ФИНАНСЫ САНАТОРНО КУРОРТНЫЙ

Современное состояние санаторно-курортного комплексов в Российской Федерации

Санаторно-курортный комплекс России — это огромная индустрия здоровья, которая в материальном отношении представлена мощной сетью учреждений. Ведущую роль в ней занимают санатории, санатории-профилактории, бальнеогрязелечебницы, санаторные оздоровительные лагеря — лечебно-профилактические учреждения, основным видом деятельности которых является медицинский, направленный на профилактику, снижение заболеваемости, инвалидности и смертности населения.

Созданная в стране система санаторно-курортного лечения и оздоровления, являясь частью общей структуры эффективного оздоровления населения — «поликлиника — больница — санаторий», не имела аналогов в мировой практике, и не только выполняла общенациональную социально значимую функцию по профилактике заболеваний, реабилитации и лечению больных на ранних стадиях, но и обладала безальтернативными методами лечения таких недугов как туберкулез, спинальные, нервные, в том числе детские церебральные заболевания.

С точки зрения системы организации лечения и оздоровления российские курорты и сегодня являются одними из лучших в мире. Российские курортные технологии вполне современны, имеют значительную коммерческую ценность, в том числе и экспортную.

Ранее государство осуществляло единую политику развития санаторно-курортного комплекса, который был рассчитан на массового потребителя, при этом массовость достигалась хорошо отработанной системой финансирования. Финансирование развития санаторно-курортного комплекса осуществлялось как за счет госбюджета, так и за счет фондов предприятий и других нецентрализованных источников.

Структура управления санаторно-курортным комплексом сложилась с учетом наличия общегосударственного рынка санаторно-оздоровительных услуг. Функционировала отраслевая система реализации санаторно-курортных путевок, гармонично сочетающая централизованные формы управления и горизонтальные связи. Планово-распределительный метод реализации санаторно-оздоровительных услуг обеспечивал оптимальную загрузку здравниц.

В ходе проведенных Счетной палатой Российской Федерации проверок состояния санаторно-курортной сферы были рассмотрены вопросы оказания санаторно-курортной помощи населению в 10 министерствах и ведомствах и Фонде социального страхования Российской Федерации.

Установлено, что в последнее десятилетие реформирование российской экономики привело к изменению организационно-правовых форм собственности санаторно-оздоровительных организаций. Прекратила существование общегосударственная система реализации санаторно-оздоровительных услуг. Разрушилась существующая ранее централизованная система управления санаторно-курортным комплексом.

Принятые решения по переводу народного хозяйства на рыночные отношения по вопросам собственности и правовым аспектам хозяйственной деятельности требовали пересмотра государственных подходов к перспективам развития санаторно-курортного комплекса, разработки новых подходов к организации и регулированию рынка санаторно-оздоровительных услуг, в том числе совершенствования структуры управления санаторно-курортным комплексом. И если для государственного регулирования и контроля в большинстве отраслей экономики можно обойтись универсальными методами, то регулирование и надзор за соблюдением законодательства в санаторно-курортном комплексе в силу специфики, связанной со здоровьем человека и его санаторно-оздоровительным лечением, требует формирования специальных подходов.

Для санаторно-курортной сферы характерны специфические черты и особенности, качественно отличающие ее от других сфер и отраслей народного хозяйства. Эти особенности непосредственно связаны с предпринимательской деятельностью санаторно-курортных организаций, которая основывается на рыночных принципах хозяйствования и подчиняется рыночным законам.

Предпринимательская деятельность каждой отдельно взятой санаторно-курортной организации формируется и развивается в рамках определенной предпринимательской среды, которая условно делится на внешнюю и внутреннюю и определяет условия ее текущего функционирования, возможности для перспективного развития.

Создание таких условий деятельности, которые обеспечивали бы наиболее благоприятное сочетание функциональных возможностей санаторно-курортной организации и ее эффективности для достижения конкурентоспособности на рынке, требует от руководителя мобилизации усилий по оптимизации управленческих воздействий на внешнюю и внутреннюю предпринимательскую среды. С этого, собственно, и начинается стратегическое мышление, то есть такой стиль управления, который направлен на перспективу развития.

Механизм формирования стратегии развития предпринимательской деятельности организаций санаторно-курортной сферы можно представить в виде схемы последовательного воздействия на компоненты внешней предпринимательской микросреды и внутренней предпринимательской среды посредством использования инструментов управленческого воздействия для достижения поставленных целей и задач организации (рис.1.).

В современных рыночных условиях функционирования российской экономики, когда предпринимательская деятельность в организациях санаторно-курортной сферы, в сущности, только начинает формироваться, сложно выделить или четко классифицировать стратегию, которую использует та или иная организация. Лишь малая часть из них придерживается собственно стратегического подхода к развитию. Большинство же на настоящий момент времени работают без определенной стратегии, полагаясь на интуицию руководителя и потребности рынка, или, сами того не подозревая, используют смешанную стратегию в деятельности, плохо при этом понимая значимость и перспективу в стратегическом аспекте тех или иных управленческих решений.

Существует необходимость в срочном порядке наметить и осуществить комплекс мероприятий, направленных на сохранение потенциала санаторно-курортной сферы и формирование системы современных курортных комплексов, способной решать как медико-социальные задачи обеспечения доступной населению и эффективной санаторно-курортной помощи, так и экономические проблемы формирования индустрии курортного дела.

Развитие и повышение эффективности функционирования санаторно-курортных организаций возможно только при условии разработки оперативного и стратегического комплекса экономических, финансовых, организационных мер по преодолению современных негативных тенденций.

Одновременно, внешняя предпринимательская макросреда — наименее субъективная категория с позиций собственно предпринимательства. Она не является объектом прямых управленческих воздействий в деятельности организации. Вопросы преобразования внешней предпринимательской макросреды должны находиться под непосредственным контролем государства.

С научной точки зрения наибольший практический (прикладной) интерес к исследованию предпринимательской деятельности вызывают внешняя предпринимательская микросреда и внутренняя предпринимательская среда, являясь объектами прямых управленческих воздействий.

Для эффективной реализации предпринимательской деятельности требуется отслеживать состояние основных факторов макро- и микросреды, которые напрямую или косвенно влияют на конечный результат деятельности санаторно-курортной организации.

При анализе эффективности предпринимательской деятельности санаторно-курортных организаций и качестве управленческих воздействий на компоненты предпринимательской среды речь идет о двух основных показателях: экономической и социальной эффективности.

Эти показатели тесно связаны между собой. Они подразделяются как на сугубо специфические, присущие только лечебно-профилактическим учреждениям, так и на общие показатели эффективности деятельности, которые характерны для большинства организаций.

Для конечного потребителя санаторно-курортных услуг наибольшую значимость представляют показатели социальной эффективности. Однако, с учетом множественности факторов, воздействующих на состояние здоровья, которые находятся за пределами области здравоохранения, наиболее корректному измерению поддается именно экономическая эффективность.

Анализ основных показателей экономической эффективности деятельности санаторно-курортных организаций СПб говорит о ее низком уровне среди здравниц, что, в свою очередь, противоречит улучшениям на общем фоне положительных преобразований объектов управленческих воздействий предпринимательства и ставит вопрос об их эффективности в целом (табл. 2.).

Табл. 2. Основные финансовые показатели деятельности санаторно курортных организаций по формам собственности

Основным связующим звеном показателей экономической и социальной эффективности служит цена (стоимость) услуг, которая, как правило, указывает на их качество. Исследование качественной составляющей спроса необходимо для выбора стратегии конкурентоспособности и ценообразования в санаторно-курортной сфере.

Цены на санаторно-курортные услуги являются тем важнейшим элементом, который определяет объем выручки санаторно-курортной организации, полученный от предоставления данных услуг. Поэтому при определении оптимальной цены важно учитывать все влияющие на нее факторы.

Главный из них — затраты, денежным выражением которых является себестоимость санаторно-курортных услуг.

Уровень затрат в свою очередь также определяет величину выручки, замыкая цепочку взаимосвязей между социальной и экономической составляющими деятельности санаторно-курортных организаций в месте, где качественная составляющая переходит в количественную.

По мнению автора, оценка таких показателей, как выручка, затраты, загрузка номерного фонда санаторно-курортной организации, которые наряду с собственной информационной нагрузкой косвенно указывают на качество и стоимость услуг, их анализ и сопоставление при правильной постановке задачи могут дать представление о целесообразности и качестве управленческих воздействий предпринимательства.

Формирование стратегии развития предпринимательской деятельности всегда основывается на данных исследования рынка. Главным аспектом рыночных исследований является конкуренция. Конкуренты, как сила, воздействующая, прежде всего, на покупателей/потребителей, а, следовательно, на спрос оказывают решающее воздействие на процесс принятия стратегических решений.

Качество принимаемых решений по управлению объектами управленческих воздействий предпринимателя обусловливает эффективность предпринимательской деятельности санаторно-курортных организаций, углубляя их сегментацию. В зависимости от сегмента рынка, видов, объемов и качества предоставляемых услуг у каждой организации складывается своя конкурентная среда. Изучение конкурентной среды является основой выработки стратегических управленческих решений.

С целью проведения сегментации санаторно-курортных организаций региона Кавказских Минеральных Вод был проведен иерархический кластерный анализ 64-х краевых санаториев и пансионатов.

При детальном изучении данных исследования была выявлена некоторая закономерность их распределения по кластерам (рис.3.).


ФИНАНСЫ САНАТОРНО КУРОРТНЫЙ

Рис. 1 — Основные показатели хозяйственно-экономической деятельности санаторно-курортных организаций

Отнесение организации к тому или иному кластеру, к той или иной конкурентной среде имеет в основе дифференцированные показатели экономической и социальной эффективности, которые, в свою очередь, в той или иной мере зависят от основных показателей деятельности санаторно-курортных организаций: доходов, совокупных затрат, количества койко-мест, балансовой стоимости основных средств, численности работников основного состава, площади строений, числа ночевок и общей занимаемой площади.

Читать также:  МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНЫ СУБЪЕКТОВ РФ

В рыночных условиях функционирования организаций, характеризующихся нестабильностью по многим экономическим и социальным параметрам и, как следствие, высокими рисками, умение анализировать новые экономические задачи, возникающие перед предпринимательской структурой, и принимать по ним взвешенные решения является необходимым условием при формировании стратегии развития.

Управленческое решение принимается в условиях дефицита информации, что означает необходимость его принятия при контролируемой неопределенности, когда субъект управления имеет возможность оценить последствия игнорирования некоторой части информации. При этом для ускорения принятия решения и снижения издержек идут на осознанное ограничение информационного обоснования.

Резервом повышения эффективности управленческих воздействий является совершенствование информационного обеспечения управленческих решений путем внедрения современных информационных технологий на все уровни управленческого процесса. В настоящее время для обеспечения текущего управления, а также выработки стратегических решений предпринимательская деятельность организаций санаторно-курортной сферы нуждается в информационном инструменте — программном продукте.

С этой целью был разработан программный продукт — Quasi-neuronic model of SPA-hotels strategic development (SDQN Model v1_0), предназначенный для руководителей, топ-менеджеров, маркетологов и других сотрудников административного аппарата санаторно-курортной организации, непосредственно участвующих в ее управлении, который представляет собой автоматизированную систему оценки основных показателей деятельности здравницы и ее основных конкурентов с последующим выводом расчетов в виде матрицы SWOT-анализа (рис.4.).

В основу модели положены принципы работы искусственных нейронных сетей (ИНС). В качестве исходных данных исследования использованы основные показатели деятельности санаторно-курортных организаций, выявленные по результатам сегментации.

Использование программы позволяет при ограниченном количестве данных решить широкий ряд практически значимых задач:

— в оперативном порядке анализировать рыночные возможности организации и характеризовать ее позиции в конкурентной среде;

— выбирать оптимальные стратегические ориентиры, используя принцип стратегической гибкости и адаптивности;

— обосновывать тактические цели и задачи предпринимательства;

— прогнозировать результаты деятельности, задавая прогнозные значения, или же планировать, вводя желаемые (ожидаемые) результаты.


ФИНАНСЫ САНАТОРНО КУРОРТНЫЙ

1- Поле с названием объекта исследования

2- Данные исследования (основные показатели деятельности)

3- Сохранение базы данных исследования

4- Загрузка базы данных исследования

5- Выполнение расчетов

6- Количество исследуемых объектов

7- Объект, на который направлено исследование

Рисунок 2 — Модуль ввода, хранения и загрузки данных исследования SDQN Model v1_0

Реализация эталонных стратегий, равно как и индивидуальных, в современных условиях для здравницы связана с рядом препятствий, которые касаются, в первую очередь, ослабленной ресурсной базы их функционирования.

Преодоление этих ограничений, может быть, достигнуто путем использования в деятельности здравниц стратегий интегрированного роста, а точнее той их части, которая основана на принципах партнерства.

Материальная база курортов за годы экономического кризиса пришла в упадок. Резко сократилось государственное финансирование, а число отдыхающих, особенно, во внесезонное время уменьшилось, примерно, в 10 раз.

Система санаторно-курортной помощи в стране не имеет единой структуры и рассредоточена между министерствами, ведомствами, общественными организациями и акционерными обществами, что определяет развитие санаторных учреждений с учетом интересов и возможностей собственника.

Проверкой установлено, что в непосредственном подчинении Минздрава России в 2002-2004 годах функционировали 54 федеральных санатория с количеством коек соответственно 12259 и 12801.

Проведенный анализ показывает, что средств, выделяемых на строительство и капитальный ремонт санаторно-курортных учреждений, крайне недостаточно и распределяются они неравномерно, в результате чего многие объекты санаторно-курортных учреждений находятся в неудовлетворительном состоянии. Так, в Минздраве России детский туберкулезный санаторий «Пионер», детский санаторий имени Н. А. Семашко находятся на грани остановки.

Федеральным бюджетом на строительство новых объектов и реконструкцию в санаторно-курортных учреждениях Минздрава России было предусмотрено в 2002 году -17,8 млн. рублей (6 объектов), в 2003 году — 11 млн. рублей (7 объектов) и на 2004 год выделено 36,5 млн. рублей (10 объектов). В то же время фактические затраты на строительство и реконструкцию санаторно-курортных учреждений Фонда социального страхования в 2002 году составили 464,9 млн. рублей, или 100,9 % к плану, в 2003 году — 550,0 млн. рублей, или 100 процентов.

В первом полугодии 2004 года на строительство и реконструкцию санаторно-курортных учреждений Фонда израсходовано 155,6 млн. рублей, или 47,6 % от выделенных на полугодие средств.

В общем объеме расходов, направляемых на капитальный ремонт санаторно-курортных учреждений, наибольшую долю составляют внебюджетные средства — 66 процентов.

1. Финансовое обеспечение оказания гражданам первичной медико-санитарной помощи осуществляется за счет:

1) средств обязательного медицинского страхования;

2) бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых на финансовое обеспечение реализации территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (в части медицинской помощи, не включенной в программы обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в программах обязательного медицинского страхования);

3) иных источников в соответствии с настоящим Федеральным законом.

2. Финансовое обеспечение оказания гражданам специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи осуществляется за счет:

2) бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых в рамках территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (в части медицинской помощи, не включенной в территориальные программы обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в территориальных программах обязательного медицинского страхования);

3) бюджетных ассигнований федерального бюджета, выделяемых медицинским организациям, подведомственным федеральным органам исполнительной власти (в части медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в базовой программе обязательного медицинского страхования);

(в ред. Федеральных законов от 25.11.2013 N 317-ФЗ, от 01.12.2014 N 418-ФЗ, от 03.07.2016 N 286-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.1) бюджетных ассигнований бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, оказываемой гражданам Российской Федерации федеральными государственными учреждениями, функции и полномочия учредителя которых осуществляют федеральные органы исполнительной власти;

(п. 3.1 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 286-ФЗ)

3.2) бюджетных ассигнований федерального бюджета на софинансирование расходов субъектов Российской Федерации, возникающих при оказании гражданам Российской Федерации высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования. Порядок софинансирования указанных в настоящем пункте расходов субъектов Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации;

(п. 3.2 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 286-ФЗ; в ред. Федерального закона от 02.12.2019 N 399-ФЗ)

4) иных источников в соответствии с настоящим Федеральным законом.

3. Финансовое обеспечение оказания гражданам скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи осуществляется за счет:

2) бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых на финансовое обеспечение реализации территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (в части медицинской помощи, не включенной в территориальные программы обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в территориальных программах обязательного медицинского страхования);

3) бюджетных ассигнований федерального бюджета, выделяемых медицинским организациям, подведомственным федеральным органам исполнительной власти, и включенным в перечень, утвержденный уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (в части медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в базовую программу обязательного медицинского страхования).

(в ред. Федеральных законов от 25.11.2013 N 317-ФЗ, от 01.12.2014 N 418-ФЗ)

4. Финансовое обеспечение оказания гражданам паллиативной медицинской помощи осуществляется за счет:

1) бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых в рамках территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;

2) иных источников в соответствии с настоящим Федеральным законом.

5. Финансовое обеспечение санаторно-курортного лечения граждан, за исключением медицинской реабилитации, осуществляется за счет:

1) бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов, выделяемых для отдельных категорий граждан, установленных законодательством Российской Федерации, и бюджетных ассигнований федерального бюджета, выделяемых федеральным органам исполнительной власти на оказание государственных услуг по санаторно-курортному лечению;

5.1. Финансовое обеспечение оказания медицинской помощи в рамках клинической апробации осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на указанные цели.

(часть 5.1 введена Федеральным законом от 08.03.2015 N 55-ФЗ)

6. Финансовое обеспечение оказания медицинской помощи населению отдельных территорий и работникам отдельных организаций, указанных в части 1 статьи 42 настоящего Федерального закона, осуществляется за счет:

Читать также:  РОМАНОВСКИЙ М В БЕЛОГЛАЗОВА Г И РЕД ФИНАНСЫ И КРЕДИТ

(в ред. Федерального закона от 22.10.2014 N 314-ФЗ)

1) средств обязательного медицинского страхования, выделяемых в рамках территориальных программ обязательного медицинского страхования;

2) бюджетных ассигнований федерального бюджета (в части медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в базовой программе обязательного медицинского страхования).

6.1. Финансовое обеспечение оказания медицинской помощи лицам, указанным в части 3 статьи 42 настоящего Федерального закона, осуществляется за счет:

1) бюджетных ассигнований федерального бюджета;

2) средств обязательного медицинского страхования.

(часть 6.1 введена Федеральным законом от 22.10.2014 N 314-ФЗ)

6.2. Финансовое обеспечение медико-биологического обеспечения лиц, указанных в части 1 статьи 42.1 настоящего Федерального закона, осуществляется:

1) в отношении спортсменов спортивных сборных команд Российской Федерации — за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему полномочия по организации медико-биологического обеспечения спортсменов спортивных сборных команд Российской Федерации;

2) в отношении спортсменов спортивных сборных команд субъектов Российской Федерации — за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

(часть 6.2 введена Федеральным законом от 05.12.2017 N 373-ФЗ)

7. Финансовое обеспечение оказания медицинской помощи военнослужащим и приравненным к ним лицам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

8. Финансовое обеспечение оказания медицинской помощи лицам, задержанным, заключенным под стражу, отбывающим наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы или административного ареста, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

9. Обеспечение граждан зарегистрированными в установленном порядке на территории Российской Федерации лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или его инвалидности (за исключением заболеваний, указанных в пункте 21 части 2 статьи 14 настоящего Федерального закона), осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 26.04.2016 N 112-ФЗ)

9.1. Финансовое обеспечение медицинской деятельности, связанной с донорством органов человека, костного мозга и гемопоэтических стволовых клеток в целях трансплантации (пересадки), осуществляется за счет:

(в ред. Федерального закона от 01.05.2022 N 129-ФЗ)

1) бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете уполномоченному федеральному органу исполнительной власти;

2) бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, предусмотренных для выделения медицинским организациям, подведомственным исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

(часть 9.1 введена Федеральным законом от 13.07.2015 N 271-ФЗ)

9.2. Обеспечение лекарственными препаратами лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, гемолитико-уремическим синдромом, юношеским артритом с системным началом, мукополисахаридозом I, II и VI типов, апластической анемией неуточненной, наследственным дефицитом факторов II (фибриногена), VII (лабильного), X (Стюарта-Прауэра), лиц после трансплантации органов и (или) тканей осуществляется:

1) в отношении взрослых в возрасте 18 лет и старше — за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете уполномоченному федеральному органу исполнительной власти;

2) в отношении детей в возрасте от 0 до 18 лет — за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете уполномоченному федеральному органу исполнительной власти для нужд Фонда поддержки детей с тяжелыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями, в том числе редкими (орфанными) заболеваниями, «Круг добра», в соответствии с порядком приобретения лекарственных препаратов и медицинских изделий для конкретного ребенка с тяжелым жизнеугрожающим или хроническим заболеванием, в том числе редким (орфанным) заболеванием, либо для групп таких детей, установленным Правительством Российской Федерации.

(часть 9.2 в ред. Федерального закона от 05.12.2022 N 469-ФЗ)

9.3. Обеспечение лиц, инфицированных вирусом иммунодефицита человека, в том числе в сочетании с вирусами гепатитов B и C, антивирусными лекарственными препаратами для медицинского применения, включенными в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на указанные цели.

(часть 9.3 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 286-ФЗ)

9.4. Обеспечение лиц, больных туберкулезом с множественной лекарственной устойчивостью возбудителя, антибактериальными и противотуберкулезными лекарственными препаратами для медицинского применения, включенными в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на указанные цели.

(часть 9.4 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 286-ФЗ)

10. Расходы, связанные с оказанием гражданам бесплатной медицинской помощи в экстренной форме медицинской организацией, в том числе медицинской организацией частной системы здравоохранения, подлежат возмещению в порядке и в размерах, установленных программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

11. Источники финансового обеспечения оказания медицинской помощи в случаях, прямо не урегулированных настоящим Федеральным законом либо другими федеральными законами, определяются с учетом положений программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Анализ источников формирования, направлений размещения и эффективности использования капитала санаторно-курортных учреждений

Капитал санаторно-курортного учреждения представляет собой совокупность ресурсов, являющихся универсальным источником его доходов. Показатели прибыли и рентабельности СКУ во многом зависят от величины и направлений размещения капитала СКУ. Эффективность работы СКУ и его финансовое положение также во многом зависят от величины и направлений размещения капитала. Поэтому анализ источников формирования и размещения капитала имеет важное значение для изучения исходных условий функционирования СКУ и оценки его финансовой устойчивости. Санаторно-курортное учреждение помимо собственного (уставного) капитала организует деятельность по предоставлению услуг с использованием привлечённого (заёмного) капитала.

Уставный капитал — это сумма средств учредителей для обеспечения уставной деятельности. У санаторно-курортных учреждений — это стоимость имущества, закреплённого за ними на правах полного хозяйственного ведения. Добавленный капитал как источник средств СКУ образуется в результате переоценки имущества или продажи акций выше номинальной стоимости. Основным источником пополнения собственного капитала является прибыль СКУ, включая остаток нераспределённой прибыли, который до её распределения используется в обороте предприятия. Средства специального назначения и целевого финансирования — это безвозмездно полученные ценности, а также безвозвратные и возвратные бюджетные ассигнования на содержание объектов соцкультбыта и на восстановление платежеспособности СКУ, находящегося на бюджетном финансировании.

Заёмный капитал — это кредиты банков и финансовых компаний, займы, кредиторская задолженность, лизинг. Он подразделяется на долгосрочный и краткосрочный.

Используется капитал на приобретение основных средств, нематериальных активов, строительство объектов производственного и непроизводственного назначения, закупку сырья, материалов, топлива, энергии, оплату труда работников СКУ, уплату налогов, процентов за кредиты, он может быть вложен в долгосрочные активы и оборотные (текущие) активы. Долгосрочные активы создаются, как правило, за счёт собственного капитала и долгосрочных кредитов и займов.

Основным источником информации для проведения анализа источников формирования и размещения капитала является бухгалтерский баланс, отражающий в стоимостной оценке состояния активов учреждения и источников их образования на определённую дату.

Сведения, которые приводятся в пассиве баланса, позволяют определить, какие изменения произошли в структуре собственного и заёмного капитала, сколько привлечено в оборот СКУ долгосрочных и краткосрочных заёмных средств, иными словами, данные пассива показывает, из каких источников образовались активы СКУ. При проведении внутреннего анализа состояния финансов СКУ необходимо изучить структуру собственного и заёмного капитала, выяснить причины изменения отдельных его слагаемых и дать оценку этих изменений за отчётный период.

Финансовое обеспечение санаторно-курортного лечения и отдыха

Внимание к проблеме финансирования санаторно-курортной помощи обусловлено, прежде всего, отсутствием единой политики в данной сфере, а так же наличием множества децентрализованных источников, не позволяющих составить достоверную картину.

В настоящее время потребность в средствах федерального бюджета санаторно-курортных учреждений, как показали проверки, определяется на основе фактически сложившихся данных за годы, предшествующие планируемому периоду, а не по нормативной и методологической базе по формированию расходных статей, предусматривающей обоснованную потребность конкретного учреждения в этих средствах.

В Минздраве России отсутствуют нормативные документы, определяющие порядок финансирования санаторных учреждений.

Федеральным бюджетом на строительство новых объектов и реконструкцию в санаторно-курортных учреждениях Минздрава России было предусмотрено в 2000 году -17,8 млн. рублей (6 объектов), в 2001 году — 11 млн. рублей (7 объектов) и на 2002 год выделено 36,5 млн. рублей (10 объектов).

В то же время фактические затраты на строительство и реконструкцию санаторно-курортных учреждений Фонда социального страхования в 2000 году составили 464,9 млн. рублей, или 100,9 % к плану, в 2001 году — 550,0 млн. рублей, или 100 процентов.

В первом полугодии 2002 года на строительство и реконструкцию санаторно-курортных учреждений Фонда израсходовано 155,6 млн. рублей, или 47,6 % от выделенных на полугодие средств.

Читать также:  ХОРОШИЙ САЙТ БЫЛ ПО ФИНАНСАМ

Финансирование развития санаторно-курортного комплекса осуществлялось как за счет госбюджета, так и за счет фондов предприятий и других нецентрализованных источников. Структура управления санаторно-курортным комплексом сложилась с учетом наличия общегосударственного рынка санаторно-оздоровительных услуг, функционировала отраслевая система реализации санаторно-курортных путевок, планово-распределительный метод реализации санаторно-оздоровительных услуг обеспечивал оптимальную загрузку здравниц.

Принятые решения по переводу народного хозяйства на рыночные отношения, по вопросам собственности, правовым аспектам хозяйственной деятельности требовали пересмотра государственных подходов к перспективам развития санаторно-курортного комплекса, разработки новых подходов к организации и регулированию рынка санаторно-оздоровительных услуг, в том числе, совершенствование структуры управления санаторно-курортным комплексом.

И если для государственного регулирования и контроля в большинстве отраслей экономики можно обойтись универсальными методами, то регулирование и надзор за соблюдением законодательства в санаторно-курортном комплексе, в силу большой специфики связанной со здоровьем человека, его санаторно-оздоровительному лечению, требуется формирование специальных подходов.

Однако, как показывает анализ материалов проверок, система санаторно-курортной помощи населению разрушается, а государство, особенно в последнее время остается безучастным к ее судьбе, теряя тем самым важный рычаг в решение проблем улучшения оздоровления населения.

За прошедшие годы законодательство, решающее основные проблемы санаторно-курортной деятельности, полностью не сформировано. Были приняты, непосредственно относящиеся к санаторно-курортной системе, федеральные законы :

— “О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах”

— “Об особо охраняемых природных территориях”

— ряд региональных законов в развитие этих федеральных законов.

— несколько Указов Президента Российской Федерации и Постановлений Правительства Российской Федерации, которые также нацелены на решение частных вопросов санаторно-курортного обеспечения и развития отдельных курортных регионов. Также была разработана Федеральная целевая программа “Развитие курортов Федерального значения” на период 2005-2014 гг.

До настоящего времени не сформирована отраслевая система стандартизации, сертификации и лицензирования, не была налажена унифицированная система подготовки кадров и их аттестация.

До настоящего времени не сформировано структурное подразделение, штатная численность которого могла бы решать возложенные Правительством Российской Федерации на Минздрав России в апреле 2005 года задачи по осуществлению государственной политики и координации в сфере санаторно-курортного дела в Российской Федерации.

А ведь в соответствии со статьей 7 Федерального закона “О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах” специально уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти в сфере курортного дела должен осуществлять:

— ведение государственного реестра санаторно-курортного фонда Российской Федерации;

— разработку и координацию федеральных программ развития санаторных-курортов;

— организацию научных исследований в целях расширения курортного фонда Российской Федерации и повышения эффективности его использования;

— подготовку кадров в сфере санаторно-курортного лечения;

— контроль за исполнением законодательства Российской Федерации об охране и использовании природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов.

С целью реализации программ развития санаторно-курортного комплекса перед правительством Российской Федерации были поставлены следующие цели:

1. Создать и усовершенствовать законодательную и нормативно-правовую базу, обеспечивающую заинтересованность всех институтов государства, негосударственных структур, общества в целом и каждого отдельного человека в сохранении собственного здоровья и профессиональной работоспособности;

2. Подготовка и утверждение в установленном порядке типового положения о статусе, структуре, организации деятельности санаторно-курортных комплексов федерального, регионального и местного значения и координации функционирования здравниц, вне зависимости от их ведомственной подчиненности и форм собственности;

3. Разработка отраслевых стандартов и системы управления качеством на санаторно-курортные услуги;

4. Разработка и утверждение в установленном порядке положения о лицензировании медицинской и других определенных законодательством, видов санаторно-курортной деятельности, аккредитации санаторно-курортных учреждений и сертификации санаторно-курортных услуг, а также аттестации специалистов курортного дела. Разработать и утвердить системы государственной статистики в санаторно-курортной сфере;

5. Разработка, принятие и четкое исполнение целевых программ развития санаторно-курортного комплекса;

6. Возобновить координацию со стороны государства и принять решение о государственных гарантиях капиталовложений в развитие санаторно-курортного дела в России, а также по эффективному использованию федеральной собственности;

7. Усилить государственный контроль по восстановлению и развитию инфраструктур санаторно-курортных комплексов, резервированию территорий лечебно-оздоровительных местностей, перспективных для курортного дела в России.

В зависимости от целей деятельности в функции курортов могут входить:

* санаторно-курортное лечение;

* медицинская реабилитация больных;

* восстановительное лечение лиц с преморбидными и донозо-логическими формами и состояниями;

* оздоровительный отдых и профилактика заболеваний;

* культурно-познавательная и развлекательная.

Курорты расположены в лечебно-оздоровительных местностях — на территориях, обладающих природными лечебными ресурсами, пригодными для организации лечения и профилактики заболеваний. Для наиболее эффективного использования таких местностей в лечебных и оздоровительных целях необходимо наличие курортной инфраструктуры.

Под курортной инфраструктурой следует понимать систему материальных объектов и видов деятельности по оказанию курортных услуг населению, способствующих укреплению здоровья. Курортная инфраструктура включает в себя лечебно-профилактические, культурно-бытовые и развлекательные учреждения, спортивные площадки, специально обученный медицинский и обслуживающий персонал и т.п. Курортная инфраструктура является подсистемой социальной инфраструктуры и имеет свою подсистему вспомогательных хозяйств (коммуникации, дороги, транспорт и др.).

Курортное хозяйство, функцией которого является обслуживание людей с целью лечения и отдыха, представляет собой комплекс лечебно-профилактических учреждений: санаториев, лечебных пансионатов, курортных поликлиник, пляжей, галерей минеральных вод, водолечебниц, радонолечебниц, грязелечебниц, соляриев, аэрариев, бассейнов и аквапарков, тематических и природных парков и др.

Эффективное развитие курортного дела в Российской Федерации положительно скажется на состоянии здоровья населения, уменьшении уровня заболеваемости и инвалидности, сокращении расходов на лечение больных в поликлиниках и стационарах.

Кроме того, реализация Концепции будет способствовать улучшению состояния инфраструктуры курортов и лечебно-оздоровительных местностей, обеспечению экономической стабильности и прибыльности всего санаторно-курортного комплекса, позволит сохранить и рационально использовать ценнейшие природные лечебные ресурсы России, повысить уровень оказания санаторно-курортных услуг и конкурентоспособность отечественного курортного комплекса на международном рынке.

Санаторно-курортное дело в России традиционно является составной частью государственной политики и важным разделом национальной системы здравоохранения, позволяющим целенаправленно и эффективно осуществлять профилактику заболеваний и восстановительное лечение больных, проводить их реабилитацию. Организация санаторно-курортной помощи основана на принципах профилактической и реабилитационной направленности, этапности и преемственности между амбулаторно-поликлиническими, стационарными и санаторно-курортными учреждениями, специализации оказываемой помощи.

Сеть санаторно-курортных учреждений России в настоящее время составляет более 2,4 тыс. здравниц общей мощностью 409,5 тыс. коек, в которых ежегодно получают лечение и оздоровление более 5 млн. человек. Вместе с тем, за последние десять лет число санаториев, пансионатов с лечением и санаториев-профилакториев сократилось на 30%, а число коек в них — на 20%.

Основными факторами, сдерживающими дальнейшее развитие курортного дела в Российской Федерации, являются:

— недостаточное законодательное и нормативное правовое обеспечение санаторно-курортной деятельности;

— сложившаяся диспропорция между потребностью в санаторно-курортном лечении и отсутствием возможности приобретения путевок из-за низкой платежеспособности населения;

— крайне низкая обеспеченность санаторно-курортным лечением социально незащищенных категорий населения (дети, больные туберкулезом, пенсионеры, инвалиды, граждане, пострадавшие от аварии на Чернобыльской АЭС и др.);

— существенное сокращение финансирования расходов на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей за счет средств обязательного социального страхования;

— ухудшающаяся материально-техническая база санаторно-курортных учреждений из-за недостаточности финансирования из федерального и местных бюджетов;

— недостаточный уровень развития инфраструктуры курортов и невысокий уровень обслуживания больных в ряде здравниц;

— урбанизация и перенаселение курортных местностей, чему способствует возросшая миграция населения;

— полулегальный и нелегальный захват участков и территорий курортных местностей, непродуманное и несогласованное городское и курортное строительство, приводящие к запредельным нагрузкам на коммуникации, нехватке питьевой воды, отказам системы канализации и другим аварийным ситуациям;

— отсутствие механизма функционирования здравниц в условиях рыночной экономики и благоприятных условий для привлечения инвестиций в развитие курортного комплекса;

— ослабление контроля за использованием природных лечебных ресурсов, что привело к нерациональному расходованию ценнейших месторождений минеральных вод и лечебных грязей, уменьшению их применения в практике работы санаторно-курортных организаций;

— значительное сокращение проведения научно-исследовательских и производственных работ в области разведки и использования природных лечебных ресурсов, разработки и внедрения в практику современного технологического оборудования, новых методик диагностики, лечения и оздоровления больных в санаторно-курортных условиях;

— отсутствие эффективной системы обеспечения научных исследований по работке современных технологий лечебно-профилактического применения природных факторов и механизмов их внедрения в практику здравоохранения;

— отсутствие научно-обоснованных медико-экономических стандартов санаторно-курортных услуг и критериев лицензирования медицинской деятельности здравниц.

недостаточная подготовка и переподготовка кадров на основе новых образовательных программ с современным научно-методическим обеспечением.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *