Функция и место государственных финансов в общей финансовой системе

Государственные финансы занимают определенное место и играют определенную роль в общей системе экономической и политической жизни страны, мобилизуя денежные ресурсы для выполнения государством своих функций.

Основными функциями государства, обеспечивающими нормальное политическое, экономическое и социальное развитие, являются:

— оказание государственных услуг общего назначения;

— разработка, принятие, реализация и совершенствование законодательных актов, в том числе формирующих институциональные основы рыночного хозяйства;

— разработка и реализация экономической политики;

— разработка и реализация социальной политики, финансирование основных общественных и социальных услуг, поддержка слабозащищенных групп населения;

— регулирование интеграции в мировую политическую систему и мировую экономику;

— осуществление мер по охране окружающей среды.

Оказание государственных услуг общего назначения включает функционирование органов государственной власти, оборону, общественный порядок, защиту прав собственности и гражданских прав населения.

Обеспечение законодательных основ страны предполагает, наряду с выработкой и реализацией законов, организацию их исполнения. В отношении экономики законодательство формирует институциональные основы рынка и определяет пропорции дополняющих друг друга рыночного и государственного механизмов обеспечения рыночного хозяйства.

Разделение полномочий между законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти, между центральными, региональными и местными органами власти, принятие таких основополагающих актов, как Гражданский кодекс, законов об акционерных обществах, ценных бумагах, земле, ипотеке, векселях, Налоговый кодекс и т. , должно обеспечить устойчивую систему, сдерживающую волюнтаристсткие действия государственных органов, и создать хозяйственно-правовые основы для деятельности в условиях рынка. Полномочия между различными структурами могут быть разделены по-разному. Однако важно не только четко сформулировать законодательные нормы, но и обеспечить их непротиворечивость, устойчивость и практическую реализацию. Доверие к законодательным установлениям, последовательное проведение в жизнь принятых законов и предсказуемость действий государственных органов, руководствующихся законами, не менее важны, чем сами законы. Коррумпированность государственного аппарата и высокая преступность подрывают основы рыночного хозяйствования, ведут к формированию теневой экономики.

Разработка и реализация экономической политики призвана обеспечить макроэконо-мическую и социально-политическую стабильность и создание благоприятных условий для экономического и социального развития. На основе системы регулирования государство способно активно воздействовать на характер и результаты рыночной деятельности в интересах общества в целом.

Большинство в настоящее время развитых стран на ранних стадиях развития использовали те или иные способы протекционизма и стимулирования развития рынка. В относительно недавнем прошлом Япония, Южная Корея, ряд других стран в дополнение к созданию институциональных основ рынка использовали различные методы поддержки экономики своих стран. Для этих целей использовались, в частности, субсидии для стратегических направлений развития, содействие развитию инфраструктуры, различные формы содействия экспорту, защиты внутреннего рынка. В зависимости от конкретных условий проводилась та или иная валютная, торговая, кредитная и промышленная политика. Проведение этих мер базировалось на эффективной деятельности сильного государства.

Выполняемые государством функции и экономическая политика зависят от уровня развития и состояния экономики и степени участия государства в экономической жизни, финансировании социальных расходов, стимулировании сбережений и накоплений и т. – в диапазоне от всеохватывающей планово-распределительной системы до чисто рыночной, свободной экономики. Однако и первое, и второе – крайность. Экономика государств является, как правило, смешанной, в ней взаимодействуют государственный и частный секторы. Основная проблема заключается не в том, должно ли государство вмешиваться в экономику, а в масштабах этого вмешательства и его характере. Масштабы аккумулирования ресурсов и государственного воздействия больше в странах с социально-ориентированной экономикой, сильным влиянием государства и государственных финансов, и меньше в странах, проводящих курс на либера-лизацию экономики.

Разработка и реализация социальной политики, финансирование основных общественных и социальных услуг и поддержка слабо защищенных слоев населения, обеспечение возможно более справедливого распределения благ между членами общества является одной из важнейших задач государства. Эта функция обеспечивается путем расходования государственных средств на образование, здравоохранение, социальное страхование, жилищно-коммунальные услуги. Государственная политика может способствовать сокращению бедности и неравенства, содействовать улучшению условий развития отсталых в экономическом отношении регионов, а также так называемых неперспективных регионов, ликвидируя почву для политической и социальной нестабильности.

Читать также:  КАРЕЦКАЯ СВЕТЛАНА СЕРГЕЕВНА ДИРЕКТОР ДЕПАРТАМЕНТА ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ

Государственные органы в значительной мере осуществляют страхование граждан от ряда угроз их экономической безопасности. Это, в частности, пенсионное обеспечение в преклонном возрасте, медицинское страхование в случае заболеваний, страхование от безработицы. В ряде стран государственные формы страхования являются основными. В других – значительную часть расходов несет частный сектор. Наиболее развитыми являются системы страхования европейского типа. Многие развивающиеся страны (например, Китай, Индия, Бразилия) пока не могут позволить себе внедрение таких систем в силу недостаточного уровня экономического развития.

Государство обеспечивает взаимодействие и регулирование отношений с другими странами путем участия в ООН, МОТ, ЮНЕСКО, ВТО, международных финансовых и кредитных организациях, а также в региональных организациях и на двусторонней основе в политической, военной, культурной, экономической и иных сферах.

Проблемы регулирования интеграции в мировую экономику приобрели особую актуальность в конце XX – начале XXI вв. Развитие международной торговли и движение капиталов дали импульс к усилению вовлеченности стран в мировые экономические процессы. Это связано с появлением новых информационных систем, сокращением налогообложения, стремлением преодолеть ограничения государственных органов внутри отдельных стран, возможностями и желанием высокоразвитых стран использовать свои преимущества, обусловленные выпуском продукции более высоких стадий обработки, высокотехнологичной и наукоемкой, а также широкими возможностями использования международных валютных и фондовых рынков.

Однако, наряду с преимуществами, вхождение в глобальную экономику сопряжено с крупными рисками, особенно для развивающихся стран. Многие из них опасаются, что открытость экономики сделает их чувствительными к перетокам капитала на международных финансовых рынках, поставит под угрозу стабильность национальной валюты, затруднит развитие национального сектора экономики. Функцией государства в этих процессах является выработка и проведение общенациональной политики, позволяющей использовать выгоды глобализации и минимизировать ее негативные стороны. В этих условиях государства используют свои бюджеты в качестве инструмента защиты национальных интересов, добиваются с их помощью укрепления позиций на международных рынках товаров, услуг и капиталов.

Государственное регулирование охраны окружающей среды осуществляется на основе государственных законодательных норм, бюджетных расходов самого государства, воздействия на частное предпринимательство с помощью рыночных механизмов, привлечения внимания общественного мнения, средств массовой информации и др.

Наиболее общими предпосылками эффективности государства являются следующие:

— объем осуществляемых государством функций и реализуемые им меры должны соответствовать экономическому потенциалу, финансовым ресурсам и социально-политической обстановке в стране;

— используемые меры и механизмы должны быть работоспособными и содействовать улучшению экономической ситуации;

— работа госаппарата должна улучшаться, при этом имеется в виду нацеливание его на решение проблем общества в целом, преодоление интересов отдельных групп и слоев населения, не совпадающих с общенациональными, ликвидация коррупции.

Средством решения проблемы соответствия роли государства его экономическому и финансовому потенциалу является корректировка сферы обязанностей государства, сужение или расширение сферы его ответственности. Такая корректировка может производиться на основе изменения финансируемых и выполняемых государством функций по обеспечению предоставляемых им благ и услуг, снятия существующих или принятия новых обязательств, требующих государственных расходов.

По мере роста экономического потенциала страны возможности государства и его способность расширять свои функции увеличиваются. Попытки стран с менее развитой экономикой обеспечить своим гражданам такой же объем товаров и услуг, как в развитых странах, обречены на провал, и кроме вреда ничего принести не могут. Сначала нужно добиться повышения экономического потенциала страны.

Сложной проблемой уменьшения объема благ, предоставляемых государством населению, является опасность усиления социальной напряженности. Необходимо, чтобы общество, прежде всего его наименее обеспеченная часть, восприняло эти меры хотя и без удовольствия, но как неизбежную вынужденную меру, носящую временный характер.

Читать также:  Экономика, менеджмент, финансы и право Кураков Л. П. Словарь

Государство играет существенную роль в экономической жизни страны. Рыночные условия хозяйствования предполагают свободное движение капиталов и товаров, стихийное формирование отношений между участниками воспроизводственного процесса, натуральных и стоимостных пропорций. При этом частный капитал не в состоянии решить многие проблемы социально-экономического развития. В этой связи государство проводит определенную экономическую политику, осуществляя прямое (с помощью законодательных и иных нормативных актов) и косвенное социально-экономическое регулирование экономики путем воздействия на такие ее важнейшие составляющие, как финансы, денежное обращение, кредит, цены, валютные отношения и др.

Государственные и рыночные механизмы сосуществуют и дополняют друг друга. Нормальное социально-экономическое и политическое развитие страны предполагает эффективное функционирование государства. Для успешного развития страны требуются как экономические и технологические предпосылки, так и институциональная среда: нормы и правила, обеспечивающие использование этих предпосылок, четкое определение роли, которую государство может сыграть в конкретных сложившихся условиях, способность государства законодательно определять, финансировать и практически реализовывать принятые законодательные нормы, обеспечивать экономическую стабильность и благоприятные условия для деятельности субъектов хозяйствования. В общем виде, казалось бы, все понятно. Тем не менее роль и возможности государства и государственных финансов в общественном развитии, поиски ответов на вопросы о том, чем должно и чем не должно заниматься государство, а если должно, то какими методами, на протяжении долгого периода времени находятся в центре внимания политиков и экономистов.

Общепризнанными дефектами рыночной экономики, корректируемыми за счет государственного вмешательства, являются: недостаточная эффективность в результате несовершенной конкуренции, неспособность рынка достаточно справедливо распределять доходы среди различных категорий населения, нестабильность, проявляющаяся в неполной занятости, инфляции, спадах производства и др. В этой связи экономической теорией исследуются, а практикой реализуются меры по экономическому регулированию рыночного механизма по ряду направлений.

Основными направлениями экономического воздействия государства на экономику являются:

— кредитно-денежная политика, основанная на регулировании количества денег в обращении в целях воздействия на рост ВВП, уровень цен, сглаживание изменений экономической конъюнктуры; для этого используются такие средства, как кредитная эмиссия, ставки рефинансирования, операции на открытом рынке ценных бумаг, резервные требования центрального банка и др

— валютная политика, направленная на обеспечение устойчивого курса национальной валюты с помощью различных систем его поддержания и активной политики национальных банков;

— внешнеэкономическая и в том числе таможенная политика, направленная на регулирование ситуации внутри таможенной территории, экономических взаимоотношений с другими государствами и защиту внутреннего рынка и национальных производителей с помощью методов тарифного и нетарифного регулирования;

— политика в области государственных финансов, направленная как на мобилизацию необходимых средств, так и на стимулирование экономического развития посредством благоприятной налогово-кредитной политики, льгот, финансирования и других инструментов государственных финансов.

В экономических теориях рассматривается вся совокупность экономических инструментов, используемых государством для целей экономического регулирования в их взаимодействии. Реализация экономической политики предполагает формулирование концепции, определяющей ее цели и основные задачи, формирование соответствующего этим целям и задачам финансово-кредитного механизма и управление (регулирование) финансовой деятельностью, осуществляемой субъектами хозяйственной деятельности в секторах экономики и, в частности, в государственном секторе. В процессе ее формирования и реализации определяются объемы финансовых ресурсов в стране, их источники, перераспределение и направления использования средств, направления и способы воздействия финансовой политики на субъектов хозяйствования, домашние хозяйства и воспроизводственные процессы. Все направления экономической и финансовой политики функционируют в сложной системе взаимосвязей и взаимозависимостей.

Предметом рассмотрения в данной главе являются методология формирования государственных финансов, их функции и роль основных категорий и государственных финансов в целом в экономических, в том числе в финансово-кредитных, процессах, происходящих в стране. Другие направления и инструменты экономической политики государства рассматриваются в той мере, в какой это необходимо для анализа государственных финансов и в какой они помогают сделать государственные финансы более эффективными.

Читать также:  АКС ФИНАНС КОНСОЛИДЕЙШН ЧТО ЭТО

Место и роль государственных финансов в экономической жизни. Государственные финансы являются, как уже отмечалось, инструментом, с помощью которого органы государственной власти аккумулируют денежные средства и осуществляют денежные расходы и, таким образом, создают условия для выполнения государством своих функций.

Вместе с тем, сосредоточивая в своих руках и расходуя огромные финансовые ресурсы, органы государственного управления являются самостоятельным крупным участником экономических и финансовых процессов в стране: в государственных финансах различных стран аккумулируется от 25 до 50% ВВП, органы государственного управления выступают в роли крупнейших (15–25% ВВП) покупателей на рынке товаров и услуг.

Место и роль государственных финансов в экономической жизни определяется как самим фактом мобилизации, перераспределения и расходования средств, так и целенаправленной государственной политикой государства в области государственных финансов. В этой связи государственные финансы рассматриваются не только как инструмент привлечения средств с помощью обязательных платежей, но и как один из ведущих экономических рычагов государства.

Важнейшими направлениями государственного воздействия на экономику посредством государственных финансов является политика в области доходов (прежде всего налоговая политика), расходов, способов финансирования дефицита бюджета и управления государственным долгом. Политика в области государственных финансов должна обеспечивать поддержание адекватных экономическим условиям темпов экономического роста, ограничение социального неравенства, эффективность государственных расходов.

Рычагами государственного воздействия при налогообложении являются налоговые ставки и льготы, оказывающие влияние на объем производства, предложение и спрос на отдельные виды товаров и услуг. При расходовании средств государство осуществляет финансирование государственных программ, направленных на удовлетворение потребностей населения, содействие развитию тех или иных отраслей и производств, изменение структуры производства, субсидирует отдельные отрасли и предприятия. Рычагами государственного воздействия являются также льготные и беспроцентные кредиты и гарантии по банковским ссудам.

Благоприятное воздействие государственных финансов и, прежде всего, бюджета на экономику предполагает формирование эффективного механизма образования доходов и расходования бюджетных ресурсов в отношении экономики в целом на основе рационального налогообложения населения и предприятий, объема и структуры государственных расходов, обеспечивающих условия для экономического роста, надежный контроль за сменой стадий экономических циклов, стабильность производства и повышение материального уровня и условий жизни населения.

На практике государственное финансовое вмешательство в экономику неуклонно возрастает, что подтверждает позиции экономистов, считающих обоснованным усиление воздействия государства на экономику. Это проявляется в увеличении абсолютных размеров доходов и расходов государственных бюджетов и их доли в ВВП, несмотря на переход в ряде стран (США, Великобритания и др. ) от доктрины «экономики спроса» к проведению политики «экономики предложения». В США расходы федерального правительства и штатов в 1929 г. составляли 12% ВВП, в 1994 г. –33%. В ФРГ государственные расходы возросли с 32,5% – в 1960 г. до 49,3% – в 1995 г. ; во Франции за этот же период – с 34,6 до 54,3%; в Японии – с 18,7 до 29,6%. Расходы консолидированного бюджета России в 2001 г. составили 2407,5 млрд руб. , или 26,7% ВВП. Расходы федерального бюджета составили 1326 млрд руб. , или 14,7% ВВП. Наряду с увеличением доли государственных расходов в ВВП в развитых странах увеличивается доля расходов центрального правительства в общем объеме расходов органов государственного управления.

Рост государственных расходов сопряжен с рядом факторов. Государство вынуждено усиливать свое участие в таких сферах, как здравоохранение и образование, где частный капитал проявляет недостаточную активность. Усложнение социальной и экономической жизни требует увеличения расходов государства на содержание правоохранительных органов и поддержание общественного порядка. Развитие науки и новых технологий создает необходимость концентрации для реализации новых проектов крупных ресурсов, для этого необходимо создание огромных акционерных корпораций с государственным участием.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *