ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ ЧАСТЬ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ ЧАСТЬ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ

РБК Банки

18 июл, 18:12

Что это, виды и функции

На каких условиях и кому государства дают в долг и кому должна Россия? Разбираемся вместе с директором Центра региональной политики Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) РАНХиГС Владимиром Климановым

Фото: Shutterstock

Что такое государственный кредит

Государственный кредит — это средства из государственного бюджета, которые предоставляются в форме кредитов лишь другим государствам или регионам, административно-территориальным единицам самой страны. Так как государство — это не банк или другая кредитная организация, куда могут обращаться предприятия или граждане, чтобы получить деньги в долг.

Цели и задачи государственного кредита

Государственный кредит независимо от формы его существования имеет, как правило, добровольный характер. Пример отклонения от добровольного характера — обязательная подписка на государственные облигации
в годы после Великой Отечественной войны
в СССР
, предназначенные для сбора средств на восстановление народного хозяйства после войны.

Государственный кредит используется государством для решения различных задач.

Текущая версия страницы пока не проверялась
опытными участниками и может значительно отличаться от версии
, проверенной 4 декабря 2020 года; проверки требует 1 правка
.

Государственный кредит
 — совокупность экономических отношений
, складывающихся между государством
, с одной стороны, и юридическими
и физическими
лицами, иностранными государствами
, международными финансовыми организациями
 — с другой стороны, по поводу движения денежных средств на условиях срочности, возвратности, платности и формирования на этой основе дополнительных финансовых ресурсов участников этих отношений. В отношениях, относимых к категории государственного кредита, государство
выступает в роли либо кредитора
, либо заёмщика
, либо гаранта.

  • Какие функции выполняет госкредит
  • Условия государственного кредита
  • Основные принципы государственного кредита
  • Виды государственного кредита
  • Обеспечение государственных кредитов
  • Как оформляют государственный кредит
  • Управление государственным кредитом
  • Государство как кредитор
  • Значение государственного кредита
что такое государственный кредит, виды и значение


Государственный кредит помогает привлечь дополнительное финансирование на бюджетные расходы

Государства, как и отдельные граждане, тоже могут брать деньги в долг. Госзаймы позволяют увеличить экономическую активность в стране и сохранить стабильность. Одни государства при помощи заемных средств привлекают финансирование для инфраструктурных проектов, а другие –   получают возможность платить по обязательствам.

В этой статье мы просто и подробно расскажем о том, что такое государственный кредит, зачем он нужен и какие формы принимает.

Первой мировой валютой можно назвать песо, отчеканенные в Перу и Мексике. К концу XVI века они стали самой распространенной серебряной монетой в мире.

Основные принципы государственного кредита

Любые финансовые отношения должны быть взаимовыгодными. Именно поэтому в основу принципов государственного кредита положено соблюдение интересов как заемщика, так и кредитора.

принципы государственного кредита, формы и условия


Главный принцип государственных кредитов – это обоюдовыгодные условия
  1. Возмездность – государство обязано возвращать заемные средства с процентами.
  2. Добровольность – кредитование должно осуществляться по желанию инвесторов.
  3. Срочность – необходимо соблюдать указанные в договоре сроки.
  4. Обеспечение имуществом – государство отвечает за кредит всем, что ему принадлежит.
  5. Целевая направленность – заемные средства нужно тратить на указанные цели.
  6. Возвратность – государство декларирует, что вернет деньги.

За счет этих принципов государства считают надежными заемщиками. Но на практике это не всегда соответствует действительности. Государство государству рознь, а история знала много примеров отказа платить по долгам со стороны правительств различных стран. 

Зато по-настоящему надежным заемщиком является Совкомбанк! Если вы все еще раздумываете над тем, чтобы взять кредит, но не уверены, что сможете включить его в свой бюджет, рассчитайте ежемесячный платеж с помощью онлайн-калькулятора. 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ ЧАСТЬ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ

Лучшие займы ноября – самые выгодные условия

Ниже рассмотрели наиболее выгодные предложения микрофинансовых организаций. Микрозаймы на сумму от до и срок от до. Все предложения сразу доступны на Сравни в разделе Займы.

Известное МФО с быстрым рассмотрением заявки — автоматическая проверка около 3 минут. Досрочный возврат без штрафов. Легкое продление займа.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ ЧАСТЬ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ

Взять займ в Лайм-Займ

Быстрое увеличение одобряемой суммы с каждым новым займом. Заявляется мгновенное одобрение заявок.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ ЧАСТЬ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ

Взять займ в Турбозайм

МКК заявляет о положительном одобрении 97% заявок. Займы без залога и поручителей.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ ЧАСТЬ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ

Взять займ в One click money

15 удобных способов погашения займа. Перевод денег после одобрения — в течение 5 минут.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ ЧАСТЬ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ

Взять займ в Webbankir

Выгодные займы до 60 дней от известной МФО.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ ЧАСТЬ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ

Взять займ в Cash to you

Для постоянных клиентов возможны займы до 100.000 рублей. Одобрение без справок — только паспорт и СНИЛС.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ ЧАСТЬ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ

Взять займ в Joymoney

Удобное приложение для получения и обслуживания займов. Для постоянных клиентов займы до 100.000 рублей.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ ЧАСТЬ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ

Взять займ в МигКредит

Манимен предлагает несколько тарифов на выбор, сроком от 5 дней до 18 недель.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ ЧАСТЬ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ

Взять займ в MoneyMan

Быстрая автоматическая проверка роботом. Высокий процент одобрения займов.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ ЧАСТЬ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ

Взять займ в Кредиска

Компания обещает мгновенное одобрение займов и моментальный вывод средств.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ ЧАСТЬ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ

Взять займ в еКапуста

Займы от популярной МФО. Без дополнительных услуг и подписок.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ ЧАСТЬ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ

Взять займ в Займер

Займы на выгодных условиях с множеством вариантов погашения: терминалы, личный кабинет, приложение, безналичный расчет в любом банке, офисы Быстроденьги по всей России.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ ЧАСТЬ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ

Взять займ в Быстроденьги

Быстрое одобрение. Достаточно паспорта.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ ЧАСТЬ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ

Взять займ в Срочноденьги

Более 700 тысяч клиентов в 5 странах. М ФО имеет высокий уровень доверия пользователей.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ ЧАСТЬ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ

Взять займ в Монеза

Скидки на комиссию по программе лояльности до 25-30%.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ ЧАСТЬ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ

Взять займ в Е заем

При заявке через Тинькофф ID или Госуслуги — более быстрое рассмотрение и вероятность одобрения займа.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ ЧАСТЬ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ

Взять займ в Надо денег

Credit7 обещает высокий плюс к вероятности одобрения займа при авторизации через Госуслуги или Тинькофф ID.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ ЧАСТЬ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ

Взять займ в Credit7

Известное МФО с быстрым рассмотрением заявки — автоматическая проверка около 3 минут. Досрочный возврат без штрафов. Легкое продление займа.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ ЧАСТЬ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ

Взять займ в Привет сосед

  • МФО часто предлагают 0% на первый займ
    . Получение микрокредита в новом МФО — ваша возможность для бесплатного займа.
  • Изучите отзывы
    . Как МКК действует в случае просрочки и идет ли навстречу клиенту. Кому и как быстро одобряют микрокредиты.
  • В случае отказа подайте заявку в другие МФО
    , в т.ч. в новые организации, где процент одобрений чаще выше.
  • Рассмотрите МФО с собственными приложениями
    . Так будет легче обслуживать заем. А для поиска новых — всегда удобно воспользоваться приложением Сравни.

На рынке микрокредитов отмечается высокий уровень конкуренции среди МФО. Компании предлагают клиентам выгодные условия и займы под 0%. Это значит, что благоприятное для получения микрозайма время продолжится и далее — зимой 2023-2024 года.

Государственный
кредит



— совокупность экономических отно­шений
между государством в лице его органов
власти и управления, с одной стороны, и
физическими и юридическими лицами — с
другой, при которых государство выступает
в качестве заемщика, креди­тора и
гаранта.

Сущностью
государственного кредита

являются экономические отношения по
перераспределению
стоимости внутреннего валового продукта
(ВВП) и определенной части национального
богатства. Посредством
государственного кредита государство
мобилизует дополнительные
ресурсы для финансирования своих
потребностей
и выполнения своих функций.

—  
мобилизация
государством дополнительных финансовых
ресурсов;


консолидация
временно свободных средств юридических
и физических
лиц; 

—  
обеспечение
финансирования бюджетного дефицита;


проведение
региональной финансово-кредитной
политики по выравниванию
социально-экономического уровня
регионов;

—  
поддержка
развития важнейших для страны отраслей
хозяйства.  

  • Государство как
    заемщик (займы);

Государственный
кредит может иметь две формы: сберегательное
дело и государственные займы.

Сберегательное
дело принадлежит к государственному
кредиту если привлеченные средства
направляются в доходы бюджета. Однако,
как правило, сберегательные банки,
независимо от формы собственности
действуют на коммерческой основе и
мобилизированные средства формируют
их кредитные ресурсы. Часть этих ресурсов
может направляться на приобретение
государственных ценных бумаг и таким
образом принадлежать к государственному
кредиту.

  • капитальный
    государственный долг

    ,
    представляющий собой всю сумму выпущенных
    и непогашенных долговых обязательств
    государства, включая начисленные
    проценты, которые должны быть выплачены
    по этим обязательствам,

  • текущий,

    включающий
    расходы по выплате доходов кредиторам
    по всем долговым обязательствам
    государства и по погашению обязательств,
    срок оплаты которых наступил.

Функционирование
государственного кредита ведет к
образованию государственного долга.

Государственный
кредит можно классифицировать по разным
признакам:

1)

в зависимости от места размещения
государственные займы делятся н:

2)

по субъектам заемных отношений займы
делятся на:

3)

в зависимости от обращения на рынке
государственные заемные инструменты
бывают:

  • Рыночные

    займы свободно продаются и покупаются.
    Они являются основ­ными при
    финансировании бюджетного дефицита.

  • Нерыночные

    — не могут свободно менять своих
    владельцев. Они не подлежат обращению
    на рынке
    ценных бумаг

    .
    Обычно выпускаются государ­ством,
    чтобы привлечь определенных инвесторов,
    специфическим интересам которых и
    отвечают. Так, нерыночные государствен­ные
    облигации выпускаются на Западе для
    мобилизации средств не государственных
    пенсионных фондов, страховых компаний,
    мелких инвесторов;

4)

в зависимости от срока привлечения
средств государствен­ные займы делятся
на:

  • краткосрочные
    (со

    сроком
    погашения до 1 года),

  • среднесрочные

    (от 1 до 5 лет),

  • долгосрочные

    (от 5 до 30 лет).

5)

в зависимости от обеспеченности долговых
обязательств они делятся на:

  • Закладные

    облигации обеспечиваются чем-то
    конкретным, например, определенными
    доходами или имуществом. Такие облигации
    обычно выпускаются местными органами
    власти.

  • Беззакладные

    не обеспечиваются ничем определенным.
    В качестве обеспечения служит все
    иму­щество государства или данного
    муниципалитета. Центральные органы
    управления обычно выпускают беззакладные
    облигации. Их надежность исключительно
    высока и поэтому инвесторы не нуждаются
    ни в каких дополнительных гарантиях.

Читать также:  КТО УПРАВЛЯЕТ ФИНАНСАМИ НА ФИРМЕ

В условиях бюджетного
дефицита для полного покрытия своих
расходов государство использует временно
привлеченные кредитные ресурсы.

Государственный
кредит

— совокупность
экономических отношений между государством
в лице его органов власти и управления,
с одной стороны, и юридическими и
физическими лицами, с другой, при которых
государство выступает преимущественно
в качестве заемщика, а также кредитора
и гаранта.

Государственный
кредит

– это
часть государственных финансов. В
количественном отношении преобладает
деятельность государства как заемщика

средств. Объемы операций в качестве
кредитора
,
т.е. когда государство предоставляет
ссуды юридическим и физическим лицам,
значительно ниже. В тех случаях, когда
государство берет на себя ответственность
за погашение займов или выполнение
других обязательств, взятых физическими
и юридическими лицами, оно является
гарантом
.

Государственные
гарантии обычно распространяются на
недостаточно надежных заемщиков и
соответственно влекут за собой рост
расходов из централизованных денежных
фондов.

Государственный
кредит



самостоятельное звено финансовой
системы государства, и в этом качестве
он обслуживает формирование и использование
централизованных денежных фондов
государства.

В
то же время государственный
кредит


одна из форм кредитных отношений, имеющая
следующие признаки кредита: наличие
кредитора и заемщика; аккумуляцию
свободных денежных средств населения,
предприятий и организаций на принципах
возвратности, срочности и платности (в
исключительных случаях допускается
беспроцентный заем ресурсов); возможность
использовать госкредитные операции
внутри страны и в международных
экономических отношениях.

Кроме
того, государство может выступать и
гарантом
возврата займов
или выполнения других обязательств
субъектами предпринимательства, в
деятельности которых оно
заинтересовано Государственный
кредит



это одна из форм мобилизации денежных
ресурсов государством для выполнения
своих функций. Особенностью государственного
кредита является его двоякая роль. Он
ориентирован главным образом на
формирование денежных средств для
покрытия дефицита бюджета. С другой
стороны, государство выступает в роли
кредитора в международных кредитных
операциях.

Государственный
кредит может функционировать и при
отсутствии общего бюджетного дефицита,
в частности на кредитной основе могут
привлекаться денежные средства для
финансирования коммерческих проектов,
осуществляемых государством и
муниципальными органами, в этом случае
кредит погашается за счет прибыли этих
проектов. Кроме того, государственный
кредит может использоваться для покрытия
внутригодовых кассовых дефицитов
(разрывов), возникающих при использовании
бюджета. По своей экономической природе
государственный кредит не представляя
собой доход государства, служит той же
цели, что и доходы государства, — покрытию
расходов государства.

В соответствии с
современными западными финансовыми
теориями бюджетный дефицит является
оправданным на определённом этапе
экономического развития страны, поскольку
содержание антициклической фискальной
политики государства заключается в
допущении дефицитности бюджета во время
спада и наличии профицита в период
подъёма, то есть достаточно, чтобы бюджет
был сбалансирован на протяжении
экономического цикла. Признание
возможности применения несбалансированных
государственных бюджетов для целей
стабилизации экономики привело к
расширению использования государственною
кредита и росту государственного долга.

Нельзя
не заметить, что государственный кредит
имеет сущностные черты двух экономических
категорий — финансов и кредита. Это
позволяет считать его самостоятельной
финансовой категорией. Формирование
дополнительных финансовых ресурсов
посредством государственно-кредитных
отношений отражает одну
сторону

сущности
государственного кредита как особой
формы привлечения денежных ресурсов
государством. Второй
стороной

выступают
отношения, обусловленные возвратностью,
срочностью и платностью ресурсов,
мобилизуемых с помощью государственного
кредита.

  1. Государственный кредит.

Государственные
финансы являются важной сферой финансовой
системы страны, призванной обеспечить
государство денежными средствами,
необходимыми ему для выполнения
экономических, социальных и политических
функций.

Достаточно сказать,
что через государственные финансы
перераспределяется от 25% до 50% ВВП
развитых стран

Возможны две
трактовки понятия государственных
финансов.

Во-первых, под
государственными финансами может
пониматься совокупность финансовых
отношений, обеспечивающая достижение
целей внешней и внутренней (в т.ч.
социальной) государственной политики.

По экономической
сущности государственные финансы –
это денежные отношения и трансформационные
(конвертационные) отношения «деньги –
собственность», а также конвергентные
отношения «заем – траст» по поводу
распределения и перераспределения
стоимости общественного продукта,
собственности и части национального
богатства. Эти отношения связаны с
формированием
финансовых ресурсов в распоряжении
государства, в т.ч. за счет предприятий
и приватизации государственной
собственности. Полученные финансовые
ресурсы используют на расширение
производства, удовлетворение растущих
социально-культурных потребностей
членов общества, управления, нужд обороны
страны и поддержания отечественных
монополий в конкретной борьбе на внешних
рынках.

Во-вторых, под
государственными финансами может
пониматься совокупность элементов
финансовых институтов, их связей и
алгоритмов взаимодействия в рамках
сложной системы, обеспечивающих
достижение поставленных целей на
заданном множестве условий.

При построении
государственных финансов на иерархических
уровнях страны и отдельных ее регионов
учитывают:

-состояние экономики,
а также отраслей народного хозяйства;

-участие в
международном, межрегиональном и
межотраслевом разделении и специализации
труда;

-прогнозы изменения
текущих социального и экономического
положения;

-социальные и
экономические угрозы;

-социальные и
экономические возможности;

-наличие или
отсутствие необходимой инфраструктуры
и т.д.

Субъектами денежных
отношений в данной сфере являются
государство (в лице соответствующих
структур власти), предприятия, объединения,
организации, учреждения, граждане.

В состав
государственных финансов включаются:

-бюджеты разных
уровней государственного управления;

Если при группировке
финансовых отношений исходить из уровня
государственного руководства экономикой
и социальными процессами, то структуру
государственных финансов в России можно
представить в следующем виде:

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ ЧАСТЬ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ

Государственный
кредит — это часть государственных
финансов.

Государственный
кредит




совокупность
экономических отношений между государством
в лице его органов власти и управления,
с одной стороны, и физическими и
юридическими лицами, с другой стороны,
при которых государство выступает в
качестве заемщика, кредитора и гаранта.

Фискальная
функция

государственного
кредита состоит в том, что посредством
кредита осуществляется формирование
централизованных денежных фондов
государства. Положительное действие
фискальной функции государственного
кредита состоит в более равномерном
распределении налогового бремени во
времени.

Регулирующая
функция

государственного кредита охватывает
состояние денежного обращения, уровень
ставок на рынке денег и капиталов,
производство и занятость.

При
регулировании денежного обращения с
использованием государственного кредита
возможны следующие варианты:

  • абсолютное
    сокращение наличной денежной массы
    происходит, если деньги занимают у
    физических лиц, а затем их используют
    для кредитования конкретных инвестиционных
    программ юридических лиц;

  • объем
    наличной денежной массы не изменяется,
    если заем у физических лиц расходуют
    на оплату труда в бюджетной сфере,
    пенсии и т.п.;

  • объем
    наличной денежной массы возрастает,
    если государство занимает деньги у
    юридических лиц, а затем направляет
    эти средства на выплаты населению и
    работникам бюджетной сферы.

Государственный
кредит оказывает положительное влияние
на производство и занятость:

1)кредитуя и
гарантируя поставки товаров отечественных
производителей за рубеж (конкурентная
борьба монополий на внешних рынках);

2) компенсируя
банкам потери при разорении добросовестных
заемщиков из малого бизнеса (развитие
малого и среднего бизнеса);

3)страхуя риск
неплатежа экспортерам отечественных
высокотехнологичных товаров (тем самым,
поощряя экспорт);

4)выдавая кредиты
на развитие стратегических производств
(обеспечение обороны и научно-технического
прогресса экономики);

5)выдавая кредиты
на развитие социально значимых производств
(стабилизация социальной обстановки и
создание благоприятного для бизнеса
морального климата);

6)закупая товары
отечественного производства за счет
займов за рубежом (создание и сохранение
рабочих мест);

7)выдавая кредиты
другим государствам и зарубежным фирмам,
«связанные» условием закупки товаров
у отечественных производителей
(резидентов), что способствует созданию
и сохранению рабочих мест.

Функции государственного кредита

Конкретные условия каждого бюджетного кредита могут быть разными. Сроки их предоставления, ставки, порядок возврата или иногда списания и другие параметры варьируются. В целом требования и условия для заемщика, как правило, более привлекательны, чем у коммерческих кредитов, поскольку государство, предоставляя деньги в долг, решает и иные, сопутствующие задачи:

  • избежание кассовых разрывов.
    При взаимоотношении Федерации и регионов, например, за счет краткосрочных казначейских кредитов удается избежать возникающих кассовых разрывов, когда у субъектов Федерации доходы поступают несколько позже регулярно осуществляемых расходов;
  • обеспечение поставок.
    В международной практике кредиты могут быть оформлены как инструмент финансового обеспечения поставок разного рода товаров — от продовольствия до оружия;
  • финансовая помощь.
    Некоторые исследователи финансовой системы страны небезосновательно рассматривают бюджетные кредиты регионам — например, как форму дополнительной финансовой помощи, предоставляемой государством.

Аналогичная картина формируется и по отношению к кредитам, предоставляемым беднейшим странам со стороны других государств, поскольку в итоге очень часто их «прощают». Например, несколько лет назад Россия одномоментно списала гигантские суммы госдолга сразу нескольким африканским странам.

Фото:Shutterstock


  • Финансы: Учебник /Под ред. В. В. Ковалева М:ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004

Виды государственного кредита

Госзаймы можно классифицировать по многим критериям.

По источникам заемных средств:

  • внутренние – кредиторами государства становятся его граждане. Это могут быть и юридические, и физические лица;
  • внешние – кредиторами выступают иностранные граждане или институции.

Во втором случае займы обычно предоставляются в иностранной валюте. А это создает дополнительные риски. Развивающиеся страны обычно кредитуются в долларе или евро. А в случае ухудшения международной конъюнктуры их долговые обязательства могут стать непосильным бременем для экономики.

Читать также:  ФИНАНСЫ И КРЕДИТ МГУПИ

Как это происходит. Например, страна N экспортирует бананы. Для развития плантаций она берет государственный кредит в долларах.

Происходит мировой кризис. В такой ситуации международные резервные валюты почти всегда растут. А вот цены на сырье снижаются. За счет этого страна N получает все меньше дохода в долларах от продажи своих бананов, а вот обязательства, привязанные к стоимости доллара, только растут.

  • централизованные кредиты – их берет федеральный государственный орган;
  • субфедеральные кредиты – в этом случае деньги берут для финансирования отдельного субъекта федерации;
  • муниципальные кредиты – здесь в роли заемщика выступают местные власти.

Виды госзаймов по способу выплат:

  • единовременные – в этом случае государство будет платить по долгу после окончания всего срока договора;
  • частичные с погашением равными платежами на весь срок кредита;
  • с уменьшением суммы выплат к концу срока погашения;
  • с увеличением суммы выплат к концу срока погашения.

Формы госкредитов могут быть разными. Например, это обращение части вкладов граждан в госзаймы или иные добровольно-принудительные способы привлечения денег, принадлежащих населению. Некоторые из форм госкредитов в современной России уже не используют.

Управление государственным кредитом

Госдолг – один из основных экономических показателей страны. По нему можно судить о финансовой стабильности и степени развитости финансовых институтов. Хотя правильно интерпретировать эту информацию могут только профессионалы. Большой госдолг не всегда считается признаком проблемой экономики.

какие функции выполняет государственный кредит


В России государственным кредитом управляет Минфин и Центробанк

Госдолгом в России управляют Центробанк и Министерство финансов. В их обязанности входит:

  • контролировать объем заемных средств и поддерживать курс государственных обязательств;
  • следить за возвратом кредитов;
  • уменьшать стоимость обслуживания долга;
  • увеличивать инвестиционный характер госкредитов;
  • заниматься учетом и контролем.

Для решения этих задач оба ведомства занимаются регулированием российского госдолга. Само количество мер ограничено, некоторые из них применяются в крайних случаях. Другие – с завидной регулярностью.

Способы регулирования российского госдолга:

  • консолидация – используется с целью отсрочки платежей за счет уменьшения или увеличения срока действия выпущенных займов;
  • рефинансирование – погашение старого долга за счет нового;
  • унификация – объединение нескольких кредитов в один, чтобы уменьшить количество видов госзайма на рынке;
  • регрессивный обмен – выпуск новой облигации, которую приравнивают по ценности к нескольким старым;
  • конверсия – повышение или понижение доходности займов для инвесторов;
  • отсрочка погашения – сдвиг сроков выплаты по государственным кредитам.

Объем государственных кредитов России

За последние два года объем всех бюджетных кредитов субъектам Федерации галопирующе вырос. В том числе это происходило для замещения накопленных объемов дорогих в обслуживании коммерческих кредитов.

Сейчас более двух третей от общего объема государственного долга регионов — это бюджетные кредиты. Оказалось, что самой Федерации должны практически все регионы. Поэтому многие политики и эксперты считают сложившуюся картину неправильной. Решения здесь нужно искать не в совершенствовании долговой политики, а в изменении системы распределения полномочий.

Сама Российская Федерация после распада СССР смогла избавиться от долговых обязательств перед другими странами, а госдолг страны трансформировался в его другие формы. Кстати, в итоге долговая нагрузка у России относительно невысокая, и это является дополнительным фактором обеспечения устойчивости страны в условиях вызовов новой реальности. Но это уже другая история.

Обеспечение государственных кредитов

Государство отвечает всем своим имуществом по кредитным обязательствам. Так что федеральные госзаймы, по существу, беззакладные, то есть конкретный залог не предоставляется.

Но выше мы писали, что централизованные кредиты не единственная возможная форма. Получать займы могут отдельные субъекты федерации или муниципалитеты. Вот они обычно и предоставляют залог в виде имущества.

Централизованные государственные кредиты обеспечиваются только ценными бумагами. Это так называемые ОФЗ, или облигации федерального займа
.

Муниципальные и региональные власти тоже могут выпускать свои облигации. Но их уровень надежности ниже, а доходность, соответственно, выше.

Классификация государственного кредита

Государственный кредит может осуществляться в двух формах: товарной и денежной.

Товарная форма кредита
была характерна для СССР в послевоенный период, когда денежные отношения находились в стадии развития. Данная форма кредита нехарактерна для высокоразвитых стран. Основной формой кредита является .

Государственный кредит по типу размещения подразделяется следующим образом (рис. 5.3).

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ ЧАСТЬ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ

финансово-кредитных организаций

Государственный кредит

Государственный кредит можно классифицировать и по форме размещения:

Формы размещения государственных займов

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ ЧАСТЬ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ ЧАСТЬ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ
Республиканскими правительствами и По праву эмиссии
администрациями субъектов РФ;

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ ЧАСТЬ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ
Местными органами власти; ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ ЧАСТЬ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ
Государственными учреждениями.

Государственный кредит по форме размещения

В Гражданском Кодексе РФ методы размещения займов предусматривает только добровольное приобретение ценных бумаг.

Классификация займов по форме оформления

По форме юридического оформления займа Облигационные (эмиссия ценных бумаг)

Казначейские обязательства ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ ЧАСТЬ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ
Облигации

Безоблигационные (договоры, соглашения и прочее)

Классификация займов по форме оформления

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ ЧАСТЬ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ

Классификация займов по форме юридического оформления включает выпуск двух основных видов ценных бумаг: облигационных и безоблигационных. В отличие от облигаций средства от реализации казначейских обязательств государства направляются только на пополнение бюджета и доход выплачивается в виде процента. Казначейские обязательстваподлежатреализациитолькосрединаселения.

Облигации – наиболее распространенный вид ценной бумаги. Они имеют нарицательную стоимость (номинальная цена), которая обозначается на облигации, то есть сумму долга государства перед держателем облигации. Эта сумма выплачивается владельцу облигации в момент погашения долга.

При выпуске займа государство устанавливает эмиссионный курс. Эмиссионный курс – цена, по которой облигации передаются различным

институционным институтам для их продажи.

Разница между номинальной и эмиссионной ценами есть вознаграждение для распространителей облигаций.

Обязательство в натуральной форме предполагает, что по истечении срока погашения владелец облигации получает материальные ценности либо их денежный эквивалент.

Если заем выпущен в виде облигаций на предъявителя
, то к облигации прилагается купонный лист, по которому в назначенные сроки выплачиваются проценты, т.е. в результате розыгрышей доход приходится на часть облигаций. В течение срока займа выигрыш выпадает на все облигации.

Возможны и целевые займы, не предусматривающие получение доходов. Выплата доходов может иметь разные формы.

Классификация займов по выплате доходов

Классификация займов по выплате доходов

Займы в зависимости от условий сроков погашения и наличию гарантий подразделяются следующим образом (рис. 5.7).

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ ЧАСТЬ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ

Классификация займов по срокам и условиям погашения

Высокодоходными и ликвидными активами

Будущими доходами от реализации комплексных проектов

Гарантиями вышестоящих органов власти

Классификация займов по срокам и условиям погашения

Займы могут выпускаться и , то есть в момент их выпуска срок погашения не определен.

Эффективность займа определяется отношением суммы превышения поступлений над расходами по осуществлению займа к сумме расходов, выраженных в процентах:

Задача государственного заема
заключается в планомерном аккумулировании и перераспределении временно освободившихся денежных средств, которые при первичном распределении оказались вне государственного бюджета.

Мобилизуя свободные денежные средства населения и юридических лиц посредством займов, государство способствует правильной организации сбережений, создает условия для достижения сбалансированности доходов и расходов населения и предприятий, приобретает рычаг для нормализации денежного обращения в стране.

Значение государственного кредита

значение государственного кредита бюджетного и муниципального


Государственные кредиты могут как обеспечить экономический рост, так и заложить бомбу под будущее благосостояние граждан

Государственный кредит – это один из самых распространенных инструментов пополнения денежных фондов в большинстве стран. Если еще век назад госзаймы были крайней мерой, то теперь легче перечислить государства, которые не берут госкредитов.

У современных экономистов нет однозначного мнения, хорошо это или плохо. С одной стороны, беря кредит, государственный бюджет вынужден тратить деньги на погашение долговых обязательств. Если госзаймы принимают хронический характер и не используются для роста экономики, то долги становятся тяжелым бременем.

С другой стороны, заемные средства позволяют инвестировать в промышленность и инфраструктуру без траты бюджетных средств.

Управление государственным кредитом

Управление государственным кредитом, связанное с обеспечением его деятельности в качестве заёмщика
, кредитора
и гаранта, является одним из направлений финансовой политики государства
. Совокупность действий государства по управлению государственным кредитом включает:

  • Обслуживание и погашение государственного долга;
  • Выпуск и размещение новых облигационных займов
    :
  • Поддержание вторичного рынка
    долговых обязательств;
  • Регулирование рынка государственного кредита;
  • Выработка порядка, условий и форм предоставления государством кредитов
    .

Целями управления государственным кредитом являются достижение экономических, социальных и политических целей, которые определяются современным состоянием социально-экономического развития страны, тенденциями и перспективами её развития.

Государственный кредит и государственный долг в России

Государственный кредит тесно связан с категорией государственного долга
. Увеличение заимствований государством ведет к росту государственного долга. Под государственным долгом Российской Федерации понимаются её долговые
обязательства
перед юридическими
и физическими
лицами, иностранными государствами, международными организациями
и иными субъектами международного права. Государственный долг обеспечивается всем находящимся в собственности государства имуществом, составляющим государственную казну.

Под государственным долгом субъекта Российской Федерации
понимают совокупность его долговых обязательств, которые обеспечиваются всем находящимся в собственности субъекта РФ имуществом, составляющим его казну.

Долговые обязательства Российской Федерации в рамках категории «государственный кредит» могут существовать в следующей форме:

  • Кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени Российской Федерации с кредитными организациями
    , иностранными государствами, международными организациями в пользу данных кредиторов;
  • Государственные долговые ценные бумаги
    , выпускаемые от имени Российской Федерации;
  • Договоры о предоставлении государственных гарантий
    Российской Федерацией, договоры поручительства Российской Федерации по обеспечению обязательств третьими лицами;
  • Соглашения и договоры
    , заключенные от имени Российской Федерации, о пролонгации
    и реструктуризации
    долговых обязательств государства прошлых лет;
  • Переоформление долговых обязательств третьих лиц
    в долговые обязательства Российской Федерации на основе принятых федеральных законов.
Читать также:  Административные правонарушения, связанные с деньгами, налогами и страхованием ценных бумаг, регулируются КоАП РФ. финансовые административные правонарушения, налоги и сборы, страхование рынка ценных бумаг. актуальная терминология

Сроки погашения долговых обязательств Российской Федерации и её субъектов не могут превышать 30 лет.

Какие функции выполняет госкредит

Государственный кредит – это кредитные отношения между государством и второй стороной. Ей может стать физлицо, юрлицо, международная компания и даже другое государство. 

Госкредит выполняет несколько функций.

Распределительная

С ее помощью государство формирует и использует централизованные денежные фонды. Проще говоря, если денег на покрытие текущих расходов бюджета не хватает, то их можно взять в долг. Это понятная на бытовом уровне задача.

Допустим, вы хотите построить дом. Но денег на это прямо сейчас нет, потому что нужно платить за аренду текущего жилья, коммунальные услуги и покупать продукты. Тогда вам прямая дорога в банк.

Если человек имеет стабильную работу и выглядит как надежный заемщик, ему легко получить средства. С государствами примерно та же история.

Но есть один нюанс. Заемные средства могут использоваться для развития экономики: реализации инфраструктурных или производственных проектов. А могут для решения различных социальных задач: выплаты пенсий, пособий и т. д.

Последняя практика критикуется многими экономистами как попытка  сохранить уровень жизни нынешнего поколения за счет следующих. Это тоже интуитивно понятно.

Когда обычный человек берет кредит на развитие своего дела или покупку ликвидного актива, способного вырасти в цене, это идет на пользу личным финансам. Когда человек берет займы «на жизнь», значит он тратит больше, чем зарабатывает. На уровне личных финансов это прямая дорога в долговую яму.

Регулирующая

Государственные кредиты связаны с перераспределением больших денежных масс. Считается, что рост госдолга приводит к росту процентных ставок, а его сокращение – к соответствующему снижению. Но эта зависимость до сих пор вызывает споры у экономистов.

Например, нобелевский лауреат Пол Кругман проанализировал данные Банка Англии. На их примере он доказал, что прямой связи между объемом госдолга и ростом процентных ставок нет. Правда, касается это только развитых экономик.

Регулирующей функции государственного кредита приписывают влияние на инфляцию. При помощи госзаймов проводят «стерилизацию экономики». То есть выводят излишек денежной массы с рынка, чтобы уменьшить инфляцию или сохранить нужный курс национальной валюты.

Контрольная

Здесь все просто. Контрольная функция государственного кредита –   использовать заемные средства на целевые нужды, а также следить за исполнением финансовых обязательств. То есть вовремя и в полной мере погашать долги.

Не обязательно идти в банк, чтобы получить деньги.  Кредит на карту
до 5 млн рублей можно быстро оформить в Совкомбанке. Для этого необходимо только заполнить заявку на сайте, и в кратчайшие сроки средства зачислят на ваш счет.

Как оформляют государственный кредит

Содержание таких договоров прописано в статье 817 ГК РФ
. В ней указаны требования к обязательным пунктам и условиям. Среди них сумма, срок, дата погашения, процент, порядок оспаривания договора, санкции за нарушения и т. д.

Заемщиком государственного кредита выступает само государство. Так что составлением договоров занимаются обычно федеральные органы власти. В них работают квалифицированные юристы, не имеющие проблем с грамотным оформлением бумаг.

Государство как кредитор

Государство может не только брать займы для покрытия своих расходов, но и одалживать деньги или выступать гарантом. Последнее значит, что государство берет на себя ответственность за выполнение обязательств, взятых третьими лицами.

Кого кредитует государство:

  • бюджеты нижестоящих органов государственной власти;
  • муниципальные и государственные предприятия;
  • юридические лица;
  • бюджетные учреждения.

У последних нет права обращаться за заемными средствами в банки. Источником кредитных средств для них может выступать только федеральный или региональный бюджет. Они же могут одалживать деньги юридическим лицам и предприятиям.

Бюджетный кредит – это средства, предоставляемые на возмездной или безвозмездной основе другим бюджетам или юридическим лицам.

Предоставлять бюджетные кредиты может как федеральная власть, так и субъекты регионов РФ. Также кредитовать можно не только собственные регионы и предприятия, но и иностранные государства.

Виды и формы государственного кредита

Государственный кредит может быть разным в зависимости от формы размещения и источников средств:

  • внешний — кредиторами выступают иностранные государства, международные организации и т. д.;
  • внутренний — кредиторами выступают физические и юридические лица самого государства;
  • централизованный — заем средств федеральными властями;
  • субфедеральный — кредит берет субъект Федерации;
  • муниципальный — кредит берет муниципальное образование;
  • краткосрочные
    (до года), среднесрочные (от года до пяти лет), долгосрочные (от пяти до 30 лет включительно).

Принципы и порядки предоставления бюджетных кредитов, как и безвозвратные расходы бюджета, четко регламентируются, следуя общему неписаному правилу, что финансировать из бюджета можно только то, что разрешено, а не то, что не запрещено.

Если рассматривать бюджетные кредиты внутри бюджетной системы России, то сейчас они разрешены не только по вертикали, когда Федерация кредитует регионы, а субъекты Федерации — муниципалитеты, но и по горизонтали — между регионами или муниципалитетами. Правда, практика последних еще не накопилась, а сама такая бюджетная новация была закреплена в законодательстве только в ковидное время 2020 года.

Кредиты регионам из федерального бюджета выдаются под символические 0,1% годовых, то есть реально они практически безвозмездны. Предоставление бюджетных кредитов регионам в большинстве случаев сопровождается подписанием соглашений, в которых прописываются и желаемые для Федерации показатели, которые должен достичь регион, а также определенные ограничения для него.

Некоторое время назад по инициативе президента появилась новая форма госдолга — инфраструктурные бюджетные кредиты, предоставляемые регионам на длительный срок (до 15 лет) под 3% годовых. Понятно, что в условиях высокой инфляции такие кредиты тоже практически ничего не стоят.

Фото:Shutterstock

Условия государственного кредита

В качестве заемщиков государства пользуются большой свободой действий. Хотя во многом их положение не отличается от взаимодействия обычных граждан с банками.

  1. Государство обеспечивает кредит имуществом, которое находится в собственности. Хотя это право кредитор не всегда может реализовать.
  2. Государство не обязано указывать причину, по которой привлекает заемные средства.
  3. Целью кредитования может быть восполнение дефицита бюджета. Эта причина часто встречается и у экономически развитых государств.

Сущность и функции государственного кредита

является важнейшим элементом государственных финансов.

Государственный кредит представляет собой отношения между государством в лице его органов власти и управления и юридическими и физическими лицами, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора или гаранта.

Государственный кредит является формой дополнительной мобилизации государством финансовых ресурсов для финансирования общегосударственных потребностей и выполнения своих функций.

Государственный кредит используется, как правило, для покрытия дефицита бюджета, так как эмиссия денег, менее эффективная мера. С помощью займа регулируется необходимое количество денег в обращении.

Государственный кредит как один из видов кредита имеет свои особенности и отличия.

1. Получают органы власти и управления.

Используется на покрытие бюджетного дефицита.

Государственные займы не имеют конкретного целевого характера.

Обеспечением служит все имущество, находящееся у государства.

Государственный кредит не предусматривает экономических санкций к государству.

Интересы кредиторов государства имеют иногда политические, экономические и другие обособленные цели.

Всегда является средством сокращения количества денег в обращении

1. Получают физические и юридические лица.

Используют, как правило, в процессе производства.

Как правило, имеет целевой характер.

В качестве обеспечения выступают конкретные ценности.

Срок возврата банковской ссуды строго регламентирован и его нарушение приводит к возникновению соответствующих санкций.

Экономические интересы участников совпадают.

Может быть причиной появления избыточной денежной массы

Отличия государственного и банковского кредита

Функциями государственного кредита являются:

а) перераспределительная, которая осуществляет формирование централизованных денежных фондов государства и их использование на принципах срочности, плотности, возвратности;

б) регулирующая, проявляется в проведении структурных реформ, реструктуризации экономики и т.п. Государство воздействует на заемщиков, которые обязаны обеспечивать эффективное применение бюджетных ссуд;

в) контрольная, которую осуществляют соответствующие институты на федеральном и муниципальном уровнях.

Государственный кредит имеет большое значение для формирования финансовых ресурсов государства. Место государственного кредита в системе распределительных отношений государства можно представить следующим образом (рис. 5.2).

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ ЧАСТЬ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ

Место государственного кредита в системе распределительных отношений государства

Договоры о предоставлении государственных кредитов РФ

ются Федеральным собранием в форме федерального закона в случаях:

если предусмотренные этими договорами государственные кредиты не включены в программу предоставления РФ государственных кредитов и предоставляемые по ним средства превышают сумму, эквивалентную 10 млн. долларов США, на весь срок кредита;

если исполнение таких договоров требует увеличения предельного объема предоставляемых государственных кредитов, утвержденных федеральным законом о федеральном бюджете;

других, предусмотренных законодательством.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *