ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФИНАНСОВ ДЛЯ РЕШЕНИЯ СОЦИАЛЬНО ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ

Пример курсовой работы

Содержание

Введение 3

ГЛАВА 1. Финансы социальной сферы 5

1.1 Социальная политика в России и источники ее финансирования 5

1.2 Воздействие финансов на экономику и социальную сферу на современном этапе развития России 7

1.3 Управление финансами в отраслях социальной сферы 9

ГЛАВА 2. Использование финансов в решении социальных проблем 12

2.1 Воздействие финансов на уровень жизни населения 12

2.2 Роль финансов в улучшении условий труда 15

2.3 Финансовый механизм обеспечения социальных гарантий и стандартов 18

2.4 Финансовые методы поддержки социально уязвимых слоев населения 20

Заключение 28

Литература

Наиболее масштабной задачей социально ориентированной экономики государства в формирующемся рыночном хозяйстве России является деятельность по социальной защите всех слоев общества и по выработке стратегии эффективной социальной политики. Формой ее реализации выступает фактический образ действий государства, воплощенный в социальную политику, которая охватывает все сферы экономических отношений в стране. Одним из важнейших направлений его деятельности является регулирование занятости и стимулирование высококвалифицированного и производительного труда и, как следствие, увеличения национального дохода.

Важнейшим инструментом регулирования развития социальной сферы является бюджет. Необходимость образования бюджетных ресурсов непосредственно вытекает из осуществления государством специфических функций. Имеется в виду потребность финансирования затрат на содержание работников социальной сферы, а также на развитие социальной сферы и объектов ее инфраструктуры.

Ключевая проблема социальной сферы – повышение жизненного уровня людей. В широком смысле уровень жизни охватывает объем и структуру потребления, экономические и производственные условия труда и стимулы к труду, количество и качество свободного времени, изменения в демографических процессах и состав собственности граждан, гарантии материального обеспечения членов общества и семей, другие предоставляемые обществом возможности для всестороннего развития личности. В узком значении уровень жизни представляет систему количественных (натуральных и стоимостных) показателей, характеризующих объем, степень и качество удовлетворения потребностей человека (размер душевого потребления продовольствия и других товаров, обеспеченность семей товарами длительного пользования, культурно-бытового назначения, среднедушевой денежный доход семьи, прожиточный минимум, реальные доходы и другие показатели) .

Итак, цель работы – исследовать роль финансов для решения социальных проблем.

Предметом исследования является финансовые методы и механизмы, используемые для стабилизации социальной сферы, повышения уровня жизни населения, оказания поддержки нуждающимся в этом гражданам.

Объект исследования – финансы и их использование в проведении сциальной политики России.

Задачи, которые необходимо решить для достижения цели:

1. Определить сущность финансов.

2. Исследовать принципы социального обеспечения.

3. Рассмотреть финансовые методы и механизмы, которое государство использует для решения социальных проблем.

В качестве теоретической основы работы выступают труды Поляка Г. Б., Романовского М. В., Полякова Л. А., Дробозина Л. А, а также различные периодические издания, информация с официальных сайтов Минсоцразвтия, Минфина и других.

ГЛАВА 1. Финансы социальной сферы

1.1 Социальная политика в России и источники ее финансирования


Социальная политика – это деятельность органов государственной власти и государственных учреждений в области социальных отношений. Объектом социальной политики становится население в целом, отдельные составляющие его социальные общности, слои группы, семьи. В дореформенный период к социальной сфере относили искусство, культуру, спорт, науку, образование, здравоохранение и социальное обеспечение, т.е. те отрасли, где не создавались материальные блага. Социальную сферу именовали бюджетной, производственной. В настоящее время так принято называть сферу жизнедеятельности людей, охватывающую широкий перечень предметов ведения социальной политики. Для выполнения главных функций государства и решения профильных проблем создается социальная инфраструктура.

Цель развития социальной инфраструктуры – повышение качества жизни населения, что является, в конечном счете, основой национальной экономики, а также укрепление социальной стабильности в обществе. Эти проблемы весьма актуальны для всех стран.

Сводный показатель качества жизни – смертность и заболеваемость, состояние окружающей среды, уровень образования, динамика преступности – в большинстве государств за последние годы вырос.

Поскольку социальная сфера в значительной своей части представляет нерыночный сектор экономики, то регулирующая роль государства в отношении ее проявляется более заметно. За последнее десятилетие социальные расходы в России увеличились, несмотря на снижение ВВП. Однако доля семей, имеющих доходы ниже прожиточного минимума, также растет.

Согласно Конституции Российской Федерации, федеральный центр должен создать основу для реализации социальной политики на местах. Важнейшей обязанностью государства является обеспечение социальных прав, поскольку Россия заявила о себе как социальном государстве. В основе социальных гарантий лежит принцип соблюдения единого социального стандарта на всей территории страны, единых правил дотирования регионов. Единообразие, например, распространяется на оплату труда работников социальной (бюджетной) сферы; гарантируется одинаковый объем и качество медицинского обслуживания, образования; фиксируется допустимый уровень безработицы. Однако трехуровневое построение социальной политики усложняет реализацию федеральной стратегической линии социальной защиты населения. Перечень социальных расходов в различных регионах РФ имеет существенные различия и зависит от их бюджетных возможностей. Наибольший удельный вес в расходах занимают затраты на выплату компенсаций малообеспеченным гражданам по оплате коммунальных услуг в связи с проводимой жилищной реформой, введение льгот в соответствии с Федеральным законом от 12.01.95 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», обеспечение инвалидов транспортными средствами, протезирование, изготовление ортопедической обуви и др.

Реализация конституционных прав граждан на социальное обеспечение по возрасту, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей, при безработице, а также на получение бесплатной медицинской помощи по болезни обеспечивается не только за счет бюджетных средств, но и за счет средств государственных и негосударственных внебюджетных фондов целевого назначения. Одним из основных видов социальной защиты населения является пенсионное обеспечение .

Реформа межбюджетных отношений позволила повысить значение каждого элемента бюджетной системы – федерального бюджета, территориальных и местных бюджетов – в решении социальных проблем. При недостаточности средств у нижестоящих бюджетов на реализацию федеральной социальной политики используются регулирующие механизмы, такие как трансферты, целевые субвенции, дотации, целевые программы, бюджетные кредиты, выделяемые субъектам Федерации.

1.2 Воздействие финансов на экономику и социальную сферу на современном этапе развития России


Анализ закономерностей развития финансов в разных условиях общественного воспроизводства свидетельствует о наличии общих признаков в их содержании. Это обусловлено сочинением объективных причин и условий функционирования финансов. Среди этих условий выделяет два: развитие товарно-денежных отношений и существование государства как субъекта этих отношений. В отличие от таких стоимостных категорий, как например, деньги, кредит, фонд оплаты труда и другие, финансы органически связаны функционированием государства.

Однако общие признаки всех финансовых отношений не включают определенные различия между ними.

В связи с этим финансовая система представляет собой совокупность различных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве.

Финансовая система РФ включает следующие звенья финансовых отношении: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды страхования, фондовый рынок финансы предприятии различных форм собственности.

Все вышеперечисленные финансовые отношения можно разбить на две подсистемы. Это общегосударственные финансы, обеспечивающие потребности расширенного воспроизводства на макроуровне, и финансы хозяйствующих субъектов, пользуемые для обеспечения воспроизводственного процесса денежными средствами на микроуровне.

Разграничение финансовой системы на отдельные звенья обусловлено различиями в задачах каждого звена, а также в методах формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Общегосударственные централизованные фонды денежных ресурсов создаются путем распределения и перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства
.

Важная роль, которую выполняет государство в области экономического и социального развития, приводит к необходимости централизации в его распоряжении значительной части финансовых ресурсов. Формами их использования являются бюджетные и внебюджетные фонды, обеспечивающие потребности государства в решении экономических, политических и социальных задач. Иные формы и методы образования и использования денежных фондов применяются кредитными и страховыми звеньями финансовой системы. Децентрализованные фонды денежных средств образуются из денежных доходов и накоплений самих предприятий.

Несмотря на разграничение сферы деятельности и применение особых способов и форм образования и использования денежных фондов в каждом отдельном звене, финансовая система – единая система, так как базируется на едином источнике ресурсов всех звеньев.

Основой единой финансовой системы служат финансы предприятий, поскольку они непосредственно участвуют в процессе материального производства
. Источником централизованных государственных фондов денежных средств выступает национальный доход, создаваемый в сфере материального производства.

Общегосударственным финансам принадлежит ведущая роль: в обеспечении определенных темпов развития всех отраслей народного хозяйства; перераспределении финансовых ресурсов между отраслями экономики и регионами страны, производственной и непроизводственной сферами, а также формами собственности, отдельными группами и слоями населения. Эффективное использование финансовых ресурсов возможно лишь на основе активной финансовой политики государства .

1.3 Управление финансами в отраслях социальной сферы


Управление финансами в отраслях социальной сферы осложняется нестабильностью социально-экономических и общественно-политических процессов. Современная государственная политика направлена на оздоровление экономики через усиление хозяйственной самостоятельности субъектов, передачу им компетенции по принятию управленческих решений, жесткую финансовую регламентацию затрат. В это же время отдельные проблемы в социальной сфере стали представлять серьезную опасность для социально-экономической стабильности в обществе. Вот почему при выработке стратегических решений учитываются их социальные последствия.

Можно выделить четыре направления совершенствования социального управления, которые напрямую связаны с финансами:

• разграничение компетенции, полномочий и ответственности органов управления всех уровней и обеспечение их эффективного взаимодействия;

• переход от распределительного и директивного к регулирующему управлению;

• развитие принципов автономности учреждений с одновременным повышением ответственности за конечные результаты деятельности;

• развитие общественно-государственных форм управления.

Из-за отсутствия достаточного объема финансовых ресурсов при разработке стратегии управления всегда возникает необходимость решения таких задач, как выбор приоритетов; выявление и использование новых источников финансирования, создание организационных и экономических механизмов рационального использования имеющихся средств; обоснованное распределение полномочий по распоряжению ресурсами. Задача выбора приоритетов, которые необходимо обеспечить государственными финансовыми ресурсами, на федеральном уровне заключается в том числе и в определении соотношения затрат на различные направления социальной политики. На региональные же и местные уровни возлагаются вопросы реализации федеральных законов, конкретизация механизмов их исполнения, оценка эффективности или недостатков этих законов.

Правовые нормы призваны установить строгую ответственность органов исполнительной власти за исполнение закона о бюджете, а бюджетных организаций – за целевое и экономное использование, средств. Осуществляется это в том числе путем перемещения средств из коммерческих банков на счета органов казначейства в государственных банках, что позволит предотвратить необоснованные расходы. Производится детальная расшифровка бюджетных назначений, постоянно контролируется степень исполнения бюджета со стороны законодательной власти и органов финансового контроля. Здесь необходимо заметить, что контроль является одной из важнейших управленческих функций. В современной ситуации его значимость возрастает и наполняется новым содержанием. Не менее важное значение для эффективности управления имеют бюджетные нормы и нормативы, позволяющие объективно определить бюджетные потребности регионов и учреждений. В этой связи исключительно актуальным является принятие Бюджетного Кодекса РФ, регламентирующего механизмы реализации социальных гарантий населению на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности, представляющих собой минимально допустимую стоимость государственных и муниципальных услуг в денежном выражении в расчете на душу населения. Другим доминирующим показателем дли формирования расходов бюджета признан норматив финансовых затрат в расчете на одну социальную услугу .

Таким образом, задачи управления финансами социальной сферы реализуются в первую очередь через бюджетную политику государства. Главной проблемой бюджетной политики и государственного регулирования становится рационализация структуры бюджета и правовая регламентация самого процесса его составления и выполнения. К числу приоритетных отнесены вопросы: полной прозрачности и подконтрольности расходов бюджета; уменьшения числа бюджетополучателей; сокращения экономически и социально неэффективных дотаций; усиления ответственности за исполнение бюджета перед получателями средств; достоверности отчетных данных, урегулирование отношений между бюджетом и негосударственными фирмами. Особое значение имеет перевод на полное или частичное самофинансирование социальной сферы.

Читать также:  ДЕСЯТКА ПЕНТАКЛЕЙ ТАРО ЗНАЧЕНИЕ ФИНАНСЫ


ГЛАВА 2. Использование финансов в решении социальных проблем

2.1 Воздействие финансов на уровень жизни населения


Формирование уровня жизни происходит при непосредственном и активном участии финансов. Уровень жизни населения определяют реальные денежные доходы, которые образуются в результате многократного финансового распределения и перераспределения стоимости. Они включают наряду с основными трудовыми доходами также и определенные суммы финансовых надбавок и вычетов.

Государственное регулирование доходов и заработной платы заключается в их перераспределении через бюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей доходов и социальных выплат населению. При этом значительная доля национального дохода переходит из слоев населения с высокими доходами к слоям с относительно низкими доходами, что приводит к увеличению общих расходов потребителей и, следовательно, объемов потребления товаров и услуг.

Таким образом, можно считать, что основная цель государства в регулировании денежных доходов заключается в обеспечении возможности потребления каждым индивидуумом не ниже минимального набора товаров и услуг, лежащего в основе прожиточного минимума.

Задачи финансового регулирования денежных доходов населения:

1) повышение общего уровня жизни населения;

2)достижение социальной справедливости по отношению к различным категориям и социальным группам граждан;

3) обеспечение прожиточного минимума и конституционных гарантий для всех граждан;

4)стимулирование трудовой и деловой активности населения.

Главные финансовые инструменты регулирования денежных доходов населения:

1) налоговая система, с одной стороны, создает условия для повышения жизненного уровня населения, с другой – регулирует размеры денежных доходов;

2) общественные фонды потребления выступают финансовой базой реализации конституционных прав и гарантий, декларируемых государством в социальной сфере, используются для оказания населению бесплатных услуг, выплаты денежных пособий и предоставления различных льгот;

3) благотворительные, т.е. близкие к ним по назначению социальные фонды: рынок неизбежно порождает социальную дифференциацию граждан, в результате чего образуется нередко значительная по численности группа людей, не обеспечиваемых ни государственными структурами, ни предприятиями и организациями.

Государство, организуя через бюджет перераспределение доходов населения, создает условия для нормального воспроизводства рабочей силы, способствует ослаблению социальной напряженности. Степень воздействия государства на процесс перераспределения доходов, как свидетельствует мировой опыт, можно измерить объемом и динамикой расходов на социальные нужды за счет бюджетов всех уровней.

Возможности государства в регулировании и перераспределении доходов во многом ограничиваются бюджетными поступлениями. Наращивание социальных расходов сверх налоговых поступлений ведет к появлению бюджетного дефицита и инфляции. Именно такая ситуация характерна для российской экономики периода рыночных реформ. Между тем во всех развитых странах с рыночной экономикой накоплен опыт регулирования доходов и потребления, используются меры, программы и законы по социальной защите наименее обеспеченных слоев населения, способствующие ослаблению социальной напряженности.

Методы государственного регулирования доходов и потребления населения, применяемые в российской переходной экономике, – это прямые (административные меры) и косвенные (экономические меры), трансфертные платежи, социальные гарантии (прожиточный минимум, минимальный размер заработной платы, минимальные размеры помощи в сферах здравоохранения и образования), административное регулирование цен, индексация и компенсация доходов, социальные программы, налоги с продаж, НДС, акцизы, таможенные пошлины, налоговые льготы малоимущим, государственный контроль цен, социальные налоги, отчисления во внебюджетные фонды, благотворительные фонды.

Среди прямых (административных) методов государственного регулирования особую роль играют трансфертные платежи, которые должны существенно снижать степень имущественного неравенства.

Таким образом, за счет бюджета и внебюджетных фондов (пенсионного, занятости, обязательного медицинского и социального страхования), используя систему социальных гарантий и социальной защиты, государство проводит широкомасштабное перераспределение и регулирование доходов. Рационально организованная система социальной защиты малоимущих должна действовать на всех уровнях: федеральном, субъектов Федерации, местного самоуправления, низового производственного трудового коллектива .

Социальный потенциал налоговой системы в современной России, ее способность перераспределять доходы от высокообеспеченных к средне- и малообеспеченным слоям населения практически не используется.

Существующая система налогообложения не учитывает положения в российской экономике и связанного с ним резкого имущественного расслоения, сильной степени дифференциации доходов. Поэтому тяжесть налогообложения необходимо перенести с менее обеспеченного населения на более обеспеченное, используя прогрессивную шкалу обложения налогами доходов.

Снизив обложение налогами фонда оплаты труда и переложив часть налогов на получателей доходов, можно обеспечить дополнительные поступления в бюджет за счет того, что работодатели прекратят выдачу своим работникам значительно большей заработной платы, чем указано в платежных документах, представляемых налоговым органам, а также зачисление ее в депозиты, в страховые фонды и т.п.

Используемая в России налоговая политика стимулирует и закрепляет такие структуры занятости и оплаты труда, при которых непрестижным и низкооплачиваемым оказывается труд в секторах экономики, определяющих перспективы ее развития, в промышленности, науке, культуре.

Государственное регулирование доходов должно быть направлено прежде всего на преодоление их чрезмерной дифференциации с помощью прогрессивного налогообложения.

2.2 Роль финансов в улучшении условий труда


Осуществляемые в России реформы не могут быть эффективно реализованы без создания действенных стимулов к труду и предприимчивости в сочетании с высокой организованностью и дисциплиной.

Трудовая мотивация – осознанное побуждение человека к труду путем воздействия на присущие ему мотивы труда. В основе этих мотивов лежит интерес как форма реализации потребностей.

Принято выделять три основных вида трудовой мотивации: материальную; социальную (моральную); организационную (административную).

Мотивация включает стимулирование, которое принято считать положительной мотивацией, и санкции, обычно относимые к отрицательной мотивации. Среди мотивов труда решающее значение принято придавать мотивам, связанным с материальной заинтересованностью. Именно они главным образом влияют на выбор профессии, места работы, определяют отношение к труду.

Материальная мотивация реализуется через ряд каналов: систему оплаты труда, систему дифференцированного учета видов и результативности труда, систему реализации полученных за труд денежных средств. К дополнительным стимулам, практически также являющимся материальными, мировая практика относит: оплату за счет фирмы транспортных расходов, субсидии на питание, помощь в оплате расходов на образование, оплачиваемые за счет фирмы медицинские обследования, поездки туристического характера в выходные дни и во время отпуска, расходы работодателя на страхование жизни работников и их иждивенцев, страхование от несчастных случаев и т.п.

Социальные, или моральные, стимулы основаны на нравственных ценностях человека, осознании работником своего труда как долга перед обществом, понимании ценности и полезности этого труда. К данной категории относят также побудительные мотивы, связанные с творческой насыщенностью и содержательностью труда, относительно благоприятными его условиями, взаимоотношениями в трудовом коллективе, отношениями между работником и его руководителем, возможностью профессионально-квалификационного роста, самосовершенствования и самовыражения.

Стимулы к труду органично включают последовательное осуществление во всех сферах жизни принципа социальной справедливости, усиления связи доходов работника с трудом. Практически этот принцип реализуется посредством социальных гарантий.

Существенную роль в стимулировании к труду играет развитие «сохозяйских» мотивов, т.е. доступа работников к принятию управленческих решений, причем не только непосредственно на производстве, но и на более высоких уровнях управления.

Система материального стимулирования труда должна быть адекватной интересам как наемных работников, так и предпринимателей, объективным по своей природе. При разработке механизма стимулирования персонала за результаты труда необходимо использовать комплексный подход, включающий всю совокупность факторов и закономерностей, отражающих развитие производства и особенности перехода к рыночным отношениям.

Отражением реальной заинтересованности выступает достижение стратегических и тактических целей предприятия и общества, будь то максимизация прибыли или развитие производства, расширение рынков сбыта или снижение цен на продукцию .

Воздействие финансов на улучшение производственных условий труда осуществляется на основе направления денежных средств на постоянное обновление материально-технической базы производства, стимулирование внедрения прогрессивных технологий, снижение доли неквалифицированных, тяжелых и вредных для здоровья человека работ. Помимо собственных средств предприятий и организаций, привлекаются средства новых акционеров, кредиты банков, организаций и частных лиц, а на государственных предприятиях – бюджетные субсидии.

Государство содействует развитию производства на передовой научно-технической основе через систему налогообложения хозяйствующих субъектов, при которой из облагаемой прибыли подлежит исключению часть осуществляемых предприятием затрат на проведение научно-исследовательских работ, подготовку и освоение новых прогрессивных технологий и видов продукции, опытно-конструкторских работ. Важное значение имеет и практика включения в себестоимость продукции расходов, связанных с ускоренной амортизацией основных фондов, одновременным прекращением начислений и списанием на себестоимость амортизационных отчислений по оборудованию и другим видам основных фондов, если по ним истекли нормативные сроки эксплуатации.

Для охраны труда и соблюдения техники безопасности работ на предприятиях осуществляются постоянные текущие расходы. Расходы, связанные с обеспечением нормального режима трудовой деятельности (соблюдение техники безопасности, требований соответствия уровню квалификации), обеспечиваются на основе коллективных договоров как за счет средств фондов социального назначения, формируемых из остающейся у предприятия чистой прибыли, так и за счет имеющихся в распоряжении профсоюзов средств .

Читать также:  Роль которого и бюджет, и финансы выполняют естественным образом, поощряя социальное фискальное распределение

2.3 Финансовый механизм обеспечения социальных гарантий и стандартов


В обществе рыночных отношений главную функцию социальной защиты берёт на себя государство как главный субъект социальной политики и социальной работы.

Основные социальные гарантии закреплены в Конституции РФ и находят своё подтверждение в социальной политике. Они определены в ст. 7 Основного закона РФ: «В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается постоянная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты».

На современном этапе просматриваются две основные функции в системе государственной социальной защиты: социальные выплаты и система социального обслуживания одиноких, престарелых, инвалидов и других подобных категорий, основанные на принципе заботы государства о социально уязвимых членах общества и социальной благотворительности. В то же время социальная защита должна распространяться на все категории населения через систему социальных гарантий.

Социальные гарантии – это механизм долговременного действия, предусмотренные законом обязательства государства, направленные на реализацию конституционных прав граждан. Основой государственных социальных гарантий должны стать минимальные социальные стандарты.

Минимальные социальные стандарты – это установленные законодательством РФ нормы и нормативы, которые закрепляют минимальный уровень социальной защиты, ниже которого опускаться нельзя. Систему государственных минимальных стандартов составляют взаимосвязанные государственные минимальные социальные стандарты в области: оплаты труда; пенсионного обеспечения; образования; здравоохранения; культуры; социального обслуживания; жилищно-коммунального обслуживания .

Государственные минимальные социальные стандарты включают:

• в области оплаты труда – минимальный размер оплаты труда; единую тарифную сетку по оплате труда работников бюджетной сферы;

• в области пенсионного обеспечения – минимальные размеры государственных пенсий;

• в области образования – набор общедоступных бесплатных услуг образовательных учреждений, финансируемых за счет средств госбюджета; нормы и нормативы предельной наполняемости классов и групп в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и обеспеченности населения бесплатными образовательными услугами; нормы и нормативы социальной поддержки обучающихся; норматив числа студентов, получающих бесплатное высшее профессиональное образование в государственных высших учебных заведениях;

• в области здравоохранения – перечень видов медицинской помощи, предоставляемой учреждениями здравоохранения бесплатно; набор общедоступных бесплатных услуг по оказанию амбулаторно-поликлинической, стационарной и скорой медицинской помощи, финансируемых за счет бюджетов различных уровней и фондов обязательного медицинского страхования; нормы и нормативы обеспеченности населения медицинской помощью;

• в области культуры – набор общедоступных бесплатных услуг государственных и муниципальных учреждений культуры, финансируемых за счет бюджетов различных уровней; нормы и нормативы обеспеченности населения государственными и муниципальными учреждениями культуры, оказывающими общедоступные и бесплатные услуги;

• в области социального обслуживания населения – набор бесплатных услуг государственных и муниципальных учреждений социального обслуживания населения, финансируемых за счет бюджетов различных уровней; нормы и нормативы обеспеченности населения услугами учреждений социального обслуживания населения;

• в области жилищно-коммунального обслуживания населения – набор предоставляемых населению льготных жилищно-коммунальных услуг; нормы и нормативы минимального уровня жилищно-коммунального обслуживания населения, устанавливаемые органами исполнительной власти.

Закрепляя в законе «О государственных минимальных стандартах» самый необходимый минимум социальных стандартов, государство делает обязательным их обеспечение для исполнительной власти на всех уровнях, а также для работодателей и предпринимателей всех видов собственности, а не только государственной .

В настоящее время система территориальных бюджетов не имеет способов обеспечения минимальных социальных стандартов. Для решения этой проблемы возможно использование системы трансфертов либо прямой оплаты услуг на основе федеральных социальных программ.

2.4 Финансовые методы поддержки социально уязвимых слоев населения


Внебюджетные фонды государства представляют собой совокупность финансовых средств, находящихся в распоряжении центральных или местных органов власти и имеющие целевое назначение. К социальным фондам относят: Пенсионный фонд, фонд обязательного социального страхования, Государственный фонд занятости населения, фонд обязательного медицинского страхования.

Через внебюджетные фонды осуществляется социальное страхование . В социально-политическом аспекте социальное страхование представляет собой способ реализации конституционного права гражданина на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Средства социального страхования используют в виде выплат, финансирования услуг, предоставления льгот. Основные виды расходов по социальному обеспечению – выплаты денежных пенсий – по старости, по инвалидности, за выслугу лет и по случаю потери кормильца – и пособий – по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком, на детей военнослужащих срочной службы, пособие по безработице, ритуальные услуги и социальная помощь малоимущим.

В РФ осуществляется начисление социальных пенсий нетрудоспособным гражданам в соответствии с ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» следующим категориям граждан: инвалидам, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности III, II, I степени; инвалидам с детства, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности III, II, I степени; детям-инвалидам, детям в возрасте до 18 лет, потерявшим одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери; гражданам из числа малочисленных народов Севера, достигшим возраста 55 и 50 лет; гражданам, достигшим возраста 65 и 60 лет .

Фонды обязательного медицинского страхования представляют собой централизованные источники финансовых ресурсов для целей медицинского страхования как формы социальной защиты населения. Фонды обеспечивают аккумулирование денежных средств на обязательное медицинское страхование, финансирование государственной системы обязательного медицинского страхования.

Задачи медицинского страхования – гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и проводить профилактические мероприятия.

Медицинское страхование осуществляется в двух видах: обязательном и добровольном. Добровольное медицинское страхование осуществляется на основе соответствующих программ и обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских и других услуг сверх установленных программами обязательного медицинского страхования.

Обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам РФ равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.

Система обязательного медицинского страхования – важнейшая составная часть системы страхования, в том числе обязательного и добровольного. Она играет решающую роль как в экономической, так и в социальной безопасности государства .

Проект «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» предполагает развитие правовой базы, бюджетную и организационную поддержку расширения спроса и предложения на рынке жилья, а также выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем определенных категорий граждан.

В целях сохранения социальной стабильности в обществе и с учетом социальных тенденций государство сохраняет или увеличивает социальный фонд. Приватизация, наоборот, его вымывает. Предшествующий опыт был связан с возможностью приватизации предоставленных бесплатно квартир. Однако, ситуация, при которой, с одной стороны, доля социального жилья постоянно сокращается, с другой стороны, социальное жилье фактически переводится в категорию коммерческого, но государство не получает при этом соответствующих доходов, не вписывается в общую идеологию адресной социальной поддержки. В связи с этим одновременно с ограничением сроков приватизации с целью сохранения социального фонда необходимо установить жесткие условия, согласно которым муниципальные квартиры предоставляются по найму семьям с низкими доходами и не подлежат приватизации.

И мировая, и российская практика позволяют положительно оценить механизм жилищных субсидий, прежде всего с точки зрения вертикальной эффективности: в отличие от социального жилья по фиксированным ценам прямые жилищные субсидии получают те, кто в них действительно нуждается. Обеспеченные семьи не имеют доступа к субсидиям в силу дифференциации потенциальных участников программ субсидирования по критерию достаточности дохода для полного покрытия затрат на предоставление жилищных услуг. Общая экономическая эффективность также растет: потребитель получает свободу выбора места проживания, производители конкурируют за деньги покупателей независимо от их источника (личные доходы или бюджетная субсидия). На жилищном рынке формируется равновесная цена, что не ограничивает мобильность населения и положительно сказывается на эффективности экономики в целом.

Детальная проработка программы субсидирования, в т.ч. установление четких критериев
для участия в программе, часто оказывается важнейшим фактором, влияющим на ее результативность и определяющим последствия для распределения и эффективности. Если требования к участникам слишком мягкие, существенная доля средств может попадать в руки тех, кто в них не очень нуждается. Дополнительные искажения могут возникнуть, если субъекты будут менять свое поведение с целью попасть под действие программы.

Во всем мире обеспечении жильем семей с низким уровнем достатка входит в компетенцию государства или муниципалитетов .

При проведении реформы ЖКХ компенсация на оплату услуг для категорий населения с низкими доходами будет включаться в ориентировки трехлетнего бюджета на 2009-2011 гг.

Принятые ранее решения о повышении предельного уровня тарифов на услуги ЖКХ приведут к росту расходов населения. В 2007г., в среднем по России, расходы на жилищно-коммунальное хозяйство составляли около 7% от всех расходов населения, а к 2011 г. эта их достигнет 8%. При этом низкодоходные группы населения уже сейчас тратят на оплату услуг ЖКХ около 15-17% всех расходов.

Планируется, что субсидии для компенсации оплаты на услуги ЖКХ предоставят семьям, чьи траты на эти услуги будут выше федерального стандарта и составят порядка 22%. Также в настоящее время прорабатывается вопрос выделения компенсации ветеранам, «чернобыльцам» и другим категориям населения, имеющим льготу по оплате ЖКХ .

Одной из составляющих доходов населения являются компенсационные и дотационные выплаты в связи с повышением потребительских цен. Защита доходов населения от инфляции на практике осуществляется разными способами. Среди них: адаптация, т.е. повышение пенсий и доходов старых назначений в соответствии с динамикой цен и уровня жизни; компенсация — прямой пересмотр ставок и окладов при заключении коллективных договоров, что применяется при повышении цен на определенные группы товаров широкого потребления; индексация доходов населения – основная форма социальной защиты населения,

Индексация – это установленный государством механизм повышения денежных доходов населения, позволяющий частично или полностью возместить ему удорожание потребительских товаров и услуг. Она направлена на поддержание покупательной способности, особенно социально уязвимых групп с фиксированными доходами – пенсионеров, инвалидов, неполных и многодетных семей, а также молодежи. Индексация доходов должна быть дифференцированной по группам населения. Полная индексация невозможна, поскольку имеется предельный уровень доходов, сверх которого она не применяется. Различают индексацию ожидаемую (с учетом прогнозируемого повышения цен) и ретроспективную (в соответствии с ростом цен за прошедший период) как наиболее частую. При этом устанавливается порог повышения индекса цен по фиксированному набору товаров и услуг, который и служит своеобразным сигналом корректировки доходов.

Индексации подлежат денежные доходы граждан, не носящие единовременного характера: государственные пенсии, пособия, стипендии, оплата труда (ставки, оклады), суммы возмещения Ущерба, причиненного увечьем либо иным повреждением здоровья, связанным с выполнением трудовых обязанностей. Индексации не подлежат денежные доходы населения от собственности, так как они формируются в условиях свободного ценообразования и поэтому не нуждаются в дополнительной защите (от сдачи в аренду имущества, от акций и других ценных бумаг, ведения фермерского и личного подсобного хозяйства, предпринимательской и другой экономической деятельности). Что касается возмещения населению потерь от обесценивания сбережений, находящихся во вкладах в банках, то они в основном осуществляются путем изменения процентных ставок в установленном порядке с учетом индекса цен, т. е. способом компенсации.

Размер повышенного в связи с индексацией денежного дохода определяется путем умножения величины дохода, подлежащего индексации, на индекс потребительских цен. При этом могут использоваться корректирующие коэффициенты, шкалы и иные нормативы, определяющие минимальные гарантии индексации, а также условия, предусмотренные трудовыми соглашениями и коллективными договорами. Одно из важнейших условий применения любой формы защиты населения от повышения цен – функционирование службы регистрации этих цен в стране и систематическое наблюдение за их изменениями.

В экономически развитых странах индексация доходов населения выступает одной из форм их государственного регулирования наряду с налоговой системой и политикой цен. По некоторым видам доходов (в основном заработной платы наемных работников) она была введена после второй мировой войны, в период резкого повышения цен, хотя Великобритания, США, Норвегия, Австрия используют индексацию с 20-х гг. Сейчас индексация доходов в связи с повышением цен практикуется в 11 западноевропейских странах, а также в США, Канаде, Японии, Австралии. В общенациональном масштабе она осуществляется в Бельгии, Дании, Греции, Италии, Нидерландах, Австралии, где она фиксируется в соглашениях предпринимателей, профсоюзов и государства.

В других же странах (США, Японии, Швейцарии, Великобритании) индексация доходов происходит на уровне отдельных фирм и отдельных отраслей, не носит гарантированного характера и проводится по соглашению между предпринимателями и профсоюзами. Германия, Австрия, Ирландия. Португалия. Швеция вообще не имеют механизма индексации, гарантирующего автоматическое повышение заработной платы с учетом роста потребительских цен. В этих странах покупательная способность заработной платы поддерживается путем пересмотра тарифных ставок и окладов в периоды заключения новых коллективных договоров, т. е. применяется метод компенсации.

В последние годы индексация доходов населения, в первую очередь заработной платы, в экономически развитых странах начинает терять свое значение. Заработная плата все больше ставится в зависимость от результатов экономической деятельности. Существенно (в среднем на 40-50%) снизилась степень возмещения потерь населению от инфляции. Достигнутый высокий уровень жизни и дальнейшее его повышение позволяют трудящимся соглашаться лишь на частичную компенсацию своих доходов в определенные периоды (своего рода «сделка по уступкам»). Уровень жизни наиболее уязвимых слоев населения поддерживается с помощью выплат гарантированного минимального дохода периодического пересмотра минимальных пенсий и пособий и минимальных ставок заработной платы и т. д. В частности, практик чески все социальные пособия, кроме пенсий, как правило, тоже не индексируются, они регулярно корректируются. Пенсии индексируются в большинстве стран с 60-х гг. ежегодно или два раза в год в зависимости от повышения потребительских цен .

Индексация может сочетаться, а в некоторых случаях и заменяться иными методами государственного регулирования доходов (пересмотр уровня оплаты труда, размеров пенсий, социальных пособий др.). Такого рода меры периодически осуществляются, но, поскольку темпы повышения государственных гарантий отстают от роста цен, они не достигают своих целей.

Читать также:  ОТКРЫТЫЕ ФИНАНСЫ ОТЗЫВЫ ДОЛЖНИКОВ

Нынешнему этапу развития общества и экономики присущи противоречия между необходимостью построения современной социальной системы и отсутствием надлежащих социально-экономических условий; между потребностями в значительных финансовых ресурсах и реальными возможностями государства и территорий по финансированию социальной сферы; между старыми организационными формами, новыми задачами экономической реформы и негативными явлениями в обществе.

В настоящее время за основу стабилизации социально-экономического положения в стране принят принцип жесткого государственного регулирования и внесение корректив в федеральную финансовую политику. Предпринимаются попытки исключить резкие скачки розничных цен, разработан механизм последовательной ликвидации задолженности государства по заработной плате работникам бюджетной сферы, пенсиям, пособиям, компенсационным выплатам населению.

Главными задачами государственной социальной политики на современном этапе развития являются: реализация комплекса стабилизационных и восстановительных мер, включающих поддержку систем жизнеобеспечения страны; осуществление неотложных мер социальной поддержки населения; недопущение обострения социальных конфликтов; повышение эффективности государственного регулирования хозяйственной деятельности.

Финансам в обеспечении социальных выплат отводится непоследняя роль. Внебюджетные фонды, являющиеся основной социального обеспечения, финансируются за счет бюджетных средств государства.

Реформирование социальной сферы должно привести к улучшению показателей жизненного уровня населения.

Литература

1. http://www.finmarket.ru

2. http://www.gosfinance.ru

3. http://www.socrus.ru

4. http://www.subsident.ru

5. Арсенова О. И. Влияние финансов на экономическую и социальную сферы России//Ж-л «Деньги и кредит», 2009. – №3. – с. 16.

6. Государственные гарантии и минимальные социальные стандарты в системе социальной защиты населения//http://socrus.ru

7. Индексация доходов. Социальная статистика
/Под ред. чл.- кор. Р АН И. И. Елисеевой, 3-е издание, переработанное и дополненное. – М., «Финансы и статистика
», 2001. – с.480.

8. Малоимущим россиянам компенсируют расходы на оплату ЖКХ//http://www.finmarket.ru

9. Политика доходов и заработной платы: Учебник/Под ред. П.В. Савченко и Ю. П. Кокина. – М.: Юристъ, 2000. – с. 526. http://polbu.ru

10. Социальные проблемы и финансы//www.gosfinance.ru

11. Финансы и кредит/Под ред. А.П. Ковалева.– Ростов-н/Дону: Феникс, 2003. – с. 480.

12. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для ВУЗов/Под ред. проф. Г.Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – с.512.

13. Финансы: Учебник для ВУЗов/Под ред. проф. М.В. Романовского, проф. О.В. Врублевской и проф. Б.М. Сабанти. – М.: «ЮРАЙТ», 2004. – с. 502.

14. Шевелев А. И. Социальные аспекты реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России»// http://www.subsident.ru

Роль финансов в развитии международной торговли

В
системе международных экономических
связей ведущее место
занимает внешняя торговля. Внешняя
торговля государств

— это торговые отношения между
странами, состоящие из вывоза (экспорта)
и ввоза (им­порта)
товаров, сырья и материалов. В своей
совокупности она представляет
международную торговлю, в основе которой
лежит международное
разделение труда.

Первостепенное
значение во внешней торговле России
от­водится
развитию внешнеторгового оборота со
странами СНГ. Отличительной
чертой мирового рынка является
существо­вание
особой системы цен — мировых цен на
товары. Отношения здесь
строятся на основе закона стоимости,
спроса и предложе­ния.
В обмене участвуют товары, производимые
в странах с различным уровнем развития
производительных сил, с различными
формами
общественной организации, различным
спросом.

В
международной торговле с помощью
финансовых инст­рументов
осуществляются расчеты по экспортно-импортным
операциям,
распределяется доход между участниками
между­народных
отношений. И наконец, роль финансов
проявляется в
том, что они выполняют контрольную
функцию в исполнении международных
торговых контрактов.

Международная
торговля между государствами растет и
развивается
в связи с выгодностью и целесообразностью
меж­дународного
разделения труда.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *