ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФИНАНСОВ ДЛЯ РЕШЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ ФИНАНСЫ

Понятие
“уровень
жизни”
употребляется
в широком
и узком
значении. В
широком смысле
уровень жизни
охватывает
объем и структуру
потребления,
экономические
и производственные

условия труда
и стимулы
к труду,
количество и
качество сво-бодного
времени,
изменения
в демографических
процессах,
раз-
меры и
состав
собственности
граждан, гарантии
материальногообеспечения
членов
общества
и семей,
другие
предоставляемые
обществом
возможности
для всестороннего
развития
личности. В
узком (конкретном)
значении “уровень
жизни”
представляет систему
количественных
(натуральных и
стоимостных)
пока- зателей,
характеризующих
объем, степень
и качество
удовлет- ворения
потребностей
человека (размер
душевого
потребления продовольствия
и других
товаров,
обеспеченность
семей това-рами
длительного
пользования
культурно-бытового
назначения,
среднедушевой
денежный
доход
семьи,
прожиточный
минимум,
реальные доходы
и другие
показатели).

Формирование
уровня
жизни
происходит
при
непосредс-
твенном
и активном
участии
финансов.
Объем
потребления
мате-
риальных
и нематериальных
благ
зависит
от
величины
доходов
граждан и
социальной
политики
государства.
Уровень жизнинаселения
определяют,
конечно,
не
номинальные,
а реальные
денежные
доходы,
объем
которых
зависит
не
только
от
величины
оплаты
труда,
средних
размеров
предпринимательской
прибыли,
средней
доходности
ценных
бумаг,
но
и от
действующей
системы
налогов, ценового
регулирования,
уровня инфляции,
размерадотирования
и других
факторов.
Реальные
доходы
граждан
обра-
зуются
в результате
многократного
финансового
распределения
и перераспределения
стоимости.
Они
включают
наряду
с основными
трудовыми
доходами
также
и определенные
суммы
финансовых
надбавок
и вычетов.
В условиях
рыночных
отношений
роль
надба-
вок
и вычетов
существенно
возрастает,
они
приобретают
характер
финансовых
регуляторов
денежных
доходов
населения.

Независимо
от
конкретных
форм
и методов
финансовое
регулирование
денежных доходов
населения
призвано решать
следующие задачи:

с помощью
которых
обеспечивается
реализация
указанных
задач, являются:
налоговая
система,
общественные
фонды пот-
ребления,
благотворительные
и близкие
к ним
по назначению
социальные фонды.

Система
налогов,
конечно,
сама по
себе не
является источ-
ником повышения
жизненного
уровня населения,
однако она,
с одной
стороны, создает
условия для
их роста,
а с
другой —
регулирует размеры
денежных доходов.
Косвенные
налоги, и
прежде всего
налог на
добавленную
стоимость,
обеспечивают изъятие
доходов всех
групп населения
в бюджет
через потре-бительские
цены.
Преобладание
таких
налогов
недопустимо,
так
как приводит
к резкому
снижению
благосостояния
граждан, в
первую очередь
малообеспеченных
категорий.

Наиболее эффективно
воздействие на
размеры денежныхдоходов
населения
осуществляется
через
налогообложение
физических лиц.
В нашей
стране при
налогообложении
дейс-твует
широкая
система
вычетов
с таким
расчетом,
чтобы
предо-
твратить
естественное
для большей
части граждан
стремление к
наращиванию
своих
доходов
более
быстрыми
темпами
по
сравнению с
ростом
производительности
труда и
повышениемего
качественного
уровня. Для
этого
необходимо
определить
характер и
уровень вычетов
из доходов
физических лиц.
Важ-но
также,
чтобы
под
финансовым
воздействием
находились
дивиденды,
проценты,
выигрыши и
другие виды
поступлений от
инвестирования
средств в
ценные бумаги.
Освобождение
отуплаты
налогов
ряда
указанных
доходов
свидетельствует
лишь
о неразвитости
налоговых
отношений.

Важным каналом,
через который
осуществляется
участие финансов
в повышении
благосостояния
граждан, являются
об-
щественные
фонды
потребления.
Они выступают
финансовой

базой
реализации
конституционных
прав
и гарантий,
деклариру-
емых
государством
в социальной
сфере,
и используются
для
ока-
зания
населению
бесплатных
услуг,
выплаты
денежных
пособий
и предоставления
различных льгот.
Специфика
распределения благ
через общественные
фонды потребления
заключается в
их целевом
характере, т.
е. в
непосредственной
связи размеров
и видов социального
обслуживания
с удовлетворением
конкрет- ных
потребностей
определенных
групп населения.

Механизм общественных
фондов потребления
позволяетгосударству
непосредственно
воздействовать
на
структуру
потребительских
расходов граждан
в интересах
выравниваниясоциально-экономического
положения
различных
категорий
населения,
обеспечивать
защиту социально
слабозащищенных и
малообеспеченных
категорий
граждан.

Состав и
объем жизненных
благ, предоставляемых
черезобщественные
фонды
потребления,
зависят
в первую
очередь
от
структуры
расходов
государственного
бюджета,
за
счет
средств
которого
формируется
основная
часть
средств
этих
фондов.
В условиях
рыночной
экономики должна
существенно
возрас-тать
социальная
роль
бюджета,
выражающаяся
в существенном
увеличении доли
расходов на
социально-культурные
мероп-
риятия в
общем объеме
используемых
бюджетных
ресурсов.
В странах
с высоким
уровнем
потребления
удельный вес
расхо- дов на социальные нужды в
государственном бюджете состав-
ляет 45–55%.

Непосредственно с
общественными
фондами потребления
связаны благотворительные
и
близкие
к
ним
по
назначению
социальные
фонды.
Роль данного
источника в
удовлетворении потребностей
общества будет
увеличиваться,
ибо рынок
неиз-бежно
порождает
социальную
дифференциацию
граждан,
в результате
чего образуется
нередко
значительная
по числен-
ности группа
людей, не
обеспечиваемых
ни государственными
структурами, ни
предприятиями
и организациями.
Для таких
категорий граждан
финансовая
помощь может
поступать в
ос- новном в
порядке
благотворительности.

В понятие
уровня жизни
составной частью
входят произ-
водственные
и
экономические
условия
труда.
Производствен-
ные условия
включают
техническую
вооруженность
и техноло-
гию трудового
процесса,
профессиональную
и общегуманитар-
ную подготовленность
кадров, уровень
охраны труда
и техники
безопасности.
Экономические
условия труда
подразумевают
в первую очередь
мотивацию
человека к
активной трудовой
де- ятельности.

Читать также:  Оперативный и финансовый лизинг

Побудительные
мотивы
к труду
выступают
в качестве
исходной фазы
совершения
трудовых
процессов. В
условиях рыночного
хозяйствования
главным
инструментом
финансового
воздействия
на
стимулирование
трудовой
активности
становит-
ся участие
работников в
распределении
чистой прибыли
пред-приятий
и в
управлении
производством
исходя
из
доли
владения
совместным
имуществом.

С помощью
финансов
создаются
условия и
для подготовки
трудовых ресурсов
через систему
финансирования
учебных
заведений.
Источниками
финансирования
могут
выступать
средства
центрального
и местных
бюджетов,
внебюджетных
фондов,
а также
средства
заинтересованных
в подготовке
кадров
предприятий
и организаций.
Важную
роль
играют
средства
бла-
готворительных
и других
специальных
целевых
фондов.
Финан-
сирование может
осуществляться
и на
спонсорских
началах.

Отлаженный
механизм
налоговых
и социальных
льгот
служит мощным
стимулом
наращивания
частными
владельца- ми
своего
производственного
потенциала,
совершенствования техники
и технологии,
улучшения
качества
продукции и
услуг, стимулирования
трудовых усилий.

Воздействие финансов
на улучшение
производственных
условий
труда
осуществляется
на
основе
направления
денежных
средств на
постоянное
обновление
материально-технической
базы производства,
стимулирование
внедрения
прогрессивных технологий,
снижение доли
неквалифицированных,
тяжелых и вредных
для здоровья
человека работ.
Помимо собственных
средств предприятий
и организаций,
привлекаются
средства

новых
акционеров,
кредиты
банков,
организаций
и частных
лиц,
а на
государственных
предприятиях
— бюджетные
субсидии.

Государство
содействует
развитию
производства
на
передо-
вой
научно-технической
основе
через
систему
налогообложения
хозяйствующих
субъектов,
при
которой
из
облагаемой
прибыли
подлежит
исключению часть
осуществляемых
предприятием затрат
на проведение
научно-исследовательских
работ, под-
готовку и
освоение новых
прогрессивных
технологий и
видов продукции,
опытно-конструкторских
работ. Важное
значение имеет
и практика
включения в
себестоимость
продукции рас-ходов,
связанных
с ускоренной
амортизацией
основных
фондов,
одновременным
прекращением
начислений
и списанием
на
себестоимость
амортизационных
отчислений по
оборудованию и
другим видам
основных фондов,
если по
ним истекли
норма- тивные
сроки эксплуатации.

Для охраны
труда
и соблюдения
техники
безопасности
работ
на
предприятиях
осуществляются
постоянные
теку-
щие расходы,
связанные с
обеспечением
нормального
режиматрудовой
деятельности (соблюдение
техники
безопасности,
требований
соответствия
уровню
квалификации).
Эти расхо-
ды обеспечиваются
на основе
коллективных
договоров как
за счет средств фондов социального
назначения, формируемых
из остающейся
у предприятия
чистой прибыли,
так и
за счет
имеющихся в
распоряжении
профсоюзов
средств.

Непосредственно с
охраной труда
связано развитие
соци- альной
инфраструктуры
предприятий и
регионов.
Государство при
этом предоставляет
предприятиям
и организациям
сущес- твенные
налоговые льготы
при условии
их участия
в финанси-ровании
социальных
нужд
(например,
уменьшение
подлежащей
налогообложению
прибыли на
величину затрат,
связанных с
содержанием
находящихся
на
их
балансе
объектов
здравоохра-
нения, образования,
культуры и
др.). Однако
указанная льготапредоставляется
в пределах
социальных
расходов,
устанавлива-
емых
местными
органами
власти.
Другая
часть
расходов
на
соци-
альные
нужды
зависит
от
прибыли,
остающейся
у предприятия

после
уплаты
налогов.
Это
материальная
помощь
нуждающимся
работникам,
оплата
дополнительных
отпусков,
в частности
жен-
щинам, воспитывающим
детей, надбавки
к пенсии,
поощрения работников
учреждений
социальной
инфраструктуры.

Одним из
важнейших
показателей
развития общества
и уровня
жизни
его
граждан являются
социальные
гарантии,
охватывающие
наиболее
существенные
стороны
материального
и социального
жизнеобеспечения
людей. Государство
устанав- ливает
в этой
области нижние
границы, в
рамках которых
оноберет
на
себя
соответствующую
защиту
членов
общества.
Глав-
ными
социальными
гарантиями
в условиях
рыночной
экономики
являются:
обеспечение
материального
содержания
работников
в случае
потери
ими
работы;
материальное
содержание
и оказание
медицинской
помощи
нетрудоспособным
членам общества;
вы-плата
компенсаций
в связи
с рождением
детей
и необходимостью
ухода за
ними; получение
бесплатного
государственного
жилья частью
граждан.

Решение
указанных
задач
непосредственно
связано
с установлением
соответствующего
финансового
механизма.
В частности,
для этого
созданы такие
звенья, как
государствен-ный
фонд
социального
страхования,
федеральный
и террито-
риальный
фонды
обязательного
медицинского
страхования,
выступающие
экономической
основой для
обеспечения
выплат
соответствующих
социальных
компенсаций
и оказания
ме-
дицинской
помощи;
предусматриваются
в соответствующих
бюджетах
средства
на
трудоустройство
членов
общества,
потерявших
работу,
на
предоставление
для
части
граждан
бесплатного
государственного
жилья, а
также дотаций
на
со-
держание жилищного
хозяйства.

Upload

Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.

форм и методов финансирования государство влияет на режим расходования средств в народном хозяйстве.

Важная роль в развитии экономики принадлежит системе финансовых льгот и санкций. Финансовые льготы расширяют возможности эффективного инвестирования денежных ресурсов в производство, благодаря чему создаются более благоприятные условия для его роста и совершенствования. К ним можно отнести, например, освобождение от налогообложения части прибыли предприятий, направляемой на научно-технические разработки, проведение природоохранных мероприятий и т. п. Санкции же усиливают материальную ответственность субъектов хозяйствования за конечные результаты деятельности, нарушение требований договорной, расчетной и финансовой дисциплины.

В нынешней системе финансовых взаимоотношений как льготы, так и санкции пока слабо задействованы на достижение лучших результатов хозяйствования. В действующих в настоящее время законодательных актах система льгот не сориентирована на обеспечение приоритетных направлений развития экономики. Недостаточно результативны и применяемые финансовые санкции. Главный их недостаток в том, что они несоразмерны с величиной упущенной выгоды, особенно в части санкций за выполнение договоров поставки. Система финансовых льгот и санкций в данном случае нуждается в совершенствовании с тем, чтобы повысить заинтересованность сторон по договору в укреплении их отношений и повышении двусторонней ответственности за выполнение договорных условий по поставкам продукции.

Читать также:  Какие налоги были снижены или отменены по его приказу? Министр финансов. Известный экономист и академик Н. Х. Бунге был назначен министром финансов в мае 1881 года и коренным образом изменил налоговую структуру империи. уроки

Социальная сфера охватывает важнейшие стороны человеческой жизни. Ключевым направлением ее развития является

повышение жизненного уровня людей.

Понятие “уровень жизни” употребляется в широком и узком значении. В широком смысле уровень жизни охватывает объем и структуру потребления, экономические и производственные

условия труда и стимулы к труду, количество и качество свободного времени, изменения в демографических процессах, размеры и состав собственности граждан, гарантии материального обеспечения членов общества и семей, другие предоставляемые обществом возможности для всестороннего развития личности. В узком (конкретном) значении “уровень жизни” представляет систему количественных (натуральных и стоимостных) показателей, характеризующих объем, степень и качество удовлетворения потребностей человека (размер душевого потребления продовольствия и других товаров, обеспеченность семей товарами длительного пользования культурно-бытового назначения, среднедушевой денежный доход семьи, прожиточный минимум, реальные доходы и другие показатели).

Формирование уровня жизни происходит при непосредственном и активном участии финансов. Объем потребления материальных и нематериальных благ зависит от величины доходов граждан и социальной политики государства. Уровень жизни населения определяют, конечно, не номинальные, а реальные денежные доходы, объем которых зависит не только от величины оплаты труда, средних размеров предпринимательской прибыли, средней доходности ценных бумаг, но и от действующей системы налогов, ценового регулирования, уровня инфляции, размера дотирования и других факторов. Реальные доходы граждан образуются в результате многократного финансового распределения и перераспределения стоимости. Они включают наряду с основными трудовыми доходами также и определенные суммы финансовых надбавок и вычетов. В условиях рыночных отношений роль надбавок и вычетов существенно возрастает, они приобретают характер финансовых регуляторов денежных доходов населения.

Независимо от конкретных форм и методов финансовое регулирование денежных доходов населения призвано решать следующие задачи:

повышение общего уровня жизни населения;достижение социальной справедливости по отношению к

различным категориям и социальным группам граждан;

обеспечение прожиточного минимума и конституционных гарантий для всех граждан;

стимулирование трудовой и деловой активности населе-

финансовыми инструментами (регуляторами),

помощью которых обеспечивается реализация указанных задач, являются: налоговая система, общественные фонды потребления, благотворительные и близкие к ним по назначению социальные фонды.

конечно, сама по себе не является источником повышения жизненного уровня населения, однако она,

одной стороны, создает условия для их роста, а с другой — регулирует размеры денежных доходов. Косвенные налоги, и прежде всего налог на добавленную стоимость, обеспечивают изъятие доходов всех групп населения в бюджет через потребительские цены. Преобладание таких налогов недопустимо, так как приводит к резкому снижению благосостояния граждан, в первую очередь малообеспеченных категорий.

Наиболее эффективно воздействие на размеры денежных доходов населения осуществляется через налогообложение физических лиц. В нашей стране при налогообложении действует широкая система вычетов с таким расчетом, чтобы предотвратить естественное для большей части граждан стремление к наращиванию своих доходов более быстрыми темпами по сравнению с ростом производительности труда и повышением его качественного уровня. Для этого необходимо определить характер и уровень вычетов из доходов физических лиц. Важно также, чтобы под финансовым воздействием находились дивиденды, проценты, выигрыши и другие виды поступлений от инвестирования средств в ценные бумаги. Освобождение от уплаты налогов ряда указанных доходов свидетельствует лишь о неразвитости налоговых отношений.

Важным каналом, через который осуществляется участие финансов в повышении благосостояния граждан, являются общественные фонды потребления. Они выступают финансовой

базой реализации конституционных прав и гарантий, декларируемых государством в социальной сфере, и используются для оказания населению бесплатных услуг, выплаты денежных пособий

предоставления различных льгот. Специфика распределения благ через общественные фонды потребления заключается в их целевом характере, т. е. в непосредственной связи размеров и видов социального обслуживания с удовлетворением конкретных потребностей определенных групп населения.

Механизм общественных фондов потребления позволяет государству непосредственно воздействовать на структуру потребительских расходов граждан в интересах выравнивания социально-экономического положения различных категорий населения, обеспечивать защиту социально слабозащищенных

малообеспеченных категорий граждан.

Состав и объем жизненных благ, предоставляемых через общественные фонды потребления, зависят в первую очередь от структуры расходов государственного бюджета, за счет средств которого формируется основная часть средств этих фондов.

условиях рыночной экономики должна существенно возрастать социальная роль бюджета, выражающаяся в существенном увеличении доли расходов на социально-культурные мероприятия в общем объеме используемых бюджетных ресурсов.

странах с высоким уровнем потребления удельный вес расходов на социальные нужды в государственном бюджете составляет 45–55%.

Читать также:  ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЯ ТЕСТЫ С ОТВЕТАМИ СИНЕРГИЯ 2 СЕМЕСТР

Непосредственно с общественными фондами потребления связаны благотворительные и близкие к ним по назначению социальные фонды. Роль данного источника в удовлетворении потребностей общества будет увеличиваться, ибо рынок неизбежно порождает социальную дифференциацию граждан, в результате чего образуется нередко значительная по численности группа людей, не обеспечиваемых ни государственными структурами, ни предприятиями и организациями. Для таких категорий граждан финансовая помощь может поступать в основном в порядке благотворительности.

В понятие уровня жизни составной частью входят производственные и экономические условия труда. Производственные условия включают техническую вооруженность и технологию трудового процесса, профессиональную и общегуманитарную подготовленность кадров, уровень охраны труда и техники безопасности. Экономические условия труда подразумевают в первую очередь мотивацию человека к активной трудовой деятельности.

Побудительные мотивы к труду выступают в качестве исходной фазы совершения трудовых процессов. В условиях рыночного хозяйствования главным инструментом финансового воздействия на стимулирование трудовой активности становится участие работников в распределении чистой прибыли предприятий и в управлении производством исходя из доли владения совместным имуществом.

С помощью финансов создаются условия и для подготовки трудовых ресурсов через систему финансирования учебных заведений. Источниками финансирования могут выступать средства центрального и местных бюджетов, внебюджетных фондов, а также средства заинтересованных в подготовке кадров предприятий и организаций. Важную роль играют средства благотворительных и других специальных целевых фондов. Финансирование может осуществляться и на спонсорских началах.

Отлаженный механизм налоговых и социальных льгот служит мощным стимулом наращивания частными владельцами своего производственного потенциала, совершенствования техники и технологии, улучшения качества продукции и услуг, стимулирования трудовых усилий.

Воздействие финансов на улучшение производственных условий труда осуществляется на основе направления денежных средств на постоянное обновление материально-технической базы производства, стимулирование внедрения прогрессивных технологий, снижение доли неквалифицированных, тяжелых и вредных для здоровья человека работ. Помимо собственных средств предприятий и организаций, привлекаются средства

новых акционеров, кредиты банков, организаций и частных лиц, а на государственных предприятиях — бюджетные субсидии.

Государство содействует развитию производства на передовой научно-технической основе через систему налогообложения хозяйствующих субъектов, при которой из облагаемой прибыли подлежит исключению часть осуществляемых предприятием затрат на проведение научно-исследовательских работ, подготовку и освоение новых прогрессивных технологий и видов продукции, опытно-конструкторских работ. Важное значение имеет и практика включения в себестоимость продукции расходов, связанных с ускоренной амортизацией основных фондов, одновременным прекращением начислений и списанием на себестоимость амортизационных отчислений по оборудованию и другим видам основных фондов, если по ним истекли нормативные сроки эксплуатации.

охраны труда соблюдения техники безопасности

работ на предприятиях осуществляются постоянные текущие расходы, связанные с обеспечением нормального режима трудовой деятельности (соблюдение техники безопасности, требований соответствия уровню квалификации). Эти расходы обеспечиваются на основе коллективных договоров как за счет средств фондов социального назначения, формируемых из остающейся у предприятия чистой прибыли, так и за счет имеющихся в распоряжении профсоюзов средств.

Непосредственно с охраной труда связано развитие социальной инфраструктуры предприятий и регионов. Государство при этом предоставляет предприятиям и организациям существенные налоговые льготы при условии их участия в финансировании социальных нужд (например, уменьшение подлежащей налогообложению прибыли на величину затрат, связанных с содержанием находящихся на их балансе объектов здравоохранения, образования, культуры и др.). Однако указанная льгота предоставляется в пределах социальных расходов, устанавливаемых местными органами власти. Другая часть расходов на социальные нужды зависит от прибыли, остающейся у предприятия

после уплаты налогов. Это материальная помощь нуждающимся работникам, оплата дополнительных отпусков, в частности женщинам, воспитывающим детей, надбавки к пенсии, поощрения работников учреждений социальной инфраструктуры.

Одним из важнейших показателей развития общества и уровня жизни его граждан являются , охватывающие наиболее существенные стороны материального и социального жизнеобеспечения людей. Государство устанавливает в этой области нижние границы, в рамках которых оно берет на себя соответствующую защиту членов общества. Главными социальными гарантиями в условиях рыночной экономики являются: обеспечение материального содержания работников в случае потери ими работы; материальное содержание и оказание медицинской помощи нетрудоспособным членам общества; выплата компенсаций в связи с рождением детей и необходимостью ухода за ними; получение бесплатного государственного жилья частью граждан.

Решение указанных задач непосредственно связано с установлением соответствующего финансового механизма. В частности, для этого созданы такие звенья, как государственный фонд социального страхования, федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования, выступающие экономической основой для обеспечения выплат соответствующих социальных компенсаций и оказания медицинской помощи; предусматриваются в соответствующих бюджетах средства на трудоустройство членов общества, потерявших работу, на предоставление для части граждан бесплатного государственного жилья, а также дотаций на содержание жилищного хозяйства.

Новым направлением в области социальных гарантий стала

индексация доходов компенсация потерь населения в связи с инфляцией. Порядок индексации доходов и компенсации потерь населения на территории Российской Федерации установлен соответствующими федеральными законами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *