ФИНАНСЫ КАЗЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ЧТО ЭТО

Автор статьи

Екатерина Петровна Попова

Эксперт по предмету «Экономика»

Казенное учреждение – это государственное (муниципальное) учреждение, занимающееся предоставлением государственных или муниципальных услуг, выполнением государственных или муниципальных функций для реализации предусматриваемых в законодательстве РФ полномочий органов власти или местного самоуправления.

Принципы финансирования казенных учреждений

Основной метод ведения хозяйства казенным учреждением – это сметное финансирование операций, относимых к сектору государственного управления.

Ключевым признаком казенного учреждения можно назвать некоммерческий характер его деятельности, поскольку казенное учреждение безвозмездно предоставляет услуги, финансируемые за счет средств бюджета соответствующего уровня.

Как у получателя бюджетных средств, у казенного учреждения в Российской Федерации есть следующие бюджетные полномочия:

  1. Составление и исполнение бюджетной сметы.
  2. Утверждение и (или) исполнение бюджетных обязательств в пределах доведенного лимита.
  3. Обеспечение результативности, целевого характера управления предоставленными ему бюджетными ассигнованиями.
  4. Внесение предложений главным распорядителям бюджетных средств в части изменения бюджетной росписи.
  5. Ведение бюджетного учета, а также формирование и представление установленной бюджетной отчетности
    получателя бюджетных средств соответствующим главным распорядителям бюджетных средств.

Современная практика и проблемы финансирования казенных учреждений

В настоящее время казенное учреждение — это единственное государственное учреждение
, которое сохраняет статус участника бюджетного процесса. Финансирование казенных учреждений осуществляется «сверху» через соответствующее распределение ресурсов бюджета, а не посредством «зарабатывания» у потребителей. Согласно этому, для финансового положения казенных учреждений, состояния их расчетов с кредиторами или дебиторами характерна зависимость не столько от качества и количества услуг, а лишь от своевременного и полного выделения средств из бюджета.

«Современная практика, проблемы и перспективы финансирования казенных учреждений» 👇

Для казенных учреждений характерна гораздо более тесная связь и взаимодействие с общественными финансами, чем для всех других звеньев финансовой системы, так как при любом изменении бюджета в первую очередь страдают финансы казенного учреждения, а из-за недополучения средств происходит недофинансирование его расходов.

Казенные учреждения используют казначейскую систему исполнения бюджета. Финансирование казенных учреждений находится под жестким контролем, включая экономное и рациональное расходование выделенных ассигнований из бюджета. Расходование бюджетных средств казенными учреждениями осуществляется исключительно, исходя из целевого назначения по бюджетной смете, что подразумевает строгое соблюдение дисциплины финансового учета. Объем ассигнований, отраженный в смете в разрезе каждой статьи расходов, является предельно допустимым. Если расходы, принятые казенным учреждением, превышают те показатели, которые указаны в согласованной смете на отчетный период
, подобное использование средств бюджета считается нецелевым. При этом подобные ошибки» могут наказываться определенными санкциями. Согласно Кодексу об административных правонарушения при использовании бюджетных средств на те цели, которые не соответствуют условиям их получения, при отсутствии в таком действии уголовно наказуемого деяния, возможно наложение административных штрафов на должностных лиц или юридических лиц в размере, установленном действующим законодательством.

Перспективные задачи финансирования казенных учреждений

Форма организации казенного учреждения, функционирующего как промежуточное звено между государственным бюджетным учреждением и государственным унитарным предприятием, подразумевает наличие в организации хозяйственной деятельности и бухгалтерского учета казенного предприятия
определенных особенностей, недостаточно полно прописанных в действующих нормативных документах.

Перспективные задачи развития финансового обеспечения российских казенных учреждений:

  1. Обеспечить соответствие деятельности всех казенных учреждений стратегическим приоритетам и целям развития субъектов РФ, а также современным запросам потребителей муниципальных и государственных услуг.
  2. Укрепить связи между количеством распределяемых казенным учреждениям бюджетных средств и соответствующими результатами и показателями их деятельности.
  3. Повысить обоснованность и прозрачность расчета объема бюджетных средств, которые направляются на содержание казенного учреждения.
  4. Обеспечить открытость информации и данных относительно деятельности всех казенных учреждений.

С учетом сложившегося в России опыта сметного финансирования можно выделить основные направления, которые позволили бы совершенствовать механизмы финансового обеспечения казенных учреждений:

  • в механизме финансового обеспечения должны содержаться инструменты мотивирования казенного учреждения к реализации эффективности деятельности, использованию лучших практик управления финансами;
  • механизмы сметного финансирования должны быть интегрированы с государственными (муниципальными) заданиями на оказание соответствующих государственных или муниципальных услуг;
  • проведение тщательного мониторинга эффективности управления бюджетными средствами.

Таким образом, можно говорить о наличии определенных преимуществ казенного учреждения перед бюджетным учреждением, которые выражаются в основном в экономии
бюджетных средств благодаря рациональному использованию выручки от оказания платных услуг населению. Преимуществом казенного учреждения перед государственным (муниципальным) унитарным предприятием напротив является более высокий уровень контроля за ним на государственном уровне.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Положения данного документа (в ред. Федерального закона
от 24.07.2023 N 351-ФЗ) применяются
к правоотношениям, возникшим после 01.10.2023.

(введена Федеральным законом
от 05.05.2014 N 99-ФЗ)



1. Государственное или муниципальное учреждение может быть казенным
, бюджетным
или автономным
учреждением.

Читать также:  Университетский учебник по финансам под ред. профессора Л. А. Дробозиной Финансы и гармония. денежное движение. Кредит, Людмила Александровна Дробозина 2000 года читать онлайн и скачать в формате PDF, DjVu, FB2


2. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом.


3. Государственные и муниципальные учреждения не отвечают по обязательствам собственников своего имущества.


4. Казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.

П. 5 ст. 123.22 признан частично не соответствующим Конституции РФ ( Постановление
КС РФ от 12.05.2020 N 23-П).

П. 5 ст. 123.22 ГК РФ в части субсидиарной ответственности собственника имущества бюджетного или автономного учреждения по обязательствам в связи с причинением вреда гражданам распространяется
на правоотношения, возникшие также после 01.01.2011.



5. Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено.


По обязательствам бюджетного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с абзацем первым
настоящего пункта может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества бюджетного учреждения.

П. 6 ст. 123.22 ГК РФ в части субсидиарной ответственности собственника имущества бюджетного или автономного учреждения по обязательствам в связи с причинением вреда гражданам распространяется
на правоотношения, возникшие также после 01.01.2011.



6. Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества.


По обязательствам автономного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с абзацем первым
настоящего пункта может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества автономного учреждения.


Ежегодно автономное учреждение обязано опубликовывать отчеты о своей деятельности и об использовании закрепленного за ним имущества.


7. Государственное или муниципальное учреждение может быть преобразовано в некоммерческую организацию иных организационно-правовых форм в случаях, предусмотренных законом.


8. Особенности правового положения государственных и муниципальных учреждений отдельных типов определяются законом
.

Подготовлена редакция
документа с изменениями, не вступившими в силу

(в ред. Федерального закона
от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции
)

(в ред. Федерального закона
от 26.04.2007 N 63-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции
)



Обеспечение выполнения функций казенных учреждений включает:

(в ред. Федерального закона
от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции
)



оплату труда работников казенных учреждений, денежное содержание (денежное вознаграждение, денежное довольствие, заработную плату) работников органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации и муниципальные должности, государственных и муниципальных служащих, иных категорий работников, командировочные и иные выплаты в соответствии с трудовыми договорами (служебными контрактами, контрактами) и законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами;

(в ред. Федерального закона
от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции
)



закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд;

(в ред. Федерального закона
от 28.12.2013 N 418-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции
)


уплату налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации;



возмещение вреда, причиненного казенным учреждением при осуществлении его деятельности.

(в ред. Федерального закона
от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции
)

(в ред. Федерального закона
от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции
)



1. Казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона
от 07.05.2013 N 104-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции
)


Взаимодействие казенного учреждения при осуществлении им бюджетных полномочий получателя бюджетных средств с главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, в ведении которого оно находится, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом.


2. Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.


3. Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

Читать также:  ПРИКАЗ МИНИСТРА ФИНАНСОВ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ОТ 30 ЯНВАРЯ 2015 ГОДА NO 60



3.1. Порядок
определения платы и (или) размер
платы за оказанные услуги и (или) выполненные работы при осуществлении казенным учреждением приносящей доходы деятельности устанавливается (устанавливаются) государственным (муниципальным) органом, в ведении которого находится казенное учреждение, если иное не предусмотрено соответственно федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законами субъекта Российской Федерации, нормативными правовыми актами высших исполнительных органов субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

(п. 3.1 введен Федеральным законом
от 18.07.2017 N 178-ФЗ; в ред. Федерального закона
от 14.04.2023 N 128-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции
)


4. Казенное учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые ему в соответствии с настоящим Кодексом
.



5. Заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров (соглашений), подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено настоящим Кодексом, и с учетом принятых и неисполненных обязательств.

(в ред. Федерального закона
от 13.07.2020 N 192-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции
)




Нарушение казенным учреждением требований настоящего пункта при заключении государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров (соглашений) является основанием для признания их судом недействительными по иску органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого находится это казенное учреждение.

(в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 104-ФЗ
, от 13.07.2020 N 192-ФЗ
)

(см. текст в предыдущей редакции
)





6. В случае уменьшения казенному учреждению как получателю бюджетных средств главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств, приводящего к невозможности исполнения казенным учреждением бюджетных обязательств, вытекающих из заключенных им:


государственных (муниципальных) контрактов, казенное учреждение должно обеспечить согласование
в соответствии с законодательством
Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд новых условий таких государственных (муниципальных) контрактов, в том числе по цене и (или) срокам их исполнения и (или) количеству (объему) товара (работы, услуги);


иных договоров (соглашений), казенное учреждение должно обеспечить согласование новых условий таких договоров (соглашений) в соответствии с общими требованиями
, утвержденными Правительством Российской Федерации, а в случае недостижения согласия по новым условиям расторгнуть договор (соглашение).


Сторона государственного (муниципального) контракта, иного договора (соглашения) вправе потребовать от казенного учреждения возмещение только фактически понесенного ущерба, непосредственно обусловленного изменением условий государственного (муниципального) контракта, иного договора (соглашения).

(п. 6 в ред. Федерального закона
от 13.07.2020 N 192-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции
)


6.1. В случае признания в соответствии с настоящим Кодексом утратившими силу положений закона (решения) о бюджете на текущий финансовый год и плановый период в части, относящейся к плановому периоду, казенное учреждение вправе не принимать решение о расторжении ранее заключенных договоров и соглашений, подлежащих оплате в плановом периоде, при условии заключения дополнительных соглашений к указанным договорам и соглашениям, определяющих условия их исполнения в плановом периоде.

(п. 6.1 введен Федеральным законом
от 15.02.2016 N 23-ФЗ)



7. При недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает соответственно орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение.

(в ред. Федерального закона
от 07.05.2013 N 104-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции
)


8. Казенное учреждение самостоятельно выступает в суде в качестве истца и ответчика.


9. Казенное учреждение обеспечивает исполнение денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в соответствии с настоящим Кодексом
.


10. Казенное учреждение не имеет права предоставлять и получать кредиты (займы), приобретать ценные бумаги. Субсидии и бюджетные кредиты казенному учреждению не предоставляются.




10.1. Казенное учреждение по согласованию с главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого оно находится, на основании договора (соглашения) вправе передать иному государственному (муниципальному) учреждению (централизованной бухгалтерии) полномочия по ведению бюджетного учета и формированию бюджетной отчетности.

(п. 10.1 введен Федеральным законом
от 07.05.2013 N 104-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 26.07.2019 N 199-ФЗ
, от 01.04.2020 N 71-ФЗ
)

(см. текст в предыдущей редакции
)



11. Положения, установленные настоящей статьей
, распространяются на органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления
(муниципальные органы) и органы управления государственными внебюджетными фондами с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации, устанавливающих полномочия указанных органов.

(в ред. Федерального закона
от 30.11.2011 N 361-ФЗ)

Читать также:  КАК РАБОТАЮТ ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ ОРГАНИЗАЦИИ

(см. текст в предыдущей редакции
)

Автор статьи

Инна Смирнова

Эксперт по предмету «Государственное и муниципальное управление»

преподавательский стаж — 15 лет

Финансовый механизм государственных и муниципальных учреждений
– это совокупность форм и видов организации, а также методов и способов управления финансовыми ресурсами и отношениями государственных и муниципальных учреждений.

Сущность финансового механизма государственных и муниципальных учреждений

Финансовый механизм государственных и муниципальных учреждений представляет собой систему видов, форм организации, способов и методов управления финансовыми ресурсами и отношениями, в которые вовлечены эти государственные и муниципальные учреждения. Финансовый механизм представляет собой систему методов, посредством применения которых государственные и муниципальные учреждения обеспечивают свою деятельность необходимыми финансовыми ресурсами.

Функционирование финансового механизма государственных и муниципальных учреждений ориентировано на финансовое обеспечение реализации этими учреждениями полномочий в различных сферах жизнедеятельности государства и населения.

Структура финансового механизма государственных и муниципальных учреждений включает в себя следующие элементы:

  • во-первых, источники финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений;
  • во-вторых, направления использования финансовых ресурсов государственных и муниципальных учреждений;
  • в-третьих, формы финансового обеспечения;
  • в-четвертых, финансовые планы государственных и муниципальных учреждений.

Источники финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений – это совокупность денежных ресурсов, которые направляются на осуществление деятельности государственных и муниципальных учреждений, составляющей цель создания этих учреждений.

Для источников финансового обеспечения характерен однотипный характер, однако они могут немного различаться в зависимости от вида учреждения. В качестве источников финансирования деятельности государственных муниципальных учреждений можно обозначить:

«Финансовый механизм государственных и муниципальных учреждений» 👇

  • бюджетные средства в форме субсидий
    и целевых поступлений;
  • поступления от платного оказания услуг или выполнения работ;
  • бюджетные инвестиции;
  • благотворительные безвозмездные взносы, пожертвования, полученные от граждан и хозяйствующих субъектов;
  • выручку
    от продажи объектов основных средств, также доходы от предоставления в аренду имущества государственных и муниципальных учреждений;
  • иные источники, которые не запрещены российским законодательством.

Функционирование финансового механизма поддерживается совокупностью инструментов бюджетного финансирования. Всю совокупность финансовых ресурсов государственных и муниципальных учреждений можно разделить на внешние и внутренние. Внешние финансовые ресурсы представляют собой привлеченные денежные средства, внутренние являются собственными денежными средствами. Во втором случае речь идет о доходах, которые получаются учреждениями от оказания услуг на платной основе, субсидиях, обеспечивающих возмещение нормативных затрат в соответствии с государственным или муниципальным заданием, субсидиях на другие цели, других поступлениях, к примеру, доходах от предоставления в аренду имущества государственных и муниципальных учреждений и так далее.

Привлеченные источники государственных и муниципальных учреждений включают в себя заемные средства, а также средства, которые поступают в порядке перераспределения. Заемные средства включают в себя совокупность коммерческих кредитов, предоставляемых контрагентами.

Финансовые ресурсы учреждений расходуется по направлениям, предусмотренным классификацией операций сектора государственного управления. Однако некоторые виды учреждений обладает определенной свободой в расходовании финансовых ресурсов.

Функционирование финансового механизма учреждений различаются в зависимости от их видов.

Особенности финансового механизма казенных учреждений

Финансовый механизм казенных учреждений можно охарактеризовать следующим образом:

  • во-первых, бюджетные ассигнования в адрес этих учреждений имеют исключительное целевое назначение сообразно кодам бюджетной классификации
    России;
  • во-вторых, движение денежных средств, включая получение дохода от деятельности учреждения, в обязательном порядке осуществляется через лицевые счета, которые открываются в органах казначейства;
  • в-третьих, оплата расходов учреждения санкционируется казначейством в пределах бюджетных лимитов. Лимиты представляют собой объем прав в денежном эквиваленте на исполнение или принятие казенным учреждением бюджетных обязательств
    ;
  • в-четвертых, наличие строгой регламентации бюджетных средств по времени и назначению;
  • в-пятых, выделение бюджетных ассигнований осуществляется в соответствии с показателями деятельности казенных учреждений в очередной финансовый год и с учетом ранее использованных средств;
  • в-шестых, контроль обоснованности планирования бюджетных ассигнований, целевого и экономного использования средств носит обязательный характер.

Особенности финансового механизма бюджетных и автономных учреждений

Финансовый механизм бюджетных и автономных учреждений имеет сходную структуру и назначение, особенности которых можно выразить следующим образом:

  • во-первых, данные учреждения получают бюджетные средства в виде субсидий;
  • во-вторых, формирование выручки определяется как произведение объема выполненных работ или предоставленных услуг и соответствующих тарифов и цен на работы или услуги;
  • в-третьих, автономные бюджетные учреждения обладают большей самостоятельностью в распределении собственных доходов по сравнению с казенными учреждениями;
  • в-четвертых, источники финансирования и расходы, имущество и обязательства данных учреждений, подлежат разграничению в разрезе тех, которые поступили из бюджетной системы
    , и тех, которые получены в результате осуществления собственной приносящей доход деятельности;
  • в-пятых, учреждения обязаны предоставлять налоговые декларации по осуществляемым видам деятельности.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *