К ОРГАНАМ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ СПЕЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОТНОСИТСЯ ТЕСТ С ОТВЕТАМИ

1.
Особенностью финансовой деятельности
государства является то, что ее
осуществляют практически все органы
го­сударственной власти в соответствии
со своей компетенцией.

Высшие
представительные и исполнительные
органы государственной власти руководят
финансами, бюджетом, на­логами,
денежно-кредитной системой, организуют
и осу­ществляют страхование, валют-
но-денежное обращение, тамо­женное
регулирование и эмиссию (ст. 71, 75
Конституции РФ).

Президент
Российской Федерации подписывает и
обнаро­дует федеральные законы (ст.
84 Конституции РФ).

Правительство
Российской Федерации разрабатывает и
представляет Государственной Думе
федеральный бюджет и обеспечивает его
исполнение. Правительство РФ обеспечивает
проведение единой финансовой, кредитной
и денежной поли­тики, занимается
другими финансовыми вопросами государ­ства
(ст. 114 Конституции РФ, федеральный
конституционный закон «О Правительстве
Российской Федерации» от 17 декабря
1997г. №2 (в ред. от 22.07.10.).

Государственная
Дума обсуждает и принимает федераль­ные
законы, в том числе по вопросам:
федерального бюджета; федеральных
налогов и сборов; финансового, валютного,
кре­дитного и таможенного регулирования;
денежной эмиссии и др. (ст. 105, 106 Конституции
РФ). Указанные законы подлежат обязательному
рассмотрению в Совете Федерации (ст.
106 Конституции РФ).

Представительные
и исполнительные органы республик в
составе РФ, автономной области, автономных
округов, краев, областей, городов Москвы
и Санкт-Петербурга, органов мест­ного
самоуправления выполняют на соответствующих
адми­нистративно-территориальных
образованиях функции в об­ласти
финансов в пределах своей компетенции
в соответствии с организационной схемой
см. рис.1.

1.
Министерство финансов Российской
Федерации (Минфин РФ).

2.
Федеральное
казначейство Российской Федерации.

3.
Центральный
банк Российской Федерации (Банк России).

1.
Министерство
финансов Российской Федерации ─
феде­ральный
орган исполнительной власти, обеспечивающий
про­ведение единой финансовой,
бюджетной, налоговой и валют­ной
политики в Российской Федерации и
координирующий деятельность в этой
сфере иных федеральных органов
испол­нительной власти.

В
соответствии с Положением о Министерстве
финансов РФ, утвержденным постановлением
Правительства РФ 30 июня 2004 г. № 329 (в ред.
от 13.09.10.), основными задачами Министерства
финансов являются:

Министерство
финансов Российской Федерации
осуществляет свою деятельность во
взаимодействии с другими федеральными
органами исполнительной
власти,
органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, органами местного
самоуправления, общественными
объ­единениями и иными организациями.

2.
Указом Президента РФ от 8 декабря 1992 г.
№ 1556 было образовано Федеральное
казначейство Российской Федерации.

В
соответствии с положениями федерального
закона «О государственной службе
российского казначейст­ва», от 05.12.05
№ 154 (в ред. от 03.06.09), единая централизованная
система органов федерального казначейства
состоит из Главного уп­равления
федерального казначейства Министерства
финансов РФ и подчиненных ему
территориальных органов федераль­ного
казначейства по республикам в составе
Российской Фе­дерации, автономной
области, автономным округам, краям,
областям, городам Москве и Санкт-Петербургу,
городам, районам и районам в городах.

Возглавляет систему
органов Федерального казначейства
руководитель Федерального казначейства
─ начальник Глав­ного управления
Федерального казначейства Министерства
финансов РФ.

Положение
определяет следующие главные задачи
орга­нов казначейства:

Казначейство
информирует высшие законодательные и
исполнительные органы государственной
власти и управления Российской Федерации
о проведении бюджетной политики, о
результатах исполнения федерального
бюджета, о состоянии государственных
внебюджетных фондов и бюджетной систе­мы
Российской Федерации.

Органы
казначейства взаимодействуют с органами
госу­дарственного управления республик
в составе РФ, краев, об­ластей, автономных
образований, городов Москвы и
Санкт-Петербурга, а также с федеральными
органами исполнитель­ной власти РФ:
Банком России, Государственной налоговой
службой Российской Федерации,
Государственным таможен­ным комитетом
Российской Федерации и иными федераль­ными
органами.

3.
Центральный банк РФ (Банк России)
действует в со­ответствии с федеральным
законом от 10 июля 2002 г. №86 «О Центральном
банке Российской Федерации (Банке
России)» (в ред. Ф З от 25. 11. 2009 г.)

Основными
целями деятельности Банка России
являются
следующие:

Получение
прибыли не
является целью
деятельности Цент­рального банка РФ.

Банк
России осуществляет государственное
руководство в области банковской
деятельности. Вместе с Правительством
РФ он разрабатывает и проводит единую
государственную де­нежно-кредитную
политику. Центральный банк РФ осуществ­ляет
надзор за деятельностью кредитных
организаций. На него возложена функция
эмиссии наличных денег.

Банк
России в пределах своей компетенции
имеет право издавать нормативные акты,
обязательные для федеральных органов
государственной власти, органов
государственной власти субъектов
Российской Федерации, органов местного
самоуправления, юридических и физических
лиц.

Центральный банк
РФ подотчетен нижней палате Феде­рального
Собрания Российской Федерации ─
Государствен­ной Думе.

Среди органов государства, осуществляющих финансовую деятельность, можно выделить две основные группы: органы общей и органы специальной компетенции.

К первой группе относятся высшие законодательные и исполнительные органы власти, которые наряду со своими общими функциями руководят всеми финансами, денежно-кредитной системой, осуществляют валютное и таможенное регулирование (ст. 71, 75 Конституции РФ).

Законодательные органы в лице Федерального Собрания РФ, представительные органы субъектов РФ и местного самоуправления рассматривают и утверждают бюджеты и осуществляют контроль за их исполнением (ст. 153 БК РФ).

Читать также:  ЖУРНАЛ ПО ФИНАНСАМ И БАНКАМИ

Исполнительные органы власти в лице Правительства РФ, исполнительных органов субъектов РФ и местного самоуправления осуществляют разработку проектов бюджетов и обеспечивают их исполнение, а также решают другие финансовые вопросы (ст. 114 Конституции РФ).

В финансовой деятельности принимает участие и Президент Российской Федерации. Он издает указы по финансовым вопросам, выступает с бюджетным посланием, распоряжается резервным фондом, подписывает федеральный закон о федеральном бюджете (ст. 82, 170, 209 БК РФ).

Вторую группу органов составляют государственные органы, для которых финансовая деятельность является основной. Они специально созданы для осуществления финансовой деятельности и проведения финансового контроля в государстве.

Органы специальной компетенции возглавляет Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России). На уровне субъектов РФ образованы республиканские министерства финансов или финансовые управления. В органах местного самоуправления финансовую деятельность осуществляют финансовые отделы или объединенные бухгалтерии.

Основная роль в сфере финансовой деятельности отводится Минфину России, обеспечивающему проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в РФ и координирующему деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 329, Минфин России осуществляет следующие полномочия:

• вносит в Правительство РФ проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ по вопросам, относящимся к установленной сфере ведения министерства, а также проект плана работы и прогнозные показатели деятельности министерства;

• на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ принимает следующие нормативные правовые акты:

– порядок формирования отчетности об исполнении федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетов бюджетной системы РФ и консолидированного бюджета РФ,

– формы налоговых деклараций, расчетов по налогам и порядок заполнения налоговых деклараций,

– условия эмиссии и отчеты об итогах эмиссии федеральных государственных ценных бумаг,

– порядок ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности,

– федеральные стандарты аудиторской деятельности,

– порядок определения цен на драгоценные металлы, а также изделия из них, закупаемые в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации и реализуемые из него,

– требования финансовой устойчивости страховщиков, а также формы учета и отчетности страховщиков и др.;

• составление проекта федерального бюджета, утверждение и ведение сводной бюджетной росписи федерального бюджета, ведение учета операций по кассовому исполнению федерального бюджета, составление и представление в Правительство РФ отчетности об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ;

• ведение сводного реестра главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;

• организация распределения доходов от уплаты федеральных налогов и сборов между уровнями бюджетной системы в соответствии с законодательством РФ;

• управление в установленном порядке государственным долгом РФ;

• взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;

• осуществляет иные функции, предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ.

Минфин России возглавляет министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Министр финансов РФ имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством РФ. Структурными подразделениями Минфина России являются департаменты по основным направлениям деятельности министерства (финансовой политики, международных финансовых отношений, государственного долга и государственных финансовых активов и др.). Министр финансов РФ несет персональную ответственность за выполнение возложенных на министерство полномочий и реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности.

В сфере банковской деятельности (одной из разновидностей финансовой деятельности) главным органом специальной компетенции является Банк России. Совместно с Правительством РФ он определяет политику государства в области денежного обращения, руководит кредитной системой, монопольно осуществляет эмиссию денег. На Банк России возложены и контрольные функции в отношении деятельности коммерческих банков, в том числе их лицензирование. Через специально созданный расчетно-кассовый центр (РКЦ) Банк России осуществляет контроль всех расчетов коммерческих банков.

В системе органов специальной компетенции следует выделить группу органов, занимающихся контролем в сфере финансовой деятельности государства. К таким органам относятся:

• Счетная палата РФ, образованная в соответствии с Федеральным законом от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» (далее – Закон о Счетной палате РФ) для усиления контроля со стороны Федерального Собрания РФ за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объему, структуре и целевому назначению;

• входящие в структуру Минфина России:

– Федеральная налоговая служба (ФНС России), в функции которой входит осуществление контроля и надзора за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, а также за соблюдением валютного законодательства,

Читать также:  Управление государственными финансами. Органы управления финансами, их функции

– Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор), в полномочия которой входит контроль и надзор за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, за соблюдением валютного законодательства РФ, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля,

– Федеральное казначейство, в полномочия которого входит обеспечение эффективного управления доходами и расходами в процессе исполнения федерального бюджета, осуществление контроля за накоплением и использованием бюджетных и внебюджетных фондов, а также за состоянием государственной казны и всеми государственными денежными накоплениями,

– другие министерства и федеральные службы, на которых возложены отдельные полномочия по контролю в сфере финансовой деятельности (Министерство экономического развития РФ, Федеральная таможенная служба (ФТС России), Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг), Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России) и др.).

Следует отметить, что в связи с изменениями экономических задач и финансовой политики государства система органов специальной компетенции часто реформируется.

Грачева, Соколова,
Ивлиева. Финансовое право. Уч. пособие.
– М., 2003. с. 12 – 23

Финансовое право.
Учебник / отв. ред. Н. И. Химичева. – М.,
2002. с. 82 – 103.

Органы государственной власти,
осуществляющие финансовую деятельность

/. Органы
общей компетенции

2. Органы специальной компетенции

Особенностью финансовой деятельности
является то, что ее осуществ­ляют все
органы государственной власти в
зависимости от установлен­ной им
компетенции.

В ведении
федеральных
представительных и исполнительных
органов госу­дарственной власти
находится

установление правовых основ единого
рынка;

финансовое, валютное, кредитное,
таможенное регулирование;

основы ценовой политики; налоги;
страхование (ста­тьи 71, 75 Конституции
РФ).

Президент Российской
Федерации подписывает и обнародует
федераль­ные законы.

Представительные органы
в лице Федерального
Собрания и представи­тельных органов
субъектов федерации рассматривают,
обсуждают и утверждают федеральный
бюджет, бюджеты республик, входящих в
со­став РФ (ст. 106 Конституции РФ).

Правительство России
обеспечивает
подготовку бюджета и его рассмот­рение
в представительных органах, осуществляет
общее руководство исполнением бюджета,
обеспечивает проведение единой финансовой
кредитной и денежной политики, занимается
другими финансовыми вопросами государства
(ст. 114 Конституции РФ, Федеральный закон
«О правительстве РФ» в ред. от 31 декабря
1997 года). Представительные
и исполнительные органы субъектов
Российской Фе­дерации, местного
самоуправления выполняют
на соответствующей тер­ритории функции
в области финансов в пределах своей
компетенции. Органы государственного
управления РФ и
субъектов Российской
Феде­рации, выполняя свои основные
задачи в определенной сфере деятель­ности,
осуществляют одновременно и финансовую
деятельность, кото­рая обеспечивает
выполнение ими своих основных задач и
функций. 2« Наряду с, органами
государственного управления,
осуществляющими финансовую деятельность
в связи с выполнением своих основных
задач и функций, созданы органы
государства специально для осуществления
финансовой деятельности,
которые в своей
совокупности получили название
«финансовая система».:

Министерство финансов
РФ действует на
основании Положения, утвержденного
постановлением Правительства РФ от 6
марта 1998 г. В соответствии с данным
Положением Министерство финансов РФ
является федеральным органом
государственной власти и обеспечивает
проведение единой финансовой, бюджетной,
налоговой, валютной политики в РФ,
координирует деятельность в этой сфере
иных федеральных органов исполнительной
власти.

К основным задачам МФ РФ относятся:

— совершенствование бюджетной
системы РФ, развитие бюджетного
федерализма;

— разработка и реализация
единой финансовой, бюджетной, налоговой,
валютной политики в РФ;

— разработка проекта федерального
бюджета и обеспечение его исполнения;
составление отчета об исполнении ФБ;

— осуществление в пределах
своей компетенции государственного
финансового контроля и др.

Федеральное казначейство
было создано в 1992
году, п. с. Единую централизованную
систему, которую возглавляет руководитель
федерального казначейства – начальник
главного управления Федерального
казначейства Министерства финансов
РФ.

ФК действует
на основании Положения
о ФК, утвержденного постановлением
Правительства РФ от 27 августа 1993 года.

Федеральное казначейство
подчиняется Министру финансов, который
в соответствии с Положением руководит
деятельностью ФК
.

Главные задачи ФК направлены на:

— организацию, осуществление и контроль
за исполнением федерального бюджета,
управление доходами и расходами
федерального бюджета.

— регулирование финансовых отношений
между федеральным бюджетом и
государственными внебюджетными фондами,
исполнение этих фондов, контроль за
поступлением и использованием внебюджетных
средств

— управление и обслуживание совместно
с ЦБ РФ и другими уполномоченными банками
внутреннего и внешнего долга РФ;

— ведение операций по учету государственной
казны.

Самостоятельно ознакомиться
с правами, обязанностями и ответственностью
ФК.

Главной задачей МНС РФ
является осуществление контроля за
соблюдением законодательства о налогах
и сборах, правильностью их исчисления,
полнотой и своевременностью внесения
в соответствующие бюджеты и государственные
внебюджетные фонды налогов и других
платежей, установленных НЗ.

Тема:
Система источников финансового права

1. Понятие источников финансового права.

2. Характеристика основных источников
финансового права.

3. Иные источники финансового права.

Читать также:  Хоум кредит энд финанс банк официальный сайт личный кабинет для физических

Литература: Мальцев
В. А. Финансовое право учебник для сред.
проф. уч. зав. – М., 2007г. с. 25-28

1.
Под источниками финансового права в
юридической литературе пони­мают
систему внешних форм, в которых содержатся
нормы права, т. е. источ­ники права —
это объективизированная форма
существования права.

В таком понимании
источники права различаются между собой
по своему содержа­нию
и по уровню нахождения их в системе
источников соответствующей от­расли
права.

Основным источником
любой отрасли права являются норма­тивные
правовые акты представительных и
исполнительных органов государ­ственной
власти и местного самоуправления, в
которых содержатся правила поведения
общего характера соответствующей
отрасли права.

Следователь­но,
основные источники финансового права
— нормативные правовые акты представительных
и исполнительных органов государственной
власти и ме­стного
самоуправления, включающие нормы
(правила поведения общего ха­рактера)
финансового права.

2.
Среди нормативных правовых актов органов
государственной власти по своей
юридической силе наибольшую роль играют
федеральные конституци­онные
и федеральные законы.

Основополагающее
значение для финансово-право­вого
регулирования имеют, например, нормы
Конституции Российской Фе­дерации,

Нормы Консти­туции
Российской Федерации, регулирующие
общественные отношения, воз­никающие
в процессе создания, распределения и
использования фондов де­нежных
средств, конкретизируются и детализируются
в федеральных зако­нах,
нормы которых опосредуют финансовые
отношения.

Так, например, норма
Конституции РФ, закрепляющая федеральное
устройство России, по­лучила
свое развитие в нормах Бюджетного
кодекса РФ, устанавливающих бюджетное
устройство Российской Федерации,
бюджетную систему Россий­ской
Федерации и принципы ее построения.

В системе
источников финансового права отсутству­ет
единый кодифицированный нормативный
правовой акт, содержащий нор­мы
финансового права, хотя необходимость
принятия подобного акта неодно­кратно
обосновывалось в юридической литературе.

Отсутствие единого
коди­фицированного
акта в финансовом праве обусловило
необходимость приня­тия
кодифицированных нормативных правовых
актов по отдельным основ­ным подотраслям
финансового права — бюджетному и
налоговому праву.

Важнейшие нормы,
регулирующие бюджетные отношения,
закреплены в
Бюджетном кодексе Российской Федерации,
а нормы налогового права — в
Налоговом кодексе Российской Федерации.

Бюджетный кодекс
РФ, как отмечается в его преамбуле,
служит целям финансового регулирования,
устанавливает
общие принципы бюджетного законодательства
Российской Федерации, правовые основы
функционирования бюджетной системы
Рос­сийской
Федерации, правовое положение субъектов
бюджетных правоотно­шений,
порядок регулирования межбюджетных
отношений, определяет ос­новы
бюджетного процесса в Российской
Федерации, основания и виды от­ветственности
за нарушение бюджетного законодательства
Российской Феде­рации(глава
12 — отменена) и 307 статей (некоторые статьи
исключены). Однако нумерация
глав и статей БК РФ сохраняется
первоначальная: часть
1 — Общие положения;

Финансовая система

Финансовая система
в негосударственном секторе

Инвестиционные
фонды и компании

Предприятия,
организации и корпорации

Рис.1 Инфраструктура
финансовой системы России

2. К органам
специальной компетенции, созданным для
осуществления финансовой деятельности
государства, относятся:

Характеристика органов специальной компе­тенции, осуществляющих финансовую дея­тельность

К органам управления финансами специальной компетенции относится:

Федеральное собрание РФ (Парламент)

Классический тип финансовой политики предполагает:

невмешательство государства в экономику

регулирование экономики путем вмешательства в политику занятости

регулирование циклического развития экономики

Аудиторский финансовый контроль:

является обязательным для всех предприятий

является исключительно инициативным

обязателен только для государственных предприятий

может быть как инициативным, так и обязательным в случаях, указанных в законе

К методам финансового контроля относят:

Финансовые ресурсы сосредоточены:

только в руках государства

только в руках хозяйствующих субъектов

как в руках государства, так и в руках хозяйствующих субъектов

Финансы – это:

денежные распределительные отношения

совокупность денежных средств

разновидность государственного регулирования экономики

К целям управления финансами относится:

снижение процентных ставок по банковским депозитам

изъятие максимально возможного дохода у предприятий

Признаком финансовых отношений является:

денежный характер отношений

Сферой финансовой системы является:

государственные и муниципальные финансы

Роль финансов заключается

обеспечении воспроизводства финансовыми ресурсами

обеспечении расширенной потребности в денежных средствах у субъектов экономики

формировании дополнительных денежных доходов у населения

Организация кассового исполнения государственного бюджета и государственных внебюджетных фондов возложена на:

Органы исполнительной власти.

. Составляющей финансового контроля является:

контроль кассовой дисциплины

Финансовые ресурсы – это:

совокупность доходов и расходов предприятия

совокупность фондов денежных средств, обслуживающих финансовые отношения

денежные средства в банках

Основным источником финансовых ресурсов коммерческих организаций являются:

Независимый от Правительства, постоянно действующий орган государственного финансового контроля, наделенный широкими полномочиями по контролю за федеральной собственностью и федеральными денежными средствами и подотчетный Федеральному собранию – это:

Федеральная налоговая служба.

Комплексная проверка первичных документов, учетных регистров, бухгалтерской и статистической отчетности, фактического наличия денежных средств – это

Какое из перечисленных звеньев входит в сферу финансов хозяйствующих субъектов ?

финансы индивидуальных предпринимателей

. Выберите правильное высказывание:

1) некоммерческая организация не вправе получать прибыль

2) некоммерческая организация может получать прибыль и направлять ее на цели, ради которых она создана

3) некоммерческая организация не является налогоплательщиком

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *