ФИНАНСЫ НАСЕЛЕНИЯ ЭТО ЗВЕНО ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ

Финансами
населения являются распределительные
и перераспределительные денежные
отношения по поводу сохранения,
приобретения более высокого социального
статуса или вынужденного его понижения,
а также решения задач текущего и
перспективных этапов жизненных циклов
семьи и гражданина. При этом происходит
перераспределение собственности между
физическими лицами, их взаимодействие
с бюджетом, инвестиционная деятельность,
участие в залоге, страховании, а также
перераспределение средств, направляемых
на удовлетворение личных потребностей,
и др.

Финансы
населения являются элементом
децентрализованных финансов. Финансы
населения имеют важное и все возрастающее
значение:

– для
обеспечения социальной стабильности
общества;

– для
формирования классовой структуры
общества;

– как
источник пополнения бюджета (во всем
мире в бюджетах растет доля подоходного
налога с физических лиц);

– как
источник инвестиций в развитие экономики
страны;

– как
источник финансирования внутреннего
долга правительства;

– для
формирования страхового фонда страховщиков
и др.

Финансы
граждан объективно необходимы как
инструмент разрешения противоречий
между возможностью получения доходов
в различные периоды жизни гражданина,
случайным характером экономических
результатов в период активной деятельности
и потребностью в создании семьи,
воспитании детей, в обеспечении
стабильности, в улучшении социального
положения.

Роль
финансов населения состоит в том, что
они позволяют обеспечить гражданину
стабильность потребления и сохранить
принадлежность к определенному
общественному классу при случайном
колебании его доходов.

Финансы
населения взаимодействуют с
централизованными финансами (бюджетами
и внебюджетными фондами) и децентрализованными
финансами – предприятиями различных
форм собственности и финансовым рынком.

Население
продает государству свой труд, товары
и услуги собственного производства,
оплачивает налоги, сборы, страховые
взносы. Государство воздействует на
объем бюджета домохозяйства путем
выплаты денежных трансфертов, через
общественные блага в натуральной форме
и государственное ценообразование.

Юридические
лица обеспечивают домохозяйства
оплачиваемой работой, товарами и
услугами, кредитными ресурсами, прибылью,
дивидендами, процентами, арендной платой
при наличии у них соответствующей
собственности.

Финансы домашнего
хозяйства – это звено финансовой
системы. Финансовые отношения населения
имеют исключительно важное значение в
регулировании платежеспособного спроса
страны. Опре­деленная часть создаваемого
ВВП в виде товаров и услуг проходит
через семейный бюджет. Чем выше доходы
членов общества, тем выше его спрос на
производимые материальные ценности,
тем ус­тойчивее экономическое положение
предприятия.

Сущность
финансов домохозяйств
находит свое проявление в функциях.
Ныне

они
выполняют две базовые функции:

1)
обеспечения жизненных потребностей
семьи;

Изначальная
и главная — функция обеспечения
жизненных потребностей семьи. Она
создает реальные условия существования
членов данной семьи. Распределительная
функция финансов домохозяйств
охватывает первичное

распределение
национального дохода и формирование
первичных доходов семьи.

Финансовые
отношения домашнего хозяйства включают
две группы:

1)
отношения между данной хозяйственной
единицей и другими звеньями финансовой
системы (государственными финансами —
бюджетами и внебюджетными фондами, и
финансами коммерческих организаций
и предприятий), создавая первичные
доходы в виде заработной платы, пенсий,
пособий и т.п.;

2)
отношения между членами домохозяйства,
когда средства распределяются и
обособляются, образуя обособленные
денежные фонды. Эта функция включает
три последовательные ступени:
формирование, распределение и использование
денежных фондов.

Обе
функции финансов домохозяйства
взаимосвязаны и действуют одновременно,
дополняя друг друга.

Финансовые
ресурсы домохозяйства
выступают в виде обособленных денежных
фондов, имеющих, как правило, целевое
назначение. Создаются два основных
фонда:

1.
фонд потребления, предназначенный для
удовлетворения личных потребностей
данного коллектива — семьи (приобретение
продуктов питания, товаров промышленного
производства, оплата различных платных
услуг и др.);

2.
фонд сбережений (отложенных потребностей),
который будет использован в будущем
для приобретения дорогостоящих
товаров либо как капитал для получения
прибыли.

Состав
финансовых ресурсов домохозяйств
включает:

1)
собственные средства, т.е. заработанные
каждым членом семьи — зарплата, доход
от подсобного хозяйства, прибыль от
коммерческой деятельности;

2)
средства, мобилизованные на рынке,
в форме полученного кредита у кредитных
организаций, дивиденды, проценты;

3)
средства, поступившие в порядке
перераспределения, — пенсии, пособия,
ссуды из бюджетов и внебюджетных
социальных фондов.

76. Финансы населения как важное звено
финансовой системы

Финансы домашнего
хозяйства
– это звено финансовой системы.
Финансовые отношения населения имеют
исключительно важное значение в
регулировании платежеспособного спроса
страны. Опре­деленная часть создаваемого
ВВП в виде товаров и услуг проходит
через семейный бюджет. Чем выше доходы
членов общества, тем выше его спрос на
производимые материальные ценности,
тем ус­тойчивее экономическое положение
предприятия.

В издании отражены все новейшие положения в области правовых основ финансовых отношений и новые подходы к государственному управлению финансами. Обширная и многоплановая информация, составляющая содержание финансовой науки и практики, изложена компактно, в доступной форме, тщательно структурирована. При подготовке второго издания значительное внимание было уделено вопросам определения бюджетной стратегии на среднесрочную перспективу и перехода к формированию федерального бюджета на трехлетний период. Раскрыты основные новации в области бюджетной политики и бюджетного процесса, сформулированные в бюджетном послании Президента РФ от 2007 г. Федеральному собранию РФ «О бюджетной политике в 2008–2010 гг.» и принятом в апреле 2007 г. Федеральном законе «Об изменениях в Бюджетном кодексе РФ». Краткий курс лекций по дисциплине «Финансы» имеет конкретную цель – обеспечение учебным пособием студентов, проходящих подготовку по специальностям экономического профиля: «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Менеджмент организации», «Налоги и налогообложение» и другим. Книга будет также полезна аспирантам, преподавателям и практическим работникам, заинтересованным в получении систематизированной информации о финансах с учетом текущей практики и действующей правовой базы.

Оглавление

ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Истоки финансовой системы лежат в реальной экономической системе, состоящей из действующих и взаимодействующих участников воспроизводственного процесса и товарно-рыночных отношений. Формирование и развитие национально-государственной финансовой системы осуществляются государственными и муниципальными органами и направлены на:

1) формирование единых правил и порядка образования финансов, инструментов и механизмов движения финансов, а также правовое, институциональное и организационное обеспечение финансов;

2) регулирование макроэкономических процессов посредством инвестиционной, научно-технической, налоговой, бюджетной, кредитно-денежной политики;

3) государственную поддержку национального бизнеса, создание необходимых условий для включения национального бизнеса в международные экономические и финансовые отношения;

4) проведение комплексной социальной политики и обеспечение социальной стабильности;

5) финансирование государственных программ, проектов на федеральном и региональном уровнях.

Финансовая система имеет сложную многоуровневую структуру и подразделяется на отдельные подсистемы. В составе финансовой системы присутствуют централизованные финансы (государственные финансы, муниципальные финансы) и децентрализованные финансы (финансы организаций и финансы домашних хозяйств). Государственные и муниципальные финансы представлены: федеральным бюджетом, бюджетами субъектов РФ, муниципальными бюджетами и внебюджетными фондами (Пенсионным фондом, Фондом обязательного медицинского страхования, Фондом социального страхования).

Основу финансовой системы составляют централизованные финансы, где формируется преобладающая доля финансовых ресурсов государства. Среди децентрализованных финансов ключевое место принадлежит финансам коммерческих организаций. Здесь создаются материальные блага, производятся товары, оказываются услуги, формируется прибыль, являющаяся главным источником производственного и социального развития общества. Децентрализованные финансы — это денежные средства хозяйствующих субъектов и домашних хозяйств.

Финансовая система как форма организации денежных отношений включает три взаимосвязанные подсистемы, обеспечивающие формирование и использование финансовых ресурсов:

• государства и органов местного самоуправления;

• хозяйствующих субъектов;

Каждая из подсистем имеет специфические формы и методы образования и использования финансовых ресурсов, собственное функциональное назначение и финансовый механизм, ориентированный на достижение собственных целей каждого из субъектов экономических отношений.

Финансовые подсистемы можно также рассматривать в разрезе отдельных звеньев институциональной структуры общества: финансы властных структур, финансы самодеятельных субъектов экономической сферы.

Финансы властных структур включают в себя государственные и муниципальные финансы. Они отражают формирование доходов и расходов органов государственной власти: федеральных, субъектов РФ и местного самоуправления. Таким образом, в целом финансы властных структур являются трехуровневыми, т. е. состоят из федеральных, региональных и местных финансов. На каждом уровне формируется соответствующий бюджет. Местные финансы подразделяются на финансы отдельных типов поселений, районов.

Федеральный бюджет РФ — важнейшее звено финансовой системы страны. Федеральный бюджет отражает доходы и расходы, органически связанные с макроэкономическими показателями, объемом налогов и задачами финансовой политики государства. Аналогичную структуру имеют региональные (85 субъектов РФ) и местные бюджеты (около 29 тыс. районных, городских, поселковых и сельских бюджетов).

Для целей планирования бюджетных ресурсов составляется консолидированный бюджет, который представляет собой свод бюджетов бюджетной системы РФ на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами. Финансы властных структур включают также внебюджетные фонды, которые создаются федеральными и региональными органами государственной власти, а также органами местного самоуправления для аккумуляции в них денежных средств, расходуемых по строго целевому назначению. В составе государственных внебюджетных фондов представлены: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Фонд обязательного медицинского страхования РФ.

Читать также:  Методика департамента налоговой политики министерства финансов рф автор е в балацкий

Финансы властных структур включают в себя также государственный кредит. Под ним понимаются кредитные отношения между государством, юридическими и физическими лицами, при которых государство выступает в основном в качестве заемщика.

Финансы самодеятельных субъектов экономической сферы состоят из финансов коммерческих организаций, финансов некоммерческих организаций и финансов населения (или домашних хозяйств).

Финансы: конспект лекций
Котельникова Екатерина

1. Общая характеристика финансовой системы

Понятие «финансовая система» является развитием более общего понятия – «финансы».

Финансы определяют экономические общественные отношения, проявляющиеся по-разному. Финансы имеют свою особенность в каждом звене финансовой системы. Звено финансовой системы – это определенная сфера финансовых отношений, а финансовая система в целом является совокупностью различных сфер финансовых отношений. При этом образуются и используются фонды денежных средств.

Финансовая система – это система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и предприятий.

Ведущим звеном финансовой системы выступает государственный бюджет. По своему материальному содержанию это главный централизованный фонд денежных средств государства, главное орудие перераспределения национального дохода. Через это звено финансовой системы перераспределяется до 40 % национального дохода страны.

Основными доходами государственного бюджета выступают налоги, составляющие от 70 до 90 % и более общей суммы его доходов (подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль, акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины).

Из государственного бюджета производятся и основные расходы: на военные цели, развитие экономики, содержание государственного аппарата, социальные расходы, субсидии и кредиты.

Второе звено финансовой системы – местные (региональные) финансы, включающие местные бюджеты, финансы предприятий, принадлежащих муниципалитетам, и автономные местные фонды.

За местными бюджетами закреплены второстепенные налоги в основном имущественные). В местных бюджетах по сравнению с государственным более высокая доля средств направляется на социальные цели. Местные бюджеты хронически дефицитны и получают необходимые им средства путем субсидий и кредитов из государственного бюджета и выпуска местных займов, гарантированных правительством.

Третье звено финансовой системы – внебюджетные специальные фонды. Средства этих фондов направляются на выплату пенсий по возрасту, по инвалидности, при потере кормильца; пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по безработице; на строительство и ремонт дорог и пр. Внебюджетные фонды – это Пенсионный фонд, Фонд медицинского страхования, Фонд занятости населения, Фонд социального страхования, Дорожный фонд, фонды финансового регулирования в различных отраслях, Фонд содействия конверсии военного производства и др.

Государственный кредит представляет собой кредитные отношения между государством и юридическими и физическими лицами, при которых государство выступает в качестве заемщика средств. Увеличение внутреннего долга за последние годы связано с эмиссией банкнот для покрытия бюджетного дефицита и является мощным инфляционным фактором.

В страховой сфере в качестве звеньев выступают: социальное страхование, имущественное и личное страхование, страхование ответственности, страхование предпринимательских рисков.

Финансы предприятий различных форм собственности составляют основу финансов и подразделяются на три основных звена: финансы коммерческих предприятий, финансы некоммерческих предприятий, финансы общественных объединений. Здесь формируется основная часть финансовых ресурсов. Главным источником производственного и социального развития становится прибыль, которой предприятия распоряжаются по своему усмотрению.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

2. Финансы и финансовая система

2.1. Сущность и функции финансов
Финансы — часть денежных отношений, являющаяся инструментом распределения и перераспределения ВВП. Материальной основой существования и функционирования финансов являются деньги. Субъектами финансовых

Финансовая система и её звенья

2.2. Финансовая система и её звенья
Любая система представляет собой сочетание объектов с упорядоченными взаимными связями, которые придают сочетанию новые свойства. Финансовая система — совокупность звеньев финансовых отношений и финансовых потоков между ними. Каждое

Финансовая система страны

1. Финансовая система страны
Основные экономические субъекты народного хозяйства страны: 1) государственный сектор; 2) предпринимательский сектор; 3) сектор домашних хозяйств; 4) сектор «Заграница». В каждом секторе есть своя специфика управления финансами, но в целом вся

Понятие, элементы, основы построения

Тема 45. Финансовая система (ФС): понятие, элементы, основы построения
ФС – совокупность различных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном

Глава 12 Финансовая защита, финансовая безопасность и финансовая независимость

ЛЕКЦИЯ № 1. Финансовая статистика как наука

1. История возникновения финансовой статистики
Работа экономиста любой специальности обязательно связана со сбором, разработкой и анализом всевозможных цифровых данных, которые называются статистическими данными.

ЛЕКЦИЯ № 2 Финансовая система

ЛЕКЦИЯ № 2
Финансовая система

1. Общая характеристика финансовой системы
Понятие «финансовая система» является развитием более общего понятия – «финансы». Финансы определяют экономические общественные отношения, проявляющиеся по-разному. Финансы имеют свою

ТЕМА 22 ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА И ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА. Г ОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ

ТЕМА 22 ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА И ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА. Г ОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ
22.1. Финансы и финансовая система. Принципы построения и функции финансовой системыИсторически финансы были связаны с деятельностью государства. Они сложились как государственные

19.1. Финансовая система: сущность и функции
Изучение экономической структуры любого современного государства невозможно без анализа его финансовой системы. Исторически финансы возникли и развивались параллельно с развитием государства и первоначально воспринимались

Международная валютно-финансовая система

5. Международная валютно-финансовая система
Мировой валютной системой называют исторически сложившуюся форму организации международных денежных отношений, закрепленную межгосударственными договоренностями. Эта система может быть представлена как набор способов,

Финансовая система социализма.

Финансовая система социализма.
Наличие при социализме товарного производства и товарного обращения ведёт к тому, что продукция всех социалистических предприятий выражается не только в натуральной, но и в денежной (стоимостной) форме. Социалистические предприятия, как

3 Банки и финансовая система

4.2.3
Банки и финансовая система
В кратчайшие сроки надо реализовать программу реструктуризации банковской системы, считая это одной из самых актуальных задач:• банкротство несостоятельных коммерческих банков, недопущение их деятельности после отзыва

Кредитно-финансовая система как иструмент разорения страны

4. Кредитно-финансовая система как иструмент разорения страны

Дайте мне управлять деньгами страны и мне нет дела, кто создает ее законы.
М. Ротшильд
Финансы (лат. financia — доход, платеж) — это экономический инструмент, регулирующий производство и распределение товаров через

Финансовая система, или Отвлеченная экономика

Финансовая система, или Отвлеченная экономика
Деньги — удивительная вещь. В истории человечества в качестве твердой валюты они изначально появились в виде золота или серебра. Это ценный товар, который имеет действительную стоимость, а также является олицетворением

Конспект лекций соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Доступность и краткость изложения позволяют быстро и легко получить основные знания по предмету, подготовиться и успешно сдать зачет и экзамен. Рассматриваются содержание, функции, социально-экономическая сущность финансов, денежная система России, значение бюджета в развитии экономики и социальной сферы, современное состояние внебюджетного перераспределения финансовых ресурсов, а также финансы хозяйствующих субъектов и многое другое. Для студентов экономических вузов и колледжей, а также тех, кто самостоятельно изучает данный предмет.

ЛЕКЦИЯ № 2

1. Общая характеристика финансовой системы

Понятие «финансовая система» является развитием более общего понятия — «финансы».

Финансы определяют экономические общественные отношения, проявляющиеся по-разному. Финансы имеют свою особенность в каждом звене финансовой системы. Звено финансовой системы — это определенная сфера финансовых отношений, а финансовая система в целом является совокупностью различных сфер финансовых отношений. При этом образуются и используются фонды денежных средств.

Финансовая система — это система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и предприятий.

Ведущим звеном финансовой системы выступает государственный бюджет. По своему материальному содержанию это главный централизованный фонд денежных средств государства, главное орудие перераспределения национального дохода. Через это звено финансовой системы перераспределяется до 40 % национального дохода страны.

Основными доходами государственного бюджета выступают налоги, составляющие от 70 до 90 % и более общей суммы его доходов (подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль, акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины).

Читать также:  СОСТАВ И КЛАССИФИКАЦИЯ ФИНАНС

Второе звено финансовой системы — местные (региональные) финансы, включающие местные бюджеты, финансы предприятий, принадлежащих муниципалитетам, и автономные местные фонды.

Третье звено финансовой системы — внебюджетные специальные фонды. Средства этих фондов направляются на выплату пенсий по возрасту, по инвалидности, при потере кормильца; пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по безработице; на строительство и ремонт дорог и пр. Внебюджетные фонды — это Пенсионный фонд, Фонд медицинского страхования, Фонд занятости населения, Фонд социального страхования, Дорожный фонд, фонды финансового регулирования в различных отраслях, Фонд содействия конверсии военного производства и др.

2. Финансовое обеспечение

Финансовое обеспечение воспроизводственного процесса — это покрытие воспроизводственных затрат за счет финансовых ресурсов.

Финансовые ресурсы являются важнейшим денежным источником расширения производства.

Снижение их объема ограничивает возможности целенаправленного воздействия финансов на развитие экономики, влечет за собой сокращение масштабов инвестиций в производственную и социальную сферы, уменьшение фонда потребления в составе используемого национального дохода, несбалансированность натурально-вещественной и стоимостной структуры общественного производства, различного рода диспропорции.

В формировании финансовых ресурсов участвуют все элементы стоимости валового общественного продукта, но основным источником является национальный доход, причем главным образом та его часть, которая является чистым доходом.

Важным источником финансовых ресурсов могут быть доходы от внешнеэкономической деятельности, а также часть национального богатства, вовлекаемого в хозяйственный оборот (переходящие остатки бюджетных средств, обращаемые на покрытие расходов текущего года, резервные фонды страховых организаций, средства от продажи части золотого запаса страны, выручка от реализации излишнего имущества и т. д.).

Для формирования финансовых ресурсов используются также заемные и привлеченные средства.

На микроуровне формируются нецентрализованные финансовые ресурсы, используемые на затраты по расширению производства и удовлетворению социально-культурных запросов работающих.

Они направляются на капитальные вложения, увеличение оборотных средств, финансирование научно-технических достижений, проведение природоохранных мероприятий, обеспечение потребностей социального характера.

Потребности общественного производства на макроуровне обеспечиваются за счет централизованных финансовых ресурсов. Формами их использования являются бюджетные и внебюджетные фонды, средства которых направляются на развитие народного хозяйства, финансирование социально-культурных мероприятий, обеспечение нужд обороны и управления.

Главные пути решения проблемы изыскания финансовых ресурсов связаны, во-первых, с реализацией принятой программы стабилизации экономики и перехода к рынку, а во-вторых, с осуществлением специально разработанных мер по финансовому оздоровлению экономики и перестройке системы финансовых отношений в стране.

Финансовое обеспечение воспроизводственных затрат может осуществляться в трех формах: самофинансирования, кредитования и государственного финансирования.

Самофинансирование основано на использовании собственных финансовых ресурсов субъектов хозяйствования. При недостатке собственных средств предприятие может сократить свои расходы либо воспользоваться заемными средствами, привлекаемыми на основе операций с ценными бумагами.

Кредитование — это такой способ финансового обеспечения воспроизводственных затрат, при котором расходы субъекта хозяйствования покрываются за счет ссуды банка, предоставляемой на началах срочности, платности и возвратности.

Государственное финансирование производится на безвозвратной основе за счет средств бюджетных и внебюджетных фондов, формируемых на разных уровнях государственного управления в процессе распределения и перераспределения части национального дохода.

На практике необходимо добиться оптимального соотношения между всеми тремя формами финансового обеспечения, а это возможно лишь на основе активной финансовой политики государства.

В условиях перехода к рынку возрастает роль финансовых резервов. Они незаменимы при возникновении огромных потерь или непредвиденных обстоятельствах.

Они могут создаваться самими субъектами хозяйствования за счет собственных финансовых ресурсов, их управленческими структурами, специализированными страховыми организациями и государством.

3. Финансовый механизм

Согласованное функционирование разных частей экономики достигается с помощью ее регулирования, т. е. изменения темпов роста отдельных структурных подразделений для перестройки производства в соответствии с изменившимися потребностями общества.

В условиях рынка регулирование экономики достигается путем перераспределения финансовых ресурсов.

Регулирование экономики происходит прежде всего посредством саморегулирования, которое обеспечивается функционированием рынка, в том числе финансового. Благодаря ему создается возможность свободного и быстрого перераспределения финансовых ресурсов между разными подразделениями народного хозяйства.

Одновременно с саморегулированием большое влияние на структуру общественного производства оказывает государственное вмешательство в экономику, его необходимость обусловлена решением задач, связанных с удовлетворением потребностей всего общества — обеспечением крупных структурных сдвигов, поддержкой приоритетных направлений экономического развития, расширением и совершенствованием объектов социальной и производственной инфраструктуры и пр.

Государство вмешивается в экономику посредством использования законодательными и исполнительными органами власти стоимостных рычагов воздействия на процессы общественного развития.

С помощью государственных инвестиций, налоговой политики, деятельности различных государственных структур складывается конкретный механизм влияния на экономику.

Регулирующие возможности финансов предприятий используют в основном для внутрихозяйственного и межхозяйственного перераспределения финансовых ресурсов, регулирующие возможности государственного бюджета — для регулирования отраслевых и территориальных пропорций.

В регулировании воспроизводственных пропорций постепенно растет значение страхования, призванного гарантировать устойчивость производства.

В перспективе страхование должно возмещать потери от неудавшихся научно-технических разработок и недополученную прибыль от простоев вследствие забастовок, политических волнений и др.

В регулировании территориальных пропорций принимают участие в основном государственные и местные финансы, а также частично финансы предприятий. Следует заметить, что саморегулирование происходит при предоставлении дотаций и субвенций нижестоящим бюджетам, формировании и использовании территориальных фондов регулирования, различных форм государственного кредита.

Чтобы вывести экономику из кризисного состояния, обеспечить надежными и устойчивыми источниками роста, необходимо использовать финансовые стимулы, при помощи которых можно влиять на материальные интересы субъектов хозяйствования.

Финансовое стимулирование является одним из методов регулирования народнохозяйственных пропорций. В составе финансовых стимулов можно выделить:

1) эффективные направления инвестирования финансовых ресурсов:

а) финансирование технического перевооружения;

б) финансирование затрат, связанных с воспроизводством рабочей силы, профессиональной подготовкой кадров, повышением их квалификации, переориентацией работающих на новые виды производств;

в) последовательная реализация программ, направленных на обеспечение сдвигов в отраслевой и территориальных структурах общественного производства, совершенствование хозяйственных пропорций в соответствии с современными потребностями;

2) поощрительные фонды (материального и социального развития);

3) бюджетные методы интенсификации производства;

4) специальные финансовые льготы и санкции.

Малорезультативны сегодня финансовые санкции. Они несоразмерны с величиной упущенной выгоды, особенно санкции за невыполнение договоров о поставке продукции.

Чтобы финансовые санкции стали реальными и эффективными, необходимо значительное усиление материальной ответственности за невыполнение взаимных обязательств.

Непременным пунктом любого договора должна стать фиксация необходимости определения размера упущенной выгоды в случае нарушений правил поставки продукции.

Для реализации финансовой политики, успешного ее проведения используется финансовый механизм.

Он представляет собой совокупность способов организации финансовых отношений, применяемых в целях создания благоприятных условий для экономического и социального развития.

Финансовый механизм состоит из видов, форм и методов организации финансовых отношений, способов их количественного определения.

Финансовый механизм подразделяется на финансовый механизм предприятий и хозяйственных организаций, страховой механизм, а также механизм функционирования государственных финансов.

Эта классификация учитывает особенности отдельных подразделений общественного хозяйства и выделения сфер и звеньев финансовых отношений.

Финансы населения как важное звено финансовой системы

Финансы населения (домашних хозяйств)
представляют собой своеобразную часть
финансовой системы. Являясь звеном
финансовой системы на уровне отдельной
семьи, они представляют собой экономические
денежные отношения по формированию и
использованию фондов денежных средств
в целях обеспечения материальных и
социальных условий жизни членов хозяйства
и их воспроизводства. Финансы домохозяйства
не являются приоритетным звеном
финансовой системы и играют подчиненную,
хотя и важную роль в общей совокупности
финансовых отношений.

Население (граждане) вступает в отношения
своими денежными средствами с
общегосударственной финансовой системой
и хозяйствующими субъектами производственной
и непроизводственной сфер всех форм
собственности. Эти многообразные
отношения связаны с оплатой труда
населению, выплатами из накопительной
пенсионной системы денежных средств,
получением материальных и нематериальных
благ, с другой стороны, население своими
денежными средствами выплачивает
налоги, оплачивает услуги государственных
и других учреждений и организаций
производственной и непроизводственной
сфер.

Финансы населения являются элементом
децентрализованных финансов. Финансы
населения имеют важное и всевозрастающее
значение:

-для обеспечения социальной стабильности
общества;

-для формирования классовой структуры
общества;

-как источник пополнения бюджета (во
всем мире в бюджетах растет доля
подоходного налога с физических лиц);

-как источник инвестиций в развитие
экономики страны;

-как источник финансирования внутреннего
долга правительства;

Читать также:  ФИНАНСЫ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ

-для формирования страхового фонда
страховщиков и др.

Финансы населения наименее регламентированы
по сравнению с финансами хозяйствующих
субъектов или органов власти. Лишь в
достаточно редких случаях граждане
обязаны фиксировать свои финансы.
Вследствие этого органы статистики
большую часть выводов по финансам
населения делают на основании
статотчетности хозяйствующих субъектов,
либо путем экспертной оценки данных
выборочного обследования домохозяйств.
Такие данные получаются путем проведения
опросов, достоверность которых по
объективным причинам оставляет желать
лучшего. Именно поэтому перепись
населения приобретает общегосударственную
значимость, а в перечень вопросов
включают специальные, которые позволяют
оценить достоверность полученных
ответов.

Сущность финансов населения находит
свое проявление в функциях. На сегодня
они выполняют две базовые функции:

1)обеспечения жизненных потребностей
семьи;

Изначальная и главная — функция
обеспечения жизненных потребностей
семьи. Она создает реальные условия
существования данной семьи. Развитие
рыночных отношений существенно повлияло
на форму проявления этой функции. В
период натурального хозяйства продукция,
создаваемая членами семьи, удовлетворяла
их потребности и обмен излишками возникал
редко, в небольшом количестве и, как
правило, по соседству.

В результате товарно-денежных отношений,
появления, а затем и увеличения рынка
произошло:

I) расширение материальных, социальных,
культурных и иных потребностей семьи;

2) создание и рост денежных средств
домашнего хозяйства;

3) возникновение денежного фонда —
семейного бюджета, предназначенного
для обеспечения материальными благами.

Распределительная функцияфинансов
населения охватывает первичное
распределение национального дохода и
формирование первичных доходов семьи.
Финансовые отношения домашнего хозяйства
включают две группы:

1 группа. Отношения между данной
хозяйственной единицей и другими
звеньями финансовой системы
(государственными финансами — бюджетами
и внебюджетными фондами, и финансами
коммерческих организаций и предприятий),
создавая первичные доходы в виде
заработной платы, пенсий, пособий и
т.п.;

2 группа. Отношения между членами
домохозяйств, когда средства распределяются
и обособляются, образуя обособленные
денежные фонды. Обособление средств
внутри домохозяйства не меняет
собственника, исключая всякую
эквивалентность. Эта функция включает
три последовательные ступени: формирование,
распределение и использование денежных
фондов.

Обе функции финансов населения
взаимосвязаны и действуют одновременно,
дополняя друг друга.

Соседние файлы в предмете Финансы и кредит

Доходы населения

Доходы
населения – часть национального дохода,
создаваемая в процессе производства и
предназначенная для удовлетворения
материальных и духовных потребностей
членов хозяйства.

Доходы
гражданина зависят от принадлежности
к определенному классу, образа жизни,
здоровья, трудоспособности, конъюнктуры
на рынке труда, рыночных возможностей
и угроз, рисков в практической деятельности
и некоторых других факторов.

1. в
зависимости от источника дохода:

– оплата
труда наемной рабочей силы;

– доходы
от предпринимательской деятельности;

– доходы
от собственности (дивиденды, проценты
по ценным бумагам и вкладам, арендная
плата, от реализации имущества);

– государственные
социальные выплаты (трансферты) из
бюджета и внебюджетных фондов;

– страховое
возмещение и прочие.

2. в
зависимости от равномерности поступления:

– регулярные
(оплата труда, арендная плата и др.);

– периодические
(доходы по ценным бумагам, авторские
гонорары и др.);

– случайные
или разовые (подарки, доходы от реализации
имущества).

3. в
зависимости от надежности поступления:

– гарантированные
(государственные пенсии, доходы по
госзаймам);

– негарантированные
(гонорары, комиссионное вознаграждение).

Сущность и функции финансов населения

ТЕМА ФИНАНСЫ НАСЕЛЕНИЯ

Одной из основных подсистем финансов являются финансы населения или домашних хозяйств. Под домашними хозяйствами понимается хозяйство

семьи или группы лиц, живущих в одном жилище и совместно его ведущих, т.е. объединяющих свой доход или часть его и имущество*.

Как экономическая категория финансы населения представляют собой совокупность денежных отношений по поводу формирования фонда

средств жизнеобеспечения населения, т.е. доходов и осуществления расходов домашних хозяйств.

Отечественная экономическая наука в прошлом не выделяла финансы населения в самостоятельную финансовую сферу, ограничивалась рас-

смотрением централизованных государственных финансов и финансов предприятий.

* Домохозяйство может включать и лиц, не являющихся родственниками (например, совместно проживающих домашней работницы, работника фермерского хозяйства). Домохозяйство может состоять из одного человека, имеющего свой источник дохода.

Объяснялось это, прежде всего, их зарегулированностью в составе государственных финансов и финансов предприятий. И хотя ежегодно составлялся баланс денежных доходов и расходов населения, он носил скорее вспомогательный характер, служил для балансирования выпуска и реализации потребительских товаров и услуг и денежных доходов населения, а также для разработок кассового плана, т.е. регулирования эмиссии наличных денег в обращение.

Доходы населения формируются во всех финансовых сферах.

В предпринимательских, государственных и общественных финансах в разных формах присутствуют заработная плата, ссуды, социальные выплаты, компенсации и другие источники финансовых ресурсов населения.

Расходы населения идут на оплату потребляемых товаров и услуг, уплату налогов и других обязательных платежей. Главная характерная черта финансов населения заключается в том, что они обеспечивают экономическую основу воспроизводства человека, формируют уровень жизни населения.

Сущность финансов населения проявляется в функциях. При всей своей специфичности и своеобразии финансам населения (домохозяйств), как представляется, присущи те же функции, что и финансам в целом. Выделяют функции финансов: воспроизводственную, распределительную, регулирующую, стимулирующую, контрольную и социальную функции.

Воспроизводственная функция финансов домашнего хозяйства, как и финансов вообще, заключается в обеспечении процесса воспроизводства денежными средствами. Основное предназначение финансов населения (домохозяйств) заключается в том, что они формируют экономическую основу воспроизводства человека, обеспечивают (в денежной форме) фонд жизненных средств населения, т.е. воспроизводство главного фактора

Вторая функция финансов населения — распределительная —

теснейшим образом взаимосвязана с воспроизводственной и, если так можно выразиться, является наиболее зримым проявлением воспроизводственной функции, ибо без распределения общественного продукта не возможен ни процесс общественного воспроизводства, ни процесс воспроизводства человека. Но воспроизводственная функция диктует не какое угодно распределение национального дохода (так как финансы населения, в отличие от финансов предприятия, участвуют в распределении только национального дохода), а обеспечивающее нормальное воспроизводство, прежде всего, рабочей силы, постоянное совершенствование ее качества — повышение образованности, квалификации, продолжительности и качества жизни человека.

Третья функция финансов населения теснейшим образом связана с двумя предыдущими, ибо там, где есть распределение, есть и регулирование. Суть регулирующей функции финансов населения заключается в том, что обе стороны баланса денежных доходов и расходов населения используются для регулирования экономики. Механизм регулирования экономики, осуществляемого с помощью финансов населения, охватывает все секторы экономики, все социальные группы населения и все уровни. Регулирование осуществляется в разнообразных формах и тесно связано с политикой заработной платы, налоговой, бюджетной, социальной, ценовой, антиинфляционной, «политикой доходов», политикой стимулирования сбережений населения и инвестиций. Поэтому как доходы, так и расходы населения являются не только объектом, но и инструментом регулирования экономики.

Стимулирующая функция финансов населения тесно связана с распределительной и регулирующей и реализуется прежде всего через доходы населения. Суть этой функции заключается в том, чтобы увязать рост доходов населения с повышением качества и результатов работы как отдельных работников, так и предприятий.

Стимулирующим должен быть и механизм определения пенсий по старости, размер которых определяется трудовым вкладом (в количественном и качественном отношении).

Контрольная функция заключается в том, что в процессе формирования доходов населения и расходования финансовых ресурсов осуществляется контроль за функционированием различных звеньев экономики и систем жизнеобеспечения населения.

Социальная функция финансов населения заключается в таком регулировании доходов и расходов населения, которое обеспечивало бы определенный уровень жизнеобеспечения всех членов общества. Она реализуется через «политику доходов», в том числе через политику заработной платы, через трансфертные платежи, т.е. государственные выплаты, которые не предполагают какой-либо взаимной услуги. В экономике многих развитых стран они составляют наиболее быстро растущую долю валового внутреннего продукта.

Главное назначение финансов домохозяйств — формирование фонда средств жизнеобеспечения населения. Стоимостную основу этого фонда составляют доходы населения. Доходы населения представляют собой сложную экономическую категорию. Они создаются в процессе производства и формируются в ходе распределения и перераспределения национального дохода, включают не только весь необходимый, но и большую часть прибавочного продукта. В условиях рыночной экономики, базирующейся на разнообразии форм собственности на средства производства, доходы населения охватывают доходы не только лиц наемного труда, но также и доходы мелких самостоятельных товаропроизводителей, доходы от предпринимательской деятельности и от капитала. Таким образом, в доходы населения объединены не только разные, но даже диаметрально противоположные по своему социально-

экономическому содержанию составляющие национального дохода страны.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *