К ПРЕДПОСЫЛКАМ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ ОТНОСИТСЯ ВЫДЕЛЕНИЕ ЗОЛОТА КАК ОСОБОГО ТОВАРА

Вопрос № 497235

исключительно финансы коммерческих организаций

исключительно финансы некоммерческих организаций

только финансовые рынки и финансовые посредники

финансы коммерческих и некоммерческих предприятий, а также финансовые посредники

Вопрос № 497347

Соответствие органов и их функций


К ПРЕДПОСЫЛКАМ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ ОТНОСИТСЯ ВЫДЕЛЕНИЕ ЗОЛОТА КАК ОСОБОГО ТОВАРА

1-1, 2-4, 3-2,4-3

1-2, 2-4, 3-1,4-3

Вопрос № 497341

имущество, находящееся в частной собственности

фонды денежных средств коммерческих предприятий и организаций

средства бюджетов всех уровней управления

имущество, находящееся в государственной собственности

Вопрос № 497242

реализацию денежных средств

контроль за федеральной собственностью и федеральными финансовыми средствами

подсчет числа депутатов в Госдуме

проведение единой финансовой политики

Вопрос № 497458

величины бюджета развития

величины расходов федерального бюджета

объема доходов федерального бюджета

размеров платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга

Вопрос № 497375

с твердым или плавающим доходом

выигрышные и процентные

рыночные и нерыночные

закладные и беззакладные

Вопрос № 497223

пополнение основных фондов

продажа оборудования в кредит

смешанная форма коммерческого кредита

Вопрос № 497441

управление государственным долгом

Вопрос № 497210

превышение экспортной выручки над импортом

кредит международной финансовой организации

новый валютный займ

реализация государственных запасов драгоценных камней и иных активов

Вопрос № 497391

бюджеты всех  органов государственной власти

систему государственных внебюджетных фондов

Вопрос № 497302

Что относится к финансовым рычагам?

виды и ставки налогов

Вопрос № 497238

В РФ финансовая система включает в себя ___ уровень (уровня).

Вопрос № 497389

в качестве обеспечения выступают конкретные ценности

проценты погашаются за счет полученной дополнительной прибыли от прокредитованного мероприятия

обеспечивается бесперебойность расширенного воспроизводства

одной из сторон кредитных отношений выступает государство

Вопрос № 497466

фискальные, регулирующие, социальные

федеральные, региональные, местные

Вопрос № 497241

Государственная дума, Парламент РФ

Государственная дума, Счетная палата

Совет Федерации, Парламент РФ

Государственная  дума, Совет Федерации

Вопрос № 497212

срок его выдачи

направление его использования

гарантия его возврата

Сущность финансов и их функции

Диалектический
метод познания требует изучения каждого
явления в его возникновении и развитии.
Экономические категории также не могут
изучаться как застывшие формы, они
меняются, развиваются, при этом меняется
и наше представление о них. Изменялись
и взгляды экономистов на природу
финансов, на выражающие их сущность
функции.

В ХIХ
веке финансы чаще всего рассматривались
как денежные средства, фонды или ресурсы.
Одним из первых авторов, рассматривающих
финансы как совокупность определённых
отношений, стал И. Х. Озеров. Он писал:
«Финансовая наука изучает финансовое
хозяйство, т.е. совокупность отношений,
которые возникают на почве добывания
союзами публичного характера материальных
средств: она изучает те способы,
посредством которых эти союзы добывают
себе нужные средства, и как эти способы
отражаются на других сторонах жизни,
почему в одну эпоху преобладают одни
способы, а в другую – другие».1В 20-х годах прошлого столетия финансы
трактовались как отношения перераспределения
общественного продукта и национального
дохода (Бронский М. Г., Шмидт А. К., Шмелёв
К. А. и др.). М.Г. Бронский писал, что при
существовании товарно-денежных отношений
финансовая система «занимается
перераспределением национального
дохода страны согласно целям и задачам
экономической политики»2.
В конце 50-х годов финансы стали
рассматриваться как экономические
распределительные отношения (Александров
А. М., Аллахвердян Д. А., Дьяченко В. П.,
Зверев А. Г., Злобин И. Д. и др.).

В
последние годы подавляющее большинство
авторов рассматривают финансы как
экономическую категорию, выражающую
реально существующие в обществе отношения
(Балабанов И. Т., Врублевская О. В., Дробозина
Л. А., Моляков Д. С., Павлова Л. А., Родионова
В. М., Романовский М. В., Сабанти Б. М.,
Сенчагов В. К. и др.), однако, вопросы о
сущности и функциях финансов по-прежнему
являются спорными.

В
учебной и научной финансовой литературе
приводятся различные дефиниции
(определения) финансов. Так, проф.
Родионова В. М. трактует финансы как
«денежные отношения, возникающие в
процессе распределения и перераспределения
стоимости валового общественного
продукта и части национального богатства
в связи с формированием денежных доходов
и накоплений у субъектов хозяйствования
и государства и использованием их на
расширенное воспроизводство, материальное
стимулирование работающих, удовлетворение
социальных и других потребностей
общества».3

Дробозина
Л. А. пишет: «Финансы представляют собой
экономические отношения, связанные с
формированием, распределением и
использованием централизованных и
децентрализованных фондов денежных
средств в целях выполнения функций и
задач государства и обеспечения условий
расширенного воспроизводства».4

В
учебном пособии Н. Ф. Самсонова, Н. П.
Баранниковой и Н. И. Строковой сказано,
что «Финансы – это совокупность денежных
отношений, организованных государством,
в процессе которых осуществляется
формирование централизованных и
децентрализованных фондов денежных
средств в целях выполнения функций и
задач государства и обеспечения условий
расширенного воспроизводства».5

Сабанти
Б. М. считает, что «Финансы – это система
денежных отношений по поводу формирования
и использования фондов, необходимых
государству для выполнения своих
функций».6

В
учебнике под ред. В.В. Ковалёва сказано:
«Финансы как экономическая категория
представляет собой систему распределительных
денежных отношений, возникающих в
процессе формирования и использования
фондов денежных средств у субъектов,
участвующих в создании совокупного
общественного продукта»7

В
финансово-кредитном энциклопедическом
словаре финансы трактуются как:
«фундаментальная, обобщающая, многозначная
экономическая категория, характеризующая
процессы образования, распределения и
перераспределения денежных средств
государства, регионов, хозяйствующих
субъектов, юридических и физических
лиц в ходе формирования их доходов,
расходов, накоплений и возникающие при
этом денежные отношения».8

По
мнению С. В. Барулина «финансы опосредуют
всю совокупность денежных отношений,
возникающих в процессе движения
финансовых ресурсов (денежных средств)
в публично-правовой и частно-правовой
формах, образования на этой основе
публичных и частно-хозяйственных доходов
в результате приведения в действие
финансовых инструментов и механизмов.»9

Некоторые
дефиниции финансов представлены в
таблице 1.

Вопрос № 497332

Что относится к финансовым методам?

Вопрос № 497443

Политика, при проведении которой государство увеличивает государственные расходы и одновременно снижает налоги, с целью увеличения фактического объема ВВП

политика ограничения деловой активности

политика экономического роста

Вопрос № 497335

начальной стадией управления финансами

элементом финансовой политики государства

условием эффективности управления финансами

методом воздействия на хозяйственный процесс и финансовые отношения

Вопрос № 497245

Министр финансов РФ

Председатель Правительства РФ

Председатель ЦБ РФ

Вопрос № 497314

увеличение объема импорта

снижение налогового бремени на товаропроизводителя

уменьшение объема ВВП

удержание объема выпуска продукции на оптимальном для страны уровне

Вопрос № 497337

никак не влияет на размер государственного долга

ведет к сокращению государственного долга

сокращает государственный долг в случае, если заемщик своевременно рассчитался по своим обязательствам

увеличивает государственный долг в случае, если заемщик своевременно не рассчитался по своим обязательствам

Вопрос № 497446

органы Федерального казначейства

Федеральная налоговая служба

Вопрос № 497243

финансы финансовых посредников

Вопрос № 497220

организация формирования и ведения единой информационной системы контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере

организация учета и контроля налогоплательщиков по месту нахождения организации

организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета

определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности

Вопрос № 497295

Изменение условий займа с целью уменьшения выплат по государственному  долгу или их отсрочки

Вопрос № 497324

государственные и муниципальные финансы

Вопрос № 497396

совокупного общественного продукта

Вопрос № 497413

финансированию основных направлений государственной деятельности

аккумулированию средств в централизованные денежные фонды на возвратной основе

предоставлению бюджетных средств на возвратной и платной основе

Вопрос № 497365

поддержание и развитие образования

поддержание и развитие здравоохранения

обеспечение внешней безопасности

поддержка макроэкономической стабильности

Вопрос № 497213

действие рыночных механизмов хозяйствования

единый источник ресурсов для всех звеньев

Вопрос № 497303

Финансовая политика не включает __________ политику

Вопрос № 497344

контроль за поступлением налогов и сборов в доходы бюджета

открытие и ведение лицевых счетов бюджетополучателей

разработка и реализация единой финансовой политики

составление и исполнение федерального бюджета

Вопрос № 497378

с твердым и плавающим доходом

Вопрос № 497331

Какие из указанных мероприятий относятся к стратегическим направлениям государственной финансовой политики?

увеличение государственного долга

снижение банковской ликвидности

реформирование налоговой системы

стимулирование инвестиционной деятельности в экономике

Вопрос № 497418

доходы от использования государственных активов

Вопрос № 497306

политика повышения платежеспособного спроса

контроль над ценами и заработной платой

политика снижения платежеспособного спроса

политика снижения государственных расходов и усиления налогового пресса

Вопрос № 497411

только централизованные финансы

только децентрализованные финансы

частично централизованные и частично децентрализованные финансы

централизованные и децентрализованные финансы

Предпосылки возникновения финансов

ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ФИНАНСОВ

Финансы — историческая категория? Они появились одновременно с возникновением государства при расслоении общества на классы.

Можно выделить следующие предпосылки возникновения финансов:

1. Именно в центральной Европе в результате первых буржуазных революций хотя и сохранились монархические режимы, но власть монархов была значительно урезана и самое главное произошло отторжение главы государства (монарха) от казны. Возник общегосударственный фонд денежных средств — бюджет, которым глава государства не мог единолично пользоваться.

2. Формирование и использование бюджета стало носить системный характер, т.е. возникли системы государственных доходов и расходов с определенным составом, структурой и законодательным закреплением.

3. Налоги в денежной форме приобрели преимущественный характер, тогда как ранее доходы государства формировались главным образом за счет натуральных податей и трудовых повинностей.

ПОНЯТИЕ И НЕОБХОДИМОСТЬ ФИНАНСОВ.

Финансы представляют собой экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.

Необходимость финансов вызывается объективными обстоятельствами — потребностями общественного развития.

Читать также:  ПЕРЕВОД И ПЕРЕВОДОВЕДЕНИЕ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ ЯЗЫК ПО ВЫБОРУ

Исторически первоначально выявилась часть финансовых отношений, обусловленная появлением государства, взявшего на себя важные общественные функции. Реализация государством поставленных обществом перед ним задач требует расходования значительных денежных средств, которые необходимо формировать в виде специального фонда формируемого за счет части средств самих же членов общества.

Посредством налогов, государственного кредита, эмиссии денег государство аккумулировало и использовало денежные средства, необходимые для содержания правительственного аппарата, армии и выполнения своих функций. Государство всегда является обязательным субъектом финансовых отношений, это дало основание многим ученым преувеличить роль государства в обосновании необходимости финансов.

Сосредоточие у государства огромных денежных средств до последнего времени обосновывалось необходимостью планомерно осуществлять воспроизводственные процессы, финансировать наиболее приоритетные направления развития производства, научно-технический прогресс, социальные программы.

Общество, устанавливая государственную форму своей организации, объективно предопределяет и необходимые финансовые отношения, а государство может лишь их использовать в том или ином виде, учитывая эту объективную необходимость.

Финансовые отношения, связанные с деятельностью государственного сектора, в значительной степени направлены на обеспечение производства и распределения так называемых «общественных товаров”- благ и услуг как материального, так и нематериального характера, которые финансируются государством и потребляются коллективно.

Природа финансов вытекает из движения стоимости в денежной форме.

Условиями этого движения является наличие товарно-денежных отношений и действия экономических законов, в том числе закона стоимости.

Весь процесс распределения происходит как в натуральновещественной форме с образованием фондов средств производства и предметов потребления, так и в денежной форме, посредством движения денежных фондов, предназначенных для приобретения упомянутых продуктов труда. Формирование фондов денежных средств, их использование в товарных отношениях производится с помощью финансов.

Таким образом, финансы обусловлены товарно-денежными отношениями, являясь их следствием, и одновременно содействуют их совершению.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВ.

Социально экономическая сущность финансов заключается, прежде всего, в обеспечении регулярного товарно-денежного обращения и удовлетворении потребности в финансовых ресурсах.

Финансы – это продукт экономического развития общества, который формировался в процессе становления государства и развития товарно-денежных отношений.

Причиной возникновения финансов явилась потребность субъектов ведения хозяйства и государства в финансовых ресурсах, необходимых для обеспечения их деятельности.

Наука о финансах изучает социально-экономическую сущность финансов через исследование совокупности финансовых отношений, которые возникают в процессе формирования и использования денежных доходов и фондов на разных уровнях экономической системы: общегосударственном (макроуровень) региональном (уровень административно-территориальных единиц) и на уровне отдельных субъектов ведения хозяйства (микроуровень). Отдельно выделяются международные финансы.

В современной финансовой и экономической литературе финансы рассматривают как систему социально-экономических отношений, которые возникают по поводу распределения и перераспределения стоимости валового внутреннего продукта, а в определенных условиях и национального богатства с целью формирования финансовых ресурсов у субъектов ведения хозяйства и государства, использования их для расширенного воспроизводства, удовлетворения других общественных интересов и потребностей.

Финансы – это совокупность денежных отношений, которые связанны с формированием, мобилизацией и размещением финансовых ресурсов, а также с обменом, распределением и перераспределением стоимости созданного на основе использования финансов валового внутреннего продукта, а при определенных условиях и национального богатства.

Основные признаки финансов:

-обменно-распределительныйхарактер; -движение стоимости от одного субъекта к другому; -денежная форма отношений; -формирование доходов и осуществление расходов; — эквивалентный (по назначению) характер обмена и распределения и неэквивалентный по перераспределению.

Финансы являются сложным многоплановым общественным явлением, которое характеризуется разными сущностными признаками и формами проявления. Важным признаком финансов является их денежный характер. В качестве материальных носителей финансовых отношений выступают финансовые ресурсы.

Использование финансовых ресурсов происходит в основном через фонды целевого назначения, поэтому существует также определение финансов как экономической категории, которая отображает создание распределение и использование фондов финансовых ресурсов для удовлетворения потребностей хозяйственной деятельности, предоставления разнообразных услуг населению со стороны государства, обеспечения выполнения государством его функций.

Социально экономическая сущность финансов в рыночной экономике наиболее полно отражается в их функциях.

Финансы выполняют следующие основные функции:

1) распределительная функция заключается в создании основных или первичных доходов путем распределения национального дохода среди участников материального производства, а также в создании вторичных или производных доходов путем распределения национального дохода между производственной и непроизводственной сферами, отраслями материального производства, регионами, формами собственности и социальными группами. Стадия распределения начинается с распределения новой стоимости и заканчивается формированием первичных доходов (заработной платы, прибыли).

Стадия перераспределения – многоступенчатый этап, на котором формируются общегосударственные фонды: госбюджет, внебюджетные фонды, страховые, банковские фонды и фонды предприятий. Распределительная функция – объективное свойство категории финансов осуществлять распределение стоимости созданного продукта в денежном выражении.

Перераспределительная стадия отличается от распределительной тем, что на этой стадии перераспределяются ранее созданные доходы;

2) перераспределительная функция – перераспределение созданного продукта, т. е. вторичное распределение между членами общества. Весь процесс перераспределения ВВП обслуживается государственными финансами на основе формирования и использования централизованных фондов денежных средств. К централизованным фондам относят бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды. С помощью системы централизованных финансов в РФ перераспределяется около 60 % стоимости ВВП. Этот перераспределительный процесс обслуживает государственные финансы;

3) контрольная функция – осуществление соблюдения пропорций в распределительном процессе. Пропорции для разных отраслей различны, складываются при разных условиях, а также объективны. Объектом контроля выступает распределительный процесс.

Главной контролируемой пропорцией является пропорция между фондами накопления и потребления.

В связи с развитием рыночных отношений, кроме бюджетных отношений, появились внебюджетные. Часть средств на проведение социально-культурных мероприятий идет через внебюджетные фонды. Мы сокращаем бюджет, но при этом увеличивается нагрузка на предприятия, которые производят отчисления;

4) регулирующая функция (финансы могут как стимулировать производство, так и угнетать его). Формирование денежных фондов государства означает аккумуляцию доходов в бюджеты и внебюджетные фонды различных уровней. В результате действия этой функции происходит формирование бюджетных фондов, обеспечивающих цели функционирования государства. Использование денежных фондов (доходов) в государстве – обеспечение финансирования бюджетных расходов. В результате действия этой функции происходит обеспечение финансирования расходов, принятых к бюджетному финансированию.

Многие финансисты считают, что к основным функциям финансов относятся распределительная и контрольная, а остальные – производные от распределительной функции.

ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, СОДЕРЖАНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ.

Финансовая политика — совокупность целенаправленных действий с использованием финансовых отношений (финансов). Финансовая политика предполагает установление целей и средств достижения поставленных целей. Финансовая политика — совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций.

Содержание финансовой политики:

Разработка общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей, главных задач.

Создание адекватного финансового механизма.

Управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.

Задачами финансовой политики является:

обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;

установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;

организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;

выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;

создание эффективной и максимально деловой системы управления финансами.

В процессе проведения финансовой политики особенно важно обеспечение ее взаимосвязи с другими составными частями экономической политики — кредитной, ценовой, денежной.

Финансовый механизм — система установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений.

Целями финансовой политики могут являться:

политические цели, т.е достижение целей в области внешней и внутренней политики

экономические цели, то есть достижение целей в области экономики на различном уровне

социальные цели, то есть достижения целей в сфере общественных отношений (общественные классы и слои населения, социальные блага, распределение социальных благ).

В 70-х годах XX века в основу финансовой политики была положена неоконсервативная стратегия, связанная с неоклассическим направлением экономической теории. Эта разновидность финансовой политики не связана с отказом от регулирования, но ограничивает вмешательство государства в экономику и социальную область. Регулирование экономики становится многоцелевым. Кроме экономического роста и занятости, государство регулирует денежное обращение, валютный курс, социальные факторы экономики, структурную перестройку хозяйства. Финансовый механизм в этих условиях исходит из необходимости сокращения объема перераспределения национального дохода через финансовую систему, снижения бюджетного дефицита, стимулирования роста сбережений как источника производственного инвестирования. Важная роль отводится налогам. Ставится задача их сокращения и уменьшения степени прогрессивности обложения. Следует отметить, что различные разновидности регулирующей финансовой политики тесно взаимосвязаны. Поэтому одинаковые или похожие инструменты финансового механизма применяются в различных странах, использующих как кейнсианскую, так и неоконсервативную систему регулирования, что приводит к их конвергенции.

Планово — директивная финансовая политика

Планово — директивная финансовая политика применяется в странах, использующих административно-командную систему управления экономикой. Основанная на государственной собственности на средства производства, плановая система управления позволяет осуществлять прямое директивное руководство всеми сферами экономики и социальной жизни, в том числе и финансами. Цель финансовой политики в этих условиях — обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства для их последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана. Управление финансами осуществляется из единого центра — Министерства финансов, которое занимается всеми вопросами использования финансового механизма в народном хозяйстве. Других управленческих органов в области финансов не существовало. Планово — директивная финансовая политика проводилась практически во всех бывших социалистических странах. Она показала свою достаточно высокую эффективность в годы, когда требовалась максимальная концентрация финансовых ресурсов для финансирования чрезвычайных расходов государства (в годы Второй мировой войны, восстановления народного хозяйства и т.д.). В то же время использование такой финансовой политики в условиях нормального функционирования экономики привело к отрицательным последствиям: снижению эффективности производства, замедлению развития социальной сферы общества, резкому ухудшению финансового положения государства.

Читать также:  ХАРАКТЕРИСТИКА НАЧАЛЬНИКА ОТДЕЛА ФИНАНСОВ ДЛЯ НАГРАЖДЕНИЯ

НЕОБХОДИМОСТЬ, СУЩНОСТЬ, ЗНАЧЕНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ.

Современный этап развития Российской Федерации характеризуется тенденциями укрепления государственной власти, повышением роли государства в системе управления экономикой, усилением борьбы с коррупцией и правонарушениями в экономической сфере. В этой связи объективно возрастает значение и роль финансового контроля.

Значение финансового контроля выражается в том, что при его проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка в процессе финансовой деятельности органами государственной власти и местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами и, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства и муниципальных образований. Таким образом, он служит важным способом обеспечения законности и целелесообразности проводимой финансовой деятельности. Экономическая политика государства осуществляется с помощью финансово-кредитных рычагов. Одним из наиболее важных рычагов управления финансовой системы является финансовый контроль. Контроль за состоянием экономики, развитием социально-экономических про­цессов в обществе является важной сферой деятельности по управлению народным хозяйством. Его назначение заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства. Роль финансового контроля при переходе к рынку многократно возрастает. Таким образом, финансовый контроль, с одной стороны, является одной из завершающих стадий управления финансами, а с другой, он выступает необходимым условием эффективности управления ими. Финансовый контроль является как бы лакмусовой бумагой, на которой реально проявляется весь процесс движения финансовых ресурсов, начиная от стадии формирования финансовых ресурсов, необходимых для начала осуществления деятельности в любой сфере, и кончая получением финансовых результатов этой деятельности. Финансовый контроль — это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации. Финансовый контроль — неотъемлема составная часть процесса управления финансами. Он обусловлен важнейшими функциями финансов: распределительной и контрольной. Процесс распределения и перераспределения стоимости ВВП должен сопровождаться контролем денежных потоков в экономике. Финансовый контроль — законодательно регламентированная деятельность специально созданных учреждений контроля и контролеров — аудиторов за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов, а также за целесообразностью и эффективностью их финансовых операций. Таким образом, финансовый контроль не ограничивается правовой и количественной сторонами и имеет аналитический аспект. Финансовый контроль включает в себя контроль за соблюдением финансового законодательства в процессе формирования и использования фонда денежных средств, оценку экономической эффективности финансовых хозяйственных операций и целесообразности произведенных расходов. Финансовый контроль призван обеспечивать интересы и права как государства и его учреждений, так и всех других экономических субъектов. Финансовые нарушения влекут санкции и штрафы. Таким образом, финансовый контроль – это контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и муниципальных образований в целях эффективного социально-экономического развития страны и ее регионов. В последние годы в российской практике все шире используются специальные приемы управления финансами, такие, как факторинг, франчайзинг, селенг и др., в основе которых лежат производные финансовые инструменты.

ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ: СЧЕТНАЯ ПАЛАТА, ПРЕЗИДЕНТСКИЙ КОНТРОЛЬ, МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ, ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ, ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РФ.

Таможенный контроль в РФ осуществляется Федеральной таможенной службой, находящейся в ведении Министерства экономического развития и торговли РФ, которая наделена специальными полномочиями по осуществлению своих функций как в сфере таможенного дела, так и в связанных с ней областях – налогового и валютного контроля.

Счетная палата как орган финансового контроля. Задачи счётной палаты: 1. Организация и осуществление контроля за своевременным исполнением расходных / доходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объёму, структуре и целевому назначению.

2. Определение эффективности и целесообразности расходования государственных средств и использование государственного имущества (собственности) государственная дума даёт заключение.

3. Оценка обоснованности доходных / расходных статей федерального бюджета и в федеральных внебюджетных фондов.

4. Финансовая экспертиза НПА — все законы направляются в счетную палату и счетная палата готовит о постановление о целесообразности по прибывшим законам. 5. Анализ выполнения плановой деятельности. Контроль за законностью движения федеральных средств в ЦБ и других кредитно-финансовые учреждениях. 6. Регулярное предоставление Госдуме информации о ходе контроля.

Счетная палата состоит из коллегий (представитель, его заместитель, аудиторы, аппарат). Аудиторы – должностные лица, занимающиеся финансовым контролем. Председатель назначается Государственной думой.

Счетная палата осуществляет:

1. Контрольно-ревизионная деятельность

2. Экспертно-аналитическая деятельность (экспертиза).

3. Информационная деятельность.

Счетная палата может:

1. Направлять представления по принятию мер по выявленным нарушениям, может передать материалы дела в правоохранительные органы. 2. Имеет право давать администрациям предприятий предписания (требования).

3. Полномочия в представление финансирования денежных средств.

Президентский финансовый контроль — реализуется через контрольное управление президента — призвано обеспечивать контроль за деятельностью министерств и ведомств выполняющих государственные программы развития и экономические реформы. Финансовый бюджет управления президента — для сбора и анализа финансовой деятельности. Правительство РФ — осуществляет контроль через систему специальных органов. Министерство финансов (Минфин) — обладает полномочиями министерства (структурные подразделения) финансового контроля в бюджетной сфере. Контрольно-ревизионные управления (вертикальное управление) – полномочия: 1. Контроль за соблюдением финансового законодательства.

2. Контроль за качеством использования всех бюджетов.

3. Контроль за качеством финансовой документации и отчётности.

4. Проверка и контроль хозяйственной деятельности предприятий, организации и учреждений получающих / использующих бюджетные средства.

Федеральное казначейство — полномочия (права):

1. Проверять денежные документы, регистры, бухгалтерский учет, отчёты, планы, сметы и иные документы, связанные с заключением, перечислением и использование средств федерального бюджета.

2. Получать от финансово-кредитных учреждений — справки о состоянии счетов предприятий и учреждений, использование средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов.

3. Требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых органов — установление, выявление, нарушений в порядке исполнения бюджета. 4. Санкции — приостанавливать операции по счетам контрольных предприятий и учреждений в случае не предоставления в органы федерального казначейства финансовой документации, связанной с использованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов. 5. Изъятие — на основе письменного постановления должностных лиц казначейства данные, свидетельствующие о нарушении финансовой дисциплины. 6. Взыскивать в бесспорном порядке бюджетные средства используемые не по целевому назначению с наложение штрафа в размере действующей учредительной ставки ЦБ. Банковский контроль — Центробанк. Виды:

1. Выдача лицензий на право осуществлений, банковских операций. 2. Регистрация и проверка уставов банка, соблюдение реестров (подлежат регистрации в ЦБ).

3. Соблюдение экономических нормативов.

4. Контроль за деятельностью банка (отдел отчётности, кассовые операции). 5. Санкции — замена руководителя банка.

6. Ввод внешнего управляющего в банк.

7. Штрафные санкции.

8. Приостановление лицензии.

9. Отзыв лицензии

БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ И БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО.

Бюджетное устройство определяется Бюджетным кодексом РФ, который устанавлива­ют виды бюджетов, действующих на территории страны, место и роль каждого из них, принципы их функционирования и взаимосвязи.

Бюджетная система Российской Федерации представляет собой основанную на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемую нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов трех уровней:

1) федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

2) бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориаль-ных государственных внебюджетных фондов;

3) местные бюджеты, в том числе:

бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;бюджеты городских и сельских поселений;

бюджеты муниципальные внебюджетных фондов.

ПРИНЦИПЫ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ.

Б юджетная система функционирует на основе принципов, изложенных в БК РФ

Принцип единства бюджетной системы означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса в РФ, санкций за нарушения бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учёта средств федерального бюджета, территориальных бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ состоит в закреплении соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления.

Принцип самостоятельности бюджетов закрепляет:

• право законодательных (представительных) органов власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;

• наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы, определяемых в соответствии с законодательством РФ;

• законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов бюджетов каждого уровня в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством РФ;

• право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять направления расходования средств и источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов:

Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме.

Принцип сбалансированности бюджета регламентирует положение, по которому объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средствсостоит в том, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Читать также:  Государственные финансы это система отношений по поводу формирования и использования фондов

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

Принцип гласности означает:

• обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления;

• обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти, либо между законодательным (представительным) и исполнительным органами государственной власти.

П ринцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчётов доходов и расходов бюджета.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств состоит в том, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование определенных целей.

БЮДЖЕТНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС.

Бюджетный процесс в российском законодательстве — деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.

В соответствии с Бюджетным кодексом, правительство России вносит на рассмотрение Государственной Думы проект федерального бюджета на очередной финансовый год не позднее 1 октября. Федеральный бюджет разрабатывается в соответствии с положениями ежегодного Бюджетного посланияПрезидента РФ.

Федеральный бюджет рассматривается Госдумой в трёх чтениях.

В первом чтении принимаются основные параметры бюджета. Рассматривается:

прогнозируемый объём доходов в очередной год и плановый период, с выделением объёма нефтегазовых доходов;

приложения, с нормативами распределения доходов между уровнями бюджетной системы;

общий объём расходов;

верхний предел государственного внешнего и внутреннего долга;

нормативная величина резервного фонда;

дефицит или профицит федерального бюджета;

По Бюджетному кодексу, в процессе первого чтения Госдума не имеет права увеличивать доходы и дефицит федерального бюджета, если на эти изменения отсутствует положительное заключение правительства. В случае отклонения в первом чтении проекта федерального бюджета Госдума может:

предоставить законопроект в согласительную комиссию(состав: совет федерации, правительство, Госдума);

вернуть в правительство на доработку;

поставить вопрос о доверии правительству.

Во втором чтении Госдума утверждает бюджет по разделам. Рассматривает:

приложение к ФЗ, устанавливающие перечень главных администраторов доходов и главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета;

бюджетные ассигнования по разделам;

программа предоставления государственных финансовых и государственных экспортных кредитов;

программа государственно внутренних и внешних заимствований;

В третьем чтении — по подразделам. Утверждается ведомственная структура расходов федерального бюджета.

После принятия федерального бюджета Госдумой, в течение 5 дней передает на рассмотрение в Совет Федерации, который рассматривает его, отклоняет или утверждает, в течение 14 дней. Одобренный Советом Федерации, закон передается в течение 5 дней Президенту РФ для подписания и обнародования в СМИ.

До 2002 в процессе принятия федерального бюджета депутатам удавалось существенно увеличить некоторые его расходные статьи (как правило, социальные). В последние годы бюджет принимается в том виде, в каком он был внесён правительством.

Понятия бюджетного планирования и бюджетного процесса

Бюджетное планирование ~ важнейшая составная часть финансового планирования, подчиненная требованиям финансовой политики государства. Экономическая сущность такого планирования состоит в централизованном распределении и перераспределении стоимости общественного продукта и национального дохода между звеньями финансовой системы на основе общенациональной социально-экономической программы развития страны в процессе составления и исполнения бюджетов и внебюджетных фондов разного уровня. В ходе бюджетного планирования финансы активно воздействуют на основные экономические и качественные показатели государственных программ развития страны и выявление резервов эффективного использования природных, материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Принципы бюджетного планирования:
-регулирование бюджетных вопросов едиными правовыми нормами;
-адресный и целевой характер направления бюджетных средств;
-непрерывность планирования годового бюджета;
-стабильность финансовых показателей (норм, налоговых ставок, смет); балансовый метод.
Бюджетное планирование осуществляется органами государственной власти и управления.
Бюджетное планирование включает бюджетный процесс как порядок составления и исполнения бюджетов разного уровня, его нормативно-правовую базу и организационную основу, а также вопросы теории и методологии составления бюджетов страны. Основы бюджетного планирования определяются Конституцией и законами страны.
Бюджетный процесс как главная форма бюджетного планирования представляет собой регламентированную законодательством деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению центрального и региональных/местных бюджетов. Его содержание определяется государственным и бюджетным устройством страны, бюджетными правами соответствующих органов власти и юридических лиц.
Бюджетный процесс охватывает четыре стадии бюджетной деятельности:
-составление проекта бюджета;
-рассмотрение и утверждение бюджета;
-исполнение бюджета;
-составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение.
Все стадии бюджетного процесса взаимообусловлены и взаимосвязаны и являются прямым отражением не только экономической жизни общества, но и политической культуры. Продолжительность всех стадий различна по странам, но для большинства из них процесс длится более трех лет.

СТАДИИ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА.

Выделяют следующие стадии бюджетного процесса:

составление проектов бюджетов — подготовка экономического обоснования доходов и расходов бюджета;

утверждение проектов бюджетов — принятие нормативных правовых актов о бюджете соответствующего уровня на очередной финансовый год;

исполнение бюджетов — получение доходов бюджета и распределение бюджетных средств в соответствии с нормативно—правовым актом о бюджете;

контроль за исполнением бюджетов и отчет об исполнении бюджетов — текущий контроль за использованием бюджетных средств в процессе исполнения бюджета и подведение итогов исполнения бюджета по окончании финансового года.

Бюджетный процесс состоит из пяти стадий:

— составление проекта бюджета;

— рассмотрение проекта бюджета,

— утверждение бюджета;

— исполнение бюджета;

— рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета.

Составлению проекта бюджета предшествует разработка планов и прогнозов развития территорий и целевых программ. Решение о начале работы над составлением проекта федерального бюджета принимается Президентом РФ. Правительство РФ организует поэтапную работу по составлению проекта федерального бюджета.

Вопрос № 497216

процент за кредит создает дополнительную стоимость

источником выплаты процента по кредиту выступает вновь созданная стоимость

платность стимулирует более короткие сроки возвратности, что приводит к ускорению оборачиваемости ссудного капитала

процент за кредит выступает побудительным мотивом для кредитора

процент за кредит выступает стимулом к наиболее эффективному использованию заемных средств

Вопрос № 497327

развитие товарно-денежных отношений

общественное разделение труда

появление рабов и рабовладельцев

Вопрос № 497379

выигрышные и невыигрышные

Вопрос № 497448

объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией иностранным государствам

объем основного долга по полученным Российской Федерацией  кредитам правительств иностранных государств

объем основного долга по полученным иностранными государствами от Российской Федерации кредитам

основная номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам

Вопрос № 497369

увеличение объема внешних государственных заимствований

увеличение уровня бюджетных инвестиций в топливно-энергетический комплекс

снижение налоговой нагрузки на ВВП

усиление социальной направленности расходования государственных средств

Вопрос № 497360

Ключевым элементом государственных финансов является ____________ бюджет.

Вопрос № 497233

только бюджетная и платежная системы

только бюджетная и налоговая системы

только налоговая и валютная системы

бюджетная, налоговая, платежная, валютная системы

Вопрос № 497419

При какой операции государство выступает в качестве заемщика?

предоставление кредитов (займов) международным организациям

предоставление кредитов (займов) иностранным государствам

переоформление задолженности третьих лиц в государственные обязательства

выпуск государственных ценных бумаг

Вопрос № 497246

финансы индивидуальных предпринимателей

финансы субъектов хозяйствования

Вопрос № 497236

Для унитарного государства характерна _____________ финансовая система.

Вопрос № 497348

контроль за своевременным и полным поступлением налоговых платежей в бюджеты разных уровней

составление консолидированного бюджета РФ

разработка проекта программы внешних заимствований РФ

Вопрос № 497239

бюджеты субъектов Федерации

Вопрос № 497434

Наиболее полно характеризует понятие внешний государственный долг определение

сумма внутренних займов государства

сумма кредитов государства, взятых в иностранной валюте

сумма превышения расходов государства над его доходами

задолженность государства иностранным гражданам, фирмам, организациям и правительствам, номинированная в инвалюте

Вопрос № 497211

Совокупность государственных мероприятий, направленных на эффективную мобилизацию финансовых ресурсов, их перераспределение и использование, — это

Вопрос № 497218

только государственные внебюджетные фонды

только бюджеты всех уровней

только федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды

бюджеты всех уровней, внебюджетные фонды, государственный кредит

Вопрос № 497328

приверженность конкретной политической группировке

поддержка отдельных хозяйствующих субъектов

учет действия объективных экономических факторов

адекватность ситуации, целям и интересам

Вопрос № 497226

кредитование розничных магазинов

кредит на производство потребительских товаров

целевая форма кредитования физических лиц

кредит на удовлетворение потребительских нужд населения

Вопрос № 497343

финансовая экспертиза проектов федеральных законов

составление и исполнение доходной части федерального бюджета

разработка и реализация налоговой политики

Вопрос № 497222

государственные предприятия и организации

центральные органы власти

местные органы власти

Вопрос № 497420

кредиты кредитных организаций

Вопрос № 497215

денежная форма кредита

Вопрос № 497225

в наличной форме

в форме кредитной карты

Вопрос № 497227

контроль кредитором расходования денежных средств заемщиком

получение заемщиком кредита в товарной форме

подтверждение целевого характера обеспечением по кредиту

фиксацию в кредитном договоре и контроль кредитором цели кредита

предоставление заемщиком кредитору бизнес-плана по кредиту

Вопрос № 497403

непременное участие Центрального бака в лице центральных и местных органов исполнительной власти

непременное участие кредитных организаций в лице центральных и местных органов исполнительной власти

непременное участие государства в лице центральных и местных органов исполнительной власти

Вопрос № 497350

контроль со стороны Федерального казначейства

контроль со стороны Счетной палаты

контроль со стороны кредитных организаций

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *