К ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫМ ФИНАНСАМ ОТНОСЯТСЯ ФИНАНСЫ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВАХ

«Закономерности
развития централизованных финансов»

Под «финансами» также понимают экономическую науку и дисциплину, изучающую соответствующую сферу экономических отношений.

Слово финансы часто используется в быту для обозначения денег.

Термин финансирование означает снабжение (обеспечение) денежными средствами.

К
централизован­ным финансам
относятся государственные финансы,
которые используются для регулирования
экономики и финансовых распределительных
отношений на макроуров­не.

Под
государственными
финансами
как
экономической катего­рией понимаются
экономические (денежные) отношения,
связан­ные с формированием, распределением
(перераспределением) и использованием
централизованных фондов страны.

К
группе государственных финансов
относятся следующие ви­ды финансовых
отношений, представленных
на рис. 1.3.

Рис.
1.3. Функциональная система государственных
финансов

Структура
системы государственных (централизованных)
финансов представлена ниже таблице
1.1.

Публичные (централизованные) финансы — система формирования и использования фондов денежных средств, предназначенных для обеспечения деятельности государственных и муниципальных органов власти. Публичные финансы включают государственные финансы и муниципальные финансы.

Централизованные финансы представлены бюджетной системой, а также государственным и муниципальным кредитом.

Бюджетная система Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом РФ состоит из бюджетов и внебюджетных фондов всех уровней (федерального, регионального и муниципального).

Управление публичными финансами осуществляется через систему органов власти на всех уровнях государственного устройства. В Российской Федерации — это федеральные органы власти, органы власти субъектов Российской Федерации и муниципальные органы власти.

Введение

Централизованные
финансы– экономические отношения,
связанные с формированием и использованием
фондов денежных средств государства,
аккумулируемых в государственной
бюджетной системе и правительственных
внебюджетных фондах для решения
экономических, социальных и политических
задач.

Сбалансированное
развитие сфер централизованных финансов
на сегодняшний день является достаточно
актуальным вопросом.

Объектомкурсовой работы являются централизованные
финансы экономики России.

Предметом
исследования, закономерности развития
централизованных финансов России.

Цельюкурсовой
работы является анализ закономерностей
развития централизованных финансов.

Цель работы
позволила сформулировать следующие
задачи, которые решались в данной
работе:

Курсовая работа
состоит из трех глав:

Для начала определим
понятие Финансы(от лат.financia– доход, платеж при сделке) – экономические
отношения, связанные с формированием,
распределением и использованием
централизованных и децентрализованных
фондов денежных средств в целях выполнения
функций и задач государства и обеспечения
условий расширенного воспроизводства.

По своему составу
Финансы– совокупность целевых
централизованных и децентрализованных
фондов денежных средств.

Централизованные
финансы также называются государственными
финансами, которые включают в себя
финансы государства в целом
(общегосударственные финансы), финансы
субъектов РФ, а также финансы органов
местной власти ( муниципальные финансы).

Децентрализованные
финансы– денежные отношения,
опосредующие процесс кругооборота
денежных средств фирм, организаций и
учреждений (ФОУ), а также домашних
хозяйств

Финансовые
ресурсы —
это совокупность всех денежных средств,
которые имеются в распоряжении
государства, предприятий, организаций,
учреждений для формирования
необходимых активов в
целях осуществления всех видов
деятельности как за счёт доходов,
накоплений и капитала,
так и за счёт различного вида поступлений.
Важной составной частью финансовых
ресурсов являются банковские
ресурсы.

Финансовые
ресурсы подразделяются на:

Имеются
также финансовые ресурсы государства,
регионов, предприятий.

Централизованные
фонды денежных средств создаются
путем распределения и перераспределения
национального дохода, созданного в
отраслях материального производства.
К ним относят:

Под
централизованными финансами понимают
экономические отношения, связанные с
образованием и использованием фондов
денежных средств, аккумулируемых в
государственной бюджетной системе и
правительственных внебюджетных фондах.

Иными
словами, к централизованным фондам
денежных средств, или централизованным
финансам, относятся те денежные средства
государства, которые поступают в его
распоряжение как властвующего субъекта.
К таким фондам относятся: во-первых,
денежные средства, аккумулируемые в
государственной бюджетной системе;
во-вторых, внебюджетные централизованные
фонды государства; в-третьих, государственное
страхование; в-четвертых, государственный,
в том числе банковский, кредит.

Децентрализованные
фонды денежных средств образуются
из денежных доходов и накоплений самих
предприятий и населения. Они являются
основой финансовой системы, поскольку
именно в этой сфере формируется
преобладающая доля финансовых ресурсов
государства,. Часть этих ресурсов
перераспределяется в соответствий с
нормами финансового права в доходы
бюджетов всех уровней и во внебюджетные
фонды. При этом значительная часть
указанных средств в дальнейшем
направляется на финансирование бюджетных
организаций; коммерческих организаций
виде субвенций, субсидий, а также
возвращается населению в форме социальных
трансфертов (пенсий, пособий, стипендий
и т. п.).

Среди
децентрализованных финансов ключевое
место принадлежит финансам коммерческих
организаций. Здесь создаются материальные
блага, производятся товары, оказываются
услуги, формируется прибыль, являющаяся
главным источником производственного
и социального развития общества.

Под
децентрализованными финансами понимают
денежные отношения, опосредующие
кругооборот денежных фондов предприятий.
То есть к децентрализованным финансам
относятся финансы предприятий и
организаций всех форм собственности,
образуемые как за счет собственных
ресурсов, так и бюджетными ассигнованиями,
а также отраслевые и межотраслевые
внебюджетные фонды.

Основные финансовые концепции

Финансовая активность (деятельность) — это применение ряда техник и процедур, которые частные лица и организации используют для управления своими финансами. Особенно важна при этом разница между доходами и расходами и оценка риска инвестиций.

Если доходы превышают расходы (то есть существует профицит), то разница может быть отдана в долг под проценты или вложена в какой-то бизнес или в покупку собственности. В этом суть финансовой деятельности — если есть свободные финансовые ресурсы, то они должны быть пущены в дело, чтобы приносить дополнительный доход.

Если расходы превышают доходы (то есть существует дефицит), то нужно восполнить недостающие финансовые ресурсы. Это можно сделать путём получения кредита, или путём выпуска акций или облигаций на бирже. В современном мире заёмщику не надо самому ходить и искать кредитора — можно пойти в банк или на биржу, и соответствующий финансовый институт за определённую комиссию найдёт кредитора. Или наоборот — для кредитора найдёт заёмщика. Собственно вся суть банковской и биржевой деятельности состоит в том, чтобы эффективно связывать нуждающихся с теми, у кого есть свободные средства.

Как уже говорилось ранее, банк служит посредником между заёмщиками и кредиторами. На практике это выглядит так: кредитор (вкладчик) приходит и кладёт свои свободные деньги на банковский счёт (депозит), чтобы получать со своего вклада процентный доход. Затем в банк приходит заёмщик, чтобы получить кредит. Банк выдаёт деньги вкладчика в кредит заёмщику под процент, а этот процент включает в себя и доход для вкладчика, и доход для самого банка, и ещё плюс некоторый процент для страхования риска невозвращения кредита.

Биржа тоже служит цели соединения кредиторов и заёмщиков, но, в отличие от банка, не располагает собственным «финансовым буфером», то есть не может отложить деньги на депозит, пока не появится заёмщик. Биржа может связать кредитора и заёмщика только в реальном времени. Банк же может отложить средства, то есть кредитор (вкладчик) может прийти в банк сегодня, а заёмщик (желающий взять деньги вкладчика в кредит) может появиться только через месяц.

Кроме того, биржа торгует вкладами и кредитами в опосредованной форме. Желающий взять кредит выпускает на биржу акции или облигации. Акция представляет собой долю владельца в компании-заёмщике, и, следовательно, одновременно служит и залогом по кредиту. Облигация это тоже вид кредита, но она, в отличие от акции, не даёт права собственности на компанию-заёмщика, хотя и может предусматривать какой-то отдельный залог. По акциям и облигациям тоже может выплачиваться процентный доход (дивиденды, купон). Если по акции не выплачивается дивиденд, то предполагается, что акция будет расти в цене, и кредитор, купивший акцию, сможет получить причитающуюся ему прибыль лишь после продажи подорожавшей акции.

Читать также:  Понятие функции и роль финансов особенности финансов как экономической категории

Функции финансов в России различаются в зависимости от трактовок. Московская концепция выделяет следующие функции финансов:

А также фискальную и стимулирующую функции.

Согласно петербургской концепции различают следующие функции финансов:

Крупнейшие информационные агентства финансовой информации:

Финансовая экономика — это отрасль экономической науки, изучающая взаимосвязи между финансовыми величинами, такими как: цена, добавочная стоимость, акционерный капитал и пр. Финансовая экономика особенно концентрируется на изучении влияния реальных экономических показателей на финансовые показатели. Вот основные направления исследований:

Царь Мидас на золотой монете

Ведение личной бухгалтерии, планирование личных доходов и расходов (составление финансового плана) не является обязательным. Но использование подобных подходов позволяет более рационально использовать имеющиеся ресурсы. Обычно учитывают ряд типичных источников дохода и направлений затрат.

При анализе выявляют резервы (например, неиспользованные активы) и рассматриваются варианты их использования либо продажи.

При долгосрочном финансовом планировании необходимо учитывать возможность инфляции.

Нью-Йоркская фондовая биржа на Уолл-стрит

Основная задача корпоративных финансов — финансовое обеспечение деятельности организации. Также важно нахождение оптимального баланса между доходностью бизнеса и финансовыми рисками. Для обеспечения текущих финансовых потребностей бизнеса обычно берутся краткосрочные банковские кредиты. Для обеспечения долгосрочных потребностей чаще выпускаются облигации или акции без фиксированного дивиденда. Такие стратегические решения о кредитах или выпуске акций в конечном счёте определяют саму структуру капитала организации.

Другая важнейшая сторона корпоративных финансов — это решения об инвестициях, то есть решения о вложении имеющихся свободных средств. Ведь инвестиция — это вложение свободного актива с надеждой, что он со временем увеличится в стоимости. Управление инвестициями — важнейшая сторона финансов на любом уровне, и корпоративный уровень не исключение. Перед принятием решения об инвестиции, нужно проанализировать следующие факторы:

Финансовый менеджмент в организациях во многом схож с бухгалтерским учётом. Но бухгалтерский учёт занимается учётом уже совершённых операций (и, следовательно, учётом «исторической» финансовой информации). А финансовый менеджмент смотрит в будущее и занимается анализом эффективности и планированием ещё предстоящих финансовых операций.

Государственный и муниципальный сектор

Российский финансовый рынок включает в себя банковскую систему, сектор торговли ценными бумагами, сектора страхового и пенсионного обеспечения, сектор торговли драгоценными металлами и ряд других более специализированных сегментов.

ЦБ РФ выступает в качестве мегарегулятора финансового рынка.

Банки в России входят в двухуровневую систему, верхний уровень которой представлен Центральным банком Российской Федерации, а нижний — кредитными организациями РФ (банки и небанковские кредитные организации) и представительствами иностранных банков. Банковская деятельность является лицензируемым видом деятельности.

Платёжные системы и электронные деньги

В России функционирует ряд российских и международных платёжных систем. В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 27 июня 2011 года № 161-ФЗ «О национальной платёжной системе». Банк России ведёт

реeстр оперaторов платёжных систeм, включающий список их операторов и дополнительные сведения о них. После 1 января 2013 года платёжные системы не имеют права работать в России, если их операторы не включены в реестр. Зарегистрированные в реестре платёжные системы обязаны выполнять установленные Банком России нормативы и условия обслуживания клиентов.

Среди находящихся в реестре платёжных систем часть обеспечивает переводы со счёта на счёт, часть — переводы без открытия банковского счёта, некоторые — обработку карточных платежей. Некоторые системы совмещают различные функции.

По состоянию на 01.03.2022, в реестре имеется 52 записи об операторах платёжных систем, из которых действующих (не исключённых) — 27. Реестр не содержит записи о платёжной системе «Мир» и её операторе НСПК, так как они созданы в силу законодательства России. Из 25 действующих систем 12 имеют статус национально значимых, и две — дополнительные статусы. Платёжная система НРД обозначена ЦБ как системно значимая, платёжная система Сбербанка — как социально значимая.

Российская часть расчётной системы WebMoney не зарегистрирована ни в одном из реестров, так как её владелец заявляет, что c юридической точки зрения титульные знаки Webmoney не являются электронными деньгами, а их оборот — платежами.

Микрофинансовые организации и ломбарды

Рынок российских ломбардов можно сегментировать следующим образом:

В феврале 1992 года в России был принят закон «О товарных биржах и биржевой торговле», после чего стали появляться и биржи, число которых росло очень быстро — зарегистрированных в России бирж было больше общего числа действующих бирж в остальном мире.

С 1 января 2014 года российское законодательство не предусматривает деления бирж на валютные, товарные и фондовые; для обозначения всех вышеперечисленных видов используется термин «биржа» (п.6 ст. 29 Федерального закона от 21.11.2011 N 325-ФЗ (ред. от 21.12.2013) «Об организованных торгах»), а их деятельность регулируется Федеральным законом «Об организованных торгах» и иными нормативными актами.

Управляющие компании и инвестиционные фонды

Инвестиционные платформы и операторы ЦФА — относительно новые участники финансового рынка, появившиеся в России как результат развития цифровой экономики в период 2019-2022 гг.

Бюро кредитных историй

В России действует двухуровневая система хранения кредитных историй.

Торговля драгоценными металлами в России

Традиционно финансы разделяют на публичные финансы (централизованные, государственные и муниципальные финансы) и частные финансы (децентрализованные). Последние включают в себя как корпоративные финансы (финансы организаций), так и финансы домохозяйств (личные и семейные финансы).

В связи с существенным отличием финансов домохозяйств от корпоративных финансов эти категории рассматриваются как отдельные, таким образом, в общем финансы классифицируют на:

В корпоративных финансах в связи со спецификой и особой ролью отдельно выделяются финансы сферы финансовых услуг, в первую очередь, финансы кредитных организаций (банков) и финансы страховых организаций. Иногда выделяются также финансы некоммерческих организаций, а также финансы малого бизнеса.

Общий термин для описания услуг компаний, чья деятельность связана с денежными или инвестиционными услугами.

К финансовым услугам относят следующие виды услуг:

Сущность централизованных финансов

В связи с обоснованием
сущности централизованных финансов
дадим еще одно определение.

Централизованные
финансы— это совокуп­ность
экономических отношений, возникающих
в реальном денежном обороте по поводу
формирования, распределения и использования
централизованных фондов финансовых
ре­сурсов.

Материальную
основу финансов составляет денежный
обо­рот.

Реальный денежный
оборот — это экономический процесс,
вызывающий движение стоимости и
сопровождающийся пото­ком денежных
платежей и расчетов. Объектом реального
денеж­ного оборота выступаютфинансовые
ресурсы, являющиеся источ­никами
финансирования расширенного
воспроизводства.

Централизованные
финансывыражают экономические
отношения, связанные с обеспечением
централизо­ванными источниками
финансирования государственного и
му­ниципального секторов экономики,
наиболее значимых про­грамм развития
производства и общественного сектора,
органи­заций и учреждений бюджетной
сферы и т.п.

Их функциониро­вание
направлено на достижение общих целей
развития соци­ально ориентированной
экономики.

Финансы, как
экономическая категория зависят от
преобра­зований во взаимоотношениях
между звеньями финансовой сис­темы.

Это относится
прежде всего к взаимосвязям между
фи­нансами макроуровня и финансами
микроуровня.

Финансы макроуровня,
и прежде всего государственный и
муниципаль­ный бюджеты, основываются
на финансовом потенциале предприятий.
Финансы способствуют достижению общих
целей эко­номического развития,
поэтому требуется их оптимальная
орга­низация. Способ организации
устанавливает качественную оп­ределенность
финансов. Распределение и использование
финан­совых ресурсов в государстве
осуществляются в рамках интегри­рованной
системы управления финансовыми потоками.

Важным методологическим
фактором является определение принципов
организации ифункционирования
централизованных финансов, позволяющее
выявить направления воздейст­вия
финансов на развитие государственного
и муниципального сек­торов экономики,
выработать критерии их функционирования.

Централизованные
финансыопираются наинформационные
потоки. Принятие государственных
решений основано на совокупности
информации. Анализ поступающей информации
важен как в момент принятия решения,
так и в процессе контроля за ходом его
выполнения.

Читать также:  3 финансовые функции и их значение при нестабильной экономической системе государства

Эта информация
содержится в оперативной и статистической
отчетности, догово­рах и соглашениях,
расчетных документах и т.п.

Централизованные
финансыимеют четкуюцелевую
ориентацию. Они затрагивают определенные
социально-политические интересы
отдельных слоев общества. Однако во
всех своих аспектах они ориентированы
на решениецентрализованных задач.

На рисунке 1.2.
представлена общая схема финансовой
системы Российской Федерации.

Соседние файлы в папке Курсовые работы

Финансовые учреждения и организации

Чёрная среда (1992) (график GBP/USD)

Финансовый рынок — это рынок, охватывающий прежде всего рынок капиталов и рынок денежных средств, представленный зачастую биржами. Обслуживает торговлю финансовыми активами, управляет финансовыми рисками и способствует инвестициям. Принято делить на следующие финансовые рынки:

Финансовая система РФ включает в себя:

Федеральное казначейство контролирует проведение бюджетной политики в целом.

Федеральная налоговая служба входит в систему центральных органов государственного управления.

Федеральная Таможенная Служба РФ контролирует трансграничную торговлю и осуществляет таможенные сборы в государственный бюджет.

Счетная палата РФ является органом финансового контроля за своевременным исполнением всех статей федерального бюджета.

Трактовка термина «финансы»

Дискуссия оказала серьёзное воздействие на весь дальнейший ход развития советской финансовой науки. Под её влиянием на протяжении последующих двадцати пяти лет в СССР сформировались три научные концепции советских финансов: распределительная, воспроизводственная и концепция Э. А. Вознесенского (иногда называемая правовой концепцией).

Многолетняя научная дискуссия между сторонниками распределительной и воспроизводственной концепций по существу сводилась к тому, в какой мере следует включать финансы советских предприятий и отраслей народного хозяйства в состав общественных финансов. При этом, обе концепции исключали из финансов социализма личные финансы и финансы непроизводственных предприятии и организаций, к которым относились все учреждения здравоохранения, образования, культуры и спорта. Таким образом, воспроизводственная концепция тоже не охватывала всю предметную область финансов.

Начало формирования современной российской финансовой системы связано с постепенным переходом СССР, чья финансовая длительное время существовала в опоре на принципы плановой экономики, к рынку. До конца 1991 года финансовая система РСФСР была составной частью финансовой системы СССР. После подписания соглашения о расторжении союзного договора, финансовая система РСФСР обрела самостоятельность, унаследовав те её элементы и институты, в том числе общесоюзные, которые находились на её территории, однако первые шаги по выделению финансовой системы России в самостоятельную от финансовой системы СССР российское руководство предприняло ранее.

До 1986 года банковская система СССР включала 4 компонента — Госбанк, Стройбанк, Внешторгбанк и Гострудсберкассы. Перестроечные реформы затронули и банковскую систему. В июне 1987 года состоялся Пленум ЦК КПСС, который принял решение о её совершенствовании. В июле 1987 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли Постановление №821 «О совершенствовании системы банков в стране и усилении их воздействия на повышение эффективности экономики».

Данным постановлением была создана система специализированных банков в следующем составе:

Создание банков на коммерческой основе было разрешено Законом «О кооперации в СССР», принятым 26 мая 1988 года. Устав кооперативного банка должен быть зарегистрирован в Государственном банке СССР. В конце лета 1988 года началось возрождение коммерческой банковской деятельности.

Начиная с 1989 года работала валютная биржа Госбанка (на которой с 1989 года проводились рублёво-долларовые валютные аукционы Внешэкономбанка.

Структура системы государственных финансов

Государственный
бюджет
– это форма
образования и расходования фонда
денежных средств, предназначенных
для финансового обеспечения задач и
функций государства, субъектов
Федерации и местного самоуправления.

Государственный
бюджет
является
главным звеном финансовой системы
государственных финансов. За счет
средств государствен­ного бюджета
финансируется деятельность государства,
выполне­ние им своих функций.

Внебюджетные
фонды –
это специальная
форма перераспределения и использования
финансовых ресурсов страны для
финансирования конкретных социальных
и экономических потребностей
общегосударственного или регионального
значения.

Внебюджетные
фонды
появляются
в результате вынесения за рамки бюджета
определенных бюджетных расходов и
закрепления за ними определенных
доходов, не включаемых в бюджет доходов.
Внебюджетные фонды имеют строго
целевое значение.

Целесообразность
формирования внебюджетных фондов
яв­ляется предметом дискуссии. Одни
экономисты считают, что вы­носить
какие-либо постоянные расходы (например,
на пенсион­ное обеспечение) за пределы
бюджета не следует, так как сразу же
ставится под сомнение обязательность
их финансирования в пол­ном объеме.

Использование
средств внебюджетных фондов, в от­личие
от использования средств государственного
бюджета, в об­щепринятой практике
подлежит меньшему контролю со стороны
законодательных органов. С точки зрения
других экономистов, обособленное
функционирование внебюджетных фондов
позво­ляет оперативно финансировать
важнейшие социальные меро­приятия.

Государственный
кредит
представляет
собой экономическую категорию, то есть
экономические (денежные) отношения,
связанные с привлечением и размещением
государством временно свободных
денеж­ных средств на внутренних и
внешних финансовых рынках на условиях
срочности, платности и возвратности
для финансирования государственных
расходов.

Функционирование
государственного кредита должно быть
на­правлено не только на финансирование
не покрытых доходами го­сударственных
расходов, но и стабилизацию денежного
обращения в стране.

Каждый
уровень власти составляет и исполняет
свой бюджет, может создавать внебюджетные
фонды и осуществляет кредитную
деятельность. В этом случае систему
государственных финансов можно
представить как совокупность финансов
феде­рального правительства, субъектов
федерации и местных органов власти.

Федеральные
финансы как
экономическая категория представ­ляют
собой совокупность экономических
(денежных) отношений, связанных с
формированием, распределением
(перераспределени­ем) и использованием
фондов денежных средств, предназначенных
для финансирования выполнения задач,
стоящих перед федераль­ными органами
власти.

Финансы
субъектов федерации как
экономическая категория представляют
собой совокупность экономических
(денежных) от­ношений, связанных с
формированием, распределением
(перерас­пределением) и использованием
фондов денежных средств, пред­назначенных
для финансирования выполнения задач,
стоящих пе­ред субъектами федерации.

Финансы
субъектов федерации занимают промежуточное
поло­жение между федеральными и
местными финансами. Субъекты
федерации вступают в межбюджетные
отношения как с федераль­ными, так и
местными органами власти.

Финансы субъектов
федерации, наряду с собственностью и
имуществом, находящимися в собственности
субъекта или пере­данными ему в
управление, составляют экономическую
основу го­сударственной власти
субъекта.

Власти
субъектов федерации обладают
законодательными полномочиями в области
налогообложения и в соответствии с
действующим федеральным законодательством
могут устанавли­вать и/или конкретизировать
региональные налоги и сборы.

Субъекты федерации
осуществляют расходы в соответствии с
возложенными на них государственными
задачами, а также обще-государственными
задачами, выполняемыми на их территории
со­вместно с федерацией на условиях
долевого финансирования.

Власти субъектов
федерации самостоятельно составляют,
ут­верждают и исполняют свои
бюджеты.

Субъекты федерации
могут создавать свои внебюджетные
фон­ды.

Финансы
местных органов власти (муниципальные
финансы)
– это совокупность экономических
(денежных) отношений, связанных с
формированием, распределением
(перераспределением) и использованием
фондов денежных средств, предназначенных
для финансирования выполнения задач,
стоящих перед местными органами власти.

Данные отношения
складываются между органами мест­ного
самоуправления и населением, проживающим
на территории данного муниципального
образования.

Наряду с муниципальной
собственностью и имуществом, пере­данным
в управление местным органам власти,
муниципальные финансы составляют
экономическую основу местного
самоуправ­ления.

Местные органы
власти самостоятельно составляют,
утвер­ждают и исполняют свои бюджеты.

Местные органы
власти обеспечивают удовлетворение
потреб­ностей населения в сферах,
отнесенных к их ведению, и на уровне не
ниже государственных социальных
стандартов. Их выполнение гарантируется
государством посредством занесения в
доходы муни­ципальных бюджетов
отчислений от федеральных и региональных
налогов. Местные налоги и сборы
устанавливаются местными ор­ганами
власти самостоятельно.

Читать также:  АЙТИ ФИНАНС ДИРЕКТОР

Органы
местного самоуправления могут создавать
целевые внебюджетные фонды.
Бюджеты местных
органов власти и бюджеты местных
внебюд­жетных фондов составляются,
утверждаются и исполняются одновременно.

Государственные
финансы являются главной составной
частью функциональной финансовой
системы страны. Они настолько важны,
что с ними часто отождествляют финансы
в целом. Многие экономисты считают
государственные финансы не только
эконо­мической, но и исторической
категорией, возникшей одновремен­но
с появлением государства. Однако это
не совсем так. Госу­дарственные финансы
возникли не в результате появления
самого государства, а в результате
отделения казны монарха от казны
государства, что произошло значительно
позже возникновения самого государства,
а именно в средние века. Первые буржуазные
револю­ции в Европе не уничтожили, но
ограничили власть монарха. По­явление
государственных финансов выразилось
в появлении обще­государственного
фонда денежных средств – бюджета,
которым монарх уже не мог единолично
распоряжаться.

Важная
роль, которую государство выполняет в
области соци­ально-экономического
развития, приводит к необходимости
цен­трализации в его распоряжении
значительной части финансовых ресурсов
посредством формирования бюджетных и
внебюджетных фондов. При этом эффективное
использование финансовых ресур­сов
возможно только на основе проведения
продуманной финансо­вой политики.

К
децентрализованным
финансам
относятся финансы предприятий и
органи­заций и исполь­зуются для
регулирования и стимулирования экономики
и со­циальных отношений на микроуровне.

Под
финансами
предприятий (учреждений, организаций,
общест­венных объединении)
как
экономической категорией понимаются
экономические (денежные) отношения,
связанные с формирова­нием, распределением
(перераспределением) и использованием
предприятиями (учреждениями, организациями)
фондов денежных средств, а также их
участием в формировании и использовании
централизованных фондов денежных
средств.

Финансы
предприятий являются важной составной
частью функциональной финансовой
системы страны. Они обслуживают сферу
материального производства, в которой
создается совокуп­ный общественный
продукт, и, соответственно, национальный
до­ход и национальное богатство. Без
участия финансов не может со­вершаться
кругооборот общественных производственных
фондов в целом.
Непосредственная связь финансов с
общественным про­изводством позволяет
отнести их к категории, входящей в состав
экономического базиса.

Наличие финансов
предприятий обусловлено существованием
товарно-денежных отношений и закона
стоимости.

Финансы предприятий,
как и экономическая категория «фи­нансы»
в целом, имеют денежную форму выражения.
Однако нель­зя сводить сущность данной
категории только к денежным отноше­ниям.
Финансы предприятий как экономические
отношения воз­никают в результате не
столько движения денег, сколько движения
стоимости в процессе создания,
распределения и использования совокупного
общественного продукта и, соответственно,
нацио­нального дохода и национального
богатства. Одновременно фи­нансы
предприятий связаны не только с
функционированием де­централизованных
фондов, но и с образованием, распределением
и использованием валового дохода и
денежных накоплений.

К группе финансов
предприятий, учреждений, организаций
от­носятся следующие виды финансовых
отношений:

Эта статья описывает ситуацию применительно лишь к одному региону (Россия), возможно, нарушая при этом правило о взвешенности изложения.

Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов.

Финансовые научные дисциплины

Финансы (в первую очередь, публичные) изучаются в рамках научных дисциплин «Финансы», «Финансы и кредит», «Финансы, денежное обращение и кредит». Данные дисциплины изучают деньги и социально-экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием материальных ресурсов. Финансы — это прикладная экономическая дисциплина.

Управление финансами (в первую очередь, корпоративными) изучается в рамках дисциплины финансовый менеджмент, а также «финансы организаций (предприятий)». Управление финансами банка изучается обычно в рамках дисциплины «Банковское дело». Контроль над финансовыми потоками изучается в рамках дисциплины «Финансовый контроль».

Методы и модели анализа финансовой информации изучаются в рамках финансовой математики. Финансовая математика является основой управления финансами.

На уровне микроэкономики

Определение понятия налог представлено в ст. 8 Налогового кодекса РФ (своеобразной «налоговой конституции»).
Согласно указанному нормативному акту, налог — обязательный, индивидуально-безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности (хозяйственного ведения или оперативного управления) денежных средств, в целях обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Данное определение указывает на отличительные признаки налога от других видов платежей в бюджет: обязательность, индивидуальную безвозмездность, денежный характер (налоги нынешней налоговой системы могут иметь только денежную форму, в отличие от налоговой системы, действовавшей до введения в действие Налогового кодекса РФ) и целевую направленность платежа (для обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований).

Сборы — обязательные взносы, взимаемые с организаций и физических лиц, уплата которых является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определённых прав или выдачу разрешений (лицензий). Из определения видны отличия сбора от категории налога: в частности сбор, в отличие от налога, является обязательным не всегда, а только в случае когда в отношении его плательщика те или иные государственные органы совершают «юридически значимые действия», то есть присутствует момент «индивидуальной возмездности».

Налоги сегодня — важнейшая и крупнейшая часть доходов государства (фискальная функция налогов). Манипулируя налоговыми ставками, государство может влиять на экономику, активируя ту или иную экономическую отрасль (или, допустим, географический регион), или наоборот, сдерживая рост в какой-то области (регулирующая функция налога).

Налоги бывают прямыми и косвенными. Прямой налог — это налог, взимаемый государством непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика. Косвенный налог — налог на товары и услуги, устанавливаемый в виде надбавки к цене или тарифу. Косвенные налоги также действуют в форме акцизов (в том числе универсального акциза) и таможенных пошлин.

Вот основные налоги, обеспечивающие доход бюджетов бюджетной системы РФ:

Современная налоговая система России строится на основе Налогового кодекса РФ и принятых в соответствии с ним законов субъектов и нормативных актов местного самоуправления, а также подзаконных актов различных органов исполнительной власти. Контроль за правильностью, полнотой и своевременностью внесения налогов, возложен на Федеральную налоговую службу, которая образована в составе Минфина РФ.

Налоговая система РФ имеет три уровня (федеральный, региональный уровень субъекта и местный). В данный момент налоговая система по количеству уровней не совпадает с системой бюджетной (фактически с 2006 г. введён 4-й «негласный» бюджетный уровень на уровне местных бюджетов: бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга). Однако, данное, казалось бы, противоречие нареканий не вызывает, поскольку все местные налоги (а также часть федеральных налогов и налоговых режимов) поделены между местными уровнями в соответствующих их статусам пропорциях на основании положений Бюджетного кодекса РФ.

Отдельно нужно сказать о государственных облигациях (их ещё называют «облигации государственного займа»). Эти ценные бумаги выпускает правительство страны и распространяет внутри страны и за рубежом. Это как бы кредит, который берёт само государство для своих нужд. Разумеется, чем богаче и стабильнее государство, тем охотнее ему выдают кредиты и покупают его облигации. Поэтому США — это страна, имеющая самый большой в мире государственный долг. Многие страны мира (включая Россию) держат свои валютные резервы в ценных бумагах правительства США. Чем эффективнее может государство распорядиться взятыми в кредит деньгами, тем выгоднее брать кредит. И наоборот, если государство не может окупить проценты по кредиту, то займы становятся тяжкой обузой для государственного бюджета.

Доходы государства распределяются по следующим основным расходным статьям:

Среди форм ассигнований выделяют субсидии, дотации и субвенции.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *