ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ ПРЕДСТАВЛЯЮТ СОБОЙ ЭЛЕМЕНТ

Функциональное назначение государственных и муниципальных финансов

Государственные и муниципальные финансы играют важнейшую роль в системе государственного и муниципального управления, обеспечивая денежными средствами реализацию их функций.

Государственные и муниципальные финансы охватывают те денежные отношения, которые возникают в связи с распределением и перераспределением созданного обществом совокупного продукта, аккумулирующегося в распоряжении
органов государственного и муниципального управления для покрытия расходов, обеспечивающих реализацию государственных и муниципальных функций.

На государственные и муниципальные финансы возлагается реализация:

  • перераспределительной функции. Функция обеспечивает аккумулирование денежных средств в распоряжении государства с целью их последующего применения для удовлетворения общегосударственных потребностей. Перераспределительная функция реализуется посредством системы централизованных фондов. В результате реализации этой функции происходит перераспределение средств из высокорентабельных отраслей в низкорентабельные, в пользу малообеспеченных социальных групп, учреждений непроизводственной сферы, между различными территориальными единицами;
  • регулирующей функции. Данная функция государственных и муниципальных финансов обусловлена процессом образования и использования бюджетных средств. Образование бюджетов осуществляется за счет различных источников в лице налоговых доходов, доходов от использования государственной и муниципальной собственности
    , займов и так далее. Посредством этих инструментов государство может оказывать влияние на экономическую активность, уровень потребления, интенсивность экономического роста и так далее. Средства бюджетной системы
    используются для осуществления целевых расходов, обеспечения развития государства;
  • контрольной функции. Суть этой функции состоит в том, что контроль денежных средств обеспечивает оценку эффективности
    их использования за счет наличия определенных финансовых показателей. Реализация контрольной функции обеспечивает оценку своевременности и правильности перечисления средств, оценку степени достижения заданных параметров использования денежных средств, контроль целевого и эффективного использования финансовых ресурсов.

Государственные и муниципальные финансы обеспечивают решение задач социально-экономического развития государства, его регионов и муниципальных образований. Недостаточность государственных и муниципальных финансов отрицательно сказывается на развитии территориальных единиц, социальной напряженности в обществе.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме


ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ ПРЕДСТАВЛЯЮТ СОБОЙ ЭЛЕМЕНТ

Ведение личной бухгалтерии, планирование личных доходов и расходов (составление финансового плана) не является обязательным. Но использование подобных подходов позволяет более рационально использовать имеющиеся ресурсы. Обычно учитывают ряд типичных источников дохода и направлений затрат.


  • заработок;
  • причитающиеся пенсии и компенсации;
  • доход от банковских
    вкладов
    ;
  • доход от сдачи в аренду
    недвижимости
    ;
  • доход от имеющихся ценных бумаг
    ;
  • доход от авторских прав
    и лицензий
    ;
  • прочие доходы.

При анализе выявляют резервы (например, неиспользованные активы) и рассматриваются варианты их использования либо продажи.


  • налоги
    ;
  • оплата жилья и коммунальных услуг
    ;
  • оплата питания;
  • медицинские услуги (в том числе медицинское страхование
    );
  • погашение кредитов
    ;
  • покупка товаров длительного пользования;
  • страхование
    рисков (собственности, здоровья и пр.);
  • отчисления на пенсионные
    накопления;
  • инвестиции
    ;
  • прочие расходы.

При долгосрочном финансовом планировании
необходимо учитывать возможность инфляции
.

Роль и проблемы государственных финансов

Государственные финансы выполняют особенную роль в политическом и социально-экономическом развитии государства.

Роль государственных финансов зависит от объема денежных средств, которые должны быть реализованы для выполнения обязательств государства. Она заключается в том, чтобы адаптировать пропорции финансов к различным видам потребления и удовлетворить изменяющиеся потребности.

Основными проблемами государственных финансов являются:

  • Необходимость улучшения налоговой системы;
  • Необходимость улучшения бюджетного федерализма;
  • Необходимость в более эффективном использовании государственной собственности;
  • Поддержание и усовершенствование финансового контроля
    ;
  • Укрепление взаимосвязи финансовой и денежно-кредитной политики.

В заключении следует отметить, что государственные финансы являются важнейшим инструментом достижения поставленных целей в областях внешней и внутренней политики государства.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме


ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ ПРЕДСТАВЛЯЮТ СОБОЙ ЭЛЕМЕНТ

Общий термин для описания услуг
компаний, чья деятельность связана с денежными
или инвестиционными
услугами.

К финансовым услугам относят следующие виды услуг:

Понятие государственных финансов

Государственные
финансы


это комплекс финансовых опе­раций,
осуществляемых органами государственного
управления, с помощью которых происходят
аккумуляция денежных средств и
осуществление денежных расходов. Другими
словами, государ­ство постоянно
осуществляет определенные операции по
сбору и перераспределению денежных
средств. Именно данные операции в своей
совокупности являются государственными
финансами. Поскольку денежные средства
любых субъектов экономики отража­ются
так или иначе в ВВП (валовом внутреннем
продукте), можно сказать, что ВВП — общий
доходный источник.

Государственные
финансы


важный элемент любой финан­совой
системы. При любом государственном
устройстве и систе­ме экономических
взаимоотношений государственные финансы
являются необходимым звеном, поскольку
обеспечивают взаимо­связь между
финансами всех субъектов экономики.
Кроме того, государство обладает
возможностями контроля и перераспреде­ления
ресурсов, что ставит государственные
финансы в особое положение и возлагает
определенную ответственность на
госу­дарственную систему финансирования.

Государственные
финансы


денежные отношения по пово­ду
распределения и перераспределения
стоимости ВВП, которая в установленном
размере аккумулируется в руках органов
rorv-дарственной
власти и местного самоуправления для
покрытия расходов, необходимых для
выполнения государством своих фун­кций.
Данное определение позволяет понять
не только сущность, но и назначение
государственных финансов, а именно:
государ­ственные финансы существуют
для финансирования государ­ственных
функций. Функциями государства являются
как экономи­ческие и политические,
так и оборонные, культурные и т.д. Сфера
интересов такого государства, как
Россия, не может ограничить­ся только
внутренними заботами, поэтому к
государственным фун­кциям можно
добавить действия, связанные с
международным сотрудничеством в самых
разных сферах.

Сущность и функции государственных финансов России

Государственные финансы составляют часть финансовой системы Российской Федерации, представляя собой денежные отношения по поводу распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и части национального богатства, связанные с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства, необходимых ему для выполнения экономических, социальных и политических функций.

Основными функциями российского государства, обеспечивающими успешное социально-экономическое и политическое развитие страны, являются:

разработка, принятие, реализация и совершенствование законодательных актов, формирующих институциональные основы рыночного хозяйства;

поддержание макроэкономической и социально-политической стабильности, эффективное регулирование и промышленная политика;

финансирование основных социальных услуг, поддержка слабо защищенных групп населения;

регулирование интеграции в мировую экономику с учетом защиты национальных интересов;

Для выполнения этих функций требуются как экономические и технологические предпосылки, так и институциональная среда: нормы и правила, обеспечивающие использование этих предпосылок, четкое определение роли, которую государство может сыграть в конкретных сложившихся условиях, способность государства законодательно определять, финансировать и практически реализовывать принятые законодательные нормы.

В настоящее время в России действуют три уровня органов власти и управления, два из которых — государственные (федеральный и субфедеральный), финансовой основой их деятельности являются федеральный и 87 субфедеральных бюджетов, и один уровень — муниципального управления, финансовой основой деятельности которого являются местные бюджеты.

Понятие государственных финансов, во-первых, существенно расширено вступившим в силу Бюджетным кодексом РФ за счет законодательного определения трехуровневой бюджетной системы, отдельного вынесения категории государственного долга, а также финансов государственных внебюджетных социально-страховых фондов. Во-вторых, конституциональное определение государственных уровней власти и управления предполагает отдельное существование муниципальных финансов как финансовой основы местного самоуправления. Поэтому понимание государственных финансов дополнено категорией муниципальных финансов, развитие которых наряду с Бюджетным кодексом РФ подчиняется законодательству о местном самоуправлении и его финансовых основах.

Финансовой базой деятельности соответственно для федеральных, республиканских и местных органов власти и управлений в Российской Федерации являются бюджеты разных уровней — федеральный, республиканские, местные. В условиях экономической самостоятельности республиканских и административно-территориальных структур их бюджеты имеют полную автономию, независимое положение, закрепленное соответствующими законодательными актами РФ. Установление состава бюджетных доходов и расходов каждого уровня зависит от разграничения функций между федеральными, республиканскими и местными органами государственной власти и управления.

Значение обособленного функционирования внебюджетных фондов
особенно возрастает в условиях экономической нестабильности в стране. Автономный статус внебюджетных фондов позволяет гарантировать своевременное финансирование важнейших социальных мероприятий. В отличие от федерального, республиканских и местных бюджетов внебюджетные фонды подлежат значительно меньшей регламентации и меньшему контролю со стороны органов законодательной власти. Поскольку изменение направлений использования внебюджетных фондов не нуждается в законодательном оформлении и происходит без участия парламента, появляется возможность расходовать фонды в более оперативном режиме (хотя иногда существующая практика приводит к неэффективному использованию средств внебюджетных фондов). Это облегчает их использование и повышает заинтересованность государственных исполнительных структур в их росте. Внебюджетные фонды выполняют еще и роль финансового резерва, к которому прибегают федеральные, республиканские и местные органы власти в случаях финансовых затруднений. Благодаря внебюджетным фондам повышается маневренность финансовых ресурсов в рамках единой финансовой системы государства.

Внебюджетные фонды довольно разнообразны как по функционально-целевому назначению, так и по уровням управления. В соответствии с функциональным назначением их можно подразделить на фонды, имеющие либо экономический, либо социальный, либо природоохранный характер. По уровням управления внебюджетные фонды Российской Федерации подразделяются на фонды общегосударственного, республиканского и регионального значения.

Различные уровни государственного управления располагают своими бюджетами и внебюджетными (например, социальными) фондами. В этой связи система государственных финансов Российской Федерации организована таким образом, чтобы данные о доходах и расходах формировались как в территориальном разрезе, так и по вертикали с выделением соответствующих внебюджетных фондов, что позволяет формировать консолидированные данные о государственном бюджете федерации и регионов, консолидированные данные по внебюджетным фондам и на этой основе консолидированные данные в целом по государственным финансам.

Специфической частью государственных финансов Российской Федерации выступают денежные отношения, составляющие содержание государственного кредита. Госкредитные отношения возникают в связи с мобилизацией временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения и их передачей во временное пользование органам государственной власти для обеспечения финансирования государственных расходов. Привлечение государством временно свободных денежных средств юридических и физических лиц осуществляется путем продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг.

Читать также:  ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЯ ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

Основными формами государственного кредита Российской Федерации являются займы и казначейские ссуды. Государственный кредит играет важную роль в укреплении экономики и ее финансовом оздоровлении. С его помощью ресурсы, аккумулируемые на финансовом рынке, направляются на финансирование потребностей экономического и социального развития (через финансирование специальных долгосрочных программ). Госкредитные ресурсы позволяют цивилизованным способом покрывать бюджетный дефицит. Способствуя оттоку денег из обращения, государственный кредит смягчает остроту проблем в сфере денежного обращения.


ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ ПРЕДСТАВЛЯЮТ СОБОЙ ЭЛЕМЕНТ
Чёрная среда (1992)
(график GBP/USD)

Финансовый рынок — это рынок, охватывающий прежде всего рынок капиталов
и рынок денежных средств, представленный зачастую биржами
. Обслуживает торговлю финансовыми активами, управляет финансовыми рисками и способствует инвестициям
. Принято делить на следующие финансовые рынки:

  1. Фондовый рынок
  2. Срочный рынок
  3. Валютный рынок
    ( Forex
    )
  4. Денежный рынок
    (рынок денежных средств)


ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ ПРЕДСТАВЛЯЮТ СОБОЙ ЭЛЕМЕНТ

Финансовая экономика — это отрасль экономической науки, изучающая взаимосвязи между финансовыми величинами, такими как: цена
, добавочная стоимость
, акционерный капитал
и пр. Финансовая экономика особенно концентрируется на изучении влияния реальных экономических показателей на финансовые показатели. Вот основные направления исследований:

  • Оценка — определение реальной ценности актива
    • Насколько высоки риски этого актива? (нахождение правильных учётных ставок)
    • Какое движение наличности может вызвать актив? ( дисконтирование
      денежных потоков)
    • Какова рыночная цена сходного актива? (относительная оценка)
    • Зависят ли финансовые потоки от какого-то другого актива или события? (производная оценка)
  • Финансовые рынки и инструменты
    • Товары
    • Акции
    • Облигации
    • Инструменты валютного рынка
    • Производные ценные бумаги
  • Финансовые институты
    и правила
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ ПРЕДСТАВЛЯЮТ СОБОЙ ЭЛЕМЕНТ
Царь Мидас
на золотой монете


ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ ПРЕДСТАВЛЯЮТ СОБОЙ ЭЛЕМЕНТ
Нью-Йоркская фондовая биржа
на Уолл-стрит

Основная задача корпоративных финансов — финансовое обеспечение деятельности организации. Также важно нахождение оптимального баланса между доходностью бизнеса и финансовыми рисками. Для обеспечения текущих финансовых потребностей бизнеса обычно берутся краткосрочные банковские кредиты. Для обеспечения долгосрочных потребностей чаще выпускаются облигации или акции без фиксированного дивиденда. Такие стратегические
решения о кредитах или выпуске акций в конечном счёте определяют саму структуру капитала
организации.

Другая важнейшая сторона корпоративных финансов — это решения об инвестициях, то есть решения о вложении имеющихся свободных средств. Ведь инвестиция — это вложение свободного актива
с надеждой, что он со временем увеличится в стоимости
. Управление инвестициями — важнейшая сторона финансов на любом уровне, и корпоративный уровень не исключение. Перед принятием решения об инвестиции, нужно проанализировать следующие факторы:

  • соотношение между: целью — периодом времени — инфляцией — неприятием рисков — налогами
  • выбор между активной и пассивной стратегией хеджирования
  • оценка эффективности портфеля инвестиций

Финансовый менеджмент в организациях во многом схож с бухгалтерским учётом. Но бухгалтерский учёт занимается учётом уже совершённых операций (и, следовательно, учётом «исторической» финансовой информации). А финансовый менеджмент смотрит в будущее и занимается анализом эффективности и планированием ещё предстоящих финансовых операций.

Характеристика федерального бюджета

С 1 января 2005 года в Бюджетном кодексе Российской Федерации на долгосрочной основе закреплены нормативы распределения налогов и сборов, а также части неналоговых доходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации.

По сравнению с ожидаемым исполнением федерального бюджета в 2004 году прогнозируемые в 2005 году доходы увеличатся на 35,6 млрд. руб. Однако доля доходов в валовом внутреннем продукте снизится с 20,4% до 17,77%. Относительное (в %% к ВВП) снижение уровня доходов федерального бюджета в 2005 году против ожидаемой оценки на 2004 год на 2,63 процентных пункта предусматривается за счет следующих факторов:

— изменение макроэкономических показателей — 1,17 % к ВВП;

— изменение бюджетного законодательства (включено изменение федеральной ставки налога на прибыль) + 0,55 % к ВВП;

— изменение налогового законодательства -1,38 % к ВВП;

Единственным фактором, увеличившим доходы федерального бюджета в 2005 году относительно 2004 года, является фактор изменения бюджетного законодательства.

В то же время, необходимость обеспечения сбалансированности и устойчивости федерального бюджета и бюджетной системы в целом в условиях сокращения налоговой нагрузки на экономику требует дальнейшего сокращения расходов федерального бюджета по отношению к ВВП.

В текущем году общий объем расходов федерального бюджета прогнозируется на уровне 16,8% ВВП (согласно федеральному закону «О федеральном бюджете на 2004 год» – 17,4% ВВП), в 2005 год он снизится до 16,3% ВВП.

В принятых для формирования федерального бюджета макроэкономических условиях это обеспечивает сбалансированность федерального бюджета при соблюдении установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации требований к формированию Стабилизационного фонда Российской Федерации.

Таким образом, проводимая в последние годы и продолжаемая в 2005 году налогово-бюджетная политика, с одной стороны, создает благоприятные условия для экономического роста за счет оптимизации и сокращения налоговой нагрузки на экономику и, с другой стороны, обеспечивает рост в реальном выражении непроцентных расходов при сбалансированности федерального бюджета и накоплении резервов, необходимых для повышения его устойчивости к неблагоприятным изменениям внешнеэкономической конъюнктуры.

Структура и динамика расходов федерального бюджета представлены в табл. 1.

Таблица 1 – Структура и динамика расходов федерального бюджета в 2004 – 2005 гг.

Существенно (с 27,5 до 30,5%) возрастет доля расходов, направляемых на финансовое обеспечение национальной обороны, национальной безопасности и правоохранительной деятельности.

Принципиальной особенностью федерального бюджета на 2005 год является его формирование в условиях начатой комплексной реформы бюджетного процесса, основные направления которой одобрены Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 года № 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов».

Конечной целью этой реформы является ориентация бюджетных расходов на общественно значимые измеримые результаты, отражающие цели и приоритеты государственной политики. Проведенная при формировании проекта федерального бюджета на 2005 год работа позволила сгруппировать бюджетные расходы по приоритетным направлениям государственной политики, что является первым шагом к достижению этой цели (табл. 2).

Проектировки бюджетных расходов на 2005 год сформированы в новой классификации расходов бюджетов Российской Федерации, основными чертами которой являются:

— сокращение количества разделов и подразделов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации с их четкой привязкой к основным функциям и сферам деятельности государства и предоставлением права органам власти каждого уровня самостоятельно определять состав целевых статей и видов расходов;

Таблица 2 – Группировка расходов федерального бюджета по приоритетным направлениям государственной политики

— отражение расходов на управление и прикладные научные исследования в соответствующих сферах деятельности в составе разделов и подразделов функциональной классификации;

— отражение расходов на капитальные вложения в составе экономической классификации расходов бюджетов с возможностью их распределения по всем позициям функциональной классификации;

Все эти изменения направлены на приближение бюджетной классификации к международным стандартам учета и статистики государственных финансов, более точное отражение бюджетных расходов по основным функциям (сферам деятельности) государства, повышение прозрачности и подотчетности органов власти с одновременным расширением их самостоятельности и ответственности в управлении общественными финансами.

Одним из основных преимуществ новой структуры классификации расходов является возможность распределения расходов на управление, прикладные научные исследования, федеральные целевые программы, капитальные вложения по основным направлениям и сферам деятельности органов государственной власти (табл. 3).

Таблица 3 – Распределение расходов на управление, прикладные научные исследования, федеральные целевые программы, капитальные вложения по основным направлениям и сферам деятельности органов государственной власти в 2005 году, млрд.руб.

При формировании бюджетных проектировок на 2005 год было впервые проведено аналитическое разделение действующих и вновь принимаемых обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета в 2005 году. Применение и развитие такого подхода позволяет повысить обоснованность бюджетного планирования с его четкой увязкой с приоритетами государственной политикой и результативностью финансируемых и (или) вновь принимаемых бюджетных программ.

В 2004 году принятием Федерального закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также поправок к Бюджетному и Налоговому кодексам была завершена комплексная реформа межбюджетных отношений, основные положения которой были определены Программой развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, одобренной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2001 года № 584.

Начиная с 2005 года расходы бюджетов всех уровней будут формироваться в условиях четкого разграничения расходных обязательств и доходных источников, препятствующего возникновению обязательств, не обеспеченных источниками финансирования, и создающего институциональные стимулы для повышения эффективности управления общественными финансами.

Наличие расходных обязательств, не обеспеченных реальными источниками финансирования, создавало потенциальную неустойчивость бюджетной системы Российской Федерации, снижало доверие граждан к государственным институтам, искажало условия формирования и проведения целенаправленной государственной политики.


  • Финансы: Учебник /Под ред. В. В. Ковалева М:ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004
  • Многоликая коррупция. Выявление уязвимых мест на уровне секторов экономики и государственного управления = The Many Faces of Coruption: Tracking Vulnerabilities at the Sector Level. — М.
    : «Альпина Паблишер»
    , 2010. — 552 с. — ISBN 978-5-9614-1062-4
    .

Структура государственных финансов

Структуру
государственных финансов можно определять
с двух точек зрения. Государственные
финансы могут быть рассмот­рены с
точки зрения преемственности к тем или
иным органам го­сударственной власти
или с позиции разделения государственных
финансов на бюджетные и небюджетные
фонды. С точки зрения структуры
государственной власти выделяют:
федеральные
фи­нансы, финансы субъектов РФ

и
финансы
органов местного самоуправления.

Эта
структура соответствует системе
государ­ственного управления страной
и может видоизменяться в зависи­мости
от системы государственного регулирования.
Так, в унитар­ных государствах
отсутствуют региональные финансы,
поскольку нет регионов, и все финансовые
процессы происходят на обще­государственном
и местном уровнях. Общегосударственными
или федеральными финансами распоряжаются
государственные орга­ны федерального
значения, которые определяют направления
расходования государственных средств
и производят контроль за использованием
государственных ресурсов. От точного
и проду­манного использования
федеральных финансов зависит полно­ценность
развития всей национальной экономики.
На этом уров­не происходит формирование
бюджета, в котором отражены все направления
развития страны, объемы и источники
финансирова­ния данных программ.
Кроме того, федеральные финансы явля­ются
важным звеном в структуре государственных
финансов, поскольку именно на федеральном
уровне производится воздей­ствие на
экономику с помощью кредитно-денежного,
инфляци­онного, налогового и других
рычагов.

Читать также:  АКАДЕМИЯ БЮДЖЕТА И КАЗНАЧЕЙСТВА МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ

К
региональным финансам относят финансовые
операции, осуществляемые на региональном
уровне в целях выполнения го­сударственных
функций региона. Не имеет большого
значения название субъекта, распоряжающегося
данными финансовыми

ресурсами.
Это могут быть как финансы региона, так
и финансы штата, федеральной земли, как
в Германии, или финансы облас­тей и
республик. Вне зависимости от названия
органы власти об­ладают относительной
самостоятельностью и могут формировать
собственные финансовые потоки. Финансы
на региональном уров­не формируются
как путем извлечения дохода из собственных
источников, так и при использовании
ресурсов, предоставляемых федеральным
центром.

Местные
органы власти формируют, соответственно,
местный уровень финансов, или муниципальные
финансы, как их часто на­зывают. К
местным органам власти относятся
самостоятельные органы правления в
городах и населенных пунктах. Местные
орга­ны власти формируют так называемые
муниципалитеты, благода­ря чему
финансы, которыми обладают местные
власти, получили название муниципальных
финансов. Они формируются за счет
специфических источников и направляются
на обеспечение нор­мального развития
и деятельности организаций, необходимых
для жителей данного муниципалитета.

Отношения
между федеральными, региональными и
местны­ми финансами определяются
системой межбюджетных отноше­ний.
Таким образом, взаимодействие между
федеральными и му­ниципальными
финансами тесно связано с бюджетными
и внебюд­жетными фондами, формируемыми
как на федеральном, так и на местном
уровне.

Рассматривая
государственные финансы с точки зрения
рас­пределения средств по фондам
различной направленности, следует
отметить, что фонды одинаковы по своей
сущности на любом уров­не. Здесь
выделяют: бюджет,
внебюджетные фонды, государ­ственный
кредит, финансы унитарных предприятий.

В
зависи­мости от принадлежности к тому
или иному уровню государствен­ного
управления выделяют: федеральный
бюджет, бюджет субъектов РФ

и
местные
бюджеты.

Таким
образом различаются и все остальные
элементы структуры государственных
финансов. Соответственно, различают
финансы государственных казенных
унитарных предприятий, финансы
предприятий, принадлежащих субъектам
РФ, и финансы муниципальных унитарных
предприятий. Все элементы являются
взаимосвязанными и формируют общую
структуру государственных финансов.

Бюджет


первый и основной элемент системы
государствен­ных финансов. Именно на
него ложится основная нагрузка
финан­сирования проектов государственных
структур управления. Имен­но в бюджете
отражены все доходы и расходы той или
иной струк­туры. Социальные статьи
бюджета всегда были незащищенными,
поскольку денежные средства всегда
являются ограниченными, и

при
любом распределении средств денег
меньше, чем необхо­димо. Исторически
сложилась система, при которой социальные
статьи в РФ первыми подвергались
сокращению. Однако совре­менное
общество невозможно представить без
достаточного финансирования социальных
программ, и средства на их финан­сирование
необходимо аккумулировать вне бюджета.
Поэтому широкое распространение получили
внебюджетные
фонды,

формируемые
на всех уровнях для эффективного
распределения денежных ресурсов в целях
финансирования социально значимых
программ. Внебюджетные фонды включают
как средства, форми­руемые самими
государственными структурами, так и
доброволь­ные отчисления граждан.
Все внебюджетные фонды имеют четкое
предназначение и являются независимыми
по отношению к бюд­жету.

Третьим
элементом системы государственных
финансов явля­ется кредит

на
всех уровнях его предоставления.
Потребность в кредите возникает все из
того же постоянного недостатка финан­совых
ресурсов. Дефицит средств может быть
покрыт при помо­щи использования
займов двух типов: внутреннего и внешнего.
Причем следует учитывать, что внешний
кредит подразумевает не только
международные займы, но. и кредит,
предоставленный дру­гим уровнем
финансовой структуры. Например, для
муниципаль­ного образования внешним
будет являться кредит, предоставлен­ный
федеральными органами власти.

Следующее
звено в структуре государственных
финансов — финансы
государственных предприятий.

Финансы
предприя­тий, принадлежащих
государственным органам, это не просто
периодически пополняемый источник
денежных средств, но и воз­можность
увеличения доходности за счет эффективной
работы предприятия. Следует заметить,
что в основном государству при­надлежат
заведомо экономически неэффективные,
но имеющие большое общественное значение
предприятия. Тем не менее фи­нансы
государственных предприятий необходимо
учитывать и чет­ко понимать их
возможности по представлению дополнительных
средств в распоряжение государственных
органов власти.

Рассмотренная
вертикальная структура государственных
фи­нансов присуща всем формам
государственного устройства.

Характеристика государственного кредит и государственного долга

Одно из стратегических направлений деятельности государства по формированию финансовых ресурсов — активизация рынка внутренних заимствований.

Объем государственного долга России на 1 января 2005 года составил в абсолютном выражении 3 трлн 951,9 млрд рублей и уменьшился на 237,7 млрд рублей по сравнению с его объемом на 1 января 2004 года. Об этом говорится в материалах, подготовленных Минфином к сегодняшнему заседанию правительства РФ.

Отношение объема государственного долга к объему ВВП сократилось с 31,7% на начало 2004 года до 23,5% на 1 января 2005 года — на 8,2%.

Объем государственного долга России уменьшился в январе-сентябре 2004 года на 3,9% и на 1 октября составил 4 трлн 042,7 млрд рублей, или 25,1% ВВП. На 1 октября доля внешнего долга в структуре обязательств составляла 81,6%, внутреннего — 18,4%.

Объем государственного внешнего долга РФ на 1 января 2005 года составлял 3 трлн 173,4 млрд рублей и сократился за год на 334,2 млрд рублей. Объем государственного внутреннего долга РФ на 1 января 2005 года составил 778 млрд 466,8 млн рублей. Увеличение государственного внутреннего долга за 2004 год составило 93 млрд 152 млн рублей или 14%.

Объем государственного внутреннего долга по состоянию на 1 апреля 2005 г. составил 794,9 млрд. руб., что на 38,1 млрд. руб. или на 5% превышает значение по состоянию на начало т.г. В АППГ внутренний долг федерального правительства увеличился на 41,6 млрд. руб. или на 6%. В годовом выражении (по отношению к 1 апреля 2004 г.) внутренний долг увеличился на 89,8 млрд. руб. или 12,7% (в АППГ прирост составил 30,7 млрд. руб. или 4,6%).

Основную долю в структуре внутреннего долга продолжают занимать ОФЗ-АД (с амортизацией основной суммы) – 556,3 млрд. руб., что на 14,1 млрд. руб. или на 2,6% превышает значение на начало года. По отношению к 1 апреля предыдущего года прирост составил 132,5 млрд. руб. или 31,3% (68,2 млрд. руб. или 19% в АППГ).

Более подробно структура государственного внутреннего долга России представлена на рисунках 2, 3.

Итак, за прошедший год доли облигаций нерыночного займа, краткосрочных облигаций и ОФЗ с переменным купонным доходом снизились до нуля, при этом на 1 процентный пункт (п.п.) увеличился удельный вес ОФЗ с постоянным купонным доходом, а доля ОФЗ с фиксированным купонным доходом снизилась на 5 п.п. Соответственно прирост удельного веса ОФЗ с амортизацией долга составил 10 п.п.

100314 1953 3 Финансы как экономическая категория


100314 1953 4 Финансы как экономическая категория

Рисунок 2 – Структура внутреннего долга РФ на 1 апреля 2004 г.

100314 1953 5 Финансы как экономическая категория


100314 1953 6 Финансы как экономическая категория

Рисунок 3 – Структура внутреннего долга РФ на 1 апреля 2005 г.

Ниже на рисунке 4 представлено распределение сумм в погашение обязательств по внутреннему долгу федерального правительства до 2029 г.

100314 1953 7 Финансы как экономическая категория


100314 1953 8 Финансы как экономическая категория


100314 1953 9 Финансы как экономическая категория

Рисунок 4 – Временная структура внутреннего долга Российской Федерации на 1 апреля 2005 г.

Существенных изменений во временной структуре внутреннего долга не происходит, относительно ровная кривая погашения складывается после 2018 г.

Одно из стратегических направлений деятельности государства по формированию финансовых ресурсов — активизация рынка внутренних заимствований.

В общем объёме внешнего долга значительная часть приходится на долг бывшего СССР. Российская Федерация стала правопреемником бывшего СССР после его распада, то есть взяла на себя активы и обязательства по внешнему долгу. Это решение позволило России сохранить за собой место в ООН и Совете Безопасности, сохранить позиции на внешних финансовых рынках и доверие потенциальных партнёров.

Несмотря на повышение уровня суверенного кредитного рейтинга России и улучшение условий привлечения государственных заимствований, основной проблемой в области государственного долга остается отсутствие возможности устойчивого рефинансирования государственного долга за счет внутренних и внешних заимствований в необходимых объемах и на благоприятных условиях.

100314 1953 10 Финансы как экономическая категория

Рисунок 5 – Предстоящие выплаты по внешнему долгу

При этом способность осуществлять внешние займы ограничивается не только сравнительно низким кредитным рейтингом Российской Федерации, но и риском сокращения доступа на рынки заимствований по причинам, не зависящим от Российской Федерации (политическая ситуация в мире, долговые кризисы в крупнейших развивающихся странах и т.д.), а также сохраняющейся относительной структурной слабостью экономики Российской Федерации, её высокой зависимостью от колебаний мировых цен на энергоносители.

К другим существенным рискам, связанным со структурой государственного внешнего долга Российской Федерации, относятся исторически сложившаяся достаточно высокая стоимость обслуживания государственного внешнего долга; сохранение высокого удельного веса внешнего долга в форме задолженности перед правительствами иностранных государств и международных финансовых организаций; ограниченные возможности рефинансированию государственного внешнего долга за счет внутренних заимствований без существенного ухудшения структуры государственного долга по срокам и др.

В период 2004-2005 годов объем погашения государственной задолженности составит более 29,3 млрд долл., в том числе внешнего долга — 18,9 млрд долл. (по урегулированной части долга), внутреннего долга — около 10,4 млрд долл. Об этом говорится в материалах, Минфина, подготовленных к заседанию правительства. Вместе с тем, до достижения Российской Федерацией инвестиционного рейтинга и необходимой емкости рынка внутренних заимствований Российская Федерация будет в состоянии привлечь средства на внутреннем и внешнем рынках в период 2004-2005 г.г. не более 23-24 млрд долл. без значительного ухудшения стоимостных условий заимствований и сокращения возможности доступа на рынки в последующие годы.

Читать также:  ГЕНИЙ ФИНАНСОВ КАРТИНКИ

Объем привлечения средств с этого рынка в 2004 году предполагается в размере 260 млрд руб., что обеспечит чистое сальдо в сумме 87 млрд руб., в 2005 году — 290 млрд руб. и 110 млрд руб. соответственно.

При таком подходе на первоначальном этапе (2004-2005 гг.) государственный долг Российской Федерации будет сокращаться, хотя и более медленными по сравнению с 2000-2003 г.г. темпами. По предварительным оценкам, к концу 2005 года государственный долг Российской Федерации сократится в этом случае до 29– 30 проц. В ВП.

В настоящее время долг Российской Федерации в рыночной форме представлен еврооблигациями со сроками погашения с 2003 по 2030 год, а также облигациями внутреннего валютного займа со сроком погашения 2003– 2011 года. При этом выпуск еврооблигаций со сроками погашения 2010 и 2030 г. г. был связан с урегулированием задолженности бывшего СССР Лондонскому клубу кредиторов и коммерческой задолженности бывшего СССР, а ОВГВЗ 3, 4, 5 и 8 серии — урегулированием внутреннего валютного долга бывшего СССР.

Доля государственного внешнего долга в процентах к величине валового внутреннего продукта (ВВП) за последние годы существенно сократилась. Так, в 2000 г. она составляла немногим менее 54 процентов, в 2003 г. — 26,6 процента. В 2004 г. соотношение величины внешнего долга к ВВП ожидается в размере 24 процентов.

Однако несмотря на постоянное снижение объёма внешнего долга и его доли к ВВП, структура его в настоящее время не является оптимальной. Около 40 процентов внешних обязательств приходится на долговые обязательства бывшего СССР перед странами — членами Парижского клуба, другими странами — официальными кредиторами. Данные обязательства не являются рыночными. В связи с этим при управлении этой частью долга невозможно использование преимуществ текущей ситуации на финансовых рынках.

В структуре государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 января 2004 года менее 38 процентов обязательств приходится на рыночные инструменты, то есть на ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте. К ним относятся еврооблигации и облигации внутреннего государственного валютного займа

Таблица 4 – Показатели долговой устойчивости Российской Федерации в 2002 – 2004 гг.

В настоящее время перед Российской Федерацией стоит ряд задач, основными из которых являются: сокращение объёмов внешних долговых обязательств, оптимизация структуры внешнего долга, устранение пиков платежей, повышение эффективности использования заёмных средств. Интеграция России в мировую экономику требует цивилизованного подхода к решению долговой проблемы.

Более 95,6 процента от общего объёма государственных внутренних долговых обязательств по состоянию на 1 января 2004 года составляли обязательства по государственным ценным бумагам ГКО (государственным краткосрочным бескупонным облигациям) и ОФЗ (облигациям федеральных займов, предусматривающих выплату купонного дохода).

Кроме того, в объём государственного внутреннего долга входят обязательства перед населением Российской Федерации (так называемые товарные обязательства), обязательства по векселям Министерства финансов Российской Федерации, государственным гарантиям и ряду иных обязательств прошлых лет, объём которых в настоящее время незначителен.

Таблица 5 – Стоимостная структура внешнего долга, млрд. долл. С ША

Минфин опубликовал данные по объему государственного внутреннего долга Российской Федерации по срокам погашения (до 2029 года) и по видам обязательств по состоянию на 1 февраля 2004 г.

Так, по данным Минфина на 1 февраля 2004 года государственный внутренний долг Российской Федерации в ценных бумагах составил 671,564 млрд руб. В том числе, в общем объеме долговых обязательств 2,689 млрд руб. приходится на ГКО; 50,471 млрд — ОФЗ-ПД; 24,1 млрд — ОФЗ-ПК; 191,316 млрд — ОФЗ-ФК; 391,488 млрд — ОФЗ-АД; 11,5 млрд — ОГНЗ. По сравнению с данными на 1 января 2004 года (681,5 млрд.) государственный внутренний долг снизился на 10 млрд руб.

Наибольший объем выплат по государственному внутреннему долгу приходится, согласно графику, на 2004 год — 69,459 млрд руб., наименьший — на 2013 год — 0,850 млрд руб. В 2029 году всего по долговым обязательства планируется выплатить 23 млрд. руб.

Незначительное увеличение внутреннего долга, наблюдающееся на протяжении последних лет, происходило в основном за счет прироста объема задолженности выраженной ОФЗ-АД, которая является, можно сказать, единственным инструментом на рынке, обладающим неплохой ликвидностью.

Благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура способствовала снижению объема долга в виде ГКО, поскольку необходимость финансирования временных кассовых разрывов практически отсутствует. Соответственное снижение объема долга произошло и в виде ОФЗ-ПК, так как расчет переменной купонной ставки привязан к доходности ГКО.

К сожалению, на протяжении I квартала 2005 г. отсутствовали движения в направлении развития институциональной структуры рынка внутреннего долга. В очередной раз откладывается введение института первичных дилеров и выпуска индикативных выпусков («benchmarks»). Судя по всему, на фоне высоких мировых цен на нефть, когда нет необходимости в заемных средствах, правительство не собирается развивать рынок госбумаг, хотя именно сейчас существует возможность придать ему цивилизованный вид.

В целях оптимизации государственного долга необходимо:


ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ ПРЕДСТАВЛЯЮТ СОБОЙ ЭЛЕМЕНТ


Финансовые учреждения и организации

Уровни государственных и муниципальных финансов

В Российской Федерации структура финансовых ресурсов государства и муниципальных образований определяется его федеративным устройством. При этом государственные финансы подразделяются на два уровня:

  • во-первых, федеральные финансы;
  • во-вторых, региональные финансы.

В состав федеральных финансов входят:

«Государственные и муниципальные финансы» 👇

  • во-первых, средства федерального бюджета;
  • во-вторых, средства внебюджетных государственных фондов;
  • в-третьих, государственные кредиты;
  • в-четвёртых, финансы государственных унитарных предприятий.

В состав региональных финансов входят:

  • во-первых, средства региональных бюджетов;
  • во-вторых, средства внебюджетных региональных фондов;
  • в-третьих, региональный кредит;
  • в-четвертых, финансы государственных унитарных предприятий регионального уровня.

Муниципальные финансы признаются низовым уровнем финансовой системы и обеспечивают наличие самостоятельного структурного ее уровня.

Муниципальные финансы включают:

  • во-первых, средства муниципальных бюджетов;
  • во-вторых, средства внебюджетных муниципальных фондов;
  • в-третьих, муниципальный кредит;
  • в-четвертых, финансы муниципальных предприятий
    .

Между уровнями финансовой системы существует тесная взаимосвязь, образующая ее единство.

Основы финансовой системы формируют взаимосвязанные бюджеты различных уровней: федерального, регионального и муниципального.

Взаимосвязь бюджетов различных уровней обусловлена высокой степенью дифференциации развития различных территориальных единиц и дефицитностью региональных и муниципальных бюджетов. Реализация принципа сбалансированности бюджетов обуславливает существование системы перераспределения средств из федерального бюджета в пользу региональных и муниципальных.

Роль государственных финансов в экономике

Государственные
финансы призваны обеспечивать полноцен­ное
финансирование всех программ, связанных
с выполнением

многочисленных
государственных функций. Естественно,
это сложная задача, и государственные
финансы используются толь­ко там, где
в этом существует особая необходимость.
Государ­ственные финансы являются
тем звеном, которое соединяет в себе
доходы и расходы всех субъектов экономики
и в то же вре­мя обеспечивает
финансирование программ, важных для
разви­тия и нормального существования
субъектов. Финансы государ­ства
являются денежными отношениями, поскольку
призваны фи­нансировать государственные
расходы.

Таким
образом, государственные финансы
представляют со­бой сложный, но
необходимый элемент в финансовой цепочке
и экономике в целом.

Структура государственных финансов и государственные кредиты

Государственные финансы включают в себя следующие элементы:

  • Бюджетную систему;
  • Бюджеты, которые являются финансовым базисом формирования доходов и управления расходами государственных и муниципальных органов власти и образуют обязательную составляющую любого государства. Их можно объединить в бюджетную систему, основанную на экономических отношениях и правовых нормах. Основной доход в государственный бюджет приносят налоги и неналоговые платежи субъектов.
  • Внебюджетные фонды;
  • Государственные внебюджетные фонды, которые представляют собой денежные фонды, которые формируются вне федерального и региональных бюджетов, их образуют обязательные целевые отчисления. Они не зависят от государственного бюджета. Управление их доходами и расходами регламентируется Бюджетным кодексом Российской Федерации.

«Сущность и функции государственных финансов. Государственная финансовая система и ее звенья» 👇

Государственные кредиты представляют собой финансовые взаимоотношения между государством и физическими либо юридическими лицами, международными финансовыми организациями и иностранными государствами.

Государственные органы исполнительной власти являются по большей части заемщиками и гарантами, а организации и население – кредиторами. Если рассматривать международные экономические отношения, то государство может быть как кредитополучателем, так и кредитором.

Государственные кредиты являются источником дополнительного формирования денежных средств государства за счет займов у кредиторов и свободных финансов со стороны населения и организаций. Они позволяют увеличить финансовые ресурсы и скорость социально-экономического развития государства.

Сущность и принципы государственных финансов

Государственные финансы — это сложный комплекс финансовых отношений, обеспечивающих формирование и распределение денежных средств для исполнения основных функций и обязательств государства.

Основная функция государственных финансов заключается в удовлетворении интересов государства и всего социума в целом, обеспечении государства денежными ресурсами для решения политических, экономических и социальных задач. Они входят в состав структуры финансовой системы и являются ее ключевым элементом.

Финансовая система – это совокупность определенных финансовых органов и организаций, которые реализуют государственную финансовую политику
.

Основными принципами государственных финансов являются:

  • Принцип единства законности и нормативно-правовой базы (наличие единообразия при оформлении отчетности, расчетов, платежей, стандартизации документации и т.д.);
  • Открытость и прозрачность;
  • Разграничение полномочий и предметов ведения;
  • Целевая ориентированность (ориентированность на привлечение долгосрочных денежных ресурсов);
  • Научный подход к реализации поставленных целей;
  • Экономичность и рациональность (при планировании следует учесть соотношение расходов к к общему количеству доходов);
  • Централизованное управление финансовыми потоками (при использовании государством заимствования финансовых средств иметь несколько кредитов).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *