Финансы коммерческих организаций как элемент финансовой системы

1. Сущность финансов коммерческих организаций как основы финансовой системы страны.

2. Факторы, влияющие на особенности организации финансов коммерческих организаций.

3. Содержание и принципы организации финансов экономических субъектов в разных сферах деятельности.

4. Финансовые ресурсы коммерческих организаций, особенности их формирования и использования в условиях рынка.

5. Роль финансов в кругообороте основных производственных фондов и оборотных средств.

6. Принципы распределения и использования прибыли. Направления и формы инвестирования средств.

Семинарское занятие 4,

Финансы некоммерческих организаций.

1. Понятие некоммерческой организации. Источники формирования финансовых ресурсов некоммерческих организаций; направления их использования.

2. Особенности организации финансов отдельных организационно-правовых форм некоммерческих организаций (учреждений, потребительских кооперативов, фондов, и т.п.).

3. Финансовое планирование в некоммерческих организациях.

Семинарское занятие 5.

Семинарское занятие 6.

Кредитные организации как элемент финансовой системы.

1. Понятие кредитной системы и ее структура.

2. Банковская система и ее элементы.

3. Классификация коммерческих банков по различным признакам

4. Сущность и функции коммерческих банков..

5. Активы коммерческого банка.

6. Ресурсы коммерческого банка.

7. Общая характеристика небанковских кредитно – финансовых институтов.

Семинарское занятие 7.

Роль Центрального Банка в финансовой системе страны.

1. Функции Центрального Банка.

2. Создание и статус Банка России.

3. Центральный банк: инструменты денежно – кредитной политики

Семинарское занятие 8

1. Понятие бюджетного устройства и бюджетной системы РФ.

2. Принципы построения бюджетной системы РФ.

3. Консолидированные бюджеты и минимальный бюджет.

4. Бюджетные взаимоотношения центра и регионов

1. Особенности финансов коммерческих организаций.

1.1 Принципы организации финансов в сфере коммерческой деятельности.

1.2 Факторы, влияющие на финансы коммерческих организаций.

2. Источники финансовых ресурсов коммерческих организаций.

2.1 Формы и виды финансовых ресурсов коммерческих организаций.

3. Особенности управления финансами коммерческих организаций.

4. Список используемой литературы.

Первичное распределение стоимости валового внутреннего продукта (ВВП) происходит в сфере финансов субъектов хозяйствования и в первую очередь с помощью финансов коммерческих организаций, т. е. этот элемент можно рассматривать как исходный для всей финансовой системы.

В соответствии с гражданским законодательством основной целью создания и деятельности коммерческой организации как юридического лица является извлечение прибыли, это предопределяет содержание её финансовых отношений с другими субъектами. Коммерческие организации вступают в многообразные финансовые отношения:

l с другими организациями и физическими лицами: по поводу привлечения и получения источников формирования финансовых ресурсов; по поводу использования финансовых ресурсов (размещение финансовых ресурсов в различные активы; распределение прибыли между собственниками; использование финансовых ресурсов на благотворительные и другие социальные цели);

l с государством и муниципальными образованиями: по поводу выполнения обязательств коммерческой организацией перед бюджетами разных уровней и государственными внебюджетными фондами (налоговые и неналоговые платежи), а также получения бюджетных средств коммерческой организацией в рамках государственной финансовой поддержки;

l с работниками организации по поводу выплат, осуществляемых из прибыли (премии, ссуды на приобретение жилья, товаров длительного пользования).

Финансы коммерческих организаций — это система отношений, связанных с формированием и использованием финансовых ресурсов коммерческих организаций с целью обеспечения их деятельности и решения вопросов социального характера.

Можно выделить следующие принципы организации финансов в сфере коммерческой деятельности:

1) получение и максимизация прибыли предприятия;

2) оптимизация источников формирования финансовых ресурсов;

3) обеспечение финансовой устойчивости коммерческих организаций, в том числе использование различных механизмов защиты от предпринимательских рисков (страхование, хеджирование, создание финансовых резервов);

4) создание инвестиционной привлекательности;

5) ответственность за ведение и результаты финансово-хозяйственной деятельности.

Указанные принципы определены основной целью деятельности коммерческой организации — получением прибыли, а также стремлением любого хозяйствующего субъекта не только сохранить, но и расширить своё участие на рынке.

Коммерческие организации действуют в разных сферах: материальное производство, торгово-сбытовая деятельность, оказание услуг, в том числе информационных и финансовых. В современных условиях с целью снижения предпринимательских рисков организации диверсифицируют направления своей деятельности, в рамках интеграционных процессов происходят межотраслевые слияния, но влияние отраслевого фактора на финансы коммерческих организаций в Российской Федерации остаётся. Это связано с тем, что по российскому законодательству некоторые виды коммерческой деятельности запрещено совмещать с другими видами деятельности: например, страховые компании не могут оказывать банковские услуги, осуществлять производственно-торговые операции и т. п.; в ряде случаев специализация на одном виде деятельности может дать наибольший эффект.

Отраслевыми факторами, влияющими на особенность организации финансов, являются сезонность производства, длительность производственного цикла, особенность оборота производственных фондов, степень риска предпринимательской деятельности и др. Например, для сельского хозяйства (особенно растениеводства) характерно влияние природно-климатических факторов на процесс производства, что определяет его сезонный характер, высокую потребность в страховой защите. В этих условиях большую роль играют привлечение заёмных средств для формирования финансовых ресурсов, создание резервных фондов и страхование. Для строительства, как и для некоторых отраслей промышленности, имеющих длительный производственный цикл (например, судостроение), характерно наличие больших объёмов незавершённого производства, что также определяет необходимость формирования финансовых ресурсов за счёт заёмных средств.

Природно-климатические факторы могут предопределять получение рентного дохода в относительно благоприятных условиях предпринимательской деятельности (добывающие отрасли). Как правило, в этих условиях во многих странах выравнивание доходов внутри одной отрасли осуществляется на основе рентных платежей в бюджет.

Отрасли с относительно низким уровнем рентабельности (сельское, жилищно-коммунальное хозяйство) имеют ограниченные возможности в расширении источников финансовых ресурсов, в том числе за счёт выпуска ценных бумаг.

Для отраслей с высокой степенью профессионального риска работающих (угольная, газовая промышленность и др.) предусмотрены более высокие тарифы по социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Наконец, высокая степень риска присуща и деятельности финансовых посредников (страховых компаний, кредитных организаций), что определяет более высокие требования к размеру собственного капитала, создание специфических финансовых резервов и использование других механизмов обеспечение финансовой устойчивости (например, для страховых компаний — перестрахование).

Отраслевые факторы обусловливают также размер коммерческой организации. Так, сталелитейная промышленность, машиностроение и другие отрасли тяжёлой промышленности обычно предполагают крупные масштабы предприятия, а торговля, бытовое обслуживание, инновационная деятельность, как правило, осуществляются через средний и малый бизнес. Таким образом, отраслевые особенности могут предопределятьорганизационно-правовую форму коммерческой организации, а это, в свою очередь, ещё один фактор, влияющий на финансовый механизм организации.

В целом финансам коммерческих организаций как звену финансовой системы независимо от организационно-правовых и отраслевых особенностей присущи следующие черты:

l финансовые ресурсы находятся в собственности коммерческих организаций;

l управление финансами коммерческой организации ориентировано на реализацию её основной цели — получение прибыли;

l ограниченное по сравнению с другими звеньями финансовой системы государственное регулирование финансов коммерческих организаций. Государственная регламентация формирования и использования финансовых ресурсов коммерческих организаций связанна с определением налоговых обязательств, а также обязательств, вытекающих из возможного использования бюджетных средств (субсидии, субвенции, государственный и муниципальный заказ, бюджетные инвестиции, бюджетные кредиты).

Финансовые ресурсы коммерческой организации — это совокупность денежных доходов, поступлений и накоплений коммерческой организации, используемых для обеспечения её деятельности, развития организации или сохранения её места на рынке, а также для решения некоторых социальных задач.

Источники финансовых ресурсов при создании коммерческой организации. В момент создания коммерческой организации формируются: уставный капитал за счёт взносов учредителей. Уставные капиталы товариществ и обществ с ограниченной ответственностью разделены на доли, уставные капиталы акционерных обществ с ограниченной ответственностью разделены на доли, уставные капиталы акционерных обществ — на акции; соответственно они формируются за счёт взносов учредителей и участников на приобретение этих долей и акций. Уставный капитал может быть оплачен в денежной форме и другим имуществом. Отдельные виды деятельности предусматривают правовое регулирование доли уставного капитала в денежной форме (например. Банковская деятельность). Паевой фонд производственного кооператива формируется за счёт паёв участников, которые также могут быть в денежной и неденежной форме. Уставный фонд унитарного предприятия образуется за счёт капитальных расходов бюджета соответствующего уровня, а также непосредственной передачей зданий, сооружений, оборудования, земельных участков. При этом российским законодательством запрещено совместное участие Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в создании одного предприятия. В качестве источников финансовых ресурсов в момент создания организации рассматривается именно денежная часть оплаты уставного капитала.

Источники финансовых ресурсов в процессе функционирования коммерческой организации.

1. Основным источником формирования финансовых ресурсов коммерческой организации является выручка от реализации товаров, относящихся к уставной деятельности этой организации. Увеличение выручки от реализации продукции — одно из основных условий роста финансовых ресурсов коммерческих организаций. Такое увеличение может быть определенно ростом выпуска и продаж товаров, а также ростом цен и тарифов. В условиях конкуренции и эластичного спроса, как правило, связь между этими двумя факторами обратно пропорциональная: поднятие цены может привести к сокращению объёма продаж, и наоборот. В целях максимизации прибыли коммерческая организация вынуждена искать оптимальное соотношение между ценой и объёмом производства. Структура выручки от реализации определяется производительностью труда, трудоёмкостью и капиталоёмкостью производства, наличием современных технологий, позволяющих экономно использовать различные виды ресурсов.

Читать также:  ФИНАНСЫ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ ПРЕДСТАВЛЯЮТ СОБОЙ ТЕСТ

2. Деятельность коммерческой организации также связана с реализацией имущества, когда морально (иногда и физически) устаревшее оборудование и другое имущество продаются по остаточной стоимости, реализуются запасы сырья и материалов. Доля данного источника в общей сумме источников финансовых ресурсов коммерческой организации зависит от множества факторов: вида деятельности организации (например, высокотехнологичное, наукоёмкое производство требует постоянного обновления оборудования), конкретной ситуации (организация может продавать часть имущества для погашения кредиторской задолжности). В настоящее время в условиях постоянного совершенствования информационных технологий практически все организации обновляют компьютерную технику и программное обеспечение к ней, реализуя выбывающее имущество.

3. В процессе деятельности коммерческая организация получает не только выручку от реализации, но и внереализационных доходы. К таким доходам относятся: поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование денежных средств и другого имущества; поступления, связанные с участием в                                                уставных капиталах других организаций (включая проценты и иные доходы по ценным бумагам); прибыль, полученная в результате совместной деятельности по договору простого товарищества; штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров; поступление в возмещение причинённых организации убытков (включая страховые возмещения); прибыль прошлых лет, выявленная в отчётном году; суммы кредиторской и депонентской задолжности, по которым истёк срок исковой давности; курсовые разницы по операциям в иностранной валюте; сумма дооценки активов.

Факторами, влияющими на долю внереализационных доходов в источниках финансовых ресурсов коммерческой организации, являются степень дифференциации её активов, доходность вложений в эти активы, степень надёжности хозяйственных связей с поставщиками и покупателями. В условиях частого нарушения обязательств партнёрами по сделкам организация может получать значительные суммы штрафов, пеней, неустоек, предусмотренных этими договорами. Полнота поступления финансовых санкций зависит также от квалифицированности юридической службы организации при подготовке соответствующих договоров, а также в необходимых случаях — при судебных разбирательствах.

4. В современных условиях часть финансовых ресурсов коммерческой организации привлекается за счёт её участия на финансовом рынке как заёмщика и эмитента. Одно из важнейших значений финансового рынка — расширение возможностей хозяйствующих субъектов в выборе источников формирования финансовых ресурсов.

Действующей коммерческой организацией (акционерным обществом) денежные средства на финансовом рынке могут привлекаться за счёт дополнительной эмиссии акций.

Высокий размер ссудного процента, жёсткие требования к обеспечению делают недоступным для многих коммерческих организаций банковский кредит как источник формирования финансовых ресурсов. Особенно сложна ситуация для малых и средних предприятий. В настоящее время действует несколько программ для обеспечения доступности банковских кредитов для малого и среднего бизнеса. Тем не менее, этот источник формирования финансовых ресурсов незначителен по объёму для малых и средних предприятий.

Привлечение средств на финансовом рынке коммерческой организации, как правило, связано с реализацией её крупных инвестиционных проектов, в том числе с расширением деятельности организации.

5. Средства из бюджетов поступают коммерческим организациям в рамках государственной поддержки их деятельности.

6. Финансовые ресурсы могут формироваться за счёт поступлений от основных компаний, учредителя (учредителей).

За счёт перечисленных источников формируются следующие формы и виды финансовых ресурсов коммерческой организации: денежные доходы; денежные накопления; денежные поступления.

1. Денежные доходы коммерческой организации – это:

· Прибыль от реализации товаров (работ, услуг);

· Прибыль от реализации имущества, сальдо внереализационных доходов и расходов.

Прибыль является важнейшим показателем финансово-хозяйственной деятельности организации, анализ её абсолютной величины, динамики, соотношения с затратами или выручкой от реализации используется для оценки финансового состояния организации, в том числе при принятии решения об инвестициях, банковском кредите.

2. Денежные накопления как форма финансовых ресурсов представлены амортизацией, резервными и другими фондами, образованными за счёт прибыли прошлых лет.

3. Денежные поступления выступают в виде бюджетных средств; средств, привлечённых на финансовом рынке; средств, поступающих в порядке перераспределения от основной компании, от вышестоящей организации, за счёт внутри- и межотраслевого перераспределения.

Управление финансами коммерческой организации – это процесс создания финансового механизма организации её финансовых отношений с другими субъектами. Он включает следующие основные элементы:

· Финансовое планирование;

· Оперативное управление;

· Финансовый контроль.

1. Финансовое планирование. При разработке финансовых планов коммерческой организации происходят соизмерение намечаемых затрат на осуществляемую деятельность с имеющимися возможностями, определение направлений эффективного вложение капитала; выявление внутрихозяйственных резервов увеличения финансовых ресурсов; оптимизация финансовых взаимоотношений с контрагентами, государством; осуществляется контроль за финансовым состоянием предприятия. Необходимость финансового планирования коммерческой организации может быть вызвана не только внутренней потребностью эффективного управления финансовыми ресурсами, но и внешней — желанием кредиторов и инвесторов иметь информацию о доходности предстоящих вложений.

Для составления финансовых планов и прогнозов коммерческой организации применяются разнообразные методы:

l экономико-математического регулирования,

Нормативный метод может быть использован при оценке будущих налоговых обязательств и размеров амортизационных отчислений. Оптимизация источников финансовых ресурсов, оценка влияния разных факторов на возможный их рост осуществляются с помощью метода экономико-математического моделирования. При принятии решений долгосрочного характера используется метод дисконтирования, предусматривающий оценку предстоящей доходности вложений и влияние на неё инфляционных факторов.

Рыночная экономика характеризуется неопределённостью, поэтому наиболее сложным при разработке финансовых планов и прогнозов коммерческой организации является оценка возможных рисков. При управлении рисками необходимо их выявить, классифицировать, оценить размер и влияние на принимаемые решения, определить возможные меры по снижению риска.

В настоящее время процесс разработки финансовых планов и прогнозов коммерческой организации принято называть бюджетированием. При бюджетировании разрабатываются и увязываются между собой финансовые планы:

l денежных доходов и расходов организации;

l активов и пассивов (прогноз бухгалтерского баланса, как правило, увязанный по срокам обязательств и вложений);

l денежных потоков.

Баланс денежных доходов и расходов как основной финансовый план коммерческой организации, как правило, содержат четыре раздела:

3) взаимоотношения с бюджетной системой;

4) расчёты с кредитными организациями.

Прогнозы доходов и расходов, активов и пассивов, а также денежных потоков могут содержаться в бизнес-плане коммерческой организации. Бизнес-план отражает стратегию финансово-хозяйственной деятельности организации, на его основе кредиторы и инвесторы принимают решение о предоставлении ей средств. Финансовая часть бизнес-плана содержит следующие расчёты: прогноз финансовых результатов; расчёт потребности в дополнительных инвестициях и формировании источников финансирования.

2. Оперативное управление. Большое значение для управления финансами коммерческой организации имеет анализ исполнения финансовых планов и прогнозов. При этом не всегда обязательным условием является соответствие плановых финансовых показателей фактическим. Наибольшее значение для эффективного управления имеет выявление причин отклонения от плановых показателей. Данные о фактическом исполнении финансовых планов анализируются не только специальными подразделениями организации, но и органами управления коммерческой организации.

Для принятия оперативных управленческих решений по финансовым вопросам руководству организации важно не только иметь финансовые планы и прогнозы, но и получать обширную информацию о состоянии финансового рынка, финансовом состоянии контрагентов по сделкам, возможном изменении конъюнктуры рынка, налоговом реформировании.

3. Финансовый контроль. Государственный финансовый контроль за коммерческими организациями негосударственных форм собственности ограничен вопросами исполнения налоговых обязательств, а также использованием бюджетных средств, если коммерческая организация такие средства получает в рамках государственной помощи. Большое значение для эффективного управления финансами коммерческой организации имеет внутрихозяйственный финансовый контроль, а также аудиторский контроль.

Внутрихозяйственный финансовый контроль может осуществляться специальными подразделениями, созданными в коммерческих организациях, осуществляющими проверки и анализ документов. Внутрихозяйственный финансовый контроль происходит также в процессе визирования руководителем организации документов, оформляющих финансово-хозяйственные сделки. Коммерческие организации, входящие в холдинги, ассоциации проверяются головными компаниями, также имеющими в своём составе специальные контрольные службы.

Для получения достоверной информации о финансовом состоянии коммерческой организации, выявления имеющихся резервов её руководство может инициировать аудиторскую проверку и обследование. Отдельные виды деятельности, организационно-правовые формы, высокие показатели активов и выручки от реализации продукции (работ, услуг), участие иностранного капитала требуют обязательного аудиторского заключения о достоверности финансовой отчётности коммерческой организации.

Таким образом, аудиторские проверки коммерческой организации могут носить как инициативный, так и обязательный характер.

Особенностью внутрихозяйственного и аудиторского контроля коммерческой организации является его направленность на оценку эффективности принимаемых управленческих решений, а также выявление резервов роста финансовых ресурсов.

Таким образом, управление финансами коммерческой организации включает элементы управления, аналогичные другим звеньям финансовой системы, но при этом существует специфика финансового планирования, оперативного управления и организации финансового контроля.

1) Основы предпринимательской деятельности. Экономическая теория. Маркетинг. Финансовый менеджмент / (В. М. Власова, Д. М. Волков, С. Н. Кулаков и др.); Под ред. В. М. Власовой. – М.: Финансы и статистика, 1997. – 529 с.: граф.

Читать также:  Распределение финансов через бюджет

2) Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник / Под ред. Е. С. Стоековой. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во «Перспектива», 1998. – 656с.

3) Финансовая стабилизация в России / Под общ, ред. А. Н. Илларионова, Дж. Сакса. – М.: «Прогресс-академия», 1999. — 235 с.

4) Кондраков Н. П. учебник для менеджеров. Бухгалтерский учёт и финансово-экономический анализ: Учеб. Пособие. – М.: Дело, 1998. – 280 с.

Финансы коммерческих организаций (предприятий), являясь основным звеном финансовой системы, охватывают процессы создания, распределения и использования валового внутреннего продукта и национального дохода в стоимостном выражении.

Они функционируют в сфере материального производства, где в основном и создается совокупный общественный продукт и национальный доход.

В соответствии с Гражданским кодексом РФ коммерческие организации (предприятия) создаются в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Современные коммерческие организации (предприятия) функционируют в постоянно меняющихся рыночных условиях хозяйствования с жесткой конкуренцией. Основной целью их предпринимательской деятельности становится не столько максимальное извлечение прибыли, сколько сохранение и приумножение собственного капитала, обеспечение стабильности бизнеса.

В ходе предпринимательской деятельности коммерческих организаций (предприятий) возникают определенные финансовые отношения, связанные с организацией производства и реализацией продукции, оказанием услуг и выполнением работ, формированием иных финансовых ресурсов и привлечением внешних источников финансирования, их распределением и использованием.

Материальной основой финансовых отношений являются деньги.

Финансы коммерческих организаций (предприятий) – это финансовые или денежные отношения, возникающие в ходе предпринимательской деятельности, в результате которых формируется собственный капитал, целевые централизованные и децентрализованные фонды денежных средств, происходит их распределение и использование.

Финансам коммерческих организаций (предприятий) присущи те же функции, что и общегосударственным финансам, – распределительная и контрольная. Обе функции тесно взаимосвязаны.

Посредством распределительной функции происходит формирование первоначального капитала, образующегося за счет вкладов учредителей, авансирование его в производство, воспроизводство и приращение капитала, создание основных пропорций при распределении доходов и финансовых ресурсов, обеспечивающих оптимальное сочетание интересов отдельных товаропроизводителей, хозяйствующих субъектов и государства в целом. С распределительной функцией финансов связано формирование денежных фондов и резервов коммерческих организаций (предприятий) посредством распределения и перераспределения поступающих доходов. К ним относятся: уставный капитал или уставный фонд, резервный фонд, добавочный капитал, собственный капитал, фонд накопления, фонд потребления, валютный фонд и др.

Объективная основа контрольной функции – стоимостный учет затрат на производство и реализацию продукции, выполнение работ и оказание услуг, процесс формирования доходов и денежных фондов. Финансы как распределительные отношения обеспечивают источниками финансирования воспроизводственный процесс (распределительная функция) и тем самым связывают воедино все фазы воспроизводственного процесса: производство, обмен, потребление. От эффективности производства, снижения затрат, рационального использования финансовых ресурсов зависят конкурентоспособность предприятия, его финансовая устойчивость.

Роль и место финансов предприятий в общей системе финансов

Совокупность финансовых отношений подразделяется на различные группы в зависимости от специфики этих отношений. Реализация этих финансовых отношений осуществляется через звенья финансовой системы. В экономической литературе рассматриваются различные подходы к определению понятия «финансовая система». Прежде чем начать рассматривать понятие «финансовая система» следует определить само понятие «система». По мнению большинства авторов, система – это целое, состоящее из совокупности единиц, взаимосвязанных и взаимозависимых. Система – это «некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого».

На наш взгляд, система может рассматриваться не только как целое (целостность), но и как часть целого, в том случае если данная система принадлежит к более крупной системе. Как целое система характеризуется автономностью, независимостью и связанностью е. звеньев и элементов, входящих в состав звеньев. Все элементы внутри звена и все звенья внутри системы связаны между собой и взаимозависимы.

Различают несколько типов систем. Финансовая система является открытой системой, так как она взаимодействует с внешней средой (закрытые системы имеют фиксированные границы и относительно независимы от окружающей среды). Кроме того, финансовая система – это система интеграционного типа, то есть система, взаимосвязи между элементами которой являются довольно тесными (различают ещ. суммативные системы со слабыми связями между элементами).

Финансовая система представляет собой целостность, состоящую из некоторых единиц (звеньев). В учебной и научной финансовой литературе даются разные определения финансовой системы. В основном финансовую систему рассматривают с двух позиций: как совокупность определённых сфер и звеньев финансовых отношений и как совокупность финансовых учреждений страны. Так, например, в учебнике «Финансы, денежное обращение и кредит» под редакцией В.К. Сенчагова и А.И. Архипова сказано: «Финансовая система представляет собой совокупность различных сфер или звеньев финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве». По мнению В.М. Родионовой финансовую систему образуют взаимосвязанные сферы и звенья финансовых отношений. В учебном пособии А. Балабанова и И. Балабанова рассматривается понятие финансовой системы государства, как совокупности денежных отношений, функционирующих в государстве. Кроме того, последние считают, что финансовую систему можно рассматривать и как совокупность финансовых (финансово-кредитных) учреждений страны. Эту точку зрения поддерживают также П.И. Вахрин, А.С. Нешитой и др. Известный американский экономист Дж. К. Ван Хорн так же считает, что «Финансовая система состоит из целого ряда учреждений и рынков, предоставляющих свои услуги фирмам, гражданам, а также правительствам». Некоторые авторы рассматривают финансовую систему как форму организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта.

На наш взгляд, первый подход является более правомерным. Финансы рассматриваются как система определённых экономических отношений, которым присущи специфические признаки, позволяющие считать данные отношения финансовыми. Однако наличие общих, присущих всем финансовым отношениям признаков, не исключает существование различий между группами финансовых отношений. Именно эти различия обусловливают существование нескольких сфер финансовых отношений, реализуемых через звенья финансовой системы в их взаимосвязи и взаимозависимости.

Финансовая система представляет собой совокупность звеньев и элементов финансовых отношений, посредством которых осуществляется распределение общественного продукта, формирование распределение и использование фондов денежных средств, денежных доходов и накоплений государства, хозяйствующих субъектов и населения.

Позиция авторов представляющих финансовую систему как совокупность финансовых (финансово-кредитных) звеньев представляется неправомерной. Под финансово-кредитными звеньями в этом случае, как правило, понимаются центральные и региональные финансовые и кредитные органы: Министерство финансов Российской Федерации, Федеральное Казначейство, Центральный Банк России и др.16 Эти учреждения являются органами управления звеньями финансовой и кредитной систем и их следует рассматривать в качестве субъектов управления системами, а не выделять как отдельное звено.

В экономической литературе дискутируются не только вопросы определения понятия «финансовая система», но и е. состав. Практически все авторы включают в состав финансовой системы такие звенья, как общегосударственные финансы и финансы хозяйствующих субъектов. Спорным является вопрос об отнесении к составным частям финансовой системы таких звеньев, как страхование, местные финансы, финансы населения (домашних хозяйств), фондового рынка. Кроме того, нет единства во мнениях о том, какие группы финансовых отношений можно выделить в качестве звеньев финансовой системы, а какие считать их элементами (подсистемами).

На наш взгляд, к звеньям финансовой системы следует отнести три звена, отражающих следующие группы финансовых отношений: государственные финансы, финансы хозяйствующих субъектов и местные финансы, с выделением внутри них определённых элементов. К государственным финансам следует отнести, в первую очередь, государственный бюджет, а также государственные внебюджетные фонды и государственный кредит. В звено «Финансы хозяйствующих субъектов»входят финансы предприятий, осуществляющих коммерческую деятельность, а также финансы учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность. К местным финансам относятся местные бюджеты, отношения, связанные с выпуском, обращением и погашением ценных бумаг, выпускаемых местными органами власти и другие отношения займа.

На рисунке 2 схематично изображено наше видение структуры финансовой системы.

Финансы коммерческих организаций как элемент финансовой системы

Рис. 2. Финансовая система России

Роль и место финансов предприятий в финансовой системе

Роль и место финансов предприятий в общей системе финансов определяются их сущностью. Финансы предприятий являются основой финансовой системы, так как именно они охватывают важнейшую часть всех денежных, распределительных отношений в стране, к которым относятся финансовые отношения в сфере общественного производства, где создаются валовый внутренний продукт и национальный доход – основные источники формирования финансовых ресурсов страны. Без финансов предприятий не могут существовать другие звенья и элементы финансовой системы, в первую очередь, бюджет, а, следовательно, и бюджетные учреждения и другие некоммерческие предприятия. С помощью распределительной функции финансов предприятий образуются доходы и накопления самих предприятий, большей части населения и государства.

Читать также:  Для понимания экономики предприятия см. Сергеев и в экономике предприятия

Главное, базовое место финансов предприятий объясняется тем, что именно посредством финансов предприятий образуется наибольшая часть доходов бюджета и внебюджетных фондов, а также населения. С помощью распределительной функции финансов предприятий формируются их фонды, доходы и накопления, а также временно свободные денежные средства, которые впоследствии перераспределяются на финансовом рынке.

На уровне государства с помощью финансов предприятий формируются бюджеты (федеральный и субъектов федерации), а также местные бюджеты, являющиеся главными источниками ресурсов, направляемых на социально-экономическое развитие страны и е. территорий. Посредством распределительной функции финансов предприятий формируются и внебюджетные фонды, в первую очередь государственные социальные внебюджетные фонды, средства которых направляются на удовлетворение различных социальных потребностей населения.

На уровне предприятия с помощью финансов формируются, распределяются и используются разнообразные децентрализованные фонды денежных средств, как производственного, так и социального назначения, доходы и накопления, без которых невозможно осуществление воспроизводственного процесса.

На уровне трудовых коллективов благодаря финансам предприятий обеспечивается формирование и распределение фонда оплаты труда, материальное стимулирование работников, обеспечение развития социальной и жилищно-хозяйственной инфраструктуры.

Таким образом, роль финансов предприятий велика как на макро-, так и на микроуровне, а также на уровне трудовых коллективов предприятий. От состояния финансов предприятий в основном зависят объёмы формируемых финансовых ресурсов, уровень удовлетворения социально-экономических потребностей общества, финансового положения страны. Важной является роль финансов предприятий в обеспечении сбалансированного развития экономики, достижения оптимальных пропорций распределения валового внутреннего продукта и национального дохода, обоснованного соотношения между материальными и денежными фондами.

Принципы организации финансов предприятий

В Советском энциклопедическом словаре принцип трактуется как основное исходное положение какой-либо науки или как основа устройства или действия какого-либо прибора, машины и тёп. Применительно к финансам предприятий под принципами их организации следует, на наш взгляд, понимать основы финансовых отношений, без которых не может осуществляться их реализация. В литературе называют несколько принципов организации финансов предприятий. Наиболее часто рассматриваются следующие.

1. Самоокупаемость и самофинансирование (коммерческий расчёт). При реализации этого принципа доходы и расходы соизмеряются в денежной форме. Полное покрытие расходов означает самоокупаемость, а получение прибыли и рентабельности в размере, достаточном для расширения деятельности и социального развития предприятия – самофинансирование.

2. Финансовая самостоятельность и независимость предприятий. Предприятия самостоятельно (но в рамках законодательства и установленных нормативов) определяют пропорции распределения выручки от реализации и внереализационных доходов, чистой прибыли, изыскивают источники развития производства на финансовом рынке, определяют объёмы формируемых фондов денежных средств и направления их использования. Принцип финансовой самостоятельности и независимости усиливается в условиях рыночных отношений. Ранее многие финансовые отношения предприятий жёстко регулировались государством. Финансовый рынок отсутствовал, фонды материального стимулирования и социальные фонды формировались по установленным государством нормативам, предприятия не имели самостоятельности в распределении выручки и даже чистой прибыли.

3. Финансовая ответственность за результаты деятельности. Предприятие несёт ответственность за выполнение своих финансовых обязательств перед государством, банками, поставщиками и потребителями, своими работниками. За невыполнение обязательств предприятия уплачивают штрафы, пени и неустойки, а конечной стадией может явиться применение к предприятию процедуры банкротства. Предприятие обязано за свой счёт покрывать свои потери и убытки, возмещать обществу ущерб, причинённый окружающей среде, нести ответственность за нарушение правил техники безопасности производства, санитарно-гигиенических норм и правил, нерациональное использование природных ресурсов.

4. Материальная заинтересованность в улучшении финансовых результатов деятельности. Этот принцип выполняется посредством внедрения различных форм и систем оплаты труда, выплаты премий, вознаграждений, дивидендов, участия в прибылях и тёп.

Задачи финансовых служб предприятий

Финансовую службу на крупных предприятиях представляет, как правило, финансовый отдел (управление или департамент), начальник которого подчиняется заместителю директора по финансовым вопросам. На средних и малых предприятиях финансовую работу могут осуществлять специальные бюро в составе экономических отделов или бухгалтерии или отдельные специалисты. Финансовые службы предприятий решают следующие основные задачи:

В настоящее время многие предприятия создают специализированные службы для осуществления внутрихозяйственного финансового контроля. В данном случае объектом финансового контроля является операционная (производственная), финансовая и инвестиционная деятельностьдеятельность самого хозяйствующего субъекта и его структурных подразделений, а предметом проверок – конкретные финансово-экономические показатели, характеризующие деятельность предприятия, например, фонд оплаты труда, начисленные и уплаченные налоги, прибыль, рентабельность, показатели деловой активности, коэффициенты финансового состояния и др. Современная система внутрихозяйственного финансового контроля включает в себя совокупность методик и процедур, позволяющих проверять правильность и обоснованность формирования, распределения и использования денежных фондов, доходов и накоплений хозяйствующих субъектов, а также органы, осуществляющие этот контроль.

Наряду с финансовым контролем важной функцией управления финансами является финансовое планирование. Финансовое планирование представляет собой процесс разработки и контроля системы финансовых планов, охватывающий все стороны деятельности организации и обеспечивающий реализацию финансовой стратегии и тактики на определенный период времени.

В экономической и, в частности, в финансовой литературе рассматриваются различные трактовки понятий «финансовое планирование», «финансовое прогнозирование» и даются разные их характеристики. В условиях командно-административной экономики под финансовым планированием понимали, например, определение «потребностей в фондах денежных средств, условий их образования и использования для обеспечения расширенного воспроизводства, размеров и источников образования доходов, форм их распределения, перераспределения и использования во всех звеньях хозяйственного механизма». Предметом финансового планирования называлась «финансовая деятельность соответствующих органов государственного и хозяйственного управления, предприятий и организаций, образование, распределение и использование денежных фондов и связанных с ними экономических отношений». Другие авторы выделяли объект финансового планирования, под которым понимали «формирование и распределение доходов и накоплений, формирование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств».

В настоящее время под финансовым планированием понимают, например, деятельность по достижению сбалансированности и пропорциональности финансовых ресурсов. По мнению некоторых авторов «Финансовое планирование представляет собой совокупность мероприятий, проводимых органами государственной власти и местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями по планомерному формированию и использованию денежных доходов, накоплений, поступлений в соответствии с целями и задачами, поставленными в прогнозах социально-экономического развития, бизнес-планах, документах, определяющих финансовую политику».

Важной функцией управления финансами предприятия является финансовый учёт, учёт финансовых ресурсов. Следует отметить, что бухгалтерским учётом на предприятиях занимаются работники бухгалтерских служб, функцией финансовых работников является осуществление финансового учёта. Они разрабатывают внутренние формы финансовой отчётности для целей управления финансами предприятия, осуществляют их анализ и мониторинг.

Внутрихозяйственный финансовый контроль

В настоящее время многие хозяйствующие субъекты осуществляют внутрихозяйственный финансовый контроль, создавая для этого специализированные службы. В данном случае объектом финансового контроля является финансово-хозяйственная деятельность самого хозяйствующего субъекта и его структурных подразделений, а предметом проверок – конкретные финансово-экономические показатели, характеризующие деятельность предприятия. Современная система внутрихозяйственного финансового контроля включает в себя совокупность методик и процедур, позволяющих проверять правильность и обоснованность формирования, распределения и использования денежных фондов, доходов и накоплений хозяйствующих субъектов, а также органы, осуществляющие этот контроль.

Внутрихозяйственный финансовый контроль может включать в себя:

Большое развитие при переходе к рыночным отношениям получило создание на предприятиях служб внутреннего аудита. Внутренние аудиторы осуществляют предварительный, текущий и последующий финансовый контроль, что позволяет предприятиям выявлять тенденции в развитии финансово-хозяйственной деятельности, проверять обоснованность расходования денежных средств и эффективность их использования, выявлять резервы улучшения финансового состояния. Одной из главных задач внутренних аудиторов является осуществление предварительного финансового контроля, так как внешние независимые аудиторы осуществляют, как правило, текущий, а главным образом, последующий финансовый контроль. В процессе осуществления предварительного финансового контроля внутренние аудиторы разрабатывают схемы оптимизации налогов и налоговой нагрузки предприятия, рассматривают договоры финансовых сделок, проверяют обоснованность финансовых планов, контролируют эффективность использования материальных и финансовых ресурсов на стадии их распределения.

Вопросы формирования эффективной системы финансового контроля деятельности хозяйствующих субъектов являются в настоящее время наименее разработанными. Особый интерес вызывают вопросы финансового контроля деятельности акционерных обществ, так как в данном случае затрагиваются интересы всех акционеров. По законодательству проверку финансово-хозяйственной деятельности корпораций осуществляет ревизионная комиссия акционерного общества. Как правило, ревизионная комиссия осуществляет проверку: ежегодного отчёта правления, бухгалтерской и финансовой документации, кассы, состояния отчётности и делопроизводства, имущества общества.

Всё большую актуальность приобретают вопросы осуществления финансового контроля за деятельностью корпораций со стороны государства. Некоторые авторы считают, что правомочно расширить функции государственного финансового контроля и на финансово-хозяйственную деятельность корпораций, другие отмечают, что деятельность органов государственного финансового контроля должна быть ограничена теми задачами и полномочиями, которые закреплены за ними в настоящее время.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *