ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ ИХ СОСТАВ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ И РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЯХ УПРАВЛЕНИЯ

Государственные
финансы — форма организации денежных
отношений, участником которых в той или
иной форме выступает  государство
.
Государственные финансы — совокупность
экономических отношений, система
образования и распределения денежных
фондов, необходимых государству для
содержания его органов и выполнения
присущих ему функций.

Государственные
финансы представляют собой часть финансовой
системы, в той ее части, которая
относится кцентрализованным(публичным)
финансам. Главное назначение государственных
финансов — обеспечить формирование и
использование финансовых ресурсов у
государства, необходимых для реализации
его функций.

Государственным
финансам, также как и другим категориям
финансов присущи функции:

Структура
и содержание государственных финансов
зависит от системы государственного
устройства. ( унитарное

– 2 уровня: государственный бюджет,
местный бюджет; федеративное

– 3 уровня: бюджет федерации, бюджет
субъекта федерации, местный; конфедеративное
– формируется за счет взносов членов
данного союза, при этом каждая страна
имеет свой независимый бюджет, ЕС) В
Российской Федерации к государственным
финансам относятся фонды денежных
средств, формируемых на федеральном
уровне и уровне субъекта Федерации. К
государственным финансам относятся:

  • Внебюджетные
    фондыРоссийской Федерации
    (централизованные федеральные бюджетные
    и внебюджетные фонды)

  • Внебюджетные
    фонды субъектов Российской Федерации.

К
категории «государственные финансы»
следует также отнести такие понятия
как: государственный
кредит,налоговая
система, формирующая основные источники
поступления средств в бюджет и внебюджетные
фонды, неналоговые поступления в бюджет
и внебюджетные фонды,бюджетная
система.

Принципы
бюджетной системы РФ:

Бюджет
субъекта РФ или региональный бюджет

это форма образования и расходования
денежных средств в расчете на финансовый
год, предназначенный для исполнения
расходных обязательств соответствующего
субъекта РФ. В современных условиях
увеличивается значение региональных
бюджетов в экономическом и социальном
развитии страны. Так, в настоящее время,
через региональные бюджеты государство
активно проводит экономическую политику.
На основе предоставления региональным
органам власти средств для увеличения
их бюджетов осуществляется финансирование
промышленности, с/х, охрану окружающей
среды, соц.сферы. при этом круг финансируемых
предприятий расширяется. С помощью
региональных бюджетов государство
осуществляет выравнивание уровня
экономического и социального развития
территорий, которые в результате
исторических, географических, военных
и иных условий отстали в своем экономическом
и социальном развитии от других регионов
страны.

Управление
государственными финансами
осуществляют  органы
государственной власти

,
в первую очередь Президент и законодательные
( Федеральное
собрание

,
принимающее соответствующие  законы
 в
области государственных финансов) и
исполнительные (  Правительство
Центральный
банк

Министерство
финансов

 и
др.)

Государственные
финансы являются составной частью общей
финансовой систем и являются инструментом
мобилизации средств всех секторов
экономики для проведения государственной
внутренней и внешней политики.

Государственные
финансы представляют собой единый
комплекс финансовых операций органов
государственного управления, с помощью
которого аккумулируются денежные
средства и осуществляются денежные
расходы.

Государственные финансы
– это
система денежных отношений, связанных
с формированием и использованием
денежных фондов, необходимых государству
для выполнения своих функций.

Государственные финансы
 —
форма организации денежных отношений,
участником которых в той или иной форме
выступает государство.

Государственные
финансы отражают взаимоотношения между
государством, с одной стороны, и
юридическими лицами и домашними
хозяйствами, с другой, по поводу
обязательных платежей в денежные фонды
государства и использования этих средств
в интересах налогоплательщиков.

Задачей государственных финансов
является концентрация финансовых
ресурсов в распоряжении государства,
и направление их на финансирование
общегосударственных нужд.

Финансовые
ресурсы государства формируются за
счёт: налогов; сборов; госпошлин; сумм,
полученных от выкупа госпредприятий;
доходов от предприятий и хозяйствующих
субъектов, находящихся в государственной
собственности и т.п.

— федеральный
бюджет и бюджеты государственных
внебюджетных фондов;

— региональные
бюджеты и бюджеты территориальных
внебюджетных фондов.

Место
и роль государственных финансов в
экономической жизни определяется как
самим фактом мобилизации, перераспределения
и расходования средств, так и
целенаправленной государственной
политикой государства в области
государственных финансов. В этой связи
государственные финансы рассматриваются
не только как инструмент привлечения
средств с помощью обязательных платежей,
но и как один из ведущих экономических
рычагов государства.

Финансы субъектов РФ
— совокупность
денежный отношений, возникающих по
поводу формирования, распределения и
использования региональных фондов
финансовых ресурсов для решения
социально-экономических задач субъектов
РФ.

Эти отношения складываются между
органами гоcyдарственной власти субъектов 
РФ  и  населением,  живущим 
на  теppитoрии данного субъекта РФ, а
также хозяйствующими субъектами.

Финансы субъектов РФ включают:

•   
средства бюджета субъекта РФ;

•   
государственные цепные бумаги,
принадлежащие органам государственной
власти субъекта РФ;

•   
другие денежные средства, находящиеся
в собственности субъекта РФ.

В широком понимании финансы субъекта
РФ включают также консолидированный
бюджет субъекта .

  1. Государственные доходы: понятие,
    виды. Резервы роста государственных
    доходов в Российской Федерации.


Доходы
государства

 —
это часть национального дохода страны,
обращаемая в процессе его распределения
и перераспределения через различные
виды денежных поступлений в собственность
и распоряжение государства с целью
создания финансовой базы, необходимой
для выполнения его задач по осуществлению
социально-экономической политики,
обеспечению обороны и безопасности
страны, а также для функционирования
государственных органов.

В системе доходов государства
и муниципальных образований выделяются
поступления:

  • от государственного или
    муниципального хозяйства;

  • от предприятий и организаций
    негосударственных форм собственности
    ;

  • от совместных предприятий,
    иностранных предприятий и организаций,
    действующих на территории РФ;

  • от личных доходов граждан.

В зависимости от  
территориального
уровня

 доходы
подразделяются на:

  • доходы субъектов Федерации;

  • местные доходы муниципальных
    образований.

В зависимости от  
юридических
особенностей и юридической формы

 денежных
поступлений среди доходов государства
и муниципальных образований можно
выделить платежи и поступления:

На
увеличение государственных доходов
оказывают влияние такие факторы
как:

    —      рост
ВВП;

    —      изменение
объемов импорта;

    —      изменение
структуры объемных
показателей;

    —      изменение
экспортных цен на   природный
газ.

Вместе
с тем, государственные доходы уменьшатся
в результате:

    —      изменения
цены на нефть;

    —      изменения
объемов экспорта;

    —      снижения
курса рубля по отношению к доллару США. 

  1. Государственные расходы, их виды,
    формы. Направления повышения эффективности
    государственных расходов в Российской
    Федерации.


Доходы
государства

 —
это часть национального дохода страны,
обращаемая в процессе его распределения
и перераспределения через различные
виды денежных поступлений в собственность
и распоряжение государства с целью
создания финансовой базы, необходимой
для выполнения его задач по осуществлению
социально-экономической политики,
обеспечению обороны и безопасности
страны, а также для функционирования
государственных органов.

В системе доходов государства
и муниципальных образований выделяются
поступления:

  • от государственного или
    муниципального хозяйства;

  • от предприятий и организаций
    негосударственных форм собственности
    ;

  • от совместных предприятий,
    иностранных предприятий и организаций,
    действующих на территории РФ;

  • от личных доходов граждан.

Читать также:  ФИНАНС АКТИВ СИСТЕМ

В зависимости от  
территориального
уровня

 доходы
подразделяются на:

  • доходы субъектов Федерации;

  • местные доходы муниципальных
    образований.

В зависимости от  
юридических
особенностей и юридической формы

 денежных
поступлений среди доходов государства
и муниципальных образований можно
выделить платежи и поступления:

На
увеличение государственных доходов
оказывают влияние такие факторы
как:

    —      рост
ВВП;

    —      изменение
объемов импорта;

    —      изменение
структуры объемных
показателей;

    —      изменение
экспортных цен на   природный
газ.

Вместе
с тем, государственные доходы уменьшатся
в результате:

    —      изменения
цены на нефть;

    —      изменения
объемов экспорта;

    —      снижения
курса рубля по отношению к доллару США. 

  1. Муниципальные финансы, их содержание,
    состав, особенности организации, роль
    в социально-экономическом развитии
    муниципальных образований.


Муниципальные финансы
 —
форма организации фондов денежных
средств, формируемых и используемых на
уровне муниципального
образования.

Муниципальные финансы
составляют основу экономической
самостоятельности муниципальных
образований.

Каждое муниципальное
образование имеет собственный бюджет (местный
бюджет), который
принимает орган представительной
власти, избираемый гражданами, проживающими
на территории муниципального образования.

  • доходы от местных налогов и сборов

  • отчисления в местный бюджет
    от некоторых региональных налогов и
    сборов

  • отчисления от некоторых
    федеральных налогов и сборов

  • безвозмездные перечисления
    из бюджетов других уровней

  • доходы от имущества,
    находящегося в муниципальной собственности

  • часть прибыли муниципальных
    предприятий, остающейся после уплаты
    налогов и сборов и осуществления иных
    обязательных платежей

  • штрафы,
    установление которых отнесено к
    компетенции органов местного
    самоуправления

  • иные законные поступления.

Экономическую основу
неналоговых доходов муниципальных
образований составляет находящееся в
муниципальной собственности имущество,
а также имущественные
права муниципальных
образований. Органы местного самоуправления
от имени муниципального образования
самостоятельно владеют, пользуются и
распоряжаются муниципальным имуществом.
В соответствии с Гражданским
кодексом органы
местного самоуправления вправе
создавать муниципальные
предприятия и
учреждения.

Закон устанавливает
возможность выравнивания уровня
бюджетной обеспеченности поселений,
муниципальных районов и городских
округов путем предоставления дотаций
из регионального фонда финансовой
поддержки муниципальных образований
и (или) районных фондов финансовой
поддержки поселений

Муниципальные финансы
предполагают возможность осуществлять
заимствования, в т.ч. путем выпуска
муниципальных облигаций

  1. Финансовое регулирование, его
    роль и формы. Механизм государственного
    финансового регулирования на макро- и
    микроуровнях.


финансовое регулирование
 —
это воздействие на экономические и
социальные процессы, направленное на
предотвращение возможных или устранение
имеющихся диспропорций, обеспечение
развития передовых технологий и
социальной стабильности, путем
концентрации финансовых ресурсов в
одних сегментах рынка и ограничения
роста объема финансовых ресурсов в
других.

Основными объектами
государственного финансового регулирования
выступают отраслевая структура экономики,
ее территориальные пропорции, а также
социальная структура общества.

Формами финансового
воздействия на экономические и социальные
процессы являются прямое и косвенное
финансовое регулирование. Прямое
финансовое регулирование предполагает
непосредственное воздействие на
конкретный объект регулирования.
Косвенное финансовое регулирование
действует опосредованно через другие
объекты.

Методами государственного
финансового регулирования отраслевых
пропорций являются:

  • различные формы государственной
    поддержки организаций, индивидуальных
    предпринимателей

Финансовое регулирование
территориальных пропорций осуществляется
главным образом через механизм
межбюджетного регулирования, финансирование
целевых программ поддержки и развития
отдельных регионов и муниципальных
образований.

Основными методами финансового
регулирования социальной структуры
общества являются использование
прогрессивной ставки подоходного
налога, высокий уровень ставок по налогу
на наследство и налогу на недвижимость
, льготы по налогам, уплачиваемым
физическими лицами, а также различные
социальные выплаты и льготы.

Необходимо отметить, что
регулирование отраслевых и социальных
пропорций происходит не только на
общегосударственном уровне, но и на
уровне регионов. В федеративных
государствах субъекты федерации обладают
большими возможностями финансового
воздействия на экономические и социальные
процессы, при этом, эффективность такого
регулирования достаточно высока.

Автор статьи

Людмила Юрьевна Ананьева

Эксперт по предмету «Финансы»

преподавательский стаж — 10 лет

Сущность государственных финансов

Государственные финансы затрагивают одну из важнейших сфер финансовых отношений, существующих на уровне государства. Они непосредственно связаны с процессам перераспределения национального дохода страны в целях обеспечения выполнимости основных функций аппарата государственной власти. Иначе говоря, они являются выражением экономических отношений, связанных с обеспечением государства источниками финансирования для реализации его функций.

В общем смысле под государственными финансами понимают денежные отношения, формирующиеся в сферах распределения и перераспределения валового национального продукта.

Государственные финансы способствуют удовлетворению потребностей в финансовых средствах общества в целом и государственного аппарата в частности. Их функционирование нацелено на достижение общих целей развития общества.

Государственные финансы играют важнейшую роль в развитии и обеспечении эффективного функционирования национальных экономических систем. Без них невозможно добиться успехов ни в одной из отраслей национального хозяйства, будь то государственное строительство, экономика или социальная сфера.

Масштабы и роль и государственных финансов, а также их положение в финансовой системе страны определяются объемами финансовых средств, которые требуются правительству для выполнения взятых на себя обязательств.

Место государственных финансов в финансовой системе страны

Государственные финансы входят в состав общей финансовой системы страны и фактически являются ее главным звеном (рисунок 1).

Место государственных финансов в финансовой системе страны. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Место государственных финансов в финансовой системе страны. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

«Система государственных финансов» 👇

  • безвозвратный характер и целевое расходование средств;
  • соблюдение режима экономии.

Функционирование системы государственных финансов неразрывно сопряжено с двумя разнонаправленными процессами, связанными с мобилизацией финансовых ресурсов в руках государства и их последующим расходованием (перераспределением). Эти процессы находят свое отражение в формировании доходов и расходов государства.

Наконец, функционирование системы государственных финансов определяется реализацией ряда функций, определяющими из которых выступают функция распределения, функция регулирования и функция контроля.

Состав и структура системы государственных финансов

Основными элементами системы государственных финансов являются:

  • бюджетная система страны;
  • система государственных внебюджетных фондов;
  • государственный кредит
    ;
  • финансы иных государственных структур.

Основой и прочным фундаментом системы государственных финансов выступает бюджетная система страны, посредством которой перераспределяется более 1/3 валового внутреннего продукта страны. Именно посредством государственного бюджета обеспечивается аккумулирование и расходование финансовых средств государства.

Государственные внебюджетные фонды представляют собой фонды денежных средств, которые формируются вне государственного бюджета. Как правило, они предназначены для реализации таких конституционных прав граждан, как: пенсионное обеспечение, охрана здоровья и медицинская помощь. В соответствии с этим выделяют три основных государственных внебюджетных фонда (рисунок 2).

Государственные внебюджетные фонды. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Государственные внебюджетные фонды. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Основной спецификой государственных внебюджетных фондов выступает их целевое назначение.

Под государственным кредитом следует понимать задолженность государства перед населением и предпринимательскими структурами. Размер государственного кредита является свидетельством рациональности финансовой политики
государства и эффективности ее реализации. Его величина регулируется на законодательном уровне. Большой размер государственного кредита свидетельствует о том, что страна живет за счет будущих поколений.

Читать также:  Приоритеты мужчины-Стрельца сегодня

Государственный бюджет как основа системы государственных финансов

Итак, центральное место в системе государственных финансов отводится госбюджету. Рассмотрим его сущность и структуру более подробно.

Государственный бюджет представляет собой финансовый план государства на текущий финансовый год, имеющий силу закона.

Фактически он представляет собой баланс доходной и расходной части государственных финансов за фиксированный временной промежуток.

Доходная часть государственного бюджета отражает источники поступления денежных средств, которые впоследствии направляются на финансирования всех сфер общественной жизни. Основными источниками пополнения государственной казны выступают:

  • налоговые поступления;
  • государственные займы
    ;
  • дополнительная эмиссия денежных средств;
  • займы у международных финансовых организаций.

Как показывает практика, именно налоги формируют большую часть государственного бюджета и выступают основным источником его пополнения.

Расходная часть государственного бюджета отражает основные направления расходования аккумулированных ранее государством денежных средств. В условиях развития экономики рыночного типа не менее половины всех расходов госбюджета должно быть направлено на социальные нужды.

Государственный бюджет играет огромную роль не только в системе государственных финансов, но и в развитии национальной экономики в целом. Именно он формирует финансовую базу, которая впоследствии обеспечивается деятельности органов государственной власти. Он же выступает одним из основных инструментов претворения в жизнь экономической политики государства. Благодаря госбюджету обеспечивается централизация денежных средств, необходимых для образования резервов и решения основных направлений научно-технического прогресса.

Именно при помощи государственного бюджета финансируется реализация государственных программ, а сконцентрированные в нем денежные средства обеспечивают осуществление социально-экономической политики правительства, оборону и безопасность страны.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Структура
государственных финансов определяется
двумя основны­

ми
факторами. Одним из них является форма
государственного устрой­

ства.
Другим — выделение в составе государственных
финансов бюджет­

ных
средств и различного рода целевых
фондов, не входящих в бюджеты

федеральных
и региональных органов власти.

По
форме государственного устройства
государства могут быть феде­ративными
и унитарными. В федеративных государствах,
объединяю­щих
территориальные образования с некоторой
степенью ограниченной государственности,
существуют три уровня управления:
центральный (федеральный,
общегосударственный) уровень, региональный
и мест­ный
(муниципальный) уровни. К странам с
многоуровневой системой управления
относятся как крупные страны (Китай,
Индонезия, Япония, Россия,
Франция Италия и др.), так и относительно
небольшие страны (Корея,
Норвегия, Новая Зеландия и др.). Унитарные
государства не имеют
в своем составе федеративных единиц и
подразделяются на адми­нистративно-территориальные
единицы. Для них характерны два уровня
управления
— центральный и местный. К унитарным
государствам отно­сятся
Чехия, Польша, Венгрия и ряд других
стран.

К
центральному уровню управления относятся

парламент,
президент и
аппарат президента, правительство и
аппарат правительства, все госу­дарственные
учреждения, министерства, ведомства,
осуществляющие общегосударственные
функции, включая территориально
рассредото­ченные
общегосударственные органы, которые
могут функционировать на региональном
или местном уровне, но финансируются и
контролиру­ются
центральными органами власти. Этот
уровень управления, как пра­вило,
оказывает основное воздействие на
экономику страны. Законода­тельные
и исполнительные органы этого уровня
формируют и реализуют ‘кономическую
и финансовую политику, проводимую в
интересах стра- HbI

в целом, определяют налогово-бюджетную
политику, вырабатывают Реализуют
кредитно-денежную политику, инфляционное
или дефля-яо воздействие на экономику.
Центральное правительство имеет

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ ИХ СОСТАВ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ И РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЯХ УПРАВЛЕНИЯ
62
• Глава 3. Роль и основные принципы
формирования государственных финансов

В системе органов
власти органы местного самоуправления
занима-; ют особое место. Местный
(муниципальный) уровень власти
предпола­гает самостоятельную
деятельность по решению задач, касающихся
не-;

3.3. Уровни управления
и структура государственных финансов
• 63

п ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ ИХ СОСТАВ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ И РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЯХ УПРАВЛЕНИЯ
осредственно
данной территории на основе самоуправления.
Местноесамоуправление
основано на деятельности населения по
решению вопро­сов
местного значения, при этом представительные
и исполнительные органы
не входят в систему органов государственной
власти.

Масштабы
полномочий каждого уровня управления
и выполняемые ими функции предопределяют
размеры их доходов, порядок их форми­рования
и использования. В зависимости от
конституции основные ре­шения по
вопросам формирования доходов и
расходовании средств мо­гут
приниматься на уровне центральных
органов власти или на уровне регионов.

Сектор
государственного управления в России
как в республике с фе­деральным
устройством охватывает федеральный,
региональный (рес­публики, края,
области, Москва, Санкт-Петербург) и
местный уровни. Основные
типы институциональных единиц, относящихся
к сектору ор­ганов
государственного управления, следующие.
Федеральные органы управления:
Федеральное Собрание, аппарат Президента
Российской Федерации,
аппараты правительства, федеральных
министерств и ве­домств; государственные
учреждения здравоохранения, образования,
культуры
и искусства, науки, финансируемые, как
правило, из федераль­ного бюджета;
государственные внебюджетные фонды;
учреждения (по­сольства,
представительства, консульства)
Российской Федерации за границей.

Региональные
органы управления: органы законодательной
(пред­ставительной) власти субъектов
Российской Федерации, аппараты
пре­зидентов
республик в составе Российской Федерации,
аппараты испол­нительной
власти Российской Федерации; государственные
учреждения здравоохранения,
образования, культуры и искусства,
науки, финанси­руемые
за счет бюджета субъектов Российской
Федерации; внебюджет­ные
фонды, создаваемые субъектами Российской
Федерации; представи­тельства
субъектов Российской Федерации.

К
местным (муниципальным) органам управления
относятся: органы законодательной
(представительной) власти, аппараты
местной админи­страции,
аппараты местной исполнительной власти;
государственные уч­реждения
здравоохранения, образования, культуры
и искусства, науки, финансируемые
из местного бюджета; внебюджетные фонды,
создавае­мые
местной администрацией.

В
Конституции России зафиксировано право
на самоуправление на местном
уровне. Вместе с тем на практике не до
конца решены вопросы Разграничения
полномочий и ответственности местных
органов власти, а

также разграничения собственности
между различными уровнями Управления.
Кроме того, Конституцией РФ местное
самоуправление рас­сматривается
как единый уровень управления. В
действительности так

64 • Глава 3. Роль и
основные принципы формирования
государственных финансов

н ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ ИХ СОСТАВ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ И РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЯХ УПРАВЛЕНИЯ
азываемый
местный (муниципальный) уровень состоит
из двух, а в ряде случаев из трех уровней,
а целом в России фактически существуют
по ■ крайней мере четыре уровня управления
и соответственно четыре уровня бюджетов*.
В регионах, где статус муниципального
образования имеютI
бывшие
города областного подчинения и
административные районы, \

а
таких большинство, в составе городов и
районов имеются более мелкие
административные
единицы — «районные» города, поселки,
сельские территориальные образования
с выборными или назначаемыми
админи­страциями,
фактически располагающие бюджетами
или сметами расхо­дов.
Они не вписываются в существующую
законодательную базу, регу­лирующую
налогово-бюджетную деятельность.

В
странах, где местные органы власти
являются органами самоуправ-1 ления
населения, они отделены от органов
государственной власти. Та­кое
отделение является основанием для
разграничения финансов орга- > нов
власти на государственные финансы и
муниципальные финансы, i

Читать также:  Какие финансовые отношения существуют между созданием и использованием фондов?

3.3. Уровни управления
и структура государственных финансов
• 65

и ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ ИХ СОСТАВ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ И РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЯХ УПРАВЛЕНИЯ
М

еющие
целевое назначение. Как правило, такие
фонды создаются для решения
крупных проблем, требующих специального
внимания со сто­роны органов
государственной власти. Источниками
средств для таких фондов
являются целевые налоги и сборы,
перечисления из бюджета, ка­питализация
доходов и займы. В унитарных государствах
к государст­венным
финансам относятся бюджеты и внебюджетные
фонды централь-лого
правительства. Центральное
место в государственных финансах

принадлежит
общегосударственному бюджету.

Государственный
феде­ральный
бюджет — утверждаемый законом финансовый
план государст­ва на текущий год.
Государственный бюджет является основным
финан­совым
планом страны, обеспечивающим образование,
распределение и
использование централизованного фонда
денежных средств как обяза­тельного
условия функционирования любого
государства.

На
региональном уровне основную роль
играют бюджеты регионов. Принцип
сбалансированности бюджета предполагает
соответствие объе­ма
предусмотренных бюджетом расходов
суммарному объему доходов бюджета
и поступлений из источников финансирования
его дефицита. На
практике многие регионы располагают
относительно большими дохо­дами,
часть которых аккумулируется федеральным
правительством и пе­рераспределяется
с помощью трансфертов в регионы с
недостаточным налоговым потенциалом.
Такое перераспределение является
средством выравнивания
уровня потребления в регионах с различным
уровнем эко­номического
развития.

Муниципальные
финансы.

Базой
независимого самоуправления явля­ются
муниципальная собственность и
муниципальные финансы. Муни­ципальные
финансы формально обособлены от
государственных. Вместе с
тем бюджетные полномочия муниципальных
финансов определяются законодательными
актами страны. Доходы местных бюджетов
складыва­ются
за счет налогов и неналоговых поступлений.
Местные бюджеты яв­ляются,
как правило, дефицитными и в значительной
мере зависят от трансфертов
центральных и региональных бюджетов.

Формирование
каждым уровнем управления самостоятельных
бюд­жетов нацелено на реализацию прав
на финансовую самостоятельность Регионов
и местных органов власти. Это предполагает:

  • возможность
    для законодательных (представительных)
    органов
    всех
    уровней самостоятельно осуществлять
    бюджетный процесс;

  • наличие
    собственных источников доходов бюджетов
    каждого
    Уровня;

  • законодательное
    закрепление регулирующих доходов
    бюджетов
    и

    полномочий по формированию доходов
    соответствующих бюджетов
    в

    соответствии с Бюджетным кодексом и
    налоговым законодательством;

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ ИХ СОСТАВ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ И РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЯХ УПРАВЛЕНИЯ
66
• Глава 3. Роль и основные принципы
формирования государственных финансов

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ ИХ СОСТАВ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ И РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЯХ УПРАВЛЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ ИХ СОСТАВ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ И РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЯХ УПРАВЛЕНИЯ

— право
органов государственной власти и
органов местного само­управления
в соответствии с Бюджетным кодексом
самостоятельно оп­ределять
направления расходования средств.

Общий
объем государственных и муниципальных
финансов.

Общий
объем финансовых операций сектора
государственного и муниципально­го
управления, мобилизации и распределения
финансовых ресурсов ха­рактеризуется
агрегированными данными всех уровней
управления. Фи­нансы органов
государственного управления и
муниципальные финансы могут
быть объединены в общую категорию
финансов государственных и
местных органов власти или общественных
(публичных) финансов, по­скольку
их основной функцией является
предоставление нерыночных товаров
и услуг для населения и общества в
целом. Возможность такого объединения
обеспечивается единством бюджетной
системы, правовой базы, форм документации,
принципов бюджетного процесса,
унифика­цией порядка финансирования
расходов бюджета и бухгалтерского
уче­та.
В федеративных государствах единство
бюджетной системы обеспе­чивает
сочетание централизации и децентрализации
в организации госу­дарственных
и муниципальных финансов по уровням
управления. На этой
основе осуществляется консолидация
(объединение) бюджетов раз­личных
уровней, территориальных образований
и внебюджетных фон­дов,
иначе говоря, формирование общего
объема поступлений средств в
государственные и муниципальные финансы
и их расходования. Кон­солидированные
государственные фонды денежных средств
и их расхо­дование
законодательно не утверждаются. Однако
наличие консолиди­рованных
данных позволяет анализировать общий
объем средств пуб­личных
финансов и их расходования.

Порядок
утверждения финансовых планов.

Федеральный
бюджет, бюджеты государственных
внебюджетных фондов, бюджеты субъектов
федерации
и региональных внебюджетных фондов
разрабатываются и
утверждаются соответственно в форме
федеральных законов или зако­нов
субъектов федерации. Местные бюджеты
утверждаются норматив­ными
актами представительных органов
местного самоуправления. В фе­деративных
государствах местные бюджеты не должны
включаться в
бюджеты членов федерации, а в унитарных
соответственно в бюджет центрального
правительства. Порядок формирования
и расходования бюджетных
средств оказывает существенное
воздействие на все стороны общественной
жизни.

Подходы
к формированию источников доходов, и
прежде всего нало­говых поступлений
различных уровней управления, в отдельных
странах не
одинаковы. Один из подходов заключается
в закреплении за тем или иным
бюджетным уровнем тех или иных конкретных
налогов. Налоги,

3.3. Уровни управления
и структура государственных финансов
• 67

т ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ ИХ СОСТАВ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ И РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЯХ УПРАВЛЕНИЯ
аким
образом, делятся на федеральные,
региональные и местные. Со­гласно
другому принципу единые государственные
налоги могут расщеп­ляться
в установленных законом долях между
уровнями управления. Может
иметь место сочетание этих подходов.
Практически во всех стра­нах
широко используется безвозмездная
передача средств от более высо­ких
к более низким уровням управления.

Основными
направлениями расходов центрального
правительства являются
затраты на социальное обеспечение,
государственный аппарат, общественную
безопасность, оборону, на региональном
уровне — на об­разование, социальное
обеспечение, здравоохранение, на уровне
местно­го
самоуправления — на образование,
здравоохранение, охрану и поддер­жание
окружающей среды и расходы на жилье:

Наднациональные
органы управления.

Наднациональные
органы управления
в соответствии с рекомендациями МВФ,
принятыми в 2001 г., рассматриваются
как международные организации, не
относящиеся ни к
одной из стран. На основании заключенных
договоров они имеют право сбора
налогов и иных обязательных платежей,
могут осуществлять рас­ходы
и другие операции по достижению целей
этой международной орга­низации
на территории более чем одной страны.
Примером являются страны
Европейского союза. Вместе с тем для
определения общего объе­ма
доходов и расходов доходы и расходы
сектора государственного управления
и наднациональных органов в аналитических
целях могут быть
объединены.

В
категорию наднациональных органов не
входят те международные организации,
финансирование которых осуществляется
не путем налого­вых
сборов, а за счет государственных
взносов, правительственных ссуд либо
кредитов. Государственные взносы в
такие международные органи­зации
отражаются как расходы правительства,
предоставляемые им ссу­ды
или инвестиции — как кредитование, а
поступления от них — как без­возмездная
передача средств, ссуды либо выплаты в
счет погашения кре­дитов.

В
отношении наднациональных органов
применительно к России следует
отметить, что они финансируются не за
счет налоговых сборов, а
за счет государственных взносов. Это
касается как органов СНГ, Союз­ного
государства России и Белоруссии, так и
участия России в других Межгосударственных
организациях. В настоящий момент
необходимо­сти отражения подобных
операций нет, поскольку нет соответствующих
Доходов
и расходов на территории России. Платежи
наднациональным органам
и платежи, поступающие от них, отражаются
в отдельном тран­зитном
счете сектора государственного
управления.

68 • Глава 3. Роль и
основные принципы формирования
государственных финансов

Соседние файлы в папке ЭлУчебникиФинансы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *