ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ ИХ ПРИЗНАКИ

Государственные
и муниципальные финансы
— это совокуп­ность экономических
отношений, возникающих в реальном
денежном обороте по поводу формирования,
распределения и использования
централизованных фондов финансовых
ре­сурсов.

Материальную
основу финансов составляет денежный
обо­рот. Реальный
денежный оборот — это
экономический процесс, вызывающий
движение стоимости и сопровождающийся
пото­ком денежных платежей и расчетов.
Объектом реального денеж­ного оборота
выступают финансовые
ресурсы, являющиеся
источ­никами финансирования расширенного
воспроизводства.

Государственные
и муниципальные финансы выражают
экономические отношения, связанные с
обеспечением централизо­ванными
источниками финансирования государственного
и му­ниципального секторов экономики,
наиболее значимых про­грамм развития
производства и общественного сектора,
органи­заций и учреждений бюджетной
сферы и т.п. Их функциониро­вание
направлено на достижение общих целей
развития соци­ально ориентированной
экономики.

Государственные
и муниципальные финансы функциониру­ют
в рамках финансовой системы государства
и являются ее центральным звеном (рис.
2.1).

Список
экзаменационных вопросов по дисциплине
«Государственные и муниципальные
финансы»

Финансы – это историческая и экономическая
категория. Как историческая категория
термин «финансы» происходит от латинского
слова «financia», что означает платеж, доход.
Впервые в этом значении финансы
употреблялись в XIII – XV вв. в Италии. В
дальнейшем этот термин получил
международное признание и сейчас
используется для обозначения отношений,
связанных с формированием, распределением,
использованием денежных фондов.
Рассмотрим данный термин, как экономическую
категорию. Под категорией понимаются
общественные, специфические, однородные
отношения, которые в абстрактном виде
характеризуют одну из сторон общественного
бытия. Экономическую категорию также
образуют однородные экономические
отношения, имеющие объективный характер
и специфическое общественное назначение.
Они исключительно разнообразны и
возникают на всех стадиях процесса
воспроизводства и во всех сферах
общественной жизни. Частью экономических
отношений являются денежные отношения.
Однако не все денежные отношения
относятся к финансам. Финансы – это
обособившаяся часть денежных отношений.
их особенность заключается в том, что
они непосредственно не связаны с товарным
производством и обращением. Финансы
возникают тогда, когда в результате
производства товаров и их реализации
формируются денежные доходы участников
производства и происходит распределение
и использование этих доходов. Так,
получение выручки от реализации продукции
основывается на таких функциях денег,
как мера стоимости, средства обращения
и средства платежа. Но это не финансы,
а вот распределение выручки – это уже
финансовые отношения. Финансы как
экономическая категория представляет
собой экономические отношения, протекающие
в денежной форме, связанные с распределением
части ВВП и национального дохода, в
результате чего образуется финансовые
ресурсы, аккумулированные в централизованных
и децентрализованных фондах с целью их
использования в интересах государства,
предприятий и граждан. Внимательно
прочитав данное определение, можно
отметить, что особенностью экономических
отношений, составляющих содержание
финансов как экономической категории,
является распределительный 2 характер
и денежная форма выражения. Движение
денежных средств – это обязательное
условие и важный признак финансовых
отношений. Местом возникновения и
функционирования финансов является
вторая стадия процесса воспроизводства
– стадия распределения. Мы знаем, что
процесс воспроизводства включает четыре
последовательных стадий: 1) производства;
2) распределения; 3) обмена; 4) потребления
(личного и производственного). На первой
и четвертой стадиях процесса воспроизводства
движение денежных средств не возникает,
а потому они не могут быть местом
возникновения финансов. Реальное
движение денежных средств происходит
только на второй и третьей стадиях,
однако характер этого движения различен.
Так, на второй стадии процесса
воспроизводства – стадии распределения
– это движение характеризуется следующими
особенностями: 1)стоимость общественного
продукта распределяется в денежной
форме; 2)распределение получает форму
движения денежных средств, происходящего
обособленно от движения стоимости;
3)денежные отношения опосредуют
одностороннее движения стоимости.
Третью стадию процесса воспроизводства
– стадию обмена – отличает то, что: 1)
стоимость общественного продукта
распределяется в товарной форме; 2)
распределение получает форму движения
товаров, опосредованного движения
денежных средств; 3) денежные отношения
опосредуют встречное движение стоимости,
находящихся в товарной и денежных
формах.

Под функцией понимается проявление
свойства какого-либо объекта в данной
системе отношений. Применительно к
категории как специфическим, однородным,
общественным отношениям под функцией
понимается проявление ее сущности в
действии, специфические способы выражения
присущих ей свойств. Функция является
производной от сущности категории, а
сущность категории, ее общественное
назначение проявляется, в свою очередь,
через выполняемые функции. И так, сущность
финансов как экономической категории
проявляется через выполняемые ими
функции. Сущность финансов как
экономической категории до конца еще
не раскрыта. Более того, сам вопрос о
количестве функции, выполняемых
финансами, является дискуссионным.
Экономисты называют несколько функций,
выполняемых финансами, в том числе: 1)
распределительную; 2) контрольную; 3)
регулирования экономики; 4) экономического
стимулирования. Рассмотрим вкратце
отдельно эти функции. Распределительная
функция. Главной характеристикой
финансовых отношений является их
распределительный характер, поэтому
основная функция финансов -распределительная.
Финансы обслуживают разные этапы
распределения совокупного общественного
продукта, участвуя как в первичном его
распределении, так и в перераспределении.
Посредством 7 финансов государство
воздействует не только на перераспределение
национального дохода, но и на производство,
накопление капитала, сферу потребления.
Распределение национального дохода
происходит как между производственной
и непроизводственной сферами, так и
внутри этих сфер. Государство с помощью
финансового механизма изымает часть
дохода, полученного в одних сферах
экономики, и направляет в другие, в том
числе в социальную. Распределительная
функция финансов позволяет: • создавать
целевые фонды денежных средств на уровне
хозяйствующих субъектов, населения,
государства, органов местного
самоуправления; • осуществлять
внутрихозяйственное, внутриотраслевое,
межотраслевое, межтерриториальное
перераспределение, а также перераспределение
между производственной и непроизводственной
сферами и социальными группами; •
создавать резервы на уровне хозяйствующего
субъекта, государства, домашнего
хозяйства. Контрольная функция финансов
возникает и действует одновременно с
распределительной функцией. там, где
происходит распределение финансовых
ресурсов, возможно осуществления
контроля. Распределение и контроль –
две стороны экономического процесса.
Финансовый контроль является стоимостным.
Контрольная функция финансов проявляется
в контроле над распределением ВВП
(стоимость которого имеет денежное
выражение) по соответствующим фондам
и расходованием их по целевому назначению.
Через контрольную функцию проявляется
способность финансов и количественно
отображать ход воспроизводственного
процесса, и контролировать складываюшиеся
в обществе стоимостные пропорции.
Инструментом реализации контрольной
функции финансов является информация,
включаемая в финансовую отчетность,
составленную на основе данных финансового
учета. Функция регулирования экономики.
Согласованное функционирование экономики
достигается посредством ее регулирования.
При этом различают саморегулирование
и государственной регулирование.
Саморегулирование экономики осуществляется
посредством формирования финансовой
базы в разных звеньях общественного
производства. Саморегулирование
базируется на основе свободного выбора
хозяйствующими субъектами: — направления
предпринимательской деятельности; —
деловых партнеров и форм взаимоотношений
с ними; — направления использования
доходов, полученных в результате своей
деятельности, за исключение части
доходов (прибыли), направляемой в виде
обязательных платежей в бюджет и
внебюджетные фонды. Саморегулирование
возможно только в условиях рыночной
экономики, то есть, когда возможно
свободное и быстрое перераспределение
финансовых ресурсов.8 В ситуации
экономического кризиса добиться
стабилизации экономики с помощью только
рыночных регуляторов практически
невозможно. В этой связи возникает
необходимость в дополнительном механизме
регулирования экономики, прежде всего,
в государственном регулировании. Такое
вмешательство основано на использовании
стоимостных рычагов воздействия на
процессы общественного развития и
реализуется посредством проведения
финансовой политики. Функция экономического
стимулирования. В рыночной экономике
существенно возрастает роль экономического
стимулирования, которое осуществляется
с помощью различных стоимостных рычагов,
в том числе финансов, обладающих в силу
своего распределительного характера
большими возможностями воздействия на
процесс общественного производства.
Таким образом, финансовое стимулирование
является составной частью экономического
стимулирования. В составе финансовых
стимулов развития производства можно
выделить: — эффективные направления
инвестирования финансовых ресурсов; —
поощрительные фонды; — бюджетные методы
интенсификации производства (налоговые
льготы и санкции); — финансовые льготы
и санкции. Финансовое стимулирование
тесно связано с финансовым регулирование
экономики. – эти процессы оказывают
взаимное влияние друг на друга.

Читать также:  РУСЦЕНТР ФИНАНС

Финансовые ресурсы – денежные средства,
аккумулированные в фондах. Различают
централизованные и децентрализованные
фонды. Централизованные фонды создаются
на макроуровне (госбюджет, 3 внебюджетные
фонды), децентрализованные – на
микроуровне (уставный, амортизационный
фонд и другие фонды предприятий). Фонды
финансовых ресурсов или финансовые
фонды являются важной составной частью
общей системы фондов денежных средств,
функционирующих в экономике. Использование
финансовых ресурсов через денежные
фонды специального целевого назначения
имеет определенные преимущества по
сравнению с нефондовой формой, поскольку
позволяет: 1) обеспечивать концентрацию
ресурсов на основных направлениях
развития общественного производства;
2) теснее увязать удовлетворение
общественных потребностей с экономическими
возможностями; 3) активнее воздействовать
на общественное производство. Финансовые
ресурсы являются отличительным признаком
экономической категории «финансы»,
позволяющим выделить их из общей
совокупности категорий, участвующих в
стоимостном распределении. Надо отметить,
что только финансы характеризуются
таким материальным носителем. Финансовые
отношения всегда связаны с формированием
денежных доходов и накоплений, принимающих
форму финансовых ресурсов. И так, отметим
основные признаки финансов: 1. Финансы
не являются эквивалентом денег, они
представляют собой денежные отношения.
2. К финансовым отношениям относятся не
все денежные отношения, а только те из
них, посредством которых осуществляется
движение стоимости, не опосредованное
движением товаров. 3. Финансовые отношения
имеют распределительный характер, т.е.
они связаны не с созданием, а с
распределением и перераспределением
уже созданной стоимости. 4. В результате
финансовых отношений создаются фонды
денежных средств, т.е. суммы денежных
средств, имеющие целевое назначение.

Л. И.
Ильина д.э.н. профессор

Курс
лекций по дисциплине Государственные
(муниципальные) финансы

1. Среди
ученых-экономистов нет единого мнения
о сущности государственных и муниципальных
финансов.

Так,
по мнению А. М. Бабича
Государственные
и муниципальные финансы
— это
совокуп­ность экономических отношений,
возникающих в реальном денежном обороте
по поводу формирования, распределения
и использования централизованных фондов
финансовых ре­сурсов.
Материальную основу финансов составляет
денежный обо­рот. Реальный
денежный оборот
— это экономический процесс, вызывающий
движение стоимости и сопровождающийся
пото­ком денежных платежей и расчетов.
Объектом реального денеж­ного оборота
выступают финансовые
ресурсы,
являющиеся источ­никами финансирования
расширенного воспроизводства.

Государственные
и муниципальные финансы выражают
эко­номические отношения, связанные
с обеспечением централизо­ванными
источниками финансирования государственного
и му­ниципального секторов экономики,
наиболее значимых про­грамм развития
производства и общественного сектора,
органи­заций и учреждений бюджетной
сферы и т.п. Их функциониро­вание
направлено на достижение общих целей
развития соци­ально ориентированной
экономики.

В
энциклопедии рыночного хозяйства (2002)
дается
следующее определение ГМФ: «Под
государственны­ми и местными финансами
рассматриваются денежные отношения,
возникающие в распределительном процессе
в связи с формировани­ем денежных
средств у органов государственной
власти и местного самоуправления и их
использованием на удовлетворение
социальных потребностей граждан,
регулирование экономики, финансирование
национальной обороны и правоохранительной
деятельности, управ­ления и других
расходов государства и муниципальных
образований»1.

В
учебном пособии под ред. О.В. Малиновской
ГМФ государственные
и муниципальные финансы — это система
управления ограниченными денежными
сред­ствами государства и местного
самоуправления при реализации их
функций, связанных с колеблемостью
ведущих макроиндикаторов (ВВП, инфляции,
цен на нефть и др.) в условиях времени и
неопреде­лености.

Под
управлением понимаются процессы
аккумуляции и использования денежных
средств государства и муни­ципальных
образований. аккумуляция денежных
средств образует доходы бюджетов,
использование денежных средств —
расходы бюджетов. Аккумуляция денежных
средств осуществляется только через
распределительные процессы. Объек­том
распределения выступает ВВП (валовой
региональный продукт (ВРП) — для
регионального бюджета) и (или) национальный
доход.

Термин
«ограниченные» денежные средства
означа­ет, что при составлении про­гноза
и собственно бюджета следует помнить,
что всегда существуют бюджетные
ограничения.

Государственные
и муниципальные финансы функциониру­ют
в рамках финансовой системы государства
и являются ее центральным звеном (рис.1).

Рисунок
1 — Состав государственных и муниципальных
финансов

Финансы
как экономическая категория зависят
от преобра­зований во взаимоотношениях
между звеньями финансовой сис­темы.
Это относится прежде всего к взаимосвязям
между фи­нансами макроуровня и
финансами микроуровня. Финансы
макроуровня, и прежде всего государственный
и муниципаль­ный бюджеты, основываются
на финансовом потенциале пред­приятий.
Финансы способствуют достижению общих
целей эко­номического развития,
поэтому требуется их оптимальная
орга­низация. Способ организации
устанавливает качественную оп­ределенность
финансов. Распределение и использование
финан­совых ресурсов в государстве
осуществляются в рамках интегри­рованной
системы управления финансовыми потоками.
Государственные и муниципальные финансы
опираются на информационные
потоки.
Принятие государственных решений
основано на совокупности информации.
Анализ поступающей информации важен
как в момент принятия решения, так и в
процессе контроля за ходом его выполнения.
Эта информация содержится в оперативной
и статистической отчетности, догово­рах
и соглашениях, расчетных документах и
т.п.

Государственные
и муниципальные финансы имеют четкую
целевую
ориентацию.
Они затрагивают определенные
социально-политические интересы
отдельных слоев общества. Однако во
всех своих аспектах они ориентированы
на решение государст­венных и
муниципальных задач.

Государственные
и муниципальные финансы как экономиче­ская
категория проявляются в выполняемых
ими функциях. Изучение функций необходимо
для реализации государственной финансовой
политики. В рамках финансовой науки
существует определенное единство
функций финансов государства и фи­нансов
предприятий и в то же время имеются
существенные различия, определяющие
значимость общегосударственных
ин­тересов и предпринимательского
аспекта деятельности.

По
поводу содержания функций ГМФ среди
ученых также существуют различные
мнения.

К
примеру А. М. Бабич выделяет функции
финансовой системы на макроуровне и
функции на микроуровне, возникающие в
реальном денежном обороте

Основные
функции финансовой системы.
Для
финансовой сис­темы в целом решающее
значение имеют следующие функции:
планирование, организация, стимулирование,
контроль.

2.
Функция
организации
включает бюджетное устройство, бюджетную
классификацию, предполагает необходимость
опре­деления порядка составления,
утверждения и исполнения бюд­жета,
выбор уполномоченных кредитных
организаций, разгра­ничение полномочий
законодательных и исполнительных
орга­нов власти в бюджетном процессе,
определения прав и обязан­ностей
функциональных подразделений финансовых
органов. С этой функцией связан процесс
организационного построения внутренней
системы регулирования и контроля
бюджетных по­токов и финансовых
ресурсов государства.

3.
Функция стимулирования
основывается на деятельности, направленной
на реализацию целей. С, помощью этой
функции интерпретируются факторы,
влияющие на финансовую деятель­ность
и учитывающие ее потребность в денежных
средствах. Решающую роль играют факторы,
определяющие поведение служащих в
процессе принятия ими решений по
тактическим и стратегическим аспектам
финансов.

Читать также:  Финансы

4.
Функция
контроля
означает содействие реализации
постав­ленных целей. К ним относится
выработка норм и нормативов, являющихся
эталоном, критерием оценки результатов,
сравне­ние достижений с поставленными
целями и установленными критериями,
обеспечение внесения необходимых
изменений в условия и факторы финансовой
деятельности.

Функции
финансов, связанные с регулированием
реального де­нежного оборота.

Государственные
и муниципальные финансы функциониру­ют
на основе перераспределения финансовых
ресурсов через систему централизованных
фондов. С помощью этой функции они
обслуживают воспроизводственные
процессы
как в рамках от­носительно обособленных
структурных образований, так и в
общегосударственном масштабе.

Распределительная
функция заключается в том, что вновь
созданная стоимость подлежит распределению
в целях выполне­ния денежных обязательств
организаций перед бюджетом, бан­ками,
контрагентами. Ее результатом является
формирование и использование
централизованных фондов денежных
средств, содержание непроизводственной
сферы экономики.

Основными
объектами реализации распределительной
функ­ции финансов являются обязательные
платежи в бюджет и госвне­бюджетные
фонды, а также источники финансирования
бюд­жетного дефицита. Особую роль
играет процесс перераспределе­ния
доходов между различными уровнями
бюджетов.


контроль за изменением финансовых
показателей, со­стоянием платежей и
расчетов;


контроль за реализацией стратегии
финансирования.

В
первом случае применяется система
санкций и поощре­ний, использующая
меры принудительного или стимулирующего
характера. Во втором случае речь идет
о реализации долгосроч­ной финансовой
политики, в которой основное внимание
обра­щается на предвидение изменений
и заблаговременное приспо­собление
к ним порядка и условий финансирования.
Постоян­ные изменения, обновления в
финансовой системе нуждаются в адекватной
реакции на это всех ветвей власти.

Контрольная
функция финансов всегда имеет конкретную
форму проявления. Она может быть
направлена на бюджет оп­ределенного
уровня, госвнебюджетный фонд, организацию
или уч­реждение и т.п.

Контрольная
функция государственных и муниципальных
финансов реализуется по следующим
основным направлениям:

1.
контроль за правильным и своевременным
перечислени­ем средств в централизованные
фонды;

2.
контроль за соблюдением заданных
параметров центра­лизованных фондов
денежных средств с учетом потребностей
производственного и социального
развития;

Целевое
и эффективное использование финансовых
ресурсов контролируется на основе
составляемых планов хозяйственной
деятельности и смет образования
и расходования денежных фондов.

Функции
ГМФ по
М. Л.
Белоножко
(Учебник: Государственные и муниципальные
финансы. М.Л.
Белоножко, А. Л. Скифская, 2014г.)

• мобилизационная
(посредством
функционирования государственных
денежных фондов формируется национальный
доход страны);

• распределительная
(финансовые отношения имеют своей целью
стимулирование эффективного использования
всех экономических ресурсов и, в первую
очередь, государственных средств);

• регулирующая
(через государственные фонды осуществляется
регулирование темпов и пропорций
развития экономики);

• контрольная
(через фонды осуществляется контроль
за рациональным использованием финансовых
ресурсов).

По
уровню управления государственные
финансы подразделяется на общегосударственные
финансы и региональные (территориальные)
финансы.

Общегосударственные
финансы объединяют федеральный бюджет,
государственный кредит и госвнебюджетные
фонды.

Региональные
финансы — это совокупность бюджетов
субъектов Федерации, включают
республиканские бюджеты республик в
составе Российской Федерации, бюджеты
автономных областей и округов; областные
бюджеты; бюджеты городов Москвы и
Санкт-Петербурга; социальные и
экономические денежные фонды;
государственные ценные бумаги; целевое
финансирование; кредиты и займы.

Местные
финансы — это совокупность фондов
денежных средств, формируемых и
используемых для решения вопросов
местного значения. К местным фондам
относятся: окружные, городские, районные
бюджеты, бюджеты поселков и сельских
населенных пунктов; районные бюджеты
в городах; муниципальные и государственные
ценные бумаги; муниципальные кредиты;
финансовая помощь.

Соседние файлы в папке ГМФ АКАДЕМИЯ1

Функции государственных и муниципальных финансов

Государственные
и муниципальные финансы как экономическая
категория проявляются в выполняемых
ими функциях. Изучение функции необходимо
для реализации государственной финансовой
политики. В рамках финансовой науки
существует определенное единство
функций финансов государства и финансов
предприятий и в то же время имеются
существенные различия, определяющие
значимость общегосударственных интересов
и предпринимательского аспекта
деятельности.

Основные
функции финансовой системы  Для
финансовой системы в целом решающее
значение имеют следующие функции:
планирование, организация, стимулирование,
контроль.

1. Функция
планирования предполагает
формулирование целей и выбор путей их
достижения на основании разграничения
полномочий и предметов ведения между
Федерацией, субъектами Федерации и
органами местного самоуправления. К
функции планирования обычно относят и
распределение ограниченного объема
финансовых ресурсов во временном аспекте
исходя из приоритетов и целей развития,
их перераспределение между федеральным
бюджетом и бюджетами субъектов Федерации
и органов местного самоуправления.
Реализуется эта функция через составление
бюджетов на соответствующий финансовый
год и перспективу, балансов финансовых
ресурсов, порядка налогообложения и
т.п.

2. Функция
организации включает
бюджетное устройство, бюджетную
классификацию, предполагает необходимость
определения порядка составления,
утверждения и исполнения бюджета, выбор
уполномоченных кредитных организаций,
разграничение полномочий законодательных
и исполнительных органов власти в
бюджетном процессе, определения прав
и обязанностей функциональных
подразделений финансовых органов. С
этой функцией связан процесс
организационного построения внутренней
системы регулирования и контроля
бюджетных потоков и финансовых ресурсов
государства.

3. Функция
стимулирования основывается
на деятельности, направленной на
реализацию целей. С помощью этой функции
интерпретируются факторы, влияющие на
финансовую деятельность и учитывающие
ее потребность в денежных средствах.
Решающую роль играют факторы, определяющие
поведение служащих в процессе принятия
ими решений по тактическим и стратегическим
аспектам финансов.

4. Функция
контроля означает
содействие реализации поставленных
целей. К ним относится выработка норм
и нормативов, являющихся эталоном,
критерием оценки результатов, сравнение
достижений с поставленными целями и
установленными критериями, обеспечение
внесения необходимых изменений в условия
и факторы финансовой деятельности.

Функции
финансов, связанные с регулированием
реального денежного оборота.

1. Распределительная
функция государственных
и муниципальных финансов заключается
в том, что через распределение и
перераспределение вновь созданной
стоимости обеспечиваются общегосударственные
потребности, формируются источники
финансирования общественного сектора
экономики, достигается сбалансированность
бюджетов и внебюджетных фондов в рамках
единой бюджетной системы РФ.

Государственные
и муниципальные финансы функционируют
на основе перераспределения финансовых
ресурсов через систему централизованных
фондов. С помощью этой функции они
обслуживают воспроизводственные
процессы как
в рамках относительно обособленных
структурных образований, так и в
общегосударственном масштабе.

Распределительная
функция заключается в том, что вновь
созданная стоимость подлежит распределению
в целях выполнения денежных обязательств
предприятий перед бюджетом, банками,
контрагентами. Ее результатом является
формирование и использование
централизованных фондов денежных
средств, содержание непроизводственной
сферы экономики.

Основными
объектами реализации распределительной
функции финансов являются обязательные
платежи в бюджет и внебюджетные фонды,
а также источники финансирования
бюджетного дефицита. Особую роль играет
процесс перераспределения доходов
между различными уровнями бюджетов.

2. Контрольная
функция государственных
и муниципальных финансов заключается
в реализации контроля рублем за реальным
денежным оборотом, участником которого
является государство, формированием
централизованных фондов денежных
средств. Контроль рублем имеет две
формы:

В первом
случае применяется система санкций и
поощрений, использующая меры принудительного
или стимулирующего характера. Во втором
случае речь идет о реализации долгосрочной
финансовой политики, в которой основное
внимание обращается на предвидение
изменений и заблаговременное приспособление
к ним порядка и условий финансирования.
Постоянные изменения, обновления в
финансовой системе нуждаются в адекватной
реакции на это всех ветвей власти.

Контрольная
функция финансов всегда имеет конкретную
форму проявления. Она может быть
направлена на бюджет определенного
уровня, внебюджетный фонд, предприятие
или учреждение и т.п.

Читать также:  Видеолекции по финансовой грамотности

1) контроль
за правильным и своевременным перечислением
средств в централизованные фонды;

2) контроль
за соблюдением заданных параметров
централизованных фондов денежных
средств с учетом потребностей
производственного и социального
развития;

3) контроль
за целенаправленным и эффективным
использованием финансовых ресурсов.

Целевое и
эффективное использование финансовых
ресурсов контролируется на основе
составляемых плановых и отчетных смет
образования и расходования денежных
фондов.

Сущность государственных и муниципальных финансов

Государственные
и муниципальные финансы — это совокупность
экономических отношений, возникающих
в реальном денежном обороте по поводу
формирования, распределения и использования
централизованных фондов финансовых
ресурсов.

Материальную
основу финансов составляет денежный
оборот. Реальный
денежный оборот — это
экономический процесс, вызывающий
движение стоимости и сопровождающийся
потоком денежных платежей и расчетов.
Объектом реального денежного оборота
выступают финансовые
ресурсы, являющиеся
источниками финансирования расширенного
воспроизводства.

Государственные
и муниципальные финансы выражают
экономические отношения, связанные с
обеспечением централизованными
источниками финансирования государственного
и муниципального секторов экономики,
наиболее значимых программ развития
производства и общественного сектора,
организаций и учреждений бюджетной
сферы и т.п. Их функционирование направлено
на достижение общих целей развития
социально ориентированной экономики.

Государственные
и муниципальные финансы функционируют
в рамках финансовой системы государства
и являются ее центральным звеном (рис.
2.1).

Рис.2.1.
Состав государственных и муниципальных
финансов

Финансы как
экономическая категория зависят от
преобразований во взаимоотношениях
между звеньями финансовой системы. Это
относится прежде всего к взаимосвязям
между финансами макроуровня и финансами
микроуровня. Финансы макроуровня, и
прежде всего государственный и
муниципальный бюджеты, основываются
на финансовом потенциале предприятий.
Финансы способствуют достижению общих
целей экономического развития, поэтому
требуется их оптимальная организация.
Способ организации устанавливает
качественную определенность финансов.
Распределение и использование финансовых
ресурсов в государстве осуществляются
в рамках интегрированной системы
управления финансовыми потоками.

Важным
методологическим фактором является
определение принципов
организации и функционирования государственных
и муниципальных финансов, позволяющее
выявить направления воздействия финансов
на развитие государственного и
муниципального секторов экономики,
выработать критерии их функционирования.

Государственные
и муниципальные финансы опираются
на информационные
потоки. Принятие
государственных решений основано на
совокупности информации. Анализ
поступающей информации важен как в
момент принятия решения, так и в процессе
контроля за ходом его выполнения. Эта
информация содержится в оперативной и
статистической отчетности, договорах
и соглашениях, расчетных документах и
т.п.

Государственные
и муниципальные финансы имеют
четкую целевую
ориентацию. Они
затрагивают определенные
социально-политические интересы
отдельных слоев общества. Однако во
всех своих аспектах они ориентированы
на решение государственных и муниципальных
задач.

Состав государственных и муниципальных финансов

Система
государственного и муниципального
кредитования

Финансы
как экономическая категория зависят
от преобра­зований во взаимоотношениях
между звеньями финансовой сис­темы.
Это относится прежде всего к взаимосвязям
между фи­нансами макроуровня и
финансами микроуровня. Финансы
макроуровня, и прежде всего государственный
и муниципаль­ный бюджеты, основываются
на финансовом потенциале предприятий.
Финансы способствуют достижению общих
целей эко­номического развития,
поэтому требуется их оптимальная
орга­низация. Способ организации
устанавливает качественную оп­ределенность
финансов. Распределение и использование
финан­совых ресурсов в государстве
осуществляются в рамках интегри­рованной
системы управления финансовыми потоками.

Государственные
и муниципальные финансы имеют четкую
целевую
ориентацию. Они
затрагивают определенные
социально-политические интересы
отдельных слоев общества. Однако во
всех своих аспектах они ориентированы
на решение государст­венных и
муниципальных задач.

Государственные
и муниципальные финансы как экономиче­ская
категория проявляются в выполняемых
ими функциях. Изучение функции необходимо
для реализации государственной финансовой
политики. В рамках финансовой науки
существует определенное единство
функций финансов государства и фи­нансов
предприятий и в то же время имеются
существенные различия, определяющие
значимость общегосударственных
ин­тересов и предпринимательского
аспекта деятельности.

1.
Функция
планирования предполагает
формулирование целей и выбор путей их
достижения на основании разграничения
полномо­чий и предметов ведения между
Федерацией, субъектами Федера­ции и
органами местного самоуправления. К
функции планирова­ния обычно относят
и распределение ограниченного объема
фи­нансовых ресурсов во временном
аспекте исходя из приоритетов и целей
развития, их перераспределение между
федеральным бюдже­том и бюджетами
субъектов Федерации и органов местного
само­управления. Реализуется эта
функция через составление бюджетов на
соответствующий финансовый год и
перспективу, балансов фи­нансовых
ресурсов, порядка налогообложения и
т.п.

2.
Функция
организации включает
бюджетное устройство, бюджетную
классификацию, предполагает необходимость
опре­деления порядка составления,
утверждения и исполнения бюд­жета,
выбор уполномоченных кредитных
организаций, разгра­ничение полномочий
законодательных и исполнительных
орга­нов власти в бюджетном процессе,
определения прав и обязан­ностей
функциональных подразделений финансовых
органов. С этой функцией связан процесс
организационного построения внутренней
системы регулирования и контроля
бюджетных по­токов и финансовых
ресурсов государства.

3.
Функция
стимулирования основывается
на деятельности, направленной на
реализацию целей. С помощью этой функции
интерпретируются факторы, влияющие на
финансовую деятель­ность и учитывающие
ее потребность в денежных средствах.
Решающую роль играют факторы, определяющие
поведение служащих в процессе принятия
ими решений по тактическим и стратегическим
аспектам финансов.

4.
Функция
контроля означает
содействие реализации постав­ленных
целей. К ним относится выработка норм
и нормативов, являющихся эталоном,
критерием оценки результатов, сравне­ние
достижений с поставленными целями и
установленными критериями, обеспечение
внесения необходимых изменений в условия
и факторы финансовой деятельности.

1.
Распределительная
функция государственных
и муници­пальных финансов заключается
в том, что через распределение и
перераспределение вновь созданной
стоимости обеспечиваются общегосударственные
потребности, формируются источники
финансирования общественного сектора
экономики, достигается сбалансированность
бюджетов и внебюджетных фондов в рамках
единой бюджетной системы РФ.

Государственные
и муниципальные финансы функциониру­ют
на основе перераспределения финансовых
ресурсов через систему централизованных
фондов. С помощью этой функции они
обслуживают воспроизводственные
процессы как
в рамках от­носительно обособленных
структурных образований, так и в
общегосударственном масштабе.

Распределительная
функция заключается в том, что вновь
созданная стоимость подлежит распределению
в целях выполне­ния денежных обязательств
предприятий перед бюджетом, бан­ками,
контрагентами. Ее результатом является
формирование и использование
централизованных фондов денежных
средств, содержание непроизводственной
сферы экономики.

Основными
объектами реализации распределительной
функ­ции финансов являются обязательные
платежи в бюджет и вне­бюджетные
фонды, а также источники финансирования
бюд­жетного дефицита. Особую роль
играет процесс перераспределе­ния
доходов между различными уровнями
бюджетов.

2.
Контрольная
функция государственных
и муниципальных финансов заключается
в реализации контроля рублем за реальным
денежным оборотом, участником которого
является госу­дарство, формированием
централизованных фондов денежных
средств. Контроль рублем имеет две
формы:

• контроль
за изменением финансовых показателей,
со­стоянием платежей и расчетов;

• контроль
за реализацией стратегии финансирования.

Контрольная
функция финансов всегда имеет конкретную
форму проявления. Она может быть
направлена на бюджет оп­ределенного
уровня, внебюджетный фонд, предприятие
или уч­реждение и т.п.

1)
контроль за правильным и своевременным
перечислени­ем средств в централизованные
фонды;

2)
контроль за соблюдением заданных
параметров центра­лизованных фондов
денежных средств с учетом потребностей
производственного и социального
развития;

3)
контроль за целенаправленным и эффективным
исполь­зованием финансовых ресурсов.

Целевое
и эффективное использование финансовых
ресурсов контролируется на основе
составляемых плановых и отчетных смет
образования и расходования денежных
фондов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *