ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МЕСТНЫЕ ФИНАНСЫ В ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЕ РФ

Содержание и
назначение государственных и муниципальных
финансов. Понятие бюджета, внебюджетного
фонда. Модели построения бюджетной
системы страны. Бюджетное устройство
Российской Федерации. Бюджетное
законодательство РФ.

Бюджет как
финансовая основа деятельности органов
государственного управления и местного
самоуправления. Бюджетная система РФ,
её структура. Содержание межбюджетных
отношений. Принципы построения бюджетной
системы РФ, их содержание. Современные
тенденции развития бюджетной системы
РФ.

Государственные
и муниципальные финансы
— это совокупность экономических
отношений, возникающих в реальном
денежном обороте по поводу формирования,
распределения и использования
централизованных фондов финансовых
ресурсов.

Государственные
и муниципальные финансы функционируют
в рамках финансовой системы государства
и являются ее центральным звеном.

Функции
государственных и муниципальных финансов

1. Функция
планирования
предполагает формулирование целей и
выбор путей их достижения на основании
разграничения полномочий и предметов
ведения между Федерацией, субъектами
Федерации и органами местного
самоуправления. К функции планирования
обычно относят и распределение
ограниченного объема финансовых ресурсов
во временном аспекте исходя из приоритетов
и целей развития, их перераспределение
между федеральным бюджетом и бюджетами
субъектов Федерации и органов местного
самоуправления. Реализуется эта функция
через составление бюджетов на
соответствующий финансовый год и
перспективу, балансов финансовых
ресурсов, порядка налогообложения и
т.п.

2. Функция
организации
включает бюджетное устройство, бюджетную
классификацию, предполагает необходимость
определения порядка составления,
утверждения и исполнения бюджета, выбор
уполномоченных кредитных организаций,
разграничение полномочий законодательных
и исполнительных органов власти в
бюджетном процессе, определения прав
и обязанностей функциональных
подразделений финансовых органов. С
этой функцией связан процесс
организационного построения внутренней
системы регулирования и контроля
бюджетных потоков и финансовых ресурсов
государства.

3. Функция
стимулирования
основывается на деятельности, направленной
на реализацию целей. С помощью этой
функции интерпретируются факторы,
влияющие на финансовую деятельность и
учитывающие ее потребность в денежных
средствах. Решающую роль играют факторы,
определяющие поведение служащих в
процессе принятия ими решений по
тактическим и стратегическим аспектам
финансов.

4. Функция
контроля
означает содействие реализации
поставленных целей. К ним относится
выработка норм и нормативов, являющихся
эталоном, критерием оценки результатов,
сравнение достижений с поставленными
целями и установленными критериями,
обеспечение внесения необходимых
изменений в условия и факторы финансовой
деятельности.

Контрольная функция
государственных и муниципальных финансов
реализуется по следующим основным
направлениям:

1) контроль за
правильным и своевременным перечислением
средств в централиз-е фонды;

2) контроль за
соблюдением заданных параметров
централизованных фондов денежных
средств с учетом потребностей
производственного и социального
развития;

3) контроль за
целенаправленным и эффективным
использованием финансовых ресурсов.

Целевое и эффективное
использование финансовых ресурсов
контролируется на основе составляемых
плановых и отчетных смет образования
и расходования денежных фондов.

5. Распределительная
функция ГМФ
заключается в том, что вновь созданная
стоимость подлежит распределению в
целях выполнения денежных обязательств
предприятий перед бюджетом, банками,
контрагентами. Ее результатом является
формирование и использование
централизованных фондов денежных
средств, содержание непроизводственной
сферы экономики.

Основными объектами
реализации распределительной функции
финансов являются обязательные платежи
в бюджет и внебюджетные фонды, а также
источники финансирования бюджетного
дефицита. Особую роль играет процесс
перераспределения доходов между
различными уровнями бюджетов.

Бюджет
(кодекс) — форма образования и расходования
денежных средств, предназначенных для
финансового обеспечения задач и функций
государства и местного самоуправления.

Государственный
внебюджетный фонд (брехова) —
фонд денежных средств, образуемый
вне федерального бюджета и
бюджетов субъектов Российской
Федерации и предназначенный для
реализации конституционных прав граждан
на пенсионное обеспечение, социальное
страхование, социальное обеспечение в
случае безработицы, охрану здоровья и
медицинскую помощь. Расходы и доходы
государственного внебюджетного фонда
формируются в порядке, установленном Бюджетным
кодексом России, а также иными
законодательными актами, включая законы
о бюджете Российской Федерации на
соответствующий год.

Внебюджетные
фонды (дарелина) представляют
собой механизм перераспределения
национального дохода с целью защиты
интересов отдельных социальных групп
населения, решения конкретных задач
экономического характера.

Внебюджетные
целевые фонды независимы
в правовом и экономическом отношении
от госбюджета.
Денежные средства внебюджетных фондов
не включаются в общую сумму доходов и
расходов бюджета государства.
Вместе с тем средства внебюджетных
фондов принадлежат государству, которое
и осуществляет общую регламентацию их
деятельности.

Модели построения
бюджетной системы страны.

От формы
государственного и административного
устройства страны зависит построение
бюджетной системы. По сте­пени
распределения власти между центром и
административно-территориальными
образованиями все государства
подразделя­ются на унитарные,
федеративные и конфедеративные.

Унитарное (единое)
государство —
это форма государственного устройства,
при которой административно-территориальные
обра­зования не имеют собственной
государственности или автономии. В
стране действуют единая конституция,
общие для всех систем права и единые
органы власти, централизованное
управление экономическими, социальными
и политическими процессами в государстве.
Бюджетная система унитарного государства
состоит из двух звеньев — государственного
и местных
бюджетов.

Федеративное
(объединенное) государство —
это форма госу­дарственного устройства,
при которой государственные образо­вания
или административно-территориальные
образования, вхо­дящие в государство,
имеют собственную государственность
и обладают определенной политической
самостоятельностью в пределах
распределенных между ними и центром
компетенции. Бюджетная система
федеративных государств трехзвенна и
со­стоит из федеративного
бюджета, бюджетов членов федерации и
местных бюджетов.

В госу­дарствах
с федеративным устройством бюджеты
среднего зве­на бюджетной системы
могут соотноситься с федеральным
бюджетом по-разному. Если бюджетная
система федератив­ного государства
строится на принципе равенства бюджетов
субъектов Федерации во взаимоотношениях
с федеральным бюджетом, то такая модель
бюджетной системы называется симметричной;
и наоборот,
если взаимоотношения субъектов Федерации
с федеральным центром характеризуются
неравенством, то такая модель бюджетной
системы называется асимметричной.

Конфедеративное
(союзное) государство —
это постоянный союз суверенных государств,
созданный для достижения поли­тических
или военных целей. Бюджет такого
государства фор­мируется из взносов
входящих в конфедерацию государств. У
государств-членов конфедерации действуют
свои бюджетные
и налоговые системы.

Бюджетное
устройство
– это организация бюджетной системы,
которая включает 3 важных характеристики:
структуру бюджетной системы; организационные
принципы построения бюджетной системы;
взаимосвязи бюджетов, объединенных в
бюджетной системе. Бюджетное устройство
определяется государственным устройством.

Бюджетное устройство
РФ определяется бюджетным федерализмом
– форма автономного функционирования
бюджетов различных уровней, основанная
на четко сформулированных и закрепленных
в законодательстве нормах и положениях.
Бюджетный федерализм предполагает:1.
самостоятельность бюджетов БС РФ; 2.
законодательное закрепление расходных
функций бюджетов различных уровней; 3.
разграничение доходных источников
бюджетов по уровням; 4. бюджетное
выравнивание путем предоставления
финансовой помощи

Правовой базой
бюджетной системы РФ
является:

— Конституция РФ

— БК РФ

— НК РФ

— ФЗ от 06.10.2003 №131-ФЗ
«Об общих принципах организации местного
самоуправления в РФ»

— законы субъектов
о бюджетном процессе

— правовые акты
органов МСУ о бюджетном процессе

Читать также:  Зайти в личный кабинет центр финанс групп

— фед. Законы о
федеральном бюджете

— законы субъектов
РФ о бюджете

— правовые акты
МСУ

Кроме того,
применяются такие документы как
специальные законы и нормативные акты
о финансировании тех или иных отраслей,
закон о бюджетной классификации,
документы, регламентирующие планирование
распределения бюджетных средств и т.д.

Бюджет
– универсальная
форма образования и расходования
денежных средств (общественных фондов)
для финансового обеспечения задач и
функций государства, регулирования
секторов экономики и социальной сферы.

В материальном
смысле бюджет государства (дарелина) —
это денежный
фонд находящийся в собственности
государства. Он
является:

— основой
функционирования как государства в
целом, так и его национально-государственных
и административно-территориальных
образований;

— важнейшим
источником денежных
средств, находящихся в полном и
непосредственном распоряжении органов
государственной власти или органов
местного самоуправления;

Как экономическая
категория бюджет (дарелина) государства
это совокупность экономических отношений,
которые возникают в связи с формированием
и распределением бюджета как денежного
фонда государства. Приходные — Экономические
отношения опосредуют движение денежных
средств от плательщиков в бюджет и
выражают его формирование как денежного
фонда. Расходные — Экономические отношения
выражают расходование (распределение)
бюджета и выражают движение денежных
средств из бюджета к получателю бюджетных
средств

В
финансово-организационном смысле бюджет
РФ (дарелина) — это
финансовый план формирования и
распределения централизованного
денежного фонда, предназначенного для
обеспечения задач и функций государства
(балансовый характер составления
и исполнения;
сочетание централизованных
начал с инициативой органов местного
самоуправления).

Как правовая
категория бюджет государства (дарелина)
— это
финансово-правовой акт государства,
посредством которого утверждается
финансовый план формирования и
распределения денежного фонда,
предназначенного для финансирования
задач и функций государства (закрепляет
права и
обязанности участников бюджетных
отношений;
организует деятельность
всех звеньев финансовой системы
государства;
отражает
размеры необходимых государству
финансовых ресурсов; определяет налоговую
политику государства;
выступает
в качестве
эффективного регулятора
экономики).

— реализации
региональной и национальной политики;

— созданию единого
экономического пространства;

— полноправному
социальному и национально-культурному
развитию народов России;

— укреплению
единства страны .

Бюджету государства
как экономической категории присущи
две функции:

Бюджет выполняет
следующие задачи:

Бюджетная система
Российской Федерации
(кодекс) — основанная на экономических
отношениях и государственном устройстве
Российской Федерации, регулируемая
законодательствомРоссийской Федерации совокупность
федерального бюджета, бюджетов субъектов
Российской Федерации, местных бюджетов
и бюджетов государственных внебюджетных
фондов.

Бюджетная система
РФ состоит из трех звеньев:

Межбюджетные
отношения
— взаимоотношения между публично-правовыми
образованиями по вопросам регулирования
бюджетных правоотношений, организации
и осуществления бюджетного процесса.

Бюджетная система
Российской Федерации основана на
принципах:

* право и обязанность
органов государственной власти и органов
местного самоуправления самостоятельно
обеспечивать сбалансированность
соответствующих бюджетов и эффективность
использования бюджетных средств;

* право и обязанность
органов государственной власти и органов
местного самоуправления самостоятельно
осуществлять бюджетный процесс;

* право органов
государственной власти и органов
местного самоуправления устанавливать
налоги и сборы, доходы от которых подлежат
зачислению в соответствующие бюджеты,
самостоятельно определять формы и
направления расходования средств
бюджетов,

* недопустимость
установления расходных обязательств,
подлежащих исполнению за счет доходов
и источников финансирования дефицитов
других бюджетов бюджетной системы, а
также расходных обязательств, подлежащих
исполнению одновременно за счет средств
двух и более бюджетов бюджетной системы,
за счет средств консолидированных
бюджетов или без определения бюджета,
за счет средств которого должно
осуществляться исполнение соответствующих
расходных обязательств;

* право органов
государственной власти и органов
местного самоуправления предоставлять
средства из бюджета на исполнение
расходных обязательств, устанавливаемых
иными органами государственной власти
и органами местного самоуправления,
исключительно в форме межбюджетных
трансфертов;

— Принцип
прозрачности (открытости)
означает:

обязательное
опубликование в средствах массовой
информации утвержденных бюджетов и
отчетов об их исполнении, полноту
представления информации о ходе
исполнения бюджетов, а также доступность
иных сведений о бюджетах по решению
законодательных (представительных)
органов государственной власти,
представительных органов муниципальных
образований;

Финансовая система РФ включает в себя:

Федеральное казначейство контролирует проведение бюджетной политики в целом.

Федеральная налоговая служба входит в систему центральных органов государственного управления.

Федеральная Таможенная Служба РФ контролирует трансграничную торговлю и осуществляет таможенные сборы в государственный бюджет.

Счетная палата РФ является органом финансового контроля за своевременным исполнением всех статей федерального бюджета.

Начало формирования современной российской финансовой системы связано с постепенным переходом СССР, чья финансовая длительное время существовала в опоре на принципы плановой экономики, к рынку. До конца 1991 года финансовая система РСФСР была составной частью финансовой системы СССР. После подписания соглашения о расторжении союзного договора, финансовая система РСФСР обрела самостоятельность, унаследовав те её элементы и институты, в том числе общесоюзные, которые находились на её территории, однако первые шаги по выделению финансовой системы России в самостоятельную от финансовой системы СССР российское руководство предприняло ранее.

До 1986 года банковская система СССР включала 4 компонента — Госбанк, Стройбанк, Внешторгбанк и Гострудсберкассы. Перестроечные реформы затронули и банковскую систему. В июне 1987 года состоялся Пленум ЦК КПСС, который принял решение о её совершенствовании. В июле 1987 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли Постановление №821 «О совершенствовании системы банков в стране и усилении их воздействия на повышение эффективности экономики».

Данным постановлением была создана система специализированных банков в следующем составе:

Создание банков на коммерческой основе было разрешено Законом «О кооперации в СССР», принятым 26 мая 1988 года. Устав кооперативного банка должен быть зарегистрирован в Государственном банке СССР. В конце лета 1988 года началось возрождение коммерческой банковской деятельности.

Начиная с 1989 года работала валютная биржа Госбанка (на которой с 1989 года проводились рублёво-долларовые валютные аукционы Внешэкономбанка.

Государственный и муниципальный сектор

Российский финансовый рынок включает в себя банковскую систему, сектор торговли ценными бумагами, сектора страхового и пенсионного обеспечения, сектор торговли драгоценными металлами и ряд других более специализированных сегментов.

ЦБ РФ выступает в качестве мегарегулятора финансового рынка.

Банки в России входят в двухуровневую систему, верхний уровень которой представлен Центральным банком Российской Федерации, а нижний — кредитными организациями РФ (банки и небанковские кредитные организации) и представительствами иностранных банков. Банковская деятельность является лицензируемым видом деятельности.

Платёжные системы и электронные деньги

В России функционирует ряд российских и международных платёжных систем. В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 27 июня 2011 года № 161-ФЗ «О национальной платёжной системе». Банк России ведёт

реeстр оперaторов платёжных систeм, включающий список их операторов и дополнительные сведения о них. После 1 января 2013 года платёжные системы не имеют права работать в России, если их операторы не включены в реестр. Зарегистрированные в реестре платёжные системы обязаны выполнять установленные Банком России нормативы и условия обслуживания клиентов.

Читать также:  КУДА ПОДАТЬ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ЛИСТ К МИНИСТЕРСТВУ ФИНАНСОВ РФ

Среди находящихся в реестре платёжных систем часть обеспечивает переводы со счёта на счёт, часть — переводы без открытия банковского счёта, некоторые — обработку карточных платежей. Некоторые системы совмещают различные функции.

По состоянию на 01.03.2022, в реестре имеется 52 записи об операторах платёжных систем, из которых действующих (не исключённых) — 27. Реестр не содержит записи о платёжной системе «Мир» и её операторе НСПК, так как они созданы в силу законодательства России. Из 25 действующих систем 12 имеют статус национально значимых, и две — дополнительные статусы. Платёжная система НРД обозначена ЦБ как системно значимая, платёжная система Сбербанка — как социально значимая.

Российская часть расчётной системы WebMoney не зарегистрирована ни в одном из реестров, так как её владелец заявляет, что c юридической точки зрения титульные знаки Webmoney не являются электронными деньгами, а их оборот — платежами.

Микрофинансовые организации и ломбарды

Рынок российских ломбардов можно сегментировать следующим образом:

В феврале 1992 года в России был принят закон «О товарных биржах и биржевой торговле», после чего стали появляться и биржи, число которых росло очень быстро — зарегистрированных в России бирж было больше общего числа действующих бирж в остальном мире.

С 1 января 2014 года российское законодательство не предусматривает деления бирж на валютные, товарные и фондовые; для обозначения всех вышеперечисленных видов используется термин «биржа» (п.6 ст. 29 Федерального закона от 21.11.2011 N 325-ФЗ (ред. от 21.12.2013) «Об организованных торгах»), а их деятельность регулируется Федеральным законом «Об организованных торгах» и иными нормативными актами.

Управляющие компании и инвестиционные фонды

Инвестиционные платформы и операторы ЦФА — относительно новые участники финансового рынка, появившиеся в России как результат развития цифровой экономики в период 2019-2022 гг.

Бюро кредитных историй

В России действует двухуровневая система хранения кредитных историй.

Торговля драгоценными металлами в России

Людмила Юрьевна Ананьева

Эксперт по предмету «Финансы»

преподавательский стаж — 10 лет

Сущность государственных финансов

Государственные финансы затрагивают одну из важнейших сфер финансовых отношений, существующих на уровне государства. Они непосредственно связаны с процессам перераспределения национального дохода страны в целях обеспечения выполнимости основных функций аппарата государственной власти. Иначе говоря, они являются выражением экономических отношений, связанных с обеспечением государства источниками финансирования для реализации его функций.

В общем смысле под государственными финансами понимают денежные отношения, формирующиеся в сферах распределения и перераспределения валового национального продукта.

Государственные финансы способствуют удовлетворению потребностей в финансовых средствах общества в целом и государственного аппарата в частности. Их функционирование нацелено на достижение общих целей развития общества.

Государственные финансы играют важнейшую роль в развитии и обеспечении эффективного функционирования национальных экономических систем. Без них невозможно добиться успехов ни в одной из отраслей национального хозяйства, будь то государственное строительство, экономика или социальная сфера.

Масштабы и роль и государственных финансов, а также их положение в финансовой системе страны определяются объемами финансовых средств, которые требуются правительству для выполнения взятых на себя обязательств.

Место государственных финансов в финансовой системе страны

Государственные финансы входят в состав общей финансовой системы страны и фактически являются ее главным звеном (рисунок 1).


ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МЕСТНЫЕ ФИНАНСЫ В ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЕ РФ

Рисунок 1. Место государственных финансов в финансовой системе страны. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

«Система государственных финансов» 👇

Функционирование системы государственных финансов неразрывно сопряжено с двумя разнонаправленными процессами, связанными с мобилизацией финансовых ресурсов в руках государства и их последующим расходованием (перераспределением). Эти процессы находят свое отражение в формировании доходов и расходов государства.

Наконец, функционирование системы государственных финансов определяется реализацией ряда функций, определяющими из которых выступают функция распределения, функция регулирования и функция контроля.

Состав и структура системы государственных финансов

Основными элементами системы государственных финансов являются:

Основой и прочным фундаментом системы государственных финансов выступает бюджетная система страны, посредством которой перераспределяется более 1/3 валового внутреннего продукта страны. Именно посредством государственного бюджета обеспечивается аккумулирование и расходование финансовых средств государства.

Государственные внебюджетные фонды представляют собой фонды денежных средств, которые формируются вне государственного бюджета. Как правило, они предназначены для реализации таких конституционных прав граждан, как: пенсионное обеспечение, охрана здоровья и медицинская помощь. В соответствии с этим выделяют три основных государственных внебюджетных фонда (рисунок 2).


ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МЕСТНЫЕ ФИНАНСЫ В ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЕ РФ

Рисунок 2. Государственные внебюджетные фонды. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Основной спецификой государственных внебюджетных фондов выступает их целевое назначение.

Под государственным кредитом следует понимать задолженность государства перед населением и предпринимательскими структурами. Размер государственного кредита является свидетельством рациональности финансовой политики государства и эффективности ее реализации. Его величина регулируется на законодательном уровне. Большой размер государственного кредита свидетельствует о том, что страна живет за счет будущих поколений.

Государственный бюджет как основа системы государственных финансов

Итак, центральное место в системе государственных финансов отводится госбюджету. Рассмотрим его сущность и структуру более подробно.

Государственный бюджет представляет собой финансовый план государства на текущий финансовый год, имеющий силу закона.

Фактически он представляет собой баланс доходной и расходной части государственных финансов за фиксированный временной промежуток.

Доходная часть государственного бюджета отражает источники поступления денежных средств, которые впоследствии направляются на финансирования всех сфер общественной жизни. Основными источниками пополнения государственной казны выступают:

Как показывает практика, именно налоги формируют большую часть государственного бюджета и выступают основным источником его пополнения.

Расходная часть государственного бюджета отражает основные направления расходования аккумулированных ранее государством денежных средств. В условиях развития экономики рыночного типа не менее половины всех расходов госбюджета должно быть направлено на социальные нужды.

Государственный бюджет играет огромную роль не только в системе государственных финансов, но и в развитии национальной экономики в целом. Именно он формирует финансовую базу, которая впоследствии обеспечивается деятельности органов государственной власти. Он же выступает одним из основных инструментов претворения в жизнь экономической политики государства. Благодаря госбюджету обеспечивается централизация денежных средств, необходимых для образования резервов и решения основных направлений научно-технического прогресса.

Именно при помощи государственного бюджета финансируется реализация государственных программ, а сконцентрированные в нем денежные средства обеспечивают осуществление социально-экономической политики правительства, оборону и безопасность страны.

Читать также:  Какую роль играют финансы организаций? A распределительная b контролирующая c информативная

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Сущность и роль финансовой системы

Финансовая система – это совокупность институтов и элементов экономических отношений в сфере формирования, распределения, использования денежных средств.

Финансовая система базируется на трех основополагающих принципах:

Первый из перечисленных принципов означает, что каждый элемент (субъект) финансовой системы связан с конкретной сферой финансовых отношений. Например, элемент «государственные финансы» связан с формированием государственных денежных фондов, их использованием; отражает отношения распределения финансовых ресурсов между государством, субъектами хозяйствования, населением.

Территориальность финансовой системы проявляется в том, что каждый регион, муниципальное образование имеют собственный финансовый аппарат, масштаб и функции которого зависят от места субъекта в структуре финансовой системе государства.

Единство финансовой системы проявляется в её функционировании на основе общей правовой основы и политики, определяемой государством.

В зависимости от того, какой принцип положен в основу формирования доходов выделяют централизованную и децентрализованную финансовую системы, а вся совокупность финансовых ресурсов делится на пять подгрупп:

Роль финансовой системы может быть сведена к трем основным задачам:

Основная роль финансовой системы любого государства заключается в регулировании социально-экономических процессов при помощи финансовых инструментов. Оперативно формируя и распределяя финансовые ресурсы через финансовую систему, государство получает возможность реализовывать свои функции.

«Финансовая система Российской Федерации, её современное состояние» 👇

При помощи финансовой системы происходит аккумулирование и перераспределение денежных ресурсов. Этим занимается государство, финансовые институты и все мы, так как отдельные граждане также являются частью финансовой системы.

Перераспределяя финансовые ресурсы между отдельными регионами, отраслями, хозяйствующими субъектами, государство тем самым оказывает поддержку именно тем из них, чья деятельность в данный момент соответствует потребностям общества.

Структура финансовой системы России

Схематично финансовая система РФ представлена на рисунке:


ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МЕСТНЫЕ ФИНАНСЫ В ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЕ РФ

Рисунок 1. Финансовая система РФ. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Сферы, входящие в состав финансовой системы:

Также в состав финансовой системы входят инфраструктурные элементы при помощи которых осуществляется её организация и функционирование:

Финансовая система разделена на два больших уровня: централизованные и децентрализованные финансы.

Централизованные финансы – это фонды денежных средств, благодаря которым государство, его органы, органы местной власти могут реализовывать свои функции.

Основной компонент централизованных финансов – бюджет. Россия – федеративное государство, как следствие, бюджет Российской Федерации состоит из трех уровней:

Бюджеты аккумулируют налоговые поступления соответствующих уровней (федеральные, региональные, местные) и неналоговые доходы, а затем перераспределяют их в соответствии с конкретными задачами. Налоги – основной источник доходов бюджета.

Еще один элемент финансовой системы России – внебюджетные фонды.

Государственные внебюджетные фонды – это средства, формируемые благодаря обязательным отчислениям работающих граждан и работодателей, которые направляются на финансирование потребностей в социальной защите, медицинской помощи, пенсионном обеспечении.

Благодаря деятельности внебюджетных фондов граждане могут реализовать свои социальные права, гарантированные Конституцией.

Специфика финансов внебюджетных фондов – строгий целевой характер.

Виды внебюджетных фондов РФ:

Децентрализованные финансы – это форма организации денежных ресурсов, формируемых коммерческими и некоммерческими хозяйствующими субъектами, а также гражданами.

Частично децентрализованные финансы перераспределяются в бюджет и внебюджетные фонды при помощи механизма налогов и взносов.

Современное состояние финансовой системы России

На современное состояние финансовой системы России оказывают влияние различные факторы:

Характерная негативная черта российской финансовой системы – недостаточное развитие финансового рынка. По этому показателю наша страна стоит на 107 месте в мировом рейтинге.

Еще один недостаток – высокая стоимость финансовых услуг (кредитных, страховых). По сравнению с развитыми и развивающимися странами, Россия занимает только 94 место в мировом рейтинге доступности финансовых услуг.

Преобладающий фискальный характер налогообложения снижает эффективность финансовой системы, которая не выполняет стимулирующей функции.

Высокая зависимость от доходов нефтегазового сектора экономики привела к сокращению доходов бюджета в условиях падения цен нефть.

Финансовые ресурсы недостаточно эффективно распределены между уровнями бюджетной системы. Муниципальная власть сталкивается с нехваткой ресурсов для реализации функций.

Таким образом, основные перспективные направления развития финансовой системы РФ: развитие финансового рынка, повышение доступности финансовых ресурсов, инструментов и услуг, поддержание устойчивости финансового сектора.

как совокупность финансовых институтов включает:

1) государственную бюджетную систему, состоящую из федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и бюджетов местного самоуправления;

2) внебюджетные специальные фонды;

3) государственный и банковский кредит;

4) фонды страхования (имущественного и личного);

5) финансы хозяйствующих субъектов и отраслей.

Рассмотрим финансовую систему России как совокупность государственных органов и учреждений.

· Государственная Дума

, которая, являясь представительным органом, обсуждает и принимает федеральные законы по вопросам:

o федерального бюджета;

o федеральных налогов и сборов;

o финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии.

Кроме того, в соответствии со ст. 106 Конституции РФ

· Правительство РФ

, которое, реализовывая исполнительную власть, в соответствии со ст. 114 Конституции РФ:

o разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;

o представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета;

o обеспечивает проведение единой финансовой кредитной и денежной политики в пределах соответствующей территории.

В компетенцию представительных и исполнительных органов власти, наряду с другими функциями, входят общие финансовые вопросы, решение которых обеспечивает в целом жизнедеятельность Российской Федерации или ее субъектов, а также административно-территориальных единиц местного уровня.

· Президент РФ

· Министерство финансов РФ

, которое, являясь федеральным органом исполнительной власти, обеспечивает проведение единой государственной финансовой политики и осуществляет общее руководство организацией финансов в стране.

Функции финансовой деятельности выполняют также органы государственного управления РФ и субъектов Федерации (министерства, государственные комитеты, департаменты и т.д.) в рамках отнесенных к их компетенции отраслей или сфер управления.

· Систему кредитных учреждений возглавляет Центральный банк РФ (Банк России)

, одновременно осуществляя функции органа государственного управления, наделенного властными полномочиями. Вместе с Правительством РФ Банк России определяет политику государства в области денег и денежного обращения, контролирует и направляет деятельность коммерческих банков, проводит денежную эмиссию. По вопросам, отнесенным к его компетенции, Банк России имеет право издавать нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.

· Органы, осуществляющие контроль в области финансовой деятельности:

o Федеральное казначейство Российской Федерации

o Счетная палата РФ

o Министерство РФ по налогам и сборам

входит в систему центральных органов государственного управления Российской Федерации, подчиняется Президенту РФ и Правительству РФ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *