ФИНАНСЫ СУЩНОСТЬ СТРУКТУРА ЗНАЧЕНИЕ

Финансы
– это система экономических отношений,
которые возникают между государством,
юридическими и физическими лицами,
между отдельными государствами по
поводу формирования, распределения и
использования фондов денежных средств.
Следует рассматривать три
уровня этих
отношений:

1) между государством
и юридическими лицами;

2) между хозяйствующими
субъектами;

3)
между отдельными государствами, при
этом субъектами финансовых отношений
являются государства, учреждения,
предприятия, население.

Таким
образом, финансы
– неотъемлемая
часть денежных отношений. Однако не
всякие денежные отношения являются
финансовыми отношениями. Финансы
отличаются от денег как по содержанию,
так и по выполняемым функциям.

Финансы
– экономический инструмент распределения
и перераспределения валового внутреннего
продукта, орудие контроля над образованием
и использованием фондов денежных
средств.

Сущность
финансов проявляется в их функциях:
распределительной, контрольной,
стимулирующей, фискальной.

Распределительная
функция
финансов заключается в обеспечении
субъектов хозяйствования необходимыми
финансовыми ресурсами, которые
используются в форме денежных фондов
целевого назначения. С помощью налогов
государство перераспределяет часть
прибыли предприятий, фирм, доходов
граждан, направляя ее на развитие
производственной и социальной
инфраструктуры, на инвестиции в
капиталоемкие и фондоемкие отрасли с
длительными сроками окупаемости затрат.

Контрольная
функция
финансов состоит в том, что финансы,
связанные с движением стоимости
общественного продукта, выраженного в
денежной форме, обладают свойством
количественно (через финансовые ресурсы
и фонды) отображать воспроизводственный
процесс в целом и различные его фазы.
Это позволяет систематически контролировать
складывающиеся в обществе экономические
пропорции.

Стимулирующая
функция
финансов проявляется в следующем:
маневрируя налоговыми ставками, льготами,
штрафами, изменяя условия налогообложения,
вводя одни и отменяя другие налоги,
государство создает условия для
ускоренного развития определенных
отраслей и производств, способствует
решению актуальных для общества проблем.
С помощью налогов, льгот, санкций
государство может стимулировать
технический прогресс, увеличить число
рабочих мест, осуществлять капитальные
вложения в расширение производств.

Выполнение
финансами фискальной
функции
связано с тем, что с помощью налогов
изымается часть доходов предприятий и
граждан для содержания государственного
аппарата, обороны страны и той части
непроизводственной сферы, которая
вообще не имеет собственных источников
доходов (библиотеки, архивы), либо они
недостаточны для обеспечения должного
уровня развития (фундаментальная наука,
театры, музеи).

Совокупность
финансовых отношений в рамках национальной
экономики образует финансовую
систему государства.
С точки зрения социально-экономических
отношений она складывается из
централизованных, децентрализованных
финансов и финансов домохозяйств.

Централизованные
финансы
– это
государственная бюджетная система,
государственный кредит, специальные
внебюджетные фонды, фонды имущественного
и личного страхования.
Они используются в качестве инструмента
регулирования национальной экономики
в целом, решения целого ряда важнейших
экономических и социальных задач.

Децентрализованные
финансы
– финансы
фирм и предприятий различных форм
собственности. Это
финансовые отношения между юридическими
лицами, юридическими лицами и государством,
юридическими и физическими лицами. В
стимулирующей функции они используются
для регулирования экономических и
социальных отношений в рамках отдельных
хозяйственных субъектов. Финансы
отраслей народного хозяйства, предприятий
и фирм составляют основу финансов. Здесь
формируется часть финансовых ресурсов.
От состояния финансов предприятий
различных форм собственности во многом
зависит общее финансовое положение
страны. Финансы фирмы обслуживают
производство. При их участии создается
ВНП, распределяемый внутри фирм и
отраслей народного хозяйства.

В
условиях рыночных отношений предприятия
осуществляют свою деятельность на
основе коммерческого расчета, при
котором доходы должны соответствовать
расходам, а главным источником
производственного и социального развития
коллективов является прибыль. За счет
прибыли формируются производственные
и социальные фонды, средства для
инвестирования. Используются в том
числе и ресурсы финансового рынка.

Финансы
домохозяйств
– это личные
финансы, т.е. финансовые отношения между
физическими лицами, совместно проживающими
и ведущими общее хозяйство.
(В отличие от семьи домохозяйство может
включать, кроме родственников, также
людей, которые полностью или частично
вносят свою долю в бюджет домохозяйства,
оно может также состоять и из одного
человека, обеспечивающего себя
материально). Финансы домохозяйства
являются материальной основой их жизни,
так как предполагают контроль над
предстоящими доходами и расходами в
рамках отдельной экономической ячейки
общества.

Иногда
под финансовой
системой понимается система финансовых
учреждений государства
(Министерство финансов и его органы,
местные финансовые отделения и управления,
финансовые отделы предприятий,
контрольно-ревизионные управления).

Звенья
финансовой системы. Это
государственные и местные бюджеты,
фонды социального страхования,
государственного и личного, финансы
фирм, организаций, отраслей, различные
специальные денежные фонды (внебюджетные).
Финансовая система может быть построена
на следующих принципах:

1.
Принцип демократического централизма.
Характеризуется централизацией
значительной доли финансовых ресурсов
в руках государства (более 50%).

2.
Принцип фискального федерализма.
Предполагает четкое распределение
функций между различными уровнями
финансовой системы и формирование
различных бюджетов (государственного,
местного, финансов предприятий, целевых
взносов в фонды социального страхования).

Политика
государства по организации и использованию
финансов для осуществления своих функций
и задач называется финансовой.
Направления
финансовой политики зависят от
экономического состояния страны и
решаемых задач. Правильность выбранной
финансовой политики зависит, прежде
всего, от критической достоверной оценки
сложившейся ситуации.

Фискальная
политика
– это система регулирования экономики
посредством изменений государственных
расходов и налогов. Осуществляя
фискальную политику, государство
преследует определенные
цели и использует определенные способы
ее осуществления (рис. 26).

сновнымиинструментами фискальной
политики являются налоги и государственные
расходы.

Соседние файлы в предмете Микроэкономика

Важным элементом рыночной системы являются финансы. Они обслуживают товарные сделки, стимулируют развитие производства и его отраслей, создают условия для конкуренции, формируют денежные доходы населения.

Финансы – это система, связанная с образованием, распределением и использованием денежных средств (финансовых ресурсов).

Образование финансовых ресурсов связано с хозяйственной деятельностью, в результате которой собираются различные денежные доходы. Полученные таким образом денежные средства используются на воспроизводство, удовлетворение социально-культурных потребностей и другие общенациональные цели.

Различают финансы хозяйствующих субъектов, населения и государства.

Финансы хозяйствующих субъектов – это денежные средства юридических, физических лиц и государства, полученные ими в результате их хозяйственной деятельности. Для оценки финансовой деятельности используют баланс прибыли и убытков.

Финансы населения образуются из доходов, расходов и сбережений населения.

Государственные финансы состоят из бюджетной системы, доходов и расходов бюджета, внебюджетных фондов. Они образуют центральную часть финансовой системы. С помощью государственных финансов осуществляются распределение и перераспределение общественного продукта (ВВП).

Сущность финансов и закономерности их развития определяются экономическим строем общества, природой и функциями государства.

Сущность и роль финансов проявляются в их функциях: мобилизационной, распределительной, регулирующей, контрольной.

Мобилизационная связана с аккумуляцией денежных средств на государственные нужды. В результате у государства сосредоточиваются денежные ресурсы, которые используются на общественное развитие.

Читать также:  ООО МФО ФИНАНС СЕРВИС

Распределительная функция проявляется в первичном распределении созданного обществом продукта, в перемещении доходов от производителей к потребителям, в другие сферы и сектора экономики. Размер дохода, предназначенного для распределения, определяется правительством и зависит от выбранной модели рыночной экономики. В странах, применяющих кейнсианскую модель, – доля распределяемого НД выше, чем в странах, использующих монетаристскую теорию. Выбор направления экономического развития определяется условиями развития страны.

Регулирующая функция связана с вмешательством государства через финансы в процесс общественного воспроизводства. Для этой цели используются бюджетное регулирование и операции с государственными ценными бумагами.

Объект контрольной функции – использование хозяйственными субъектами государственных ресурсов. Позволяет выявить реальные пропорции в распределении денежных средств, определить экономное и эффективное их использование. В условиях рыночных отношений финансовый контроль направлен на обеспечение динамичного развития общественного и частного производства.

Финансы в рыночной экономике могут быть представлены в виде схемы (рис. 52).

Рис. 52. Финансовая система национальной экономики

Финансы хозяйствующих субъектов обеспечивают потребность производства в денежных ресурсах, оборотных средствах и инвестициях.

Государственные финансы направляются на развитие социально-культурной сферы, защиту окружающей среды, обеспечение безопасности страны.

Страховое финансирование обеспечивает общественные и личные потребности в защите от неблагоприятных явлений и случаев.

Финансовое кредитование аккумулирует свободные денежные средства, предоставляя их в ссуду фирмам, правительству и частным лицам.

Финансы всегда являются объектом политического воздействия, которое осуществляется через финансовую политику.

Финансовая политик а – совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизацию ресурсов, их распределение и использование для выполнения функций государства.

Основными формами финансовой политики являются:

бюджетная политика, направленная на регулирование бюджетных процессов;

фискальная политика, направленная на регулирование конъюнктуры экономики через государственный бюджет;

финансовые программы, нацеленные на финансирование социальной, структурной, региональной и экономической политики.

Финансовая политика реализуется через финансовый механизм, основными элементами которого являются:

бюджет текущего года.

Результативность финансовой политики тем выше, чем больше она учитывает потребности общественного развития.

Финансы направляются на формирование максимально возможного объема денежных ресурсов. В период стабильного развития государственная финансовая политика решает задачу обеспечения, сохранения и укрепления существующей государственной системы. В период революционных преобразований финансовая политика направлена на формирование новой системы и проявляется в кардинальном перераспределении финансовых ресурсов.

Таким образом, финансы являются важным инструментом воздействия на процесс общественного воспроизводства, поддержания темпов экономического роста, развития новых отраслей, структурной перестройки, ускорения НТП, роста благосостояния населения.

Система финансовых отношений

Структура финансовой системы

Финансы
– это экономическая категория, которая
выполняет 2 основные функции:

Распределительная
функция обеспечивает организацию
сбалансированного и эффективного
развития общественного воспроизводства,
развитие всех отраслей экономики в
целях обеспечения и удовлетворения
потребностей населения и выполнения
социально-экономических задач государства.

Контрольная
функция выражается через контрольные
полномочия органов осуществляющих
финансовую деятельность, которые
заключаются в предупреждении, выявлении
и пресечении финансовых преступлений
и правонарушений.

Финансы
– это общественные отношения, которые
возникают в процессе создания,
распределения и использования денежных
средств государства, муниципальных
образований, предприятий, организаций,
учреждений.

В
материальном выражении финансы
представлены денежными средствами
государства, которые сосредоточены в
финансовых фондах государства.

Финансы
состоят из нескольких звеньев, которые
образуют финансовую систему РФ.

Современная финансовая система рф.

Финансовая
система состоит из 5 звеньев:

1.
звено: бюджетная система состоит из
трех уровней:


бюджеты субъектов федерации;

Основным
источником образования этого звена
являются налоговые и неналоговые
платежи, сборы, пошлины, доходы от
использования и продажи государственной
собственности, доходы от внешнеэкономической
деятельности и т.д.

2
звено – это внебюджетные фонды государства
— это Пенсионный фонд, Фонд социального
страхования, фонды обязательного
медицинского страхования и т.д.
Источниками
образования этого звена являются:
страховые взносы; бюджетные ассигнования;
добровольные пожертвования и т.д.

3
звено – финансы предприятий. В материальном
выражении финансы предприятий представлены
следующими фондами:


валютный
фонд и т.д.

Источниками
образования этого звена являются:
прибыль; бюджетные ассигнования; кредиты
(государственный, банковский, коммерческий);
финансовая помощь, оказываемая
государством в виде субсидий и т.д.

4
звено — финансы страхования. Это звено
также представлено фондами денежных
средств, создающиеся за счет средств
самих страхователей, и предназначенных
для возмещения причиненного вреда
жизни, здоровью, имуществу в результате
несчастных случаев чрезвычайного,
техногенного, природного характера.

5
звено – кредит: банковский, государственный
(муниципальный).

Банковский
кредит — это отношения по привлечению
банком временно свободных денежных
средств юридических и физических лиц
и размещению их на условиях возвратности,
возмездности и срочности.

Государственный
кредит — это отношения по привлечению
государством временно свободных денежных
средств юридических и физических лиц
на условиях возвратности, возмездности
и срочности и направления их покрытие
бюджетного дефицита.

Вместе
с тем государство может предоставлять
из бюджета средства для временного
использования (в кредит) различным
субъектам. Такую форму кредита также
следует считать государственным
кредитом. Однако государство в этих
случаях выступает в качестве кредитора.

Соседние файлы в предмете Финансовое право

Под «финансами» также понимают экономическую науку и дисциплину, изучающую соответствующую сферу экономических отношений.

Слово финансы часто используется в быту для обозначения денег.

Термин финансирование означает снабжение (обеспечение) денежными средствами.

Традиционно финансы разделяют на публичные финансы (централизованные, государственные и муниципальные финансы) и частные финансы (децентрализованные). Последние включают в себя как корпоративные финансы (финансы организаций), так и финансы домохозяйств (личные и семейные финансы).

В связи с существенным отличием финансов домохозяйств от корпоративных финансов эти категории рассматриваются как отдельные, таким образом, в общем финансы классифицируют на:

В корпоративных финансах в связи со спецификой и особой ролью отдельно выделяются финансы сферы финансовых услуг, в первую очередь, финансы кредитных организаций (банков) и финансы страховых организаций. Иногда выделяются также финансы некоммерческих организаций, а также финансы малого бизнеса.

Финансовые научные дисциплины

Финансы (в первую очередь, публичные) изучаются в рамках научных дисциплин «Финансы», «Финансы и кредит», «Финансы, денежное обращение и кредит». Данные дисциплины изучают деньги и социально-экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием материальных ресурсов. Финансы — это прикладная экономическая дисциплина.

Управление финансами (в первую очередь, корпоративными) изучается в рамках дисциплины финансовый менеджмент, а также «финансы организаций (предприятий)». Управление финансами банка изучается обычно в рамках дисциплины «Банковское дело». Контроль над финансовыми потоками изучается в рамках дисциплины «Финансовый контроль».

Методы и модели анализа финансовой информации изучаются в рамках финансовой математики. Финансовая математика является основой управления финансами.

На уровне микроэкономики

Финансовая активность (деятельность) — это применение ряда техник и процедур, которые частные лица и организации используют для управления своими финансами. Особенно важна при этом разница между доходами и расходами и оценка риска инвестиций.

Читать также:  КТО ЗАНИМАЛ ПОСТ МИНИСТРА ФИНАНСОВ С 1881 ПО 1887 ГОДЫ ТЕСТ

Если доходы превышают расходы (то есть существует профицит), то разница может быть отдана в долг под проценты или вложена в какой-то бизнес или в покупку собственности. В этом суть финансовой деятельности — если есть свободные финансовые ресурсы, то они должны быть пущены в дело, чтобы приносить дополнительный доход.

Если расходы превышают доходы (то есть существует дефицит), то нужно восполнить недостающие финансовые ресурсы. Это можно сделать путём получения кредита, или путём выпуска акций или облигаций на бирже. В современном мире заёмщику не надо самому ходить и искать кредитора — можно пойти в банк или на биржу, и соответствующий финансовый институт за определённую комиссию найдёт кредитора. Или наоборот — для кредитора найдёт заёмщика. Собственно вся суть банковской и биржевой деятельности состоит в том, чтобы эффективно связывать нуждающихся с теми, у кого есть свободные средства.

Как уже говорилось ранее, банк служит посредником между заёмщиками и кредиторами. На практике это выглядит так: кредитор (вкладчик) приходит и кладёт свои свободные деньги на банковский счёт (депозит), чтобы получать со своего вклада процентный доход. Затем в банк приходит заёмщик, чтобы получить кредит. Банк выдаёт деньги вкладчика в кредит заёмщику под процент, а этот процент включает в себя и доход для вкладчика, и доход для самого банка, и ещё плюс некоторый процент для страхования риска невозвращения кредита.

Биржа тоже служит цели соединения кредиторов и заёмщиков, но, в отличие от банка, не располагает собственным «финансовым буфером», то есть не может отложить деньги на депозит, пока не появится заёмщик. Биржа может связать кредитора и заёмщика только в реальном времени. Банк же может отложить средства, то есть кредитор (вкладчик) может прийти в банк сегодня, а заёмщик (желающий взять деньги вкладчика в кредит) может появиться только через месяц.

Кроме того, биржа торгует вкладами и кредитами в опосредованной форме. Желающий взять кредит выпускает на биржу акции или облигации. Акция представляет собой долю владельца в компании-заёмщике, и, следовательно, одновременно служит и залогом по кредиту. Облигация это тоже вид кредита, но она, в отличие от акции, не даёт права собственности на компанию-заёмщика, хотя и может предусматривать какой-то отдельный залог. По акциям и облигациям тоже может выплачиваться процентный доход (дивиденды, купон). Если по акции не выплачивается дивиденд, то предполагается, что акция будет расти в цене, и кредитор, купивший акцию, сможет получить причитающуюся ему прибыль лишь после продажи подорожавшей акции.

Функции финансов в России различаются в зависимости от трактовок. Московская концепция выделяет следующие функции финансов:

А также фискальную и стимулирующую функции.

Согласно петербургской концепции различают следующие функции финансов:

Общий термин для описания услуг компаний, чья деятельность связана с денежными или инвестиционными услугами.

К финансовым услугам относят следующие виды услуг:

Чёрная среда (1992) (график GBP/USD)

Финансовый рынок — это рынок, охватывающий прежде всего рынок капиталов и рынок денежных средств, представленный зачастую биржами. Обслуживает торговлю финансовыми активами, управляет финансовыми рисками и способствует инвестициям. Принято делить на следующие финансовые рынки:

Ведение личной бухгалтерии, планирование личных доходов и расходов (составление финансового плана) не является обязательным. Но использование подобных подходов позволяет более рационально использовать имеющиеся ресурсы. Обычно учитывают ряд типичных источников дохода и направлений затрат.

При анализе выявляют резервы (например, неиспользованные активы) и рассматриваются варианты их использования либо продажи.

При долгосрочном финансовом планировании необходимо учитывать возможность инфляции.

Нью-Йоркская фондовая биржа на Уолл-стрит

Основная задача корпоративных финансов — финансовое обеспечение деятельности организации. Также важно нахождение оптимального баланса между доходностью бизнеса и финансовыми рисками. Для обеспечения текущих финансовых потребностей бизнеса обычно берутся краткосрочные банковские кредиты. Для обеспечения долгосрочных потребностей чаще выпускаются облигации или акции без фиксированного дивиденда. Такие стратегические решения о кредитах или выпуске акций в конечном счёте определяют саму структуру капитала организации.

Другая важнейшая сторона корпоративных финансов — это решения об инвестициях, то есть решения о вложении имеющихся свободных средств. Ведь инвестиция — это вложение свободного актива с надеждой, что он со временем увеличится в стоимости. Управление инвестициями — важнейшая сторона финансов на любом уровне, и корпоративный уровень не исключение. Перед принятием решения об инвестиции, нужно проанализировать следующие факторы:

Финансовый менеджмент в организациях во многом схож с бухгалтерским учётом. Но бухгалтерский учёт занимается учётом уже совершённых операций (и, следовательно, учётом «исторической» финансовой информации). А финансовый менеджмент смотрит в будущее и занимается анализом эффективности и планированием ещё предстоящих финансовых операций.

Налоги и сборы

Определение понятия налог представлено в ст. 8 Налогового кодекса РФ (своеобразной «налоговой конституции»).
Согласно указанному нормативному акту, налог — обязательный, индивидуально-безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности (хозяйственного ведения или оперативного управления) денежных средств, в целях обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Данное определение указывает на отличительные признаки налога от других видов платежей в бюджет: обязательность, индивидуальную безвозмездность, денежный характер (налоги нынешней налоговой системы могут иметь только денежную форму, в отличие от налоговой системы, действовавшей до введения в действие Налогового кодекса РФ) и целевую направленность платежа (для обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований).

Сборы — обязательные взносы, взимаемые с организаций и физических лиц, уплата которых является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определённых прав или выдачу разрешений (лицензий). Из определения видны отличия сбора от категории налога: в частности сбор, в отличие от налога, является обязательным не всегда, а только в случае когда в отношении его плательщика те или иные государственные органы совершают «юридически значимые действия», то есть присутствует момент «индивидуальной возмездности».

Налоги сегодня — важнейшая и крупнейшая часть доходов государства (фискальная функция налогов). Манипулируя налоговыми ставками, государство может влиять на экономику, активируя ту или иную экономическую отрасль (или, допустим, географический регион), или наоборот, сдерживая рост в какой-то области (регулирующая функция налога).

Налоги бывают прямыми и косвенными. Прямой налог — это налог, взимаемый государством непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика. Косвенный налог — налог на товары и услуги, устанавливаемый в виде надбавки к цене или тарифу. Косвенные налоги также действуют в форме акцизов (в том числе универсального акциза) и таможенных пошлин.

Читать также:  Тульский техникум экономики финансов и информатики официальный

Вот основные налоги, обеспечивающие доход бюджетов бюджетной системы РФ:

Современная налоговая система России строится на основе Налогового кодекса РФ и принятых в соответствии с ним законов субъектов и нормативных актов местного самоуправления, а также подзаконных актов различных органов исполнительной власти. Контроль за правильностью, полнотой и своевременностью внесения налогов, возложен на Федеральную налоговую службу, которая образована в составе Минфина РФ.

Налоговая система РФ имеет три уровня (федеральный, региональный уровень субъекта и местный). В данный момент налоговая система по количеству уровней не совпадает с системой бюджетной (фактически с 2006 г. введён 4-й «негласный» бюджетный уровень на уровне местных бюджетов: бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга). Однако, данное, казалось бы, противоречие нареканий не вызывает, поскольку все местные налоги (а также часть федеральных налогов и налоговых режимов) поделены между местными уровнями в соответствующих их статусам пропорциях на основании положений Бюджетного кодекса РФ.

Отдельно нужно сказать о государственных облигациях (их ещё называют «облигации государственного займа»). Эти ценные бумаги выпускает правительство страны и распространяет внутри страны и за рубежом. Это как бы кредит, который берёт само государство для своих нужд. Разумеется, чем богаче и стабильнее государство, тем охотнее ему выдают кредиты и покупают его облигации. Поэтому США — это страна, имеющая самый большой в мире государственный долг. Многие страны мира (включая Россию) держат свои валютные резервы в ценных бумагах правительства США. Чем эффективнее может государство распорядиться взятыми в кредит деньгами, тем выгоднее брать кредит. И наоборот, если государство не может окупить проценты по кредиту, то займы становятся тяжкой обузой для государственного бюджета.

Доходы государства распределяются по следующим основным расходным статьям:

Среди форм ассигнований выделяют субсидии, дотации и субвенции.

Финансовая экономика — это отрасль экономической науки, изучающая взаимосвязи между финансовыми величинами, такими как: цена, добавочная стоимость, акционерный капитал и пр. Финансовая экономика особенно концентрируется на изучении влияния реальных экономических показателей на финансовые показатели. Вот основные направления исследований:

Царь Мидас на золотой монете

Трактовка термина «финансы»

Дискуссия оказала серьёзное воздействие на весь дальнейший ход развития советской финансовой науки. Под её влиянием на протяжении последующих двадцати пяти лет в СССР сформировались три научные концепции советских финансов: распределительная, воспроизводственная и концепция Э. А. Вознесенского (иногда называемая правовой концепцией).

Многолетняя научная дискуссия между сторонниками распределительной и воспроизводственной концепций по существу сводилась к тому, в какой мере следует включать финансы советских предприятий и отраслей народного хозяйства в состав общественных финансов. При этом, обе концепции исключали из финансов социализма личные финансы и финансы непроизводственных предприятии и организаций, к которым относились все учреждения здравоохранения, образования, культуры и спорта. Таким образом, воспроизводственная концепция тоже не охватывала всю предметную область финансов.

Крупнейшие информационные агентства финансовой информации:

Финансовые учреждения и организации

Термин «финансы» в экономических исследованиях меркантилистов стал использоваться с XV в. первоначально в плоскости формирования, а в дальнейшем и использования денежных фондов для удовлетворения государственных нужд. Уже в ХХ в. данное понятие стали применять для обозначения денежных фондов хозяйственных субъектов – предприятий и домохозяйств.

В настоящее время финансы представляют собой экономические отношения, которые возникают в процессе образования и использования фондов денежных средств предприятий, государства, муниципальных образований и населения.

Финансовые отношения отличаются определенной спецификой:

1) они проявляются через движение денег, однако не все экономические отношения, возникающие в процессе движения денежных потоков, можно отнести к финансам. К ним принадлежат только те из них, которые связаны с образованием и использованием фондов денежных средств;

2) односторонний (однонаправленный), как правило, характер движения денежных средств;

3) распределительный характер отношений, который связан с движением денег независимо от движения стоимости в товарной форме.

Финансовые отношения многообразны. Они возникают:

* между хозяйствующими субъектами в процессе реализации продукции;

* между хозяйствующими субъектами и государством, органами местного самоуправления при формировании бюджетов и внебюджетных фондов;

* внутри хозяйствующих субъектов при формировании и использовании целевых фондов денежных средств;

* между бюджетами разных уровней и внебюджетными фондами;

* между гражданами и государством, органами местного самоуправления при формировании бюджетов и внебюджетных фондов;

* между домохозяйствами при формировании общих фондов денежных средств, а также внутри домашних хозяйств по поводу распределения денежных фондов и др.

Финансы выполняют ряд важных функций в экономике. Основными из них являются:

– распределительная – осуществляется в процессе кругооборота ресурсов предприятия, который непосредственно связан с образованием и распределением фондов финансовых ресурсов, начиная от капитала предприятия и до распределения его прибыли;

– перераспределительная – реализуется государством через систему централизованных финансов за счет аккумулирования и предоставления денежных средств отдельным отраслям и предприятиям;

– воспроизводственная – оперируя фондами финансовых ресурсов, государство и предприятия регулируют воспроизводственный процесс;

– стимулирующая – осуществляется через налоговую систему, бюджетное финансирование, финансовые рынки в целях развития субъектов рыночной экономики и повышения темпов экономического роста;

– контрольная – реализуется через систему государственного и негосударственного финансового контроля в целях повышения эффективности управления денежными ресурсами.

Реализовать функции финансов призвана финансовая система. Финансовая система представляет собой форму организации денежных отношений между всеми субъектами хозяйственной деятельности по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта.

Структуру финансовой системы России можно представить в виде схе­мы (рис. 27).

Рис. 27. Структура финансовой системы России

Данная схема наглядно демонстрирует, что основой финансовой системы являются финансы предприятий, так как именно от них зависит денежное наполнение всех остальных элементов системы. Но центральным звеном финансовой системы считается государственный бюджет, в связи с тем, что с его помощью осуществляется перераспределение денежных ресурсов между субъектами экономики.

Сущность финансовой системы

Процесс распределения и перераспределения стоимости совокупного общественного продукта представляет собой финансовый механизм, который включает в себя систему организации, регулирования и планирования финансов, способов формирования и использования финансовых ресурсов у хозяйствующих субъектов, наёмных работников, государства и органов местного самоуправления.

В процессе распределения стоимости совокупного общественного продукта у субъектов экономических отношений (государства, хозяйствующих субъектов, наёмных работников и органов местного самоуправления) накапливаются различные фонды денежных доходов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *