ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ КАК ЗВЕНО ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ

Инна Смирнова

Эксперт по предмету «Государственное и муниципальное управление»

преподавательский стаж — 15 лет

Государственные и муниципальные финансы – это элемент финансово-кредитной системы государства, посредством которого осуществляется финансирование деятельности государственных и муниципальных органов управления и мероприятий по реализации социально-экономической политики.

Сущность и назначение государственных и муниципальных финансов

Для осуществления государственного и муниципального управления обязательным условием является наличие финансовых ресурсов, находящихся в собственности государства, региональных и муниципальных властей.

Государственные и муниципальные финансы формируют основу функционирования государственных и муниципальных органов власти. Наличие необходимого количества денежных средств обеспечивает государству возможность реализации его функций, поддержку народного хозяйства, проведение научных исследований и обеспечение обороноспособности.

Государственные и муниципальные финансы выступают в качестве мощного рычага, посредством которого осуществляется макроэкономическое регулирование. Использование инструмента государственных и муниципальных финансов обеспечивает решение государством и муниципальными властями следующих задач:

Использование государственных и муниципальных финансов оказывает влияние на все стороны социально-экономического развития государства, его регионов и муниципальных образований.

Уровни государственных и муниципальных финансов

В Российской Федерации структура финансовых ресурсов государства и муниципальных образований определяется его федеративным устройством. При этом государственные финансы подразделяются на два уровня:

В состав федеральных финансов входят:

«Государственные и муниципальные финансы» 👇

В состав региональных финансов входят:

Муниципальные финансы признаются низовым уровнем финансовой системы и обеспечивают наличие самостоятельного структурного ее уровня.

Муниципальные финансы включают:

Между уровнями финансовой системы существует тесная взаимосвязь, образующая ее единство.

Основы финансовой системы формируют взаимосвязанные бюджеты различных уровней: федерального, регионального и муниципального.

Взаимосвязь бюджетов различных уровней обусловлена высокой степенью дифференциации развития различных территориальных единиц и дефицитностью региональных и муниципальных бюджетов. Реализация принципа сбалансированности бюджетов обуславливает существование системы перераспределения средств из федерального бюджета в пользу региональных и муниципальных.

Функциональное назначение государственных и муниципальных финансов

Государственные и муниципальные финансы играют важнейшую роль в системе государственного и муниципального управления, обеспечивая денежными средствами реализацию их функций.

Государственные и муниципальные финансы охватывают те денежные отношения, которые возникают в связи с распределением и перераспределением созданного обществом совокупного продукта, аккумулирующегося в распоряжении органов государственного и муниципального управления для покрытия расходов, обеспечивающих реализацию государственных и муниципальных функций.

На государственные и муниципальные финансы возлагается реализация:

Государственные и муниципальные финансы обеспечивают решение задач социально-экономического развития государства, его регионов и муниципальных образований. Недостаточность государственных и муниципальных финансов отрицательно сказывается на развитии территориальных единиц, социальной напряженности в обществе.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Государственный кредит

Любое государство может быть как кредитором, так и заемщиком. При этом выдать и получить деньги в долг могут как физические лица, так и международные корпорации. К государственным кредитам прибегают правительства всех стран. Таким способом им удается сохранить экономическую стабильность или, наоборот, простимулировать производство и население к активности. Что такое государственный кредит, какие у него функции и особенности, разобрался специалист сервиса Бробанк.


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ КАК ЗВЕНО ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ

В чем суть государственного кредита

Государство может выступать как в роли кредитора, так и дебитора. Государственный кредит – это способ регулирования экономического развития страны со стороны государства. Госзайм влияет на обращения денег, процентные ставки и курсы валют.

Государственный кредит возникает при дефиците бюджета. При недостатке доходов, правительство может пойти двумя путями:

Займы покрывают разницу между расходами и поступлениями. Государственный кредит может принести пользу только в небольших объемах, так он стимулирует рост экономической деятельности. Если дефицит окажется слишком большим – это плохо скажется на бюджете.

Государственные займы чаще всего оформляют в виде ссуд частных и юридических лиц.

Зачем нужен госзайм

У государственного кредита несколько основных функций:

Распределительная функция оказывает влияние не только на текущее положение в стране, но и на последующие поколения. Госзаймы помогают распределить средства в зависимости от текущих потребностей экономики страны. Деньги от кредитования могут направить на реализацию проектов социального значения или производственного сектора. Некоторые экономисты считают, что оформление госркредитов для реаизации сиюминутных социальных задач – пагубная практика, которая может стать непосильной для очередного поколения.


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ КАК ЗВЕНО ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ

Доходы от госзаймов занимают второе место в формировании бюджета после налогов. Госкредиты позволяют растянуть время кредитования, поэтому стране не приходится увеличивать налоги, если в бюджете дефицит.

Государственный кредит нередко используют для переноса текущих расходы на последующие поколения налогоплательщиков. Это считается экономически обоснованным, если заемные деньги использует для оплаты капиталоемких проектов, которые принесут прибыль в будущем. Например, прокладка автомагистралей или развязок в мегаполисах – проект должен сэкономить деньги или принести доход, который будет направлен на погашение госдолга. Но если направлять средства на пенсии или пособия никакого эффекта не будет.

Регулирующую функцию реализовывают за счет определения процентных ставок. Когда правительство выходит на рынок заимствований она оказывает на него значительно влияние объемом проводимых сделок. Если государственный долг сокращается, процентные ставки снижаются. Продажа государственных ценных бумаг повышает ставки.

Госзаймы также используют для выведения из экономики излишков денег, то есть на проведение так называемой стерилизации экономики. Лишняя денежная масса может привести к росту инфляции, поэтому периодически правительство ее сокращает. Кроме того, более разумным с точки зрения макроэкономики считается стимулирование экономики за счет заимствований, а не эмиссии новых денег.

По мере выполнения регулирующей и распределительной функций возникает необходимость в контроле.

Контрольная функция обеспечивает своевременное погашение обязательств в полном объеме. Кроме того она обеспечивает эффективное и целевое использование заемных денег.

Без государственного кредитования невозможно эффективное развитие страны. Сумма государственного долга при этом указывает не на слабость экономики страны, а на высокий кредитный рейтинг.

Особенности кредитования

Государственный кредит по своей сути ничем не отличается от обычного займа. Но все же есть несколько особенностей:

Доходами от государственного займа обеспечивают развитие экономической, политической и социальной деятельности государства.

Если страна выступает в качестве кредитора, заемщик получает деньги из бюджета государства. Кредиторами могут быть местные органы власти всех уровней.

К государственным займам относят и те виды кредитования, которые заемщики оформляют в банках, если при этом кредит субсидирует государство на льготных условиях. Это, например, программы льготной или военной ипотеки.

Принять участие в кредитовании могут:

Предоставляют средства при кредитовании на добровольной основе.

Что учитывают при выдаче госкредита

При получении государственного кредита учитывают некоторые факторы:


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ КАК ЗВЕНО ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ

Государственный кредит, по сути, не отличается от обычного кредитования, разница только в масштабах.

Основные виды госкредитов

Государственные кредиты бывают:

Централизованные кредиты подразумевают выпуск облигаций федеральным госорганом. Децентрализованные займы находятся под контролем местных органов самоуправления и муниципалитета.

Государственный кредит по географическому признаку бывает внутренним и внешним:

По сроку различают три вида госзаймов:

Также государственные кредиты бывают единовременными и частичными. При единовременных выплатах долг образуется при завершении срока действия кредита.

Читать также:  Рост российского влияния на рубеже 19 и 20 веков, по мнению Плеве Витте

Частичные выплаты по госзайму можно реализовать по трем схемам:

Государственные кредиты различают по эмитенту. Им может стать:

По форме выплаты доходов госзаймы бывают:

В настоящее время процентно-выигрышные и беспроигрышные займы в РФ не выпускают.

Государственные кредиты выдают одним из трех способов:

По форме размещения выделяют добровольные, подписные и принудительные государственные займы. В РФ в настоящее время действуют только добровольные займы.

Также госзаймы бывают облигационные и безоблигационные. На текущий момент безоблигационные займы в РФ используют только на межправительственном уровне.

Плюс и минусы государственного займа

Преимущества государственного кредитования:


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ КАК ЗВЕНО ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ

Недостатки государственных займов:

Перед оформлением госкредита власти анализируют состояние экономики и возможности погашения задолженности. Если происходит увеличение размера налогов, страдает предпринимательство, а это приводит к ухудшению экономической ситуации в стране.

Принципы государственного кредитования

При государственном кредитовании должны быть соблюдены интересы обоих участников. Ключевые принципы финансовых отношений между сторонами:

Выполнение принципов делает государственный кредит выгодным для обеих сторон.

Управление госкредитом

Система управления государственным кредитом в России направлена на:

Чем лучше реализованы эти направления, тем меньше нагрузка на бюджет, а значит и вероятность дефицита.

Основные способы регулирования государственного долга:

Некоторые модели применяют одновременно, другие встречаются реже.

Увеличение внутреннего долга приводит к расходованию резервов банков и привлечению сбережений населения. Происходит рост обращающихся денег. Следствием становится уменьшением покупательной способности национальной валюты, которая приводит к инфляции.


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ КАК ЗВЕНО ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ

Сокращение долга государства, уменьшает количество обращающихся денег, что приводит к сдерживанию экономического роста. Для сглаживания негативных последствий Центробанк может проводить политику «дорогих» денег тогда, когда растет госдолг, или политику «дешевых» денег – во время сокращения задолженности. Государство для этих же целей использует и налоговую политику. Нагрузку повышают в период увеличения задолженности и снижают при погашении долговых обязательств.

Основные органы управления государственным кредитом – ЦБ РФ и Минфин. А главная цель управления госзаймами – достижение социальных, экономических и политических задач, которые определены перспективами и тенденциями развития государства.

9.1.
Сущность государственного( муниципального)
кредита и его классификация

9.3.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ (МУНИЦИПАЛЬНЫЙ) ДОЛГ

9.5.
УПРАВЛЕНИЕ
ГОСУДАРСТВЕННЫМ (МУНИЦИПАЛЬНЫМ) ДОЛГОМ.

Вопрос 9. Сущность государственного (муниципальног кредита и его классификация

Государство
как хозяйствующий субъект является
полноценны участником кредитных
отношений, которые опосредуют движет
денежных средств от кредитора к заемщику
на условиях возвратности и возмездности.

При
этом государство может выступать и в
роли кредитора, и в роли заемщика.

Государственный
(муниципальный) кредит функционирует
на тех же принципах, что и кредит в целом:
возвратность, срочность, обеспеченность,
платность, целевой характер.

Движение
публичных финансовых ресурсов в кредитной
форме составляет экономическое
содержание государственного
(муниципального) кредита и его специфику
по сравнению с другими формами.

Специфика
движения публичных финансовых ресурсов
в кредитной форме,
образования и использования на этой
основе денежных доходов участников
кредитных отношений обязывает выделить
государственный (муниципальный) кредит
в относительно самостоятельное звено
системы публичных финансов.

Относительность
самостоятельности
государственного (муниципального)
кредита выражена в том, что он:

1.
тесно
связан с бюджетом, как элемент межбюджетных
отношений,

2.
основной
источник покрытия дефицита бюджетов и
инструмент государственных (международных)
кредитных отношений.
Поэтому, например, в России основы
государственного (муниципального)
кредита регламентируются не только
нормами гражданского права, но и в
значительной мере нормами бюджетного
права.

3.
государственный
(муниципальный) кредит является формой
кредита в целом,
составляя его централизованную часть
и выделяясь из него тем, что
хотя
бы одним из участников кредитных
отношений выступает государство или
муниципальное образование.

Необходимость
государственного (муниципального)
кредита обусловлена рядом причин.

Во-первых,
потребность в кредите возникает
из-за разрыва по времени моментов
поступлений публичных доходов
осуществления публичных расходов в
процессе производства, распределения
и предоставления, общественных благ
(услуг). В
этом случае в ходе исполнения бюджета
появляются кассовые разрывы, для
устранения которых могут использоваться
бюджетные кредиты.

Во-вторых,
в связи с различием экономического,
финансового и налогового потенциа­лом
территорий
страны отдельные бюджеты бюджетной
системы могут деформироваться с
дефицитом, т.е. с превышением расходов
над доходами.
Для
покрытия такого внутреннего бюджетного
дефицита в качестве
одного
из источников обычно используются
кредитные методы.

В-третьих,
причиной внешних (международных,
межгосударственных) заимствований или
требований выступает соответственно
дефицит или профицит бюджета центрального
правительства страны. Государствен­ный

кредит
призван разрешить противоречие между
необходимостью осуществления крупных
государственных расходов и ограниченностью
ми
утренних
доходных источников.

Сущность
государственного (муниципального)
кредита как
звена системы публичных финансов
составляют
совокупность
денежных
отношений, возникающих в процессе
движения пуб­личных
финансовых
ресурсов в кредитной форм,. образование
и использование на этой основе доходов
участников кредитных отношений (органов
публичной власти, юридических и физических
лиц) в результате
приведения
в действие кредитных механизмов и
инструментов.

Источниками
публичных
финансовых ресурсов, которые совершают
движение
в кредитной форме, являются:

■ бюджетные
средства, аккумулируемые в бюджетной
системе страны;

■ средства
юридических и физических лиц, включая
иностран­ных, аккумулируемые органами
публичной власти через меха­низм
государственных (муниципальных) займов;

■ средства
иностранных государств;

■ средства
международных финансовых, в том числе
кредитных
организаций.

Кредитором
могут
выступать национальные органы
государственной и муниципальной власти,
правительства других стран и международные
финансовые (кредитные) организации,
юридические и физические лица, в том
числе иностранные.

Заемщиками
могут
быть те же участники кредитных отношений,
как правило, за исключением физических
лиц.

В
процессе кредитования у участников
образуется два
типа
доходов:

1)
у
кредиторов — собственные доходы в виде
процентов

2)
заемщиков
— привлеченные доходы в виде полученных
в пользование ссуженных средств, временно
замещающих собственные доходы.

Использование
кредитором процентных доходов обычно
не pрегламентируется
законодательными или нормативными
актами.

Использование
заемщиком ссуженной стоимости, как
правило, носит целевой характер, что
конкретизируется кредитным договором
(условиями займа) или нормами бюджетного
законодательства.

Кроме
общефинансовых механизмов и инструментов
в процессе государственного (муниципального)
кредитования применяется
специальный
инструментарий,
как
формы и методы заимствовании виды
бюджетных кредитов, виды обеспечения
бюджетных кредитов и займов, виды
государственных (муниципальных) облигаций
и других долговых ценных бумаг, способы
их размещения, купонный доход, дисконт,
процент и др.

Государственный
(муниципальный) кредит неоднороден по
составу. Его
можно классифицировать, разделить на
укрупненные
группы,
которые сами нередко имеют сложную
структуру.


По субъектному составу, в зависимости
от типа государственного устройства
страны,
государственный (муниципальный) кредит
может быть : федеральным,
региональным и
местным.


В
зависимости от
роли,
органы публичной власти участвуют в
кредитном процессе в качестве — кредитора
или заемщика,
выделяют:

■ государственные
(муниципальные) заимствования.

Бюджетные
кредиты —
это денежные средства, предоставляемые

возвратной
и возмездной основе бюджетом одного
уровня бюджетной системы страны бюджету
другого уровня, а также негосударственному
юридическому
лицу,
иностранному государству или иностранному
юри-дическому лицу. Бюджетные кредиты
в зависимости от направлений кредитных
ресурсов делятся: на внутренние
кредиты (межбюджетные
и юридическим лицам) и
внешние кредиты, или международные
долговые требования (межгосударственные
и юридическим лицам). В свою очередь
внешние (международные) долговые
требования подразделя­йся на следующие
виды: государственный
финансовый кредит, государственный
экспортный кредит, государственные
гарантии иностран­но государства.

Читать также:  КТО ОСУЩЕСТВЛЯЕТ УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ В РОССИИ

Государственные
(муниципальные) заимствования представляют
собой
передачу в распоряжение органов публичной
власти денеж­ных
средств,
которые заемщики в соответствии с
условиями займа обязаны
возвратить
кредитору в той же сумме и с уплатой
процента или дохода в иной форме. Основная
масса государственных (муниципаль­ных)
заимствований
осуществляется путем эмиссии ценных
бумаг.

Эмиссионные
ценные бумаги представляют
собой вид финансовых обязательств,
который,

во-первых,
закрепляет совокупность имуществен­ных
и
неимущественных прав, подлежащих
удостоверению, уступке;

во-вторых,
размещается пусками (эмиссией), имеет
равные объемы и сроки осуществления
прав внутри одного выпуска вне зависимости
от времени приобрете­ния
ценной
бумаги. Наиболее распространенный вид
государственных и
муниципальных
ценных бумаг — облигация.
Она
представляет собой эмиссионную ценную
бумагу, закрепляющую право ее держателя
на получение от эмитента облигаций в
установленный срок ее номиналь­ной
стоимости
и зафиксированного в ней процента или
иного дохода.

-Государственные
(муниципальные) заимствования в
зависимости от
места
происхождения кредитных ресурсов могут
быть:

внутренни­ми
(производятся
на национальном рынке и в национальной
валюте)

внешними,
или международными
(производятся
на внешних рынках и
в
иностранной валюте).

Заимствования
осуществляются в двух формах:
государственной
(муниципальных)
займов и прямых кредитов.
При
этом внешние заимствования могут быть
только государственными.

Государственные
(муниципальные) займы
отличаются видовым разнообразием.
Обычно
их классифицируют по ряду следующих
признаков.

1.
В
зависимости от типа держателей
государственных
(муниципальных) ценных бумаг различают
универсальные
и
специальные.

Универсальные
размещаются среди и юридических, и
физических лиц
а
вторые — только среди одного типа
держателей ценных бумаг. Если необходимо
быстрее и успешнее провести заемные
операции, то oосуществляют
выпуск универсальных займов, обеспечивая
широту охвата потенциальных покупателей
ценных бумаг.

Специальные
— если нужно защитить
интересы
каких-либо групп потенциальных держателей
ценных бумаг.

2.
По
способу обращения государственных
(муниципальных)
ценных бумаг займы подразделяются на
рыночные и
нерыночные.

Рыночные
ценные
бумаги свободно продаются и покупаются
на вторичной рынке. Наибольшее
распространение имеют рыночные займы.

Нерыночные
ценные бумаги
— не обращаются на вторичном рынке
после первичного их размещения. Нерыночные
займы выпускаются для аккумуляции в
бюджет денежных средств определенных
инвесторов (страховых компаний,
государственных
пенсионных фондов и др.).

3.
По
формам выплаты дохода государственные
(муниципальные) займы можно разделить
на
процентные, выигрышные, процентно/
выигрышные, беспроцентные (бездоходные),
с дисконтами , процентно-дисконтные,
твердодоходные.
Различия
между ними заключаются в форме
выплачиваемого дохода и условиях его
выплаты.

Держатели
облигаций
процентного займа
получают доход в виде про центов,
начисленных к номиналу, путем оплаты
купонов (ежеквартально, раз в полугодие,
ежегодно) или при погашении займа.

Владельцы
выигрышных
облигаций
получают доход не по всем ценным бумагам
а только по тем из них, на которые выпал
выигрыш.

Процентно/выигрышные
облигации
предполагают комбинацию выплаты
процентном, дохода по купонам и дохода
в форме выигрыша.

Беспроцентные
займы
обычно выпускаются под гарантию
предоставленного им конкретного
социального общественного блага
(строительство дорог
и
моста, другого социального объекта).

Беспроигрышные
займы
гарантируют выигрыш по каждому из ценных
бумаг в течение всего срока
обращения.

Дисконтные
займы
предполагают выплату дисконтного дохода
в виде разницы между ценой продажи
(погашения) облигации

Процентно-дисконтные
займы предполагают
комбинацию
процентных и дисконтных выплат.

Держа­ли
облигаций
по твердодоходному займу
получают на каждую ценную бумагу твердый
доход в абсолютной сумме.

4.
В
зависимости от способа определения
купонного дохода
выделяют государственные (муниципальные)
займы с
постоянным, фиксированным и переменным
купонными доходами.
В
первом случае процентный доход
устанавливается заранее, в соответствии
с условиями платы займа, и является
постоянным по годам. Фиксированные
займ
отличаются
от постоянных дифференциацией купонного
дохода по периодам. По
займам с переменным купонным доходом
процентный доход уделяется к заранее
установленной базе. Фиксация дохода
применяется в условиях стабильного
рынка, а метод переменного дохода — в
условиях нестабильности рынка, когда
установление твердого процента может
привести к повышенным процент­ам
расходам бюджета или к потере потенциальных
инвесторов.

5.
По
срокам выпуска (погашения) займы делятся
на
краткосрочные
(до одного года), среднесрочные (до пяти
лет) и
долго-точные
(более
пяти лет).

Как
уже отмечалось, кроме займов еще одной
формой государственных (муниципальных)
заимствований является прямой
кредит,
который
представляет собой средства, привлекаемые
органами публич­ной власти в качестве
заемных источников финансирования
публич­ных расходов. Такие кредиты
могут быть предоставлены государствен­ными
и коммерческими банками, другими
кредитными организациями, иностранными
государствами и банками, международными
финансо­выми организациями. В
Российской Федерации кредиты Банка
России запрещено использовать в качестве
источника покрытия дефици­та
бюджетов
всех уровней.

Значительная
часть территориальных (региональных и
местных) заимствований формируется за
счет кредитов коммерческих банков и
других кредитных организаций. Эти
кредиты предоставляются орга­нам
власти и местного самоуправления на
обычных рыночных условиях.

Кредиты,
предоставляемые органам государственной
власти иностранными государствами в
форме прямых кредитов и гарантий,
полу­чили название межгосударственных
(межправительственных) креди­тов.

Кредиты,
предоставляемые международными
финансовыми организациями, считаются
наиболее выгодными по условиям (срокам
и процентам) из всех видов внешних
заимствований.

Международный
кредит
по условиям предоставления может
выступать в виде связанного
и
несвязанного
(финансового)кредита.

Первый
тип международного кредита предоставляется
на конкретные программы и мероприятий,
т.е. имеет целевой характер.

Несвязанные
кредиты не имеют жесткой привязки к
конкретным целям.

Большая
часть международных кредитов имеет
связанный характер.

Соседние файлы в папке Лекции

Государственный
и муниципальный кредит
— это совокупность экономических
отношений между государством в лице
его органов власти и управления, с одной
стороны, и юридическими и физическими
лицами, с другой, при которых государство
выступает в качестве заемщика, кредитора
или гаранта.

При
государственном кредите неотъемлемым
участником являются федеральные и
региональные органы власти и управления,
при муниципальном кредите – органы
местного самоуправления. Кредитные
отношения, при которых государство
выступает как заемщик средств, — это
классическая форма государственного
и муниципального кредита. В современных
же условиях государство может выступать
и как кредитор, предоставляя кредиты
юридическим и физическим лицам, и как
гарант – в тех случаях, когда оно берет
на себя ответственность за выполнение
обязательств, взятых физическими и
юридическими лицами.

Основные
цели государственного и муниципального
кредита:

Как
экономическая категория государственный
и муниципальный кредит находится на
стыке двух видов денежных отношений —
финансов и кредита и совмещает их
особенности. В качестве звена финансовой
системы он обслуживает формирование и
использование централизованных денежных
фондов государства, т.е. бюджетную
систему РФ.

Государственный
и муниципальный кредит отличается от
других видов кредита. Так, если при
предоставлении банковского кредита в
качестве обеспечения обычно выступают
какие-то конкретные ценности — товары
на складе, незавершенное производство,
то при заимствовании средств государством
обеспечением кредита служит все
имущество, находящееся в его собственности,
имущество данной территориальной
единицы или какой-либо ее доход, поэтому
следует отличать государственный и
муниципальный кредит от банковского
кредита.

Читать также:  Распределение финансов через бюджет

Отличия
государственного и муниципального
кредита от банковского кредита:

Высшим
органом управления государственным и
муниципальным кредитом являются
законодательные органы власти.
Законодательные органы власти
устанавливают максимальные размеры
привлечения средств и размеры кредитования
за счет средств бюджета. Оперативное
управление государственным и муниципальным
кредитом возлагается совместно на
Министерство финансов и Центральный
Банк РФ, их территориальные подразделения
по субъектам РФ и муниципальным
образованиям.

Формы
государственного и муниципального
кредита:

1.
Государственные и муниципальные
гарантии, при которых государство
выступает в качестве гаранта.

Государственная
и муниципальная гарантия — это способ
обеспечения гражданско-правовых
обязательств, в силу которого гарант
дает письменное обязательство отвечать
полностью или частично за исполнение
лицом, которому дается государственная
и муниципальная гарантия, обязательств
перед третьими лицами.

Письменная
форма государственной и муниципальной
гарантии является обязательной.
Несоблюдение письменной формы
государственной и муниципальной гарантии
влечет ее недействительность (ничтожность).
Срок гарантии определяется сроком
исполнения обязательств, по которым
предоставлена гарантия.

Государственные
и муниципальные гарантии предоставляются,
как правило, на конкурсной основе. При
предоставлении гарантии обязательно
проверяется финансовое состояние ее
получателя.

Гарант
по государственной и муниципальной
гарантии несет субсидиарную или
солидарную ответственность. Гарант,
исполнивший обязательство получателя
гарантии, имеет право потребовать от
последнего возмещения сумм, уплаченных
третьему лицу по государственной и
муниципальной гарантии, в полном объеме
в порядке, предусмотренном гражданским
законодательством РФ.

Предоставление
и исполнение государственных и
муниципальных гарантий подлежит
отражению в долговых книгах (Государственной
долговой книге РФ, Государственной
долговой книге субъекта РФ, Муниципальной
долговой книге).

Государство
гарантирует вклады населения в
Сберегательном банке, при этом
гарантированные сбережения граждан
являются государственным внутренним
долгом РФ. Государство гарантирует
пенсионерам выплату базовой части
трудовой пенсии за счет средств
федерального бюджета РФ.

2.
Государственные и муниципальные займы,
при которых государство выступает либо
в качестве заемщика, либо в качестве
кредитора.

Основные
виды государственных и муниципальных
займов:

Государство
как кредитор может выдавать следующие
кредиты:

К
внешним кредитам относят внешние
долговые требования РФ.

Внешние
долговые требования РФ – это финансовые
обязательства иностранных государств
и иностранных юридических лиц перед РФ
как кредитором. Внешние долговые
требования РФ формируют долг иностранных
государств и иностранных юридических
лиц перед РФ. Крупнейшими внешними
должниками РФ являются следующие страны:
страны СНГ (в первую очередь, Украина,
Беларусь, Казахстан), Куба, Индия, Вьетнам,
Монголия, развивающиеся страны Африки.

Активность
государства в качестве заемщика служит
индикатором состояния его финансов.
Чем больше объем заимствований, тем
хуже обстоит дело с государственными
и муниципальными финансами. Чем выше
доля государственного долга в ВВП, тем
глубже кризис финансов государства.
Огромный долг как внутренний, так и
внешний свидетельствует о кризисе
финансов страны.

Различают:
1.государственные и муниципальные
внутренние заимствования, 2.государственные
и муниципальные внешние заимствования.

Внутренние
заимствования – это займы внутри страны
(от бюджетов других уровней, от населения,
от коммерческих банков и других).

Государственные
и муниципальные внутренние заимствования
используются для покрытия дефицитов
соответствующих бюджетов, а также для
финансирования расходов соответствующих
бюджетов в пределах расходов на погашение
государственных и муниципальных долговых
обязательств.

Внешние
заимствования – это займы за пределами
страны (от МВФ, от Парижского и Лондонского
клубов, от Всемирного банка и других).

Государственные
внешние заимствования РФ и субъекта РФ
используются для покрытия дефицита
федерального бюджета РФ и бюджетов
субъектов РФ, а также для погашения
государственных долговых обязательств
РФ и субъектов РФ. Муниципальные внешние
заимствования осуществлять нельзя в
соответствии с Бюджетным кодексом РФ.

В
РФ действует единая система учета и
регистрации государственных и
муниципальных заимствований. Р Ф, субъекты
РФ и муниципальные образования
регистрируют свои заимствования в
Министерстве финансов РФ.

Ежегодно
разрабатываются программы внутренних
и внешних государственных и муниципальных
заимствований. Эти программы являются
приложениями к бюджету соответствующего
уровня. На федеральном и региональном
уровне утверждаются программы внутренних
и внешних государственных заимствований,
а на местном уровне – только программы
внутренних муниципальных заимствований.

В
результате заемной деятельности
государства образуется государственный
и муниципальный долг.

Государственный
и муниципальный долг
– это долговые обязательства, принятые
на себя РФ, субъектом РФ или муниципальным
образованием.

Государственный
и муниципальный долг напрямую связан
с бюджетным дефицитом. Для покрытия
бюджетного дефицита выпускаются займы,
что приводит к последующему нарастанию
долговых последствий. Величина
государственного и муниципального
долга, как и дефицит бюджета, важнейший
показатель состояния экономики.

Виды
государственного и муниципального
долга:

1.
капитальный и текущий

Капитальный
долг – это совокупность долговых
обязательств государства на определенную
дату (на начало года).

Текущий
долг – это предстоящие платежи по
обязательствам, срок погашения которых
наступает в отчетном периоде (году).

2.
внутренний и внешний

Внутренний
долг – это долговые обязательства РФ,
субъекта РФ или муниципального
образования, выраженные в валюте РФ.

Внешний
долг – это долговые обязательства РФ
и субъекта РФ, выраженные в иностранной
валюте, перед иностранными юридическими
лицами, иностранными государствами,
международными организациями и иными
субъектами международного права.

Долговые
обязательства РФ и субъекта РФ могут
быть краткосрочными (менее одного года),
среднесрочными (от одного года до пяти
лет) и долгосрочными (от пяти лет до 30
лет включительно). Долговые обязательства
муниципального образования могут быть
краткосрочными (менее одного года),
среднесрочными (от одного года до пяти
лет) и долгосрочными (от пяти до 10 лет
включительно).

Управление
государственным и муниципальным долгом
– это совокупность мероприятий
государства по погашению и регулированию
суммы государственного и муниципального
долга, а также по привлечению новых
заемных средств.

Управление
государственным долгом РФ осуществляется
Правительством РФ или Министерством
финансов РФ. Управление государственным
долгом субъекта РФ осуществляется
высшим органом исполнительной власти
субъекта РФ или финансовым органом
субъекта РФ. Управление муниципальным
долгом осуществляется
исполнительно-распорядительным органом
муниципального образования в соответствии
с Уставом муниципального образования.

Учет
и регистрацию долговых обязательств
осуществляют в долговых книгах
(Государственной
долговой книге РФ, Государственной
долговой книге субъекта РФ, Муниципальной
долговой книге). Министерство
финансов РФ ведет государственные книги
внутреннего и внешнего государственного
долга РФ (Государственная долговая
книга РФ). Финансовыми органами субъекта
РФ и муниципального образования
осуществляется соответственно ведение
Государственной долговой книги субъекта
РФ и Муниципальной долговой книги.

Главным
методом управления государственным и
муниципальным долгом является
реструктуризация долга, которая
проводится в основном в отношении
внешнего государственного долга РФ и
субъектов РФ.

Реструктуризация
долга – это пересмотр условий погашения
долга.

Реструктуризация
долга может быть осуществлена с частичным
списанием (сокращением) суммы основного
долга.

Основные
методы управления государственным и
муниципальным долгом:

Следует
отметить, что вышеперечисленные методы
касаются в большей степени управления
внутренним государственным и муниципальным
долгом и отражают односторонние действия
государства в этом процессе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *