ФИНАНСЫ КОММЕРЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ ФОРМИРУЮТСЯ ЗА СЧЕТ СУБСИДИЙ

Автор статьи

Мария Кажаева

Эксперт по предмету «Финансы»

Как отражать в учете субсидии: бухгалтерские проводки

Как правильно отразить в бухучете полученные «коронавирусные» субсидии, рассказывается в нашей статье.

Большинство компаний финансируют свои проекты самостоятельно. Однако в некоторых случаях средства поступают из иных источников. Они подлежат особому порядку учета.

Как отражать средства целевого финансирования

в бухгалтерском учете?

Что представляет собой целевое финансирование?

целевое финансирование (ЦФ) – это получение денежных средств от государства на определенные цели. Главная особенность этого мероприятия заключается в том, что полученные деньги нужно использовать строго по заявленному назначению. Обязательно составление строгой отчетности. Также требуется оформить и утвердить смету. Финансирование направляется на следующие проекты:

  • Содержание учреждений для детского и юношеского развития.
  • Культурно-просветительские мероприятия.
  • Подготовку кадрового состава.
  • Научно-исследовательскую деятельность.
  • Капитальные вложения.
  • Возведение жилых зданий.
  • Устранение убытков.

Обычно государство направляет деньги на общественные проекты. Средства выделяются на конкретную цель.

Как учесть средства целевого финансирования при расчете налога на прибыль

?

Формы государственной помощи

Составляющие целевого финансирования указаны в пункте 1 статье 251 НК РФ:

  • Субсидии и бюджетные ассигнования.
  • Гранты на реализацию образовательных, культурных, научных, экологических программ, мероприятий, связанных с искусством.
  • Вопрос:
    Как отражается в учете некоммерческой организации (НКО) продажа объекта основных средств (ОС), который был приобретен за счет средств целевого финансирования и использовался для ведения уставной деятельности?

    Продажная цена объекта ОС составляет 600 000 руб., в том числе НДС 100 000 руб. Первоначальная стоимость объекта ОС составляет 650 000 руб. На дату продажи по объекту ОС начислен износ в сумме 160 000 руб.

    Для целей налогообложения прибыли применяется метод начисления.

    Посмотреть ответ

  • Инвестиции, которые выдаются по результатам инвестиционных конкурсов.
  • Деньги, выдаваемые из фондов поддержки научных и инновационных работ.
  • Пожертвования.

ВАЖНО! Финансирование может обеспечиваться не только за счет денежных средств, но и за счет имущества.

Учет госфинансирования устанавливается ПБУ 13/200. Данный нормативный акт выделяет эти виды государственной помощи:

  • Субвенции – бюджетные деньги, выдаваемые на безвозмездной основе. То есть компания не должна их возвращать. Средства предоставляются на реализацию конкретных целевых расходов.
  • Субсидии – бюджетные деньги, выдаваемые на основе долевого финансирования трат.
  • Бюджетные кредиты, которые выдаются или в форме денег, или в форме имущества (земля, природные ресурсы). Они не включают в себя налоговые кредиты и отсрочки по выплате задолженностей.

Как отражается в налоговом учете некоммерческой организации получение и использование средств целевого финансирования

?

В бухучете нужно отражать следующие направления трат, покрываемых целевым финансированием:

  • Капитальные траты на приобретение или строительство основных средств компании.
  • Покрытие текущих трат (к ним может относиться покупка материально-производственных запасов, выплата зарплат).
  • Компенсация уже понесенных трат, включающих убытки.
  • Немедленная денежная поддержка компании в форме чрезвычайной помощи.

ВАЖНО!
За расходом государственных средств строго следят контролирующие структуры. Указывать средства в бухучете нужно только в том случае, если компания точно их получит. Подтверждением получения является бюджетная роспись, соответствующие уведомления. Также организация должна быть уверена в том, что деньги будут направлены на утвержденные цели. Подтверждающие это документы: договоры, публичные решения, проектно-сметные бумаги, утвержденные руководителем.

ВНИМАНИЕ! Целевое финансирование не включает в себя различные льготы, участие государственных структур в капитале компании.

Бухгалтерский учет

Средства ЦФ учитываются на пассиве счета 86 с соответствующим наименованием. Существует бухгалтерская инструкция, согласно которой счет 86 служит для обобщения данных о движении денег, которые были получены от государства. Деньги, полученные для реализации проектов, прописываются в корреспонденции со счетом 76. При использовании денег или имущества применяется корреспонденция со счетами 20 и 26. Последний счет применяют НКО.

Кредитное сальто счета 86 фиксирует неиспользованные средства. Кредитный оборот указывает на целевые поступления, дебетовый – применение средств. Рассмотрим базовые операции, связанные с целевым финансированием:

  • ДТ86 КТ08.
    Направление денег на покупку ОС и нематериальных активов.
  • ДТ86 КТ10.
    Направление денег на покупку материальных активов.
  • ДТ86 КТ70.
    Направление денег на выплату зарплат.
  • ДТ86 КТ60.
    Направление средств на погашение долгов перед поставщиками.
  • ДТ86 КТ51,76.
    Возврат денег, которые не были истрачены.
  • ДТ51 КТ86.
    Получение средств от государства.
  • ДТ76 КТ86.
    Получение средств за счет бюджетного финансирования.
  • ДТ60,76 КТ51.
    Применение средств, полученных безвозмездно, на покрытие текущих расходов.
  • ДТ86 КТ98-2.
    Отражение средств, полученных на безвозмездной основе.

Бухгалтеру рекомендуется сформировать 2 субсчета:

  • 86.1.
    Получение денег из бюджетных источников.
  • 86.2.
    Получение денег из прочих источников.

Важно также правильно вести аналитический учет ЦФ. Необходимо указать источник получения средств, цели, на которые они будут направлены, условия получения денег. Требуется прописать величину дохода по каждому из видов ЦФ, а также остатки полученных средств.

Примеры

Производственная структура получила от государства на безвозмездной основе средства на приобретение оборудования. В бухучете отражаются следующие проводки:

  • ДТ60 КТ51.
    Оплата основного средства. Деньги направляются поставщику.
  • ДТ08-4 КТ60.
    Поступление ОС на производство.
  • ДТ01 КТ08-4.
    ОС введено в эксплуатацию.
  • ДТ86 КТ98-2.
    Отражение целевого направления денег в составе доходов следующих периодов.
  • ДТ20, 23, 25-26, 29,44 КТ02.
    Начисление амортизации.
  • ДТ98-2 КТ91-1.
    Включение доходов следующих периодов в объеме рассчитанной амортизации в состав прочих доходов.

Рассмотрим другой пример с НКО. Некоммерческое образование получило средства на организацию благотворительного мероприятия. При этом будут использованы следующие проводки:

  • ДТ20 КТ60,76.
    Было проведено благотворительное мероприятие за счет государственных средств.
  • ДТ20, 26 КТ10.
    Расход материалов.
  • ДТ20,26 КТ70, 69.
    Начисление зарплат и страховых взносов.
  • ДТ60, 76 КТ51.
    Оплата услуг исполнителя, подрядчика, поставщика.
  • ДТ69 КТ51.
    Направление страховых взносов в фонды.
  • ДТ70 КТ50.
    Выдача зарплата.
  • ДТ86 КТ20, 26.
    Траты списаны за счет средств ЦФ.

Последняя проводка используется только после того, как оплачены текущие расходы. По каждой проводке нужно отразить точную сумму операции, а также первичные документы.

Составление отчета о целевом применении средств

Отчет о целевом применении отображает данные об остатке денег ЦФ на начало и завершение отчетного периода, поступлении средств и их применении. Сведения нужно фиксировать за принятый на предприятии отчетный период, а также за период предыдущего периода.

Отчет составляется НКО. Его нужно оформлять и коммерческим предприятиям в том случае, если средства поступили в отчетном периоде.

Налогообложение

При налогообложении прибыли средства ЦФ не будут учтены. Данное правило указано в пункте 1 статьи 251 НК РФ. Касается это только тех поступлений, которые прописаны в статье 251 НК РФ. Вопрос с субсидиями не столь однозначен. В законе указано, что все будет зависеть от цели выдачи субсидий. Подробнее нюансы налогообложения средств изложены в письме Минфина РФ от 30.05. 2011 г. №03-07-11/151. В частности, субсидии не указываются в составе доходов только в том случае, если они выданы на реализацию государственного задания.

Финансы

— система денежных отношений, выражающих
формирование и использование денежных
фондов в процессе их оборота. По своей
роли в общественном производстве финансы
включают в себя два звена:

— общественные
финансы,
— финансы хозяйствующего
субъекта.

Каждое звено
выполняет свои задачи и ему соответствует
особый финансовый аппарат, но вместе
они образуют единую финансовую систему.
В условиях рыночной экономики роль
финансов существенно возросла, от
финансового положения предприятия
зависит его положение на рынке,
конкурентоспособность, выживаемость
и перспективы. Роль финансов в экономике
многообразна, но, тем не менее, ее можно
свести к трем
основным направлениям:

1. Финансовое
обеспечение потребностей расширенного
производства.
2. Финансовое регулирование
экономических и социальных процессов.
3.
Финансовое стимулирование эффективного
использования всех видов экономических
ресурсов.

    
Финансовое
обеспечение потребностей расширенного
воспроизводства означает покрытие
затрат за счет финансовых ресурсов
(собственных, заемных, привлеченных). Финансовое
регулирование экономических и социальных
процессов — второе направление воздействия
финансов на развитие экономики.
Регулирование экономики осуществляется
через перераспределение финансовых
ресурсов: достаточно выделить финансовые
ресурсы и темпы развития отрасли или
региона ускоряются или наоборот,
прекращение финансирования может
задушить любое производство. Финансовое
стимулирование эффективного использования
всех экономических ресурсов осуществляется
различными методами:


через эффективное вложение финансовых
ресурсов;
— создание поощрительных
фондов (фонды потребления, фонды
социальной сферы и др.);
— использование
бюджетных стимулов (представление льгот
при уплате налогов всегда носит
стимулирующий характер, примером может
служить освобождение от уплаты многих
видов налогов сельских и фермерских
хозяйств с целью обеспечения их роста
и развития);
— использование финансовых
санкций (штрафы, пени за несвоевременную
уплату налогов, сокрытие доходов и
имущества от налогообложения,
непредставление налоговых деклараций
и т.п.).

Расходы, связанные
с рекламой и реализацией продукции,
называются коммерческими
(внепроизводственными).  Вместе с
производственной себестоимостью эти
расходы составляют полную себестоимость
продукции.

Это затраты,
связанные с отгрузкой и реализацией
товаров, и включающие стоимость тары,
приобретаемой на стороне, при затаривании
на складах, оплату упаковки изделий
сторонними организациями, расходы на
доставку продукции до места, обозначенного
в договоре, погрузку в транспортные
средства, оплату транспортно-экспедиционных
организаций, комиссионные сборы и
отчисления, затраты на рекламу, прочие
расходы по сбыту.

  1. Значение
    и виды прибыли коммерческих предприятий

    .

Прибыль является
качественным показателем, так как в его
размере отображенное изменение объема
товарооборота, доход предприятия,
уровень использования ресурсов, величина
расходов обращения. В зависимости
от вида
деятельности

,
выделяют 3
типа:

Прибыль от
целевой деятельности

— это прибыль, полученная в результате
реализации товаров (предоставление
платных услуг);

Прибыль от
других видов деятельности

— это прибыль от непроизводственной
деятельности, т.е. транспортной,
посреднической и т.п.;

Прибыль от
реализации имущества

— это прибыль от продажи основных фондов,
нематериальных активов;

Прибыль от
внереализационных операций

— это прибыль от инвестиционной
деятельности, предоставление имущества
в аренду, долевого участия в других
предприятиях и т.п.

Номинальная

прибыль

характеризует фактический размер
полученной прибыли.

Минимальной

считается прибыль, которая обеспечивает
предприятию минимальный уровень
доходности на вложенный капитал. Величина
минимального уровня доходности
принимается равной среднему проценту
ставки банка по депозитам, сложившейся
за исследуемый период.

Нормальная

прибыль


минимальный доход или плата, необходимая
для удержания предприятия в определенной
отрасли.

Целевая прибыль

это прибыль,
которая определяет целевую функцию
деятельности предприятия и зависит от
избранной стратегии. Он может быть
нормальным, т.е. отповедать норме прибыли
на вложенный капитал или необходимым,
т.е. отвечать потребам предприятия в
средствах на производственное и
социальное развитие;

Максимальная

прибыль

определяет целевую установку при
планировании деятельности предприятия.
Ее достижение означает снижение издержек
производства и реализации до минимума.

Консолидированная

прибыль


прибыль, свободная от бухгалтерской
отчетности о деятельности и финансовых
результатах отдельно материнских и
дочерних предприятий. Экономическая

прибыль

представляет собой разность между
выручкой (валовой доход) и экономическими
издержками (сумма явных и неявных
издержек).

Балансовая
прибыль


это прибыль, которая характеризует
конечный результат проводки всех видов
деятельности. Объем балансовой прибыли
определяется по данным бухгалтерского
учета;

Чистая прибыль

— это прибыль, которая остается в
распоряжении предприятия после уплаты
налога на прибыль и других налогов,
обязательных платежей и собрания,
выплачиваемое за счет прибыли.

Различают два
подхода к определению прибыли:

Бухгалтерская

сумма денег, которая остается в
распоряжении фирмы после погашения
всех внешних обязательств перед
поставщиками ресурсов и собственными
наемными рабочими. Экономическая

сумма денег, которая остается в
распоряжении фирмы после погашения
всех внешних обязательств и вычета
предприятием в свое распоряжение чистой
прибыли.

1) прибыль от
реализации продукции (разница между
выручкой от реализации продуктов (без
налогов на добавленную стоимость и
акцизов) и издержками на производство
и реализацию продукции)

2) прибыль от
реализации основных фондов (разница
между продажной ценой и первоначальной
стоимостью этих фондов, увеличенной на
индекс инфляции).

3)прибыль от
внереализационных операций.

  1. Направления
    использования и особенности формирования
    финансовых ресурсов коммерческих
    предприятий

Финансовые
ресурсы предприятия

— это денежные доходы и поступления,
находящиеся в распоряжении субъекта
хозяйствования и предназначенные для
выполнения финансовых обязательств,
осуществления затрат по расширенному
воспроизводству и экономическому
стимулированию работающих. Формирование
финансовых ресурсов организации
осуществляется за счет собственных и
приравненных к ним средств, привлечения
ресурсов на финансовом рынке и поступления
денежных средств от финансово-банковской
системы в порядке перераспределения.

Первоначальное
формирование финансовых ресурсов
происходит в момент учреждения
предприятия, когда образуется уставной
капитал. Его источниками в зависимости
от организационно-правовых форм
хозяйствования выступают: акционерный
капитал, паевые взносы членов кооперативов,
отраслевые финансовые ресурсы (при
сохранении отраслевых структур),
долгосрочный кредит, бюджетные средства.
Величина уставного фонда показывает
размер тех денежных средств — основных
и оборотных — которые инвестированы в
процессе производства.

Основным источником
финансовых ресурсов на действующих
предприятиях выступают стоимость
реализованной продукции (оказанных
услуг), различные части которой в процессе
распределения выручки принимают форму
денежных доходов и накоплений. Финансовые
ресурсы формируются главный образом
за счет прибыли

(от основной
и других видов деятельности).

Можно выделить
три составные части прибыли;

1. Прибыль от
реализации продукции (работ, услуг);

2. Прибыль от
реализации основных фондов и иного
имущества предприятия;

3. Прибыль от
внереализационных операций;

Использование

финансовых
ресурсов осуществляется предприятием
по направлениям, главными из которых
являются:

а) Платежи органам
финансово-банковской системы, обусловленные
выполнением финансовых обязательств.
Сюда относятся: налоговые платежи в
бюджет, уплата процентов банкам за
пользование кредитами, погашение взятых
ранее ссуд, страховые платежи и т.д.;

б) Инвестирование
собственных средств в капитальные
затраты (реинвестирование), связанное
с расширением производства и техническим
его обновлением, переходом на новые
прогрессивные технологии, использование
“ноу-хау” и т.д.;

в) Инвестирование
финансовых ресурсов в ценные бумаги,
приобретаемые на рынке: акции и облигации
других фирм, обычно тесно связанных
кооперативными поставками с данным
предприятием, в государственные займы
и т. п.;

г) Направление
финансовых ресурсов на образование
денежных фондов поощрительного и
социального характера;

д) Использование
финансовых ресурсов на благотворительные
цели, спонсорство и т.п.

  1. Понятие
    и значение выручки коммерческих
    предприятий

Выручка представляет
собой совокупность денежных поступлений
за определенный период от результатов
деятельности предприятия, и является
основным источником формирования его
собственных финансовых ресурсов.

Вы́ручка

(объём продаж) — количество денежных
средствили иныхблаг,
получаемое компанией за определённый
период её деятельности, в основном за
счёт продажи продуктов или услуг своим
клиентам. Выручка отличается отприбыли,
так как прибыль — это выручка минус
расходы (издержки),
которые компания понесла в процессе
производства своих продуктов. Приросткапиталав результате увеличения по какой-то
причине стоимостиактивовпредприятия к выручке не относится. Дляблаготворительныхорганизаций выручка включает общую
стоимость полученных денежных подарков.

Выручка от реализации
продукции (работ, услуг) включает в себя
денежные средства либо иное имущество
в денежном выражении, полученные или
подлежащие получению в результате
реализации товаров, готовой продукции,
работ, услуг по ценам, тарифам в
соответствии с договорами.

При этом деятельность
предприятия

можно характеризовать по нескольким
направлениям:

1. Выручка от
основной деятельности, поступающая от
реализации продукции (выполненных
работ, оказанных услуг);

2. Выручка от
инвестиционной деятельности, выраженная
в виде финансового результата от продажи
внеоборотных активов, реализации ценных
бумаг;

3. Выручка от
финансовой деятельности.

Общая выручка
складывается из выручки по этим трем
направлениям. Однако основное значение
в ней отдается выручке от основной
деятельности, определяющей весь смысл
существования предприятия.

Соседние файлы в папке ГОСы прошлый год

Субсидия от государства

Компания получила по коронавирусу на расчетный счет:

  • 25 мая — субсидию за апрель в размере 242 600 рублей (12 130 руб. х 20 чел.);

  • 19 июня — субсидию за май в сумме 218 340 рублей (12 130 руб. х 18 чел.).

Всю полученную в мае субсидию она направила на покрытие расходов по зарплате за апрель. Часть полученной в июне субсидии в сумме 100 000 рублей — на арендную плату за июнь, а оставшуюся часть (118 340 рублей) — на оплату счетов за материалы, которые были приобретены и списаны в производство в мае.

Как отразить это в бухучете? Проводки по начислению зарплаты работникам, начислению арендной платы, по приобретению и оприходованию материалов, а также их списанию в производство в бухучете надо делать как обычно. А на сумму расходов, профинансированных за счет субсидии, нужно признать прочий доход.

Возьмем условия из примера 1. За два месяца компания получила субсидию в общей сумме 460 940 рублей (242 600 руб. 218 340 руб.). Она 25 июня приобрела основное средство (ОС) за 600 000 рублей (в том числе НДС 100 000 рублей). И часть стоимости ОС она решила покрыть за счет субсидии — 460 940 рублей, а оставшуюся часть — 139 060 рублей (НДС в сумме 100 000 рублей и часть стоимости ОС в сумме 39 060 рублей) — за счет своих средств. Срок полезного использования ОС — 36 месяцев.

Когда за счет субсидии финансируют капитальные затраты, то следует использовать счет 98 «Доходы будущих периодов». На него списывают сумму субсидии в момент ввода ОС в эксплуатацию. А потом, по мере начисления амортизации по ОС на ее сумму, признаваемую в расходах и относящуюся к стоимости ОС, которая покрыта за счет субсидии, признается доход в текущем периоде.

Последние две проводки нужно делать ежемесячно в течение всего срока начисления амортизации.

Теперь не нужно искать кучу информации в сети, потому что она собрана в нашем курсе повышения квалификации  «Актуальные изменения в работе бухгалтера — 2022»

4 преподавателя расскажут  обо всех изменениях, на которые необходимо обратить внимание, чтобы вести правильный кадровый учет и подготовиться к проверкам ФНС.

Завершив обучение, вы получите 40 часов ИПБР и удостоверение  о повышении квалификации на 120 ак.часов, которое будет указано в государственном реестре ФИС ФРДО Рособрнадзора.

Успейте записаться
прямо сейчас.

Целевое назначение субсидий

Субсидии — это денежные средства, которые государство выплачивает организациям и предпринимателям безвозмездно и безвозвратно для возмещения:

  • затрат на выпуск продукции, производство работ, оказание услуг (п. 1 ст. 78 БК РФ).

Также государство выделяет субсидии бюджетным учреждениям на выполнение государственного задания и иные цели, однако их учет имеет свои правила и не будет раскрыт в нашей статье.

Управленческий учет: с нуля до настройки в 1С, Excel и Google-таблицах

Хотите понимать, откуда приходят и куда уходят деньги компании? Мы составили программу курса повышения квалификации

«Управленческий учет»

, чтобы каждый бухгалтер научился видеть бизнес-процессы.

А еще
— сделали возможность выбора удобного графика и доступную стоимость обучения.



Смотрите программу и записывайтесь

Использование финансовых ресурсов коммерческой организации

Использование финансовых ресурсов коммерческой организации осуществляется в процессе её хозяйственной деятельности.

Финансовые ресурсы находятся в постоянном движении. Основные направления использования:

  • на осуществление обязательных платежей;
  • распределение прибыли между собственниками;
  • погашение процентов по заёмным средствам;
  • самоинвестирование;
  • увеличение оборотных средств;
  • на материальную и нематериальную мотивацию сотрудников;
  • формирование резервов.

К обязательным платежам относятся:

  • налоги;
  • взносы во внебюджетные фонды.

Важнейшим направлением использования финансовых ресурсов является самоинвестирование, то есть направление их на развитие коммерческой деятельности, приобретение современного оборудования, повышение информационной и технологической оснащённости производства.

Часть финансовых ресурсов направляется на пополнение собственного капитала путём увеличения добавочного и резервного капитала.

В условиях роста социальной ответственности организаций приобретает значение такое направление использования финансовых ресурсов как нематериальная мотивация сотрудников, благотворительность, спонсорская деятельность. Коммерческая организация может направлять часть финансовых ресурсов на образование своих сотрудников, повышение квалификации, медицинское обслуживание.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Бюджетное субсидирование коммерческих организаций

  • субсидии

    ,

  • государственное регулирование

    ,

  • коммерция

Правовое регулирование бюджетного субсидирования коммерческих организаций стало более сложным и запутанным за счет дополнительных норм и показателей. Профессор СПбГУ Наталья Шевелева и кандидат юридических наук Маргарита Кустова на вебинаре Legal Academy рассказывают об особенностях процесса и приводят примеры из судебной практики.

ФИНАНСЫ КОММЕРЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ ФОРМИРУЮТСЯ ЗА СЧЕТ СУБСИДИЙ

Кому положены субсидии?

Возможность субсидий коммерческим организациям предусматривает статья 78 Бюджетного кодекса РФ, в котором они значатся как производители товаров и услуг. Законодатель формирует для них целый ряд правил. Примечательно, что получателями субсидий могут быть и бюджетные организации, автономные, однако они под эти правила не попадают.

Инструмент субсидирования коммерческих организаций используется очень активно. Оно осуществляется в рамках национальных и федеральных проектов. Для субсидирования имеются и другие основания: поддержка субъектов малого и среднего бизнеса, импортозамещение, например, выделение средств на разработку квантовых процессоров или организацию железнодорожного транспорта. Поддерживают организации, которые обращаются с твердыми бытовыми отходами.

«Внес свою лепту и коронавирус. Появилась целая серия актов, направленная на преодоление проблем, возникших на фоне пандемии. Это могут быть точные субсидии: на производство тканей из льна, создание цифровых платформ. Такие субсидии могут быть предоставлены, если имеет место публичная цель», —  отмечает
Наталья Шевелева.

Сами субсидии и цели предусмотрены в Законе о бюджете, это является непреложным правилом. Дальнейшее регулирование вопросов осуществляется актами органов исполнительной власти и прокуратурой, которая следит за возможными нарушениями. В актах должны быть указаны критерии отбора получателей, определены цели, порядок и предоставления.

«78-я статья включает в себя два вида субсидий, при этом не называя их таковыми. Отличия мы увидели только в рамках судебной практики. Первый вид — на возмещение выпадающих доходов. Экономическая суть в том, что публичный субъект поручает осуществление действий организации, которая несет расходы, подлежащие компенсации. В качестве примера можно привести авиаперевозки по специальному тарифу. Второй вид — стимулирующие субсидии, которые направлены на создание нового продукта. Они попадают под казначейское сопровождение и для получателей открывают специальный лицевой счет», — рассказывает профессор.

Учитывая, что субсидии разные, их цели формулируются по-разному. Если 2-3 года назад судебная практика говорила об одном порядке установления цели, то сейчас все изменилось. Эксперт приводит пример, когда субъект малого предпринимательства получает субсидию целевого характера на приобретение фургона для молочного скотоводства. В результате проверки выясняется, что он использовался для растениеводства. Вопрос о том, нарушена ли цель или нет, рассматривался в судебном порядке. Было принято решение, что цель не нарушена, так как растения пошли на корм скоту.

Маргарита Кустова подчеркивает, что стимулирующая субсидия это особый публичный инструмент. Условия определяются таким образом, чтобы можно было обеспечить общественно полезный эффект от частного лица. « То есть речь идет о рефинансировании частных субъектов. Если мы говорим о такой субсидии, она определяет широкие условия. Речь может идти о безграничном усмотрении условий субсидирования. За исключением соблюдения в обязательном порядке Конституции и закона. Главная задача — обеспечить эффективность, результативность, адресность», — поясняет она.

Таким образом, в случае возникновения допустимости тех или иных условий в соглашении о субсидировании, можно ориентироваться на Конституцию, а  можно принимать во внимание публичные задачи в программных документах.

Риски и нюансы предоставления субсидий

Самым главным требованием в части условий субсидирования становится определение итогового результата. « Речь идет о понимании того, о каком завершенном действии должна идти речь, в какую дату должно совершиться действие, каковы количественные характеристики. Из этого следует, что получатель субсидии принимает на себя значительные риски, которые должны внимательно просчитываться», — предупреждает Маргарита Кустова.

Важно понимать, какие претензии могут привести к возврату субсидии. Формально постановление разграничивает, с одной стороны, требования порядка предоставления, и с другой, требования к получателю (уплата налогов, не в процессе ликвидации). Соблюдение требований позволит делать вывод о законности соглашения и прогнозировать последствия в ситуации, когда предприниматель нарушит условия соглашения.

Наталья Шевелева рассуждает, является ли предоставление субсидий правом или обязанностью. По ее мнению, здесь ситуация не очевидна. « Мы должны понимать, что это именно право. Публичный субъект может принять решение о предоставлении или не принять. Если лимиты исчерпаны, субсидия в полном объеме не предоставлена, должен ли публичный субъект предоставить субсидию в полном объеме? На первый взгляд, все очевидно, нужно исполнить обязательство, но на практике все оказывается сложнее», —  отметила она.

Специалист приводит в пример случай, который произошел с обществом по обращению с твердыми бытовыми отходами в 2020 году. Субсидии для организации закончились в связи с тем, что их лимит в бюджете был исчерпан, при этом выплату предоставили не в полном объеме. Почему же в деле не разобрался суд? Оказалось, что проблема в цели субсидии. Верховный суд указал, что речь идет не о стимулирующей субсидии, а данной субсидией исполняется цель экологической реформы.

Существует еще один нюанс, связанный с отказом предоставления субсидии. Речь идет о выплатах, которые предоставляются по фактическому исполнению. Объем таких субсидий зависит от представленных документов, где должны быть прописаны все условия, и их же нужно соблюдать на практике.

Регламентация отношений субсидирования в современной правовой системе становится все более автономной, постепенно превращаясь в «вещь в себе», когда исполнительная власть получает свободу в определении условий субсидирования и вслед за этим определение последствий таких условий.

«Если заглянуть в общие требования правительства, мы увидим, что в качестве возможных мер ответственности за нарушение условий субсидирования, помимо возврата денег, предусмотрен некий штраф», — отмечает Наталья Шевелева.

Пытаясь определить природу штрафов, суды ориентируются на положения Гражданского законодательства. Когда случается правовой спор, возникает ситуация определения отраслевой принадлежности штрафа и выбора той области, к которой применим этот штраф.

«Сегодня мы имеем шквал судебных актов, в которых ставится вопрос о применении сроков давности, взыскании убытков, неустойки, процентов за пользование чужими денежными средствами. Мы обнаруживаем на практике целый ряд правовых подмен, происходит смешение правовой природы соответствующих отношений. Все это приводит к сложному положению получателей субсидий», — заключает Маргарита Кустова.

Вебинар полностью можно посмотреть по ссылке
.

Источники формирования финансовых ресурсов коммерческих организаций

Формирование ресурсов коммерческой организации происходит в процессе её создание и на протяжении хозяйственной деятельности. Первоначальный источник финансовых ресурсов – уставный капитал организации.

Уставный капитал – это минимальная величина инвестиций со стороны собственников организации, необходимая для её регистрации и начала деятельности.

Все источники формирования финансовых ресурсов коммерческих организаций образуют три вида:

  • собственные;
  • привлечённые;
  • заемные.

Собственные финансовые ресурсы формируются за счет уставного капитала, прибыли и амортизационных отчислений.

Прибыль коммерческой организации – это денежная величина, образованная разницей между выручкой, полученной от коммерческой деятельности и себестоимостью, понесёнными затратами.

«Формирование и использование финансовых ресурсов коммерческих организаций» 👇

Если деятельность коммерческой организации является эффективной, то по итогам финансового года она получает прибыль, часть из которой направляется на уплату налога, а часть остаётся в распоряжении организации. Определённая доля полученной прибыли направляется на пополнение активов, тем самым увеличивая величину собственных средств коммерческой организации.

Амортизационные отчисления – это систематическое возмещение стоимости основных средств и нематериальных активов коммерческой организации, осуществляемое в течение срока их полезного использования.

Благодаря амортизационным отчислениям коммерческая организация постепенно возмещает затраты на приобретение оборудования, лицензий, других объектов основных средств и нематериальных активов. Возвращаясь в организацию в виде части выручки, амортизационные отчисления играют роль собственного источника финансирования инвестиций.

Привлеченные источники могут быть разделены на несколько групп:

  • ценные бумаги;
  • кредиторская задолженность;
  • бюджетные источники.

Привлеченные источники формирования финансовых ресурсов актуальных для крупных коммерческих организаций, способных привлекать инвестиционные вложения, эмитируя такие ценные бумаги, как акции и облигации.

Некоторые коммерческие организации, участвуя в проектах государственно-частного партнёрства, могут привлекать бюджетные средства.

Из основных видов привлечённых средств для любой коммерческой организации возможна только кредиторская задолженность. Однако её рост может стать причиной ухудшения финансового состояния организации.

Заёмные источники финансовых ресурсов коммерческой организации – это средства, которые организация привлекает на финансовом рынке на условиях временного владения, платности и возвратности.

Виды заёмных источников финансовых ресурсов:

  • кредит;
  • лизинг;
  • факторинг;
  • венчурное финансирование.

Заемные источники финансовых ресурсов могут привлекаться не только в форме денег, но и как оборудование, сырье, товары.

Привлечение заемных средств может осуществляться на долгосрочной или краткосрочной основе. Краткосрочные кредиты привлечь легче, но их стоимость выше.

Долгосрочные кредиты выгодны коммерческим организациям, однако в условиях недостаточной стабильности отечественной экономики не все банки их предоставляют.

Принципы предоставления заемных финансовых ресурсов:

  • платность;
  • возвратность;
  • наличие финансового обеспечения.

Одной из задач финансового менеджмента коммерческой организации является разработка такой финансовой политики
, чтобы все источники финансовых ресурсов были сбалансированы, и их структура отвечала стратегическим целям деятельности организации.

Необоснованное преобладание любого из источников формирования финансовых ресурсов может спровоцировать финансовую неустойчивость коммерческой организации.

Возврат субсидии

Если компания перестала удовлетворять условиям предоставления субсидии, ее могут обязать вернуть остаток полученных денежных средств или всю госпомощь. Если речь идет о субсидии, полученной в текущем году, то компания должна сторнировать все проводки, связанные с поступлением и использованием бюджетных средств, за исключением проводки по получению субсидии. Возврат денег отражают с помощью проводки.

Если компания должна вернуть денежные средства, полученные в предыдущие годы, то в части средств, предоставленных на финансирование капвложений, потребуются следующие проводки.

В части денежных средств, полученных на текущие расходы, нужны следующие проводки.

Поступление субсидий

Получение из бюджета субсидий отражается в порядке, установленном Положением по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» ПБУ 13/2000
, утвержденным Приказом Минфина РФ от 16.10.2000 № 92н (далее — ПБУ 13/2000
).

Формирование в бухучете информации о госпомощи, связанной с осуществлением ее получателем деятельности в отраслях экономики, наиболее пострадавших от распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе в форме субсидий, осуществляется коммерческими организациями также в соответствии с  ПБУ 13/2000
. Эта государственная помощь отражается в бухгалтерской (финансовой) отчетности на основе аналитического учета (п. 6 информации Минфина РФ № ПЗ-14/2020 «О практике формирования в бухгалтерском учете информации в условиях распространения новой коронавирусной инфекции»).

Компания принимает субсидии к бухучету по мере фактического получения денежных средств или при наличии следующих условий (п. 5  ПБУ 13/2000
):

  • есть уверенность, что требования предоставления госпомощи компанией будут выполнены. Подтверждением могут служить подписанные компанией договоры, принятые и публично объявленные решения, технико-экономические обоснования, утвержденная проектно-сметная документация и тому подобное;

  • есть уверенность, что денежные средства будут получены.

Средства госпомощи, принятые к бухучету, отражаются как возникновение целевого финансирования и задолженности по этим средствам. По мере фактического получения субсидии соответствующие суммы уменьшают задолженность и увеличивают счета учета денежных средств.

Если госпомощь принимают к учету по мере ее фактического получения, то с возникновением целевого финансирования увеличиваются счета учета денежных средств (п. 7 ПБУ 13/2000).

Бухгалтерские записи производят в соответствии с инструкцией, утвержденной Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н.

Отражение в бухучете получения компанией субсидий зависит от принятого в учетной политике способа ее принятия:

  • по мере появления уверенности в получении денежных средств из бюджета;

  • по мере фактического получения денег.

В бухучете возможны следующие проводки.

1. Субсидия на финансирование предстоящих расходов принята к учету до их фактического получения.

2. Денежные средства на финансирование понесенных расходов приняты к учету до их фактического получения.

3. Субсидия на финансирование предстоящих расходов принята к учету при их фактическом получении

4. Бюджетные средства на финансирование понесенных расходов приняты к учету при их фактическом получении

Сущность финансовых ресурсов коммерческих организаций

Финансовые ресурсы – это денежные средства и финансовые активы, находящиеся в распоряжении коммерческой организации и являющиеся основой её хозяйственной деятельности.

Предназначение финансовых ресурсов:

  • используются для осуществления затрат, связанных с коммерческой деятельностью;
  • используются для формирования фонда оплаты труда и материальной мотивации персонала;
  • обеспечивают расширенное воспроизводство;
  • обеспечивают содержание непроизводственной сферы;
  • направляются на создание резервных фондов.

Понятия «финансовые ресурсы» и «денежные средства» коммерческой организации являются близкими, но не тождественными. Финансовые ресурсы – это та часть денежных средств, которая находится в непосредственном обороте.

Управление формированием и использованием финансовых ресурсов должно осуществляться на основе принципов финансового менеджмента, что позволит привлекать дополнительные ресурсы и оптимально инвестировать имеющиеся.

Читать также:  ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ КАК СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *