ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЙ ЯВЛЯЮТСЯ ОСНОВОЙ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВА

Финансы
предприятий отраслей народного хозяйства
являются исходной основой всей финансовой
системы страны. Они занимают определяющее
положение в этой системе, поскольку
охватывают важнейшую часть всех денежных
отношений в стране, а именно: финансовые
отношения в сфере общественного
воспроизводства, где создается
общественный продукт, национальное
богатство и национальный доход—основные
источники финансовых ресурсов страны.
Поэтому от состояния финансов предприятий
зависит возможность удовлетворения
общественных потребностей общества,
улучшения финансового положения страны.
Велика роль финансов предприятий в
обеспечении нормального состояния
экономики и общественной жизни страны,
так как в силу своей специфической
особенности они осуществляют процесс
распределения и перераспределения
национального дохода и национального
богатства на трех основных уровнях: на
общегосударственном; на уровне
предприятий; на уровне производственных
коллективов.

Распределяя
и перераспределяя национальный доход
и национальное богатство на
общегосударственном уровне, финансы
предприятий обеспечивают формирование
финансовых ресурсов страны, используемых
для образования бюджета и внебюджетных
общественных фондов.

В
ходе распределения и перераспределения
национального дохода и национального
богатства на уровне предприятий они
обеспечивают сферу материального
производства необходимыми финансовыми
ресурсами и денежными средствами для
непрерывного процесса расширенного
воспроизводства.

На
уровне производственных коллективов
с помощью финансов формируются денежные
фонды — оплаты труда, материального
стимулирования, осуществляются программы
социального развития коллективов
предприятий.

Важной
является роль финансов предприятий в
обеспечении сбалансированности в
народном хозяйстве между материальными
денежными фондами, предназначенными
для целей потребления и накопления. От
степени обеспеченности такой
сбалансированности во многом зависят
стабильность рубля, денежное обращение,
состояние платежно-расчетной дисциплины
в народном хозяйстве.

Непосредственная
связь финансов предприятий отраслей
народного хозяйства со всеми фазами
воспроизводственного процесса
обусловливает их высокую потенциальную
активность и широкую возможность
воздействия на все стороны хозяйствования.
Поэтому финансы предприятий могут
служить важным инструментом экономического
стимулирования, контроля за экономикой
страны и управления ею.

Финансы
предприятий могут служить главным
инструментом государственного
регулирования экономики. С их помощью
осуществляется регулирование
воспроизводства производимого продукта,
обеспечивается финансирование
потребностей расширенного воспроизводства
на основе оптимального соотношения
между средствами, направляемыми на
потребление и на накопление. Финансы
предприятий могут использоваться для
регулирования отраслевых пропорций в
нашей рыночной экономике, способствовать
ускорению развития отдельных отраслей
экономики, созданию новых производств
и современных технологий, ускорению
научно-технического прогресса.

Сущность, принципы, функции

Финансы
предприятий
— это система денежных соотношений,
возникающих в процессе формирования,
распределения и использования фондов
денежных ресурсов (основных и оборотных
средств, заработной платы, фондов
накопления и потребления, амортизационного
фонда и т.п.).

Финансы
предприятий
— это основа финансовой системы
государства, поскольку предприятия
являются основным звеном народнохозяйственного
комплекса. Состояние финансов предприятия
оказывает значительное влияние на
обеспеченность общегосударственных и
местных денежных фондов финансовыми
ресурсами. Чем крепче и устойчивее
финансовое положение предприятий, тем
обеспеченнее государственные и местные
денежных фонды, более полно удовлетворяются
социально-культурные и другие потребности.

К
финансовым отношениям, определяющим
содержание данной категории, принято
относить денежные отношения, возникающие
в процессе расширенного воспроизводства,
а именно:

Финансы
предприятий выполняют три функции:

1)
обеспечивающая — предприятие должно
быть полностью обеспечено в оптимальном
размере необходимыми денежными средствами
при соблюдении очень важного принципа:
все
расходы должны быть покрыты собственными
доходами.
Временная дополнительная потребность
в средствах покрывается за счет кредита
и других заемных источников. При этом
оптимизация источников денежных средств
– одна из главных задач управления
финансами предприятий, поскольку при
излишке средств снижается эффективность
использования, а при недостатке возникают
финансовые трудности, которые могут
привести к серьезным последствиям.
Кроме того, оптимизация источников
денежных средств — один из путей получения
максимального финансового результата.

2)
распределительная функция финансов
предприятий тесно связана с обеспечивающей
функцией. Распределительные отношения
также серьезно влияют на конечные
результаты. Распределяемая выручка от
реализации продукции частично направляется
на возмещение затрат предприятия
(потребленные средства производства и
заработная плата), а другая часть ее
представляет его прибыль. Прибыль
распределяется между предприятием и
бюджетом

3)
контрольная связана с применением
различного рода стимулов и санкций, а
также соответствующих показателей.
Если предприятие своевременно
рассчитывается с бюджетом, банками,
поставщиками, оно тем самым улучшает
свои конечные результаты, повышает
эффективность производства и использования
средств. В противном случае оно вынуждено
платить штрафы, пени, неустойки, возникает
напряженное финансовое положение,
ухудшаются конечные результаты. Одной
из форм финансового контроля является
использование ряда финансовых показателей.
Главным из них является стабильное
наличие средств у предприятия. Именно
в этом проявляется взаимодействие
контрольной функции финансов с первыми
двумя. К другим финансовым показателям
относятся: задолженность поставщикам,
банку, бюджету, работникам, обеспеченность
оборотных средств соответствующими
источниками, убытки, ликвидность,
платежеспособность.

Принципы
организации финансов предприятия:

1)
Хозяйственная самостоятельность.
Независимо от организационно-правовой
формы собственности, каждое пр-тие
самостоятельно определяет свою
экономическую деятельность, направления
вложения средств в целях извлечения
прибыли.

2)
Самофинансирование. Означает полную
окупаемость затрат на производство и
реализацию продукции, инвестирование
в развитие производства за счет
собственных средств, и при необходимости,
за счет банковских и коммерческих
кредитов. Обеспечивает конкурентоспособность
предприятия.

3)
Материальная ответственность. Означает
наличие определенной системы
ответственности за ведение и результаты
хозяйственной деятельности.

4)
Заинтересованность в результатах
деятельности. Определяется целью
предпринимательской деятельности –
получение прибыли. Заинтересованными
должны быть работники пр-тия, само пр-тие
и государство

5)
Формирование финансовых резервов.
Связано с необходимостью обеспечивать
предпринимательскую деятельность.
Резервы должны храниться в ликвидной
форме.

6.
Контроль за финансово-хозяйственной
деятельность предприятия. Осуществляется
финансовыми службами пр-тия, кредитными
организациями, аудиторскими фирмами,
налогами, финансовыми службами пр-тия
(целевое, плановое использование
ресурсов).

Организационно
– правовые формы финансов:


Общество с ограниченной ответственностью
(ООО) – общество, учрежденное одним или
несколькими лицами, уставный капитал
которого разделен на доли в размерах,
определенных учредительными документами.
Это объединение капиталов. Участники
отвечают по обязательствам и несут риск
убытков, связанных с деятельностью
общества, в пределах стоимости внесенных
ими вкладов. Минимальный уставный
капитал – 100 МРОТ.


Общество с дополнительной ответственностью
(ОДО) – общество, учрежденное одним или
несколькими лицами, уставный капитал
которого разделен на доли в размерах,
определенных учредительными документами.
Участники несут солидарную субсидиарную
ответственность по обязательствам
общества своим имуществом в размере,
кратном стоимости их вкладов в уставный
капитал. В случае банкротства одного
из участников его ответственность по
обязательствам общества распределяется
между участниками пропорционально их
доле в уставном капитале.


Акционерное общество (АО) – общество,
уставный капитал которого разделен на
определенное число акций. Акционеры не
отвечают по обязательствам АО и несут
ответственность в пределах стоимости
принадлежащих им акций. Каждому держателю
акций принадлежит часть имущества АО
в соответствии с долей его акций в общем
количестве акций, выпущенных в обращение.

а)
открытое АО – участники могут продавать
принадлежащие им акции без согласия
других акционеров. Уставный капитал –
1000 МРОТ

б)
закрытое АО – акции распространяются
только среди его учредителей. Не может
осуществлять открытую подписку на
акции. Минимальный уставный капитал –
100 МРОТ. Число акционеров не более 50
человек.


полное товарищество – объединение
граждан, которые занимаются
предпринимательством в соответствии
с заключенным между ними учредительным
договором от имени товарищества и несут
дополнительную (субсидиарную)
ответственность по его обязательствам
всем принадлежащим им имуществом.
Управление – на основе решений, принятых
всеми участниками единогласно или
большинством голосов. Прибыль (убытки)
распределяются пропорционально доле
участия в складочном капитале


товарищество на вере (коммандитное) –
две категории участников: полные товарищи
(комплементарии) и товарищи вкладчики
(коммандитисты). Вкладчики могут быть
физические и юридические лица. Управление
осуществляют полные товарищи. Полные
товарищи осуществляют деятельность и
несут субсидиарную ответственность по
обязательствам своим имуществом от
имени товарищества.

Товарищи-вкладчики
не принимают участие в деятельности,
разделяют прибыль товарищества, несут
ответственность в пределах величины
внесенного ими вклада. Прибыль товарищества
распределяется пропорционально доле
в складочном капитале.

3)
Производственный
кооператив (артель) – добровольное
объединение граждан на основе членства
для совместной производственной
деятельности, основанное на их личном
трудовом
или ином участии и объединении
имущественных паев. Членов кооператива
должно быть не менее 5 человек. Субсидиарная
ответственность по обязательствам
кооператива. Прибыль в соответствии с
их трудовым участием.

Читать также:  КЕЙС ЗАДАНИЕ РОЛЬ РЕГИОНАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ В СОЦИАЛЬНО ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ТЕРРИТОРИЙ

4)
Унитарное
предприятие – коммерческая
организация, не наделенная правом
собственности на закрепленное за ней
собственником имущество. Это имущество
неделимо и не может быть распределено
по вкладам и паям. К числу таких пр-тий
относятся государственные и муниципальные
пр-тия.


унитарные пр-тия на праве хозяйственного
ведения – создаются государственными
или муниципальными органами. Пр-тие
отвечает по своим обязательствам всем
принадлежащим ему имуществом, но не
несет ответственности по обязательствам
собственника. Управляет назначенный
собственником руководитель.


унитарное пр-тие на праве оперативного
управления (федеральное казенное пр-тие)
создается по решению Правительства РФ.
Имущество находится в федеральной
собственности. Пр-тие отвечает по своим
обязательствам только находящимися в
его распоряжении денежными средствами.
В случае недостатка средств субсидиарную
ответственность несет РФ.

Финансы
предприятий —
это
совокупность экономичес­ких
отношений, посредством которых образуются
и исполь­зуются
фонды денежных средств, как для нужд
самих пред­приятий,
так и для удовлетворения общегосударственных
потребностей.

Под
финансами организаций (предприятий)
следует
понимать относительно самостоятельную
сферу системы финансов страны, охватывающую
круг экономических отношений, связанных
с фор­мированием, распределением и
использованием финансовых ре­сурсов
предприятий на основе управления их
денежными пото­ками.

Финансы
выполняют три основные функции:

Обеспечивающая
функция
финансов предполагает, что предприятие
должно быть полностью обеспечено в
опти­мальном
размере необходимыми денежными средствами
при соблюдении
очень важного принципа: все расходы
должны быть
покрыты собственными доходами. Временная
дополни­тельная
потребность в средствах покрывается
за счет креди­та
и других заемных источников. При этом
оптимизация источников
денежных средств — одна из главных
задач уп­равления финансами предприятий,
поскольку при излишке средств
снижается эффективность их использования,
а при недостатке
возникают финансовые трудности, которые
могут привести
к серьезным последствиям. Кроме того,
оптимиза­ция
источников денежных средств — один из
путей получе­ния
наивысшего финансового результата.

Распределительная
функция
финансов предприятий тес­но
связана с обеспечивающей. Распределяемая
выручка от реализации продукции частично
направляется на возмеще­ние
затрат предприятия, связанных с ее
производством и реализацией.
Другая часть выручки составляет прибыль
предприятия,
которая в свою очередь распределяется
меж­ду
предприятием и бюджетом.

Контрольная
функция
финансов предприятий связана с применением
различного рода стимулов и санкций, а
также соответствующих
показателей. Если предприятие своевре­менно
рассчитывается с бюджетом, банками,
поставщиками, оно
тем самым улучшает свои конечные
результаты, повы­шает
эффективность производства и использования
средств. В
противном случае оно вынуждено платить
штрафы, пени, неустойки,
возникает напряженное финансовое
положение, ухудшаются конечные результаты.
Одна из форм финансо­вого
контроля — использование ряда финансовых
показа­телей.
Главным из них является стабильное
наличие средств у
предприятия. Именно в этом заключается
взаимодействие контрольной
функции финансов с первыми двумя; это
и есть
проявление финансового контроля рублем.
К другим финансовым
показателям относятся: задолженность
постав­щикам,
банку, бюджету, работникам; обеспеченность
оборотных
средств соответствующими источниками,
убытки, лик­видность,
платежеспособность и др.

Финансы
предприятий являются одним из основных
звеньев финансовой системы страны, т.к.
там формируются фин.потоки, создаются
валовой внутренний продукт и нац. доход,
кот. в дальнейшем перераспределяется
через налоговую и бюджетную системы,
производственные и социальные сферы.

Финансы
отдельных предприятий зависят от формы
собственности и орган.-правовой формы.
Можно выделить финансы предприятий: —
на коммерческих началах, — осущ.
некоммерческую деят-ть; — госуд.и
муниципальные предприятия.

Финансы
предприятий включают
в себя:

Финансовые
отношения
– с другими предприятиями (поставщики,
покупатели, строит. и транспортные
орг-ии), внутри предприятия (с работниками,
между цехами), с вышестоящей организацией,
с фин.- кредитной системой (бюджеты
разных уровней, банки, страховые
организации, ВФ, фондовый рынок,
инвестиционные фонды);

Денежные
фонды
– Уставный капитал, фонд основных
средств, фонд оборотных средств,
добавочный капитал, резервный капитал,
фонд накопления, фонд потребления,
инвестиционный фонд, амортизационный
фонд, фонд з/платы, фонд для платежей в
бюджет.

Финансы
предприятий
направлены на удовлетворение его
потребностей в фин.ресурсах для:


возмещения затрат в процессе
произв.-хоз.деят-ти;


выполнение внешних и внутр.фин.обязательств;


обеспечение дальнейшего развития.

Распределяя
и перераспределяя стоимость на
общегосударственном уровне,
финансы предприятий обеспечивают
формирование финансовых ресурсов
страны, используемых для образования
бюджета и внебюджетных фондов.

Важную
роль играют финансы в обеспечении
сбалансированности между материальными
и денежными фондами в экономике,
предназначенными для целей потребления
и накопления. От степени обеспеченности
такой сбалансированности во многом
зависят стабильность рубля, денежное
обращение, состояние платежно-расчетной
дисциплины в на-родном хозяйстве
Непосредственная связь финансов
предприятий со всеми фазами
воспроизводственного процесса
обусловливает их высокую потенциальную
активность и широкую возможность
воздействия на все стороны хозяйствования.
Они служат важным инструментом
экономического стимулирования и контроля
за экономикой страны и управления ею.

Ключевое
место в системе децентрализованных
финансов принадлежит финансам предприятий,
поскольку именно здесь создаются
материальные блага, производятся товары,
оказываются услуги и формируется
прибыль, которая является главным
источником производственного и
социального развития общества.

Таким
образом важнейшая составляющая системы
финансов РФ — финансы организаций,
именно здесь формируется преобладающая
часть финансовых ресурсов.

Исходную
теоретическую основу финансов организаций
(предпри­ятий) в
значительной мере определяет само
понятие предприятия как самостоятельного
хозяйствующего субъекта, обладающего
правами юридического лица, производящего
продукцию, товары и услуги, выполняющего
работы и занимающегося различными
видами экономической деятельности,
цель которой — обеспече­ние общественных
потребностей и на этой основе извлечение
при­были и приращение капитала.

Тем
самым
обеспечивается общественное значение
(роль) фи­нансов организаций
(предприятий), которое проявляется в
сле­дующем:

а) финансовые
ресурсы, концентрируемые государством
и используемые им для финансирования
различных общественных потребностей,
в основном формируются за счет
финансов

организаций (предприятий);

б) финансы
организаций формируют финансовый базис
обеспечения непрерывности производственного
процесса, направленного на удовлетворение
спроса в товарах и услугах;

в) с
помощью финансов организаций
децентрализованно реализуются задачи
социального развития общества за счет
формирования ресурсов на нужды
потребления;

г) с
помощью финансов предприятий осуществляется
регулирование воспроизводства
производимого продукта, обеспечивается
финансирование потребностей расширенного
воспроизводства на основе оптимального
соотношения между средствами, направляемыми
на потребление и накопление;

д)
финансы
организаций используются для регулирования
от­раслевых пропорций в рыночной
экономике;

е)
финансы организаций позволяют использовать
денежные на­копления домашних хозяйств
путем предоставления им воз­можностей
инвестировать их в доходные финансовые
инструменты, эмитируемые отдельными
из них.

Сущность финансовой системы

Процесс распределения и перераспределения стоимости совокупного общественного продукта представляет собой финансовый механизм, который включает в себя систему организации, регулирования и планирования финансов, способов формирования и использования финансовых ресурсов у хозяйствующих субъектов, наёмных работников, государства и органов местного самоуправления.

В процессе распределения стоимости совокупного общественного продукта у субъектов экономических отношений (государства, хозяйствующих субъектов, наёмных работников и органов местного самоуправления) накапливаются различные фонды денежных доходов.

Структура финансовой системы

Где каждая из них это:

Под «финансами» также понимают экономическую науку и дисциплину, изучающую соответствующую сферу экономических отношений.

Слово финансы часто используется в быту для обозначения денег.

Термин финансирование означает снабжение (обеспечение) денежными средствами.

Традиционно финансы разделяют на публичные финансы (централизованные, государственные и муниципальные финансы) и частные финансы (децентрализованные). Последние включают в себя как корпоративные финансы (финансы организаций), так и финансы домохозяйств (личные и семейные финансы).

В связи с существенным отличием финансов домохозяйств от корпоративных финансов эти категории рассматриваются как отдельные, таким образом, в общем финансы классифицируют на:

В корпоративных финансах в связи со спецификой и особой ролью отдельно выделяются финансы сферы финансовых услуг, в первую очередь, финансы кредитных организаций (банков) и финансы страховых организаций. Иногда выделяются также финансы некоммерческих организаций, а также финансы малого бизнеса.

Финансовые научные дисциплины

Финансы (в первую очередь, публичные) изучаются в рамках научных дисциплин «Финансы», «Финансы и кредит», «Финансы, денежное обращение и кредит». Данные дисциплины изучают деньги и социально-экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием материальных ресурсов. Финансы — это прикладная экономическая дисциплина.

Управление финансами (в первую очередь, корпоративными) изучается в рамках дисциплины финансовый менеджмент, а также «финансы организаций (предприятий)». Управление финансами банка изучается обычно в рамках дисциплины «Банковское дело». Контроль над финансовыми потоками изучается в рамках дисциплины «Финансовый контроль».

Методы и модели анализа финансовой информации изучаются в рамках финансовой математики. Финансовая математика является основой управления финансами.

Читать также:  Законодательство, судебная система, новости и аналитика. Все о юридическом рынке

На уровне микроэкономики

Финансовая активность (деятельность) — это применение ряда техник и процедур, которые частные лица и организации используют для управления своими финансами. Особенно важна при этом разница между доходами и расходами и оценка риска инвестиций.

Если доходы превышают расходы (то есть существует профицит), то разница может быть отдана в долг под проценты или вложена в какой-то бизнес или в покупку собственности. В этом суть финансовой деятельности — если есть свободные финансовые ресурсы, то они должны быть пущены в дело, чтобы приносить дополнительный доход.

Если расходы превышают доходы (то есть существует дефицит), то нужно восполнить недостающие финансовые ресурсы. Это можно сделать путём получения кредита, или путём выпуска акций или облигаций на бирже. В современном мире заёмщику не надо самому ходить и искать кредитора — можно пойти в банк или на биржу, и соответствующий финансовый институт за определённую комиссию найдёт кредитора. Или наоборот — для кредитора найдёт заёмщика. Собственно вся суть банковской и биржевой деятельности состоит в том, чтобы эффективно связывать нуждающихся с теми, у кого есть свободные средства.

Как уже говорилось ранее, банк служит посредником между заёмщиками и кредиторами. На практике это выглядит так: кредитор (вкладчик) приходит и кладёт свои свободные деньги на банковский счёт (депозит), чтобы получать со своего вклада процентный доход. Затем в банк приходит заёмщик, чтобы получить кредит. Банк выдаёт деньги вкладчика в кредит заёмщику под процент, а этот процент включает в себя и доход для вкладчика, и доход для самого банка, и ещё плюс некоторый процент для страхования риска невозвращения кредита.

Биржа тоже служит цели соединения кредиторов и заёмщиков, но, в отличие от банка, не располагает собственным «финансовым буфером», то есть не может отложить деньги на депозит, пока не появится заёмщик. Биржа может связать кредитора и заёмщика только в реальном времени. Банк же может отложить средства, то есть кредитор (вкладчик) может прийти в банк сегодня, а заёмщик (желающий взять деньги вкладчика в кредит) может появиться только через месяц.

Кроме того, биржа торгует вкладами и кредитами в опосредованной форме. Желающий взять кредит выпускает на биржу акции или облигации. Акция представляет собой долю владельца в компании-заёмщике, и, следовательно, одновременно служит и залогом по кредиту. Облигация это тоже вид кредита, но она, в отличие от акции, не даёт права собственности на компанию-заёмщика, хотя и может предусматривать какой-то отдельный залог. По акциям и облигациям тоже может выплачиваться процентный доход (дивиденды, купон). Если по акции не выплачивается дивиденд, то предполагается, что акция будет расти в цене, и кредитор, купивший акцию, сможет получить причитающуюся ему прибыль лишь после продажи подорожавшей акции.

Функции финансов в России различаются в зависимости от трактовок. Московская концепция выделяет следующие функции финансов:

А также фискальную и стимулирующую функции.

Согласно петербургской концепции различают следующие функции финансов:

Общий термин для описания услуг компаний, чья деятельность связана с денежными или инвестиционными услугами.

К финансовым услугам относят следующие виды услуг:

Чёрная среда (1992) (график GBP/USD)

Финансовый рынок — это рынок, охватывающий прежде всего рынок капиталов и рынок денежных средств, представленный зачастую биржами. Обслуживает торговлю финансовыми активами, управляет финансовыми рисками и способствует инвестициям. Принято делить на следующие финансовые рынки:

Ведение личной бухгалтерии, планирование личных доходов и расходов (составление финансового плана) не является обязательным. Но использование подобных подходов позволяет более рационально использовать имеющиеся ресурсы. Обычно учитывают ряд типичных источников дохода и направлений затрат.

При анализе выявляют резервы (например, неиспользованные активы) и рассматриваются варианты их использования либо продажи.

При долгосрочном финансовом планировании необходимо учитывать возможность инфляции.

Нью-Йоркская фондовая биржа на Уолл-стрит

Основная задача корпоративных финансов — финансовое обеспечение деятельности организации. Также важно нахождение оптимального баланса между доходностью бизнеса и финансовыми рисками. Для обеспечения текущих финансовых потребностей бизнеса обычно берутся краткосрочные банковские кредиты. Для обеспечения долгосрочных потребностей чаще выпускаются облигации или акции без фиксированного дивиденда. Такие стратегические решения о кредитах или выпуске акций в конечном счёте определяют саму структуру капитала организации.

Другая важнейшая сторона корпоративных финансов — это решения об инвестициях, то есть решения о вложении имеющихся свободных средств. Ведь инвестиция — это вложение свободного актива с надеждой, что он со временем увеличится в стоимости. Управление инвестициями — важнейшая сторона финансов на любом уровне, и корпоративный уровень не исключение. Перед принятием решения об инвестиции, нужно проанализировать следующие факторы:

Финансовый менеджмент в организациях во многом схож с бухгалтерским учётом. Но бухгалтерский учёт занимается учётом уже совершённых операций (и, следовательно, учётом «исторической» финансовой информации). А финансовый менеджмент смотрит в будущее и занимается анализом эффективности и планированием ещё предстоящих финансовых операций.

Налоги и сборы

Определение понятия налог представлено в ст. 8 Налогового кодекса РФ (своеобразной «налоговой конституции»).
Согласно указанному нормативному акту, налог — обязательный, индивидуально-безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности (хозяйственного ведения или оперативного управления) денежных средств, в целях обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Данное определение указывает на отличительные признаки налога от других видов платежей в бюджет: обязательность, индивидуальную безвозмездность, денежный характер (налоги нынешней налоговой системы могут иметь только денежную форму, в отличие от налоговой системы, действовавшей до введения в действие Налогового кодекса РФ) и целевую направленность платежа (для обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований).

Сборы — обязательные взносы, взимаемые с организаций и физических лиц, уплата которых является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определённых прав или выдачу разрешений (лицензий). Из определения видны отличия сбора от категории налога: в частности сбор, в отличие от налога, является обязательным не всегда, а только в случае когда в отношении его плательщика те или иные государственные органы совершают «юридически значимые действия», то есть присутствует момент «индивидуальной возмездности».

Налоги сегодня — важнейшая и крупнейшая часть доходов государства (фискальная функция налогов). Манипулируя налоговыми ставками, государство может влиять на экономику, активируя ту или иную экономическую отрасль (или, допустим, географический регион), или наоборот, сдерживая рост в какой-то области (регулирующая функция налога).

Налоги бывают прямыми и косвенными. Прямой налог — это налог, взимаемый государством непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика. Косвенный налог — налог на товары и услуги, устанавливаемый в виде надбавки к цене или тарифу. Косвенные налоги также действуют в форме акцизов (в том числе универсального акциза) и таможенных пошлин.

Вот основные налоги, обеспечивающие доход бюджетов бюджетной системы РФ:

Современная налоговая система России строится на основе Налогового кодекса РФ и принятых в соответствии с ним законов субъектов и нормативных актов местного самоуправления, а также подзаконных актов различных органов исполнительной власти. Контроль за правильностью, полнотой и своевременностью внесения налогов, возложен на Федеральную налоговую службу, которая образована в составе Минфина РФ.

Налоговая система РФ имеет три уровня (федеральный, региональный уровень субъекта и местный). В данный момент налоговая система по количеству уровней не совпадает с системой бюджетной (фактически с 2006 г. введён 4-й «негласный» бюджетный уровень на уровне местных бюджетов: бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга). Однако, данное, казалось бы, противоречие нареканий не вызывает, поскольку все местные налоги (а также часть федеральных налогов и налоговых режимов) поделены между местными уровнями в соответствующих их статусам пропорциях на основании положений Бюджетного кодекса РФ.

Отдельно нужно сказать о государственных облигациях (их ещё называют «облигации государственного займа»). Эти ценные бумаги выпускает правительство страны и распространяет внутри страны и за рубежом. Это как бы кредит, который берёт само государство для своих нужд. Разумеется, чем богаче и стабильнее государство, тем охотнее ему выдают кредиты и покупают его облигации. Поэтому США — это страна, имеющая самый большой в мире государственный долг. Многие страны мира (включая Россию) держат свои валютные резервы в ценных бумагах правительства США. Чем эффективнее может государство распорядиться взятыми в кредит деньгами, тем выгоднее брать кредит. И наоборот, если государство не может окупить проценты по кредиту, то займы становятся тяжкой обузой для государственного бюджета.

Читать также:  ФИНАНСЫ БУХ УЧЕТ И АУДИТ ЭКОНОМИКА

Доходы государства распределяются по следующим основным расходным статьям:

Среди форм ассигнований выделяют субсидии, дотации и субвенции.

Финансовая экономика — это отрасль экономической науки, изучающая взаимосвязи между финансовыми величинами, такими как: цена, добавочная стоимость, акционерный капитал и пр. Финансовая экономика особенно концентрируется на изучении влияния реальных экономических показателей на финансовые показатели. Вот основные направления исследований:

Царь Мидас на золотой монете

Трактовка термина «финансы»

Дискуссия оказала серьёзное воздействие на весь дальнейший ход развития советской финансовой науки. Под её влиянием на протяжении последующих двадцати пяти лет в СССР сформировались три научные концепции советских финансов: распределительная, воспроизводственная и концепция Э. А. Вознесенского (иногда называемая правовой концепцией).

Многолетняя научная дискуссия между сторонниками распределительной и воспроизводственной концепций по существу сводилась к тому, в какой мере следует включать финансы советских предприятий и отраслей народного хозяйства в состав общественных финансов. При этом, обе концепции исключали из финансов социализма личные финансы и финансы непроизводственных предприятии и организаций, к которым относились все учреждения здравоохранения, образования, культуры и спорта. Таким образом, воспроизводственная концепция тоже не охватывала всю предметную область финансов.

Крупнейшие информационные агентства финансовой информации:

Финансовые учреждения и организации

Финансы
хозяйствующих субъектов
представляют
собой систему денежных отношений,
связанных с формированием и использованием
денежных фондов предприятий. Это исходная
сфера финансовой системы страны,
поскольку именно на предприятиях в
процессе производства создается решающая
доля национального дохода страны —
главного источника формирования как
децентрализованных, так и централизованных
денежных фондов.

Финансы хозяйствующих
субъектов (децентрализованные финансы)
состоят из двух подсфер:
финансов
предприятий материального производства
и финансов учреждений и организаций
непроизводственной сферы.

Финансы предприятий
материального производства
непосредственно обслуживают производство,
кругооборот средств предприятий, в этой
подсфере создается наиболее значимая
часть финансовых ресурсов предприятий,
весомая доля которых посредством налогов
направляется на формирование доходной
части государственного бюджета. Эти
финансы распределяются по следующим
звеньям:

Финансы
непроизводственной
сферы
включают
следующие звенья :

В зависимости от
формы
собственности в
составе обеих подсфер финансовой системы
различают финансы предприятий, учреждений
и организаций, основанных на государственной
и на частной собственности.

С учетом
организационно-правовых
обстоятельств, предусмотренных
Гражданским кодексом Республики
Беларусь, финансы хозяйствующих субъектов
подразделяются на финансы коммерческих
и некоммерческих организаций.

В зависимости от
размера
предприятий
различают финансы крупных и малых
предприятий.

Финансы
населения (домохозяйств) представляют
собой систему экономических денежных
отношений по поводу формирования и
использования децентрализованных
фондов денежных средств населения.

Основными
финансовыми источниками денежных
доходов населения являются: заработная
плата (в части выплат стимулирующего
характера), социальные трансферты
(пенсии, пособия, стипендии), доходы по
ценным бумагам (дивиденды по акциям и
проценты по облигациям), доходы по
банковским вкладам (депозитам), доходы
от сдачи имущества в аренду и др.

К
основным расходам финансового характера
у населения можно отнести: штрафы, пени,
неустойки; уплаченные проценты по
банковским кредитам; налоги и др.

Управление
финансовой системой осуществляет
финансовый
аппарат – органы управления финансами,
к
которым относятся: Министерство финансов,
Министерство по налогам и сборам,
Таможенный комитет, Департамент по
ценным бумагам Министерства финансов,
Фонд социальной защиты населения,
финансовые управления (отделы) отраслевых
министерств и другие. Органы управления
и регулирования непосредственно
участвуют в финансовой деятельности
всех предприятий, учреждений и организаций,
создают условия, необходимые для
нормального течения финансовых процессов
в экономике страны.

Финансовый рынок
– это
совокупность экономических отношений,
связанных с распределением финансовых
ресурсов, куплей-продажей временно
свободных денежных средств и обращением
ценных бумаг. Объектами отношений на
финансовом рынке выступают денежно-кредитные
ресурсы и ценные бумаги. Субъектами
отношений являются государство,
предприятия различных форм собственности,
отдельные граждане.

Финансовая
политика

целенаправленная деятельность
государства, связанная с мобилизацией
финансовых ресурсов, их рациональным
распределением и использованием на
основе финансового законодательства
для решения стоящих перед экономикой
задач. Финансовая политика — это часть
экономической политики,
выработанные государством стратегия
и тактика организации форм финансовых
отношений.

Финансовая
стратегия
ориентирована на длительный период
развития и предусматривает решение
крупномасштабных задач в рамках
определенных экономических стратегий
государства.

Финансовая
тактика
направлена
на решение задач конкретного этапа
развития государства и связана с
изменением форм и методов организации
финансовых отношений исходя из его
текущих потребностей.

— выработка научно
обоснованной стратегии и тактики;

— определение
основных направлений использования
финансов;

— осуществление
практических действий для решения
поставленных задач.

К
основным задачам
современной финансовой политики
относятся:

— финансовая
поддержка проводимых в республике
рыночных преобразований;

— обеспечение
условий для формирования максимально
возможных финансовых ресурсов;

— концентрация
финансовых ресурсов на важнейших
направлениях экономического и социального
развития;

— взаимная
сбалансированность финансовой и
денежно-кредитной политики;

— установление
рационального с государственных позиций,
распределения и использования финансовых
ресурсов;

— создание эффективной
системы оперативного управления
финансами;

— ликвидация или
минимизация бюджетного дефицита;

— создание рационально
обоснованных форм изъятия доходов
юридических и физических лиц в пользу
государства.

Развитие государства
сопровождается изменением финансовой
политики. Различают три
основных типа
финансовой политики:

До конца 20-х гг. X X
ст. основным типом финансовой политики
большинства стран был классический.
Она была
основана на трудах классиков политэкономии
А. Смита (1723-1790) и Д. Рикардо (1772-1823) и их
последователей. Основное ее направление
— невмешательство государства в экономику,
сохранение свободной конкуренции,
использование рыночного механизма как
главного регулятора хозяйственных
процессов.

В основу регулирующей
финансовой
политики была
положена экономическая теория английского
экономиста Дж. Кейнса (1882-1946) и его
последователей. Они исходили из
необходимости вмешательства
и регулирования государством циклического
развития экономики. Основными
инструментами вмешательства в экономику
становятся государственные расходы,
за счет которых формируется дополнительный
спрос. Государственные расходы
обеспечивают рост предпринимательской
деятельности, национального дохода и
способствуют ликвидации безработицы
путем финансирования создания новых
рабочих мест.

Планово-директивная
финансовая
политика
применяется
в странах с административно-командной
системой управления экономикой.
Основанная на государственной
собственности на средства производства,
плановая система управления позволяет
осуществлять прямое директивное
руководство всеми сферами экономики и
социальной жизни, включая финансы. В
этих условиях основной целью финансовой
политики является максимальное
сосредоточение в руках государства
финансовых ресурсов для последующего
их перераспределения в соответствии с
основными направлениями государственного
плана.

Важнейшими частями
финансовой политики являются: бюджетная
политика; налоговая политика; ценовая
политика; денежно-кредитная политика.

Бюджетная политика
есть стратегия
и тактика выработки форм финансовых
отношений, при помощи которых мобилизуются
доходы в консолидированный фонд
государства (бюджет), определяется
уровень
сосредоточения
в бюджете
национального дохода страны с целью
осуществления расходов на развитие
государственного
сектора
народного хозяйства, социально-культурных
мероприятий, а также на государственное
управление, оборону и резервы. Бюджетная
политика зависит от государственного
устройства, его общей экономической
политики, развития форм собственности
в стране.

Налоговая политика
— стратегия
и тактика государства выработке форм
финансовых отношений, предназначенных
для прямого изъятия части доходов у
субъектов хозяйствования и населения
в бюджет и одновременного обеспечения
экономической заинтересованности
плательщиков в результатах своего
хозяйствования. Через экономическую
функцию налогов государство стимулирует
рост объемов производства и накоплений
или сдерживает их, повышает или понижает
платежеспособный спрос населения.
Налоговая политика реализует интерес
государства и тесно связана с ценовой
политикой.

Ценовая политика
— стратегия
и тактика государства по вмешательству
в процесс ценообразования.

Денежно-кредитная
политика —
стратегия и тактика государства,
направленная на повышение роли банковского
кредита в стимулировании производства,
эффективное использование как собственных,
так и заемных средств хозяйствующими
субъектами, содействие развитию
финансового рынка, стабилизацию денежной
единицы страны, содействие развитию
страхового рынка и т. д.

Важнейшей частью
финансовой политики государства является
финансовый
механизм.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *