ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ ЗАДАЧИ ДЛЯ РЕШЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ ЗАДАЧИ ДЛЯ РЕШЕНИЯ

Доходы
консолидированного бюджета за 3 года.

По
данным таблицы сделать расчет структуры
доходов бюджета, определив доли каждого
вида расходов. Сравнить абсолютные
величины и структуру доходов за 3 года,
сделать выводы о направлениях изменений
фискальной политики .

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ ЗАДАЧИ ДЛЯ РЕШЕНИЯ

СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

Государственные и муниципальные финансы

Государственные и муниципальные финансы:
Практикум. – Новосибирск:
Изд-во СГУПСа, 2015. – 40 с.

Содержит основные темы дисциплины «Государственные и муниципальные финансы», вопросы для обсуждения, темы эссе, практические задания, вопросы для самоконтроля, задания для самостоятельной работы.

Предназначен для студентов-бакалавров очной и заочной форм обучения направления «Экономика» (профиль «Финансы и кредит») и студен- тов-магистров направления «Государственное и муниципальное управление».

Рассмотрен и рекомендован к изданию на заседании кафедры «Финансы и кредит».

О т в е т с т в е н н ы й р е д а к т о р

завкафедрой «Финансы и кредит» канд. экон. наук, доц.

Р е ц е н з е н т канд. экон. наук, доц.

Учитывая важность финансов государства для развития экономики страны, в высших учебных заведениях экономического профиля при подготовке бакалавров направления «Экономика» (профиль «Финансы и кредит») и магистрантов направления «Государственное и муниципальное управление» введена учебная дисциплина «Государственные и муниципальные финансы». Изучение этой дисциплины позволяет сформировать у студентов систему знаний в области общегосударственных финансов, в том числе в организации финансовых потоков между звеньями бюджетной системы.

Для более полного усвоения тем дисциплины, а также для текущего и заключительного контроля студентам предлагается настоящий практикум. Закрепить изученный материал помогут вопросы для обсуждения и самоконтроля, практические задания по темам дисциплины, работа над которыми позволит приобрести навыки аналитической работы для последующего принятия экономически обоснованных решений.

Задачи практикума: помочь студентам освоить понятия государственных и муниципальных финансов, разобраться в теоретических и практических вопросах финансовой деятельности на государственном и муниципальном уровнях, получить навыки анализа ситуаций, связанных с финансовыми аспектами деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.

Учебный курс нацелен на то, чтобы дать студентам фундаментальные теоретические знания и выработать у них умение проводить анализ для принятия финансовых решений на государственном и муниципальном уровнях, а также комментировать ак-

туальные проблемы современной государственной финансовой политики страны.

Методические указания к семинарским занятиям и самостоятельной работе

Практикум включает в себя темы, содержание которых соответствует учебной программе дисциплины «Государственные и муниципальные финансы». Теоретические вопросы и практические задания различаются по степени сложности. Для подготовки к ответам на вопросы по темам дисциплины необходимо использовать источники, представленные в библиографическом списке в конце практикума. Учитывая, что в области государственных и муниципальных финансов часто происходят изменения, для подготовки к семинарским занятиям рекомендуется обновлять информационную базу, пользуясь при этом достоверными источниками (официальными сайтами государственных (муниципальных) органов власти и управления).

Кроме указанных в библиографическом списке источников, полезно использовать материалы периодических изданий, таких как: журналы «Эксперт», «Финансы», «Финансы и кредит», «Российский экономический журнал», «Сибирская финансовая школа», газеты «Финансовая Россия», «Экономика и жизнь», «Российская газета», «Коммерсант», «Эпиграф» и другие. В них студенты найдут не только освещение теоретических вопросов различных тем курса, но и фактические материалы с комментариями специалистов. В публикациях практиков-финансистов квалифицированно трактуются сложные проблемы современной экономической деятельности органов власти и управления.

Важное место в изучении дисциплины «Государственные и муниципальные финансы» принадлежит самостоятельной работе студентов, в процессе которой они учатся составлять структурнологические схемы, используя лекционные материалы, учебную литературу, статьи в периодической печати и другие источники информации.

В ходе семинарских занятий студентам предоставляется возможность участвовать в обсуждении теоретических положе-

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ ЗАДАЧИ ДЛЯ РЕШЕНИЯ

ний процесса формирования, распределения и использования финансовых ресурсов государства, предполагаемых финансовых решений, в оценке их правильности и обоснованности. На практических занятиях студенты приобретают конкретные навыки финансового анализа основных параметров бюджета государства, используя для этого примеры и ситуации. В целях изучения наиболее сложных и наименее разработанных проблем дисциплины студентам предлагается самостоятельно подготовить эссес учетом их научных интересов. Эссе с презентацией обсуждаются на семинарах и конференциях. При подготовке к семинару-конфе- ренции необходимо использовать максимально возможное количество источников информации, рассматривать различные точки зрения по исследуемому вопросу.

Активное участие в обсуждении докладов, приобретение навыков аналитических расчетов являются обязательными условиями допуска к экзамену по данной учебной дисциплине. Список экзаменационных вопросов дан в приложении к практикуму.

Тема 1. Содержание и организационно-правовые основы государственных и муниципальных финансов

Сущность и функции государственных и муниципальных финансов.

Финансирование государственного и муниципального секторов экономики.

Система управления государственными и муниципальными финансами.

Вопросы для обсуждения

Дайте определение и перечислите элементы государственных и муниципальных финансов.

Покажите различия в подходах к определению понятия «финансы» на макро- и микроуровне. Выделите наиболее существенные признаки централизованных финансов.

Эссе – это краткая письменная творческая работа студента на определенную тему. Основная цель написания эссе – раскрыть предложенную тему путем приведения различных аргументов (тезисов), которые должны подкрепляться доказательствами и иллюстрироваться примерами.

Укажите отличия сферы государственных и муниципальных финансов от других сфер финансовой системы государства.

Перечислите и охарактеризуйте функции государственных

Поясните, в чем заключается процесс управления финансами. Назовите органы управления финансами государства, субъектов РФ, муниципальных образований.

Обоснуйте необходимость создания и перечислите функ-

– Министерства финансов РФ;

– Федеральной налоговой службы;

– Федеральной службы по финансово-бюджетному надзору;

– Федерального казначейства;

– Министерства финансов и налоговой политики Новосибирской области;

– Департамента финансов и налоговой политики мэрии г. Новосибирска.

Назовите объекты и субъекты финансовых отношений на государственном и муниципальном уровнях. Приведите примеры.

Назовите источники формирования финансовых ресурсов государства и муниципальных образований.

Назовите причины возрастания роли контрольной функции государственных и муниципальных финансов в современных условиях.

Охарактеризуйте особенности финансирования казенных, бюджетных и автономных учреждений.

Составьте логическую схему, характеризующую взаимосвязь дисциплины «Государственные и муниципальные финансы» с другими смежными дисциплинами.

Составьте логическую схему, отражающую экономические отношения между государственными и муниципальными органами власти и управления в РФ.

Составьте схему, отражающую организационную структуру Министерства финансов РФ.

4. Заполните табл. 1, раскрыв содержание включенных в нее понятий.

Содержание понятий, отражающих экономические отношения на государственном и муниципальном уровнях

5. Подготовьте презентацию и эссе по темам:

«Особенности становления и развития государственных и муниципальных финансов в дореволюционной России, в советский и постсоветский периоды»;

«Органы управления государственными и муниципальными финансами и их функции в зарубежных государствах (на примере не менее двух государств)»;

«Кредитный рейтинг России (субъекта Федерации, муниципального образования) в сравнении с иностранными государствами по международной рейтинговой шкале»;

«Кредитный рейтинг субъектов Федерации (муниципальных образований) в сравнении с другими субъектами Федерации (муниципальными образованиями) по международной рейтинговой шкале»;

«Деятельность международной рейтинговой компании

Standard & Poors»;

– «Органы управления государственными и муниципальными финансами и их функции в зарубежных государствах (на примере не менее двух государств)».

Вопросы для самоконтроля

Опишите новые термины и понятия: государственная и муниципальная собственность, государственные учреждения, муниципальные учреждения, казенные учреждения, бюджетные учреждения, автономные учреждения, акционерные общества со 100процентным участием государства, унитарные предприятия – федеральные, региональные, муниципальные, публично-правовые образования, муниципальные образования, субъекты Федерации, государственная и муниципальная услуга (работа).

Тема 2. Государственная финансовая политика

Финансовая политика государства. Направления современной финансовой политики.

Государственный финансовый механизм: состав и инструменты.

Финансовый контроль. Органы государственного и муниципального финансового контроля.

Вопросы для обсуждения

Что понимают под государственной финансовой политикой, в чем заключается ее цель?

Назовите основные направления финансовой политики РФ.

В чем суть
программно-целевого метода планирования?

Что собой представляет государственная программа?

Какие функции возложены на Счетную палату РФ?

Раскройте содержание понятия «государственный финансовый менеджмент».

Перечислите показатели оценки качества финансового менеджмента в сфере государственных и муниципальных финансов

Назовите и охарактеризуйте виды финансового контроля.

Назовите и охарактеризуйте методы финансового контроля.

Что собой представляет финансовый механизм?

1. На основе нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность контрольно-счетных органов на территории РФ, заполните табл. 2 и проведите сравнительный анализ полномочий Счетной палаты РФ и Контрольно-счетной палаты Новосибирской области.

Полномочия Счетной палаты РФ и Контрольно-счетной палаты НСО

2. Подготовьте презентацию и эссе по темам:

«Зарубежный опыт реализации бюджетирования, ориентированного на результат»;

«Приоритеты основных направлений современной финансовой политики»;

«Оценка эффективности государственного финансового контроля»;

«Примеры результатов контрольных мероприятий Счетной палаты за последние два года»;

Читать также:  Тест включает в себя государственные, общественные и негосударственные финансы, а также финансы городов, районов и других населенных пунктов. Первая тема

«Примеры результатов контрольных мероприятий Кон-
трольно-счетной палаты Новосибирской области (или другого субъекта Федерации на выбор студента) за последние два года»;

«Экономическое значение налоговой реформы в России».

Вопросы для самоконтроля

Опишите новые термины и понятия: финансовая политика государства, финансовый механизм, бюджетная политика, таможенная политика, финансовый контроль, программно-целевое планирование, государственный финансовый менеджмент.

Тема 3. Бюджеты как форма организации государственных

Бюджет и бюджетная система.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ ЗАДАЧИ ДЛЯ РЕШЕНИЯ

Вопросы для обсуждения

Охарактеризуйте термин «бюджет» с экономической, правовой и материальной точки зрения.

Бюджетная система РФ: понятие и структура.

Назовите и охарактеризуйте основные нормативноправовые акты, которые являются правовой основой функционирования государственных и муниципальных финансов.

В чем единство и различие бюджетов бюджетной системы?

Каким образом повлиял Федеральный закон № 131 от 6 октября 2003 г. на структуру бюджетной системы РФ?

Из каких бюджетов формируется консолидированный бюджет субъекта Федерации?

Перечислите участников бюджетного процесса на федеральном уровне, уровне субъекта РФ.

Назовите бюджетные полномочия исполнительных и законодательных органов власти.

Перечислите и охарактеризуйте принципы функционирования бюджетной системы РФ. Все ли они выполняются и почему?

Приведите примеры унитарного и федеративного государств. В чем состоит особенность бюджетных систем государств

Нарисуйте схему бюджетной системы РФ.

На основе положений Бюджетного кодекса РФ заполните табл. 3.

Характеристика принципов бюджетной системы РФ

3. На основе статьи 1 федерального закона о федеральном бюджете на текущий год и плановый период заполните нижепри-

2.1. Тема: Государственный и муниципальный кредит. Государственные и муниципальные заимствования (муниципальные облигации)

         Задание 2 (вариант 2)

Купонная облигация с номиналом 50 руб. сроком обращения 3 года имеет ступенчато возрастающую купонную ставку. Ее величина, установленная при выпуске облигации, составляет  8 % годовых и равномерно возрастает на 2 % каждые полгода.

Купонный доход выплачивается по полугодиям. По какой цене  инвестор будет согласен приобрести эту облигацию, если имеется альтернативный вариант вложения капитала со ставкой дохода 10 % годовых?

Решение. Для определения текущей рыночной цены купонных облигаций (PV) используется следующая формула:

где     С — годовой текущий доход в виде процента, выплачиваемый по

F — сумма, выплачиваемая при погашении облигации, руб.;

r — требуемая инвестором годовая ставка дохода, коэф.;

n — число лет, по истечении которых произойдет погашение облигации, лет.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ ЗАДАЧИ ДЛЯ РЕШЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ ЗАДАЧИ ДЛЯ РЕШЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ ЗАДАЧИ ДЛЯ РЕШЕНИЯ



 = 50*0.5*0,1 = 2.5

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ ЗАДАЧИ ДЛЯ РЕШЕНИЯ



 = 50*0.5*0,12 = 3

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ ЗАДАЧИ ДЛЯ РЕШЕНИЯ



 = 50*0.5*0,14 = 3.5

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ ЗАДАЧИ ДЛЯ РЕШЕНИЯ



 =50*0.5* 0,16 = 4

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ ЗАДАЧИ ДЛЯ РЕШЕНИЯ

Ответ: Инвестор будет согласен приобрести данную облигацию по цене 14,51 руб.

2.2. Тема: «Региональные финансы и их роль»

 (государственные ценные бумаги)

Задание 4 (вариант 2)

Трехмесячные государственные ценные бумаги реализуются на первичном рынке с дисконтом 2%. Инвестор (юридическое лицо) может вкладывать денежные средства, постоянно покупая в течении года государственные ценные бумаги, или приобрести корпоративные облигации со сроком обращения 1 год и номинальной стоимостью, равной номинальной стоимости трехмесячных ценных бумаг. Какой должна быть величина купонной  ставки корпоративной облигации, которая обеспечивала бы инвестору с учетом налогообложения доходность, равную доходности государственных ценных бумаг?

Решение. Купонный доход по корпоративным облигациям облагается налогом на прибыль юридических лиц в общем порядке, а по государственным ценным бумагам — по ставке 15%. Следовательно, чтобы инвестор принял решение о целесообразности приобретения корпоративной облигации, ее купонная ставка должна быть не ниже доходности до погашения государственной ценной бумаги с учетом налогообложения. Поэтому для расчета купонной ставки по корпоративной облигации найдем по формуле

.

 Кроме того, в условии задачи указан срок обращения государственной ценной бумаги не в днях, а в месяцах, следовательно, в формуле

вместо 365 дней будем использовать 12 месяцев:

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ ЗАДАЧИ ДЛЯ РЕШЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ ЗАДАЧИ ДЛЯ РЕШЕНИЯ



годовая ставка доходности к погашению, %;

N — номинал, % или руб.;

Рr — цена приобретения (размещения), % или руб.;

t — количество дней со дня приобретения (размещения) до дня погашения;

— ставка налогообложения прибыли, коэф.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ ЗАДАЧИ ДЛЯ РЕШЕНИЯ

2.3. Тема: «Бюджетный процесс»

Распределите поступившие суммы доходов по соответствующим уровням бюджетной системы на основании следующих данных:

1)      За текущий операционный день поступили следующие суммы: налог на имущество организаций – 6300 тыс. руб.; НДС – 125 400 тыс. рублей; акцизы на пиво – 12 100 тыс. рублей; акцизы на спирт этиловый – 13 450 тыс. руб.; акцизы на табачную продукцию – 7 224 тыс. руб.; налог на доходы физических лиц – 50 000 тыс. руб., в т.ч. 15700 т.р. – от лиц, имеющих льготы в доле субфедерального бюджета; налог на добычу полезных ископаемых – 13 560 т.р., в т.ч. 7700 – от лиц, имеющих льготы в доле субфедерального бюджета

2)      Из налоговых органов поступили: заключения на возврат налога на добавленную стоимость 17500 тыс. рублей; заключения на возврат излишне уплаченных сумм НДФЛ в сумме 2 680 тыс. рублей.

3)      Нормативы распределения налоговых доходов в отчетном периоде между бюджетами – по действующему законодательству:

2.4. Тема: «Государственные и муниципальные финансы»

Динамика доходов и расходов бюджета Фонда Социального Страхования РФ за период ХХХХ г. – ХХХХ г.

Социальное страхование является важнейшей областью гуманитарного и экономического знания, нацеленного на осмысление состояния и процессов жизнедеятельности людей в период их трудовой активности и в последующий период. Государственные внебюджетные фонды являются составной частью финансовой системы РФ. В России действуют три внебюджетных фонда: Фонд социального страхования, Пенсионный фонд, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Социальное страхование является системой экономических и правовых мер, которые направлены на возмещение изменения социального и финансового положения работающих граждан, а также других граждан в результате признания их безработными, профессиональные заболевания, трудовые увечья, необходимости получения медицинской помощи, инвалидности и иных социальных рисков, установленных законодательством РФ. Ф СС выполняет деятельность в соответствии с Конституцией РФ, Федеральными законами РФ, указами Президента РФ, а также постановлениями Правительства РФ. Ф СС обеспечивает функционирование многоуровневой системы государственного социального страхования. Его отделения созданы во всех субъектах страны. Организация осуществляет исполнение бюджета Фонда, разрабатывает и реализует программы по совершенствованию социального страхования, контролирует использование средств, а также перераспределяет средства между регионами и отраслями. Основными задачами Фонда социального страхования РФ являются:

•        обеспечение пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

•        участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;

•        осуществление    мер,  обеспечивающих финансовую        устойчивость Фонда;

•        сотрудничество с другими фондами социального страхования;

•        организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для системы государственного социального страхования, разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования.

Денежные средства Фонда социального страхования являются государственной собственностью, но они не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, прочих фондов и изъятию не подлежат. Доходы Фонда социального страхования РФ включают:

•        страховые взносы работодателей;

•        страховые взносы граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование в соответствии с законодательством;

•        страховые взносы граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию, установленному для работников, при условии уплаты ими страховых взносов в Фонд;

•        доходы от инвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады;

•        добровольных взносов граждан и юридических лиц;

•        предоставление льгот лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий, а также в других установленных законом случаях;

•        прочие поступления.

Средства Фонда социального страхования направляются на определенные цели:

•        создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости Фонда социального страхования на всех уровнях;

•        выплату пособий по временной нетрудоспособности, в связи с материнством, а также социальные пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг;

•        оплату путевок для работников и их детей в санаторно-курортные учреждения, а также на лечебное питание;

•        финансирование деятельности подразделений органов исполнительной власти, обеспечивающих государственную защиту трудовых прав работников, охрану труда случаях, установленных законом;

•        участие в финансировании программ международного сотрудничества по вопросам социального страхования

•        прочие расходы.

Проведение анализа формирования и исполнения бюджета исследуемого фонда поможет составить полное мнение о его состоянии. Исполнение бюджета ФСС РФ в 2014-2018 гг. по доходам представим в таблице 1. Итак, доходы фонда в 2018 году возросли на 27,81% — данная динамика положительна, так как средства фонда смогли обеспечить большее количество социальных благ населения. Доходы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством возросли на 35,28%, а доходы по ОСС от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний –на 10,97%. Увеличились и налоговые поступления в Фонд – на 29,49%. Помимо этого, увеличились размеры межбюджетных трансфертов и прочие неналоговые доходы.

Читать также:  САНКТ ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

В настоящее время все силы Фонда направлены на расширение, укрепление, создание улучшенных нормативных актов, которые касаются социального страхования. Основной задачей Фонда социального страхования остается сбалансированность бюджета путем увеличения доходов, т.е. с помощью увеличения количества страховых взносов.

Таблица 1 – Исполнение бюджета ФСС РФ по доходам в 2014-2018 гг.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ ЗАДАЧИ ДЛЯ РЕШЕНИЯ

Рисунок 1 — Исполнение бюджета ФСС РФ по доходам в 2014-2018 гг.

Следует рассмотреть динамику статей расходов бюджета Фонда в таблице 2.

Таблица 2 – Исполнение бюджета ФСС РФ по расходам в 2014-2018 гг.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ ЗАДАЧИ ДЛЯ РЕШЕНИЯ

Рисунок 2 — Исполнение бюджета ФСС РФ по расходам в 2014-2018 гг.

Анализ показал, что количество расходов Фонда в 2018 году выросло на 9,58% по сравнению с 2014 годом. Увеличение наблюдается по направлению «Социальная политика» на 10,05%. Наибольшее уменьшение наблюдается в расходах по охране семьи и детства на 65,31%. Значительные уменьшения также наблюдаются по расходам на международное сотрудничество (на 23,89%), на образование (34,63%), на прикладные научные исследования (37,39%). Что касается структуры расходов бюджета ФСС РФ, то наблюдаем, что с каждым годом растет сумма выплат по случаю временной нетрудоспособности и в связи с материнством- на 2017 год планируется увеличить эти взносы на 22,4 % относительно 2015 года, в котором было отмечено понижение суммы взносов по сравнению с 2014 годом на 8,4%. Несомненно, это связано с тем, что в нашей стране наблюдается увеличение рождаемости и рост безработицы.

Таким образом, одной из главных причин возникновения проблемы отрицательного баланса бюджета ФСС РФ выступает значительный рост расходов на выплаты различных пособий, в том числе повышением доли расходов на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в 2017 году относительно 2014 года на 20, 6%. Расходы на выплату пособий по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на 2017 год определены в объеме 122, 45 млрд. рублей, что на 4,1% больше, чем в 2016 году.

Дефицит бюджета Фонда в части обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на 2017 год составляет в сумме 53, 31 млрд. рублей и объем профицита в части обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 12, 11 млрд. рублей. Однако межбюджетные трансферты из федерального бюджета на обеспечение сбалансированности бюджета ФСС на 2017 — 2019 годы законопроектом не предусматриваются. Эффективность использования бюджетных средств измеряется положительным или отрицательным показателем финансового результата отчетном периоде. Правительство РФ всегда стремиться добиться профицита бюджета, как федерального, так и бюджетов внебюджетных фондов. Однако на размер дефицита или профицита влияет и общая экономическая ситуация в стране. В 2018 году ФСС РФ достиг профицита бюджета, в отличие от показателя 2017 года. Данное улучшение произошло в результате более эффективного расходования средств бюджета Фонда и увеличения количества межбюджетных трансфертов. Профицит бюджета в размере 21017059,4 тыс.руб. является положительным показателем отчетного периода, в то время как в 2017 году наблюдался дефицит бюджета в размере 48483023,7 тыс. руб., который говорил о несбалансированности бюджета Фонда.

Таким образом, в 2018 году Фонд осуществлял свою деятельность достаточно эффективно, так как по итогу наблюдается профицит. Фонд социального страхования РФ призван распределять свои средства так, чтобы обеспечить все нуждающиеся слои населения необходимыми им выплатами, причем сделать это своевременно. Государство обязано обеспечивать население страны социальными благами, постоянно их улучшая. Такая социальная политика полностью соответствует общепринятому механизму социальной защиты, который предполагает формирование специального денежного фонда за счет обязательных страховых взносов.

Финансы

ФИНАНСЫ

Государственные и муниципальные финансы

Практика

Дано

гос. закупки = 950 млрд. долл., совокупный доход = 5600 млрд. долл., налоговая ставка = 15% аккордные налоги = 220 млрд. долл., ставка по гос. облигациям = 10% стоимость облигаций = 1300 млрд. долл., трансфертные платежи = 80 млрд. долл.,

субсидии фирмам = 35 млрд. долл.,

Определить состояние государственного бюджета.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ ЗАДАЧИ ДЛЯ РЕШЕНИЯ

Задача 10.

ЗАДАЧА 10.

Определите предельный объем расходов

бюджета органа местного самоуправления в

соответствии с Бюджетным кодексом

Российской Федерации при следующих

условиях: прогнозируемый объем доходов

бюджета – 100 млн. руб., из них финансовая

помощь из бюджета субъекта Российской

Федерации – 10 млн. руб., финансовой помощи

из федерального бюджета нет.

Задача №1

В экономике государственные закупки товаров и услуг равны 950 млрд. долл., ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ ЗАДАЧИ ДЛЯ РЕШЕНИЯ
совокупный доход – 5600 млрд. долл., налоговая ставка – 15%, аккордные налоги – 220 млрд. долл.,

процентная ставка по государственным облигациям – 10%, стоимость всех имеющихся государственных облигаций – 1300 млрд. долл., трансфертные платежи – 80 млрд. долл.,

из них субсидии фирмам – 35 млрд. долл. состояние государственного бюджета.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ ЗАДАЧИ ДЛЯ РЕШЕНИЯ

Задача 7

ЗАДАЧА 7

Определите предельный объем расходов

бюджета субъекта Российской Федерации,

который может быть утвержден законом

субъекта Российской Федерации при

следующих условиях:

планируемый общий объем доходов бюджета –

7,1 млрд. руб.;

финансовая помощь из федерального бюджета

– 100 млн. руб.

Задача 5

ЗАДАЧА 5

Рассчитайте сумму НДС, подлежащую уплате

в бюджет или возмещению из бюджета. Сумма

НДС по оприходованным и оплаченным

ценностям 30 тыс. руб. Стоимость

реализуемых, облагаемых НДС услуг 120 тыс.

руб., материалов — 12 тыс. руб.

Задача 5

ЗАДАЧА 5

Рассчитайте сумму НДС, подлежащую уплате

в бюджет или возмещению из бюджета. Сумма

НДС по оприходованным и оплаченным

ценностям 30 тыс. руб. Стоимость

реализуемых, облагаемых НДС услуг 120 тыс.

руб., материалов — 12 тыс. руб.

Состояние государственного бюджета.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ ЗАДАЧИ ДЛЯ РЕШЕНИЯ

Финансы

ФИНАНСЫ

Государственные и муниципальные финансы

Практика

Задача 10.

ЗАДАЧА 10.

Определите предельный объем расходов

бюджета органа местного самоуправления в

соответствии с Бюджетным кодексом

Российской Федерации при следующих

условиях: прогнозируемый объем доходов

бюджета – 100 млн. руб., из них финансовая

помощь из бюджета субъекта Российской

Федерации – 10 млн. руб., финансовой помощи

из федерального бюджета нет.

.

Следовательно, сумма дефицита бюджета

органа местного самоуправления составляет:

Дф=(100-10)*10/100=9 млн. руб.

Для того, чтобы спланировать предельный

объем расходов местного бюджета, который

может быть утвержден решением органа

местного самоуправления о бюджете на

соответствующий год, суммируем

планируемый объем доходов с предельным

размером дефицита:

Р=100+9=109 млн. руб.

.

Расходы бюджетов – это денежные средства,

направляемые на финансовое обеспечение

задач и функций государства и местного

самоуправления. Доходы бюджета – это

безвозмездные и безвозвратные поступления

денежных средств в бюджет. Бюджетный

дефицит – это превышение расходов бюджета

над его доходами. Бюджетный профицит – это

превышение доходов бюджета над его

расходами.

.

План поступлений средств в фонд накопления

(П) определяется по формуле:

П=В+Он-Ок,

где В – расход средств фонда, тыс. ден. ед.;

Он– остаток средств фонда на начало

планового периода, тыс. ден. ед.;

Ок – остаток средств фонда на конец планового

периода, тыс. ден. ед.

.

План поступлений средств в фонд накопления

(П) определяется по формуле:

П=В+Он-Ок,

где В – расход средств фонда, тыс. ден. ед.;

Он– остаток средств фонда на начало

планового периода, тыс. ден. ед.;

Ок – остаток средств фонда на конец планового

периода, тыс. ден. ед.

Задача №2

Определите состояние государственного бюджета страны, если известно, что в стране расходы на оборону составили 280 млн. долл., на здравоохранение – 40 млн. долл., на содержание государственного аппарата – 75 млн. долл., на образование – 35 млн. долл., на науку – 20 млн. долл., на выплату социальных пособий – 400 млн. долл., на выплату процентов по государственным облигациям – 140 млн. долл., на охрану окружающей среды – 45млн. долл., прибыль государственных предприятий составила 22 млн. долл., налоги с продаж

– 170 млн. долл., личный подоходный налог – 390 млн. долл., налог на прибыль фирм – 85 млн. долл., акцизы – 32 млн. долл., таможенные

пошлины – 15 млн. долл., взносы на

социальное обеспечение – 35 млн. долл.

Читать также:  МФО БИК ФИНАНС

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ ЗАДАЧИ ДЛЯ РЕШЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ ЗАДАЧИ ДЛЯ РЕШЕНИЯ

Задача 9.

ЗАДАЧА 9.

Определите объем среднедушевых валовых

налоговых ресурсов в субъекте Российской

Федерации при следующих условиях:

валовой региональный продукт в промышленности

– 28909 млн. руб., в сельском хозяйстве – 4618 млн.

руб., в строительстве – 4772 млн. руб., в отраслях

рыночных услуг – 9575 млн. руб.;

среднегодовая численность населения в субъекте

Российской Федерации – 2218,6 тыс. чел.;

доля налоговых изъятий в сельском хозяйстве –

5,6%, в строительстве – 16,3%, в промышленности –

26,4%, в отраслях рыночных услуг – 17,9%.

Задача 9.

ЗАДАЧА 9.

Определите объем среднедушевых валовых

налоговых ресурсов в субъекте Российской

Федерации при следующих условиях:

валовой региональный продукт в промышленности

– 28909 млн. руб., в сельском хозяйстве – 4618 млн.

руб., в строительстве – 4772 млн. руб., в отраслях

рыночных услуг – 9575 млн. руб.;

среднегодовая численность населения в субъекте

Российской Федерации – 2218,6 тыс. чел.;

доля налоговых изъятий в сельском хозяйстве –

5,6%, в строительстве – 16,3%, в промышленности –

26,4%, в отраслях рыночных услуг – 17,9%.

Задача 7

ЗАДАЧА 7

Определите предельный объем расходов

бюджета субъекта Российской Федерации,

который может быть утвержден законом

субъекта Российской Федерации при

следующих условиях:

планируемый общий объем доходов бюджета –

7,1 млрд. руб.;

финансовая помощь из федерального бюджета

– 100 млн. руб.

.

В соответствии со ст. 98 Бюджетного кодекса

РФ долговые обязательства распределяются на

краткосрочные – до одного года, среднесрочные

– свыше одного года и до пяти лет,

долгосрочные – свыше пяти лет и до тридцати

лет.

Долговые обязательства составят:

краткосрочные: 80,4+99,0=179,4 млн. руб.;

среднесрочные: 110,5+50,0=160,5 млн. руб.;

долгосрочные: 206,0+66,8=272,8 млн. руб.

Задача 6

ЗАДАЧА 6

Определите в процентах изменение расходов

бюджета муниципального образования в

прогнозируемом году по сравнению с текущим

годом при следующих условиях:

в прогнозируемом году профицит

муниципального бюджета составит 3% от

объема его доходов;

расходы муниципального бюджета в текущем

году составят 8 млрд. руб.;

доходы бюджета муниципального бюджета в

прогнозируемом году составят 9,4 млрд. руб.

.

Расходы бюджетов – это денежные средства,

направляемые на финансовое обеспечение

задач и функций государства и местного

самоуправления. Доходы бюджета – это

безвозмездные и безвозвратные поступления

денежных средств в бюджет. Бюджетный

дефицит – это превышение расходов бюджета

над его доходами. Бюджетный профицит – это

превышение доходов бюджета над его

расходами.

.

Следовательно, сумма дефицита бюджета

органа местного самоуправления составляет:

Дф=(100-10)*10/100=9 млн. руб.

Для того, чтобы спланировать предельный

объем расходов местного бюджета, который

может быть утвержден решением органа

местного самоуправления о бюджете на

соответствующий год, суммируем

планируемый объем доходов с предельным

размером дефицита:

Р=100+9=109 млн. руб.

Задача № 3.

Требуется рассчитать месячный заработок дежурного слесаря 5-го разряда, труд которого оплачивается по повременно-премиальной системе. За месяц рабочий отработал 58 рабочих дня, тарифная ставка оплаты труда за рабочую смену 129,5 руб. простой оборудования в цехе удалось снизить против нормы на 25%. За каждый процент снижения простоев машин выплачивается премия в размере 6,25% тарифной ставки.

Соседние файлы в папке Образец оформ. задач

  • #
  • #

    Образец сводной таблица.xlsx

  • #

Задача 8. Используя данные таблицы, определите объем краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных долговых обязательств субъекта

ЗАДАЧА 8. И СПОЛЬЗУЯ ДАННЫЕ ТАБЛИЦЫ, ОПРЕДЕЛИТЕ

ОБЪЕМ КРАТКОСРОЧНЫХ, СРЕДНЕСРОЧНЫХ И ДОЛГОСРОЧНЫХ

ДОЛГОВЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ СУБЪЕКТА РФ

Объем долговых

обязательств субъекта

Российской Федерации,

млн. руб.

Срок погашения

80,4

9 месяцев

110,5

5 лет

99,0

1 год

50,0

3 года

206,0

30 лет

66,8

10 лет

.

Согласно ст. 92.1 Бюджетного кодекса РФ дефицит

бюджета субъекта Российской Федерации не

должен превышать 15 процентов утвержденного

общего годового объема доходов бюджета субъекта

Российской Федерации без учета утвержденного

объема безвозмездных поступлений.

Следовательно, сумма дефицита бюджета субъекта

РФ составляет:

Д=(7,1-0,1)*15/100=1,05 млрд. руб.

Для того, чтобы спланировать предельный объем

расходов бюджета субъекта РФ, который может

быть утвержден законом субъекта РФ о бюджете на

соответствующий год, суммируем планируемый

объем доходов и предельный размер дефицита:

Р=7,1+1,05=8,15 млрд. руб.

Задача 8. Используя данные таблицы, определите объем краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных долговых обязательств субъекта

ЗАДАЧА 8. И СПОЛЬЗУЯ ДАННЫЕ ТАБЛИЦЫ, ОПРЕДЕЛИТЕ

ОБЪЕМ КРАТКОСРОЧНЫХ, СРЕДНЕСРОЧНЫХ И ДОЛГОСРОЧНЫХ

ДОЛГОВЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ СУБЪЕКТА РФ

Объем долговых

обязательств субъекта

Российской Федерации,

млн. руб.

Срок погашения

80,4

9 месяцев

110,5

5 лет

99,0

1 год

50,0

3 года

206,0

30 лет

66,8

10 лет

Сальдо гос. бюджета рассчитывается по формуле

Сальдо бюджета = доходы — расходы Доходы гос. бюджета рассчитывается по формуле:

Доходы гос. бюджета = (прибыль государственных предприятий + налоги с продаж + личный подоходный налог

налог на прибыль фирм + акцизы + таможенные пошлины

взносы на социальное обеспечение)

Расходы гос. бюджета рассчитывается по формуле: Расходы гос. бюджета= (расходы на оборону + расходы на здравоохранение + расходы на содержание государственного аппарата + расходы на образование + расходы на науку + расходы на выплату социальных пособий + проценты по государственным облигациям + расходы на охрану

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ ЗАДАЧИ ДЛЯ РЕШЕНИЯ

= (22 + 170 + 390 + 85 + 32 + 15 + 35) — (280 + 40 + 75 + 35 + 20 + 400 + 140 + 45) = 749 — 1035 = -286 млрд. дол.

Сальдо гос. бюджета > 0 Профицит гос. бюджета Сальдо гос. бюджета < 0 Дефицит гос. бюджета

Сальдо гос. бюджета = 0 Сбалансированный гос. бюджет

Сальдо гос. бюджета равно минус 286 млрд. дол. (т.е. дефицит гос. бюджета).

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ ЗАДАЧИ ДЛЯ РЕШЕНИЯ

.

Согласно ст. 92.1 Бюджетного кодекса РФ дефицит

бюджета субъекта Российской Федерации не

должен превышать 15 процентов утвержденного

общего годового объема доходов бюджета субъекта

Российской Федерации без учета утвержденного

объема безвозмездных поступлений.

Следовательно, сумма дефицита бюджета субъекта

РФ составляет:

Д=(7,1-0,1)*15/100=1,05 млрд. руб.

Для того, чтобы спланировать предельный объем

расходов бюджета субъекта РФ, который может

быть утвержден законом субъекта РФ о бюджете на

соответствующий год, суммируем планируемый

объем доходов и предельный размер дефицита:

Р=7,1+1,05=8,15 млрд. руб.

Задача 2.

По
данным таблицы рассчитать структуру
расходов консолидированного бюджета,
сделав выводы о направлениях изменения
вложений средств.

По
абсолютным данным об общей сумме
расходов и расходов по каждой статье
рассчитайте цепные и средние темпы
роста (сокращения). Сделайте выводы.

Расходы
консолидированного бюджета за 3 года.

Задача 6

ЗАДАЧА 6

Определите в процентах изменение расходов

бюджета муниципального образования в

прогнозируемом году по сравнению с текущим

годом при следующих условиях:

в прогнозируемом году профицит

муниципального бюджета составит 3% от

объема его доходов;

расходы муниципального бюджета в текущем

году составят 8 млрд. руб.;

доходы бюджета муниципального бюджета в

прогнозируемом году составят 9,4 млрд. руб.

.

Используя балансовый метод планирования,

определить необходимую сумму поступлений в

фонд накопления общеобразовательной школы

по следующим данным:

Остаток фонда накопления на плановый год –

15 тыс. ден. ед.

На протяжении года за счет фонда накопления

планируется приобрести новую компьютерную

технику на сумму – 90 тыс. ден. ед.

На конец года предусматривается остаток

фонда накопления – 3 тыс. ден. ед.

.

В соответствии со ст. 98 Бюджетного кодекса

РФ долговые обязательства распределяются на

краткосрочные – до одного года, среднесрочные

– свыше одного года и до пяти лет,

долгосрочные – свыше пяти лет и до тридцати

лет.

Долговые обязательства составят:

краткосрочные: 80,4+99,0=179,4 млн. руб.;

среднесрочные: 110,5+50,0=160,5 млн. руб.;

долгосрочные: 206,0+66,8=272,8 млн. руб.

.

Используя балансовый метод планирования,

определить необходимую сумму поступлений в

фонд накопления общеобразовательной школы

по следующим данным:

Остаток фонда накопления на плановый год –

15 тыс. ден. ед.

На протяжении года за счет фонда накопления

планируется приобрести новую компьютерную

технику на сумму – 90 тыс. ден. ед.

На конец года предусматривается остаток

фонда накопления – 3 тыс. ден. ед.

Бюджетно-

Выполнил стедент гр. Ф. И. О.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ ЗАДАЧИ ДЛЯ РЕШЕНИЯ

Задача 3.

Данные об исполнении
Федерального бюджета за 3 года.

По данным табл.1.4
выполните:

1)
Рассчитайте степень исполнения доходов
Федерального бюджета в целом и по каждой
статье доходов за каждый год. Для этого
делят данные о фактическом исполнении
на данные об утвержденном бюджете.

2)
Сравните полученные результаты по
каждой статье доходов в динамике,
сделайте выводы.

Решение

Сальдо гос. бюджета рассчитывается по формуле:

Сальдо бюджета = доходы — расходы = (подоходные налоги + аккордные налоги) — (государственные закупки + трансферты + проценты по государственным облигациям)

= (5600 х 0,15 + 220) — (950 + 80 + 1300 х 0,1) = =1060 — 1160 = -100 млрд дол. (дефицит).

Сальдо бюджета равно минус 100 млрд дол. ,т.е. дефицит.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ ЗАДАЧИ ДЛЯ РЕШЕНИЯ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *