ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ ВКЛЮЧАЮТ В СЕБЯ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ И МУНИЦИПАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ

Ирина Матунова

Эксперт по предмету «Финансы»

Инна Смирнова

Эксперт по предмету «Государственное и муниципальное управление»

преподавательский стаж — 15 лет

Государственные и муниципальные финансы – это элемент финансово-кредитной системы государства, посредством которого осуществляется финансирование деятельности государственных и муниципальных органов управления и мероприятий по реализации социально-экономической политики.

Государственные и муниципальные финансы – это совокупность финансовых ресурсов, обеспечивающих основы функционирования государства, органов государственного управления федерального и регионального уровня, органов муниципального управления в целях реализации финансовой политики.

Основные субъекты государственных финансов

Субъектами государственных финансов, с одной стороны, есть государство (государственные органы), с другой — население и субъекты хозяйствования.

Государственные органы подразделяются на две группы.

Первая из них — госорганы, которые осуществляют финансовую деятельность согласно основным функциям и задачам. Это все министерства, ведомства, органы управления и хозяйствующие субъекты. Они распределяют имеющие финансовые средства, создают накопления, часть которых идут в госбюджет страны;

Вторая группа — госорганы специальной компетенции, которые созданы для выполнения финансовой деятельности и осуществления финансового контроля.

Система финансовых органов государства находится под руководством Министерства финансов РФ. Это орган исполнительной власти, который обеспечивает проведение единой государственной финансовой политики.

Функции Министерства финансов:

Специальными органами, которые непосредственно осуществляют финансовую деятельность, являются Счетная палата и казначейство.

Счетная палата – это постоянно функционирующий орган государственного финансового контроля. Ее основная задача состоит в организации и проведении контрольных мероприятий за исполнением доходных и расходных статей государственного бюджета.

Казначейство следит за исполнением госбюджета и осуществлением его эффективного управления, а также за накоплением и использование бюджетных и внебюджетных средств.

Важнейшим звеном финансовой системы являются государственные и муниципальные финансы, обеспечивающие органы государственной власти и местного самоуправления денежными средствами для осуществления функций, предусмотренных Конституцией РФ и другими законодательными актами.

Материальную основу финансов составляет денежный оборот. Реальный денежный оборот – это экономический процесс, вызывающий движение стоимости и сопровождающийся потоком денежных платежей и расчетов Объектом реального денежного оборота выступают финансовые ресурсы, являющиеся источниками финансирования расширенного воспроизводства

Сущность государственных и муниципальных финансов состоит в том, что они охватывают ту часть денежных отношений по поводу распределения и перераспределения стоимости созданного в обществе совокупного продукта, которая в установленном размере аккумулируется в руках органов государственной власти и местного самоуправления для покрытия расходов, необходимых для выполнения государством и местными органами власти своих функций

В Российской Федерации, исходя из федеративного устройства, государственные финансы включают два уровня: финансы федеральных органов власти и финансы органов субъектов РФ (их 89). Муниципальные финансы являются низовым звеном и выделены в самостоятельный структурный уровень (рис. 1).

В структуре государственных и муниципальных финансов главным элементом выступают взаимосвязанные бюджеты трех уровней – федерального, регионального (субъекта РФ) и местного. Эти взаимосвязи обусловлены неравномерностью развития различных территорий и недостаточностью средств региональных и местных бюджетов. Поэтому для достижения сбалансированности бюджетов существует система перераспределения средств между бюджетами разных уровней.

Государственные и муниципальные финансы играют важную экономическую, социальную, политическую роль и выполняют несколько функций.

Прежде всего это функция перераспределения. Благодаря этой функции происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей. Функция перераспределения осуществляется через систему централизованных фондов. Ее результатом является.

1)перераспределение доходов рентабельных отраслей в отрасли с низкой рентабельностью (например, из промышленности в сельское хозяйство);

2)содержание за счет бюджета учреждений непроизводственной сферы;

3)перераспределение доходов между различными социальными группами населения,

4)перераспределение доходов между различными территориальными образованиями.

Регулирующая функция государственных и муниципальных финансов связана с образованием и использованием бюджетного фонда.

Бюджетный фонд образуется за счет налогов, займов, доходов от государственной собственности. Через налоги государство может либо сдерживать экономическую активность и частное потребление, либо, наоборот, стимулировать их. То же касается государственных займов, производительное использование которых может стимулировать рост национального дохода, а непроизводительное отвлекать и без того дефицитные ресурсы на выплату процентов по долгам. Формирование государственной собственности способствует развитию инфраструктуры и сферы общественных услуг, необходимых для нормального функционирования национального хозяйства и обеспечения доступности общественных благ для всех слоев населения. С другой стороны, приватизация сферы общественных услуг (коммунальное хозяйство, здравоохранение, образование и др.) может сдерживать потребление отдельных групп населения, что приводит к снижению их уровня жизни.

Использование бюджетного фонда осуществляется через целевые расходы. Государство, выступая как совокупный хозяйствующий субъект, учитывает экономические интересы всех участников воспроизводственного процесса путем распределения бюджетных средств по разным направлениям деятельности государства и сферам общественного хозяйства. Таким образом достигается сосредоточение финансовых ресурсов на приоритетных, с точки зрения государства, направлениях хозяйственной деятельности. Осуществляя бюджетные расходы, государство может изменять структуру общественного производства, влиять на результаты хозяйствования, проводить социальные преобразования. Большое влияние на экономику страны бюджетный фонд способен оказывать благодаря тому, что он может использоваться в интересах ускорения научно-технического прогресса. Создание принципиально нового механизма бюджетного финансирования науки, совершенствование государственной системы подготовки и переподготовки кадров, использование льготного налогового режима в части обложения прибыли от реализации новых видов продукции и тому подобные бюджетные меры призваны стимулировать научные открытия и новые технические достижения, сокращать сроки их внедрения в производство, а в итоге – служить катализатором ускорения научно-технического прогресса.

Контрольная функция государственных и муниципальных финансов позволяет узнать, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства и местных органов власти, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются. Следует говорить о контрольной функции государственных и муниципальных финансов в узком и широком смысле.

В узком смысле контрольная функция реализуется по следующим направлениям:

1) контроль за правильностью и своевременным перечислением средств в централизованные фонды;

2) контроль за соблюдением заданных параметров централизованных фондов денежных средств с учетом потребностей производственного и социального развития;

Читать также:  Как выстроить управление финансами в ИТ-компании — опыт CodeInside

3) контроль за целевым и эффективным использованием финансовых ресурсов, осуществляемый на основе составления плановых и отчетных смет образования и расходования денежных средств.

Контрольная функция государственных и муниципальных финансов заключается в том, что через формирование и использование фонда денежных средств государства происходит отражение экономических процессов, протекающих в структурных звеньях экономики. Благодаря этому бюджет может «сигнализировать» о том, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей.

Широкое понимание контрольной функции государственных и муниципальных финансов сводится к сравнению результатов финансовой политики государства с поставленными целями и установленными критериями. Таким образом, речь идет о реализации долгосрочной финансовой политики, в которой основное внимание обращается на предвидение изменений и заблаговременное приспособление к ним порядка и условий финансирования.

Государственные и муниципальные финансы — это основа деятельности государства и органов местного самоуправления. Вряд ли можно представить государство, в руках которого не было ни единого рубля. Только располагая достаточным количеством денежных средств, государство может осуществлять социальную политику, поддерживать отдельные отрасли хозяйства, проводить научные исследования или обеспечивать обороноспособность.

Государственные финансы — это мощный рычаг макроэкономического регулирования. Посредством умелого использования этого инструмента государство может решать самые разные задачи: регулировать темпы экономического роста, поддерживать стабильность денежной единицы, регулировать уровень ссудного процента, сглаживать конъюнктурные колебания.

В России государство только начинает осваивать этот важный экономический инструмент. После принятия Бюджетного кодекса РФ работа по составлению и утверждению бюджета приобрела строго регламентированные и законные рамки. Что касается исполнения бюджета, особенно контроля за использованием бюджетных средств, то эта работа, по большому счету, только начинается. Российское государство еще не научилось в должной мере строить такую налоговую систему, которая бы в полной мере учитывала и одновременно согласовывала разные интересы, представленные в обществе. Оно еще не привыкло по-хозяйски и рационально распоряжаться своими доходами, не научилось оптимизировать свои расходы в условиях ограниченного количества ресурсов. Недостаточен опыт и в области управления государственным долгом, неконтролируемый рост которого чуть было не вверг страну в ситуацию суверенного дефолта в 1998 г.

Много сделано за последние годы в области межбюджетных отношений. Однако до сих пор предлагаются и отрабатываются многочисленные модели взаимосвязей бюджетов разных уровней, разные схемы распределения расходных и доходных полномочий, без которых трудно надеяться на то, что жизнь большинства граждан в городах, поселках, мегаполисах или областях будет спокойной и обеспеченной.

Сущность и функции государственных и муниципальных финансов. Важнейшим звеном финансовой системы являются государственные и муниципальные финансы, обеспечивающие органы государственной власти и местного самоуправления денежными средствами для осуществления функций, предусмотренных Конституцией РФ и другими законодательными актами.

Сущностьгосударственных и муниципальных финансов состоит в том, что они охватывают ту часть денежных отношений по поводу распределения и перераспределения стоимости созданного в обществе совокупного продукта, которая в установленном размере аккумулируется в руках органов государственной власти и местного самоуправления для покрытия расходов, необходимых для выполнения государством и местными органами власти своих функций.

В Российской Федерации, исходя из федеративного устройства, государственные финансы включают два уровня: финансы федеральных органов власти и финансы органов субъектов РФ (их 89). Муниципальные финансы являются низовым звеном и выделены в самостоятельный структурный уровень (рисунок 3).


ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ ВКЛЮЧАЮТ В СЕБЯ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ И МУНИЦИПАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ

Рисунок 3 — Структурный уровень государственных и муниципальных финансов

Все три уровня государственных и муниципальных финансов тесно связаны между собой и образуют единую систему.

В структуре государственных и муниципальных финансов главным элементом выступают взаимосвязанные бюджеты трех уровней — федерального, регионального (субъекта РФ) и местного.

Прежде всегоэто функцияперераспределения. Благодаряэтой функции происходит концентрация денежных средствв руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей. Функция перераспределения осуществляетсячерез систему централизованных фондов. Ее результатом является:

1) перераспределение доходов рентабельных отраслей в отрасли с низкой рентабельностью(например, из промышленности в сельское хозяйство);

3) перераспределение доходов между различными социальными и группами населения;

4) перераспределение доходов между различными территориальными образованиями.

Регулирующаяфункция государственных и муниципальных финансов связана с образованием и использованием бюджетного фонда.

Бюджетный фонд образуется за счет налогов, займов, доходов от государственной собственности. Через налоги государство может либо сдерживать экономическую активность и частное потребление, либо, наоборот, стимулировать их. Тоже касается государственных займов, производительное использование которых может стимулировать рост национальною дохода, а непроизводительное отвлекать и без того дефицитные ресурсы на выплату процентов но долгам. Формирование государственной собственности способствует развитию инфраструктуры и сферы общественных услуг, необходимых для нормального функционирования национального хозяйства и обеспечения доступности общественных благ для всех слоев населения. С другой стороны, приватизация сферы общественных услуг (коммунальное хозяйство, здравоохранение, образование и др.) может сдерживать потребление отдельных групп населения, что приводит к снижению их уровня жизни.

Использование бюджетного фонда осуществляется через целевые расходы. Государство, выступая как совокупный хозяйствующий субъект, учитывает экономические интересы всех участников воспроизводственного процесса путем распределения бюджетных средств по разным направлениям деятельности государства и сферам общественного хозяйства. Таким образом достигается сосредоточение финансовых ресурсов на приоритетных, с точки зрения государства, направлениях хозяйственной деятельности. Осуществляя бюджетные расходы, государство может изменять структуру общественного производства, влиять на результаты хозяйствования, проводить социальные преобразования. Большое влияние на экономику страны бюджетный фонд способен оказывать благодаря тому, что он может использоваться в интересах ускорения научно-технического прогресса. Создание принципиально нового механизма бюджетного финансирования науки, совершенствование государственной системы подготовки и переподготовки кадров, использование льготного налогового режима в части обложения прибыли от реализации новых видов продукции и тому подобные бюджетные меры призваны стимулировать научные открытия и новые технические достижения, сокращать сроки их внедрения в производство, а в итоге — служить катализатором ускорения научно-технического прогресса.

Читать также:  Федеральное казначейство осуществляет контроль состояния государственных финансов в целом по стране

Контрольнаяфункция государственных и муниципальных финансов позволяет узнать, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства и местных органов власти, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются. Следует говорить о контрольной функции государственных и муниципальных финансов в узком и широком смысле. В узком смысле контрольная функция реализуется по следующим направлениям:

Функциональное назначение государственных и муниципальных финансов

Государственные и муниципальные финансы играют важнейшую роль в системе государственного и муниципального управления, обеспечивая денежными средствами реализацию их функций.

Государственные и муниципальные финансы охватывают те денежные отношения, которые возникают в связи с распределением и перераспределением созданного обществом совокупного продукта, аккумулирующегося в распоряжении органов государственного и муниципального управления для покрытия расходов, обеспечивающих реализацию государственных и муниципальных функций.

На государственные и муниципальные финансы возлагается реализация:

Государственные и муниципальные финансы обеспечивают решение задач социально-экономического развития государства, его регионов и муниципальных образований. Недостаточность государственных и муниципальных финансов отрицательно сказывается на развитии территориальных единиц, социальной напряженности в обществе.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Государственные и муниципальные финансы выполняют различные функции, призванные обеспечить рациональное и полноценное использование финансовых ресурсов государства, его субъектов и муниципальных образований.

Государственные и муниципальные финансы обеспечивают охват той части денежных отношений, которая связана с распределением и перераспределением созданного обществом совокупного продукта, аккумулируемого органами государственного и муниципального управления с целью покрытия расходов, требующихся государству и муниципальным органам власти для реализации своих целей и задач.

Совокупность государственных финансов Российской Федерации можно разделить на два уровня: федеральные финансы, региональные финансы.

Муниципальные финансы выступают в качестве низового звена и в силу специфики муниципального управления представляют собой самостоятельный структурный уровень финансовой системы государства.

Федеральные финансовые ресурсы включают в свой состав средства федерального бюджета, внебюджетных государственных фондов, государственного кредита, финансов государственных и казенных унитарных предприятий.

Региональные финансовые ресурсы включают в себя средства бюджетов регионального уровня, внебюджетных фондов регионов, региональных кредитов, региональных государственных унитарных предприятий.

Муниципальные финансы включают в себя средства муниципальных бюджетов, муниципальных внебюджетных фондов, муниципального кредита, муниципальных унитарных предприятий.

К числу функций, выполняемых государственными и муниципальными финансами можно отнести следующие:

Субъекты муниципальных финансов

Местное самоуправление осуществляется в муниципальных образованиях: городских и сельских поселениях (село или несколько сел, которые имеют общую территорию или район); городах или частях крупных городов (городские кварталы или районы).

Органами местного самоуправления, в компетенции которых входит и финансовая деятельность и финансовый контроль, являются: представительный орган муниципального образования; глава муниципалитета (глава администрации города или района); местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, глава сельского поселения); контрольный орган муниципалитета; другие органы местного самоуправления.

Для решения местных вопросов в области финансов муниципальное образование должно иметь денежные средства. Для этого составляется муниципальный бюджет. Кроме этого финансирование целевых программ развития муниципалитетов осуществляется из средств федерального бюджета.

Источники доходов бюджета муниципального образования:

Понятие государственных и муниципальных финансов

Ключевым элементом финансовой системы являются государственные и муниципальные финансы, которые обеспечивают органы госвласти и местного самоуправления денежными средства для выполнения своих функций.

Государственные и муниципальные финансы – это денежные отношения, которые имеют место в процессе распределения в связи с формированием денежных средств у органов государственной власти и муниципалитетов. Эти средства предназначены для удовлетворения социальных потребностей населения, регулирования экономики, финансирования обороны страны и деятельности правоохранительных органов, а также другие затраты государства и муниципальных образований.

Основными задачами госфинансов являются распределение и перераспределение национального дохода между отраслями экономики, организация и контроль процесса распределения, а также финансирование осуществления функций государства.

Среди задач, выполняемых муниципальными финансами, выделяют следующие:

Сущность муниципальных финансов отражается в их функциях:

«Субъекты государственных и муниципальных финансов» 👇

Повышение эффективности вышеперечисленных функций – это общая цель финансовй системы муниципалитетов.

В структуру как государственных, так и муниципальных финансов входят соответствующие бюджеты и кредит, а также внебюджетные фонды.


ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ ВКЛЮЧАЮТ В СЕБЯ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ И МУНИЦИПАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ

Рисунок 1. Структура государственных и муниципальных финансов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

И государственные, и муниципальные финансы ориентированы на нижеперечисленные основные принципы: целостность законодательной и нормальной базы; открытость и прозрачность; целевая направленность; научный подход к выполнению поставленных целей; централизованное управление финансовыми потоками; экономичность и рациональность.

Понятие, функции и особенности государственных и муниципальных финансов. Финансовая система, ее звенья.

Финансы
– это отношения, связанные с формированием,
распределением и с использованием
централизованных и децентрализованных
фондов денежных средств в целях выполнения
функций и задач государства и обеспечение
условий рыночного воспроизводства.

Государственные
финансы –
форма организации денежных отношений,
участником которых в той или иной форме
выступает государство. Государственные
финансы — совокупность экономических
отношений, система образования и
распределения денежных фондов, необходимых
государству для содержания его органов
и выполнения присущих ему функций.

Муниципальные
финансы –
это денежные отношения, складывающиеся
между органами местного самоуправления,
с одной стороны, и органами государственной
власти, юридическими и физическими
лицами, с другой стороны, в процессе
стоимостного распределения и
перераспределения национального дохода
(частично и национального богатства) в
связи с формированием, распределением
и использованием централизованных
фондов денежных средств муниципальных
образований, обеспечивающих потребности
органов местного самоуправления при
решении экономических и социальных
задач.

И государственные,
и муниципальные финансы
выполняют следующие функции:
распределительную; регулирующую;
контрольную.

Распределительная
функция
государственных и муниципальных финансов
заключается в том, что через распределение
и перераспределение внутреннего валового
продукта (ВВП) и части национального
дохода обеспечиваются общегосударственные
потребности, формируются источники
финансирования общественного сектора
экономики, достигается сбалансированность
бюджетов и внебюджетных фондов в рамках
единой бюджетной системы Российской
Федерации. Государственные и муниципальные
финансы функционируют на основе
перераспределения финансовых ресурсов
через систему централизованных фондов.
С помощью этой функции они обслуживают
воспроизводственные процессы как в
рамках относительно обособленных
структурных образований, так и в
общегосударственном масштабе. Таким
образом, сущность распределительной
функции государственных и муниципальных
финансов заключается в том, что вновь
созданная стоимость подлежит распределению
в целях выполнения денежных обязательств
предприятий перед бюджетом. Ее результатом
является формирование и использование
централизованных фондов денежных
средств, содержание непроизводственной
сферы экономики.

Читать также:  Принимать мудрые решения в отношении государственного бюджета

Регулирующая
функция
государственных и муниципальных финансов
заключается в обеспечении развития
различных сфер общественной жизни через
систему льгот и экономических программ.

Контрольная
функция
государственных и муниципальных финансов
заключается в установлении контроля
рублем за реальным денежным оборотом,
участником которого является государство,
формированием централизованных фондов
денежных средств. Контрольная функция
государственных и муниципальных финансов
реализуется по следующим основным
направлениям: а) контроль за правильным
и своевременным переначислением средств
в бюджеты; б) контроль за соблюдением
заданных параметров централизованных
фондов денежных средств с учетом
потребностей производственного и
социального развития;

Финансовая система
– единый комплекс управления финансовыми
отношениями, включающий механизм
формирования фондов финансовых ресурсов
централизованного и децентрализованного
назначения, государственные (муниципальные)
финансовые органы и финансовые службы
предприятий, а также систему взаимосвязей
между ними. Финансовая система должна
обеспечивать комплексную реализацию
всех функций финансов. Это позволяет
получить максимальный интеграционный
эффект от их взаимодействия и наиболее
эффективно использовать финансовые
отношения для осуществления государственной
экономической политики.

Финансовая система
регулирует всю сферу финансовых
отношений. Она включает: финансы
предприятий и корпораций; бюджетную
систему; внебюджетные финансовые фонды;
государственные заимствования; фонды
страхования; финансы некоммерческих и
общественных организаций.

Все
звенья (см. рис.) финансовой системы
органически связаны между собой и
функционируют как единая целостность.
Каждое звено финансовой системы
представляет собой определенную сферу
финансовых отношений, органически
связано с процессом расширенного
воспроизводства и выполняет присущие
ей функции. Если финансы предприятий
обслуживают материальное производство,
то бюджет через налогообложение
мобилизует финансовые ресурсы в основной
централизованный фонд государства, а
внебюджетные фонды формируются для
целевого финансирования определенных
социально-экономических мероприятий.
Фонды страхования предназначены для
возмещения ущерба от стихийных бедствий
и других страховых случаев, а государственные
заимствования мобилизуют ресурсы
населения и предприятий для нужд
государства на принципах платности,
возвратности и срочности заимствований.
Финансы некоммерческих и общественных
организаций имеют существенную специфику
и обслуживают те организации, которые
осуществляют свою деятельность на
принципах самоокупаемости, но не получают
прибыли и не осуществляют ее капитализации.

Сущность и назначение государственных и муниципальных финансов

Для осуществления государственного и муниципального управления обязательным условием является наличие финансовых ресурсов, находящихся в собственности государства, региональных и муниципальных властей.

Государственные и муниципальные финансы формируют основу функционирования государственных и муниципальных органов власти. Наличие необходимого количества денежных средств обеспечивает государству возможность реализации его функций, поддержку народного хозяйства, проведение научных исследований и обеспечение обороноспособности.

Государственные и муниципальные финансы выступают в качестве мощного рычага, посредством которого осуществляется макроэкономическое регулирование. Использование инструмента государственных и муниципальных финансов обеспечивает решение государством и муниципальными властями следующих задач:

Использование государственных и муниципальных финансов оказывает влияние на все стороны социально-экономического развития государства, его регионов и муниципальных образований.

Финансовая система любого государства включает в себя важнейший элемент, именуемый государственными и муниципальными финансами. Финансовые ресурсы государства находятся в тесной взаимосвязи со всеми экономическими процессами, протекающими на территории государства. Этот вид финансов выступает в качестве важнейшего элемента финансового рынка. Кроме этого, государственные финансы обеспечивают взаимодействие государства с другими государствами, участвуют в развитии мирового хозяйства. Отсутствие представлений о сущности и функциях государственных и муниципальных финансов не позволяет в полной мере представить функционирование финансово-кредитной системы государства.

Государственные и муниципальные финансы формируют основу функционирования государственного и муниципального управления. Отсутствие или недостаточность финансовых ресурсов у государства, его регионов или муниципальных образований делает невозможным осуществление государственного и муниципального управления. Достаточность финансовых ресурсов обеспечивает возможность для осуществления социальной политики, поддержки отдельных отраслей народного хозяйства, проведения научных исследований и обеспечения обороноспособности.

Государственные финансы вступают в качестве мощного рычага макроэкономического регулирования. За счет использования данного инструмента государство способно решить целый комплекс задач, в том числе:

Построение российской рыночной экономики имеет сравнительно небольшую историю, за счет чего освоение важнейшего экономического института в виде государственных и муниципальных финансов еще не является устоявшимся процессом. На протяжении последних десятилетий государство формирует соответствующую нормативную базу, обеспечивающую регулирование государственных и муниципальных финансов.

«Сущность государственных и муниципальных финансов» 👇

В частности, Бюджетный кодекс страны обеспечивает четкое регулирование процесса составления и утверждения бюджетов различного уровня. Однако процесс исполнения бюджетов все еще нуждается в применении эффективных форм его реализации, особенно в сфере контроля использования государственных и муниципальных финансов. Также некоторыми недоработками отличается налоговая система Российской Федерации, которая неспособна в достаточной мере обеспечить урегулирование всех разнонаправленных интересов российского общества. В основе использования налоговых доходов государства не всегда находится принцип оптимальности, рациональности, хозяйственный обоснованности.

Уровни государственных и муниципальных финансов

В Российской Федерации структура финансовых ресурсов государства и муниципальных образований определяется его федеративным устройством. При этом государственные финансы подразделяются на два уровня:

В состав федеральных финансов входят:

«Государственные и муниципальные финансы» 👇

В состав региональных финансов входят:

Муниципальные финансы признаются низовым уровнем финансовой системы и обеспечивают наличие самостоятельного структурного ее уровня.

Муниципальные финансы включают:

Между уровнями финансовой системы существует тесная взаимосвязь, образующая ее единство.

Основы финансовой системы формируют взаимосвязанные бюджеты различных уровней: федерального, регионального и муниципального.

Взаимосвязь бюджетов различных уровней обусловлена высокой степенью дифференциации развития различных территориальных единиц и дефицитностью региональных и муниципальных бюджетов. Реализация принципа сбалансированности бюджетов обуславливает существование системы перераспределения средств из федерального бюджета в пользу региональных и муниципальных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *