ФОРМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПУБЛИЧНЫХ ФИНАНСОВ

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Публичные (централизованные) финансы — система формирования и использования фондов денежных средств, предназначенных для обеспечения деятельности государственных и муниципальных органов власти. Публичные финансы включают государственные финансы и муниципальные финансы.

Централизованные финансы представлены бюджетной системой, а также государственным и муниципальным кредитом.

Бюджетная система Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом РФ состоит из бюджетов и внебюджетных фондов всех уровней (федерального, регионального и муниципального).

Управление публичными финансами осуществляется через систему органов власти на всех уровнях государственного устройства. В Российской Федерации — это федеральные органы власти, органы власти субъектов Российской Федерации и муниципальные органы власти.

1.
Государственный
сектор и сектор государственного
управления;

2. Состав и структура
публичных финансов;

2.1. Понятие публичных
финансов;

2.2. Структура
публичных финансов;

3. Бюджет
– как основа публичных финансов;

6.1. Субъекты, объекты
и процессы управления публичными
финансами;

6.2. Органы управления
публичными финансами и их полномочия;

Сектор
государственного (муниципального)
управления –
совокупность государственных органов,
органов местного самоуправления, органов
управления государственными внебюджетными
фондами, созданных ими государственных
(муниципальных) учреждений, а также иных
юридических лиц, в отношении которых
указанные органы и созданные ими
государственные (муниципальные)
учреждения выполняют функции и полномочия
собственника имущества или осуществляют
права акционера (участника) — владельца
более 50 % акций, и деятельность которых
связана с выполнением функций
государственного (муниципального)
управления;

Государственный
(муниципальный) сектор
– совокупность сектора государственного
(муниципального) управления и юридических
лиц, в отношении которых государственные
органы, органы местного самоуправления,
органы управления государственными
внебюджетными фондами, созданные ими
государственные (муниципальные)
учреждения выполняют функции и полномочия
собственника имущества или осуществляют
права акционера (участника) — владельца
более 50 % акций (долей), за исключением
юридических лиц, являющихся единицами
сектора государственного управления.

В
настоящее время нормативный правовой
акт, определяющий правила отнесения
юридических лиц к государственному
сектору и сектору государственного
управления соответствующего
публично-правового образования в
Российской Федерации законодательно
не утвержден.

Вместе
с тем, исходя из международных стандартов
финансовой деятельности публично-правовых
образований , таких как Руководство по
статистике государственных финансов
(2000):

сектор государственного
управления Российской Федерации;

К
сектору государственного управления
Российской Федерации относятся:

главные администраторы
средств федерального бюджета и
подведомственные им получатели бюджетных
средств;

иные получатели
средств федерального бюджета, имеющие
право на принятие и (или) исполнение
бюджетных обязательств от имени
Российской Федерации за счет средств
федерального бюджета;

Пенсионный фонд
Российской Федерации и подведомственные
ему получатели бюджетных средств;

Фонд обязательного
медицинского страхования Российской
Федерации и подведомственные ему
получатели бюджетных средств;

Фонд социального
страхования Российской Федерации и
подведомственные ему получатели
бюджетных средств;

бюджетные учреждения
Пенсионного фонда Российской Федерации,
Фонда обязательного медицинского
страхования Российской Федерации, Фонда
социального страхования Российской
Федерации;

автономные
учреждения Пенсионного фонда Российской
Федерации, Фонда обязательного
медицинского страхования Российской
Федерации, Фонда социального страхования
Российской Федерации;

государственная
корпорация Российской Федерации «Фонд
содействия реформированию
жилищно-коммунального хозяйства»;

государственная
компания «Российские автомобильные
дороги»;

юридические лица,
деятельность которых удовлетворяет
одновременно следующим критериям:

Российская Федерация
является владельцем более 50% акций
(долей);

убытки покрываются
из федерального бюджета;

государственные
унитарные предприятия, убытки которых
покрываются из федерального бюджета;

сектор государственного
управления субъектов Российской
Федерации;

К сектору
государственного управления субъектов
Российской Федерации относятся:

главные администраторы
средств бюджетов субъектов Российской
Федерации и подведомственные им
получатели бюджетных средств;

государственные
бюджетные учреждения субъектов Российской
Федерации;

государственные
автономные учреждения субъектов
Российской Федерации;

иные получатели
средств бюджетов субъектов Российской
Федерации, имеющие право на принятие и
(или) исполнение бюджетных обязательств
от имени субъектов Российской Федерации
за счет средств бюджетов субъектов
Российской Федерации;

территориальные
фонды обязательного медицинского
страхования субъектов Российской
Федерации и подведомственные им
получатели бюджетных средств;

бюджетные учреждения
территориальных фондов обязательного
медицинского страхования субъектов
Российской Федерации;

автономные
учреждения территориальных фондов
обязательного медицинского страхования
субъектов Российской Федерации;

субъекты Российской
Федерации являются владельцами более
50 % акций (долей);

убытки покрываются
за счет бюджета субъекта Российской
Федерации

государственные
унитарные предприятия, убытки которых
покрываются за счет бюджета субъекта
Российской Федерации;

сектор муниципального
управления муниципальных образований;

К сектору
муниципального управления муниципальных
образований относятся:

главные администраторы
средств муниципальных образований и
подведомственные им получатели бюджетных
средств;

муниципальные
бюджетные учреждения муниципальных
образований;

муниципальные
автономные учреждения муниципальных
образований;

иные получатели
средств бюджетов муниципальных
образований, имеющие право на принятие
и (или) исполнение бюджетных обязательств
от имени муниципальных образований за
счет средств бюджетов муниципальных
образований;

муниципальные
образования являются владельцами более
50 % акций (долей);

убытки покрываются
за счет местного бюджета;

муниципальные
унитарные предприятия, убытки которых
покрываются из местного бюджета.

Финансы единиц
сектора государственного управления
образуют публичные финансы.

Публичные
(централизованные) финансы представляют
собой систему формирования и использования
фондов денежных средств, предназначенных
для обеспечения деятельности
государственных и муниципальных органов
власти.

Публичные финансы
включают в себя государственные финансы
и муниципальные финансы.

Государственные
финансы – это форма организации денежных
отношений, участником которых выступает
государство.

Государственные
финансы представляют собой совокупность
экономических отношений, систему
образования и распределения денежных
фондов, необходимых государству для
содержания его органов и выполнения
присущих ему функций.

Муниципальные
финансы – это форма организации фондов
денежных средств, формируемых и
используемых на уровне муниципального
образования. Муниципальные финансы
составляют основу экономической
самостоятельности муниципальных
образований.

они являются
инструментом реализации функций
государственных институтов и органов
местного самоуправления;

и те и другие
обслуживают не частные, не коллективные,
а общественные интересы;

и те, и другие носят
публичный характер.

Публичные финансы
образуются за счет:

— взимания налогов
и сборов;

— доходов
от использования имущества, находящегося
в государственной и муниципальной
собственности;

— выпуска и продажи
государственных
(муниципальных) ценных бумаг;

— внешних и
внутренних заимствований;

— доходов юридических
лиц, учредителем которых является
соответствующее публично-правовое
образование.

В Российской
Федерации, исходя из федеративного
устройства, государственные финансы
включают в себя два уровня: финансы
федеральных органов власти и финансы
органов субъектов Российской Федерации.


ФОРМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПУБЛИЧНЫХ ФИНАНСОВ

В соответствии с
Конституцией Российской Федерации
органы местного самоуправления не
входят в систему органов государственной
власти. Это предопределяет самостоятельность
установления муниципальным образованием
структуры органов управления местными
финансами.

Многообразие видов
местных бюджетов, предусмотренных
статьей 10 Бюджетного кодекса РФ позволяет
выделить финансы городских и сельских
поселений, городских округов, муниципальных
районов и внутригородских районов и
территорий городов федерального
значения.

Финансы поселений
призваны обеспечить реализацию полномочий
органов местного значения, закрепляемых
федеральным законодательством и
законодательством субъектов РФ за
поселениями.

За счет финансовых
ресурсов органов местного самоуправления
муниципальных районов (городских
округов) решаются вопросы местного
значения, отнесенные к ведению
муниципальных районов (городских
округов), а также реализуются полномочия
местного самоуправления, переданные
органами местного самоуправления
поселений и государственные полномочия,
делегированные органами государственной
власти и субъектов Российской Федерации.

Людмила Юрьевна Ананьева

Эксперт по предмету «Финансы»

преподавательский стаж — 10 лет

Сущность государственных финансов

Государственные финансы затрагивают одну из важнейших сфер финансовых отношений, существующих на уровне государства. Они непосредственно связаны с процессам перераспределения национального дохода страны в целях обеспечения выполнимости основных функций аппарата государственной власти. Иначе говоря, они являются выражением экономических отношений, связанных с обеспечением государства источниками финансирования для реализации его функций.

В общем смысле под государственными финансами понимают денежные отношения, формирующиеся в сферах распределения и перераспределения валового национального продукта.

Государственные финансы способствуют удовлетворению потребностей в финансовых средствах общества в целом и государственного аппарата в частности. Их функционирование нацелено на достижение общих целей развития общества.

Государственные финансы играют важнейшую роль в развитии и обеспечении эффективного функционирования национальных экономических систем. Без них невозможно добиться успехов ни в одной из отраслей национального хозяйства, будь то государственное строительство, экономика или социальная сфера.

Читать также:  ПОЛНОМОЧИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ БЮДЖЕТА И ФИНАНСОВ

Масштабы и роль и государственных финансов, а также их положение в финансовой системе страны определяются объемами финансовых средств, которые требуются правительству для выполнения взятых на себя обязательств.

Место государственных финансов в финансовой системе страны

Государственные финансы входят в состав общей финансовой системы страны и фактически являются ее главным звеном (рисунок 1).


ФОРМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПУБЛИЧНЫХ ФИНАНСОВ

Рисунок 1. Место государственных финансов в финансовой системе страны. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

«Система государственных финансов» 👇

Функционирование системы государственных финансов неразрывно сопряжено с двумя разнонаправленными процессами, связанными с мобилизацией финансовых ресурсов в руках государства и их последующим расходованием (перераспределением). Эти процессы находят свое отражение в формировании доходов и расходов государства.

Наконец, функционирование системы государственных финансов определяется реализацией ряда функций, определяющими из которых выступают функция распределения, функция регулирования и функция контроля.

Состав и структура системы государственных финансов

Основными элементами системы государственных финансов являются:

Основой и прочным фундаментом системы государственных финансов выступает бюджетная система страны, посредством которой перераспределяется более 1/3 валового внутреннего продукта страны. Именно посредством государственного бюджета обеспечивается аккумулирование и расходование финансовых средств государства.

Государственные внебюджетные фонды представляют собой фонды денежных средств, которые формируются вне государственного бюджета. Как правило, они предназначены для реализации таких конституционных прав граждан, как: пенсионное обеспечение, охрана здоровья и медицинская помощь. В соответствии с этим выделяют три основных государственных внебюджетных фонда (рисунок 2).


ФОРМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПУБЛИЧНЫХ ФИНАНСОВ

Рисунок 2. Государственные внебюджетные фонды. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Основной спецификой государственных внебюджетных фондов выступает их целевое назначение.

Под государственным кредитом следует понимать задолженность государства перед населением и предпринимательскими структурами. Размер государственного кредита является свидетельством рациональности финансовой политики государства и эффективности ее реализации. Его величина регулируется на законодательном уровне. Большой размер государственного кредита свидетельствует о том, что страна живет за счет будущих поколений.

Государственный бюджет как основа системы государственных финансов

Итак, центральное место в системе государственных финансов отводится госбюджету. Рассмотрим его сущность и структуру более подробно.

Государственный бюджет представляет собой финансовый план государства на текущий финансовый год, имеющий силу закона.

Фактически он представляет собой баланс доходной и расходной части государственных финансов за фиксированный временной промежуток.

Доходная часть государственного бюджета отражает источники поступления денежных средств, которые впоследствии направляются на финансирования всех сфер общественной жизни. Основными источниками пополнения государственной казны выступают:

Как показывает практика, именно налоги формируют большую часть государственного бюджета и выступают основным источником его пополнения.

Расходная часть государственного бюджета отражает основные направления расходования аккумулированных ранее государством денежных средств. В условиях развития экономики рыночного типа не менее половины всех расходов госбюджета должно быть направлено на социальные нужды.

Государственный бюджет играет огромную роль не только в системе государственных финансов, но и в развитии национальной экономики в целом. Именно он формирует финансовую базу, которая впоследствии обеспечивается деятельности органов государственной власти. Он же выступает одним из основных инструментов претворения в жизнь экономической политики государства. Благодаря госбюджету обеспечивается централизация денежных средств, необходимых для образования резервов и решения основных направлений научно-технического прогресса.

Именно при помощи государственного бюджета финансируется реализация государственных программ, а сконцентрированные в нем денежные средства обеспечивают осуществление социально-экономической политики правительства, оборону и безопасность страны.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Финансовая деятельность в государстве традиционно рассматривается в ФП как базисная категория.

В советский период развития ФП – финансовая деятельность государства – деятельность по формированию, распределению и использованию денежных фондов в целях финансового обеспечения государственных задач и функций.

Конституция 1993 года закрепила самостоятельность местного самоуправления. В настоящее время общепризнанным является вывод об однотипности отношений, которые складываются в рамках финансовой деятельности государства и финансовой деятельности муниципальных образований, поэтому на смену понятию «финансовая деятельность государства» пришел термин «публичная финансовая деятельность», который объединяет финансовую деятельность государства и финансовую деятельность муниципальных образований.

Признаки публичной финансовой деятельности:

2) деятельность уполномоченных государственных (муниципальных) органов и иных уполномоченных субъектов,

3) деятельность по:

— формированию публичных фондов денежных средств,

— распоряжение средствами публичных фондов денежных средств,

— осуществление контроля за использованием публичных фондов денежных средств.

4) в целях финансового обеспечения задач и функций публичной власти.

Обратимся к содержательной части деятельности – формирование, распоряжение и контроль. Когда говорим о публичной финансовой деятельности, то эта деятельность властная. В связи с этим, нецелесообразно включать в эту деятельность деятельность по использованию денежных фондов. Под использованием понимаем приобретение на эти денежные средства неких материальных благ – товаров, работ и услуг. Это уже осуществляется на основе гражданско-правовых сделок и не требует, как правило, специального правового регулирования. В связи с тем, что бюджетные средства имеют публичное предназначение, то особую роль играет осуществление контроля за использованием денежных средств, это и представляется целесообразным включать в осуществление публичной финансовой деятельности вместо использования.

Публичная финансовая деятельность (ПФД) – это деятельность уполномоченных органов, поэтому перейдем к теме субъектов, которые осуществляют ПФД.

Поскольку ПФД весьма обширна, то ей занимаются практически все государственные органы.

1) органы государственной власти,

2) органы местного самоуправления,

3) иные субъекты, уполномоченные на осуществление ПФД (органы управления государственными внебюджетными фондами, например

2. Критерий – основная или неосновная деятельность:

1) субъекты, для которых ПФД является лишь частью компетенции,

2) субъекты, которые специально созданы для осуществления ПФД.

Кого можно назвать? Остановимся только на органах государственной власти, муниципальную брать не будем. Законодательные органы власти, исполнительные органы власти, судебные, Президент. Правовые основы статуса Президента закреплены в Конституции в главе 4, основные направления внутренней и внешней политики (нас интересует только то, что относиться к ПФД), обращается к ФС с ежегодным посланием о положении дел в стране (ст.80, ст.84 К РФ), бюджетное послание Президента РФ (одно из тех посланий, с которыми Президент обращается к ФС), регулируется более подробно ст.170 и ст.172 БК РФ.

Ст.170 предусматривает, что бюджетное послание направляется ФС РФ не позднее марта года предшествующему очередному финансовому году. В том послании определяется бюджетная политика РФ на очередной финансовый год и плановый период, т.е. в бюджетном послании, которое направляется в 2012 году должна быть определена бюджетная политика РФ на 2013 год и плановый период 2014-2015 г.г. Именно на бюджетном послании и на некоторых других документах (например, прогноз социально-экономического развития на соответствующей территории) основывается составление проектов бюджетов.

Последние три года бюджетное послание раньше конца июня не направлялось.

Законодательные органы власти (и на федеральном, и на региональном уровне). Функции по ПФД у них одинаковы на обеих уровнях. Рассматривают и утверждают законы о бюджетах.

Что касается государственных внебюджетных фондов. У нас есть федеральные внебюджетные фонды и территориальные. Какие есть фонды? Например, федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Пенсионный Фонд РФ, Фонд социального страхования – это всё федеральные фонды, применительно к ним принимаются федеральные законы об их бюджете. В настоящее время есть только один территориальный фонд – Территориальный фонд обязательного медицинского страхования. Бюджет соответствующего фонда принимается законом субъекта РФ. Итак, законодательные органы рассматривают и утверждают законы о соответствующих бюджетах, законы, в рамках которых утверждаются отчеты по исполнению бюджетов, устанавливают и вводят налоги и сборы и осуществляют последующий контроль за исполнением бюджета. Ф З 6 октября 1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов субъектов РФ», полномочия конкретного органа – нужно обратиться к Уставу субъекта РФ.

Органы исполнительной власти. Есть и общей компетенции и специальной. Какие функции осуществляют в рамках ПФД? Составление проектов бюджетов, внесение его на утверждение в законодательный орган, управление государственным и муниципальным долгом, ведомственный контроль за исполнением бюджета, представляют отчет об исполнении бюджета в законодательный орган, могут осуществлять и иные предусмотренные полномочия.

Читать также:  Е. Д. Максимов как первый исследователь культурного народничества

Федеральный орган исполнительной власти общей компетенции – Правительство РФ (правовой статус регламентирован Конституцией и ФКЗ «О Правительстве РФ».

Ст.104 К РФ – законопроекты по определенным вопросам могут быть внесены в ГосДуму только при наличии заключения Правительства РФ, например, о введении или отмене налогов, об освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства и иные законопроекты, которые предусматривают расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета.

Помимо органов общей компетенции у нас еще есть многочисленные органы специальной компетенции. Практически все органы исполнительной власти специальной компетенции участвуют в осуществлении ПФД, наделяясь специфическим статусом – главных распорядителей и распорядителей средств соответствующих бюджетов. О ИВ специальной компетенции, которые не созданы для осуществления ПФД, а все остальные виды деятельности осуществляют, они участвуют в ПФД в качестве главных распорядителей и распорядителей.

Основная функция распорядителя и главного распорядителя – это распределение выделенных из

Бюджета средств между подведомственными органами и учреждениями, т.е. те субъекты, которые участвуют в исполнении бюджета по расходам. На федеральном уровне и министерства и агентства и службы могут быть главными распорядителями и распорядителями бюджетных средств.

Вы говорили еще о судах. Нельзя сказать, что они осуществляют ПФД, но всё-таки определенным образом они в ней участвую. Отдельный ФЗ от 10 февраля 1999 года №30-ФЗ «О финансировании судов РФ». Данный закон предусматривает, что органы судейского сообщества могут участвовать в финансировании, т.е. если предполагается уменьшение бюджетных средств до 5%, то это может быть произведено с согласия Совета судей РФ, если уменьшение более 5 % — согласие Всероссийского съезда судей РФ. Таким образом, в определенных случаях органы Судейского сообщества так же могут принимать участие в осуществлении ПФД.

Органы, которые осуществляют ПФД, специально созданные именно для этого.

На уровне законодательной власти – контрольно-счетные органы. На федеральном уровне – счетная палата РФ, на уровне субъектов и муниципальных образований – контрольно-счетные органы субъектов и муниципальных образований.

На уровне органов исполнительной власти создаются органы специальной компетенции, созданные именно для осуществления ПФД. На федеральном уровне – Министерство финансов РФ и три подведомственные ему службы – Федеральное казначейство, ФНС, ФС финансового и бюджетного надзора.

Региональный уровень. Специальных каких-то органов ИВ ФЗ № 184 не предусмотрено, на усмотрение субъекта, в частности, в Санкт-Петербурге – Комитет финансов СПб и Комитет финансового контроля СПб.

Кроме этого, специально создан для осуществления ПФД – ЦБ РФ и Государственные внебюджетные фонды (ГВФ).

Теперь подробно о каждом органе.

1. Счетная палата РФ.

Создание СП предусмотрена ч.5 ст. 101 К. Р Ф, которая гласит, что для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета СФ и ГД образуют СП, состав и порядок деятельности определяется ФЗ. Ф З от 11 января 1995 года №4-ФЗ «О счетной палате РФ».

СП – постоянно действующий орган государственного финансового контроля, образуемый ФС РФ (СФ и ГД) и является подотчетным ФС.

Основные виды деятельности СП:

— контрольно-ревизионная, СП в рамках этой деятельности стремится реализовать конкретные задачи: организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и федеральных Внебюджетных фондов; контроль за законностью и своевременностью движения средств соответствующих бюджетов в ЦБ и иных кредитных организациях;

Контрольные полномочия СП распространяются на все органы власти РФ и учреждения, а также на федеральные внебюджетные фонды. Кроме этого, при определенных условиях, а именно, если соответствующие органы и организации получают/ используют средства федерального бюджета, либо используют или управляют федеральной собственностью, контрольно-ревизионные функции СП распространяются на все иные организации независимо от форм собственности. Кроме того, осуществляют контроль за банковской системой, в связи с публично-финансовой деятельностью СП осуществляет контроль за финансовой деятельностью ЦБ РФ и иных банков и кредитной организации в части обслуживания этими организациями федерального бюджета, контроль ЦБ РФ в части обслуживания долга РФ. Проверки финансово-хозяйственной деятельности ЦБ, однако такие проверки осуществляются в связи с их значимостью только по решению ГД, которое принимается на основании решения Национального банковского Совета. Таким образом, основная форма – ревизии и проверки.

Финансовая экспертиза проектов федерального бюджета, проблем бюджетно-финансовой политики и совершенствования бюджетного процесса в РФ, по иным вопросам связанным с бюджетно-финансовыми вопросами, которые выносятся на рассмотрение в ГД РФ; дает заключения по проектам международных договоров, которые влекут определенные последствия для федерального бюджета; заключения по проектам программ, на которые направляются средства федерального бюджета. По сути, анализирует всё, что только можно анализировать, если это что-то связано с тем, чтобы расходовать средства из федерального бюджета. С П подводит итоги и вносит свои предложения по совершенствованию бюджетной системы РФ.

Контрольно-ревизионные органы созданы не только на федеральном уровне, но и на уровне субъектов РФ и муниципальных образований. Долгое время вопрос о функционировании контрольно-ревизионных органов субъектов и муниципальных образований не был никак урегулирован на федеральном уровне и субъекты сами принимали решение о создании или несоздании такого органа. В СПб долго СП СПб была не самостоятельным органом власти, а подразделением Зак. Собрания. Но на настоящий момент этот вопрос урегулировании на федеральном уровне – ФЗ от 07 февраля 2011 года № 6 ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований». В СПб в 2011 году 13 июля – закон СПб о контрольно-счетной палате СПб (как самостоятельный орган власти, не зависящий от законодательного Собрания). В принципе, закон писался с ФЗ, сходные полномочия, воспроизводит ФЗ.

Создаются контрольно — ревизионные органы постоянно действующие внешнего государственного финансового контроля. Образуются соответствующим законодательным органом – либо законодательный орган субъекта, либо представительный орган муниципального образования. Подотчетны соответственному законодательному (представительному) органу власти, обладают организационной и функциональной независимостью. Деятельность данного органа не может быть приостановлена даже при досрочном прекращении полномочий законодательного органа. То есть это абсолютно независимый и самостоятельный орган. Введя соответствующее правило о том, что такой контрольно-ревизионный орган должен быть создан в субъекте или муниципальном образовании, данный закон допускает возможность передачи полномочий соответствующему органы, в частности, передача полномочий от контрольно-расчетного органа поселений к контрольно-счетному органу муниципального района, т.е. речь об уровне муниципальных образований. У нас в РФ сейчас закреплена двухуровневая система местного самоуправления. Это предполагает, что на большей части территорий есть нижний уровень – поселения городские и сельские, — которые потом объединяются в муниципальные районы – вышестоящий уровень. Таким образом, возможна передача полномочий от поселений к району.

Экспертно-аналитические мероприятия – тоже но на другом уровне: экспертиза законов о бюджетах, финансово-экономическая экспертиза законов и иных актов, которые касаются расходных обязательств публичного образования, подготавливается информация о ходе исполнения бюджета, анализируется бюджетный процесс и подготавливаются предложения по его усовершенствованию.

Это основное, остальное можно в законе почитать!

Формы
финансовой деятельности государства
разнообразны. В каждой из них практически
выражаются действия государственных
органов и органов местного самоуправления
по образованию, распределению и
использованию финансовых ресурсов на
соответствующем уровне.

По
своему характеру
эти формы могут быть правовыми и
неправовыми. Правовые
формы
выражаются в принятии правовых актов
в связи с установлением или применением
норм. Неправовые
формы — это инструктирование финансовой
службы предприятий, проведение совещаний
в аппарате финансовых и налоговых
органов, заседаний комитетов по
бюджетно-финансовым вопросам
представительных органов власти,
разъяснение финансового законодательства
населению и другая организаторская
работа; финансово-технические операции
(расчеты платежей и ассигнований из
бюджетов, объемов финансирования и
кредитования); финансово-экономический
анализ; подготовка материалов к
финансовому планированию, прогнозированию
и отчетности и т.п.

Читать также:  ВСЕ ПРО ФРИДОМ ФИНАНС

Юридического
значения они не имеют, но создают
предпосылки для осуществления правовых
форм финансовой деятельности, в которых
проявляется государственно-властный
характер действий органов государственной
власти в области финансов.

Конкретные
правовые формы финансовой деятельности
обусловлены тем, что она протекает в
виде деятельности представительных и
исполнительных органов власти всех
уровней и организационно-правовых форм.

Вопрос 7. Понятие и виды финансовых актов.

Осуществляя
финансовую деятельность, государственные
органы и органы местного самоуправления
в пределах своей компетенции принимают
финансово-правовые акты, посредством
которых в пределах своих полномочий
регулируют общественные отношения в
области аккумуляции, распределения и
использования финансовых ресурсов,
проведения контроля за их расходованием,
за выполнением финансовых планов,
финансовых обязательств перед
государством. В таких актах и выражаются
юридические формы финансовой деятельности
государства и органов местного
самоуправления.

Итак,
финансово-правовые
акты
— это принятые в предусмотренной форме
и имеющие юр. последствия решения гос.
органов и органов местного самоуправления
по вопросам фин. деятельности, входящим
в их компетенцию. Они устанавливают,
изменяют или отменяют финансово-правовые
нормы или служат основанием для
возникновения, прекращения, изменения
конкретных правоотношений.

Применение
тех или иных правовых форм финансовой
деятельности определяется значением
и содержанием регулируемых отношений.
Например, принятие фед. бюджета оформляется
ФЗ. Это вытекает из общегосударственного
значения бюджета, его важной роли для
социально-экономического развития
страны, широкого круга общественных
отношений, возникающих в связи с его
принятием. В отличие от этого вопросы
выделения ден. средств подведомственным
предприятиям решаются актами министерств
и других органов гос. управления в
соответствии с установленными правовыми
нормами порядком.

Финансово-правовые
акты можно классифицировать
по юр. свойствам, по юридической природе,
по органам, их издающим, и другим
основаниям.

По
юридическим свойствам
финансово-правовые акты подразделяются
на нормативные и индивидуальные. К
нормативным относятся акты, которые
регулируют группу однородных фин.
отношений и содержат общие правила
поведения их участников, т.е. правовые
нормы. Отсюда вытекает и наименование
этой группы актов — нормативные.
Они действуют обычно длительное время.
Нормативные финансово-правовые акты
устанавливают виды фин. обязательств
предприятий и граждан перед государством,
или муниципальным образованием, порядок
исчисления установленных платежей,
типичные признаки плательщиков, порядок
расходования гос. ден. средств, порядок
проведения финансового контроля и т.д.

По
юр. природе
фин.-правовые акты подразделяются на:
а)
законодательные, к которым относятся
ФЗ и законы субъектов Федерации по
вопросам фин. деят-ти гос-ва; б)
подзаконные. В эту группу входят акты
всех других гос. органов, основанные на
законе и принятые во исполнение закона

Характерной
особенностью
финансово-правовых актов является
наличие среди них большой группы
финансово-плановых актов. Они отличаются
от других финансово-правовых актов
своим содержанием. Финансово-плановые
акты
— это акты, принимаемые в процессе фин.
деятельности государства и органов
местного самоуправления, которые
содержат конкретные задания в области
финансов на определенный период, т.е.
являются планами по мобилизации,
распределению и использованию финансовых
ре-сурсов.

Существование
финансово-плановых актов обусловлено
действием принципа плановости в процессе
образования, распределения и использования
финансовых ресурсов в соответствии с
программами и планами экономического
и социального развития.

К
финансово-плановым актам относятся:

а)
основной финансовый план государства
— федеральный бюджет, а также государственные
бюджеты субъектов Федерации и местные
бюджеты;

б)
бюджеты государственных и муниципальных
внебюджетных фондов;

в)
финансово-кредитные и кассовые планы
банков;

г)
финансовые планы страховых организаций;

д)
финансовые планы и сметы министерств,
ведомств, других органов государственного
управления и местного самоуправления;

е)
финансовые планы (балансы доходов и
расходов) предприятий и объединений;

ж)
сметы бюджетных учреждений.

Финансово-плановые
акты получают свое юридическое
оформление
в актах соответствующих органов
государства и местного самоуправления.
Так, федеральный бюджет утверждается
федеральным законом, смета учреждения
— министерством, которому это учреждение
подчинено. Утвержденный в установленном
порядке финансово-плановый акт регулирует
финансовые отношения и вызывает
юридические последствия, как любой
финансово-правовой акт.

Инна Смирнова

преподавательский стаж — 15 лет

Понятие и принципы организации публичных финансов

Публичные финансы представляют собой систему общественных отношений по формированию и использованию денежных средств, направленную на обеспечение реализации общественных интересов.

Публичные финансы по-другому называются централизованными.

Публичные финансы организуются в соответствии со следующими принципами:

Состав и особенности публичных финансов

В состав публичных финансов входят две группы:

Публичные финансы характеризуются следующими особенностями: во-первых, они обеспечивают систему финансовых показателей, характеризующих финансовую деятельность государства; во-вторых, их назначение состоит в обеспечении финансирования таких общественных потребностей, которые имеют общегосударственное значение и составляют сферу государственных интересов; в-третьих, их движение определяется на законодательном, то есть государственном, уровне.

Государственные и муниципальные финансы как составляющие публичных финансов имеют ряд общих черт, в частности, и те и другие финансы представляют собой инструмент реализации функционального назначения органов государственного и муниципального управления.

«Публичные финансы» 👇

Помимо того, задачей и тех, и других финансов является обслуживание не частных или коллективных, а только общественных интересов; также те и другие финансы имеют публичный характер.

Источниками формирования публичных финансов являются:

Структура публичных финансов

Как уже упоминалось, система публичных финансов включает в себя государственные и муниципальные финансы.

В свою очередь, государственные финансы в соответствии с принятым федеративным устройством подразделяются на два уровня:

Муниципальные финансы представлены средствами муниципальных (местных) бюджетов и муниципальных унитарных предприятий.

Выделение муниципальных финансов, в отличие от региональных финансов, в отдельный вид публичных финансов обусловлен содержанием российской Конституции, согласно которой местное самоуправление исключается из системы государственного управления. В связи с этим возникает самостоятельность местного самоуправления при организации и использовании собственных финансовых ресурсов.

Многообразие муниципальных самообразований предусматривает такие виды бюджетов как бюджеты сельских поседений, городских поселений, муниципальных районов и городских округов, городов федерального значения и их отдельных территорий и так далее.

Направления расходования публичных финансов

Основное назначение публичных финансов состоит в обеспечении финансирования общественных интересов. В связи с этим основными направлениями расходования средств публичных финансов выступают: обеспечение финансирования производства товаров и услуг, отвечающих содержанию общественных благ, например, оборонных заказов; оказание финансовой помощи тем слоям населения, которые не способны обеспечивать себя самостоятельно, например, выплата пособий инвалидам; обеспечение системы обязательного социального страхования, например, на случай временной нетрудоспособности.

Финансовая деятельность государства — реализация финансовой политики государства,

Финансовая деятельность муниципальных образований

Финансовая деятельность муниципальных образований — осуществление соответствующим муниципальным образованием в лице компетентных органов, функций по планомерному аккумулированию, использованию централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях осуществления публичных задач и функций местного самоуправления, а также делегированных полномочий государства.

Объект Финансовой деятельности — отношения собственности, доходы накопления, прибыль, а также собственные экономические ресурсы государства и муниципальных образований.

Государственные финансы представляют собой важную макроэкономическую категорию. В общем виде они представляют собой денежные отношения, возникающие в сфере формирования финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении государства, и их использования на нужды управления, обороны и расширенного производства.

Государственные финансы функционируют на уровне государства в целом и его субъектов в частности. В большинстве своем они связаны с процессами перераспределения национального дохода в целя обеспечения выполнения государством его функций.

Сфера государственных финансов характеризуется рядом проблем, которые определяются:

В основе функционирования системы государственных финансов лежит два основополагающих процесса. Один из них связан с мобилизацией и аккумулированием финансовых ресурсов, а второй – с их использованием. Таким образом, формируются доходы и расходы государства. Все они находят свое отражение в государственном бюджете.

Формообразующими элементами системы государственных финансов выступают государственный бюджет, государственный кредит и внебюджетные фонды. Каждый из них играет свою роль в обеспечении государства финансовыми ресурсами для удовлетворения общественных потребностей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *