К КОСВЕННЫМ МЕТОДАМ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ФИНАНСОВ ОТНОСЯТСЯ

Юлия Валерьевна Шульгина

Эксперт по предмету «Экономика»

преподавательский стаж — 10 лет

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 18 ноября 2021 года; проверки требуют 13 правок.

Инна Смирнова

преподавательский стаж — 15 лет

Финансовые инструменты регулирования экономики – это совокупность приемов и методов, обеспечивающих возможность финансового регулирования экономических отношений и достижения различных социально-экономических эффектов.

Методы государственного регулирования экономики

Цель государственного регулирования экономики — сформировать
наиболее благоприятные условия для поддержания экономического развития и сохранения стабильности общества. Некоторые ученые дополняют эту цель такими задачами, как необходимое обеспечение темпов роста валового национального продукта, сокращение безработицы, стабилизация цен и поддержание выгодной внешнеэкономической политики.

Государство отвечает за:

Эксперт по предмету «Государственное и муниципальное управление»

Прямое и косвенное финансовое регулирование – это целенаправленная деятельность должностных лиц и органов публичного управления, опосредующая воздействие на экономические и социальные отношения для предотвращения или ликвидации дисбалансов в экономической и социальной системах, обеспечения развития экономики путем внедрения инновационных технологий, развития малого и среднего предпринимательства и обеспечения социальной стабильности в обществе за счет аккумулирования финансовых ресурсов для реализации социальных обязательств государства.

Методы прямого и косвенного финансового регулирования

К числу методов прямого и косвенного финансового регулирования относятся следующие:

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Методы государственного регулирования финансов

Взаимоотношения
государства в области финансовых
отношений с хозяйствующими субъектами
и домохозяйствами определяется, прежде
всего, через налоговую систему,
регламентацию кредитных отношений,
регулирование финансового рынка, систему
государственной поддержки, систему
пенсионного обеспечения, механизм
регулирования доходов рабочего населения
т.д. Другими словами, эти взаимоотношения
перераспределения национального дохода
носят опосредованный (косвенный)
характер.

К косвенным методам
регулирования финансов также относятся:


формирование и поддержка конкурентной
среды в экономике и ограничении
монополизации рынка;


государственное регулирование цен
естественных монополистов;


защита контактных отношений между
субъектами рынка, обеспечивающая
стабильное функционирование
расчетно-платежных отношений в финансовой
сфере;


проведение эффективной таможенной
политики;


содействие развитию страхового дела и
страхования предпринимательских рисков;


содействие развитию рынка капитала.

Наряду с косвенными
методами регулирования финансов
государство использует и методы прямого
административного воздействия на
финансовую деятельность хозяйствующих
субъектов посредством:


лицензирования предпринимательской
деятельности, установление квот на
производство некоторых товаров,
установление предельных цен по
ограниченной номенклатуре товаров и
услуг;


применение государственной монополии
и акцизного налогообложения на отдельные
виды товаров;


проведение системы мер социальных
гарантий и финансовой защиты, прежде
всего в отношении малообеспеченных
слоев населения;


установление льгот по налогам и различным
платежам в бюджет и внебюджетные фонды
для конкретных налогоплательщиков;


применение финансовых санкций в отношении
нарушителей финансовой дисциплины.

Непосредственное
государственное управление финансами
осуществляется лишь в отношении
государственных финансов. В России, как
и во всех экономически развитых странах,
управление государственными финансами
регулируется финансовым законодательством
через высшие законодательные органы.
Это относится к утверждению государственного
бюджета и отчету о его исполнении,
введению или отмене отдельных видов
налогов, утверждению предельного размера
государственного долга.

Управление
государственными финансами имеет целью
обеспечение:


относительного баланса экономических
интересов государства, юридических и
физических лиц;


устойчивости национальной валюты как
основополагающего элемента в финансовых
отношениях.

Основные направления прямого и косвенного финансового регулирования

Прежде всего, необходимо отметить, что Россия относится к числу социальных государств, то есть берет на себя обязательства по обеспечению благосостояния населения, обеспечению прав личности, реализации ее потенциала. Это обуславливает необходимость внедрения в систему публичного управления методов финансового регулирования, которые бы обеспечили принятые на себя государством обязательства.

При этом необходимо отметить, что обязательства социального государства выполняются государством за счет:

Кроме того, финансовое регулирование предполагает и обеспечение нормального функционирования финансовой системы, то есть надлежащего состояния финансовых рынков, их институтов и возможности заключения эффективных финансовых сделок.

К числу основных направлений финансового регулирования в стране можно отнести следующие:

Характеристика основных финансовых инструментов регулирования экономики

Финансовые инструменты представляет собой совокупность приемов, позволяющих осуществлять финансовое регулирование экономики, вмешательство в социально-экономические процессы с целью устранения возможных диспропорций, предотвращения их возникновения, формирование условий, обеспечивающих развитие современных технологий социально-экономического регулирования.

Финансовое государственное регулирование экономики подразумевает целенаправленное и последовательное применение методов и форм финансового воздействия на хозяйствующих субъектов, экономические отношения, призванных обеспечить достижение равновесия в макроэкономическом смысле и развитие экономики.

Финансовое регулирование экономики обеспечивает установление пропорций развития экономики, способных обеспечить удовлетворение потребностей на микроэкономическом и макроэкономическом уровне.

К числу основных финансовых инструментов относятся:

Специфика рыночного подхода к применению финансовых инструментов регулирования экономики состоит в установлении одинаковых правил и условий деятельности для всех участников экономических отношений. При этом государство может предоставлять приоритетным отраслям и сферам деятельности определенные преференции, состоящие в формировании льготных условий и получении помощи. К числу инструментов финансового регулирования экономики можно отнести налоговые ставки, величину страховых взносов, дотации и субвенции, применение льготных тарифов, фиксирование цен, таможенное, валютное, денежно-кредитное регулирование экономики.

«Финансовые инструменты регулирования экономики» 👇

Органы государственной власти должны выработать четкий подход к применению тех или иных инструментов финансового регулирования экономики, поскольку решение каждой социально-экономической проблемы требует учета ее специфики. Использование тех или иных инструментов финансового регулирования экономики не всегда способно обеспечить получение положительного эффекта, что требует применения методов планирования и прогнозирования, оценки возможных к достижению результатов.

Из всех инструментов финансового регулирования экономики наибольшее распространение имеют налоговые методы, воздействующие на экономику через систему декларирования доходов, активов, имущества, уплату авансовых платежей и налогов, применение налоговых санкций.

Популярным инструментом финансового регулирования экономики является бюджетные методы, включающие в себя различные бюджетные расходы, муниципальные государственные гарантии, источники и методы финансирования бюджетного дефицита, нормирование расходов и так далее.

При осуществлении финансового регулирования экономики необходимо разумное сочетание разнообразных инструментов, обеспечивающих получение максимального эффекта в социальном и экономическом плане.

Рыночная экономика Российской Федерации является достаточно молодой, что ставит ее перед необходимостью заимствования опыта экономически развитых стран при осуществлении финансового регулирования. Основным требованием в этом случае является понимание специфики российской рыночной экономики, необходимости адаптации западных методов регулирования под эту специфику, выработки самостоятельного пути развития экономики.

Можно выделить две группы методов государственного регулирования: прямые и косвенные. Границы между ними часто носят условный характер и поэтому некоторые методы являются методами смешанного типа. Структура используемых методов зависит от форм собственности объектов регулирования. Прямые методы шире используются в управлении государственной и муниципальной собственностью. Косвенные методы применяются в основном к объектам негосударственных форм собственности. Методы прямого государственного регулирования. К прямым методам относятся административные методы воздействия государственных органов на деятельность субъектов рыночных отношений. Примером административных прямых методов регулирования была социалистическая система хозяйствования. В условиях рыночной экономики возможности применения прямых методов регулирования резко сокращается.

Методы прямого государственного регулирования включают в себя:

Ø финансовую поддержку (субсидии) государства отдельным фирмам, убыточность и банкротство которых могут иметь серьезные экономические и финансовые последствия для экономики страны;

Ø проведение макроструктурных сдвигов с целью предупреждения структурных кризисов через разработку и финансирование научно- технических, экономических и других государственных программ;

Ø финансирование социальной сферы: образования, здравоохранения, бирж труда,

Ø введение обязательных стандартов, за невыполнение которых государство применяет соответствующие санкции. Это, в основном, стандарты социального характера: экономические, санитарные и др.;

Ø антимонопольные меры, направленные на предупреждение образования новых и контроль за деятельностью и ликвидация уже существующих монополий; государственные закупки и заказы, которые влияют на распределение дохода и ресурсов; государственное предпринимательство в областях, в которых требуются огромные инвестиции и риск, а будущая норма прибыли носит неопределенный характер.

К косвенным методам относятся налогово-бюджетное и кредитно- денежное регулирование.

1.    Направления финансового регулирования экономики.

Современная рыночная экономика регулируется с помощью экономических (косвенных) и административных направлений. При постоянно меняющемся их конкретном соотношении всегда преобладают экономические направления, так как они не сковывают свободу предпринимательства, не носят разрушительного характера и оказывают регулирующее воздействие на экономику через стимулирование или торможение деятельности субъектов рынка. Изменяя ставку кредита, процент по вкладам, норму обязательных резервов банков, проводя операции на открытом рынке, государство оказывает влияние на величину инвестиций, производство и занятость населения, динамику цен. В условиях спада производства государство применяет методы, стимулирующие экономическую активность. И, наоборот, при «перегреве» экономики вводит экономические меры, снижающие эту активность.

Читать также:  ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВ ПРЕДПРИЯТИЙ ФУНКЦИОНИРУЮЩИХ НА КОММЕРЧЕСКОЙ ОСНОВЕ

К экономическим направлениям, прежде всего, относятся: денежно-кредитная и финансовая политика.

К основным направлениям денежно-кредитной политики относятся:

Ø операции на открытом рынке, т. е. на рынке правительственных ценных бумаг;

Ø политика учетной ставки (дисконтная политика) или ставки рефинансирования, т. е. регулирование процента по займам коммерческих банков у Центрального банка;

Ø изменение нормы обязательных резервов банков, т. е. той суммы, которую коммерческие банки обязаны хранить в Центральном банке (без процентов).

Финансовой политикой называются мероприятия государства по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе финансового законодательства страны. Финансовая политика складывается из двух взаимосвязанных направлений деятельности государства: бюджетной политики (бюджетное регулирование) и фискальной политики (в области налогов и государственных расходов).

Некоторые экономисты к экономическим направлениям государственного регулирования относят также систему государственного программирования, которое рассчитано на решение крупномасштабных, стратегических задач. В зависимости от использования различных критериев государственные программы можно подразделить на несколько видов. По срокам государственного программирования различают:

Ø краткосрочные программы, разрабатываемые на срок от 1 года до 3 лет.

Ø среднесрочные программы, рассчитанные на 3—5 лет.

Ø долгосрочные программы, которые составляются на срок от 5 лет и более.

Ø отраслевые программы, направленные на развитие отдельных отраслей;

Ø чрезвычайные программы, которые разрабатываются в тех случаях, когда экономика находится в кризисном состоянии вследствие экономических кризисов, экологических катастроф, ведения военных действий.

В современных условиях от государства в значительной мере зависит функционирование экономики на макро- и на микро-уровнях. Государство оказывает влияние на все сферы экономической деятельности общества путем выполнения правовой, экономической, социальной, оборонной, управленческой и др. функций, т.к. рынок не может регулировать экономические и социальные процессы в интересах всего общества. Прерогативой государства является обеспечение надлежащего правопорядка в стране и ее национальная безопасность, что является основой для развития предпринимательства и экономики.

Государственное регулирование финансов представляет собой законодательно оформленную систему воздействия на финансовые процессы в социально-экономической жизни общества.

Основными направлениями государственного регулирования финансовой деятельности предприятий являются: налоговая система, ценообразование, внешнеэкономическая деятельность, денежное обращение, кредитование, формы платежей и расчетов, организация обращения ценных бумаг, бюджетное финансирование, состав и компетенция органов государственного управления в решении финансовых вопросов, государственные гарантии, лицензирование отдельных видов деятельности.

Государственное управление финансами осуществляется практически всеми органами власти и их структурными и региональными подразделениями, однако ряд органов власти занимается этим исключительно на профессиональной основе. К их числу относятся:

·  Министерство финансов – составление проекта бюджета, методическое руководство бюджетным процессом в целом по стране, регистрация проспектов эмиссии ценных бумаг региональных и муниципальных органов власти, регулирование страховой, пенсионной и аудиторской деятельности.

·  Центральный Банк – проведение денежной политики, в том числе эмиссия денежных знаков, регулирование банковской сферы.

·  Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг – регулирование фондового рынка, в том числе регистрация проспектов эмиссий корпоративных ценных бумаг.

·  Министерство по налогам и сборам – взимание налоговых и, частично, неналоговых доходов.

·  Федеральное казначейство – исполнение бюджета по расходам. Часть полномочий по государственному регулированию финансов может быть делегировано или бесплатно вменено в обязанность хозяйствующим субъектам, например, удержание подоходного налога «у источника», или осуществление банками валютного контроля.

Механизмом государственного воздействия на финансовую деятельность являются экономические (косвенные) и административные (прямые) методы. Они должны использоваться в комплексе при проведении фискальной, инвестиционной, ценовой, амортизационной, денежно-кредитной и др. политики таким образом, чтобы не разрушить рыночные основы, не допустить кризисных явлений.

Экономические методы (косвенные) воздействия государства на предпринимательскую деятельность довольно разнообразны. Основными из них являются:

— налоговая политика;

— способы перераспределение доходов и ресурсов;

— государственная собственность;

— инструменты ДКП и др.

Административные методы (прямые) должны использоваться, если экономические методы неприемлемы или недостаточно эффективны. К ним относятся:

— и др.

Налоги олицетворяют собой ту часть совокупности финансовых отношений, которая связана с формированием денежных доходов государства (бюджета и внебюджетных фондов), необходимых ему для выполнения соответствующих функций — социальной, экономической, военно-оборонительной, правоохранительной, по развитию фундаментальной науки и др. Как составная часть производственных отношений налоги (через финансовые отношения) относятся к экономическому базису. Налоги являются объективной необходимостью, ибо обусловлены потребностями поступательного развития общества. Государство, исходя из объективной необходимости, формирует соответствующую налоговую систему, совершенствует ее структуру и механизм функционирования в финансовой системе страны.

Факторы социального и экономического порядка стимулируют обновление производственных отношений в части налогов: так, переход к рыночной системе хозяйствования объективно потребовал от государства проведения коренной перестройки налоговой системы и бюджетной политики. Формирование рынка труда, его функционирование не могут быть эффективными без создания государственного фонда содействия занятости. Такой фонд образуется за счет обязательных отчислений хозяйствующих субъектов (работодателей) на стадии распределения первичных доходов. Так же создается фонд обязательного медицинского страхования. В этом проявляется диалектика взаимосвязей между экономическим базисом и политической надстройкой. В переходный период взаимовлияние экономики и бюджета выражается в усилении инфляции при спаде производства либо в развитии экономики на дефляционной основе ‘и зависит от того, как организовано формирование доходной и расходной частей.

Опыт европейских бывших социалистических стран, где реформирование экономики было начато раньше, показал, что дефляционные меры в основном сводятся к следующему.

Вводится жесткое законодательное ограничение объема бюджетного дефицита и способов его погашения. Дефицит погашается выпуском государственных привлекательных (с индексацией доходов на темпы инфляции) ценных бумаг, продажей государственных прав на участие в капитале акционерных обществ, доходами от приватизации и т. д. Использование кредитов Центрального банка резко ограничивается и переводится на коммерческую основу.

Перестраивается и.структура доходной части бюджета. Бремя налогов в значительной мере переносится (например, в Венгрии реформой 1988-1990 гг.) со сферы производства на сферу обращения и потребления. Этим стимулируется расширение производства как исходной базы роста имущества и доходов, а следовательно, и базы налогообложения. Возрастают неналоговые поступления бюджета (от приватизации и сдачи в аренду госимущества, от операций на рынке ценных бумаг и др.). Частично используются налоги прямой антиинфляционной направленности (превышение определенного размера оплаты труда облагается налогом, вводятся дополнительные платежи от доходов предприятий-монополистов, устанавливается прогрессивное налогообложение личных доходов).

Таким образом, жесткая рестриктивная бюджетная политика в условиях переходного периода становится объективной необходимостью. Без нее стабилизации в экономике и финансах не добиться.

Косвенное экономическое регулирование

Косвенное регулирование отличается тем, что государство не вмешивается напрямую в принятие решения хозяйствующим субъектом, а лишь создает предпосылки для принятия им желаемого (соответствующего направлениям экономической политики) решения.

Достоинством косвенного регулирования является более мягкое воздействие, позволяющее не нарушать баланса рыночных отношений. Недостаток косвенного регулирования – значительный временной лаг (время, проходящее от принятия мер до возникновения желаемого эффекта).

Целями косвенного регулирования может быть перераспределение доходов, стимулирование инвестиционной активности, стимулирование экспорта, влияние на уровень цен.

Важным отличием косвенного воздействия является тот факт, что оно не является столь «адресным», как прямое.

К методам косвенного регулирования относится применение таких инструментов денежно-кредитной политики, как осуществляемое Центральным банком манипулирование ключевой ставкой, нормативами резервов, а также эмиссия и погашение государственных ценных бумаг. Косвенное регулирование может проявляться и через инструменты фискальной политики, в частности, в виде систем налогообложения и налоговых льгот.

Было бы некорректно утверждать, что косвенные методы лучше прямых (или наоборот) – в разных ситуациях для достижения разных целей государство должно применять как одни, так и другие инструменты. Следует отметить, что для повышения эффективности косвенных методов требуется прозрачность экономической системы, доступность информации о принимаемых решениях для экономических субъектов.

Органы управления финансами

В России главными
властными структурами по управлению
финансами являются Федеральное Собрание,
Президент и Правительство. Именно эти
органы принимают окончательное решение
при утверждении федерального бюджета
и отчета о его исполнении.

Читать также:  Наука финансов — задание. ЯКлассная Олимпиада, 8 класс

На
общегосударственном уровне аппарат
управления финансовой системы включает
следующие органы: профильные комитеты
по бюджету, налогам, банкам и финансам
Государственной Думы и Совета Федерации;
Счетная Палата РФ; Министерство Финансов
РФ и его органы на местах; Центральный
банк РФ; Федеральная служба налоговой
полиции РФ; Государственный Таможенный
Комитет РФ; Федеральная Комиссия по
рынку ценных бумаг; Министерство
государственного имущества; исполнительные
дирекции внебюджетных фондов социального
назначения.

Президент РФ в
своем ежегодном послании Федеральному
собранию о положении в стране и о
направлении внутренней и внешней
политики государства формулирует, в
том числе основные принципы финансовой
политики государства на данный период.
Это во многом определяет финансовую
деятельность Правительства РФ на
соответствующий период.

Кроме того, Президент
осуществляет некоторые кадровые
назначения. Так с согласия Госдумы он
назначает Председателя Правительства
РФ, а по его предложению заместителей
Премьер-министра, федеральных министров,
в том числе министра финансов и министра
по налогам и сборам. Президент представляет
Госдуме кандидатуру председателя ЦБ
РФ.

Президент РФ
подписывает и обнародует федеральные
законы, вносит в Госдуму законопроекты.
Он издает указы и распоряжения,
обязательные для исполнения на всей
территории РФ, являющиеся важным
элементом государственного управления
финансами.

Государственная
дума РФ, согласно Конституции РФ,
принимает федеральные законы, в том
числе федеральные законы по вопросам
Федерального бюджета, федеральных
налогов и сборов, финансового, валютного,
кредитного, таможенного регулирования,
которые подлежат обязательному
рассмотрению Советом федерации. Однако
законопроекты о введении или отмене
налогов, о выпуске госзаймов, об изменении
финансовых обязательств государства
и другие законопроекты, предусматривающие
расходы, покрываемые за счет федерального
бюджета, могут быть внесены только при
наличии заключения Правительства РФ.

Совет федерации
и Госдума контролируют осуществление
федерального бюджета. С этой целью ими
образуется Счетная палата. При этом
председателя Счетной палаты и половину
состава его аудиторов назначает и
освобождает от должности Госдума, а
заместителя председателя и другую
половину состава ее аудиторов назначает
Совет федерации.

Правительство РФ
разрабатывает и представляет
Государственной думе федеральный бюджет
и обеспечивает его исполнение, а также
представляет Госдуме отчет об исполнении
бюджета.

Правительство РФ
обеспечивает проведение в РФ единой
финансовой и денежно-кредитной политики.

Правительство РФ
является важнейшим звеном стратегического
управления финансами государства. И
одновременно посредством Минфина и
других соответствующих федеральных
ведомств осуществляет функцию главного
организатора, регулятора и координатора
деятельности по оперативному
государственному управлению финансами
и кредитом.

Операции с
государственным внешним долгом
регламентируются федеральным законом
и другими нормативно-правовыми актами.

Право на осуществление
государственных внешних заимствований
находится в компетенции Правительства
РФ. К примеру, Минфин разрабатывает
проекты программ внешних заимствований
и с участием заинтересованных федеральных
органов исполнительной власти организует
работу по привлечению в экономику
иностранных кредитных ресурсов.

Предельный размер
государственных внешних заимствований
ежегодно устанавливается в законе о
федеральном бюджете.

Основные
положения и сущность функций и задач
МФ РФ, а также МНС РФ и ФСНП были изложены
выше. А теперь попытаемся раскрыть
механизм реализации этих функций и
задач. На него возложены следующие
задачи:

— разработка и
реализация единой государственной
финансовой политики;


составление проекта и исполнение
государственного бюджета;


осуществление финансового контроля за
рациональным и целевым расходованием
бюджетных средств и средств федеральных
бюджетных фондов;


обеспечение устойчивости государственных
финансов и осуществление мер по развитию
рынка.

Деятельность
Министерства финансов РФ определяется
и регулируется положением «О
Министерстве финансов» утвержденным
постановление Правительства РФ.

Согласно положению
МФ РФ издает в пределах своей компетенции
на основе законодательства РФ приказы,
инструкции и иные нормативные правовые
акты.

Минфин проводит
в своей компетенции комплексные ревизии
и тематические проверки поступлений и
расходования средств федерального
бюджета; контролирует в установленном
порядке рациональное и целевое
использование средств государственных
внебюджетных фондов и других федеральных
средств. Также органы министерства
проводят документальные проверки
финансово-хозяйственной деятельности
организаций по заданиям правоохранительных
органов, организуют ревизии и финансовые
проверки в организациях по обращениям
органов государственной власти и
органов государственной власти субъектов
РФ и органов местного самоуправления.

Министерство
финансов имеет право:


ограничивать, приостанавливать, а в
необходимых случаях и прекращать в
соответствии с законодательством
финансирование из федерального бюджета
организаций при выявлении фактов
нецелевого использования ими средств
федерального бюджета;


взыскивать в установленном порядке с
организации средства федерального
бюджета, израсходованные ими не по
целевому направлению, с наложением
штрафа;


выдавать ссуды за счет средств федерального
бюджета;


предоставлять отсрочки (рассрочки)
платежей по налогам в федеральный
бюджет;


осуществлять лицензионную деятельность.

В соответствии с
положением Министерство финансов для
осуществления своих полномочий может
создавать в установленном порядке свои
территориальные органы.

В составе Министерства
финансов на основании Указа президента
РФ «О Федеральном казначействе»,
Постановления Правительства РФ «О
Федеральном казначействе Российской
Федерации», утвердившим Положение о
нем действует Федеральное казначейство
РФ, которое представляет собой единую
централизованную систему.

Структура
территориальных органов казначейства
является трехуровневой:

1.
Главное управление федерального
казначейства (ГУФК). Осуществляет сводный
систематический, полный и стандартизированный
учет операций и управление движением
средств на счетах казначейства,
информирует высшие законодательные и
исполнительные органы власти о результатах
исполнения федерального бюджета по
доходам и расходам. Руководит работой
нижестоящих органов казначейства,
получает от них оперативную информацию
и отчетные данные о доходах и средствах
федерального бюджета и обеспечивает
исполнение ими бюджета в соответствии
с действующим законодательством.

2.
Управления федерального казначейства
(УФК) по республикам в составе РФ, краям,
областям, автономным образованиям,
городам Москве и С.-Петербургу. Обеспечивают
через нижестоящие органы казначейства
исполнение всех решений о формировании
доходной части и расходованию средств
федерального бюджета.

3.
Отделения федерального казначейства
(ОФК) по городам, районам и районам в
городах, кроме городов районного
подчинения. Осуществляют формирование
доходной части федерального бюджета
на территории и обеспечивают целевое
финансирование расходов по
бюджетополучателям. Выполняют учет
операций по движению средств на счетах
в банках и лицевых счетах бюджетополучателей,
открытых в органах казначейства, и
представляют вышестоящим органам
казначейства информацию об исполнении
доходов и расходов федерального бюджета
на территории. О ФК осуществляют текущий
контроль за целевым расходованием
средств федерального бюджета
бюджетополучателями.

Исполнение бюджетов
органами федерального казначейства
происходит на основании закона о
федеральном (или иного уровня) бюджете
на соответствующий год и представляет
собой два параллельно осуществляемых
процесса: исполнение бюджета по доходам
и исполнение бюджета по расходам.

Основными задачами
органов Федерального Казначейства
являются:


организация, осуществление и контроль
исполнение бюджета РФ;


управление доходами и расходами бюджета
на счетах Федерального казначейства в
банках, исходя из принципа единства
кассы;


финансовое исполнение государственных
внебюджетных фондов;


краткосрочное прогнозирование объемов
государственных финансовых ресурсов
и оперативное управление ими;


управление совместно с Банком России
государственным внутренним и внешним
долгом и его обслуживание;


предоставление законодательным и
исполнительным органам отчетности ол
финансовых операциях правительства РФ
по бюджету, а также о состоянии бюджетной
системы Российской Федерации в целом.

Счетная
палата является органом государственного
финансового контроля, образуемым
Федеральным Собранием Российской
Федерации и ему подотчетным. Основными
задачами счетной палаты являются:


организация и осуществление контроля
за своевременным использованием доходных
и расходных статей государственного
бюджета, бюджетов федеральных внебюджетных
фондов по объему и целевому назначению;


определение эффективности и целесообразности
расходов государственных средств и
использования средств федеральной
собственности;


финансовая экспертиза проектов
федеральных законов, нормативных
правовых актов федеральных органов
государственной власти, предусматривающих
расходы, покрываемые за счет средств
федерального бюджета, или влияющих на
формирование и исполнение федерального
бюджета, или влияющих на формирование
и исполнение федерального бюджета и
бюджетов федеральных внебюджетных
фондов;


регулярное предоставление Совету
Федерации и Государственной думе
информации о ходе исполнения федерального
бюджета и результатов проводимых
контрольных мероприятий.

Налоговые
органы РФ – единая система контроля за
соблюдением налогового законодательства
РФ, правильностью исчисления, полнотой
и своевременности внесения в соответствующий
бюджет налогов и других обязательных
платежей, а также за соблюдением валютного
законодательства9.

Деятельность
налоговых органов регламентируется и
определяется на основании закона «О
налоговых органах РФ» и Налогового
кодекса.

Читать также:  УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ АДМИНИСТРАЦИИ БЕРДСК

Задачи контроля
со стороны налоговых органов:


выявление суммы сокрытого от налогообложения
дохода, сокрытой (заниженной) прибыли.


изыскание дополнительных платежей в
доходы бюджета.

Налоговые
органы обязаны вести в установленном
порядке учет налогоплательщиков,
проводить разъяснительную работу по
применению налогового законодательства,
информировать налогоплательщиков о
действующих налогах и сборах; обязаны
осуществлять возврат или зачет излишне
уплаченных и взысканных сумм налогов
пеней.


производить в органах государственной
власти и органах местного самоуправления,
организациях, у граждан РФ, иностранных
граждан и лиц без гражданства проверки
денежных документов, бухгалтерских
книг, отчетов, деклараций и других
документов, связанных с исчислением и
уплатой налогов и других обязательных
платежей в бюджет; получать необходимые
сведения по вопросам возникающим при
проверках.


обследовать любые используемые для
извлечения доходов либо связанные с
содержанием объектов налогообложения
производственные, складские, торговые
и иные помещения предприятий, организаций
и граждан.


требовать от руководителей и других
должностных лиц, а также граждан
устранения выявленных нарушений.


приостанавливать операции по расчетным
и другим счетам в банках и иных
финансово-кредитных учреждениях в
случаях непредставления налоговым
органам документов связанных с исчислением
и уплатой налогов и платежей.


выносить решения о привлечении органов,
организаций и граждан к ответственности
за совершение налоговых правонарушений.


взыскивать недоимки и пени по налогам.


предъявлять в суде и арбитражном суде
иски о ликвидации предприятий любой
организационно-правовой формы, о
признании сделок недействительными и
взыскании в доход государства всего
полученного по таким сделкам.


налагать административные штрафы.

МНС РФ является
органом валютного контроля и выполняет
функции, связанные с осуществлением им
валютного контроля.

Налоговые органы
несут ответственность за полный и
своевременный учет всех налогоплательщиков.

Единая централизованная
система налоговых органов состоит из
Министерства Российской Федерации по
налогам и сборам и его территориальных
органов.

МНС РФ подчиняется
Президенту РФ и Правительству РФ.

Управления МНС РФ
(УМНС) по субъектам РФ осуществляют
руководство территориальными
государственными налоговыми инспекциями.
И обеспечивают через них решение задач
налоговых органов. Также УМНС занимается
контролем крупных налогоплательщиков
имеющих межрегиональную структуру.

Территориальные
государственные налоговые инспекции
(ТГНИ) осуществляют непосредственную
работу с налогоплательщиками. Проводят
камеральные проверки (на основании
отчетных данных предприятий и поступивших
отчетов по налогам по налогам),
документальные (с выходом на предприятие,
не реже одного раза в год), комплексные
– проверяются все стороны деятельности
предприятия), тематические.

Федеральные органы
налоговой полиции выполняют свои функции
по предупреждению, выявлению, пресечению
и расследованию нарушений законодательства
о налогах и сборах, являющихся
преступлениями или административными
правонарушениями, а также иные функции
возложенные на них законом РФ «О
федеральных органах налоговой полиции».

Органы налоговой
полиции полномочны:


производить в соответствии с
уголовно-процессуальным законодательством
РФ дознание по делам о преступлениях,
производство дознания по которым
отнесено к компетенции указанных
органов;


по запросам налоговых органов участвовать
в налоговых проверках;


осуществлять иные полномочия,
предусмотренные законом «О федеральных
органах налоговой полиции».

Государственный
таможенный комитет РФ несет ответственность
за поступление таможенных пошлин. К
основным задачам Таможенного комитета
относятся:


проведение налоговых проверок по
налогам, взимаемым таможенными органами;


проверка документов, связанных с
исчислением и уплатой налогов , взимаемых
налоговыми органами;


приостановление операций налогоплательщиков
по счетам в банках при неисполнении или
ненадлежащем исполнении ими таможенного
законодательства;


взимание недоимок по налогам, а также
сумм штрафов, предусмотренным налоговым
законодательством.

На
уровне хозяйствующего субъекта
организационная структура управления
финансами определяется его высшим
руководством и зависит, прежде всего,
от размеров предприятия и видов его
деятельности. Крупные компании
соответственно имеют хорошо
структурированный многочисленный штат
финансового управления. Как правило,
главный менеджер по финансам в этих
компаниях является и вице-президентом.
Главный финансовый менеджер определяет
важнейшие вопросы развития компании,
ценообразованием, в связанные с
капитальными вложениями, политикой
выплаты заработной платы, дивидендной
политикой, обоснованием и реализацией
политики финансирования и др. В небольших
предприятиях функции финансового
менеджера выполняет главный бухгалтер,
которого иногда называют финансовым
директором. Функции и задачи финансового
менеджера многообразны. Главной его
задачей является поиск и нахождение
путей эффективного решения финансовых
проблем, связанных как с обеспечением
платежеспособности мероприятия, в
краткосрочном периоде, так и с наиболее
выгодным вложением временно свободных
денежных средств.

Понятие и значение прямого и косвенного финансового регулирования

Практика современных развитых государств продемонстрировала, что полный отказ от вмешательства в экономику может привести кризису, экономической и социальной нестабильности. Указанное актуализирует разработку и применение эффективных инструментов государственного финансового регулирования социальной, экономической и финансовой сфер, позволяющего сохранить конкуренцию на рынке, обеспечив при этом интересы общества, инновационное развитие экономики и пр.

Таким образом, необходимость прямого и косвенного воздействия на экономические отношения определяются необходимостью преодоления проблемы удовлетворения потребностей общества за счет поддержки приоритетных для развития государства и отдельных его территорий отраслей и субъектов предпринимательства, в том числе за счет поддержки инновационного развития, развития малого и среднего бизнеса и пр.

Финансовое воздействие на экономические социальные отношения можно разделить на:

Нередко финансовым регулированием используются смешанные формы, которые предполагают сочетание инструментов прямого и косвенного финансового регулирования. Так, например, в государстве реализуются целевые программы федерального, регионального и муниципального уровней, которые предполагают осуществление системы мероприятий для формирования благоприятной среды развития территорий, отдельных отраслей экономики и пр. Реализация таких программ осуществляется за счет инвестиций, субсидий, бюджетных кредитов.

«Прямое и косвенное финансовое регулирование: основные направления и методы» 👇

Классификация и характеристика методов финансового регулирования экономики

Инструменты финансового регулирования экономики реализуются через систему методов финансового регулирования экономики. Методы финансового регулирования экономики представляют собой самостоятельные способы, действия и приемы, направленные на осуществление финансового регулирования экономических процессов под влиянием разнообразных факторов.

Совокупность методов финансового регулирования экономики можно разделить на следующие группы:

Применение первой группы методов финансового регулирования экономики характерно для административно-командной экономики, в то время как рыночная экономика применяет преимущественно косвенные методы регулирования. Примером методов прямого финансового регулирования экономики можно считать финансовую поддержку государства в отношении отдельных хозяйствующих субъектов, утрата которых способна оказать негативное влияние на экономику государства, финансирование разработки государственных программ научно-технического, экономического и иного целевого характера, призванных осуществить реструктуризацию экономики, финансирование социальной сферы, принятие социальных стандартов, имеющих обязательный характер.

Применение косвенных методов характерно для объектов негосударственных форм собственности. Рыночная экономика преимущественно использует именно косвенные методы воздействия, что обусловлено их гибкостью и демократичностью. К числу важнейших методов косвенного финансового регулирования экономики относят налогово-бюджетную политику, денежно-кредитную политику, социальную политику, политику регулирования доходов.

Формы государственного регулирования

Регулирование государства распространяется и на технические аспекты деятельности. Это так называемое «техническое регулирование». Это регулирование имеет общие «централизованные механизмы», которые характерны и для экономического регулирования.

Прямое экономическое регулирование

Любое государство осуществляет регулирование экономики – различается лишь степень и методы вмешательства. Методы делятся на:

Сущность прямого регулирования заключается в воздействии на происходящие в экономике процессы непосредственно, путем использования административных рычагов, в частности, установления запретов и ограничений, бюджетного инвестирования.

Основу прямого регулирования составляет сила государственной власти, санкции за неподчинение, а не мотивация и стимулирование.

Методы прямого воздействия заставляют хозяйствующих субъектов ориентироваться на государственные указания, а не на самостоятельный выбор. Наиболее ярко прямые методы воздействия проявляются в административно-командной экономике, когда государство четко определяет планы для каждого региона, отрасли, предприятия. Но и в рыночной экономике прямые методы находят применение. Так, государство может устанавливать:

Помио того государство может:

К мерам прямого регулирования относится и контроль над монополиями (антимонопольная, антитрастовая политика).

Прямые методы позволяют государству быстро получить результат. Основным недостатком прямых методов является то, что они могут нарушать рыночное равновесие, складывающееся между взаимосвязанными субъектами рынка.

Прямое вмешательство оказывает влияние не только непосредственно на предприятия, на которые оно нацелено, но и на его контрагентов, сотрудников и т.д. Оценить такое вторичное воздействие до введения мер достаточно сложно, и его негативный эффект может быть более значителен, чем положительный результат самого регулирования.

«Прямое и косвенное экономическое регулирование» 👇

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *