ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ ПОНЯТИЕ СУЩНОСТЬ РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ

Автор статьи

Татьяна Васильевна Климшина

Эксперт по предмету «Финансы»

Автор статьи

Людмила Юрьевна Ананьева

Эксперт по предмету «Финансы»

преподавательский стаж — 10 лет

Автор статьи

Полина Михайловна Копруджу

Эксперт по предмету «Финансы»

преподавательский стаж — 8 лет

Под «финансами» также понимают экономическую науку
и дисциплину, изучающую соответствующую сферу экономических отношений.

Слово финансы
часто используется в быту для обозначения денег
.

Термин финансирование
означает снабжение (обеспечение) денежными средствами.

Госуда́рственные фина́нсы
 — форма организации денежных отношений, участником которых в той или иной форме выступает государство
.
Государственные финансы — совокупность экономических отношений
, система образования и распределения денежных фондов, необходимых государству для содержания его органов и выполнения присущих ему функций.

Государственный бюджет как основа системы государственных финансов

Итак, центральное место в системе государственных финансов отводится госбюджету. Рассмотрим его сущность и структуру более подробно.

Государственный бюджет представляет собой финансовый план государства на текущий финансовый год, имеющий силу закона.

Фактически он представляет собой баланс доходной и расходной части государственных финансов за фиксированный временной промежуток.

Доходная часть государственного бюджета отражает источники поступления денежных средств, которые впоследствии направляются на финансирования всех сфер общественной жизни. Основными источниками пополнения государственной казны выступают:

  • налоговые поступления;
  • государственные займы
    ;
  • дополнительная эмиссия денежных средств;
  • займы у международных финансовых организаций.

Как показывает практика, именно налоги формируют большую часть государственного бюджета и выступают основным источником его пополнения.

Расходная часть государственного бюджета отражает основные направления расходования аккумулированных ранее государством денежных средств. В условиях развития экономики рыночного типа не менее половины всех расходов госбюджета должно быть направлено на социальные нужды.

Государственный бюджет играет огромную роль не только в системе государственных финансов, но и в развитии национальной экономики в целом. Именно он формирует финансовую базу, которая впоследствии обеспечивается деятельности органов государственной власти. Он же выступает одним из основных инструментов претворения в жизнь экономической политики государства. Благодаря госбюджету обеспечивается централизация денежных средств, необходимых для образования резервов и решения основных направлений научно-технического прогресса.

Именно при помощи государственного бюджета финансируется реализация государственных программ, а сконцентрированные в нем денежные средства обеспечивают осуществление социально-экономической политики правительства, оборону и безопасность страны.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Государственные
финансы


совокупность экономических отношений,
система образования и распределения
денежных фондов, необходимых государству
для содержания его органов и выполнения
присущих ему функций. Главное
назначение государственных финансов

— обеспечить формирование и использование
финансовых ресурсов у государства,
необходимых для реализации его функций.

Функции
государственных финансов:

Распределительная; контрольная
;регулирующая

Структура
и содержание государственных финансов
зависит от системы государственного
устройства. В Российской Федерации к
гос. финансам относятся фонды денежных
средств, формируемых на федеральном
уровне и уровне субъекта Федерации. К
государственным финансам относятся:
Федеральный
бюджет;
Бюджеты
субъектов Российской Федерации;
Внебюджетные
фонды
Российской Федерации (централизованные
федеральные бюджетные и внебюджетные
фонды); Внебюджетные
фонды субъектов Российской Федерации.

К
«гос. финансам» следует также
отнести такие понятия как: государственный
кредит:
налоговая
система,
формирующая основные источники
поступления средств в бюджет и
внебюджетные фонды; неналоговые
поступления в бюджет и внебюджетные
фонды; бюджетная
система;
другие понятия финансов, которые
необходимы для формирования и
использования фондов денежных средств,
управление которыми осуществляет
государство
и его органы.

Государственный бюджет
— подсистема
государственных финан­сов.
Это имеющий законодательную силу
главный финансовый план государства.
Бюджет выражает экономические отношения
в процессе образования
и использования централизованного
фонда денежных средств
государства и является основным
финансовым планом стра­ны.
Через него мобилизуют средства
предприятий различных форм собственности
и физических лиц для выполнения
общегосударствен­ных
задач.

Управление государственными финансами
осуществляюторганы
государственной власти, в первую
очередь законодательные (Федеральное
собрание, принимающее соответствующиезаконыв области государственных финансов) и
исполнительные (Президент,Правительство,Центральный
банк,Министерство
финансови др.)

Роль
финансов в экономике:

1.
Финансовое обеспечение потребностей
расширенного производства.

2.
Финансовое регулирование экономических
и социальных процессов.

Финансы
— система сложившихся в обществе экономических отношений по формированию и использованию денежных средств на основе распределения и перераспределения совокупного общественного продукта и национального дохода. Понятие “финансы” охватывает государственные финансы, с одной стороны, с другой — финансы предприятий и корпораций частного сектора.

Государственные финансы
— это особая сфера экономических отношений, связанная с распределением, перераспределением и потреблением части общественного продукта в целях образования денежных фондов, необходимых государству для осуществления его функций.

Их материальное содержание воплощается в государственном и местном бюджетах, специальных фондах, финансах государственных предприятий. Это образует общегосударственную финансовую систему.

Главным звеном финансовой системы является государственный бюджет.
Это крупный централизованный денежный фонд, находящийся в распоряжении правительства. В настоящее время государственные бюджеты перераспределяют до 40%, а в отдельных странах и более вновь созданной стоимости. В государственном бюджете объединяются все финансовые институты — расходы, доходы, государственные займы. Его главнейшая функция — проведение в жизнь финансовой политики правительства.

Вторым по своему значению финансовым звеном является система местных финансов
, роль которых в современных условиях возрастает. Растут масштабы местного хозяйства, расширяются и усложняются функции местных властей. Местные финансы
охватывают широкую группу налогов, систему местного финансирования. Структура местных финансов определяется государственным устройством и соответствующим административным делением государства. В США, например, в состав местных финансов входят бюджеты штатов, муниципалитетов, в России — субъектов федерации, городов, населенных пунктов. На долю местных финансов в федеративных государствах (США, Канада) приходится от 40 до 50% всех ресурсов общегосударственной финансовой системы, в унитарных государствах — около 30%.

Особое звено образуют специальные правительственные фонды
, которые имеют определенную самостоятельность, отделены от государственного бюджета и управляются непосредственно центральными властями. Они имеют значение резервов, к которым правительство прибегает в случаях финансовых затруднений.

Роль государственных финансов
в современных условиях чрезвычайно высока. С помощью и за счет государственных финансов осуществляется стимулирование совокупного спроса; проведение структурной и научно-технической политики; стабилизация экономики. Посредством государственных финансов осуществляются социальные программы и мероприятия, обеспечивающие достижение определенного уровня жизни.

Воздействие государственных финансов на социально-экономические процессы в обществе зависит во многом от правильно выработанной финансовой политики государства. Финансовая политика
это совокупность финансовых мероприятий, осуществляемых правительственными органами через звенья и элементы финансовой системы.
Она имеет два аспекта: регулирование экономики с помощью доходов и расходов (фискальная политика) и регулирование бюджетных процессов (достижение бюджетного равновесия), что называют бюджетной политикой (“бюджетированием”).

2. Фискальная политика:

а) политика государственных расходов, ее регулирующая роль;

Понятие, структура, роль в экономике

В
соответствии со ст. 16 БК РФ, федеральный
бюджет


форма образования и расходования
денежных средств в расчете на финансовый
год, предназначенных для исполнения
расходных обязательств РФ. Федеральный
бюджет и свод бюджетов других уровней
бюджетной системы РФ образуют
консолидированный
бюджет РФ.

Федеральный
бюджет


это основной финансовый план государства,
который утверждается Федеральным
Собранием в виде федерального закона.
Федеральный бюджет – это основное
средство перераспределения национального
дохода и валового внутреннего продукта.
Через Федеральный бюджет мобилизуются
финансовые ресурсы, которые нужны для
регулирования экономического и
социального развития нашей страны и
реализации ее политики. Его функцией
является финансирование общегосударственных
органов власти и управления, мероприятий,
которые связаны с развитием научной
деятельности в стране, обеспечением
обороноспособности государства,
подготовки высококвалифицированных
специалистов для РФ.

Федеральный
бюджет наделен неналоговыми и налоговыми
доходами, поступлениями от целевых
бюджетных фондов. Статьей доходов
федерального бюджета являются налоговые
доходы, к которым относятся: 1) федеральные
налоги и сборы, перечень и ставки указаны
в налоговом законодательстве РФ, а
пропорции их перераспределения в
различных уровнях бюджетной системы
РФ утверждаются Федеральным законом
о федеральном бюджете на определенный
финансовый год; 2) государственная
пошлина в соответствии с законодательством
РФ; 3) таможенные пошлины, таможенные
сборы и т. д.

К
налоговым доходам также относятся: 1)
доходы от пользования имуществом,
которое находится в собственности у
государства; 2) доходы от платных услуг,
которые оказывают бюджетные учреждения;
3) доходы от реализации имущества,
которое находится в собственности у
государства; 4) доходы от внешнеэкономической
деятельности; 5) доходы от реализации
государственных запасов и резервов;
6) прибыль Банка России – по нормативам,
установленным федеральными законами;
7) часть прибыли унитарных предприятий,
которая остается после уплаты налогов
и других обязательных платежей.
Основным источником доходов федерального
бюджета (около 76 %) являются налоговые
доходы. В федеральный бюджет поступают
такие виды налогов, как: налог на
добавленную стоимость и акцизы,
составляющие около 40 % от общего дохода
бюджета, налог на прибыль (около 10 %),
налоги на внешнюю торговлю и
внешнеэкономические операции (около
8 %) (основное место в их числе занимают
импортные пошлины). Остальную часть
образуют подоходный налог с физических
лиц, налог на имущество, платежи за
пользование природными ресурсами.

Читать также:  Эссе на тему дайте мне хорошую политику и я вам дала хорошие финансы

Неналоговые
доходы составляют около 12 %. Это доходы
от государственной собственности, от
внешнеэкономической деятельности, от
продажи имущества, которое принадлежит
государству, от продажи запасов
государства. Поступления от целевых
бюджетных фондов – это около 11 %
(Федеральный экологический фонд,
Федеральный дорожный фонд и т. д.).

В
соответствии с законодательством РФ,
из федерального бюджета финансируются
следующие расходы:1) обеспечение
деятельности Президента РФ, Центральной
избирательной комиссии РФ, Федерального
Собрания РФ, Счетной палаты РФ, федеральных
органов исполнительной власти и их
территориальных органов; 2) национальная
оборона и обеспечение безопасности
государства, осуществление конверсии
оборонных отраслей промышленности; 3)
функционирование федеральной судебной
системы; 4) осуществление международной
деятельности в общефедеральных
интересах; 5) фундаментальные исследования
и содействие научно-техническому
прогрессу; 6) государственная поддержка
транспорта: железнодорожного, воздушного
и морского; 7) государственная поддержка
атомной энергетики; 8) ликвидация
последствий чрезвычайных ситуаций и
стихийных бедствий федерального
масштаба; 9) исследование и использование
космического пространства; 10) содержание
учреждений, находящихся в федеральной
собственности или в ведении органов
государственной власти РФ; 11) финансовая
поддержка субъектов РФ; 12) статистический
учет; 13) формирование федеральной
собственности; обслуживание и погашение
государственного долга РФ; 14) компенсация
государственным внебюджетным фондам
расходов на выплату государственных
пенсий и других социальных выплат,
подлежащих финансированию за счет
средств федерального бюджета; 15)
пополнение государственных запасов
драгоценных металлов и драгоценных
камней, государственного материального
резерва; 16) проведение выборов и
референдумов в РФ; 17) федеральная
инвестиционная программа; обеспечение
реализации решений федеральных органов
государственной власти, приведших к
увеличению бюджетных расходов или
уменьшению бюджетных доходов бюджетов
других уровней.

Федеральный
бюджет – это инструмент межрегионального
перераспределения общегосударственных
средств.

Соседние файлы в папке Не разобранные


ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ ПОНЯТИЕ СУЩНОСТЬ РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ

Ведение личной бухгалтерии, планирование личных доходов и расходов (составление финансового плана) не является обязательным. Но использование подобных подходов позволяет более рационально использовать имеющиеся ресурсы. Обычно учитывают ряд типичных источников дохода и направлений затрат.


  • заработок;
  • причитающиеся пенсии и компенсации;
  • доход от банковских
    вкладов
    ;
  • доход от сдачи в аренду
    недвижимости
    ;
  • доход от имеющихся ценных бумаг
    ;
  • доход от авторских прав
    и лицензий
    ;
  • прочие доходы.

При анализе выявляют резервы (например, неиспользованные активы) и рассматриваются варианты их использования либо продажи.


  • налоги
    ;
  • оплата жилья и коммунальных услуг
    ;
  • оплата питания;
  • медицинские услуги (в том числе медицинское страхование
    );
  • погашение кредитов
    ;
  • покупка товаров длительного пользования;
  • страхование
    рисков (собственности, здоровья и пр.);
  • отчисления на пенсионные
    накопления;
  • инвестиции
    ;
  • прочие расходы.

При долгосрочном финансовом планировании
необходимо учитывать возможность инфляции
.

Управление государственными финансами

Управление государственными финансами осуществляют органы государственной власти
, в первую очередь Президент и законодательные ( Федеральное собрание
, принимающее соответствующие законы
в области государственных финансов) и исполнительные ( Правительство
, Центральный банк
, Министерство финансов
и др.)

Сущность государственных финансов

Государственные финансы затрагивают одну из важнейших сфер финансовых отношений, существующих на уровне государства. Они непосредственно связаны с процессам перераспределения национального дохода страны в целях обеспечения выполнимости основных функций аппарата государственной власти. Иначе говоря, они являются выражением экономических отношений, связанных с обеспечением государства источниками финансирования для реализации его функций.

В общем смысле под государственными финансами понимают денежные отношения, формирующиеся в сферах распределения и перераспределения валового национального продукта.

Государственные финансы способствуют удовлетворению потребностей в финансовых средствах общества в целом и государственного аппарата в частности. Их функционирование нацелено на достижение общих целей развития общества.

Государственные финансы играют важнейшую роль в развитии и обеспечении эффективного функционирования национальных экономических систем. Без них невозможно добиться успехов ни в одной из отраслей национального хозяйства, будь то государственное строительство, экономика или социальная сфера.

Масштабы и роль и государственных финансов, а также их положение в финансовой системе страны определяются объемами финансовых средств, которые требуются правительству для выполнения взятых на себя обязательств.


ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ ПОНЯТИЕ СУЩНОСТЬ РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ
Чёрная среда (1992)
(график GBP/USD)

Финансовый рынок — это рынок, охватывающий прежде всего рынок капиталов
и рынок денежных средств, представленный зачастую биржами
. Обслуживает торговлю финансовыми активами, управляет финансовыми рисками и способствует инвестициям
. Принято делить на следующие финансовые рынки:

  1. Фондовый рынок
  2. Срочный рынок
  3. Валютный рынок
    ( Forex
    )
  4. Денежный рынок
    (рынок денежных средств)


ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ ПОНЯТИЕ СУЩНОСТЬ РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ


Финансовые учреждения и организации


  • Журнал о корпоративных финансах
  • Список центральных банков, финансовых министерств и статистических агентств


  • Фундаментальные идеи финансового мира. Эволюция = Capital Ideas Evolving. — М.
    : «Альпина Паблишер»
    , 2009. — 256 с. — ISBN 978-5-9614-0972-7
    .
  • Шиллер Р.

    Финансы и хорошее общество = Finance and the Good Society. — М.
    : Издательство Института Гайдара, 2014. — 503 с. — ISBN 978-5-93255-389-3
    .
  • Захарченков С. П
    . Трактовка финансов в зарубежной литературе
    . // Бизнес-информ. — Харьков: ХНЭУ. — 2011. — N 4. — С. 122—128
  • «Yahoo! Finance» — портал личных финансов
      (англ.)
  • «CNN Money» — Личные финансы от компании CNN
      (англ.)


ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ ПОНЯТИЕ СУЩНОСТЬ РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ
Нью-Йоркская фондовая биржа
на Уолл-стрит

Основная задача корпоративных финансов — финансовое обеспечение деятельности организации. Также важно нахождение оптимального баланса между доходностью бизнеса и финансовыми рисками. Для обеспечения текущих финансовых потребностей бизнеса обычно берутся краткосрочные банковские кредиты. Для обеспечения долгосрочных потребностей чаще выпускаются облигации или акции без фиксированного дивиденда. Такие стратегические
решения о кредитах или выпуске акций в конечном счёте определяют саму структуру капитала
организации.

Другая важнейшая сторона корпоративных финансов — это решения об инвестициях, то есть решения о вложении имеющихся свободных средств. Ведь инвестиция — это вложение свободного актива
с надеждой, что он со временем увеличится в стоимости
. Управление инвестициями — важнейшая сторона финансов на любом уровне, и корпоративный уровень не исключение. Перед принятием решения об инвестиции, нужно проанализировать следующие факторы:

  • соотношение между: целью — периодом времени — инфляцией — неприятием рисков — налогами
  • выбор между активной и пассивной стратегией хеджирования
  • оценка эффективности портфеля инвестиций

Финансовый менеджмент в организациях во многом схож с бухгалтерским учётом. Но бухгалтерский учёт занимается учётом уже совершённых операций (и, следовательно, учётом «исторической» финансовой информации). А финансовый менеджмент смотрит в будущее и занимается анализом эффективности и планированием ещё предстоящих финансовых операций.

Структура государственных финансов

Государственные финансы являются составной частью общей финансовой системы страны. Кроме этого они считаются необходимым звеном, так как создают взаимосвязь между финансами всех субъектов экономики.

Государство – это уникальная структура, обладающая возможностями контроля и перераспределения ресурсов. Это придет госфинансам особое положение и перекладывает обязательства на государственную систему финансирования.

Структура государственных финансов определяется двумя факторами: структура органов госвласти и выделение в составе госфинансов фондов бюджетных и внебюджетных средств.

В общем виде структура государственных финансов выглядит следующим образом:

Структура государственных финансов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 3. Структура государственных финансов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

С точки зрения структуры госвласти выделяют федеральные финансы и финансы органов местного самоуправления. Соответствующая системе государственного управления вышеуказанная структура может преобразовываться, учитывая функционирующую систему госрегулирования.

Также в состав структуры могут входить финансы субъектов страны или регионов. Если регионы отсутствуют, как в унитарных
государствах, то все финансовые процессы осуществляются на общегосударственном и местном уровнях. Общегосударственными или федеральными финансами распоряжаются государственные органы федерального значения. Именно федеральные финансы являются важным элементов в структуре госфинансов, так как уровне страны и оказывается воздействие на экономику посредством инфляции, налогов, кредитов и т.д.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме


ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ ПОНЯТИЕ СУЩНОСТЬ РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ

Финансовая экономика — это отрасль экономической науки, изучающая взаимосвязи между финансовыми величинами, такими как: цена
, добавочная стоимость
, акционерный капитал
и пр. Финансовая экономика особенно концентрируется на изучении влияния реальных экономических показателей на финансовые показатели. Вот основные направления исследований:

  • Оценка — определение реальной ценности актива
    • Насколько высоки риски этого актива? (нахождение правильных учётных ставок)
    • Какое движение наличности может вызвать актив? ( дисконтирование
      денежных потоков)
    • Какова рыночная цена сходного актива? (относительная оценка)
    • Зависят ли финансовые потоки от какого-то другого актива или события? (производная оценка)
  • Финансовые рынки и инструменты
    • Товары
    • Акции
    • Облигации
    • Инструменты валютного рынка
    • Производные ценные бумаги
  • Финансовые институты
    и правила
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ ПОНЯТИЕ СУЩНОСТЬ РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ
Царь Мидас
на золотой монете


Крупнейшие информационные агентства финансовой информации:

  • Финансовый анализ
  • Асимметричность информации
  • Инсайдерская информация
  • Проспект ценных бумаг
  • IFX
    ( англ.
      Interactive Financial Exchange
     — стандарт (спецификация) интерактивного обмена финансовой информацией, основанный на XML
  • Единый стандарт отчётности
  • Аудиторский отчёт
  • Инвестиционный меморандум#Финансовая информация
  • Финансовое моделирование

Функции государственных финансов

Государственные финансы выполняют следующие функции:

  • Распределительная функция. Смысл распределительной функции в том, что снова сформированная стоимость требует распределения для исполнения денежных обязательств. Государственные финансы помогают сконцентрировать и использовать денежные средства государства для выполнения поставленных государственных обязательств. Для распределения используется система централизованных фондов. Указанная функция позволяет формировать денежные фонды и фонды целевого значения, а также резервы государства, осуществлять различные виды перераспределений.
  • Регулирующая функция. Осуществление данной функции связано с формированием и использованием бюджетного фонда. Государство, управляя бюджетными расходами, может оказывать влияние на социальные сферы, результаты хозяйственной деятельности, вносить изменения в структуру общественного производства, развивать инновационную деятельность.
  • Контрольная функция. Данная функция позволяет контролировать своевременность и полноту управления денежными средствами государства, сказать об эффективности их использования.
Читать также:  ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КОРПОРАТИВНЫЕ ФИНАНСЫ В ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ

Существуют следующие виды реализации контрольной функции:

  • Контроль корректного и своевременного перечисления финансов в централизованные фонды;
  • Контроль эффективности использования денежных ресурсов.

Другими словами, контрольная функция государственных финансов – это реализация контроля за финансовым оборотом и функционированием централизованных денежных фондов.

Также следует выделить следующие формы контроля:

  • Контроль денежных показателей, платежей и расчетов;
  • Контроль исполнения выбранной стратегии финансирования.

Трактовка термина «финансы»



  1. Рассмотрение советских финансов как системы денежных отношений, связанных с действием закона стоимости
    .
  2. Такое расширение предмета учения о советских финансах, которое в той или иной мере включает в себя денежные отношения внутри государственного производственного сектора и взаимоотношения государства и его производственного сектора с колхозно-кооперативным производственным сектором и с населением.

Дискуссия оказала серьёзное воздействие на весь дальнейший ход развития советской финансовой науки. Под её влиянием на протяжении последующих двадцати пяти лет в СССР сформировались три научные концепции советских финансов: распределительная, воспроизводственная и концепция Э. А. Вознесенского
(иногда называемая правовой концепцией).



Многолетняя научная дискуссия между сторонниками распределительной и воспроизводственной концепций по существу сводилась к тому, в какой мере следует включать финансы советских предприятий и отраслей народного хозяйства в состав общественных финансов. При этом, обе концепции исключали из финансов социализма личные финансы и финансы непроизводственных предприятии и организаций, к которым относились все учреждения здравоохранения, образования, культуры и спорта. Таким образом, воспроизводственная концепция тоже не охватывала всю предметную область финансов.



Функции государственных финансов

Государственные финансы представляют собой часть финансовой системы
, в той её части, которая относится к централизованным
( публичным
) финансам. Главное назначение государственных финансов — обеспечить формирование и использование финансовых ресурсов у государства, необходимых для реализации его функций.

Государственным финансам, также, как и другим категориям финансов присущи функции:

  • распределительная
  • контрольная
  • регулирующая

Структура государственных финансов

Структура и содержание государственных финансов зависит от системы государственного устройства. В Российской Федерации к государственным финансам относятся фонды денежных средств, формируемых на федеральном уровне и уровне субъекта Федерации. К государственным финансам относятся:

К категории «государственные финансы» следует также отнести такие понятия как:

  • государственный кредит
    :
  • налоговая система
    , формирующая основные источники поступления средств в бюджет и внебюджетные фонды;
  • неналоговые поступления в бюджет и внебюджетные фонды
  • бюджетная система
  • другие понятия финансов, которые необходимы для формирования и использования фондов денежных средств, управление которыми осуществляет государство
    и его органы.

Понятие государственных финансов

Важной сферой финансовой системы страны, которая обеспечивает ее денежными средствами для осуществления, политических, экономических и социальных функций, называется государственными финансами.

С экономической точки зрения финансы государства – это совокупность экономических отношений по распределению и перераспределению стоимости общественного продукта и части национального богатства
страны.

Для функционирования в условиях рынка и товарно-денежных отношений государство остро нуждается в финансовых фондах, которые представляют собой доходы (налоговые и иные поступления в государственный бюджет) или расходы (инвестиции, госзакупки, выплаты и т.д.).

Предпосылками образования государственных финансов являются:

  • денежное хозяйство;
  • система формирования общественных потребностей;
  • система распределения затрат на общественные потребности применение в экономике;
  • развитых форм денег.

Финансовые средства, которые находятся в распоряжении государства, вкладываются на расширение производства товаров/услуг, на удовлетворение социально-экономических и культурных потребностей общества, а также на нужды обороны страны и на управление.

Субъектами денежных отношений выступают:

  1. государство;
  2. предприятия;
  3. организации;
  4. учреждения;
  5. различные объединения;
  6. физические лица.

Для выполнения государством своих основных функций финансовая система мобилизуют имеющиеся денежные ресурсы, к которым относятся:

  • оказание государственных услуг общего назначения (функционирование органов госвласти, оборона, общественный порядок, защита прав собственности и прав граждан);
  • обеспечение законодательной базы (разработка и реализация законов);
  • распределение полномочий между законодательной, исполнительной и судебными ветвями власти, между федеральными, региональными и локальными органами власти (предупреждение коррупции и формирования теневого сектора экономики).

«Основы государственных финансов» 👇


Традиционно финансы разделяют на публичные финансы
(централизованные, государственные и муниципальные финансы) и частные финансы
(децентрализованные). Последние включают в себя как корпоративные финансы
(финансы организаций), так и финансы домохозяйств
(личные и семейные финансы).

В связи с существенным отличием финансов домохозяйств от корпоративных финансов эти категории рассматриваются как отдельные, таким образом, в общем финансы классифицируют на:

В корпоративных финансах в связи со спецификой и особой ролью отдельно выделяются финансы сферы финансовых услуг, в первую очередь, финансы кредитных организаций (банков) и финансы страховых организаций. Иногда выделяются также финансы некоммерческих организаций
, а также финансы малого бизнеса
.

Структура государственных финансов и государственные кредиты

Государственные финансы включают в себя следующие элементы:

  • Бюджетную систему;
  • Бюджеты, которые являются финансовым базисом формирования доходов и управления расходами государственных и муниципальных органов власти и образуют обязательную составляющую любого государства. Их можно объединить в бюджетную систему, основанную на экономических отношениях и правовых нормах. Основной доход в государственный бюджет приносят налоги и неналоговые платежи субъектов.
  • Внебюджетные фонды;
  • Государственные внебюджетные фонды, которые представляют собой денежные фонды, которые формируются вне федерального и региональных бюджетов, их образуют обязательные целевые отчисления. Они не зависят от государственного бюджета. Управление их доходами и расходами регламентируется Бюджетным кодексом Российской Федерации.

«Сущность и функции государственных финансов. Государственная финансовая система и ее звенья» 👇

Государственные кредиты представляют собой финансовые взаимоотношения между государством и физическими либо юридическими лицами, международными финансовыми организациями и иностранными государствами.

Государственные органы исполнительной власти являются по большей части заемщиками и гарантами, а организации и население – кредиторами. Если рассматривать международные экономические отношения, то государство может быть как кредитополучателем, так и кредитором.

Государственные кредиты являются источником дополнительного формирования денежных средств государства за счет займов у кредиторов и свободных финансов со стороны населения и организаций. Они позволяют увеличить финансовые ресурсы и скорость социально-экономического развития государства.

Сущность и принципы государственных финансов

Государственные финансы — это сложный комплекс финансовых отношений, обеспечивающих формирование и распределение денежных средств для исполнения основных функций и обязательств государства.

Основная функция государственных финансов заключается в удовлетворении интересов государства и всего социума в целом, обеспечении государства денежными ресурсами для решения политических, экономических и социальных задач. Они входят в состав структуры финансовой системы и являются ее ключевым элементом.

Финансовая система – это совокупность определенных финансовых органов и организаций, которые реализуют государственную финансовую политику
.

Основными принципами государственных финансов являются:

  • Принцип единства законности и нормативно-правовой базы (наличие единообразия при оформлении отчетности, расчетов, платежей, стандартизации документации и т.д.);
  • Открытость и прозрачность;
  • Разграничение полномочий и предметов ведения;
  • Целевая ориентированность (ориентированность на привлечение долгосрочных денежных ресурсов);
  • Научный подход к реализации поставленных целей;
  • Экономичность и рациональность (при планировании следует учесть соотношение расходов к к общему количеству доходов);
  • Централизованное управление финансовыми потоками (при использовании государством заимствования финансовых средств иметь несколько кредитов).

Место государственных финансов в финансовой системе страны

Государственные финансы входят в состав общей финансовой системы страны и фактически являются ее главным звеном (рисунок 1).

Место государственных финансов в финансовой системе страны. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Место государственных финансов в финансовой системе страны. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

«Система государственных финансов» 👇

  • безвозвратный характер и целевое расходование средств;
  • соблюдение режима экономии.

Функционирование системы государственных финансов неразрывно сопряжено с двумя разнонаправленными процессами, связанными с мобилизацией финансовых ресурсов в руках государства и их последующим расходованием (перераспределением). Эти процессы находят свое отражение в формировании доходов и расходов государства.

Наконец, функционирование системы государственных финансов определяется реализацией ряда функций, определяющими из которых выступают функция распределения, функция регулирования и функция контроля.

Финансовые научные дисциплины

Финансы (в первую очередь, публичные) изучаются в рамках научных дисциплин «Финансы», «Финансы и кредит», «Финансы, денежное обращение и кредит». Данные дисциплины изучают деньги и социально
экономические
отношения, связанные с формированием, распределением и использованием материальных ресурсов. Финансы — это прикладная экономическая
дисциплина.

Управление финансами (в первую очередь, корпоративными) изучается в рамках дисциплины финансовый менеджмент
, а также «финансы организаций (предприятий)». Управление финансами банка
изучается обычно в рамках дисциплины « Банковское дело»
. Контроль над финансовыми потоками изучается в рамках дисциплины « Финансовый контроль
».

Методы и модели анализа финансовой информации
изучаются в рамках финансовой математики
. Финансовая математика является основой управления финансами.


На уровне микроэкономики

  • Финансовая математика
     — набор инструментов для моделирования и поддержки принятия решений, используемый в различных отраслях финансов, в том числе при вычислении процентных ставок
    и финансовые инструменты.
  • Инвестиции — критерии и методы выбора объекта для инвестиций в зависимости от рентабельности.
  • Оценка стоимости активов — оценка стоимости финансовых активов (акций, облигаций, опционов, см. финансовый актив
    ), компаний или недвижимого имущества.
  • Финансовая политика
     — выбор способа финансирования компании, в целях оптимизации средневзвешенной стоимости капитала ( WACC
    ). Выбор оптимальной структуры капитала, политика дивидендов и т. п. являются центральными вопросами финансовой политики компаний.
  • Современная портфельная теория
     — оптимизация распределения активов путём диверсификации. Изначально разработанная для финансовых рынков, эта дисциплина служит также в сфере корпоративных финансов. В целом, это управление рисками
    .
  • Поведенческие финансы
     — выявление психологических факторов, индивидуальных и коллективных, влияющих на финансовые решения и их влияние на формирование цены, финансовые результаты.
Читать также:  МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ ОТ 31 ИЮЛЯ 2020 ГОДА N 158 Н


На уровне макроэкономики

  • Денежно-кредитная политика
    и международные финансы
     — например, денежно-кредитная политика, осуществляемая центральными банками во взаимодействии с международными финансовыми организациями ( МВФ
    , Всемирный банк
    , Банк международных расчётов
    , ЕИБ
    , ЕБРР
    и др.).

Функции государственных финансов

Для обеспечения успешного социально-экономического и политического развития государство выполняет следующие функции:

  • выработка, принятие и реализация законодательных актов, которые формируют институциональные основы рыночного хозяйства;
  • сохранение макроэкономической и социально-политической стабильности, эффективное регулирование и промышленная политика;
  • финансирование основных социальных услуг, помощь слабо защищенным группам населения;
  • управление процессом интеграции в мировую экономику с учетом защиты национальных интересов;
  • организация мероприятий по охране окружающей среды.

В общем виде данные функции имеют решающее значение и их можно представить в следующем виде:

Функции государственных финансов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Функции государственных финансов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

С точки зрения экономики госфинансы выполняют пять основных функций:

Функции государственных финансов с точки зрения экономики. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Функции государственных финансов с точки зрения экономики. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Планирование – это функция, которая обеспечивает постановку целей и путей их достижения на основе распределения полномочий и ответственности между государством, органами госвласти и органами муниципального управления. Сущность этой функции заключается в формировании бюджетов на текущий период и на перспективу, а также балансов и порядков налогообложения.

Функция организации включает в себя устройство бюджетирования, классификацию бюджетов, определение порядка их составления и выполнения и распределение обязанностей структурных подразделений финансовых органов власти. Данная функция
Реализуется в рамках процесса построения системы контроля и координации распределения бюджетов и денежных ресурсов внутри страны.

Функция мотивации или стимулирования тесно связана с мероприятиями по достижению поставленных целей. При реализации этой функции учитываются факторы, влияющие на финансовую деятельность государства
и потребности в денежных ресурсах.

Контроль – это функция госфинансов, которая способствует реализации целей. Ими являются разработка ном и нормативов как эталона оценки результатов. Осуществляется сравнительный анализ полученных результатов с установленными целями и при необходимости вносятся корректировки.

Функция распределения состоит в распространении национального продукта для обеспечения потребности государства. Также формируются источники для финансирования общественного сектора экономики, сбалансирование бюджетов в рамках единой бюджетной системы.


  • Финансы: Учебник /Под ред. В. В. Ковалева М:ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004
  • Многоликая коррупция. Выявление уязвимых мест на уровне секторов экономики и государственного управления = The Many Faces of Coruption: Tracking Vulnerabilities at the Sector Level. — М.
    : «Альпина Паблишер»
    , 2010. — 552 с. — ISBN 978-5-9614-1062-4
    .


ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ ПОНЯТИЕ СУЩНОСТЬ РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ

Общий термин для описания услуг
компаний, чья деятельность связана с денежными
или инвестиционными
услугами.

К финансовым услугам относят следующие виды услуг:

Роль и проблемы государственных финансов

Государственные финансы выполняют особенную роль в политическом и социально-экономическом развитии государства.

Роль государственных финансов зависит от объема денежных средств, которые должны быть реализованы для выполнения обязательств государства. Она заключается в том, чтобы адаптировать пропорции финансов к различным видам потребления и удовлетворить изменяющиеся потребности.

Основными проблемами государственных финансов являются:

  • Необходимость улучшения налоговой системы;
  • Необходимость улучшения бюджетного федерализма;
  • Необходимость в более эффективном использовании государственной собственности;
  • Поддержание и усовершенствование финансового контроля
    ;
  • Укрепление взаимосвязи финансовой и денежно-кредитной политики.

В заключении следует отметить, что государственные финансы являются важнейшим инструментом достижения поставленных целей в областях внешней и внутренней политики государства.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме



Налоги и сборы

Определение понятия налог
представлено в ст. 8 Налогового кодекса РФ (своеобразной «налоговой конституции»).
Согласно указанному нормативному акту, налог — обязательный, индивидуально-безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности (хозяйственного ведения или оперативного управления) денежных средств, в целях обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Данное определение указывает на отличительные признаки налога от других видов платежей в бюджет: обязательность, индивидуальную безвозмездность, денежный характер (налоги нынешней налоговой системы могут иметь только денежную форму, в отличие от налоговой системы, действовавшей до введения в действие Налогового кодекса РФ) и целевую направленность платежа (для обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований).

Сборы
 — обязательные взносы, взимаемые с организаций и физических лиц, уплата которых является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определённых прав или выдачу разрешений (лицензий). Из определения видны отличия сбора от категории налога: в частности сбор, в отличие от налога, является обязательным не всегда, а только в случае когда в отношении его плательщика те или иные государственные органы совершают «юридически значимые действия», то есть присутствует момент «индивидуальной возмездности».

Налоги сегодня — важнейшая и крупнейшая часть доходов государства (фискальная функция налогов). Манипулируя налоговыми ставками
, государство может влиять на экономику, активируя ту или иную экономическую отрасль (или, допустим, географический
регион), или наоборот, сдерживая рост в какой-то области (регулирующая функция налога).

Налоги бывают прямыми и косвенными. Прямой налог
 — это налог, взимаемый государством непосредственно с доходов
или имущества
налогоплательщика
. Косвенный налог
 — налог на товары и услуги, устанавливаемый в виде надбавки к цене или тарифу. Косвенные налоги также действуют в форме акцизов
(в том числе универсального акциза) и таможенных пошлин
.

Вот основные налоги, обеспечивающие доход бюджетов бюджетной системы
РФ:

Современная налоговая система России
строится на основе Налогового кодекса РФ и принятых в соответствии с ним законов субъектов и нормативных актов местного самоуправления, а также подзаконных актов различных органов исполнительной власти. Контроль за правильностью, полнотой и своевременностью внесения налогов, возложен на Федеральную налоговую службу, которая образована в составе Минфина РФ.

Налоговая система РФ имеет три уровня (федеральный, региональный уровень субъекта
и местный). В данный момент налоговая система по количеству уровней не совпадает с системой бюджетной (фактически с 2006
 г. введён 4-й «негласный» бюджетный уровень на уровне местных бюджетов: бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы
и Санкт-Петербурга
). Однако, данное, казалось бы, противоречие нареканий не вызывает, поскольку все местные налоги (а также часть федеральных налогов и налоговых режимов) поделены между местными уровнями в соответствующих их статусам пропорциях на основании положений Бюджетного кодекса РФ.


Отдельно нужно сказать о государственных облигациях (их ещё называют «облигации государственного займа»). Эти ценные бумаги выпускает правительство
страны и распространяет внутри страны и за рубежом. Это как бы кредит, который берёт само государство для своих нужд. Разумеется, чем богаче и стабильнее государство, тем охотнее ему выдают кредиты и покупают его облигации. Поэтому США
 — это страна, имеющая самый большой в мире государственный долг
. Многие страны мира (включая Россию
) держат свои валютные резервы
в ценных бумагах правительства США. Чем эффективнее может государство распорядиться взятыми в кредит деньгами, тем выгоднее брать кредит. И наоборот, если государство не может окупить проценты по кредиту, то займы становятся тяжкой обузой для государственного бюджета.


Доходы государства распределяются по следующим основным расходным статьям:

Среди форм ассигнований выделяют субсидии
, дотации
и субвенции
.

Состав и структура системы государственных финансов

Основными элементами системы государственных финансов являются:

  • бюджетная система страны;
  • система государственных внебюджетных фондов;
  • государственный кредит
    ;
  • финансы иных государственных структур.

Основой и прочным фундаментом системы государственных финансов выступает бюджетная система страны, посредством которой перераспределяется более 1/3 валового внутреннего продукта страны. Именно посредством государственного бюджета обеспечивается аккумулирование и расходование финансовых средств государства.

Государственные внебюджетные фонды представляют собой фонды денежных средств, которые формируются вне государственного бюджета. Как правило, они предназначены для реализации таких конституционных прав граждан, как: пенсионное обеспечение, охрана здоровья и медицинская помощь. В соответствии с этим выделяют три основных государственных внебюджетных фонда (рисунок 2).

Государственные внебюджетные фонды. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Государственные внебюджетные фонды. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Основной спецификой государственных внебюджетных фондов выступает их целевое назначение.

Под государственным кредитом следует понимать задолженность государства перед населением и предпринимательскими структурами. Размер государственного кредита является свидетельством рациональности финансовой политики
государства и эффективности ее реализации. Его величина регулируется на законодательном уровне. Большой размер государственного кредита свидетельствует о том, что страна живет за счет будущих поколений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *