Государственный и муниципальный бюджет является составной частью государственных и муниципальных финансов

Функциональное назначение государственных и муниципальных финансов

Государственные и муниципальные финансы играют важнейшую роль в системе государственного и муниципального управления, обеспечивая денежными средствами реализацию их функций.

Государственные и муниципальные финансы охватывают те денежные отношения, которые возникают в связи с распределением и перераспределением созданного обществом совокупного продукта, аккумулирующегося в распоряжении органов государственного и муниципального управления для покрытия расходов, обеспечивающих реализацию государственных и муниципальных функций.

На государственные и муниципальные финансы возлагается реализация:

  • перераспределительной функции. Функция обеспечивает аккумулирование денежных средств в распоряжении государства с целью их последующего применения для удовлетворения общегосударственных потребностей. Перераспределительная функция реализуется посредством системы централизованных фондов. В результате реализации этой функции происходит перераспределение средств из высокорентабельных отраслей в низкорентабельные, в пользу малообеспеченных социальных групп, учреждений непроизводственной сферы, между различными территориальными единицами;
  • регулирующей функции. Данная функция государственных и муниципальных финансов обусловлена процессом образования и использования бюджетных средств. Образование бюджетов осуществляется за счет различных источников в лице налоговых доходов, доходов от использования государственной и муниципальной собственности, займов и так далее. Посредством этих инструментов государство может оказывать влияние на экономическую активность, уровень потребления, интенсивность экономического роста и так далее. Средства бюджетной системы используются для осуществления целевых расходов, обеспечения развития государства;
  • контрольной функции. Суть этой функции состоит в том, что контроль денежных средств обеспечивает оценку эффективности их использования за счет наличия определенных финансовых показателей. Реализация контрольной функции обеспечивает оценку своевременности и правильности перечисления средств, оценку степени достижения заданных параметров использования денежных средств, контроль целевого и эффективного использования финансовых ресурсов.

Государственные и муниципальные финансы обеспечивают решение задач социально-экономического развития государства, его регионов и муниципальных образований. Недостаточность государственных и муниципальных финансов отрицательно сказывается на развитии территориальных единиц, социальной напряженности в обществе.

Субъекты муниципальных финансов

Местное самоуправление осуществляется в муниципальных образованиях: городских и сельских поселениях (село или несколько сел, которые имеют общую территорию или район); городах или частях крупных городов (городские кварталы или районы).

Органами местного самоуправления, в компетенции которых входит и финансовая деятельность и финансовый контроль, являются: представительный орган муниципального образования; глава муниципалитета (глава администрации города или района); местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, глава сельского поселения); контрольный орган муниципалитета; другие органы местного самоуправления.

Для решения местных вопросов в области финансов муниципальное образование должно иметь денежные средства. Для этого составляется муниципальный бюджет. Кроме этого финансирование целевых программ развития муниципалитетов осуществляется из средств федерального бюджета.

Источники доходов бюджета муниципального образования:

  • налоговые сборы и отчисления от госналогов (земельный, транспортный или на недвижимость), штрафы;
  • арендные платежи (сдача муниципального имущества в аренду или его приватизация)
  • отчисления от прибыли муниципальных предприятий;
  • дотации из государственного бюджета.

Муниципальные финансы

Муниципа́льное образова́ние — населённая территория, на которой осуществляется местное самоуправление, то есть решаются преимущественно вопросы местного значения.

Муниципальное управление — это основная часть местного самоуправления, связанная с упорядочивающим воздействием органов муниципального управления (местного самоуправления) на муниципальное образование и взаимодействие с его субъектами с целью повышения уровня и качества жизни населения муниципалитета.

Глава́ администра́ции муниципа́льного образова́ния (глава местной администрации) — глава муниципального образования, либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.

Местный бюджет — форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления. Местный бюджет относится к категории «публичные финансы». Формирование местного бюджета регламентировано Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Упоминания в литературе

региональные и местные бюджеты остаются недостаточно прозрачными, отсутствует целостная система мониторинга состояния и качества управления государственными и (общественными финансами), результаты которой были бы доступны не только органам власти разных уровней, но и населению, инвесторам и кредиторам;

Помимо этого Министерство финансов РФ осуществляет: составление проекта федерального бюджета; утверждение и ведение сводной бюджетной росписи федерального бюджета; представление в Правительство РФ отчетности об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации; управление в установленном порядке средствами Стабилизационного фонда РФ; методическое руководство в области бюджетного планирования, направленное на повышение результативности бюджетных расходов; организацию ведения главными распорядителями средств федерального бюджета мониторинга бюджетного сектора; заключение от имени Российской Федерации договоров о предоставлении государственных гарантий Российской Федерации и договоров обеспечения регрессных требований гаранта; управление в установленном порядке государственным долгом Российской Федерации; выполнение функций эмитента государственных ценных бумаг; обеспечение предоставления бюджетных кредитов в пределах лимита средств, утвержденного федеральным законом о федеральном бюджете; сбор, обработку и анализ информации о состоянии государственных и ; организацию перечисления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований; согласование решений Пенсионного фонда РФ об объемах и структуре размещения средств страховых взносов и т. п. Также данное Министерство обобщает практику применения законодательства страны и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности.

Читать также:  Библиография • Теория экономического анализа, Баканов М. И., 2005

– равенство бюджетных прав субнациональных уровней бюджетной системы Российской Федерации в управлении региональными и . Проявлениями этого принципа являются, с одной стороны, единство принципов и ограничений по наделению бюджетными полномочиями, установлению и исполнению расходных обязательств органов власти регионального и местного уровней, формированию доходов, определению объема, форм и порядка представления межбюджетных трансфертов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. С другой стороны, проявлением данного принципа является равенство всех бюджетов бюджетной системы во взаимоотношениях с федеральным центром, равенство местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов Федерации. Иными словами, не должна допускаться дискриминация бюджетов или, наоборот, установление привилегированных режимов взаимоотношения с вышестоящим бюджетом. Важнейшим проявлением данного принципа является также взаимная ответственность органов власти каждого уровня бюджетной системы за соблюдение обязательств по межбюджетным отношениям;

Подобный подход к месту института подтверждается и тем, что в настоящее время увеличение расходов местных бюджетов, сопровождающееся недостаточным ростом собственных доходов, значительно усиливает роль регулирующих источников доходов. Доля регулирующих источников в доходах местных бюджетов нередко достигает 3/4 средств этих бюджетов. В сельских бюджетах эти средства составляют около 90 %. Такая жесткая зависимость местных бюджетов от решений вышестоящих органов, несомненно, четко указывает на место института муниципальных финансов в системе институтов муниципального права.

6. Укажите, какие из перечисленных элементов не включаются в подсистему государственных и ?

Связанные понятия (продолжение)

Территориальное общественное самоуправление (ТОС) — одна из форм реализации народом Российской Федерации своей власти через непосредственное осуществление самоуправления на части территории муниципального образования и участия в местном самоуправлении, предположительно, путём создания эффективного социального партнерства власти и населения.

Тверская городская Дума (ТГД) — представительный однопалатный орган местного самоуправления Твери, является постоянно действующим высшим и единственным органом представительной власти города. Занимает одно из четырёх симметрично расположенных зданий на площади Ленина.

Глава́ муниципа́льного образова́ния — высшее должностное лицо муниципального образования, наделённое Уставом муниципального образования и Федеральным законом № 131-ФЗ, от 6 октября 2003 года, «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Акима́т, Аппарат акима (администрация; каз. әкімшілік, әкімдік) — региональный орган исполнительной власти в Казахстане, районная государственная администрация в Казахстане.

Публичные (централизованные) финансы — система формирования и использования фондов денежных средств, предназначенных для обеспечения деятельности государственных и муниципальных органов власти. Публичные финансы включают государственные финансы и муниципальные финансы.

Муниципальные облигации — облигации, выпускаемые городскими, местными властями в виде займа под муниципальную собственность с целью финансирования различных проектов. Обычно доход от муниципальных облигаций освобожден от государственного и местного налогов.

Городская дума Нижнего Новгорода — муниципальный орган законодательной власти в Нижнем Новгороде. Состоит из 47 депутатов, избираемых гражданами на муниципальных выборах на срок 5 лет по смешанной избирательной системе. Статус и полномочия Думы определяются уставом Нижнего Новгорода.

Муниципальное право — отрасль права, регулирующая правовые отношения, складывающиеся в области местного самоуправления.

Учрежде́ние — некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.

Муниципальная собственность — это имущественный комплекс муниципального образования, в который входят земельные участки, движимое и недвижимое имущество.

Муниципалитет (нем. Munizipalität, фр. municipalité, от лат. municipium) — самоуправляемая административно-территориальная единица с чётко определённой территорией и проживающим на этой территории населением (обычно группа населённых пунктов, город, посёлок или деревня).

Административный орган — сформированная административным законодательством государственная или муниципальная организация, а также индивидуальный субъект, которые имеют полномочия на осуществление в пределах предоставленной им компетенции административно-публичной деятельности от имени государства или муниципального образования и наделены административными полномочиями нормотворческого, регулятивного и (или) охранительно-защитного характера.

Челя́бинская агломера́ция (Большо́й Челя́бинск) — одна из крупнейших агломераций на Урале. Численность населения составляет около 1602 тысяч человек по состоянию на 2017 (8-е место в России), из которых более 1400 тысяч человек проживают в 4 городах: Челябинске, Копейске, Коркино, Еманжелинске. В 2014 году Министерство регионального развития РФ включило концепцию агломерации «Большой Челябинск» в десятку программ, участвующих в пилотном проекте ведомства.

Читать также:  Финансы в юриспруденции это

Бюджетный процесс в российском законодательстве — деятельность государственных органов власти, органов местного самоуправления и иных участников по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.

Земельный налог (англ. land value tax) — налог, который уплачивают организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по управлению федеральным имуществом, в том числе в области земельных отношений, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных отношений. Положение о Росимуществе утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432.

Глава́ администра́ции — должность руководителя исполнительной власти муниципальных образований.

Федеральное агентство лесного хозяйства России (Рослесхоз) — федеральный орган исполнительной власти, находящийся с 2010 по 2012 года в ведении Правительства России (до августа 2010 — Минсельхоза России). Осуществляет функции по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере лесного хозяйства. С 2012 года находится в ведении Министерства природных ресурсов и экологии РФ.

Федеральный резервный банк (ФРБ; также банк Федерального резерва) — специфичный региональный банк в США, созданный на основе закона о Федеральном резерве. 12 региональных банков составляют основу структуры Федеральной резервной системы США.

Управля́ющая организа́ция — юридическое лицо, созданное для управления и/или эксплуатации, технического и санитарного содержания многоквартирных домов на основе возмездного договора с собственниками. В быту часто ошибочно используется термин «управляющая компания», хотя по российскому законодательству так называют компанию по управлению инвестициями.

Градообразу́ющее предприя́тие — производственное предприятие, на котором занята значительная или даже основная часть работающих граждан города, посёлка, в связи с чем оно определяющим образом влияет на занятость населения, воздействует на инфраструктуру и социальные проблемы. Города с монопрофильной экономикой, в которых расположены градообразующие предприятия, называют «моного́род».

Внутригородской район или городской район, район в городе, район города — низовая административно-территориальная единица, включающая часть территории города в Российской Федерации — России и ряде других государств (преимущественно бывших союзных республик Советского Союза).

Федеральное архивное агентство (Росархив) — федеральный орган исполнительной власти, находящийся в ведении Президента Российской Федерации. Осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере архивного дела и делопроизводства, а также по контролю, оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в этой сфере.

Городской управляющий — должность в сфере муниципального управления и глава муниципальной администрации.

Городско́е поселе́ние — один из типов муниципального образования в России; город или посёлок городского типа, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. Городские поселения, не являющиеся городскими округами, входят в состав муниципальных районов.

Уровни государственных и муниципальных финансов

В Российской Федерации структура финансовых ресурсов государства и муниципальных образований определяется его федеративным устройством. При этом государственные финансы подразделяются на два уровня:

  • во-первых, федеральные финансы;
  • во-вторых, региональные финансы.

В состав федеральных финансов входят:

  • во-первых, средства федерального бюджета;
  • во-вторых, средства внебюджетных государственных фондов;
  • в-третьих, государственные кредиты;
  • в-четвёртых, финансы государственных унитарных предприятий.

В состав региональных финансов входят:

  • во-первых, средства региональных бюджетов;
  • во-вторых, средства внебюджетных региональных фондов;
  • в-третьих, региональный кредит;
  • в-четвертых, финансы государственных унитарных предприятий регионального уровня.

Муниципальные финансы признаются низовым уровнем финансовой системы и обеспечивают наличие самостоятельного структурного ее уровня.

Муниципальные финансы включают:

  • во-первых, средства муниципальных бюджетов;
  • во-вторых, средства внебюджетных муниципальных фондов;
  • в-третьих, муниципальный кредит;
  • в-четвертых, финансы муниципальных предприятий.

Между уровнями финансовой системы существует тесная взаимосвязь, образующая ее единство.

Основы финансовой системы формируют взаимосвязанные бюджеты различных уровней: федерального, регионального и муниципального.

Взаимосвязь бюджетов различных уровней обусловлена высокой степенью дифференциации развития различных территориальных единиц и дефицитностью региональных и муниципальных бюджетов. Реализация принципа сбалансированности бюджетов обуславливает существование системы перераспределения средств из федерального бюджета в пользу региональных и муниципальных.

Сущность и назначение государственных и муниципальных финансов

Финансовая система любого государства включает в себя важнейший элемент, именуемый государственными и муниципальными финансами. Финансовые ресурсы государства находятся в тесной взаимосвязи со всеми экономическими процессами, протекающими на территории государства. Этот вид финансов выступает в качестве важнейшего элемента финансового рынка. Кроме этого, государственные финансы обеспечивают взаимодействие государства с другими государствами, участвуют в развитии мирового хозяйства. Отсутствие представлений о сущности и функциях государственных и муниципальных финансов не позволяет в полной мере представить функционирование финансово-кредитной системы государства.

Читать также:  ФРИДОМ ФИНАНС ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ОТЗЫВЫ О КОМПАНИИ

Государственные и муниципальные финансы формируют основу функционирования государственного и муниципального управления. Отсутствие или недостаточность финансовых ресурсов у государства, его регионов или муниципальных образований делает невозможным осуществление государственного и муниципального управления. Достаточность финансовых ресурсов обеспечивает возможность для осуществления социальной политики, поддержки отдельных отраслей народного хозяйства, проведения научных исследований и обеспечения обороноспособности.

Государственные финансы вступают в качестве мощного рычага макроэкономического регулирования. За счет использования данного инструмента государство способно решить целый комплекс задач, в том числе:

  • во-первых, обеспечивать регулирование темпов экономического роста страны;
  • во-вторых, осуществлять поддержку стабильности денежной единицы;
  • в-третьих, осуществлять регулирование уровня ссудного процента;
  • в-четвертых, обеспечивать сглаживание конъюнктурных колебаний.

Построение российской рыночной экономики имеет сравнительно небольшую историю, за счет чего освоение важнейшего экономического института в виде государственных и муниципальных финансов еще не является устоявшимся процессом. На протяжении последних десятилетий государство формирует соответствующую нормативную базу, обеспечивающую регулирование государственных и муниципальных финансов.

В частности, Бюджетный кодекс страны обеспечивает четкое регулирование процесса составления и утверждения бюджетов различного уровня. Однако процесс исполнения бюджетов все еще нуждается в применении эффективных форм его реализации, особенно в сфере контроля использования государственных и муниципальных финансов. Также некоторыми недоработками отличается налоговая система Российской Федерации, которая неспособна в достаточной мере обеспечить урегулирование всех разнонаправленных интересов российского общества. В основе использования налоговых доходов государства не всегда находится принцип оптимальности, рациональности, хозяйственный обоснованности.

Понятие государственных и муниципальных финансов

Ключевым элементом финансовой системы являются государственные и муниципальные финансы, которые обеспечивают органы госвласти и местного самоуправления денежными средства для выполнения своих функций.

Государственные и муниципальные финансы – это денежные отношения, которые имеют место в процессе распределения в связи с формированием денежных средств у органов государственной власти и муниципалитетов. Эти средства предназначены для удовлетворения социальных потребностей населения, регулирования экономики, финансирования обороны страны и деятельности правоохранительных органов, а также другие затраты государства и муниципальных образований.

Основными задачами госфинансов являются распределение и перераспределение национального дохода между отраслями экономики, организация и контроль процесса распределения, а также финансирование осуществления функций государства.

Среди задач, выполняемых муниципальными финансами, выделяют следующие:

  • обеспечение роста производства и объема доходов в хозяйстве муниципалитета;
  • повышение доходов населения и сглаживание разрывов в душевых доходах разных слоев населения;
  • развитие науки, образования и научных исследований по перспективным направлениям;
  • регулярные платежи по закрытию внешнего долга и сокращение размера задолженности.

Сущность муниципальных финансов отражается в их функциях:

  • экономическая функция – осуществление возмездной экономической деятельности для получения прибыли;
  • защита интересов граждан (безопасность, оборона);
  • осуществление публичной власти (принятие нормативно-правовых актов);
  • оказание социальной поддержки для малообеспеченных слоев населения в виде пособий;
  • оказание бесплатных финансируемых за счет бюджета услуг населению или отдельным группам людей, которые имеют определенные льготы,

Повышение эффективности вышеперечисленных функций – это общая цель финансовй системы муниципалитетов.

В структуру как государственных, так и муниципальных финансов входят соответствующие бюджеты и кредит, а также внебюджетные фонды.

Государственный и муниципальный бюджет является составной частью государственных и муниципальных финансов

Рисунок 1. Структура государственных и муниципальных финансов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

И государственные, и муниципальные финансы ориентированы на нижеперечисленные основные принципы: целостность законодательной и нормальной базы; открытость и прозрачность; целевая направленность; научный подход к выполнению поставленных целей; централизованное управление финансовыми потоками; экономичность и рациональность.

Для осуществления государственного и муниципального управления обязательным условием является наличие финансовых ресурсов, находящихся в собственности государства, региональных и муниципальных властей.

Государственные и муниципальные финансы формируют основу функционирования государственных и муниципальных органов власти. Наличие необходимого количества денежных средств обеспечивает государству возможность реализации его функций, поддержку народного хозяйства, проведение научных исследований и обеспечение обороноспособности.

Государственные и муниципальные финансы выступают в качестве мощного рычага, посредством которого осуществляется макроэкономическое регулирование. Использование инструмента государственных и муниципальных финансов обеспечивает решение государством и муниципальными властями следующих задач:

  • во-первых, регулирование темпов экономического роста;
  • во-вторых, поддержание стабильности денежной единицы;
  • в-третьих, регулирование уровня ссудного процентов;
  • в-четвертых, сглаживание конъюнктурных колебаний.

Использование государственных и муниципальных финансов оказывает влияние на все стороны социально-экономического развития государства, его регионов и муниципальных образований.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *