ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ В РФ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА

Юлия Валерьевна Шульгина

Эксперт по предмету «Финансы»

преподавательский стаж — 10 лет

Наталья Николаевна Чувелева

Эксперт по предмету «Право и юриспруденция»

преподавательский стаж — 20 лет

Госуда́рственные фина́нсы — форма организации денежных отношений, участником которых в той или иной форме выступает государство.
Государственные финансы — совокупность экономических отношений, система образования и распределения денежных фондов, необходимых государству для содержания его органов и выполнения присущих ему функций.

В
единую систему органов государственного
управления финансами в
Российской Федерации входят Министерство
финансов РФ, министерства финансов
республик, финансовые управления в
других субъектах Федерации и органы
федерального казначейства. Кроме того,
в системе органов местного самоуправления
административно-территориальных единиц
(районов и городов) образуются финансовые
отделы.

Особенностью
финансовой деятельности является
то, что ее осуществляют все органы
государственной власти в зависимости
от установленной компетенции.

Так,
в соответствии с Конституцией
РФ Государственная
Дума обсуждает
и принимает федеральные законы по
вопросам: федерального бюджета;
федеральных налогов и сборов; финансового,
валютного, кредитного, таможенного
регулирования; денежной эмиссии.
Федеральные законы, принятые Государственной
Думой, подлежат обязательному рассмотрению
в Совете Федерации.

Президент
Российской Федерации как
глава государства обеспечивает в области
финансов согласованное функционирование
и взаимодействие органов государственной
власти, исходя из положений Конституции
и федеральных законов, определяет
основные направления внутренней и
внешней политики государства,
соответственно которой строится
финансовая политика. Президент РФ издает
указы и распоряжения по вопросам
формирования и исполнения бюджетов,
внебюджетных государственных фондов,
финансирования государственных расходов
федерального уровня, денежно-кредитной
политики, организации расчетов,
регулирования валютных и других
финансовых отношений, организации
органов финансово-кредитной системы,
через Контрольное управление Президента
РФ осуществляет финансовый контроль.

Правительство
РФ осуществляет
свои полномочия в сфере бюджетной,
финансовой, кредитной и денежной политики
определенные Федеральным конституционным
законом “О правительстве Российской
Федерации” (в ред. Ф З от 31 декабря 1997
г.) В частности, Правительство РФ
обеспечивает проведение единой
финансовой, кредитной и денежной
политики; разрабатывает и представляет
Государственной Думе федеральный бюджет
и обеспечивает его исполнение и т.д.

Представительные
и исполнительные органы субъектов РФ,
местного самоуправления выполняют на
соответствующей территории функции в
области финансов в пределах своей
компетенции.

Органы
государственного управления РФ и
субъектов РФ, выполняя свои основные
задачи в определенной сфере
деятельности, осуществляют
одновременно и финансовую деятельность,
которая обеспечивает выполнение ими
своих основных задач и функций.

Для
осуществления финансовой деятельности,
в качестве основной функции, были
созданы специальные
органы государственного управления:

Министерство
финансов РФ в
соответствии с Положением, утвержденным
постановлением Правительства РФ от 6
марта 1998 г. № 273, является федеральным
органом исполнительной власти,
обеспечивающим проведение единой
финансовой, бюджетной, налоговой и
валютной политики в Российской Федерации
и координирующим деятельность в этой
сфере иных федеральных органов
исполнительной власти. Министерство
финансов РФ осуществляет свою деятельность
во взаимодействии не только с другими
федеральными органами исполнительной
власти, но и с органами исполнительной
власти субъектов РФ, органами местного
самоуправления, общественными
объединениями и иными организациями.

Федеральное
казначейство Российской Федерации 

Органы
казначейства взаимодействуют с органами
государственного управления субъектов
Федерации в процессе зачисления доходов
и взаиморасчетов между бюджетами, а
также координации работы по созданию
информационной базы о состоянии бюджетной
системы Российской Федерации.

Казначейство
информирует законодательные и
исполнительные органы государственной
власти Российской Федерации о результатах
исполнения федерального бюджета, иных
финансовых операциях Правительства
РФ, а также о состоянии государственных
(федеральных) внебюджетных фондов и
бюджетной системы Российской Федерации.

В
целях улучшения организации работы и
усиления контроля за исполнением
федерального бюджета Главное управление
Федерального казначейства Министерства
финансов РФ взаимодействует с Банком
России, с Государственной налоговой
службой РФ, иными федеральными органами
исполнительной власти РФ. Органы
казначейства осуществляют контрольные
функции во взаимодействии с соответствующими
органами исполнительной власти,
налоговыми, правоохранительными органами
и банками; материалы по фактам нарушений,
за которые предусмотрена уголовная
ответственность, передают правоохранительным
органам. В определенных
случаях органы казначейства предъявляют
иски в суд и в арбитражный суд.

Центральный
банк РФ (Банк России).

Особое
положение среди федеральных органов
исполнительной власти, осуществляющих
финансовую деятельность, занимает
Центральный банк РФ (Банк России).
Центральный банк РФ (Банк России),
является юридическим лицом, одновременно
осуществляя функции органа государственного
управления, наделенного властными
полномочиями. Банк России по вопросам,
отнесенным к его компетенции, имеет
право издавать нормативные акты,
обязательные для федеральных органов
государственной власти, органов
государственной власти субъектов РФ и
органов местного самоуправления, всех
юридических и физических лиц. Уставный
капитал и иное имущество Банка России
являются федеральной собственностью.

Управление государственными финансами

Управление государственными финансами осуществляют органы государственной власти, в первую очередь Президент и законодательные (Федеральное собрание, принимающее соответствующие законы в области государственных финансов) и исполнительные (Правительство, Центральный банк, Министерство финансов и др.)

Исполнительные органы управления финансами

Важнейшее место в системе государственных органов исполнительной власти по вопросам управления финансами занимает Министерство финансов Российской Федерации. На Министерство финансов возложено общее руководство организацией финансов в стране.

К публичным целям Министерства финансов относятся:

Министерство финансов Российской Федерации осуществляет функции, связанные с выработкой государственной политики и нормативно-правовым регулированием по следующим направлениям и сферам деятельности:

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Классификация органов, осуществляющих финансовый контроль в РФ

В среде российских экспертов распространен подход, в соответствии с которым органы финансового контроля правомерно классифицировать на 4 основные группы:

1. Контрольно-счетные учреждения, формируемые законодательными органами. Это Счетная палата РФ, а также аналогичные структуры в регионах РФ.

2. Контрольно-ревизионные органы на уровне исполнительной ветви власти. В числе таковых — Минфин России, ФТС России, Федеральное казначейство, ФНС России и Росфинмониторинг.

3. Региональные и муниципальные контрольно-ревизионные структуры.

4. Центральный банк и подведомственные ему учреждения.

Рассмотрим особенности работы организаций, относящихся к указанным выше 4 категориям субъектов финансового контроля, подробнее.

Система государственных органов управления финансами и их функции

Структура федеральных
финансовых органов управления определяется
указом Президента РФ. К органам
государственного управления финансами
относят:

1. Государственные
органы власти, осуществляющие общее
управление финансами:

2. Органы
государственного управления финансами
министерского уровня:

Президент РФ
регламентирует деятельность финансовой
системы, подписывает принятые Парламентом
РФ законы, в т.ч. » О федеральном бюджете
на текущий год», имеет право «вето»
на все принятые законы.

Парламент РФ
устанавливает налоги, сборы, неналоговые
платежи, утверждает федеральный бюджет,
принимает федеральные законы, регулирующие
финансовую деятельность в стране.

Правительство РФ
обеспечивает единство всех направлений
финансовой политики, рассматривает
федеральный бюджет, координирует всю
текущую деятельность финансовых
исполнительных органов власти РФ.

Министерство
финансов РФ является центральным органом
исполнительной власти, осуществляющим
управление финансами. Оно осуществляет
методическое руководство в сфере
финансового планирования и финансирования
отраслей народного хозяйства, организует
разработку проекта «Закона о федеральном
бюджете на текущий год», принимает
активное участие в разработке баланса
финансовых ресурсов страны, организует
исполнение федерального бюджета,
проведение мероприятий по рациональному
расходованию бюджетных средств в строгом
соответствии с их целевым назначением.

Федеральная
налоговая служба разрабатывает и
проводит единую государственную
налоговую политику, осуществляет
контроль за правильностью исчисления,
полнотой и своевременностью внесения
в бюджетные и внебюджетные фонды
налогов, сборов и других платежей.

Федеральная служба
страхового надзора осуществляет функции
страхового надзора Минфина РФ;

Федеральная
служба финансово-бюджетного надзора
(Росфиннадзор) осуществляет функции по
контролю и надзору в бюджетно-финансовой
сфере;

Федеральное
казначейство осуществляет и организует
кассовое исполнение федерального
бюджета, контроль за поступлением и
расходованием средств бюджета, регулирует
отношения между федеральным бюджетом
и внебюджетными фондами, составляет
отчетность об исполнении федерального
бюджетного плана.

Министерству
экономического развития и торговли РФ
переданы функции по принятию нормативных
правовых актов в сфере деятельности
бывших Министерства по антимонопольной
политике, Федеральной службы по
финансовому оздоровлению и банкротству,
Государственного таможенного комитета,
Госкомстата, Росимущества и разработки
баланса финансовых ресурсов страны.
После реорганизации Минэкономразвитию
подведом-ственны:

Федеральное
агентство по государственным резервам,

Федеральное
агентство кадастра объектов недвижимости,

Федеральное
агентство по управлению федеральным
имуществом.

Центральный банк
РФ (Банк России) совместно с Федеральным
казначейством РФ разрабатывает и
проводит денежно-кредитную политику,
осуществляет кассовое исполнение
бюджета, осуществляет государственную
регистрацию кредитных организаций,
выдает и отзывает лицензии кредитных
организаций, контролирует деятельность
кредитных организаций, а также осуществляет
функции генерального агента по
государственным ценным бумагам РФ.

Читать также:  ФИНАНСЫ ДОМАШНЕГО ХОЗЯЙСТВА ДОМОХОЗЯЙСТВА

Счетная палата РФ
осуществляет парламентский контроль
за своевременным исполнением доходных
и расходных статей федерального бюджета
и бюджетов федеральных внебюджетных
фондов по объему, структуре и целевому
назначению.

В субъектах РФ, их
административно-территориальных и
муниципальных образованиях управление
финансами осуществляют соответствующие
финансовые учреждения.

Управление финансами
на предприятиях осуществляют финансовые
отделы и службы. Правильная организация
управления финансами имеет важное
значение для их использования.

Как органы финансового контроля взаимодействуют между собой

Итак, органы финансового контроля в РФ могут взаимодействовать между собой.

Выше мы отметили, что деятельность силовых структур в меньшей степени коррелирует с финансовым контролем, чем деятельность ведомств, компетенция которых определена в указе № 1095. И потому МВД и ФСБ, как правило, в рамках выполнения контролирующих функций взаимодействуют с соответствующими профильными органами.

Так, согласно п. 7 разд. I I приказа Минфина России, МВД РФ, ФСБ РФ от 07.12.1999 № 89н/1033/717 контрольно-ревизионные органы могут по требованию прокурора либо при издании правоохранительными структурами мотивированного постановления инициировать проверку организации любой формы собственности.

В соответствии с п. 3 приказа Генпрокуратуры РФ и Росфиннадзора от 15.04.2014 № 162/117 органы Казначейства и ФТС России (т.к. Росфиннадзор был упразднен 02.02.2016 г.) по факту получения мотивированного требования прокуратуры могут проводить проверки организаций, которые являются участниками бюджетных отношений, распоряжаются средствами внебюджетных фондов либо материальными ценностями, находящимися в собственности государства. Проверки, проводимые в рамках взаимодействия Казначейства, ФТС и Генпрокуратуры, могут также касаться деятельности лиц, осуществляющих валютные операции.

О валютных операциях читайте в статье «Валютные операции: понятие, виды, классификации»

Вполне возможны подобные коммуникации и между ведомствами, не относящимися к силовым структурам. Так, в соответствии с п. 2.1 ст. 2 соглашения ЦБ РФ от 29.06.2010 № 01-15/3182 и ФНС России № ММВ-27-2/5 Центробанк и налоговики могут обмениваться широким спектром сведений, касающихся лиц, взаимодействующих с 1 ведомством и одновременно интересных другому. Например, ЦБ может сообщать ФНС о банках, в отношении которых приняты меры по ограничению осуществления расчетов по транзакциям юридических лиц. В свою очередь, налоговики могут информировать Центробанк о фактах некорректного перевода денежных средств налогоплательщиков в бюджет по вине кредитных организаций.

См. также «ФСБ может содействовать налоговикам при проверках».

Функции государственных финансов

Государственные финансы представляют собой часть финансовой системы, в той её части, которая относится к централизованным (публичным) финансам. Главное назначение государственных финансов — обеспечить формирование и использование финансовых ресурсов у государства, необходимых для реализации его функций.

Государственным финансам, также, как и другим категориям финансов присущи функции:

Специальные органы управления финансами

В Российской Федерации уполномоченные осуществлять управление финансами органы обладают определенной структурной формой. В начальной и конечной стадиях, а именно, формирование и утверждение государственного бюджета, утверждение отчетности о его исполнении осуществляется на уровне Федерального Собрания РФ и Президента РФ.

Министерство финансов РФ осуществляет управление федерального казначейства, которое ответственно за кассовое исполнение бюджета. Его органы на местах являются важнейшими финансовыми органами, которые управляют финансами, а также отвечают за финансовую политику государства.

Задачи Министерства финансов РФ:

Структура Министерства финансов РФ включает в себя важнейшие департаменты: бюджетный департамент; департаменты, осуществляющие финансирование по соответствующим отраслям; департамент внешнего долга и иностранных кредитов; налоговый департамент; департамент ценных бумаг государственного значения.

Министерство РФ по налогам и сборам осуществляет надзор и контроль за:

Федеральная служба страхового надзора производит контроль и надзор над страховой деятельностью. К основным функциям Федеральной службы страхования относятся: выдача, отказ в выдаче лицензий, аннулирование, восстановление, приостановление, ограничение, действия лицензий; ведение реестра объединений субъектов страхового дела; ведение единого государственного реестра; выдача квалификационных аттестатов и их отзыв; осуществление контроля за соблюдением страхового законодательства; анализ полученной отчетности, представляемой субъектами страхового дела; предписания субъектам страхового дела при нарушении ими страхового законодательства; обращение, в случаях нарушения закона, в суд с исками о ликвидации субъекта — юридического лица или о прекращении субъектом страхового дела — физическим лицом деятельности в качестве предпринимателя; разработка предложений по совершенствованию страхования.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора выполняет функции контроля и надзора в финансово-бюджетной области, а также органа валютного контроля. Федеральная служба по финансовому мониторингу является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным принимать меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма. Федеральное казначейство РФ осуществляет функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетной системы РФ, по обеспечению исполнения федерального бюджета, по контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета.

Полномочия ЦБ РФ в области некредитных финансовых отношений

Полезно будет также рассмотреть и такой важный аспект, как осуществление ЦБ РФ финансового контроля в сегментах бизнеса, не связанных с кредитными отношениями. До 2013 года эти контрольные функции выполняло другое ведомство — Федеральная служба по финансовым рынкам. Однако данная структура была упразднена, и полномочия в соответствующей области получил ЦБ.

Некредитные финансовые отношения осуществляются в таких сферах, как:

Деятельность организаций, относящихся к отмеченным сегментам, может потребовать проверок на предмет соответствия не только финансовому законодательству, но и нормам гражданского, налогового права. В этом смысле ЦБ РФ может разделять полномочия по осуществлению мониторинга перечисленных выше структур с другими компетентными органами финансового контроля, такими как ФНС России.

Органы, осуществляющие финансовый контроль в муниципалитетах и регионах

Органы финансового контроля могут формироваться также на уровне субъектов РФ и муниципалитетов. Несмотря на то что государственная и местная власть в РФ в соответствии с Конституцией независимы друг от друга, соответствующие учреждения решают общие задачи, направленные на обеспечение законности распоряжения бюджетными средствами на уровне региона либо муниципального образования.

Основные методы и правовые механизмы, реализуемые на уровне субъектов РФ, в целом схожи с тему, которые применяются федеральными органами финансового контроля. В свою очередь, муниципальные структуры — в силу локальных особенностей бюджетного процесса — могут использовать частные подходы к организации работы. В некоторых случаях полномочия по осуществлению финансового контроля бюджетных отношений на уровне местной власти одновременно осуществляют несколько локальных учреждений, и это закрепляется муниципальными нормативно-правовыми актами.

Часто к процессам на уровне муниципальных бюджетных коммуникаций, касающимся финансового контроля, подключаются субъекты, не имеющие прямого отношения к структурам власти: независимые аудиторы, общественные группы, НКО.

О том, как финансовый контроль организуется в рамках предприятия, читайте в материале «Организация финансового контроля на предприятии (нюансы)».

Банк России как контрольный финансовый орган

ЦБ РФ осуществляет финансовый контроль в сфере денежно-кредитных отношений, расчетов, оборота российского рубля и иностранных валют. Главные функции Банка России:

Ключевые задачи, решаемые ЦБ РФ в рамках финансового контроля и сопутствующих ему видов деятельности:

Осуществляя финансовый контроль, Банк России стимулирует выполнение участниками денежно-кредитных отношений предписаний, содержащихся в положениях федеральных законов, а также НПА, издаваемых конкретными ведомствами и самим ЦБ РФ.

Эффективный финансовый контроль ЦБ — один из ключевых факторов успешного выполнения отмеченных функций ведомства, так как многие из решений, принятых главным банком государства, требуют корректной реализации уже на уровне частных кредитно-финансовых учреждений. Задача ЦБ — проследить, насколько деятельность банков соответствует данному критерию.

О результатах такой деятельности ЦБ читайте в нашей рубрике «Банк».

Законодательная власть как субъект финансового контроля

Счетная палата РФ — постоянно действующий орган финансового контроля. Она формируется при участии обеих палат парламента — Совета Федерации и Госдумы. Деятельность Счетной палаты подотчетна данным законодательным структурам.

Основные функции Счетной палаты:

Основные направления деятельности Счетной палаты:

Проверки и ревизии, проводимые экспертами Счетной палаты, как правило, носят выездной характер. Сведения об итогах их проведения могут быть опубликованы по факту оформления результатов проверок в виде заключения.

Читать также:  КАРЯКИНА ГАЛИНА ВАЛЕРЬЕВНА ФРИДОМ ФИНАНС

Что касается участия Счетной палаты в рассмотрении проектов федерального бюджета, данное ведомство, как правило, отвечает за их экспертный анализ на предмет обоснованности различных статей, а также ключевых финансовых показателей, таких как, например, допустимая величина государственного долга или размер дефицита бюджета.

Деятельность экспертов Счетной палаты может быть связана с формированием заключений, касающихся различных проблем государственной финансовой политики, разработки бюджетного законодательства. В компетенции ведомства — изучение проектов международных соглашений РФ, имеющих отношение к формированию бюджета России.

В регионах РФ формируются собственные аналоги Счетной палаты — также при участии законодательных органов власти. Речь идет о контрольно-счетных палатах субъектов РФ. Основные задачи, которые решают данные организации, — оценка обоснованности статей доходов и расходов субъекта РФ, осуществление контроля за исполнением регионального бюджета, содействие целевому и эффективному использованию денежных средств, которые используются муниципалитетами, учреждениями и иными субъектами бюджетной системы региона.

Государственные органы управления финансами

Органы управления финансами

Управление финансам и осуществляет специальный аппарат с помощью особых приемов и методов, в том числе разнообразных стимулов, санкций. Основными методами финансового управления являются: прогнозирование, планирование, налогообложение, самофинансирование, кредитование, система расчетов, система финансовых санкций и др.

В управлении финансами выделяют объекты и субъекты. К объектам относятся разнообразные виды финансовых отношений, которые образуют финансовую систему. Субъектами управления финансами в каждой из подсистем финансовой системы:

1. Органы государственной власти и управления – государственными финансами, органы местного самоуправления – муниципальными финансами;

2. Хозяйствующие субъекты – финансами предприятий и организаций;

3. Домашние хозяйства – денежными доходами членов домохозяйства.

В первых двух организационно оформленных подсистемах управление осуществляется соответствующим финансовым аппаратом, функции которого сводятся к планированию, оперативному управлению и контролю.

Управление финансами осуществляется на всех уровнях финансовой системы. Оно бывает общегосударственным, которое устанавливает общие принципы, правила и нормы, а также обеспечивает проведение единой финансово-бюджетной, налоговой, валютной и денежно-кредитной политики в РФ; и управление финансами отдельных субъектов управления.

Основные права и функции Президента, Федерального Собрания и Правительства в части финансового управления определены в Конституции РФ.

Управление финансами в России прежде всего осуществляют высшие законодательные органы власти. Это Федеральное Собрание РФ и его две палаты – Государственная Дума и Совет Федерации. Такое управление имеет место при рассмотрении и утверждении федерального бюджета и утверждении отчета о его исполнении. Федеральное собрание устанавливает налоги, сборы, неналоговые платежи; утверждает предельный размер государственного внутреннего и внешнего долга; принимает финансовое законодательство. Государственная Дума рассматривает и принимает федеральные законы о введении или отмене налогов, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета. Кроме того, Государственная Дума назначает и освобождает от должности Председателя Центрального банка РФ. Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой законы по вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, кредитного, валютного, таможенного регулирования; денежной эмиссии.

Президент РФ (администрация Президента) регламентирует деятельность финансовой системы, подписывает федеральный бюджет, имеет право «вето» на финансовое законодательство, принятое Парламентом. Президент вносит законопроекты в Государственную Думу, подписывает и обнародует федеральные законы, обращает к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внешней и внутренней, в том числе финансовой, политики государства.

Свои изменения и дополнения в данные вопросы вносят представители Президента, действуя от его имени. Они представляют внесенные Президентом законопроекты и поправки к рассматриваемым в обеих палатах Федерального Собрания законопроектам, обоснования отклонения Президентом принятых Федеральных законов, а также обращения Президента РФ к Федеральному Собранию. Все интересы Президента представляет его Администрация.

Правительство РФ состоит из Председателя правительства, его заместителей и федеральных министров и осуществляет исполнительную власть. Правительство выступает как единый центр управления финансами: разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, а также представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета. Правительство РФ обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики, а также осуществляет управление федеральной собственностью.

Важнейшим финансовым органом, обеспечивающим проведение в жизнь единой финансовой политики государства и осуществляющим общее руководство организацией финансов в стране, является Министерство финансов РФ. Его функции регламентированы Положением о Министерстве финансов, утвержденном постановлением Правительства в 2004г.

Министерство финансов РФ осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной налоговой службы, Федеральной службы страхового надзора, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, Федеральной службы по финансовому мониторингу и Федерального казначейства, а также контроль за исполнением Федеральной таможенной службой нормативных правовых актов по вопросам исчисления и взимания таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств.

Среди функций Минфина можно отметить следующие:1) составление проекта федерального бюджета; 2) управление в установленном порядке средствами Стабилизационного фонда; 3) методическое руководство в области бюджетного планирования; 4) заключение от имени РФ договоров о предоставлении государственных гарантий РФ; 5) управление в установленном порядке государственным долгом; 6) выполнение функций эмитента государственных ценных бумаг;

7) организацию перечисления межбюджетных трансфертов федерального бюджета бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований; другие функции в соответствии с Положением о Минфине.

Федеральная налоговая служба (ФНС) России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции:

1) контроль и надзор за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, за соблюдением валютного законодательства РФ в пределах компетенций налоговых органов; 2) государственная регистрация юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств; 3) уполномоченного федерального органа исполнительной власти по обеспечению представления в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований РФ по денежным обязательствам;

осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ.

Федеральная таможенная служба (ФТС) в соответствии с «Положением о Федеральной таможенной службе», утвержденным постановлением Правительства РФ от 26 июля 2006 г № 459, является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными нарушениями.

ФТС России несет ответственность за поступление таможенных пошлин, сборов и платежей. В целом таможенные органы осуществляют контроль за соблюдением налогового законодательства при пересечении товаров границы РФ, правильностью исчисления и уплатой таможенных пошлин.

Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль и регулирование рынка ценных бумаг и деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг. Функции Федеральной службы по финансовым рынкам определены в «Положении о Федеральной службе по финансовым рынкам», утвержденном постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 317, среди них: принятие нормативных правовых актов, контроль и надзор в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской). Руководство этой службой осуществляет Правительство РФ. Основными задачами работы Федеральной службы по финансовым рынкам является обеспечение стабильной работы финансового рынка, повышение его эффективности и привлекательности для инвестиций, в том числе повышение прозрачности рынка и снижение инвестиционных рисков. Эти задачи решаются путем контроля за деятельностью участников финансовых рынков и создания нормативно-правовой базы, определяющей условия выпуска и обращения ценных бумаг, работы профессиональных участников, а также системы отчетности.

Центральный Банк РФ (ЦБ РФ) является не менее важным органом управления финансами. Он определен как главный банк страны и кредитор последней инстанции, находится в государственной собственности, и на него возложены функции общего регулирования деятельности каждого коммерческого банка в рамках единой денежно-кредитной системы страны. Ц Б РФ призван приводить деятельность коммерческих банков в соответствии с общей экономической стратегией и выступает ключевым агентом государственной денежно-кредитной политики, при этом со стороны ЦБ РФ используются в первую очередь экономические методы управления и,только в отдельных случаях, административные.

Читать также:  6.4 Примерные темы эссе по дисциплине

Принципы организации и деятельности Банка России, его статус, задачи, функции, полномочия определяются Конституцией РФ, Законом «О Центральном Банке» от 10 августа 2002 г № 86-ФЗ и другими федеральными законами.

Основными целями деятельности Банка России являются: 1)защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам; 2) развитие и укрепление банковской системы РФ; 3) обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов

Органы государственного финансового контроля в исполнительной ветви власти

В рамках исполнительной ветви власти работает самый широкий спектр органов финансового контроля. В числе ключевых структур, занимающихся рассматриваемым направлением деятельности:

Минфин России — если говорить о центральном аппарате ведомства — в общем случае не осуществляет деятельность, связанную с финансовым контролем. Однако он может быть вовлечен в нее по факту издания специального указа Президента либо постановления Правительства РФ.

Минфину подотчетен ряд федеральных служб, которые, в свою очередь, самым активным образом участвуют в финансовом контроле.

В числе таковых — ФНС России. Главная компетенция данного ведомства в части финансового контроля — обеспечение соответствия деятельности налогоплательщиков положениям налогового и бюджетного законодательства. В ходе осуществления контроля ФНС следит за тем, чтобы налоги и сборы платились вовремя и подтверждались корректно составленными документами.

Подробнее о специфике налоговых проверок читайте в статье «Какие есть виды налоговых проверок?»

Другой орган финансового контроля, подотчетный Минфину, — Казначейство. Главный объект проверок данной структуры — финансово-бюджетные процессы, а также валютные операции. Ведомство контролирует, насколько корректно используются средства бюджета РФ, субсидии, субвенции, кредиты, выявляет нарушения в сфере финансово-бюджетного законодательства, пресекает их.

В свою очередь, Росфинмониторинг подчиняется не Минфину, а Президенту РФ. Данный орган финансового контроля осуществляет мониторинг операций, связанных с различными сделками физических и юрлиц с целью выявления каналов финансирования терроризма и иной незаконной деятельности. Также в компетенции Росфинмониторинга — привлечение к ответственности лиц, которые осуществляют запрещенные законом действия в части оборота денежных средств.

Федеральное казначейство, подотчетное Минфину, в части финансового контроля решает задачи, связанные с обеспечением исполнения госбюджета, государственных программ, эффективным расходованием средств, принадлежащих государству. В полномочиях ведомства — применение мер по устранению нарушений законов, регламентирующих пользование бюджетными средствами, а также принятие превентивных мер в отношении лиц, способных нарушать законодательство в области управления бюджетными средствами.

Органы финансового контроля в РФ

В соответствии с п. 2 Указа Президента РФ от 25.07.1996 № 1095 некоторые органы власти в РФ получили официальные полномочия по осуществлению государственного финансового контроля. В числе таковых:

Ранее к таким органам относилась и Федеральная служба РФ по валютному и экспортному контролю, однако в 2000 году она была упразднена, а ее функции перешли к Минфину и Минэкономразвития.

В п. 2 указа № 1095 также есть положение, согласно которому государственный финансовый контроль могут осуществлять иные органы, компетентные в вопросах мониторинга поступления и расходования средств в рамках бюджетной системы России.

Таким образом, законодательно установленный перечень структур, осуществляющих финансовый контроль в РФ, не является закрытым.

Органы власти в РФ формируются также на уровне местного самоуправления. В соответствии с положениями ст. 12 Конституции России муниципальная власть отделена от государственной. Так что муниципалитеты могут в пределах своих полномочий формировать собственные органы финансового контроля. Таковыми могут быть, к примеру, городская счетная палата или рабочая группа при совете депутатов.

О роли органов финансового контроля в обеспечении финансовой безопасности России рассказал С. Н. Меликсетян — кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ). Получите пробный доступ к КонсультантПлюс и ознакомьтесь с авторитетным мнением эксперта бесплатно.

Определенными полномочиями в сфере финансового контроля могут быть наделены Генеральная прокуратура, МВД, ФСБ — в пределах решения задач, отражающих вовлеченность данных органов в обеспечение законности бюджетных отношений. Финансовый контроль в общем случае не рассматривается как основной профиль деятельности правоохранительных структур, поэтому данное направление деятельности силовиков чаще всего связано с межведомственными коммуникациями.

Подробнее о задачах финансового контроля читайте в материале «Финансовый контроль: понятие, значение и задачи».

Структура государственных финансов

Структура и содержание государственных финансов зависит от системы государственного устройства. В Российской Федерации к государственным финансам относятся фонды денежных средств, формируемых на федеральном уровне и уровне субъекта Федерации. К государственным финансам относятся:

К категории «государственные финансы» следует также отнести такие понятия как:

Управление финансами

Управление финансами — это процесс планирования вложений и трат средств, организация координации контроля над выполнением запланированных мероприятий в отношении всех финансовых отношений. Данный процесс основан на изучении объективных закономерностей в развитии жизни населения и общества в целом.

Управление финансами определено исторически и происходит с помощью целенаправленного воздействия специальных подходов и методов на финансовые отношения. Отношения между субъектами, которые связаны с организацией процесса распределения и использования финансов называют финансовыми отношениями. Все финансовые взаимоотношения внутри государства и вне его подчиняются экономической политике РФ.

Главной задачей экономической политики является определение объема национального дохода, требующего распределения или перераспределения через финансовую систему. Уровень данных распределений зависит от доли участия государства в финансировании социальных расходов и накоплений, как главного ресурса производственного инвестирования и источника научно- технического прогресса.

Финансовая система – это все виды финансовых отношений, распределенных на четыре сферы влияния:

«Государственные органы управления финансами» 👇

Законодательные органы управления финансами

Органы управления финансами в России — это структуры, уполномоченные принимать решения в части регулирования государственных финансов Российской Федерации.

Высшие законодательные органы власти принимают участие в управлении финансами Российской Федерации. Ключевая роль отводится Федеральному собранию и двум его палатам:

Участие в управлении финансами Федерального собрания имеет место в процессе рассмотрения и утверждения федерального бюджета Российской Федерации и утверждения отчета об исполнении бюджета. Статья 104 Конституции РФ устанавливает, что в ведении Федерального собрания находится рассмотрение законов о налогах и сборах и обязательных платежах. Кроме того, Федеральное собрание имеет право устанавливать предельные размеры государственного долга — как внутреннего, так и внешнего.

В списке комитетов Государственной Думы имеется комитет по бюджету и налогам. Среди важнейших задач комитета можно отметить:

Основные вопросы, отнесенные к ведению комитета по бюджету и налогам:

«Органы управления финансами в России» 👇

В состав Государственной Думы входит постоянно работающий орган государственного финансового контроля. Этот орган называется Счётная палата. Счётная палата Российской Федерации является высшим органом государственного аудита. Счетная палата создана в соответствии с положениями Конституции. Среди задач Счётной палаты можно отметить организацию и проведение контроля за эффективным и целевым использованием средств федерального бюджета, а также проведение аудита результативности и реализуемости стратегических целей социально-экономического развития.

Счётная палата как орган парламентского контроля осуществляет содействие достижению прозрачности и эффективности процессов расходования бюджетных средств, а также других видов государственных ресурсов. Благодаря деятельности счетной палаты достигается большая подотчетность органов власти, повышается их ориентация на реализацию общественных интересов.

Миссией Счетной палаты является содействие ответственному и справедливому государственному управлению как условию достижения устойчивого развития общества и достойной человеческой жизни.

Чтобы реализовать свои функции, Счётная палата вступает в тесное взаимодействие с Федеральным собранием, органами исполнительной власти, структурами общественного контроля и гражданского общества, а также правоохранительными органами.

Итоги

За финансовый контроль в РФ отвечает ряд государственных структур – каждая в рамках определенной финансовой сферы и определенных полномочий. Ведущая роль среди них отведена контрольно-счетным и контрольно-ревизионным структурам, а также Центробанку. К числу контрольно-ревизионных структур в т. ч. относятся Минфин, ФНС и Федеральное казначейство. Большинство контролирующих структур федерального уровня имеют аналоги на уровне региона и муниципалитета.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *