ИСЛАМСКИЕ ФИНАНСЫ ЧТО ЭТО

Исла́мский банкинг (англ. , араб. ‎) — банковская деятельность, соответствующая принципам шариата (фикх), и её практическое применение посредством развития исламской экономики. Более корректный термин для исламского банкинга — финансовая деятельность, основанная на принципах шариата.

Шариат запрещает получение установленного процента или вознаграждения за предоставление займа (известного как «риба» или ростовщичество), независимо от того, были платежи по займу фиксированные или плавающие. Инвестиции в предприятия, которые предоставляют товары или услуги, противоречащие исламским принципам (напр., свинина или алкоголь) также «грешны и запрещены» (харам). Несмотря на то, что эти запреты исторически применялись в той или иной степени в мусульманских странах и общинах для предотвращения неисламской практики, только в конце XX века были основаны несколько банков для применения таких принципов к частным или получастным коммерческим институтам в мусульманском обществе.

Также существуют социальные и этические условия отбора экономических действий. Особенно к этому относится запрет на инвестиции в:

Термин «исламский банкинг» обозначает систему банкинга или банковскую деятельность, соответствующую принципам шариата, и её практическое применение посредством развития исламской экономики.
Современное движение исламской финансовой деятельности основано на убеждении, что «все формы процента представляют собой риба и, следовательно, запрещены». Кроме того, исламское право запрещает инвестиции в бизнес, который считается незаконным или харам (продажа алкоголя или свинины либо СМИ, такие как рубрики светской хроники или порнография, которые противоречат исламским ценностям).
Кроме того, шариат запрещает то, что называется «майсир» и «гарар». Майсир обозначает контракты, согласно которым право собственности на товар зависит от наступления заранее установленного, неопределённого события в будущем, в то время как гарар описывает спекулятивные операции, что связано с чрезмерным риском и стимулирует неопределённость и мошеннические действия.
Следовательно, использование в исламском банкинге всех традиционных банковских инструментов невозможно. В конце XX века был создан ряд исламских банков для обслуживания конкретного банковского рынка.

Исламский банкинг имеет те же цели, что и традиционная банковская деятельность: заработать деньги для банковского института путём заимствования капитала в соответствии с исламским правом. Поскольку ислам запрещает обычное заимствование денег под процент, были разработаны исламские правила осуществления транзакций (известные как фикх аль-муамалат). Главный принцип исламского банкинга основан на распределении рисков, которое является компонентом торговли, а не передачей риска, предусмотренной традиционным банкингом.

Толкование шариата может немного различаться в зависимости от страны. Согласно Умайону Дар, Исламская республика Иран придерживается более либерального толкования шариата, чем Малайзия, чьё толкование, в свою очередь, более либеральное, чем у Турции или арабских стран. Мухаммед Арифф также обнаружил менее строгое толкование шариата в Иране, где правительство приняло указ о том, что «правительственные займы у национализированной банковской системы с применением фиксированной ставки вознаграждения не связаны с процентом и, следовательно, допустимы».

Ватикан выдвинул идею о том, что «принципы исламской финансовой деятельности могут стать возможным спасением для рынков, переживающих трудные времена» (католическая церковь запрещает ростовщичество, но она начала ослаблять свои запреты на все проценты в XVI веке).

Исламские финансовые инструменты

Бай муаджал (или Бай битаман аджил) — буквально «ссуда в форме продажи», торговая сделка с отсроченным платежом.

Бай иннах (торговая сделка с отсроченным платежом)

Согласно экономисту Тарик M. Йосефу, долгосрочное финансирование мудараба или мушарака (в которых применяется механизм распределения прибыли и убытков) «намного более рискованное и затратное», чем долгосрочное или краткосрочное заимствование традиционных банков. Таким образом, существуют расхождения между теорией исламских финансов, основанной на использовании имущества, и реальностью с доминирующим применением исламскими банками практики мурабаха.

Мукарада (сукук аль мукарада)

Это исламские ценные облигации, направленные на финансирование конкретных проектов. Их держатели (подобно владельцам неголосующих акций) имеют право на участие в прибыли в случае успешной реализации проекта, но также принимают на себя часть убытков. Банк не гарантирует выплату сумм долга или прибыли.

Основные характеристики и условия бай салям

Этот продукт относится к деривативам, которые функционируют в исламской финансовой системе. Применяется, как правило, при финансировании масштабных и продолжительных проектов. Цена контракта устанавливается на день заключения соглашения, а выплаты и другие расчёты происходят по графику, согласованному сторонами. График, как правило, детально разработан: сроки выполнения, сумма, качество работ и т. д. Также предусмотрено неукоснительное выполнение заключённого соглашения. Сроки реализации проекта могут изменяться по согласованию сторон, но сумма остаётся неизменной. Практика заключения данного контракта происходит, обычно по схеме:

Иджара ва иктина, иджара тумма аль бай (аренда с правом выкупа)

Мушарака (musharakah) — совместный проект банка и бизнеса. Банк и клиент подписывают соглашения о партнёрстве, в котором стороны обязуются совместно финансировать какой-либо проект. В прилагаемом к соглашению договоре оговариваются пропорции получения прибыли от предпринимательской деятельности и оплата потерь. Банк может заранее выплатить клиенту часть прибыли. В соглашении могут принимать участие несколько сторон, в управлении могут участвовать, как каждая из сторон, так и назначенный управляющий.

Кард-аль-хасан (хорошая ссуда/благородная ссуда)

Согласно данным, опубликованным Исламским советом финансовых услуг, общая сумма непогашенных сукук на конец 2014 года составила 294 млрд$, из которых 188 млрд$ приходилось на Азию, а 95,5 млрд долл. — на страны Совета по сотрудничеству стран Персидского залива.

Такафул (исламское страхование)

При вадиа (wadia) банк рассматривается как хранитель и доверительный управляющий денежными средствами. Лицо передаёт свои средства на хранение в банк, а банк гарантирует возмещение всей суммы депозита или какой-либо части по требованию вкладчика. Вкладчик, по-своему усмотрению, может уплатить хиба в качестве формы вознаграждения, равно как и банк за использование средств клиента.

Гарар (торговля с риском)

Коран запрещает азартные игры (игры на удачу с использованием денег). Хадис, в дополнение к запрету азартных игр, также запрещает баю аль-гарар (bayu al-gharar) (торговлю с риском, где слово гарар используется для обозначения риска или чрезмерной неопределённости). Исламский банкинг ограничивается допустимыми с точки зрения ислама операциями, которые исключают алкоголь, свинину, азартные игры и т. п. Цель этого — обеспечить только этичное инвестирование и моральные покупки. База данных исламского банкинга и финансов предоставляет больше информации по вопросу. В теории исламский банкинг — это пример банкинга со 100%-ным резервированием. Однако на практике это не соответствует действительности и банки со 100%-ным резервом на данный момент не известны.

Ханафитский мазхаб (правовая школа в исламе) определяет гарар как «то, последствия чего неизвестны». Шафиитская правовая школа определяет гарар как «то, природа и последствия чего неизвестны» или «то, что допускает две возможности, из которых менее желательная наиболее вероятна». Школа Ханбали определяет его как «то, последствия чего неизвестны» или «то, что невозможно определить». Ибн Хазм школы Захири писал «Гарар присутствует тогда, когда покупатель не знает, что он купил, а продавец не знает, что он продал». Современный учёный ислама, профессор Мустафа Аль-Зарка, писал, что «Гарар — это продажа вероятный предметов, существование и характеристики которых не определены по причине риска, который делает торговлю подобной азартным играм». Другие современные учёные, такие как д-р Сами аль-Суваилем, использовали теорию игр для создания более измеряемого понятия гарар, и определяли его как «игра с нулевым исходом с неравным выигрышем».

Существует ряд хадисов, которые запрещают в торговле гарар, часто приводя примеры операций гархар (напр., продажа птицы в небе или рыбы в воде, нерождённый телёнок в утробе матери). Юристы представили много исчерпывающих определений термина. Они также выдвинули концепцию ясир (yasir (минимального риска); финансовая операция с минимальным риском считается халал (разрешённой), а операции со значительным риском (баю аль-гасар) считаются харам.

Читать также:  Руководство для экономистов и финансового отдела Руководитель финансового отдела Заместитель директора по экономике и финансам

Точное определение гарар мусульманские юристы никогда не давали. Это связано с трудностью определения того, что является и не является минимальным риском.

Согласно исламским экономистам Фурхери и Малик, со времён халифа Умара (600-е годы) запрет процента (риба) был утверждённым рабочим принципом, интегрированным в исламскую экономическую систему.

В то время как секулярные историки и исламские модернисты рассматривают исламский банкинг как современный феномен или «изобретённую традицию», исламские фундаменталисты, такие как Мухаммед Навид, настаивают на том, что он «такой же древний, как и религия, со своими принципами, источником которых является Коран». Ранняя форма рыночной экономики и ранняя форма меркантилизма, иногда называемые исламский капитализм, была разработана между VIII и XII веками. Денежная экономика того периода была основана на широком обращении валюты (золотого динара) и она связала регионы, которые ранее были экономически независимыми.

В XX и XXI веках происходила «постепенная эволюция институтов беспроцентной финансовой деятельности по всему миру».

В XX веке исламские учёные, такие как Наеем Сиддики, Маулана Маудуди, Мухаммед Хамидулла, признавали необходимость в коммерческих банках и их очевидное «вынужденное зло» и предлагали банковскую систему, основанную на концепции мудараба, согласно которой один партнёр инвестирует капитал, а второй партнёр инвестирует опыт в целях получения прибыли, которая распределяется согласно заранее установленной пропорции, например, 50:50. Инвестор называется раб-ул-маал (rab ul maal), а другой партнёр — мудариб (mudarib). Авторами дальнейших работ, посвящённых предмету беспроцентного банкинга, являлись Мухаммед Узаир, Абдулла аль-Араби, Неджатулла Сиддики, аль-Наджар и Бакир аль-Садр.

В середине XX века некоторые предприятия начали предлагать финансовые услуги, соответствующие нормам исламских законов. Первый экспериментальный местный исламский банк, который не взимал процент при заимствовании, был учреждён в конце 1950-х гг. в сельской местности Пакистана. Выдающиеся усилия в направлении соответствующего требованиям шариата банкинга были предприняты в 19?? г. в сельском Египте экономистом Ахмадом Элнаггаром для обращения к людям, которые сомневаются в надёжности принадлежащих государству банках. Эксперимент по распределению прибыли в городе Дельта Нила, проведённый Мит Гамра, не рекламировал свою исламскую природу из боязни быть представленным в качестве сторонника исламского фундаментализма, который имел пагубное влияние на режим Гамала Нассера. Эксперимент был закрыт правительством в 1968 году, но многими он рассматривался как успешный. К этому времени в стране было девять таких банков. В 1972 году проект Мита Гамра по сбережениям становится частью Социального Банка Наср (Nasser Social Bank), который продолжает работать в Египте.

После 1970 года

Привлечение институтов, правительств и различных конференций по исламскому банкингу (Конференция министров финансов исламских стран, прошедшая в Карачи, Египетское исследование, Первая международная конференция по исламской экономике в Мекке, и Международная экономическая конференция в Лондоне) имеет инструментальное значение в применении теории на практике для первых банков, осуществляющих беспроцентные операции.

Прилив «нефтедолларов» и «общая реисламизация» после войны Судного дня и нефтяного кризиса 1973 года стимулировали развитие исламского банкинга и с 1975 года он распространился во всём мире. Был учреждён Исламский банк развития с целью финансирования проектов в странах-участницах и первый современный коммерческий исламский банк, Исламский Банк Дубая.

В период 1980—1985 гг. исламские инвестиции претерпели «впечатляюще расширение» во всём мусульманском мире, привлекая депозиты, обещающие «большую прибыль» и «религиозные гарантии», предоставленные исламскими юристами, которые были «привлечены для подготовки фетв, осуждающих традиционные банки и рекомендующие их исламских конкурентов». Правительство Пакистана приняло нормативно-правовую базу под названием компании Модараба (Modaraba) и контракты Модараба (Указ о размещении и контроле облигаций) и подзаконные акты, принятые для её исполнения. ( M. Адил Гаффар). Но Египетское государство, обеспокоенное накоплением исламскими движениями «золотовалютного резерва» и приобретением финансовой независимости, отменило свою тактику поддержки и запустило кампанию в СМИ против исламских банков. Финансовая паника привела к банкротству некоторых компаний.

Согласно Докладу о конкурентоспособности мирового исламского банкинга, Катар, Индонезия, Саудовская Аравия, Малайзия, ОАЭ и Турция представляли 78 % активов международного исламского банкинга (за исключением Ирана), и наряду с Бахрейном являются «решающими факторами следующей большой волны в развитии исламских финансов».

Исламские банки имеют более 300 институтов в 51 странах, включая США, через такие компании как Банк, базирующийся в Мичиганском университете, а также 250 дополнительных взаимных фонда, основанных на исламских принципах. По оценкам журнала «Экономист», в мире осуществляется управление активами, соответствующими принципам шариата, на сумму более 822 миллиарда долларов США. Это составляет около 0,5 % общих мировых активов. Согласно данным универсального малайзийского банка со штаб-квартирой в Куала-Лумпуре, работающего в странах АСЕАН с быстроразвивающейся экономикой Group Holdings, исламская финансовая деятельность — это самый быстрорастущий сегмент глобальной финансовой системы, и продажи исламских ценных бумаг. Они могут вырасти на 24 процента и достичь значения в 25 миллиардов долларов. По результатам Инвестиционного форума, прошедшего в Омане, все традиционные банки Омана могут предлагать соответствующие шариату финансовые услуги после одобрения Центрального Банка Омана (ЦБО).

Исламский банкинг сосуществует в пределах экономики, в целом, и не является спасением, несмотря на частое обозначение в качестве такового. В период глобального финансового кризиса 2008 года изначально рынок не был затронут, поскольку проблемные активы числились на активах американских банков и относились к шариатским, поэтому исламские банки не были затронуты. Однако после падения Lehman Brothers исламские институты ощутили на себе падение цены недвижимости и прямых инвестиций, двух сегментов, которые активно привлекали инвестиции исламских фирм. Рынок исламских ценных бумаг сукук стал достаточно сильным, о чём говорит выпуск в 2015 году сукук немусульманскими странами — Великобританией, Гонконгом и Люксембургом.

Санкции ударили по банковскому сектору Ирана, и «его исламская финансовая система развивалась в таких направлениях, которые усложнят связи с иностранными банками», «но иранские банки обслуживали более трети общего количества мировых активов исламского банкинга (по данным Рейтер). Согласно последним данным центрального банка, его банковские активы составили 17,344 триллиона риалов или 523 миллиарда долларов по рыночному обменному курсу. По данным журнала Banker, в ноябре семь из десяти ведущих мировых исламских банков были иранскими.

Исламский банкинг в СНГ

Практически все государства с преобладанием ислама, образовавшиеся из бывших республик в составе СССР, в тех или иных объёмах развивают исламский банкинг.
Заметную методическую и финансовую поддержку в этом им оказывает Исламский банк развития.

Исламские финансовые институты

Исламские финансовые институты имеют разные формы. Могут быть:

Крупнейшие исламские финансово-кредитные учреждения

Согласно Мухаммеду Акрам Хану, к наиболее выдающимся исследовательским и образовательным институтам, занимающимся исключительно исламской экономикой и финансами, относятся:

В Иране существует Организация ценных бумаг, которая несёт ответственность за законность и инновационность исламских продуктов и имеет «комитет по вопросам шариата», который оценивает соответствие всех её продуктов нормам исламского права.

Шариатские консультационные советы и консультанты

Поскольку соблюдение предписаний шариата — это основа исламских финансов, исламские банки и банковские институты, которые предлагают продукты и услуги исламского банкинга (банки IBS), должны сформировать Наблюдательный совет шариата (НСШ) в целях их консультирования и обеспечения соответствия операций и деятельности банковских институтов принципам

В частности, Совет должен:

Среди организаций, которые разрабатывали и утверждали принципы и стандарты относительно соблюдения норм шариата, можно выделить Организацию по вопросам бухгалтерского учёта и аудита исламских финансовых институтов, Академию фикх ОИК, Совет по оказанию исламских финансовых услуг (IFSB) (.). Однако каждый исламский финансовый институт имеет собственный НСШ, и они не обязаны применять указанные принципы и стандарты.

Читать также:  МИНИСТР ФИНАНСОВ ПРОВОДИВШИЙ ДЕНЕЖНУЮ РЕФОРМУ В РОССИИ В 1839 1843 ГГ

В Малайзии Национальный Наблюдательный совет шариата, который был сформирован Банком Малайзии Негара (БМН), консультирует БМН по вопросам шариата в контексте операций таких институтов, их продуктов и услуг. В Индонезии подобную задачу выполняет Совет Улама.

Исламские инвестиционные фонды

Рынок исламских инвестиционных фондов — один из самых быстрорастущих секторов исламской финансовой системы. На данный момент, в мире существует около 100 исламских фондов, которые управляют активами на общую сумму 5 миллиардов долларов при ежегодном темпе роста. Учитывая стабильный интерес к исламской финансовой системе, можно выделить положительные знаки, свидетельствующие о более высоком объёме средств, которые будут вовлечены в будущем. Некоторые западные компании только недавно присоединились к рынку или планируют запустить подобные исламские фондовые продукты.

Несмотря на эти достижения, рынок несбалансирован, поскольку упор делается на продукты, а не на удовлетворение потребностей инвесторов. В течение последних нескольких лет было закрыто некоторое количество фондов. Большинство фондов нацелены на обслуживание физических и юридических лиц с высоким уровнем дохода, при минимальных инвестициях от 50 000 долларов США и максимальном уровне в 1 миллион долларов США. Целевые рынки исламских фондов отличаются друг от друга, некоторые работают на местные рынки (напр., инвестиционные фонды, базирующиеся в Малайзии и Персидском заливе). Другие нацелены на страны Персидского залива и региона Среднего Востока, фокусируясь больше на иностранные, чем на местные рынки.

С момента запуска исламских инвестиционных фондов в начале 1990-х годов, были созданы надёжные критерии оценки в форме индекса Доу Джонса для исламского рынка и серий Глобальных исламских индексов FTSE.

Исламские производные финансовые инструменты

Производные инструменты (деривативы), такие как биржевые опционы, — набрали популярность только в последнее время.
С помощью базирующегося в Бахрейне Международного исламского финансового рынка и базирующейся в Нью-Йорке Международной ассоциации свопов и деривативов были установлены мировые стандарты для работы с исламскими производными инструментами. Одна из основных целей использования исламских деривативов — предотвращение «чрезмерного» риска. « Договор о хеджировании» предусматривает структуру, в рамках которой институты могут торговать деривативами, такими как валютные свопы.
Некоторые исламские банки предоставляют брокерские услуги для торговли на бирже.

Микрофинансирование является предметом интереса у мусульман и создаёт большие возможности для роста исламской финансовой организации. Около 72 процентов жителей большинства мусульманских стран не пользуются официальными финансовыми услугами, часто потому что они недоступны и/или в силу того, что потенциальный клиент верит в традиционные продукты заимствования, несовместимые с исламским правом.

Мухаммед Йунус, основатель Grameen Bank и банкинга микрофинансирования, а также другие сторонники микрофинансирования, которые не являются частью движения исламского банкинга, заявляют, что отсутствие обеспечения и отсутствие чрезмерного процента соответствует исламскому запрету ростовщичества (риба).

Оценки и противоречия

Одно из противоречий исламских финансов заключается во взаимосвязи между процентным доходом от счетов в исламских и традиционных банков — в частности, насколько результаты похожи друг на друга. Это было замечено скептиками исламского банкинга, которые заявили о манипуляциях с доходом.
Исследование 2014 года с применением «наиболее современных экономических эконометрических методик» долгосрочного соотношения между ставками по срочным вкладам традиционных банков и ставками «банков-участников» (т.e. исламских банков) в Турции, показало, что три из четырёх банков-участников имеют «глубокую взаимосвязь» со ставками по срочным депозитам традиционных банков.

Другое исследование обнаружило «надёжные доказательства» того, что развитие шариатского исламского банкинга в мусульманских странах не «вытесняет» традиционный банкинг, а ведёт к «более быстрому развитию банковского сектора, что измеряется количеством частных кредитов или банковских депозитов в масштабе ВВП»

Концепция иджара используется некоторыми исламскими банками (Исламский банк Бангладеш, например) в качестве инструмента использования денег вместо более допустимого механизма поставки товаров или услуг с использованием денег в качестве инструмента. К сумме займа добавляется фиксированная сумма, которая должна быть выплачена банку, независимо получения прибыли от инвестиций, на которые использовалась ссуда, или её отсутствия. Согласно МВФ, поскольку исламский банкинг запрещает чистую денежную спекуляцию и отмечает, что сделки должны быть основаны на реальной экономической деятельности, то он связан с меньшими рисками, чем традиционная банковская деятельности, для стабильности финансовой системы.

Критики считают, что иранский закон о беспроцентной банковской деятельности просто создал контекст для легитимизации ростовщичества или риба. В реальности все банки взимают с заёмщиков заранее установленную ставку процента, которая утверждает Центральным банком не реже одного раза в год. В рамках таких контрактов не происходит никакого обмена товарами или услугами, и банки редко принимают на себя коммерческие риски. Ценное обеспечение, такое как недвижимость, коммерческие бумаги, банковские гарантии и оборудование снижают любые риски убытков. В случае банкротства основная сумма долга, процент и просроченные платежи компенсируются за счёт продажи обеспечения.

Большинство клиентов исламского банкинга находятся в странах Персидского залива и в развитых странах. Большинство финансовых институтов, которые предлагают услуги исламского банкинга, принадлежат немусульманам. С учётом того факта, что мусульман принимают на работу в такие организации исключительно для продвижения услуг, и они не имеют доступа к оперативному управлению, поэтому добросовестность таких институтов находится под вопросом.
Было обнаружено, что один малайзийский банк, предлагающий основанные на исламских принципах инвестиционные средства, вкладывал большинство таких средств в азартные игры; при этом менеджеры, управляющие такими средствами, не являются мусульманами. Такой вид историй формирует среди мусульманского населения общее впечатление о том, что исламский банкинг — это ещё один способ повысить прибыль путём роста депозитов, и что только богатые получают выгоду от применения принципов исламского банкинга.

Риба в качестве процента — это «урегулированный вопрос»

Исламские финансы основаны на убеждении, что «все формы процента — это риба, и, как следствие, запрещены» Когда член меньшинства (то есть один из немусульманских членов Национальной Ассамблеи, представляющий скорее религиозную группу, а не избирательный округ) Национальной Ассамблеи Пакистана поднял об этом вопрос в 2004 году, члены лидирующей исламской политической партии Пакистана (партии Мутахида Маджлис-е-Амал, ММА), демонстративно покинули Ассамблею в знак протеста против, как они сказали, пренебрежительных замечаний относительно процента в банковской деятельности:

Тем не менее, небольшая часть учёных (Мухаммед Абду, Рашид Рида, Махмуд Шалтут, Сиед Ахмад Хан, Фазл ал-Рахман, Мухаммед Саид Тантави и Юсуф аль-Карадави) поставили под сомнение тот факт, что риба включает все виды процента. Другие (Мухаммед Акран Хан) поставили под сомнение тот факт, что риба — это преступление, запрещённое шариатом (исламским правом), и подлежит наказанию, как убийство и кража, или просто грех, наказание за который будет определять Господь, поскольку «ни Пророк, ни первые четыре халифа, ни какое-либо последующее исламское правительство не приняли закон против риба.»

Исламский банкинг — это банковская деятельность, соответствующая нормам ислама. Например, мусульманам запрещены процентные сделки или покупка акций компаний, торгующих свининой.

Сегодня исламский банкинг лучше всего развит в мусульманских странах — ОАЭ, Саудовской Аравии, Турции, Египте, Иране. Ислам — вторая по распространенности религия в России. В нашей стране мусульманский банкинг пока слабо развит, но имеет большие перспективы.

Что вы узнаете

Мусульманский банкинг основывается на этике и философии ислама. Мусульмане не разделяют материальный мир и духовный. Любые юридические и финансовые действия должны соответствовать нормам шариата

Исламский банкинг строится на принципах, описанных в Священном писании, Коране, и Священном предании, Сунне. Исламские — халяльные — инвестиции соответствуют принципам согласия авторитетных лиц — иджма.

Ключевые правила исламской банковской деятельности строятся на запретах — они называются харам, или грех. В противовес запретам в исламе есть разрешенные действия — халяль.

Читать также:  Практическая работа по финансам денежному обращению и кредиту

Что запрещено в исламском банкинге

Проценты. Мусульманам запрещено ростовщичество и проценты по кредитам и вкладам — риба

. Покупка облигаций и привилегированных акций тоже находится под запретом в исламе.

Участие в рискованных сделках и спекуляциях. Инвестирование в сложные инструменты, которые обещают большую доходность, сопряжено с дополнительными рисками. Поэтому относиться к таким вложениям стоит с опаской, и дело тут не в религии.

Для мусульман есть прямой запрет на инвестирование с использованием сложных финансовых инструментов. В исламе даже есть специальный термин «гарар», обозначающий неопределенность и опасность. через исламский банкинг нельзя работать со спекулятивными инструментами, такими как опционы, шорты, форварды.

Некоторые виды деятельности. Мусульманам нельзя инвестировать в некоторые виды бизнеса:

Торговля несуществующим товаром, тем, что в буквальном смысле нельзя потрогать руками. Мусульмане вкладывают деньги только в реальные продукты. Например, под запретом находится криптовалюта. В инвестировании мусульманам запрещены фьючерсы и свопы.

Как работает исламский банкинг

Кредитные организации проводят сложную работу по внедрению новых банковских или инвестиционных продуктов для мусульман. Каждый продукт или услуга создаются на основе Шариатских стандартов, AAOIFI, под строгим наблюдением и только с одобрения авторитетных теологов и улемов.

Исламский банкинг предлагает финансовые операции, заменяющие традиционные, с учетом религиозных особенностей. Несмотря на то что мусульманам нельзя брать обычные кредиты и хранить деньги на депозитах, исламский банкинг предоставляет много услуг.

Иджара — исламский лизинг. Традиционный лизинг подразумевает выплату процентной ставки за пользование имуществом, что запрещено Кораном. Иджара — это передача имущества во временное пользование другому лицу в обмен на арендные платежи. Исламский лизинг отличается от классического тем, что имущество, которое сдается в аренду, в любом случае остается у лизингодателя.


ИСЛАМСКИЕ ФИНАНСЫ ЧТО ЭТО

Однако у клиента может появиться право выкупа оборудования, взятого в аренду, если при этом заключено специальное соглашение — иджара .

Стоит учитывать, что банк, даже если он исламский, остается банком: его задача — зарабатывать на сделках с учетом рисков и затрат. В противном случае он будет проигрывать в конкурентной борьбе традиционному банкингу. Поэтому отсутствие процентов по лизингу компенсируется высокими арендными платежами.

Мушарака — совместное предприятие. Это совместное финансирование проекта несколькими инвесторами при участии банка. Мушарака подразумевает, что несколько вкладчиков передают банку свои финансы. В свою очередь, банк этими средствами финансирует проект. Банк не берет процент от сделки, но получает свое вознаграждение следующим образом:

Убытки тоже делятся между всеми участниками сделки и распределяются в соответствии с долей финансирования проекта каждой стороной.

Кард  — беспроцентная ссуда. Исламский банк может дать беспроцентную ссуду физическому или юридическому лицу при условии возвращения долга в определенный срок. Например, такую ссуду могут дать организации на реализацию общественно значимых проектов — строительство инфраструктуры, производств и других социальных объектов.

В отличие от обычного кредита, где банк берет процент, исламская ссуда подразумевает «добровольную» надбавку за свои услуги, которая называется «хиба». То есть клиент может в знак своей благодарности сверх долга заплатить дополнительную сумму банку за понесенные расходы.

силаа. Это финансовая операция, при которой покупатель отдает частями деньги за товар. В традиционном банкинге такая услуга тоже есть и называется рассрочкой платежа.

Мурабаха — исламская ипотека. Это исламская финансовая услуга, которая заменяет кредитные операции, использующиеся в классическом банкинге. Мурабаха подразумевает торговое соглашение, когда банк приобретает определенный товар для дальнейшей перепродажи. Банк получает доход в виде фиксированной суммы, заранее оговоренной в договоре, в нее входят наценка за организацию и ведение сделки плюс понесенные расходы.

Например, банк может купить квартиру специально для клиента. В договоре указывается фиксированное вознаграждение и график платежей. Пока весь долг не будет закрыт, имущество находится в залоге у банка, впрочем, как и при обычной ипотеке.

Мудараба — исламский депозит. Традиционные вклады находятся под запретом у мусульман . Альтернативный способ получения пассивного дохода в исламе — мудараба. Это партнерский договор распределения прибыли совместного проекта.

Клиент передает деньги банку, который вкладывает их в определенный проект или предприятия. В договоре указывают пропорции распределения прибыли между банком и партнером-вкладчиком. Клиент выбирает, в какой именно вид деятельности он финансирует. А исламский банк гарантирует, что вкладывает деньги клиента в халяльные — разрешенные — виды деятельности.

В отличие от мушараки, где убытки, как и прибыль, делят пропорционально, при мударабе финансовые потери несет только клиент.

Сукук — исламские ценные бумаги. Исламом не запрещено инвестировать деньги в ценные бумаги, для этого в мусульманском банкинге придуман сукук. Дословно термин переводится как «договор» или «вексель». Это беспроцентные облигации, выпускающиеся под определенный материальный актив. Эмитенты — долевые собственники этого актива. На доходность таких облигаций влияет размер прибыли на базовый актив.

Эмитент дает инвестору безотзывное право выкупа актива по фиксированной стоимости. Сукук выделяется низкой волатильностью.

Закят — мусульманский налог. Это уникальный мусульманский налог, существующий только в исламском банкинге. Согласно Священному Писанию, каждый мусульманин обязан платить милостиню (закят). Размер закят традиционно составляет 2,5% от суммы, которой мусульманин владел в течение года. Собранные деньги направляют в помощь нуждающимся, неимущим мусульманам или на финансирование социальных проектов.

Сравнение принципов исламского и классического банкинга

Отсутствие специального законодательства. Исламский банкинг имеет свою специфику, которая должна быть регламентирована на законодательном уровне. Сейчас в России нет законов, которые порядок осуществления исламских финансовых операций.

Некоторые исламские банковские услуги, например мурабаха, и вовсе противоречат федеральному закону «О банках и банковской деятельности». По российскому законодательству исламская ипотека или перепродажа товаров — коммерческая деятельность, ее запрещено вести банкам.

В прошлом году в Госдуму внесли законопроект по реализации и регулированию исламского банкинга на территории РФ. Согласно документу, в пилотном проекте будут участвовать следующие регионы, где преобладает мусульманское население: Дагестан, Чеченская Республика, Башкортостан и Татарстан.

Услуги исламского банкинга станут предоставлять некредитные финансовые организации, НФО. Они будут внесены в реестр Банка России и состоять в саморегулируемой организации, СРО. Эксперимент могут начать 1 июля 2023 года.

Отсутствие квалифицированных кадров. Методология и разработка исламских финансовых продуктов — это сложный, многоступенчатый процесс, в котором задействованы авторитетные улемы и профессиональные мусульманские теологи. Каждый продукт должен быть разработан согласно Шариатским стандартам, AAOIFI. Требуется время, чтобы обучить банковских специалистов работать с новыми инструментами исламского банкинга.

Стереотипность и низкая осведомленность населения. Граждане воспринимают исламский банкинг как услуги только для мусульман. Хотя использование мусульманских банковских продуктов не запрещено представителям других религий и верований.

Даже если человек или организация не имеют никакого отношения к исламу, они могут пользоваться всеми инструментами исламского банкинга в случае, когда они кажутся более привлекательной альтернативой традиционным банковским инструментам.

Причины развития в России

Вовлечение исламского населения в российскую финансовую систему. Сегодня в России услуги исламского банкинга предоставляют не банки, а торговые дома и МФО. Основные регионы, где функционируют организации, осуществляющие исламскую финансовую деятельность, — субъекты Северного Кавказа, Татарстан, Башкортостан.

законодательной базы по религиозным принципам не все население может быть включено в финансовую и банковскую систему страны. Развитие исламского банкинга в России привлечет существенную долю потребителей в финансовый сектор страны.

Обеспечение инвестиций в реальную экономику, инфраструктурные объекты. Благодаря развитию исламского банкинга в российский финансовый сектор будут поступать деньги не только физических, но и юридических лиц. Исламские инвесторы смогут беспрепятственно финансировать производственные, инфраструктурные проекты — важные для развития страны. В первую очередь халяльные инвестиции подразумевают под собой вклад в реальную экономику, социально полезную и значимую.

Переориентация сотрудничества от европейских к мусульманским странам. зарубежных санкций, введенных в прошлом году, российской экономике пришлось уходить с европейского рынка, переориентируя свой рынок на дружественные страны Азии, Африки, Латинской Америки, Ближнего Востока.

Среди дружественных партнеров существенную долю занимают страны, где в основном проживает население, исповедующее ислам. Это Иран, Саудовская Аравия, Турция, Бахрейн, Египет, Иран, Пакистан.

Кроме того, ряд стран СНГ, с которыми активно сотрудничает Россия, мусульманские: Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан и Туркменистан, Азербайджан.

В октябре прошлого года на встрече с генсеком Организации исламского сотрудничества, ОИС, Валентина Матвиенко отметила, что один из центров формирующегося многополярного мира — исламские государства. Россия и ОИС как единственное в мире объединение государств по признаку цивилизационной общности и дальше будут наращивать партнерство. Россия — страна-наблюдатель при ОИС.


ИСЛАМСКИЕ ФИНАНСЫ ЧТО ЭТО

Развитие исламского банкинга в России станет инструментом сотрудничества с мусульманскими странами, который поможет выйти на принципиально новый уровень торгово-экономических отношений. Сейчас различий в финансовой системе некоторые вопросы невозможно решить, пока не вступит в силу новый закон, регламентирующий исламский банкинг.

Российские организации, представляющие исламский банкинг, смогут финансировать российский экспорт в дружественные мусульманские страны. Кроме того, российские организации смогут выступать партнерами по сделкам со своими зарубежными коллегами в соответствии с нормами ислама.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *