Инструменты влияния финансов общественного сектора на социальное неравенство и бедность

10.1. Причины
неравенства доходов в рыночной экономике.

В рыночной экономике
основная часть потребительских благ и
услуг реализуется как товары, а значит,
уровень потребления населения в первую
очередь зависит от уровня доходов.

Доходы представляют
собой совокупность полученных человеком
денежных средств, необходимых для
приобретения различных благ для личного
потребления.

Важно,
чтобы личный доход превышал прожиточный
минимум,
рассчитанный исходя из потребления
человеком минимально необходимого
набора благ и услуг, называемого
«потребительской
корзиной»
поэтому в условиях инфляции он непрерывно
меняется. О людях, потребление которых
ниже предусмотренного прожиточного
минимумом, принято говорить, что они
живут «за чертой
бедности».

Существуют
три главных источника доходов: заработная
плата, доходы от собственности (дивиденды,
проценты, рента) и социальные выплаты
(пенсии, пособия по безработице). В связи
с тем, что денежные доходы распределяются
неравномерно между людьми, семьями и
группами, имеет место дифференциация
доходов.
На степень равенства доходов влияет
множество обстоятельств разнонаправленного
действия. Здесь и доходы от собственности,
резко увеличивающие долю высшей группы
доходополучателей, и уровень, качество
образования, которые, напротив, сокращают
дифференциацию, и, наконец, степень
занятости населения и многое другое.
Немаловажное значение имеет и государство
— его социальная политика, если она
направлена на определенное перераспределение
доходов, на увеличение социальных
расходов.
С развитием
общества глубина дифференциации доходов
изменятся: на первоначальном этапе
рыночного развития она увеличивается,
на зрелой фазе уменьшается благодаря
социальной политике государства.

10.2. Критерии и
методы оценки дифференциации доходов.

Степень
равенства или неравенства статистически
определяется по распределению
индивидуальных доходов между определенными
категориями населения. Все население
страны делят по уровню личных доходов
на какое-то количество групп (5, 10, 20) и
определяют долю каждой в общем объеме
личных доходов населения. Важнейший
общий показатель, на основе которого
сравнивают степени дифференциации
доходов, — коэффициент Джини (его еще
называют индексом концентрации доходов
населения). Этот коэффициент характеризует
степень отклонения реального распределения
доходов от идеального (равномерного),
когда на долю каждой группы доходополучателей
приходилась бы точно такая же доля
совокупного дохода или потребления.
Коэффициент Джини равняется нулю при
абсолютном равенстве и ста процентам
(или единице) при совершенном неравенстве.
Чем ближе этот коэффициент к ста, тем
более неравномерно распределение
доходов в стране.

Таблица
10.1. Величина коэффициента Джини (с 1961
по 1996 год) в высокоразвитых странах, в
странах развивающегося мира и в России.

Инструменты влияния финансов общественного сектора на социальное неравенство и бедность

Как
видим, развитые страны отличаются
гораздо более высокой степенью равенства
в распределении доходов, нежели
латиноамериканские. Коэффициент Джини
в странах Европы колебался в пределах
25-35% (самым низким он был в Швеции). Правда,
с середины 70-х годов этот показатель
заметно вырос в Великобритании и США
(в США он превысил 40%). Что касается
латиноамериканских стран, то коэффициент
Джини там выше уровня европейских в
полтора-два раза и достигает 50-60% —
свидетельство крайне неравномерного
распределения доходов в этих государствах.
Коэффициент Джини в России (по данным
Всемирного банка за 1996 год), хотя и не
поднялся до уровня Бразилии или Мексики,
тем не менее одинаков с Венесуэлой и
говорит о высокой степени неравномерности
распределения доходов в нашей стране.

Табл.
10.2. Разрыв между величиной доходов,

Инструменты влияния финансов общественного сектора на социальное неравенство и бедность

приходящихся на долю 10% самой низкой
группы доходополучателей и 10% самой
высокой группы, изтаблицы
Всемирного банка (из «Доклада о мировом
развитии-2002»).

В
развитых странах разрыв в доходах высшей
и низшей групп достиг своего максимума
(в 16 раз — только в США) и колебался в
пределах 6-10 раз. А вот в странах Латинской
Америки этот разрыв составляет десятки
раз. К сожалению, и Россия оказалась в
том же ряду: на долю высших 10%
доходополучателей приходилось в 23 раза
больше доходов, нежели на долю низших
10%. (Наша официальная статистика приводит
иной показатель — 14,5. Однако, по мнению
экономистов, с учетом сокрытия доходов
разрыв составляет все же 23-25 раз, то есть
соответствует показателю Всемирного
банка.)

Рыночная
система влечет за собой значительное
неравенство в распределении доходов
между различными слоями населения. С
целью смягчения этого неравенства
государство проводит социальную
политику, главным содержанием которой
является перераспределение доходов
между отдельными категориями населения.

Под
доходами населения понимается сумма
денежных средств и материальных благ,
полученных или произведенных домашними
хозяйствами за определенный промежуток
времени. Роль доходов определяется тем,
что уровень потребления населения прямо
зависит от уровня доходов.

Денежные
доходы населения включают все
поступления денег в виде оплаты труда
работающих лиц, доходов от предпринимательской
деятельности, пенсий, стипендий, различных
пособий, доходов от собственности в
виде процентов, дивидендов, ренты (по
вкладам, ценным бумагам, недвижимости)
от продажи продукции сельского хозяйства
и различных изделий, доходов от оказанных
на сторону различных услуг, а также
страховые возмещения, ссуды, доходы от
продажи иностранной валюты и др. 
Натуральные доходы включают прежде
всего продукцию, произведенную домашними
хозяйствами для собственного потребления.

Совокупные
доходы представляют собой общую сумму
денежных и натуральных доходов по всем
источникам их поступления с учетом
стоимости бесплатных или льготных
услуг, оказываемых за счет социальных
фондов.

Номинальные
доходы характеризуют уровень денежных
доходов независимо от налогообложения
и изменения цен.  Располагаемые
доходы — это номинальные доходы за
вычетом налогов и других обязательных
платежей, т.е. средства, используемые
населением на потребление и сбережение.
Для измерения динамики располагаемых
доходов применяется показатель «реальные
располагаемые доходы», рассчитываемый
с учетом индекса цен.  Реальные
доходы характеризуют номинальные
доходы с учетом изменения розничных
цен (и тарифов).  Реальные располагаемые
денежные доходы определяются исходя
из денежных доходов текущего периода
за минусом обязательных платежей и
взносов, скорректированных на индекс
потребительских цен.

Заработная
плата — это цена трудовых услуг,
предоставляемых наемными работниками
разных профессий при реализации их
деловой активности.   Номинальная
заработная плата  — это сумма
денег, полученная работником за
определенный промежуток времени (неделю,
месяц и т.д.).  Реальная заработная
плата — это номинальная заработная
плата с учетом движения розничных цен
(и тарифов). Так, повышение номинальной
заработной платы на 15% приросте уровня
розничных цен на 10% дает прирост реальной
заработной платы на 5%. Номинальная
заработная плата может повыситься, а
реальная понизиться, если цены на товары
и услуги растут быстрее, чем номинальная
заработная плата.

Функциональное
распределение доходов происходит между
владельцами факторов производства.
Однако в реальной жизни многие из
факторных доходов переплетаются
(например, участие наемных работников
в прибыли предприятия) и перераспределяются
(как в случае с социальными трансфертами).

Главными
составляющими денежных доходов населения
являются оплата труда, доходы от
предпринимательской деятельности и
собственности, а также социальные
трансферты (пенсии, стипендии и т.д.).

Соотношение
в денежных доходах населения доли
заработной платы и социальных трансфертов
играет важную роль в трудовой мотивации.
При преобладании оплаты труда в
формировании общей суммы доходов обычно
развивается предприимчивость, инициатива,
тогда как при повышении роли социальных
трансфертов нередко усиливается
психология иждивенчества.

Различия
в уровне доходов на душу населения или
на одного занятого называются
дифференциацией доходов. Для
количественной оценки дифференциации
доходов применяются различные показатели.
Степень неравенства доходов отражает
кривая Лоренца (рис. 28.1), при построении
которой по оси абсцисс откладывали доли
семей (в % от общего их числа) с
соответствующим процентом дохода, а по
оси ординат — доли доходов рассматриваемых
семей (в % от совокупного дохода).

Инструменты влияния финансов общественного сектора на социальное неравенство и бедность

Теоретическая
возможность абсолютно равного
распределения дохода представлена
биссектрисой, которая указывает на то,
что любой данный процент семей получает
соответствующий процент дохода. Это
значит, что если 20, 40, 60% семей получают
соответственно 20, 40, 60% от всего дохода,
то соответствующие точки будут расположены
на биссектрисе. Кривая Лоренца
представляет собой кумулятивное
распределение численности населения
и соответствующих этой численности
доходов. В результате она показывает
соотношение процентов всех доходов и
процентов всех их получателей. Если бы
доходы распределялись равномерно, т.е.
10% получателей имели бы десятую часть
доходов, 50% — половину и т.д., то такое
распределение имело бы вид  линии
равномерного распределения. 
Неравномерное распределение характеризуется
кривой Лоренца, т.е.  линией
фактического распределения, 
отстоящей от прямой тем дальше, чем
больше дифференциация. Например, 20%
населения с самыми низкими доходами
получили 5% общего дохода, 40% с низкими
доходами — 15%и  т.д.

Читать также:  Карта по теме финансы

Заштрихованная
область между линией абсолютно равного
распределения и кривой Лоренца указывает
на степень неравенства доходов: чем
больше эта область, тем больше степень
неравенства доходов. Если бы фактическое
распределение доходов было абсолютно
равным, то кривая Лоренца и биссектриса
совпали бы.

Одним
из наиболее часто употребляемых
показателей дифференциации доходов
является квинтильный (децильный)
коэффициент, выражающий соотношение
между средними доходами 20% (10%) наиболее
высокооплачиваемых граждан и средними
доходами 20% (10%) наименее обеспеченных.

Для
характеристики распределения совокупного
дохода между группами населения
применяется индекс концентрации
доходов населения (коэффициент Джини).
Чем больше этот коэффициент, тем сильнее
неравенство, т.е. чем выше степень
поляризации общества по уровню доходов,
тем коэффициент Джини ближе к 1. При
выравнивании доходов в обществе этот
показатель стремится к нулю. Коэффициент
Джини рассчитывается по формуле:

где
S — нарастающие проценты
денежного дохода; (Fi
– Fi–l)—
доля населения, относящегося к  i
– му  интервалу; Si–l
, Si
-доля суммарного дохода, приходящегося
на начало и конец i -го
интервала.

Объем
доходов каждой интервальной группы
определяется на основании кривой
распределения населения по размеру
среднедушевого дохода путем умножения
середины доходного интервала на
численность населения в этом интервале.

Государственная
политика доходов является составной
частью  социальной политики и
направлена на решение двух главных 
задач: оказание прямой помощи наиболее
уязвимым слоям населения через систему
социального обеспечения и нейтрализацию
инфляционного обесценивания доходов
и сбережений населения.

Государственная
политика доходов заключается в
перераспределении их через госбюджет
путем дифференцированного налогообложения
различных групп получателей дохода и
социальных выплат. При этом значительная
доля национального дохода переходит
от слоев населения с высокими доходами
к слоям с низкими доходами. Ныне все
развитые страны мира создали системы
социальной поддержки малоимущих.

Социальные
трансферты — это система денежных
или натуральных выплат населению, не
связанных с его участием в хозяйственной
деятельности в настоящее время или в
прошлом. Целью социальных трансфертов
является гуманизация отношений в
обществе, предотвращение роста
преступности, а также поддержание
внутреннего спроса.

Государство,
организуя через бюджет перераспределение
доходов, решает проблему повышения
доходов малоимущих слоев населения,
создает условия для нормального
воспроизводства рабочей силы, способствует
ослаблению социальной напряженности
и т.д. Степень воздействия государства
на процесс перераспределения доходов
можно измерить объемом и динамикой
расходов на социальные цели за счет
центрального и местных бюджетов, а также
размером налогообложения доходов.

Возможности
государства в перераспределении доходов
во многом ограничиваются бюджетными
поступлениями. Наращивание социальных
расходов сверх налоговых поступлений
ведет к превращению их в мощный фактор
роста бюджетного дефицита и инфляции.
Увеличение социальных расходов
госбюджета, даже в пределах полученных
доходов, ведет к чрезмерному росту
налогов, способному подорвать рыночные
стимулы.

Механизм
социальных трансфертов включает изъятие
в форме налогов части доходов у средне-
и высокодоходных слоев населения и
выплату пособий наиболее нуждающимся
и инвалидам, а также пособий по безработице.
Государство перераспределяет доходы
также путем изменения цен, устанавливаемых
рынком, например, гарантированием цен
фермерам и введением минимальных ставок
заработной платы.

Государство
непосредственно вмешивается в первичное
распределение денежных доходов и нередко
устанавливает верхний предел увеличения
номинальной заработной платы. Экономическое
значение государственного регулирования
заработной платы определяется тем, что
ее изменение оказывает влияние на
совокупный спрос и издержки производства.
Политика доходов используется государством
для сдерживания роста заработной платы
в целях снижения издержек производства,
повышения конкурентоспособности
национальной продукции, поощрения
инвестирования, сдерживания инфляции.
Государство, проводя антиинфляционную
политику, может временно централизованным
путем устанавливать долгосрочный предел
роста заработной платы с учетом общих
потребностей экономического и социального
развития.

Наиболее
эффективным средством государственного
регулирования заработной платы в странах
с рыночной экономикой является определение
гарантированного минимума (или ставки).
Именно исходя из минимальных размеров
оплаты труда и ведутся переговоры между
руководителями компаний и профсоюзами
о заключении коллективных договоров
на различных уровнях, начиная от
предприятий и кончая отраслями. В этих
документах также оговариваются различные
премии и доплаты, дифференциация
заработной платы по отраслям, в зависимости
от уровня квалификации.

В
России с 1991 г. действует периодически
пересматриваемый минимальный размер
оплаты труда (МРОТ). В условиях высокой
инфляции в первой половине 90-х гг. данный
показатель утратил связь с прожиточным
минимумом.

В
1994—1999 гг. МРОТ колебался в пределах
10—20% от прожиточного минимума и поэтому
в небольшой степени влиял на реальную
оплату труда лишь в бюджетной сфере.

Значительное
влияние на уровень реальных доходов
населения оказывает инфляция. Поэтому
одним из важнейших условий рационального
государственного регулирования доходов
является учет роста цен на потребительские
товары (включая тарифы на услуги
населению).

Особое
значение имеет проблема защиты денежных
доходов (заработной платы, пенсий,
пособий) от инфляции. С этой целью
применяется индексация, т.е. установленный
государством механизм повышения денежных
доходов населения, позволяющий частично
или полностью возместить ему удорожание
потребительских товаров и услуг.
Индексация доходов направлена на
поддержание покупательной способности,
особенно социально уязвимых групп
населения с фиксированными доходами —
пенсионеров, инвалидов, неполных и
многодетных семей, а также молодежи.

В
России индексация денежных доходов
установлена законом от 24 октября 1991 г.
и распространяется на заработную плату
работников бюджетной сферы, а также на
пенсии, стипендии и пособия.

Индексация
доходов имеет и существенные недостатки.
Так, она может отрицательно сказаться
на стремлении к более напряженному
труду, а также не способствует проведению
антиинфляционных мер.

Важным
направлением в социальной политике при
решении вопросов защиты личных доходов
является поддержка бедных слоев
населения. Бедность можно рассматривать
как экономическое состояние части
общества, при котором определенные слои
населения не имеют минимальных по нормам
данного общества средств к существованию.
Состояние бедности характеризуется
достаточно длительным отсутствием
ресурсов, которые не могут быть
компенсированы ни предыдущими
сбережениями, ни временной экономией
на приобретении дорогостоящих товаров
и услуг. Решающее значение в социальной
защите этих слоев населения имеет
развитая система денежных и натуральных
пособий. Такая система существует во
всех странах с рыночной экономикой и
служит важным социальным амортизатором,
смягчающим многие негативные последствия
ее развития.

Для
отнесения определенных категорий
населения к числу имеющих право на
получение социальной помощи используются
показатели, определяющие уровень (порог)
бедности.

Абсолютная
черта бедности    — это
минимальный уровень жизни, определяемый
на основе физиологических потребностей
человека в продуктах питания, одежде и
жилье, т.е. на основе набора (корзины)
товаров и услуг, достаточных для
удовлетворения основных потребностей
человека. В России абсолютная черта
бедности совпадает с прожиточным
минимумом.

Прожиточный
минимум представляет собой
натуральный набор продуктов питания,
обеспечивающих минимально необходимое
количество калорий, а также расходы на
непродовольственные товары и услуги,
налоги и обязательные платежи,
соответствующие по структуре затрат
на эти цели бюджета низкодоходных семей.
В России продуктовые наборы, используемые
в расчетах прожиточного минимума,
дифференцированы по различным
социально-демографическим группам
(мужчины и женщины трудоспособного
возраста, пенсионеры, дети до и после 6
лет). Минимальная продовольственная
корзина дифференцирована по восьми
природно-климатическим зонам России;
она включает 35 наименований продуктов
питания (общей калорийностью 2300 ккал.
в сутки) и 79 непродовольственных товаров.
Часто прожиточный минимум называют
чертой бедности.

Относительная
черта бедности показывает, сколько
стоит минимальная потребительская
корзина (черта бедности) относительно
среднего уровня достатка в данной стране
(регионе). Так, в России относительной
чертой бедности является уровень
доходов, составляющий менее 40% от среднего
дохода в данном регионе, в странах —
членах ЕС — менее 50% средних суммарных
расходов домашних хозяйств по стране.

Бедность
также характеризуется распространенностью
(число бедных) и глубиной. Глубина
бедности — это среднее отклонение
доходов семей от величины прожиточного
минимума. Так, в России в среднем для
бедного это отклонение в 90-х гг. составляло
более 40% (в Эстонии — 25%, в Польше и Венгрии
— 20%), т.е. бедность в нашей стране
отличалась большей глубиной, чем в
странах Центральной и Восточной Европы.

Дефицит
дохода оценивается как величина
дополнительных средств, необходимых
для доведения доходов бедных слоев
населения до уровня прожиточного
минимума. Для общества относительное
бремя расходов на поддержку бедных
слоев населения определяется тем,
насколько высоко над чертой бедности
находятся доходы средних граждан, т.е.
насколько велик дефицит доходов по
отношению к ВВП. Так, совокупный дефицит
доходов населения по отношению в ВВП
составлял в 1997 г.: в России — 3%; Эстонии
— 2,7; Польше — 0,6 и Венгрии — 0,2%.

Читать также:  УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВ АДМИНИСТРАЦИИ ЛЬГОВСКОГО РАЙОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Для
количественной оценки бедности и
социальной дифференциации в целом
используются также более широкие по
набору товаров и услуг, чем прожиточный
минимум, показатели минимального и
рационального потребительского бюджета.

Минимальный
потребительский бюджет представляет
собой социальный минимум товаров и
услуг в объеме, необходимом для обеспечения
нормальной жизнедеятельности человека.
В России этот бюджет составлен на основе
более 200. товаров и услуг, в том числе 80
продуктов питания. Структура минимального
потребительского бюджета, %: питание —
45,1; непродовольственные товары —
39,0;услуги — 13,2; налоги и сборы — 2,7.

Рациональный
потребительский бюджет отражает
потребление товаров и услуг, обеспеченность
домашних хозяйств предметами
культурно-бытового и хозяйственного
назначения в соответствии с научно
обоснованными нормами удовлетворения
рациональных потребностей человека.
Рациональный потребительский бюджет
отличается от минимального по структуре
затрат — в частности, в нем существенно
ниже доля затрат на питание. Его
составляющие таковы, %: продукты питания
— 30; непродовольственные товары — 47
(из них ткани, одежда, обувь — 20, мебель,
предметы культуры и быта — 18, прочие
товары — 9%); все услуги—23.

Дифференциация
населения по уровню доходов на основе
прожиточного минимума и минимального
потребительского бюджета позволяет
выделить следующие группы с разным
уровнем материальной обеспеченности:

1)
«бедные» семьи, душевой доход в которых
ниже или соответствует прожиточному
минимуму;

2)
«малообеспеченные» семьи, душевой доход
в которых находится в интервале между
прожиточным минимумом и минимальным
потребительским бюджетом;

3)
«обеспеченные» семьи, душевой доход в
которых находится в интервале между
минимальным потребительским бюджетом
и рациональным потребительским бюджетом;

4)
«богатые» семьи, уровень душевого дохода
в которых выше рационального
потребительского бюджета.

В
России во второй половине 90-х гг. на
бедные семьи приходилось 30—35% населения,
малообеспеченные — 35—40, обеспеченные
— 20—25, состоятельные и богатые — 6—6,5%.

При
определенных предположениях о функции
общественного благосостояния
(аддитивность; убывающая предельная
полезность по доходу; индивидуальные
функции полезности одинаковы и ставят
полезность в зависимость только от
дохода индивида) она достигает своего
максимума в условиях полного равенства.
Поэтому любое снижение неравенства,
вызванное перераспределением дохода,
приводит к росту общественного
благосостояния.

Экономистов
в первую очередь интересует неравномерное
распределение общественного богатства
или ресурсов, которыми располагают
граждане страны, т.е. социальное
неравенство.

Говоря
о социальном неравенстве,
имеется в виду прежде всего наличие в
обществе богатых и бедных людей. Однако,
относя того или иного человека к категории
«богатых», стоит руководствоваться
не только и не столько размером получаемого
им дохода,
сколько уровнем его богатства.

Индивидуальное
богатство может принимать три основные
формы:

1)
«физическое» богатство — земля, дом
или квартира, автомобиль, бытовая
техника, мебель, произведения искусства
и драгоценности и другие потребительские
блага;

2)
финансовое богатство — акции, облигации,
банковские депозиты, наличные деньги,
чеки, векселя и т. п.;

3)
человеческий капитал — богатство,
воплощенное в самом человеке, созданное
в результате воспитания, образования
и опыта (т. е. благоприобретенное), а
также полученное от природы (талант,
память, реакция, физическая сила и т.
п.).

В
самом общем виде уровень социального
неравенства определяется различиями
в объемах и структуре индивидуального
богатства, а также в способах его
получения и использования. Например,
для одних людей основным источником
физического и финансового богатства
становится накопление дохода в
предшествующие периоды времени,
связанное, соответственно с ограничением
в объемах и структуре потреблении
товаров и услуг. Другие получают эти
формы индивидуального богатства по
наследству. Или другой пример — богатые
члены общества получают доступ к таким
благам и услугам, например в сфере
образования, потребление которых
приводит к увеличению их индивидуального
богатства в форме человеческого капитала.

Для
количественной оценки неравенства
можно использовать ряды распределения
населения по уровню среднедушевого
совокупного денежного дохода.

Совокупный
доход каждого человека складывается
из многих, самых разнообразных компонент,
причем представить в денежной форме
можно далеко не каждую из них. В общем
виде совокупный доход определяется как
сумма:

YF
= YM
+ YN,

где
YF
— совокупный доход индивида; YM
— денежный доход, получаемый из всех
возможных источников (зарплата, проценты
и дивиденды, предпринимательский доход,
доходы от аренды и др.); YN
— доход, получаемый в неденежной форме
(удовлетворение от работы, использование
физического капитала и наслаждение
досугом).

При
заданных ценах совокупный доход есть
не что иное, как мера возможностей
каждого человека в потреблении им
различных благ (как товаров и услуг, так
и свободного времени). Подобный
теоретический подход нашел свое выражение
в известном определении Саймонса1:
«Индивидуальный доход можно определить
как алгебраическую сумму (1) реализованного
потребления (в его рыночной оценке) и
(2) изменения в объеме располагаемого
богатства на начало и на конец периода».
Доход, таким образом, может расти, даже
если фактическое потребление снижается
— это выбор самого индивида. Доход растет,
если растет потенциальная возможность
потребления.

Определение
Саймонса, по мнению экономистов важно
потому, что оно включает многие виды
дохода, которые, как правило, не учитываются
традиционной статистикой, например
следующие.

1.
Неденежные выгоды,
получаемые от работы.
Иногда их можно выразить в рыночных
ценах (например, путевка в дом отдыха,
оплаченная предприятием).

2.
Собственная продукция.
Товары и услуги, произведенные в свободное
от работы время для себя, имеют рыночную
цену.

3.
Вмененная рента.
Стоимостная оценка «услуг»,
получаемых человеком за счет принадлежащих
ему товаров длительного пользования.
В первую очередь это проживание в
собственном доме (квартире) — в противном
случае пришлось бы вносить ежемесячную
арендную плату.

4.
Приобретение или
потеря части богатства,
в соответствии с определением Саймонса,
также должны включаться в совокупный
доход (со знаком плюс или минус
соответственно).

Однако
ясно, что определение Саймонса, с
теоретической точки зрения весьма
разумное, на практике оказывается
неприменимым. Поскольку мы не можем
оценить в денежном выражении удовлетворение
от работы и досуга, а также многие другие
неденежные выгоды.

В
экономической статистике в качестве
изучаемого признака обычно используют
среднедушевой денежный доход семьи.
Однако в этом случае остается открытым
вопрос: как на самом деле распределяется
доход внутри семьи, действительно ли
все ее члены получают поровну, или
существует «внутрисемейное»
неравенство»?

Другой
вопрос: какой период выбрать для оценки
доходов? Проблема возникает в связи с
тем, что доходы, как правило, поступают
неравномерно. Многие виды работ в
экономике носят сезонный характер и
соответственно характеризуются сезонными
заработками. Доходы от капитала также
обычно поступают неравномерно.

Третья
проблема — различия в уровне цен между
регионами, особенно характерные для
стран с большой территорией и недостаточно
развитыми рыночными отношениями.

Наконец,
четвертая проблема — это качество
статических данных, получаемых в ходе
бюджетных следовании семей и домохозяйств.
Семьи, высказавшие добровольное согласие
предоставить в распоряжениe органов
государственной статистики информацию
своих доходах и расходах и их структуре,
— это, как правило, низко- и среднедоходные
семьи.

Однако
даже если представить себе, что
дифференциация денежных доходов оценена
строго, нельзя считать этот показатель
адекватным отражением неравенства в
обществе.

На
самом деле, два индивида с разным уровнем
дохода могут оказаться «равными»,
и наоборот, два человека с одинаковым
доходом — «неравными», Причин тому
несколько.

Во-первых,
кроме денежного дохода, люди получают
доходы в неденежной форме (удовлетворение
от работы, отдых и т. д.).

Во-вторых,
разница в доходах может быть вызвана
возрастными различиями.

В-третьих,
если в оценке благосостояния исходить
из полезности, то для одной и той же
семьи снижение среднедушевого дохода
может сопровождаться ростом полезности.
Например, рождение желанного ребенка
сокращает среднедушевой доход семьи,
но одновременно увеличивает полезность,
так что семья может в итоге сохранить
прежний жизненный стандарт.

Кроме
того, одинаковый денежный доход не
гарантирует равенства даже при идентичных
предпочтениях. Если два человека имеют
одинаковый денежный доход, но один из
них живет в городской квартире со всеми
удобствами и телефоном, а другой — в
деревенском доме с колодцем во дворе,
то вряд ли здесь можно говорить о
равенстве. Равенство номинальных доходов
в этом случае сопровождается, как пишут
А. Аткинсон и Дж. Миклерайт, «разницей
в жизненных стандартах».

Читать также:  Пятковский О.И. Интеллектуальные информационные системы (нейронные сети)

И,
наконец, при одинаковом денежном доходе
две семьи могут получать разные объемы
трансфертов в натуральном выражении
(это, например, здравоохранение,
образование и т. п.

Вместе
с тем показатели дифференциации
среднедушевых денежных доходов широко
используются в статистике многих стран
мира, а также и международными организациями
в расчете обобщающих показателей
достигнутого страной уровня экономического
и(или) социального развития при проведении
межстрановых сравнений.

Государственное регулирование доходов

Неравенство доходов
и богатства характерно для всех
экономических систем. Причем, данное
неравенство — обязательное условие
эффективного функционирования рыночной
системы. Лишь оно может сформировать
действенные мотивы к труду и инвестированию.
Но даже правильное распределение доходов
в рыночной экономике не гарантирует
каждому индивиду приемлемый уровень
дохода независимо от наличия у него
фактора производства и результатов
экономической деятельности.

Высокая дифференциация
доходов в условиях рыночной экономики
— фактор увеличения социальной
напряженности в обществе, что усиливает
инвестиционные и предпринимательские
риски и препятствует устойчивому
развитию экономики.

Чрезмерная
дифференциация доходов и ее крайние
формы (бедность и нищета), ведут к
неизбежному росту социальных издержек:
дисквалификации, профессиональной
деградации, увеличению социальных
болезней (преступность, наркомания,
самоубийства и т.п.), как следствие,
происходит разрушение, размывание
человеческого капитала, который является
одним из базовых факторов современного
экономического роста.

Рост дифференциации
доходов препятствует созданию и развитию
среднего класса, который является
базовым «производителем» спроса на
товары и услуги.

Устойчивая тенденция
к поляризации доходов, уменьшение уровня
жизни требует принятия мер, которые
дадут возможность элиминировать действие
данных факторов экономического развития,
и ставит вопрос о реализации эффективной
и справедливой социальной политики
государства.

Государство
непосредственно в данном плане вмешивается
в первичное распределение денежных
доходов и нередко устанавливает верхний
предел роста номинальной заработной
платы. Но, одновременно, политика доходов
применяется государством, чтобы сдержать
рост заработной платы для уменьшения
издержек производства, роста
конкурентоспособности национальной
продукции, поощрения инвестирования,
уменьшения инфляции.

Подходы к реализации
государственной политики доходов в
условиях рыночной и переходной экономики
могут быть разными.

В рамках одного
(назовем его условно «социальный подход»)
считается, что обществу нужно гарантировать
каждому человеку доходы, которые не
позволят ему опуститься ниже «черты
бедности». При этом государство здесь
играет важнейшую роль в создании
разнообразных социальных программ
помощи малоимущим, безработным и пр.

Другой подход
(условно «рыночный») базируется на том,
что задача государства — не гарантирование
какого-либо уровня доходов, а формирование
условий для того, чтобы каждый гражданин
мог увеличить свои доходы через
собственную экономическую активность.

Так, если первый
подход основан на так называемом принципе
социальной справедливости, то второй
— на экономической рациональности, так
как гарантирование доходов уменьшает
экономическую активность, и, как
следствие, ведет к ухудшению экономической
конъюнктуры и потерям для всех граждан.
Поэтому невозможно однозначно отдать
предпочтение какому-либо из вышеперечисленных
подходов в политике доходов.

Государство,
принимая на себя большую долю
ответственности за соблюдение
неотъемлемого права гражданина на
достойную жизнь, организует перераспределение
доходов.

Но вмешательство
государства в перераспределение доходов
имеет свои границы. Нижние границы
учитывают уровень развития государства,
состоянием его экономики, демографическую
ситуацию и пр. Верхняя граница — допустимые
размеры социальных выплат и налогов,
негативные эффекты, которые имеют
возможность деформировать рынок рабочей
силы и рыночный механизм в целом.

Инструменты влияния финансов общественного сектора на социальное неравенство и бедность

Рисунок 5 – Формы
перераспределения доходов государством

Перераспределение
доходов может реализовываться прямыми
и косвенными методами. Прямые методы
перераспределения идут от государственного
бюджета. Государство, взимая налоги,
аккумулирует средства в бюджете (доходная
часть), чтобы далее распределить их
(расходная часть) на социальные программы,
пособия, выплаты и пр.

Косвенные методы
перераспределения доходов в рыночной
экономике — благотворительные фонды,
льготное налогообложение малоимущих
слоев населения, предоставление
бесплатных услуг государственного
образования и здравоохранения, реализация
государственного контроля цен на
монопольных рынках и пр.

Способы косвенного
перераспределения доходов помогают
сделать распределение более справедливым,
а также не оказывают негативного влияния
на рыночные процессы.

Одновременно
чрезмерно активная роль государства в
перераспределении чревата экономическими
и социальными издержками, как следствие,
существуют ограничения на деятельность
государства в данной области.

«Плюсы» и «минусы»
перераспределения связаны с противоречием
между справедливостью и эффективностью.
Если государство за первоочередную
задачу берет борьбу с бедностью и
уменьшение степени неравенства в
обществе, то, как следствие, будут
увеличиваться экономические издержки,
которые отрицательно влияют на
эффективность.

Если же государство
за первоочередную задачу берет
экономический рост, то неизбежно усиление
неравенства в доходах и рост социальных
издержек. Получается, что большее число
решений государства в области социальной
политики — взаимоисключающие, то есть
для достижения большей эффективности
нужно поступиться частью справедливости,
и наоборот.

Политика государства
в области регулирования доходов и
богатства не ограничивается политикой
перераспределения доходов. У него есть
возможность напрямую влиять на доходы
еще на стадии заключения договоров на
рынке труда, вести политику формирования
доходов.

Здесь речь идет
не о том, что государство имеет возможность
диктовать уровень цен на рабочую силу
на рынке труда, а о том, что оно, как
крупнейший работодатель, может обеспечить
профессиональную организацию оплаты
труда работникам бюджетного сектора.

Одновременно играя
роль как представителя всего общества,
оно утверждает экономически обоснованный
минимальный уровень оплаты труда для
всех работников, устанавливая нижнюю
границу цены рабочей силы, это гарантирует
соблюдение минимального стандарта
жизни.

Социальная защита
населения — это система государственных
мер, которые гарантируют населению его
права в сфере уровня жизни, потребления
и обслуживания. В мировой практике
существуют инструменты социальной
защиты, такие как страхование и социальная
помощь.

Здесь значимая
функция государства в сфере государственной
политики доходов, кроме социальной
защиты, еще и политика регулирования
оплаты труда предприятий бюджетной
сферы, налогово-таможенная политика и
кредитно-денежные рычаги.

Так как государство
в данной области — практически монопольный
работодатель, то оно централизованно
утверждает уровень минимальной тарифной
ставки оплаты труда первого разряда.
Этот уровень — гарантированный минимум
для всех наемных работников и ориентир
для проведения переговоров по проблемам
оплаты труда в организациях всех форм
собственности.

Также государственная
политика доходов заключается в
перераспределении их госбюджетом через
дифференцированное налогообложение
разнообразных групп получателей дохода
и социальных выплат. Здесь значительная
доля национального дохода идет от слоев
населения с высокими доходами к слоям
с низкими доходами.

Получается, что
налогообложение имеет существенное
влияние на распределение доходов
населения. Для воздействия на формирование
доходов утверждается принцип вертикального
и горизонтального равенства. То есть
население платит налоги в соответствии
со своей платежеспособностью. Налогами,
как правило, облагаются доходы населения,
а не потребление, оно не охватывает
сбережения.

Перераспределение
налогов на богатые группы общества
заключается в прогрессивных ставках
подоходного налога, пропорциональном
характере налога на собственность,
освобождении от подоходного налога
части минимальных сумм и утверждении
налоговых льгот. Оптимальной структурой
налогообложения является такая структура,
которая максимизирует общественное
благосостояние.

Основная проблема
налогового регулирования доходов —
закономерность: чем большего равенства
доходов планируется добиться, тем жестче
ограничения этих преобразований и
больше избыточное налоговое бремя.

Мировой опыт
показывает, что эффективная
социально-ориентированная рыночная
экономика основана на демократической
системе распределения доходов населения.
Распределительные отношения – база
формирования системы стимулов для
участия в производственном процессе.
Доходы населения устанавливают социальное
положение в обществе, уровень доходов
каждого индивида и зависят от экономики
государства, в которой человек проживает.

Так, в государствах
с развитой рыночной экономикой
дифференциация доходов в значительной
степени обусловлена высокой дифференциацией
доходов от собственности, которые в
основном получены путем вложений
капитала и от наследства. В нашей стране
пока еще доходы от собственности
составляют малую часть общих доходов
населения.

Итак, мировой опыт
и последние исследования в области
неравенства и перераспределения доходов
показывают, что путь к рациональному
распределению доходов лежит не через
их уравнивание, а через уровень их
дифференциации. Так как он способен
обеспечить высокие стимулы к увеличению
эффективности труда и сохранить
стабильность в обществе через гарантии
удовлетворения базовых потребностей
всего населения.

Соседние файлы в предмете Макроэкономика

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *