К ФУНКЦИЯМ ФИНАНСОВ ОТНОСИТСЯ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ И КОНТРОЛЬНАЯ ФУНКЦИИ

Автор статьи

Ирина Матунова

Эксперт по предмету «Финансы»

Автор статьи

Елена Игоревна Комиссарова

Эксперт по предмету «Финансы»

Термин
«финансы» происходит от латинского
«finansia»,
что означает доход, платеж. Зачастую
его употребляют как синоним денег,
точнее,  денежных фондов, предназначенных
для той или иной экономической
деятельности. Кроме того, под ним
понимают   совокупность
общественных экономических отношений,
связанных с движением денег

,
что намного точнее выражает сущность
финансов .
            

Хотя
финансы по своему существу есть денежные
отношения,  не все денежные отношения
являются финансовыми, они  становятся
таковыми, лишь в процессе формирования
и использования денежных доходов участников
процесса воспроизводства. Главным
отличием финансов от денег являются
выполняемые ими функции.  Финансы –
это экономический инструмент распределения
и перераспределения национального
дохода, средство общественного контроля
процессов образования и использования 
денежных средств.

Таким
образом,  финансы
  – 

это
совокупность экономических отношений,
связанных с формированием и использованием
денежных доходов и выполняющих функции
распределения и перераспределения
денежных средств в обществе.

Понятие бюджета и его основные функции

Государственный бюджет — это форма образования и расходования доходов и расходов денежных средств, которые запланированы для финансового обеспечения функций и задач государства и местного самоуправления на будущий календарный год.

Госбюджет имеет силу закона и обязан к исполнению правительством государства. Его экономическая сущность состоит в возникающих между государством и юридическими, физическими лицами денежных отношениях.

Главная задача бюджета
— перераспределение денежных средств между различными субъектами и секторами экономики, а также их накопление для последующего покрытия государственных расходов.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут
.

Термины «доходы бюджета» и «расходы бюджета», их содержание, а также большинство других категорий и принципов организации госбюджета в России содержатся в Бюджетном кодексе РФ.

Информационное обеспечение население о госбюджете происходит открыто через официальный правительственный сайт.

Госбюджет имеет 3 уровня:

  • федеральный;
  • региональный;
  • местный.

Доходы бюджета — это поступающие в бюджет денежные средства.

Основные статьи пополнения дохода
в Федеральный бюджет Российской Федерации:

  • нефтегазовые доходы;
  • страховые взносы;
  • налог на добавленную стоимость (НДС);
  • налог на прибыль организаций;
  • налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
  • акцизы;
  • ввозные пошлины;
  • прочие.

Расходы бюджета — выплачиваемые из госбюджета денежные средства.

Основные статьи расхода
Федерального бюджета Российской Федерации:

  • национальная экономика;
  • жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ);
  • охрана окружающей среды;
  • образование;
  • культура, кинематография;
  • здравоохранение;
  • социальная политика;
  • национальная безопасность и правоохранительная деятельность;
  • национальная оборона;
  • общегосударственные вопросы;
  • межбюджетные трансферты общего характера субъектов РФ;
  • обслуживание государственного и муниципального долга;
  • средства массовой информации;
  • физическая культура и спорт.

Какие бывают, характеристика

Государство способно выполнять свои функции только при должном финансировании, что обуславливает само существование госбюджета. Госбюджет аккумулирует денежные средства
и впоследствии перенаправляет эти деньги
на выполнение государственных функций.

Деньги распределяются в соответствии с заранее установленным планом, который подкреплен силой закона.

Бюджетные средства направлены на финансирование приоритетных направлений экономики, а также на поддержание социальной справедливости в стране. К примеру, государство спонсирует те отрасли, которые не приносят существенной коммерческой выгоды:

  • медицину;
  • культуру;
  • науку;
  • образование и т. д.

Выделяют несколько различных функций бюджетирования. Рассмотрим основные.

  1. Распределительная.
  2. Перераспределительная.
  3. Регулирующая и стимулирующая.
  4. Социальная.
  5. Функция планирования.
  6. Функция организации бюджета.
  7. Контрольная.

Роль финансов в социально-экономической жизни страны вы­ражается в их распределительной и контрольной функциях.

Распределительная
функция заключается в том, чтобы рас­пределять стоимость валового общественного продукта и тем самым обеспечить каждого субъекта хозяйствования необходимы­ми ему финансовыми ресурсами. Благодаря финансам денежные средства поступают в распоряжение государства, муниципальных образований, предприятий, организаций, физических лиц.

Финансовые отношения в обществе весьма многообразны. Од­нако они могут быть систематизированы в зависимости от того, к каким фондам денежных средств «привязаны». В связи с этим все финансовые отношения структурированы в финансовую систе­му РФ.

С экономической точки зрения финансовая система РФ пред­ставляет собой «совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды де­нежных средств» 1
.

В настоящее время финансовая система РФ состоит из следую­щих относительно самостоятельных звеньев:

· бюджетные фонды;

· внебюджетные фонды;

· государственный, муниципальный и банковский кредит;

· страховые фонды;

Каждое звено финансовой системы охватывает целый ряд финансовых отношений. Основное место в финансовой системе России отводится финансовым отношениям, опосредующим бюд­жетные фонды РФ, к которым относятся федеральные бюджеты, бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты. Они необходимы для реализации общегосударственных или территориальных планов и программ, обеспечения обороны и безопасности страны. Средства бюджетной системы образуются в основном за счет налогов. Это звено финансовой системы яв­ляется наиболее мобильным и на его долю приходится наиболь­ший денежный поток в стране.

Внебюджетные целевые государственные фонды являются относительно новым звеном финансовой системы России. Их появление в этом качестве отно­сится к началу 90-х гг. прошлого века и обусловлено стремлением государства к сугубо целевому использованию финансовых ресурсов. Их средства должны направляться на определенные цели соответственно своему назначению. К социальным внебюд­жетным фондам сегодня относятся: Пенсионный фонд РФ, Феде­ральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования РФ. Кроме того, внебюджетные фонды могут образовываться на уровне субъектов РФ и муниципальных образований. Финансовые отношения, опосредующие государственные и муниципальные внебюджетные фонды, весьма многообразны. Это отношения по уплате налогов, сборов, добровольных пожертвова­ний в названные фонды, по выделению средств из этих фондов, а в ряде случаев и по их распределению.

Государственный кредит как звено финансовой системы Рос­сии представляет собой отношения по временному использованию денежных средств, в которых кредитором выступают юридичес­кие и физические лица, а должником — государство. В этих от­ношениях Российская Федерация и субъекты РФ выступают в качестве должников, а все остальные субъекты – в качестве кредиторов. Посредством этих отношений образуется государственный долг. Финансовые отношения в сфере государственного кредита складываются как в результате привлечения государством средств от различных субъектов, так и в результате погашения своих долговых обязательств.

Муниципальный кредитформально однотипен с государст­венным, но по существу отличается от него, так как здесь долж­ником является не государство, а муниципальное образование.

Страховые фондыкак звено финансовой системы РФ опосре­дуют финансовые отношения, направленные на создание и ис­пользование денежных резервов на случай риска — стихийных бедствий, несчастных случаев, иных неблагоприятных последст­вий.

Важным звеном финансовой системы РФ являются финансы предприятий и организаций. Они непосредственно связаны с материальным производством, где создается валовый общественный продукт, подлежащий распределению в стоимостной форме. Финансы предприятий и организаций находят свое материальное выражение в денежных фондах, формируемых главным образом за счет прибыли. В ряде случаев важнейшим источником форми­рования таких фондов являются бюджетные ассигнования.

Финансовая система РФ может быть рассмотрена не только с экономической, но и с институциональной точки зрения. В пос­леднем случае она представляет собой совокупность организаций и органов, обеспечивающих движение финансовых отношений. Среди них: финансовые органы, страховые компании, банки, представительные органы власти и т.д.

Для финансов
характерны две функции:


Действие
распределительной функции финансов
вытекает из сущности финансов:

-обеспечение
отношений, связанных с распределением
и перераспределением совокупного
общественного продукта, национального
и чистого дохода,

-формирование
доходов и накоплений,

-создание фондов
денежных средств.

Конкретный механизм
действия распределительной функции
вытекает из сущности финансов, как
отношения по распределению и
перераспределению той части общественного
продукта, действие которого происходит
в условиях разделения, отрыва и раздвоения
стоимостной и вещественной форм
общественного продукта и национального
дохода. Таким относительно самостоятельным
элементом, выступающим в денежной форме
без соответствующего вещественно-натурального
обеспечения, является чистый
доход.

Сущность финансов
проявляется через распределение и
перераспределение части совокупного
продукта, называемого чистым
доходом.

Распределительный
характер части совокупного общественного
продукта (чистого дохода), заключается
в том , что только эта обособленная часть
совокупного продукта может расщепляться
и распределяться на фонды денежных
средств в соответствии с требованиями
и необходимостью расширенного
производства.

В соответствии с
установленными пропорциями части
чистого дохода (ЧД) направляется на
пополнение фонда возмещения израсходованных
средств производства (основных и
оборотных фондов), на восполнение
израсходованной рабочей силы и ее
воспроизводства, обеспечивая этим
элементам воспроизводственного процесса
расширенное воспроизводство. Тем самым
финансовые отношения через механизм
формирования и распределения. Чистый
доход обратно воздействует на процесс
производства, ускоряя и замедляя этот
процесс, т. е все элементы (С + V)
воспроизводственного процесса, не
являясь сами непосредственными объектами
финансовых отношений, ощущают активное
воздействие чистого дохода, без которого
процесс расширенного воспроизводства
невозможен. Такое воздействий финансовых
отношений через распределение отношений
на все элементы движения совокупного
продукта (обеспечивая ему расширенное
воспроизводство) носит истинных характер
и присуще всем общественно-экономическим
формациям.

Одновременно
чистый доход как основной объект
финансовых отношений является главным
источником формирования централизованных
фондов государства.

Основным объектом
создания централизованного фонда
денежных средств государства может
быть только чистый доход.

Распределительная
функция






финансов
отражает экономические отношения,
обусловленные движением чистого дохода,
а также его влиянием на составные части
и элементы совокупного продукта, создавая
тем самым условия для последующей
реализации этого продукта в
натурально-вещественной форме через
совершение актов купли и продажи.

Финансы через
чистый доход не только опосредуют весь
процесс общественного производства,
но и сами активно участвуют в кругообороте
средств на всех его стадиях, непосредственно
обеспечивая процесс расширенного
воспроизводства.

Наряду с
распределительной функцией финансы
выполняют контрольную
функцию.






Контрольная
функция порождена распределительной
функцией и проявляется в контроле за
распределением совокупного общественного
продукта, национального и чистого дохода
по соответствующим денежным фондам и
их целевому расходованию.

Читать также:  Постановление министерства финансов республики беларусь 30 ноября 2007 г no 180

Контрольная функция
через движение финансовых ресурсов
отображает экономические процессы,
связанные с распределением и
перераспределением совокупного общего
продукта.

Вместе с тем,
движение финансовых ресурсов в конкретных
формах является основой для контроля
со стороны государства за процессами
стоимостного распределения общественного
продукта. Без такого контроля не может
быть обеспечено сбалансированного
развития экономики.

Фо

рмой
реализации



контрольной
функции финансов является финансовая
информация, которая выражает финансовые
показатели.

Через обобщенные
финансовые показатели как: выручка,
фондоотдача, прибыль, рентабельность,
ликвидность, оборачиваемость,
платежеспособность, которые в
синтезированном виде отражают различные
стороны финансово-хозяйственной
деятельности хозяйствующих субъектов,
можно контролировать соблюдение
установленных норм и нормативов,
эффективность и результативность
экономических процессов.

Важнейшей
задачей финансового контроля является






проверка
точного соблюдения законодательства
по финансовым вопросам, своевременности
и полноты выполнения финансовых
обязательств перед бюджетом, налоговой
службой, внебюджетными фондами, банками,
а также взаимных обязательств хозяйствующих
субъектов по расчетам и платежам.

Финансовый контроль
на практике осуществляется через
деятельность финансовых органов,
налоговых служб.

Сущность финансов проявляется в их функциях, под которыми понимают «работу», выполняемую финансами.

В экономической литературе
вопрос о функциях финансов относится к разряду дискуссионных, т.е. нет единого мнения относительно выполняемых финансами функций. Многие экономисты считают, что финансы выполняют две функции — распределительную и контрольную
. Хотя в литературе можно найти утверждения, что финансам, помимо этих двух функций, присущи и другие: воспроизводственная (п/р Емельянова), стимулирующая, регулирующая и т. д. Но при этом происходит подмена вопроса о функциях финансов вопросом об их роли в общественном воспроизводстве, так как это разные, хотя и взаимосвязанные вопросы. Конечно, финансы играют важную роль в общественном воспроизводстве, с их помощью может стимулировать эффективное использование факторов производства, регулироваться стоимостные пропорции, обеспечиваться условия для проведения режима экономии и т. д. Однако отождествлять эти результаты, достигаемые благодаря функционированию финансов, с их функциями неправомерно.

В РФ можно выделить две основные финансовые школы:

· Московская (Родионова, Дробозина, Ковалев)
;

· Санкт-Петербургская (Романовский, Сабанти, Врублевская)
.

Московская школа считает, что финансы выполняют следующие функции:

1. распределительная, т.е. финансы сами ничего не создают, а только распределяют и перераспределяют то, что было создано на стадии производства;

2. контрольная, так как финансы – это целевой денежный фонд, то за их образованием и исполнением нужен контроль;

+ дополнительные функции:

3. регулирующая (выравнивание экономических пропорций);

Экономисты Санкт-Петербургской школы (М. В. Романовский, Б. Н. Сабанти) считают, что финансам присущи следующие функции:

· распределительная и перераспределительная;

· образование денежных фондов
;

· использование денежных фондов.

Контрольная функция с точки зрения Санкт-Петербургской школы – это не функция финансов, а функция государства, которую исполняют финансы. Тоже самое относится к регулирующей и стимулирующей функциям.

Распределительная функция финансов.

Финансы обслуживают разные этапы распределения СОП, участвую как в первичном его распределении, так и в перераспределении.

Распределение НД происходит как между производственной и непроизводственной сферами, так и внутри этих сфер. Государство с помощью финансового механизма изымает часть дохода, полученного в одних сферах экономики, и направляет их в другие, в том числе в социальную сферу.

В целом распределительная функция финансов
позволяет: 1) создавать целевые фонды денежных средств на уровне хозяйствующих субъектов
, населения, государства, органов местного самоуправления; 2) осуществлять внутрихозяйственное, внутриотраслевое, межтерриториальное перераспределение, а также перераспределение между производственной и непроизводственной сферами и социальными группами; 3) создавать резервы на уровне хозяйствующего субъекта, государства, а также осуществлять накопления гражданами.

Распределение национального дохода
заключается в создании так называемых основных, или первичных, доходов. Их сумма равна национальному доходу. Основные доходы формируются при распределении НД среди участников материального производства. Они делятся на две группы: а) зарплата рабочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, других категорий работников, занятых в сфере материального производства; б) доходы предприятий сферы материального производства.

Однако распределение НД
не ограничивается его распределением только между теми, кто его создавал, т.е. среди участников материального производства. Государство имеет и другие отрасли и сферы, прежде всего непроизводственную сферу, где национальный доход не создается, но о развитии которых оно обязано заботиться, а значит, выделять для этого денежные средства. К числу таких сфер и областей можно отнести развитие приоритетных отраслей народного хозяйства, обеспечение обороноспособности страны, просвещение, здравоохранение, управление, социальное страхование и социальное обеспечение, поддержание депрессивных регионов и т.д.

Для того чтобы быть способным нести эти денежные расходы, государство с помощью финансов изымает часть созданных в сфере материального производства доходов и направляет их в другие сферы, осуществляя тем самым перераспределение НД, способствуя трансформации пропорций, возникших при первичном распределении НД, в пропорции его конечного использования.

Перераспределение НД
в РФ происходит, в частности, в интересах структурной перестройки н/х, развития приоритетных отраслей экономики — с/х, транспорта, энергетики, конверсии военного производства, в пользу наименее обеспеченных слоев населения — пенсионеров, студентов, одиноких и многодетных матерей и т.д.

Контрольная функция финансов.

Распределительная и контрольная функции представляют две стороны одного и того же экономического процесса. Основу контрольной функции финансов составляет движение финансовых ресурсов
. Исходя из характера движения общество имеет возможность знать о том, как складываются пропорции в распределении денежных средств; как обеспечивается своевременность поступления финансовых ресурсов в распоряжении субъектов хозяйствования.

Контрольная функция заключается в контроле за распределением ВВП
, НД по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению. Финансовый контроль охватывает как производственную сферу, где создаются доходы, так и непроизводственную, где доходы не создаются.

Распределительная функция финансов. Объекты и субъекты действия распределительной функции. Контрольная функция финансов. Взаимодействие распределительной и контрольной функций финансов. Информационное обеспечение контрольной функции.

Если говорить о финансах в целом, то, видимо, следует считать, что они выполняют две основные функции: распределительную и контрольную.

Та часть финансов, которая функционирует в сфере материального производства и участвует в процессе создания денежных доходов и накоплений, выполняет не только распределительную и контрольную, но и функцию формирования денежных доходов (регулирующая).

Распределительная и контрольная функции осуществляются финансами одновременно. Каждая финансовая операция означает распределение ВВП и НД и контроль за этим распределением.

1. Распределительная функция. Она наиболее наглядно проявляется при распределении НД, когда создаются основные (первичные) доходы. Их сумма равна НД.

Основные (первичные) доходы формируются среди участников материального производства и делятся на 2 группы:

I группа: заработная плата рабочих, служащих, доходы фермеров и крестьян, занятых в материальном производстве;

II группа: доходы предприятий сферы материального производства.

Однако, первичные доходы еще не образуют общественных денежных фондов, достаточных для развития приоритетных отраслей народного хозяйства, обеспечения обороноспособности страны, удовлетворения материальных и культурных потребностей населения. Необходимо дальнейшее распределение или перераспределение НД.

— с наличием наряду с производственной сферой непроизводственной, в которой НД не создается (просвещение, здравоохранение, социальное обеспечение и т.д.);

-· с межотраслевым и территориальным перераспределением средств в интересах наиболее эффективного и рационального использования доходов и накоплений предприятий и организаций;

-· перераспределением доходов между различными социальными группами населения.

В результате перераспределения образуются вторичные (производные) доходы. К ним относятся доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы и налоги (налог на доходы физических лиц и др.)

Таким образом, перераспределение национального дохода происходит между производственной и непроизводственной сферами, а также отдельными регионами страны, формами собственности, классами, социальными группами населения.

Конечная цель распределения и перераспределения национального дохода – развитие производительных сил, рыночной структуры экономики, укрепление государства, повышение уровня жизни населения.

2. Контрольная функция. Она проявляется в контроле за правильным распределением национального дохода по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению. То есть, финансы постоянно сигнализируют о том, как складываются пропорции в распределении денежных средств, своевременно ли поступают деньги к субъектам хозяйствования.

Финансовый контроль охватывает производственную и непроизводственную сферы. Он нацелен на повышение экономического стимулирования, рациональное и бережливое расходование материальных, трудовых, финансовых ресурсов и природных богатств, сокращение потерь, пресечение бесхозяйственности и расточительства.

Контрольная функция финансов тесно связана с распределительной — это прежде всего контроль за рублем в процессе объективно существующих денежных отношений. Он пронизывает все систему отношений, связанных как с движением стоимости, так и со сменой форм стоимости, и представляет собой стоимостной контроль через форму собственности. Поскольку финансы выражают отношения, возникающие на основе реального денежного оборота, то контроль рублем как функция финансов — это только контроль реального денежного оборота.

Финансы осуществляют контроль на всех стадиях создания, распределения и использования общественного продукта и национального дохода. Их контрольная функция проявляется во всем многообразии хозяйственной деятельности предприятий. Контроль рублем ведется за производственными и внепроизводственными затратами, соответствием этих затрат доходам, формированием и использованием основных фондов и оборотных средств. Он действует на всех стадиях кругооборота средств, при финансировании и кредитовании, проведении безналичных расчетов, во взаимоотношениях с бюджетом и другими звеньями финансовой системы. Объектом контрольной функции финансов являются финансовые показатели деятельности предприятий, организаций, учреждений.

Одна из важных задач финансового контроля — проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.

Контрольная функция финансов проявляется также через многогранную деятельность финансовых органов: Министерства финансов, Федеральной налоговой службы и т.д.

Читать также:  Тесты и задачи читать онлайн, Балабанов И.Т. (ред.)

3. Регулирующая функция связана с вмешательством государства через финансы (государственные расходы, налоги, кредиты) в процесс воспроизводства. В целях регулирования экономики и социальных отношений используются также финансовое и бюджетное планирование, государственное регулирование рынка ценных бумаг.

4. В условиях рыночных отношений финансы должны также выполнять стабилизационную функцию, т.е. обеспечить для всех хозяйствующих субъектов и граждан стабильные условия в экономических и социальных отношениях. Особое значение имеет вопрос о стабильности финансового законодательства, т.к. без этого невозможно осуществление инвестиционной политики в производственную сферу со стороны частных инвесторов.

Функция планирования

Функция планирования заключается в том, что государство определяет бюджетную политику, ее цели, задачи и способы выполнения. Эта функция включает в себя следующие действия:

  • распределение полномочий и предметов ведения между органами государственной власти;
  • анализ и определение потребностей в денежных средствах для решения задач, которые стоят между государством и обществом;
  • разработка бюджетной политики;
  • разработка и обоснование оптимальных путей развития и укрепления госбюджета на основе прогнозируемых данных;
  • выработка конкретных мероприятий по исполнению госбюджета на следующий финансовый период.

Социальная функция бюджета

Социальная функция
отвечает за то, что бюджетные средства поддерживают наименее защищенные слои населения.

Помимо этого, за счет бюджета финансируются здравоохранение, образовательные учреждения, жилищно-коммунальное хозяйство, культура и наука.

Яркими примерами социальной функции бюджета являются государственные выплаты в виде пенсий, а также предоставление бюджетных и квотных мест в высших учебных заведениях.

Функции финансов

Финансы
представляют собой отношения по созданию
и перераспределению общественных благ
и богатств. В этом смысле они тесным
образом связаны с денежным обращением
и сферой кредита. Вместе с тем, деньги
выполняют различные функции, основной
из которых можно назвать функцию
всеобщего эквивалента, товара, который
служит измерителем ценности и стоимости
других товаров, работ и услуг. В отличие
от них, финансы представляют собой  отношения
,
т.е. являются инструментом накопления
и распределения богатства, что
осуществляется, в том числе, при помощи
денежных средств.

Финансы
также тесно связаны с кредитом: последний
создает основу для расширенного
воспроизводства и ускоренного накопления
богатства. Через кредитные отношения
частично реализуется распределительная
функция финансов и направляется движение
денежных и товарных потоков. Здоровое
функционирование финансов во многом
зависит от состояния денежного обращения
и кредита: чем более развита денежная
и кредитная системы, тем эффективнее
происходит накопление и перераспределение
общественного богатства.

1) распределительная
функция заключается
в создании основных или первичных
доходов путем распределения национального
дохода среди участников материального
производства, а также в создании вторичных
или производных доходов путем распределения
национального дохода между производственной
и непроизводственной сферами, отраслями
материального производства, регионами,
формами собственности и социальными
группами. Стадия
распределения начинается
с распределения новой стоимости и
заканчивается формированием первичных
доходов (заработной платы, прибыли).

Стадия
перераспределения  –
многоступенчатый этап, на котором
формируются общегосударственные фонды:
госбюджет, внебюджетные фонды, страховые,
банковские фонды и фонды предприятий.

1) Распределительная
функция –
объективное свойство категории финансов
осуществлять распределение стоимости
созданного продукта в денежном выражении.

Перераспределительная
стадия отличается от распределительной
тем, что на этой стадии перераспределяются
ранее созданные доходы;

2) перераспределительная
функция –
перераспределение созданного продукта,
т. е. вторичное распределение между
членами общества. Весь процесс
перераспределения ВВП обслуживается
государственными финансами на основе
формирования и использования
централизованных фондов денежных
средств. К централизованным
фондам относят
бюджеты всех уровней и внебюджетные
фонды. С помощью системы централизованных
финансов в РФ перераспределяется около
60 % стоимости ВВП. Этот перераспределительный
процесс обслуживает государственные
финансы;

3) контрольная
функция –
осуществление соблюдения пропорций в
распределительном процессе. Пропорции
для разных отраслей различны, складываются
при разных условиях, а также
объективны. Объектом
контроля выступает
распределительный процесс.

Главной
контролируемой пропорцией является
пропорция между фондами накопления и
потребления.

В
связи с развитием рыночных отношений,
кроме бюджетных отношений, появились
внебюджетные. Часть средств на проведение
социально-культурных мероприятий идет
через внебюджетные фонды. Мы сокращаем
бюджет, но при этом увеличивается
нагрузка на предприятия, которые
производят отчисления;

4) регулирующая
функция (финансы
могут как стимулировать производство,
так и угнетать его). Формирование
денежных фондов государства
означает аккумуляцию доходов в бюджеты
и внебюджетные фонды различных уровней.
В результате действия этой функции
происходит формирование бюджетных
фондов, обеспечивающих цели функционирования
государства. Использование
денежных фондов (доходов)
в государстве – обеспечение финансирования
бюджетных расходов. В результате действия
этой функции происходит обеспечение
финансирования расходов, принятых к
бюджетному финансированию.

Многие
финансисты считают, что к основным
функциям финансов относятся
распределительная и контрольная, а
остальные – производные от распределительной
функции.

Контрольная
функция финансов тесно связана с
распределительной. Среди огромного
многообразия финансовых отношений нет
ни одного, которое не было бы связано с
контролем за формированием и использованием
денежных фондов.

С
помощью финансов государство осуществляет
распределение общественного продукта
не только в натурально-вещественной
форме, но и по стоимости. В связи с этим
становится возможным и необходимым
контроль за обеспечением стоимостных
и натурально-вещественных пропорций в
процессе расширенного производства.

Финансы
осуществляют контроль на всех стадиях
создания, распределения и использования
общественного продукта и НД. Контроль
рублем ведется за производственными и
внепроизводственными затратами,
соответствием этих затрат доходам,
формированием и использованием основных
фондов и оборотных средств.

Объектом
контрольной функции

 финансов
являются финансовые показатели
деятельности предприятий, организаций.

В
зависимости от субъектов, осуществляющих
финансовый контроль, различают:

¨     
общегосударственный (вневедомственный)
финансовый контроль (осуществляют
органы государственной власти и
управления);

¨     
внутрихозяйственный финансовый контроль
(проводится финансовыми службами
предприятия);

¨     
общественный финансовый контроль;

¨     
независимый финансовый контроль
(осуществляют аудиторы).

Например
Государственный финансовый контроль
в РФ осуществляют высшие органы
государственной власти и управления –
Федеральное Собрание и его 2 палаты
(Государственная Дума и Совет Федераций).
Федеральное Собрание образует Счетную
палату как постоянно действующий орган
государственного финансового контроля.
Счетная палата осуществляет контроль
за своевременным исполнением доходных
и расходных статей федерального бюджета,
законностью и своевременностью движения
средств бюджета в ЦБ РФ и иных
финансово-кредитных учреждениях РФ.

На
региональном уровне финансовый контроль
осуществляется как органами региональной
власти, так и специально создаваемыми
контрольными органами.

Контроль
за состоянием республиканского бюджета
и его исполнением осуществляет комитет
по бюджету, налогам, банкам и финансам
Государственной Думы РФ.

Министерство
финансов РФ осуществляет контроль за
производственно-финансовой деятельностью
предприятий, своевременным обеспечением
федерального бюджета финансовыми
ресурсами, рациональным их использованием.

Задача
контроля за поступлением, целевым и
экономным использованием государственных
средств возложена на органы Федерального
казначейства Минфина РФ. Главной задачей
Казначейства является организация,
осуществление и контроль за исполнением
республиканского бюджета и государственных
внебюджетных фондов. Эффективный
контроль осуществляет и МНС РФ. Главная
его задача – контроль за соблюдением
законодательства о налогах, правильностью
их исчисления, полнотой  и своевременностью
внесения в бюджеты.

Также
кроме видов контроля финансов есть и
сроки исполнения контроля

По
срокам проведения финансовый контроль
делится на:

а)
предварительный (производится на стадии
составления, рассмотрения и утверждения
финансовых планов, проектов бюджетов.
Призван не допустить нерационального
расходования материальных, трудовых и
финансовых ресурсов);

б)
текущий (осуществляется в процессе
выполнения финансовых планов, его
задачей является своевременный контроль
правильности и целесообразности
произведенных расходов, полученных
доходов);

в)
последующий (организуется в форме
проверок и ревизий правильности,
законности и целесообразности
произведенных финансовых операций.
Основными его задачами являются выявление
недостатков и упущений в использовании
ресурсов; возмещение нанесенного ущерба;
привлечение к административной и
материальной ответственности виновных
лиц; принятие мер по предотвращению в
дальнейшем случаев нарушения финансовой
дисциплины).

Классификация финансов

Финансы, традиционно, классифицируют на публичные
( государственные
и муниципальные, централизованные), а также частные
(или децентрализованные). Частные, в свою очередь включают корпоративные финансы
(или финансы предприятий, организаций), финансы домохозяйств
(семейные и личные финансы). В рамках корпоративных финансов (из-за особой специфики) выделяются отдельно финансы сферы финансовых услуг
(в частности, финансы банков и финансы страховых компаний). Также иногда в рамках корпоративных финансов отдельно выделяют финансы некоммерческих организаций
и финансы малого бизнеса.

Функции финансов

Выделяют следующие функции финансов, которые не могут быть отнесены к деньгам: распределительная, контрольная, регулирующая. Также выделяют стимулирующую и фискальную функции (как разновидности регулирующей).

Распределительная функция.
Главный источник денежных фондов – валовой внутренний продукт сначала проходит первичное распределение, в результате которого формируются первичные фонды – заработная плата и доходы производственных предприятий. Далее финансы осуществляют вторичное перераспределение ВВП, в результате чего образуются доходы непроизводственной сферы. Инструментом распределения выступает система налогообложения. Существует также третий уровень распределения – внутри отдельного предприятия. Прибыль (источник ранее распределенных денежных фондов) выполняет распределительную функцию, формируя финансовые ресурсы предприятия
(активы, располагаемые денежные средства предприятия). Перераспределение национального дохода происходит между сферами народного хозяйства (производственной и непроизводственной), отраслями материального производства, формами собственности, социальными группами населения.

Контрольная функция.
Подразумевает собой контроль на микро- и макроуровнях распределения денежных средств по фондам и их целевое расходование. Ее реализацию осуществляют государственные финансовые органы, а также финансовые службы
предприятий. Финансовый контроль
необходим для реализации динамичного развития производств во времена рыночных отношений.

Распределительная и контрольная функции осуществляются на основе законов, нормативно-правовых документов, правовых актов. Их совокупность регулирует финансовую деятельность на двух уровнях (государство и хозяйствующий субъект), воздействуя на процесс воспроизводства.

Регулирующая функция.
Ее осуществляет государство, регулируя экономику и социальные отношения через Центральный Банк России, и используя следующие методы: бюджетное планирование
, регулирование рынка ценных бумаг, налоговое, таможенное регулирование, федеральные программы помощи.

Также отдельно выделяют стимулирующую функцию. Ее суть состоит в стимулировании государством развития предприятий или целой отрасли в нужном для общества направлении через различные финансовые рычаги (бюджеты, цены, тарифы, налоги, пошлины).

Читать также:  Финансы бюджетных учреждений относятся к сфере финансов некоммерческих организаций

Фискальная функция.
С помощью налогов изымается часть доходов граждан и предприятий, которая идет на содержание государственного аппарата, обороны страны, а также на непроизводственную сферу, когда она обладает недостаточными источниками доходов развития или не имеет собственных источников доходов (библиотеки, музеи, театры, архивы).

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Контрольная функция бюджетов

Контрольная функция
тесно связана с распределительной. Она разграничивает возможности и обязанности органов, контролирующих поступление и использование бюджетных средств.

Выделяют 2 главных направления контроля и аналитической обработки информации о госбюджете:

  • контроль за надлежащим и своевременным поступлением доходов в бюджет;
  • контроль за целевым, эффективным и экономным расходованием бюджетных средств.

В результате под контролем находится движение денежных и финансовых потоков всех уровней, а государство может производить и корректировать необходимую гибкую общественную и экономическую фискальную политику.

Фискальная политика — это политика правительства, в которой мерой воздействия на экономику является изменение доходов и расходов государственного бюджета.

Место и роль финансов в современной рыночной экономике

Роль финансов в условиях рыночной экономики в значительной мере возрастает. Это, в частности, можно объяснить тем, что от финансового положения фирмы будет зависеть ее положение на рынке, долгосрочные перспективы и конкурентоспособность.

В экономике роль финансов достаточно многообразна, но в то же время суть ее можно свести к следующим трем основным направлениям:

  • обеспечение расширенного воспроизводства
  • регулирование социально-экономических процессов
  • стимулирование эффективного использования экономических ресурсов

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Сущность финансов

Сущность
финансов наиболее полно раскрывается
при рассмотрении их функций, финансового
механизма и финансовой политики.

Под
финансовой
политикой  
понимают
совокупность разрабатываемых
правительством мер по мобилизации
финансовых ресурсов и их наиболее
рациональному использованию.

Основными
функциями финансов являются  воспроизводственная,
распределительная, стимулирующая и
контрольная.

Воспроизводственная
 функция
обеспечивает постоянство кругооборота
средств, как в рамках страны, так и в
рамках каждого предприятия. В этой
функции финансы регулируют темпы и
пропорции в развитии хозяйства, изменение
его отраслевой и территориальной
структуры, определяют воспроизводство
отраслей непроизводственной сферы.

Распределительная
 
функция  финансов обслуживает
процесс  распределения
   
созданного продукта и  его  перераспределения
,
которое часто называют  вторичным
распределением.

  Первичное
распределение

 осуществляется
непосредственно на предприятиях. Здесь
денежная выручка от реализации продукции,
работ и услуг разделяется, прежде всего,
на  следующие обязательные части:
амортизационный фонд, фонд оборотных
средств,  фонд оплаты труда работников
и их социального обеспечения, прибыль.
Вторичному распределению подвергается 
прибыль предприятия, часть которой
направляется на уплату налогов, процентов
за полученный в банке кредит, обязательств
по облигациям и дивидендов владельцам
акций. Остав­шаяся  часть прибыли
служит источником расширенного
воспроизводства, то есть превращается
в капитал, капитализируется.

Стимулирующая 
 и  контрольная
 функции
финансов способствуют эффективному
экономическому росту и обеспечивают
согласование финансовых интересов
субъектов финансовых отношений.

Перераспределительная функция бюджета

Перераспределительная функция
также известна как макроэкономическая. Ее сущность заключается в том, что при формировании государственных бюджетов различного уровня часть ВВП изымается в пользу государства, чтобы перераспределить средства между областями экономики в пользу нуждающихся.

В России федеральное бюджетирование перераспределяет около 20% ВВП, а в некоторых других странах — до 40%.

Государство перераспределяет средства, чтобы добиться устойчивого развития
всех секторов экономики, сгладить «провалы рынка» в случае экономических проблем и кризисов, улучшить социальную сферу, сократить неравенство доходов между отдельными территориями или разными группами граждан.

Перераспределение проходит в 2 взаимосвязанных и проходящих одновременно этапа.

  1. Образование доходов бюджета.
  2. Осуществление расходов, т. е. использование бюджетных средств.

Расходы госбюджета в основном безвозмездны
, за исключением кредитов и ссуд.

Функция организации бюджета

Организационная функция
 бюджетирования предполагает организацию и формы исполнения бюджета на следующий финансовый период. Для этого:

  • определяется устройство и классификация госбюджета;
  • определяется порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения госбюджета;
  • выбирают банковские и кредитные организации, ответственные за обеспечение госбюджета денежными средствами;
  • распределение полномочий между законодательными и исполнительными органами власти на разных уровнях бюджетной системы;
  • определение структуры органов, необходимых для исполнения госбюджета.

Определение и признаки финансов

Финансы – это экономические отношения, основанные на формировании, распределении, использовании фондов денежных средств. Участниками таких отношений могут выступать государство, предприятие или физическое лицо.

Финансы часто путают с деньгами. Различие между ними кроется в содержании этих понятий. Деньги – это единица измерения затрат труда, Финансы – это отношения, направленные на распределение, перераспределение валового внутреннего продукта страны, формирование финансовых ресурсов (денежных фондов). Путем образования этих денежных фондов обеспечивается потребность в денежных средствах субъектов хозяйствования и государства, а также контроль за целевым использованием этих средств.

Экономические отношения, именуемые финансами, возникают между:

  • Предприятиями в процессе реализации товаров и услуг и приобретения товарно-материальных ценностей;
  • Предприятиями и вышестоящими инстанциями в процессе создания централизованных фондов денежных средств и их распределения;
  • Государством и его гражданами при уплате налогов;
  • Предприятиями, гражданами, внебюджетными фондами в процессе внесения платежей и получения ресурсов;
  • Страховыми организациями и предприятиями/населением в процессе уплаты страховых взносов;
  • Отдельными элементами бюджетной сферы.

Субъекты финансовых отношений
в условиях рыночной экономики делятся на 2 группы: внутренняя финансовая сфера (физические лица, семьи, юридические лица, государство) и международная сфера (государство, неформальные образования, межгосударственные юридические лица).

Финансы появились в одно время с появлением государства и менялись одновременно с ним. Поэтому природа и функции государства определяют сущность финансов, особенности их развития, сферы действия, а также значение в процессе общественного воспроизводства.

«Сущность и функции финансов» 👇

Признаки финансов, характеризующие экономические отношения:

  • Распределительный характер отношений (источники – этика ведения бизнеса и правовые нормы);
  • Движение денежных средств в одностороннем порядке;
  • В результате отношений создаются денежные фонды различного характера – централизованные (бюджет государства, внебюджетные фонды) и децентрализованные (формируются вне финансов государства и муниципалитетов, принадлежат физических и/или юридическим лицам).

Определение финансов

Финансы
(дословно, в переводе с французского «денежные средства») – это совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования, распределения, а также использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Говоря о финансах, чаще всего подразумевают целевые фонды государства, а также фирм (хозяйствующих субъектов)

«Финансы»
– это также отрасль знаний (и в частности обязательная дисциплина в экономических ВУЗах), которая изучает соответствующую сферу экономических отношений.

Финансы подразумевают сугубо денежные отношения, а потому данное понятие гораздо уже, чем «экономика». Само слово «финансы» очень часто используется в быту, когда речь
идет о деньгах.

Финансы в целом отражают уровень развития производительных сил в экономике, а также возможности их воздействия на макроэкономические процессы.

Регулирующая и стимулирующая функции бюджетов

Регулирующая и стимулирующая функции
проявляют себя непосредственно через налоговые доходы и расходы как инструмент регулирования и стимулирования экономики и инвестиций. В результате повышается эффективность производства.

Наиболее важными отраслями народного хозяйства, которые нуждаются в дополнительном стимулировании, считаются:

  • агропромышленный комплекс и его предприятия;
  • атомная энергетика;
  • жилищное строительство;
  • машиностроение.

Особенности финансовых отношений

Финансовым отношениям присущ целый ряд характерных особенностей, которые выделяют их среди других видов экономических отношений. Это в частности:

  • распределительные отношения
  • денежные отношения
  • финансовые отношение в основном связаны с формированием и использованием фондом денежных средств фирм и государства

«Финансы: определение, функции, место и роль в современной рыночной экономике» 👇

Источники денежных фондов

Источники денежных фондов:

  • ВВП (валовой внутренний продукт – показатель макроэкономики, который отражает рыночную стоимость всех произведенных товаров и услуг на территории государства во всех отраслях экономики, которые предназначены для конечного употребление (потребление, экспорт, накопление));
  • Доходы организаций государственного и муниципального характера, от приватизации имущества, внешнеэкономической деятельности, государственный/муниципальный кредит, эмиссия денег/ценных бумаг (уровень органов местного самоуправления и государства);
  • Прибыль, дивиденды от участия в других организациях, банковский кредит, амортизация, продажа акций (уровень хозяйствующих субъектов);
  • Заработная плата, социальные выплаты, доходы от предпринимательской деятельности, доходы от операций с личным имуществом, потребительский кредит (уровень населения).

Распределительная функция бюджета

Распределительная функция
заключается в формировании и использовании централизованных фондов денежных средств в соответствии с уровнем власти соответствующего органа государственного или местного управления.

При помощи бюджетирования и фондов правительство властные органы могут регулировать хозяйственную и экономическую деятельность граждан и организаций, развитие различных отраслей промышленности и социальную сферу.

Иными словами, государство проводит накопительную политику в отношении денежных средств, чтобы впоследствии с их помощью удовлетворить общегосударственные нужды.

Эта функция основная
.

Функции финансов

Сущность финансов находит свое проявление в функциях. Так, финансы выполняют две основные функции: распределительную и контрольную.

Распределительная функция
означает, что финансы участвуют в распределении и перераспределении валового внутреннего продукта.

Контрольная функция
подразумевает участие финансов в контроле за наиболее эффективным использованием экономических ресурсов
.

Многие исследователи часто выделяют также стимулирующую функцию
, финансов, которая связана с воздействием финансовой системы на процессы, протекающие в экономике. Так, например, в процессе формирования доходов бюджетов
могут предусматриваться различные налоговые льготы или субсидии для перспективных отраслей промышленности. Основная цель подобного рода мероприятий заключается в стимулировании темпов роста инвестиций в инновации. Помимо этого, в бюджетах различных уровней могут быть предусмотрены расходы, направленные на стимулирование структурной перестройки экономики (например, через финансовую поддержку инновационных и наукоемких технологии, а также наиболее конкурентоспособных производств
).

К ФУНКЦИЯМ ФИНАНСОВ ОТНОСИТСЯ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ И КОНТРОЛЬНАЯ ФУНКЦИИ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *