Казначейства;

o регулирование финансовых отношений между бюджетом РФ и государственными внебюджетными фондами, финансовое исполнение этих фондов, контроль за их средствами;

o сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных финансов;

o управление и обслуживание совместно с ЦБ РФ государственного внутреннего и внешнего долга РФ;

в) Министерство РФ по налогам и сборам.

Основные задачи в области осуществления финансовой деятельности:

o контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей в соответствующий бюджет и государственные внебюджетные фонды;

o участие в разработке и осуществлении налоговой политики с целью обеспечения своевременного поступления в соответствующий бюджет и государственные внебюджетные фонды налогов, сборов и других обязательных платежей в полном объеме;

o осуществление валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов; г) Банк России.

o разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику во взаимодействии с Правительством РФ;

o монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;

o является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;

o устанавливает правила осуществления расчетов в РФ;

o устанавливает правила проведения банковских операций;

o осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов.

5. Понятия, предмет и методы финансового права.

финансовое право — отрасль российского права, нормы которого регулируют общественные отношения, возникающие в процессе деятельности по образованию (формированию), распределению и использованию централизованных и децентрализованных денежных фондов (финансовых ресурсов) государства и муниципальных образований, а также иных финансовых ресурсов публичного характера, используемых для реализации соответствующих задач.

Предмет финансового права – это общественные отношения, возникающие в процессе деятельности государства и муниципальных образований по планомерному образованию (формированию), распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации своих задач.

По содержанию эти отношения весьма разнообразны, что обусловлено многозвенностью финансовой системы, ее связью со всеми структурами общественного производства и распределения, с разными сторонами жизни общества и государства. Круг участников финансовых отношений также разнообразен: Российская Федерация вступает во взаимоотношения с субъектами Федерации, последние – с муниципальными образованиями, органы государственной власти и местного самоуправления – с организациями и физическими лицами, взаимодействуют между собой государственные органы всех видов и уровней и органы местного самоуправления.

Предметом финансового права, являются следующие группы финансовых отношений, возникающие:

· между Российской Федерацией, ее субъектами, муниципальными образованиями и административно-территориальными единицами в связи с распределением финансовых ресурсов страны;

· между финансовыми и налоговыми органами государства, с одной стороны, и предприятиями, организациями, учреждениями – с другой, в связи с выполнением финансовых обязательств перед государством, муниципальными образованиями, распределением между ними или расходованием государственных и муниципальных денежных средств;

· между государственными (муниципальными) финансово-кредитными органами в связи с образованием, распределением и использованием соответствующих государственных (муниципальных) денежных фондов и ресурсов (бюджетных, внебюджетных, кредитных, страховых);

· между государственными и муниципальными предприятиями, организациями, учреждениями, с одной стороны, и их вышестоящими государственными (муниципальными) органами – с другой, в связи с распределением и использованием в соответствующих отраслях экономики и сферах социальной жизни бюджетных или кредитных ресурсов, а также собственных средств предприятий, организаций, учреждений;

· между финансово-кредитными органами, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами – с другой, в связи с образованием и распределением государственных кредитных ресурсов и централизованных страховых фондов;

· между финансово-кредитными органами государства, с одной стороны, и физическими лицами – с другой, в связи с выполнением обязанностей последних по внесению платежей в государственные (муниципальные) денежные фонды (в бюджет, внебюджетные целевые фонды).

Перечисленные финансовые отношения при всем своем разнообразии имеют общее основное содержание – направленность на образование, распределение и использование государственных и муниципальных денежных фондов.

Метод – это совокупность приемов и способов регулирования отношений. Основным методом правового регулирования этих отношений является метод властных предписаний со стороны уполномоченных органов государства и местного самоуправления (императивный). При использовании государством для формирования своих ресурсов платежей добровольного характера (государственные займы, казначейские обязательства, лотереи и т. п.) в определенной части также действует метод властных предписаний. Помимо названного основного метода, в финансовом праве развиваются и иные способы регулирования – рекомендации, согласования, договоры.

6. Система финансового права. Ф П как наука и учебная дисциплина.

система российского финансового права — это объективно обусловленное системой общественных финансовых отношений внутреннее его строение, объединение и расположение финансово-правовых норм в определенной последовательности.

В системе финансового права выделяются части, разделы, подотрасли, институты. Наиболее крупные подразделения российского финансового права — части Общая и Особенная.

Общая часть финансового права

К Общей части относятся нормы финансового права, которые закрепляют основные принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства и муниципальных образований, систему государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность, и разграничение их полномочий в этой области, основные черты финансово-правового положения других субъектов, с которыми они вступают во взаимоотношения, общие положения об организации финансового контроля, его формы и методы и другие подобные им финансово-правовые нормы. Они действуют в масштабе всей финансовой деятельности государства (муниципальных образований) и имеют для нее общее значение.

Мы поможем в написании ваших работ!

Финансы
– это
особая форма экономических отношений,
связанная с образованием, распределением
и использованием централизованных и
децентрализованных фондов денежных
средств.

Сущность
финансов
проявляется в их функциях: распределительной
и контрольной.

Распределительная
функция финансов
связана
с распределением стоимости произведенного
общественного продукта, формированием
у субъектов экономических отношений
доходов и накоплений, с созданием фондов
денежных средств.

Контрольная
функция финансов
определяется их свойством служить
средством контроля за процессом
стоимостного распределения общественного
продукта, формирования и использования
централизованных (гос. бюджет, гос.
кредит, гос. внебюджетные фонды) и
децентрализованных (фонд накопления
фонд потребления, резервный фонд) ,
фондов денежных средств.

Помимо
распределительной и контрольной функции
финансы выполняют также регулирующую
функцию.
Эта функция связана с вмешательством
государства через финансы (государственные
расходы, налоги, государственный кредит)
в процесс воспроизводства.

Финансовая система России. Значение отдельных сфер и звеньев в системе финансов.

Финансовая
система РФ
– это совокупность различных сфер и
звеньев финансовых отношений, в процессе
которых образуются и используются фонды
денежных средств.

Читать также:  Финансы это не сами деньги а

Финансовая
система РФ включает:

– государственные и муниципальные
финансы распределяют национальный
доход между секторами экономики,
организуют и осуществляют контроль при
таком распределении, финансируют
выполнения функций, возложенных на
государство;

– финансы
субъектов хозяйствования регулируют
воспроизводство производимого продукта,
обеспечивают финансирование потребностей
расширенного воспроизводства, используются
для регулирования отраслевых пропорций
в рыночной экономике;

– финансы
домохозяйств играют значительную роль
в формировании централизованных финансов
посредством налоговых платежей, в
обеспечении совокупного спроса. Чем
больше доходы населения, тем выше его
спрос на различные блага, что в конечном
итоге определяет направления развития
экономики, социальной сферы.

Итак,
финансовая система представляет собой
совокупность финансовых отношений,
выступающих в виде взаимосвязанных и
взаимодействующих категорий, звеньев,
сфер, которые распределяют и используют
фонды денежных средств хозяйствующих
субъектов, домо-хозяйств, государства,
а также специальных финансовых институтов.

В
рамках финансовой системы осуществляется
разнообразная деятельность, в том числе
планирование, финансирование,
инвестирование, налогообложение,
страхование, финансово-бухгалтерская
деятельность, аудит, финансовое
инспектирование и др.

Характеристика
сфер и звеньев финансовой системы
Российской Федерации. В России
функционируют две сферы финансовой
системы: централизованные (государственные)
финансы и децентрализованные финансы.


ФИНАНСЫ КАК ОБЩЕЕ ФИНАНСОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

Централизованные
финансы — важная часть финансовой
системы. Они находятся в собственности
государства и в соответствии с Бюджетным
кодексом, функционирующим с 1 января
2000 г., и составляют бюджетную систему
(федеральный, региональные, местные
бюджеты и внебюджетные специальные
фонды).

Действующая
бюджетная система РФ, как и любого
федеративного государства, трехуровневая.
В ее состав согласно Конституции РФ
входят федеральный бюджет, бюджеты
субъектов РФ (республик, краев, областей,
автономной области, автономных округов,
городов федерального значения Москвы
и Санкт-Петербурга), местные (бюджеты
районные и городские бюджеты, бюджеты
сельских поселений, бюджеты районов в
городах). Бюджеты являются финансовой
основой управления государственных
органов власти и органов местного
самоуправления.

Каждый
бюджет функционирует автономно, т.е.
доходы и расходы нижестоящего бюджета
не включаются в вышестоящий.

В
составе бюджетов могут создаваться
целевые бюджетные фонды за счет целевого
назначения или в порядке целевых
отчислений от конкретных видов доходов
или иных поступлений.

В
качестве самостоятельного звена в
системе централизованных финансов
выделяются специальные внебюджетные
фонды. Они начали функционировать с 1
января 1992 г. В начале 1990-х годов
насчитывалось свыше двух десятков
внебюджетных фондов, которые подразделялись
на экономические (дорожные, НИОКР и др.)
и социальные. Начиная с 1999 г. их
консолидировали с федеральным бюджетом
(а региональные внебюджетные фонды
объединены с региональными бюджетами),
и в настоящее время на центральном
уровне сохранились лишь три социальных
внебюджетных фонда.

Эти
фонды имеют строго целевое назначение:
они предназначены для расширения
социальных услуг населению, стимулирования
развития отсталых отраслей социальной
инфраструктуры.

Государственный
кредит. Важным звеном общегосударственных
финансов является государственный
кредит. С его помощью осуществляется
формирование дополнительных финансовых
ресурсов государства за счет мобилизации
временно свободных средств населения,
предприятий, организаций и
учреждений. 

Государственный
кредит представляет собой совокупность
денежных отношений, возникающих между
государством как заёмщиком денежных
средств и физическими, юридическими
лицами, иностранными правительствами
в процессе формирования и использования
общегосударственного фонда денежных
средств. 

Объективная необходимость
существования государственного кредита
заключается в постоянной нехватке
средств государственного бюджета для
выполнения функций государства и наличии
бюджетного дефицита. 

Государственный
кредит может быть внутренним и внешним.
Внутренним называется госкредит,
размещенный внутри страны. Если госкредит
размещен в других странах, то это внешний
кредит.

Децентрализованные
финансы составляют основу финансовой
системы, так как именно в сфере
материального производства формируется
преобладающая часть финансовых ресурсов
страны. Децентрализованные финансы
объединяют финансы коммерческих и
некоммерческих предприятий (организаций),
финансы домашнего хозяйства.

Решающую
роль среди децентрализованных финансов
играют финансы коммерческих предприятий,
организаций, участвующие в создании
всех денежных фондов страны. От их
состояния зависит общее финансовое
положение Российской Федерации и,
следовательно, выполнение всех намеченных
экономических и социальных программ.

В
условиях рыночной экономики финансовые
отношения предприятий, организаций
могут эффективно функционировать на
основе ряда принципов — самостоятельности
в принятии хозяйственных решений,
самофинансированной предпринимательской
деятельности и др. Выполнение этих
принципов обусловливает стабильность
всей финансовой системы.

Некоммерческие
организации (благотворительные и
религиозные, различные добровольные
союзы, фонды и др.), создаваемые для
достижения определенных конкретных
целей, не ставят задачу получения
прибыли. Их финансовые средства
формируются за счет добровольных взносов
и пожертвований, поступлений от
учредителей, бюджетных средств и др.

Особое
место в системе децентрализованных
финансов принадлежит финансам домашнего
хозяйства, которые имеют исключительно
важное значение в создании ВВП и НД и
регулировании платежеспособного спроса
страны.

Определенная
часть создаваемого ВВП в виде товаров
и услуг проходит через семейный бюджет.
Чем выше доходы членов общества, тем
выше его спрос на производимые материальные
ценности, тем устойчивее экономическое
положение предприятий.

Анализ финансового состояния — один из важнейших этапов оценки результатов, достигнутых компанией по итогам отчетного года.

На основе данных такого анализа собственники и менеджмент компании получают информацию о факторах, повлиявших на результаты бизнеса, оценивают экономические возможности по дальнейшему развитию.

Данные анализа служат базой для разработки бизнес-планов и операционных бюджетов на следующий год.

Анализ финансового состояния всегда востребован при привлечении внешнего финансирования, так как его итоги помогают оценить кредитоспособность компании и спрогнозировать ее динамику на будущее. Следовательно, руководитель финансово-экономической службы любой компании обязан проводить качественный анализ ее финансового состояния после формирования в управленческом учете годовых итогов деятельности.

АНАЛИЗИРУЕМ РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИТОГАМ ГОДА

Анализ результатов деятельности необходим для понимания того, насколько эффективно предприятие использует имеющиеся у него активы, в какой степени сбалансированы источники их формирования. С помощью анализа можно оценить стабильность структуры имущества компании и источников его формирования.

Основой для анализа результатов деятельности предприятия служит управленческий баланс. Как правило, для оценки используют агрегированный (предварительно укрупненно сгруппированный) вариант баланса.

Рассмотрим для примера агрегированный баланс компании «Альфа», на показателях которого по итогам 2018 и 2019 гг. проведем анализ (табл. 1). В таблицу включены данные баланса на 01.01.2018 (то есть по итогам 2017 г.), но они понадобятся только для последующего расчета финансовых коэффициентов в рамках анализа финансового состояния компании.


ФИНАНСЫ КАК ОБЩЕЕ ФИНАНСОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

Начнем оценку результатов деятельности компании «Альфа» с горизонтального анализа, рассмотрев динамику статей баланса по итогам 2019 г. в сравнении с итогами 2018 г.

Сразу отметим, что за 2019 г. общая валюта баланса увеличилась в абсолютном значении на 29 000 тыс. руб., в относительном — на 21,8 %.

В части имущества компании выявлен опережающий рост внеоборотных активов, которые выросли на 18 000 тыс. руб. (23,2 %). Оборотные активы по итогам 2019 г. выросли на 11 000 тыс. руб. (19,8 %).

В качестве положительного момента следует выделить тот факт, что наименее ликвидная часть оборотных активов в виде запасов ТМЦ увеличилась за анализируемый период в наименьшей степени — только на 7,7 %. Это свидетельствует об эффективной политике управления запасами.

В части источников формирования имущества компании «Альфа» наибольшими темпами выросла величина собственных средств — на 16 500 тыс. руб. (+33,7 %). Долгосрочные обязательства уменьшились на 3500 тыс. руб. (–35 %), краткосрочные увеличились на 16 000 тыс. руб. (+21,6 %).

Дебиторская и кредиторская задолженности в составе баланса компании увеличились опережающими темпами по сравнению с общими показателями актива и пассива. Дебиторская задолженность выросла на 33,3 % (+6000 тыс. руб.), кредиторская — на 25 % (+5000 тыс. руб.). Момент положительный, так как за счет этого имеющийся на 01.01.2019 дисбаланс задолженностей в пользу «дебиторки» уменьшился с 2000 до 1000 тыс. руб.

Теперь оценим оптимальность структуры баланса компании «Альфа» с помощью вертикального анализа (табл. 2).


ФИНАНСЫ КАК ОБЩЕЕ ФИНАНСОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

Из таблицы 2 видно, что структура основных групп активов по итогам 2019 г. изменилась незначительно: доля внеоборотных активов выросла на 0,7 %, на такой же процент уменьшилась доля оборотных активов.

Изменения в структуре источников формирования активов за 2019 г. более существенные. На 6,9 % увеличилась доля собственных средств, на 0,3 % — доля долгосрочных обязательств компании (при снижении доли краткосрочных обязательств на 7,2 %). Этот факт свидетельствует об улучшении структуры источников формирования активов по итогам 2019 г.

В то же время структура ликвидности компании «Альфа» как на начало, так и на конец 2019 г. далека от оптимальной. Такой вывод можно проверить дополнительно с помощью формулы ликвидности баланса:

А1 ≥ П1; А2 ≥ П2; А3 ≥ П3; А4 ≤ П4,

где А1 — денежные средства и краткосрочные финансовые вложения;

А2 — дебиторская задолженность;

А3 — запасы ТМЦ и прочие оборотные активы;

А4 — внеоборотные активы;

П1 — текущая кредиторская задолженность;

П2 — краткосрочные кредиты и займы, другие текущие обязательства;

П3 — долгосрочные кредиты и займы, другие долгосрочные обязательства;

П4 — собственные средства (капитал) компании.

Рассчитав ликвидность согласно этой формуле, получаем следующие значения (табл. 3).

В итоге хорошо видно, что у компании «Альфа» соблюдается только одно из четырех условий — А3 ≥ П3. По другим условиям дисбаланс на конец 2019 г. даже увеличился по сравнению с его началом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *