Иск к министерству финансов рф в лице управления федерального казначейства рф

Иск к министерству финансов рф в лице управления федерального казначейства рф

Адвокат Антонов А.П.

Исполнительный лист о взыскании денежных средств с бюджета бюджетной системы РФ не подлежит исполнению органами принудительного исполнения (ч. 2 ст. 1 Закона N 229-ФЗ, ст. 239 БК РФ, п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.05.2019 N 13).
Такой исполнительный документ исполняется соответствующими финансовыми органами в порядке, предусмотренном бюджетным законодательством.
В частности, исполнительный лист о взыскании задолженности:
— с Российской Федерации — предъявляется для исполнения в Министерство финансов РФ (ч. 1 ст. 242.2 БК РФ);
— с субъекта РФ — предъявляется для исполнения в финансовый орган субъекта РФ (ч. 3 ст. 242.2 БК РФ);
— с муниципального образования — предъявляется для исполнения в финансовый орган соответствующего муниципального образования (ч. 4 ст. 242.2 БК РФ).
К исполнительному листу, направляемому для исполнения в финансовый орган, должны быть приложены копия судебного акта, на основании которого он выдан, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию (ч. 2 ст. 242.1 БК РФ).
Исполнение исполнительного листа производится в течение трех месяцев со дня его поступления на исполнение (ч. 6 ст. 242.2 БК РФ).
Исполнительный лист о взыскании денежных средств с казенного учреждения предъявляется в орган Федерального казначейства по месту открытия должнику как получателю средств соответствующего бюджета лицевого счета для учета операций по исполнению расходов бюджета (ч. 1 ст. 242.3, ч. 1 ст. 242.4, ч. 1 ст. 242.5 БК РФ).
К исполнительному листу, направляемому для исполнения в орган Федерального казначейства, также должны быть приложены копия судебного акта, на основании которого он выдан, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию.
Исполнение исполнительного листа производится в течение трех месяцев со дня его поступления на исполнение. При неисполнении в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного листа в орган Федерального казначейства, а также при нарушении должником срока периодических выплат по исполнительному листу орган Федерального казначейства приостанавливает осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе Федерального казначейства (ч. 8 ст. 242.3, ч. 7 ст. 242.4, ч. 7 ст. 242.5 БК РФ).
Исполнительный лист о взыскании денежных средств с бюджетного или автономного учреждения также предъявляется в территориальный орган Федерального казначейства, в котором открыты лицевые счета соответствующему учреждению (ч. 20 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений») далее — Закон N 83-ФЗ), п. 1 Порядка взаимодействия ФССП России и ФК России по вопросам организации исполнения исполнительных документов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетных и автономных учреждений, утв. Приказами ФССП России N 308, Казначейства России N 218 от 30.09.2013).
Исполнение исполнительного листа осуществляется территориальным органом Федерального казначейства в трехмесячный срок (п. 11 ч. 20 ст. 30 Закона N 83-ФЗ).
В случае невозможности взыскания денежных средств с бюджетного или автономного учреждения в связи с отсутствием на его лицевых счетах денежных средств более трех месяцев территориальный орган Федерального казначейства в течение десяти дней со дня истечения трехмесячного срока информирует взыскателя об истечении трехмесячного срока исполнения исполнительного документа, неисполнении бюджетным или автономным учреждением содержащихся в нем требований, возможности отзыва исполнительного документа и предъявления его судебному приставу-исполнителю для организации принудительного исполнения (п. 3 Порядка, утв. Приказами ФССП России N 308, Казначейства России N 218 от 30.09.2013).
Дальнейшее исполнение исполнительного документа о взыскании денежных средств с бюджетного или автономного учреждения, предъявленного судебного приставу-исполнителю, осуществляется в общем порядке (разд. I данного материала).

Остались вопросы к адвокату?

Задайте их прямо сейчас здесь, или позвоните нам по телефонам в Москве +7 (499) 288-34-32 или в Самаре +7 (846) 212-99-71  (круглосуточно), или приходите к нам в офис на консультацию (по предварительной записи)!

Дата актуальности материала: 25.03.2021

5. Территориальная подсудность дел по искам
к Минфину России о возмещении государством
вреда, причиненного незаконным уголовным
преследованием, определяется местом
нахождения соответствующего управления
Федерального казначейства по субъекту
Российской Федерации

Определение Судебной коллегии
по гражданским делам Верховного Суда РФ
от 14 декабря 2010 г. N 6-В10-9

(Извлечение)

Б. обратился в суд с иском к Минфину России о возмещении
вреда, причиненного в результате незаконного привлечения к
уголовной ответственности и незаконного содержания под стражей, о
компенсации морального вреда.
Определением Московского районного суда г. Рязани от
22 апреля 2010 г. в принятии искового заявления Б. в части
требования о возмещении материального вреда на основании п. 1 ч. 1
ст. 134 ГПК РФ отказано, в части требования о компенсации
морального вреда исковое заявление возвращено на основании п. 2
ч. 1 ст. 135 ГПК РФ в связи с неподсудностью дела данному суду.
Определением судебной коллегии по гражданским делам
Рязанского областного суда от 26 мая 2010 г. определение суда
оставлено без изменения.
В надзорной жалобе Б. ставил вопрос об отмене принятых по
делу судебных постановлений о возврате искового заявления в части
требования о компенсации морального вреда, как вынесенных с
существенными нарушениями норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ
14 декабря 2010 г. надзорную жалобу удовлетворила, указав
следующее.
В соответствии со ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или
изменения судебных постановлений в порядке надзора являются
существенные нарушения норм материального или процессуального
права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны
восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных
интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Такие нарушения были допущены судебными инстанциями при
рассмотрении вопроса о принятии к производству названного искового
заявления Б. в части компенсации морального вреда.
Возвращая Б. исковое заявление в части компенсации морального
вреда, причиненного в результате незаконного привлечения к
уголовной ответственности и избрания меры пресечения в виде
заключения под стражу, на основании п. 2 ч. 1 ст. 135 ГПК РФ,
судья районного суда исходил из того, что подсудность возникшего
спора определяется по нормам ст. 28 ГПК РФ, в соответствии с
которой иск к организации предъявляется в суд по месту нахождения
организации. Поскольку Минфин России расположен в г. Москве, то
исковое заявление Б. неподсудно Московскому районному суду
г. Рязани.
С данным выводом суда первой инстанции согласилась судебная
коллегия по гражданским делам Рязанского областного суда.
Между тем Судебная коллегия по гражданским делам Верховного
Суда РФ считает, что с таким выводом судебных инстанций
согласиться нельзя.
Конституцией Российской Федерации (ч. 1 ст. 46) каждому
гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в
том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом
(ч. 1 ст. 47 Конституции Российской Федерации).
В соответствии со ст. 28 ГПК РФ иск предъявляется в суд по
месту жительства ответчика. Иск к организации предъявляется в суд
по месту нахождения организации.
В силу ст. 1070 ГК РФ вред, причиненный гражданину в
результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к
уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры
пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде,
незаконного наложения административного взыскания в виде ареста
или исправительных работ, возмещается за счет казны Российской
Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны
субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования
в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов
дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в
порядке, установленном законом.
Согласно ст. 1071 указанного Кодекса в случаях, когда в
соответствии с данным Кодексом или другими законами причиненный
вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, от
имени казны выступают соответствующие финансовые органы.
Приказом Минфина России N 114н и Федерального казначейства
N 9н от 25 августа 2006 г. (в ред. от 24 ноября 2008 г.) «О порядке
организации и ведения работы по представлению в судебных органах
интересов Министерства финансов Российской Федерации и интересов
Правительства Российской Федерации в случаях, когда их
представление поручено Министерству финансов Российской Федерации»
на управления федерального казначейства по субъектам Российской
Федерации (за исключением Управления Федерального казначейства по
г. Москве) возложены организация и ведение в судах работы по
выступлению от имени казны Российской Федерации на основании
доверенностей, выданных Минфином России, представление в судебных
органах интересов Минфина России и интересов Правительства РФ в
случаях, когда их представление поручено Минфину России.
Таким образом, по делам о взыскании денежных средств за счет
казны Российской Федерации от ее имени должен выступать Минфин
России в лице управления федерального казначейства по
соответствующему субъекту Российской Федерации, т. е. в данном
случае Управление федерального казначейства по Рязанской области,
в связи с чем у судьи Московского районного суда г. Рязани не
имелось предусмотренных законом оснований для возврата указанного
искового заявления в части компенсации морального вреда.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ
отменила определение Московского районного суда г. Рязани от
22 апреля 2010 г. и определение судебной коллегии по гражданским
делам Рязанского областного суда от 26 мая 2010 г. в части
возврата искового заявления Б. о компенсации морального вреда,
причиненного в результате незаконного привлечения к уголовной
ответственности и избрания меры пресечения в виде заключения под
стражу, вопрос направила на новое рассмотрение в суд первой
инстанции. В остальной части судебные постановления оставлены без
изменения.

Читать также:  Тест по финансам с ответами. Финансы как тема финансов Кредит Тема 3. Самопроверка

______________

Определение Верховного Суда РФ от 07.05.2018 N 303-КГ17-17558(2) по делу N А51-10223/2016

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 7 мая 2018 г. N 303-КГ17-17558(2)

Судья Верховного Суда Российской Федерации Зарубина Е.Н., изучив по материалам, приложенным к жалобе, кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю на определения Арбитражного суда Дальневосточного округа от 21.12.2017 и от 14.02.2018 по делу N А51-10223/2016 Арбитражного суда Приморского края,

общество с ограниченной ответственностью «ФарПост» обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании недействительным представления прокурора Ленинского района города Владивостока от 15.02.2016 N 7-19-2016 об устранении нарушения действующего законодательства.

Решением Арбитражного суда Приморского края от 30.08.2016 заявление общества удовлетворено, оспариваемое представление прокурора Ленинского района признано недействительным; с прокуратуры Ленинского района г. Владивостока за счет казны Российской Федерации в пользу общества взыскано 3 000 рублей судебных расходов по оплате государственной пошлины.

Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2016 решение суда первой инстанции изменено в части распределения судебных расходов: с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу общества «ФарПост» взыскано 3 000 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Общество с ограниченной ответственностью «ФарПост» обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны 55 230 рублей 50 копеек судебных расходов, связанных с рассмотрением дела.

Определением Арбитражного суда Приморского края от 28.04.2017 заявление удовлетворено в части взыскания с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны в пользу ООО «ФарПост» 30 230 рублей 50 копеек судебных издержек.

Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2017 определение суда первой инстанции отменено в части взыскания расходов по отправке почтовой корреспонденции в размере 230 рублей 50 копеек. С Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу общества взыскано 30 000 рублей судебных издержек на оплату услуг представителя. В удовлетворении заявления в остальной части отказано. Производство по апелляционной жалобе Минфина России прекращено применительно к пункту 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Определением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 21.12.2017 производство по жалобе Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю на судебные акты о взыскании судебных расходов прекращено применительно к пункту 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Арбитражный суд Дальневосточного округа определением от 14.02.2018 определение окружного суда оставил без изменения.

Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю обратилось в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации с кассационной жалобой на определения окружного суда, ссылаясь на существенные нарушения норм права.

Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если отсутствуют основания для пересмотра судебных актов в кассационном порядке.

Основаниями для отмены или изменения Судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации судебных актов в порядке кассационного производства являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 1 статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы, изученным по материалам, приложенным к ней, не установлено.

Взыскивая судебные расходы, связанные с рассмотрением дела, с Российской Федерации в лице Минфина России за счет казны Российской Федерации, а не с прокуратуры Ленинского района г. Владивостока, суды руководствовались положениями статей 165, 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 52 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», а также разъяснениями, изложенными в пункте 15 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.03.2012 N 15 «О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе», и исходили из того, что судебные акты о взыскании денежных средств за счет казны Российской Федерации исполняет Минфин России.

Прекращая производство по кассационной жалобе Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю на судебные акты о взыскании судебных расходов, суд кассационной инстанции пришел к выводу об отсутствии у Минфина России права на обжалование. При этом окружной суд исходил из того, что указание судами в резолютивной части судебного акта на взыскание судебных расходов с Российской Федерации в лице Минфина России за счет казны Российской Федерации не противоречит нормам Бюджетного кодекса Российской Федерации; фактически, не изменяя установленного порядка исполнения судебного акта в части взыскания судебных расходов, суд конкретизировал государственный орган, через который будет исполняться судебный акт в указанной выше части, что не является основанием для привлечения Минфина России к участию в деле и не нарушает прав и законных интересов Минфина России.

Проверив законность вынесенного определения суда кассационной инстанции, окружной суд не усмотрел процессуальных нарушений и неправильного применения норм процессуального права при прекращении производства по жалобе Минфина России, согласившись с выводом суда об отсутствии нарушений прав и законных интересов заявителя, поскольку указание в резолютивной части судебного акта государственного органа, через который будет исполняться судебный акт, влияет лишь на порядок его исполнения.

Доводы жалобы выводы окружного суда не опровергают, не подтверждают существенных нарушений норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке.

Исходя из вышеизложенного, оснований для передачи кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации не имеется.

Читать также:  Как коллекторы-иностранцы из "М.Б.А. Финансы" кошмарят в России должников

Руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

отказать Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

от 16 июля 2018 г. N 07-04-05/05-14896

Федеральное казначейство в рамках проводимых мероприятий по оптимизации процесса обеспечения наличными денежными средствами организаций сектора государственного управления и минимизации наличного денежного обращения направляет для использования в работе (с учетом рекомендаций, прилагаемых к настоящему письму) письма Банка России от 31.05.2018 N 04-45-7/4048 и Минфина России от 06.07.2018 N 09-02-07/47375.

к письму Федерального казначейства

от 16.07.2018 N 07-04-05/05-14896

НАПРАВЛЕННЫЕ НА ОПТИМИЗАЦИЮ ПРОЦЕССА ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЛИЧНЫМИ

УПРАВЛЕНИЯ И МИНИМИЗАЦИИ НАЛИЧНОГО ОБРАЩЕНИЯ

В целях оптимизации процесса обеспечения наличными денежными средствами и обеспечения сохранности средств, предназначенных для выдачи (внесения) наличных денег, Федеральное казначейство рекомендует:

1. Провести с представителями организаций, обеспечение наличными денежными средствами которых осуществляется через счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства (далее — ТОФК) в кредитных организациях (подразделениях Банка России) на балансовом счете N 40116 «Средства для выдачи и внесения наличных денег и осуществление расчетов по отдельным операциям» (далее — клиенты), кредитными организациями — поставщиками финансовых услуг для клиентов в рамках «зарплатных проектов» рабочие встречи (совещания) по обсуждению положений письма Банка России.

2. Информировать клиентов о возможности применения положений письма Банка России в отношении физических лиц — сотрудников клиентов, которым выданы расчетные (банковские) карты платежной системы «МИР» в рамках «зарплатных проектов» (далее — «зарплатная карта»).

3. Обратить внимание клиентов на:

— их ответственность по обеспечению соблюдения сроков возврата/перечисления денежных средств (неиспользованных и (или) внесенных) с «зарплатной карты» на соответствующие счета ТОФК, а также по обеспечению целевого использования денежных средств;

— обязательность соблюдения ограничения по осуществлению операций, не связанных с получением и взносом наличных денег — не более 100 000 рублей в день по одной карте;

— недопущение наличия остатка денежных средств клиента на «зарплатной карте» при завершении финансового года (за исключением зарезервированных).

4. В случае невозможности перечисления денежных средств, связанных с выплатами социального характера, оплатой расходов, связанных со служебными командировками и (или) хозяйственной деятельностью на «зарплатную карту» физического лица — сотрудника клиента, а также с оплатой по договорам гражданско-правового характера с привлекаемыми лицами, указанные средства могут быть перечислены на «зарплатную карту» сотрудника организации, являющегося материально ответственным лицом (далее — уполномоченное лицо).

При этом рекомендуем обратить внимание и проанализировать причины, по которым у привлекаемых лиц отсутствует «карточный счет».

В целях осуществления контроля за движением вышеуказанных денежных средств и разграничения денежных потоков целесообразно выпустить дополнительную «зарплатную карту» уполномоченному лицу.

5. В случае готовности клиента на изменение порядка обеспечения наличными денежными средствами в ТОФК необходимо представить письмо с указанием ФИО уполномоченных лиц и номерами банковских карт, на которые подлежат перечислению денежные средства для обеспечения наличными денежными средствами.

6. Для получения денежных средств организация представляет в ТОФК не позднее дня, предшествующего дню получения денежных средств, расчетный документ с указанием в нем информации о номере карты, на которую подлежат перечислению денежные средства.

7. ТОФК обрабатывает документ в установленном порядке и перечисляет денежные средства на счет, открытый сотруднику организации/уполномоченному лицу в рамках «зарплатного проекта» в кредитной организации.

8. После зачисления средств на «зарплатную карту» сотрудник организации/уполномоченное лицо осуществляет оплату товаров, работ, услуг с использованием «зарплатной карты» и (или) наиболее удобным для него способом снимает наличные денежные средства с «зарплатной карты» для осуществления последующих операций с использованием наличных денежных средств.

9. Взнос наличных денежных средств (неиспользованных/излишне полученных/доходов от платных услуг) может быть осуществлен как через кассу кредитной организации, так и с использованием устройств, функционирующих в автоматическом режиме и предназначенных для приема наличных денег от организаций в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации, на «карточный счет» в кредитной организации с обеспечением последующего перечисления средств на соответствующие счета ТОФК с указанием в платежном документе информации достаточной для отражения операции по зачислению денежных средств на соответствующем лицевом счете, открытом клиенту в ТОФК.

В этой связи целесообразно обратить внимание на необходимость проведения анализа объемов и структуры денежных средств классифицированных как «неиспользованные/излишне полученные» в целях минимизации расходов, связанных с оплатой клиентом комиссии кредитной организации по проведению операции по перечислению внесенных средств на счета ТОФК.

10. При необходимости клиент информирует ТОФК не позднее следующего рабочего дня о проведенной операции по взносу наличных денежных средств.

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 31 мая 2018 г. N 04-45-7/4048

Банк России поддерживает целесообразность проведения Федеральным казначейством мероприятий по оптимизации процесса обеспечения наличными денежными средствами организаций сектора государственного управления.

При этом в отношении денежных средств, получаемых сотрудниками организаций на командировочные и хозяйственные расходы, сообщаем следующее.

Положение Банка России от 24.12.2004 N 266-П «Об эмиссии платежных карт и об операциях, совершаемых с их использованием» (далее — Положение N 266-П), устанавливающее особенности осуществления кредитными организациями операций с платежными картами, не регулирует порядок выдачи денежных средств под отчет.

При этом нормативные акты Банка России, включая Положение N 266-П, не устанавливают ограничений в отношении возможности перечисления денежных средств организацией на банковский счет физического лица, открытый для совершения операций с использованием платежной карты на командировочные и хозяйственные расходы. Учитывая изложенное, считаем, что выдача денежных средств на указанные расходы может осуществляться путем их зачисления на банковские счета сотрудников организации, предусматривающие совершение операций с использованием платежных карт, включая карты «Мир», эмитированных кредитными организациями в рамках зарплатного проекта.

Принимая во внимание целевое назначение предоставляемых сотруднику денежных средств, организации вправе организовать контроль за их расходованием, включая установление обязанности сотрудника представлять отчет с подтверждающими документами о целевом расходовании денежных средств.

Что касается возврата сотрудником организации остатка денежных средств, выданных под отчет, то, по нашему мнению, организации вправе предусмотреть порядок, при котором сотрудник организации смог бы зачислять наличные деньги на банковский счет, предусматривающий совершение операций с использованием платежных карт в рамках зарплатного проекта, с последующим их перечислением на соответствующие счета органов Федерального казначейства, открытые в Банке России.

Указанные перечисления денежных средств возможно осуществлять через банкоматы или системы дистанционного банковского обслуживания кредитных организаций, заключивших соответствующий договор с органами Федерального казначейства.

Председателя Банка России

от 6 июля 2018 г. N 09-02-07/47375

Министерство финансов Российской Федерации в соответствии с обращением рассмотрело письмо об использовании банковских карт сотрудников, выдаваемых в рамках «зарплатных» проектов, и в пределах компетенции сообщает следующее.

Разъяснения, данные в письме Банка России, не противоречат позиции Министерства финансов Российской Федерации по указанному вопросу, в том числе ранее направленной письмами от 28.01.2014 N 02-03-09/3057, от 10.09.2013 N 02-03-10/37209/42-7.4-05/5.2-554, от 25.08.2014 N 03-11-11/42288, от 21.07.2017 N 09-01-07/46781.

Учитывая изложенное, Министерство финансов Российской Федерации считает возможным применение территориальными органами Федерального казначейства разъяснений, содержащихся в вышеназванном письме Банка России.

Взыскание задолженности дело не простое и получение положительного решения суда зачастую вовсе не означает получение присужденного. Одним из безусловных преимуществ спора о взыскании с государственного и муниципального казенного учреждения является то, что в случае выигрыша дела в суде конечный результат, а именно взыскание задолженности, будет достигнут.

Сейчас хочу поделиться особенностями предъявления исполнительного листа в казначейство, речь пойдет об условиях и порядке обращения взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Получив решение арбитражного суда о взыскании задолженности с бюджетного учреждения, некоторые сталкиваются с вопросом куда отправлять исполнительный лист.

Предъявление исполнительного листа должнику в случае взыскания денежных средств с бюджета отличается от общего порядка.

Передача гражданам и организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации во исполнение решений судов, порядок и условия исполнения судебных актов устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 1 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).

Читать также:  ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МЕСТНЫЕ ФИНАНСЫ В ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЕ РФ

К слову, лично мне не совсем понятно, почему в данном пункте оставлены без внимания индивидуальные предприниматели. Представляется, что на индивидуальных предпринимателей законодательство применяется по аналогии.

Бюджетным законодательством, устанавливающим условия и порядок исполнения решения арбитражного суда, является Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее – БК РФ), а конкретно глава 24.1 БК РФ, собственно это установлено п. 3 ст. 239 БК РФ, где прямо указано, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 БК РФ.

Более того, служба судебных приставов не может обращать взыскание на средства бюджетов системы Российской Федерации, за исключением установленных БК РФ случаев (так называемый, иммунитет бюджетов).

Соответственно и предъявление исполнительного листа осуществляется в порядке, установленном БК РФ.

Для начала обозначу перечень документов, которые необходимы для того, чтобы получить деньги по исполнительному листу.

Во-первых, это сам исполнительный документ – исполнительный лист или судебный приказ(поскольку взыскание средств бюджета по судебному приказу крайне редко, в дальнейшем буду говорить только об исполнительном листе).

Думаю не стоит говорить, что исполнение арбитражного решения о взыскании средств бюджета производится на основании исполнительного листа, отвечающего обязательным требованиям к исполнительным документам, установленным ст. 13 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

Во-вторых, обратите внимание, в соответствии со ст. 242.1 БК РФ к исполнительному листу должна быть приложена копия решения арбитражного суда, на основании которого выдан соответствующий исполнительный лист.

Как сказано в БК РФ копия судебного акта, читаем решения, должна быть надлежащим образом заверена судом. Соответственно копия решения должна быть прошита и заверена печатью и подписью судьи. Кроме того, на копии решения должна стоять отметка о вступлении в силу решения.

Поскольку арбитражный суд, направляет свои решения сторонам по почте, соответственно направляет их без отметки о вступлении в законную силу, то не забудьте позаботиться о том, чтобы одновременно с получением исполнительного листа у вас было соответствующее решение суда с отметкой, для этого одновременно с ходатайством о выдаче исполнительного листа попросите выдать и решение.

Наконец, для предъявления исполнительного листа необходимо к нему приложить заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя, на которые необходимо перечислять подлежащие взысканию денежные средства.

Если заявление подписывается представителем взыскателя (то есть любым лицом, действующим на основании доверенности), то к заявлению также необходимо приложить соответствующую доверенность, либо ее нотариальную копию.

С образцом заявления о принятии исполнительного листа вы можете ознакомиться в образцах документов.

Что касается условий исполнения судебных актов, то здесь стоит напомнить, что предъявлен исполнительный лист может быть также только в установленные сроки.

По общему правилу этот срок составляет три года с момента вступления в силу соответствующего решения суда. Об исключениях из общего правила, а также о перерыве срока предъявления исполнительного документа к исполнению, кому интересно, можно прочитать в ст.ст. 21 и  22 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

Бюджетный кодекс устанавливает четыре основания для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение, это:

– непредставление какого-либо из вышеуказанных документов (исполнительный лист, копия решения суда, заявление, доверенность);

– несоответствие все тех же вышеуказанных документов требованиям ГПК РФ,  АПК РФ и Федеральному закону «Об исполнительном производстве»;

– нарушение срока предъявления к исполнению исполнительного листа;

– отзыв исполнительного документа взыскателем.

При наличии одного из вышеуказанной оснований, соответствующий орган возвращает без исполнения все поступившие документы взыскателю в течение пяти рабочих дней со дня их поступления. При этом вам должно быть указано на причины возврата.

Так куда подавать исполнительный лист?

Действующим законодательством предусмотрена возможность направления исполнительного листа судом должнику. Для меня очевидно, что если хочешь чтобы что то было сделано хорошо, сделай это сам.

Для начала необходимо определиться с кого взыскиваются средства. Как определить ответчика, в частности, по государственному контракту я ранее рассказывал.

Если денежные средства взыскиваются с Российской Федерации за счет казны Российской Федерации (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств федерального бюджета), документы направляются для исполнения в Министерство финансов Российской Федерации.

Если денежные средства взыскиваются с субъекта Российской Федерации за счет казны субъекта Российской Федерации (также за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств бюджета субъекта Российской Федерации) –  документы направляются для исполнения в финансовый орган субъекта Российской Федерации.

Соответственно, если денежные средства взыскиваются с муниципального образования за счет казны муниципального образования (также за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств бюджета муниципального образования),  документы направляются для исполнения в финансовый орган муниципального образования.

Если исполнительный лист предусматривает обращение взыскания на средства федерального бюджета по обязательствам федерального казенного учреждения – должника, то документы направляются в орган Федерального казначейства по месту открытия должнику как получателю средств федерального бюджета лицевого счета.

Исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства бюджета Российской Федерации по денежным обязательствам его казенного учреждения, вместе с вышеуказанным документами подается в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета казенного учреждения субъекта Российской Федерации.

И, наконец, если исполнительный лист предусматривает обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам казенного учреждения – должника, документы подаются в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета муниципального казенного учреждения.

Определившись с должником, вы поймете куда отправлять исполнительный лист.

Порядок исполнения исполнительного листа

Оплата по исполнительному листу производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение.

Случаи, в которых исполнение судебного акта может быть приостановлено, описаны в ст. 39 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

Не буду приводить здесь порядок взаимоотношений государственных и муниципальных органов, а скажу лишь, вкратце, исполнение судебных актов осуществляется за счет денежных средств, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете, а для казенных учреждений – . Если в бюджете не хватает денежных средств для исполнения решения суда, в бюджет вносятся соответствующие изменения.

А теперь важный момент, на который я уже как то обращал внимание.

Если вы спорите с казенным учреждением, то необходимо помнить, что по долгам учреждения собственник несет субсидиарную ответственность (см. ст. 120 ГК РФ).

Поэтому бывает целесообразно привлекать к участию в процессе собственника учреждения в качестве соответчика и просить суд взыскать с собственника учреждения в субсидиарном порядке.

Так вот в случае предъявления судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджета по денежных обязательствам федеральных или муниципальных казенных учреждений бывает, что лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов для полного исполнения исполнительного документа не достаточно.

Конечно органы, осуществляющие полномочия главного распорядителя средств бюджета должны обеспечить выделение лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов, и в случае каких либо нарушений со стороны учреждения-должника приостанавливается осуществление всех операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, только, как вы понимаете, на вашем счете от этого денег не прибавиться.

Соответственно при наличии в решении арбитражного суда фразы о том, что в случае отсутствия денежных средств у учреждения – взыскать с собственника, вы обеспечиваете себя тем, что решение суда будет исполнено в течение трех месяцев за счет собственника учреждения.

П.С. Возможно вам будет интересная статья “Административная ответственность заказчика по госконтракту за нарушение сроков оплаты“

С наилучшими пожеланиями,
Адвокат Мугин Александр С.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *