К ЗВЕНЬЯМ СФЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТНОСЯТСЯ

Понятие, функции и особенности государственных и муниципальных финансов. Финансовая система, ее звенья.

Финансы
– это отношения, связанные с формированием,
распределением и с использованием
централизованных и децентрализованных
фондов денежных средств в целях выполнения
функций и задач государства и обеспечение
условий рыночного воспроизводства.

Государственные
финансы –
форма организации денежных отношений,
участником которых в той или иной форме
выступает государство. Государственные
финансы — совокупность экономических
отношений, система образования и
распределения денежных фондов, необходимых
государству для содержания его органов
и выполнения присущих ему функций.

Муниципальные
финансы –
это денежные отношения, складывающиеся
между органами местного самоуправления,
с одной стороны, и органами государственной
власти, юридическими и физическими
лицами, с другой стороны, в процессе
стоимостного распределения и
перераспределения национального дохода
(частично и национального богатства) в
связи с формированием, распределением
и использованием централизованных
фондов денежных средств муниципальных
образований, обеспечивающих потребности
органов местного самоуправления при
решении экономических и социальных
задач.

И государственные,
и муниципальные финансы
выполняют следующие функции:
распределительную; регулирующую;
контрольную.

Распределительная
функция
государственных и муниципальных финансов
заключается в том, что через распределение
и перераспределение внутреннего валового
продукта (ВВП) и части национального
дохода обеспечиваются общегосударственные
потребности, формируются источники
финансирования общественного сектора
экономики, достигается сбалансированность
бюджетов и внебюджетных фондов в рамках
единой бюджетной системы Российской
Федерации. Государственные и муниципальные
финансы функционируют на основе
перераспределения финансовых ресурсов
через систему централизованных фондов.
С помощью этой функции они обслуживают
воспроизводственные процессы как в
рамках относительно обособленных
структурных образований, так и в
общегосударственном масштабе. Таким
образом, сущность распределительной
функции государственных и муниципальных
финансов заключается в том, что вновь
созданная стоимость подлежит распределению
в целях выполнения денежных обязательств
предприятий перед бюджетом. Ее результатом
является формирование и использование
централизованных фондов денежных
средств, содержание непроизводственной
сферы экономики.

Регулирующая
функция
государственных и муниципальных финансов
заключается в обеспечении развития
различных сфер общественной жизни через
систему льгот и экономических программ.

Контрольная
функция
государственных и муниципальных финансов
заключается в установлении контроля
рублем за реальным денежным оборотом,
участником которого является государство,
формированием централизованных фондов
денежных средств. Контрольная функция
государственных и муниципальных финансов
реализуется по следующим основным
направлениям: а) контроль за правильным
и своевременным переначислением средств
в бюджеты; б) контроль за соблюдением
заданных параметров централизованных
фондов денежных средств с учетом
потребностей производственного и
социального развития;

Финансовая система
– единый комплекс управления финансовыми
отношениями, включающий механизм
формирования фондов финансовых ресурсов
централизованного и децентрализованного
назначения, государственные (муниципальные)
финансовые органы и финансовые службы
предприятий, а также систему взаимосвязей
между ними. Финансовая система должна
обеспечивать комплексную реализацию
всех функций финансов. Это позволяет
получить максимальный интеграционный
эффект от их взаимодействия и наиболее
эффективно использовать финансовые
отношения для осуществления государственной
экономической политики.

Финансовая система
регулирует всю сферу финансовых
отношений. Она включает: финансы
предприятий и корпораций; бюджетную
систему; внебюджетные финансовые фонды;
государственные заимствования; фонды
страхования; финансы некоммерческих и
общественных организаций.

Все
звенья (см. рис.) финансовой системы
органически связаны между собой и
функционируют как единая целостность.
Каждое звено финансовой системы
представляет собой определенную сферу
финансовых отношений, органически
связано с процессом расширенного
воспроизводства и выполняет присущие
ей функции. Если финансы предприятий
обслуживают материальное производство,
то бюджет через налогообложение
мобилизует финансовые ресурсы в основной
централизованный фонд государства, а
внебюджетные фонды формируются для
целевого финансирования определенных
социально-экономических мероприятий.
Фонды страхования предназначены для
возмещения ущерба от стихийных бедствий
и других страховых случаев, а государственные
заимствования мобилизуют ресурсы
населения и предприятий для нужд
государства на принципах платности,
возвратности и срочности заимствований.
Финансы некоммерческих и общественных
организаций имеют существенную специфику
и обслуживают те организации, которые
осуществляют свою деятельность на
принципах самоокупаемости, но не получают
прибыли и не осуществляют ее капитализации.

В составе
сферы государственных и муниципальных
финансов выделяют следующие звенья:
бюджеты органов государственной власти
и местного самоуправления, внебюджетные
фонды.

В составе
сферы государственных и муниципальных
финансов применительно к России
можно выделить следующие организационные
формы бюджетов, которые соответствуют
уровню власти либо местного самоуправления:
федеральный бюджет, бюджеты субъектов
Российской Федерации (региональные
бюджеты) и местные бюджеты.

В
сфере государственных финансов отмечены
следующие результаты:

Дайте определение финансов коммерческих организаций.

Финансы
коммерческих организаций (предприятий),
являясь основным звеном финансовой
системы, охватывают процессы создания,
распределения и использования валового
внутреннего продукта и национального
дохода в стоимостном выражении. Они
функционируют в сфере материального
производства, где в основном и создается
совокупный общественный продукт и
национальный доход.

В
соответствии с Гражданским кодексом
РФ коммерческие организации (предприятия)
создаются в форме хозяйственных
товариществ и обществ, производственных
кооперативов, государственных и
муниципальных унитарных предприятий.
Современные коммерческие организации
(предприятия) функционируют в постоянно
меняющихся рыночных условиях хозяйствования
с жесткой конкуренцией. Основной целью
их предпринимательской деятельности
становится не столько максимальное
извлечение прибыли, сколько сохранение
и приумножение собственного капитала,
обеспечение стабильности бизнеса.

Так,
в ходе предпринимательской деятельности
коммерческих организаций (предприятий)
возникают определенные финансовые
отношения, связанные с организацией
производства и реализацией продукции,
оказанием услуг и выполнением работ,
формированием иных финансовых ресурсов
и привлечением внешних источников
финансирования, их распределением и
использованием. Материальной основой
финансовых отношений являются деньги.

Финансы
коммерческих организаций (предприятий) – это
финансовые или денежные отношения,
возникающие в ходе предпринимательской
деятельности, в результате которых
формируется собственный капитал, целевые
централизованные и децентрализованные
фонды денежных средств, происходит их
распределение и использование.

Важнейшим звеном финансовой системы являются государственные и муниципальные финансы, обеспечивающие органы государственной власти и местного самоуправления денежными средствами для осуществления функций, предусмотренных Конституцией РФ и другими законодательными актами.

Материальную основу финансов составляет денежный оборот. Реальный денежный оборот – это экономический процесс, вызывающий движение стоимости и сопровождающийся потоком денежных платежей и расчетов Объектом реального денежного оборота выступают финансовые ресурсы, являющиеся источниками финансирования расширенного воспроизводства

Сущность государственных и муниципальных финансов состоит в том, что они охватывают ту часть денежных отношений по поводу распределения и перераспределения стоимости созданного в обществе совокупного продукта, которая в установленном размере аккумулируется в руках органов государственной власти и местного самоуправления для покрытия расходов, необходимых для выполнения государством и местными органами власти своих функций

В Российской Федерации, исходя из федеративного устройства, государственные финансы включают два уровня: финансы федеральных органов власти и финансы органов субъектов РФ (их 89). Муниципальные финансы являются низовым звеном и выделены в самостоятельный структурный уровень (рис. 1).

В структуре государственных и муниципальных финансов главным элементом выступают взаимосвязанные бюджеты трех уровней – федерального, регионального (субъекта РФ) и местного. Эти взаимосвязи обусловлены неравномерностью развития различных территорий и недостаточностью средств региональных и местных бюджетов. Поэтому для достижения сбалансированности бюджетов существует система перераспределения средств между бюджетами разных уровней.

Читать также:  Лан-тестинг по финансам с ответами

Государственные и муниципальные финансы играют важную экономическую, социальную, политическую роль и выполняют несколько функций.

Прежде всего это функция перераспределения. Благодаря этой функции происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей. Функция перераспределения осуществляется через систему централизованных фондов. Ее результатом является.

1)перераспределение доходов рентабельных отраслей в отрасли с низкой рентабельностью (например, из промышленности в сельское хозяйство);

2)содержание за счет бюджета учреждений непроизводственной сферы;

3)перераспределение доходов между различными социальными группами населения,

4)перераспределение доходов между различными территориальными образованиями.

Регулирующая функция государственных и муниципальных финансов связана с образованием и использованием бюджетного фонда.

Бюджетный фонд образуется за счет налогов, займов, доходов от государственной собственности. Через налоги государство может либо сдерживать экономическую активность и частное потребление, либо, наоборот, стимулировать их. То же касается государственных займов, производительное использование которых может стимулировать рост национального дохода, а непроизводительное отвлекать и без того дефицитные ресурсы на выплату процентов по долгам. Формирование государственной собственности способствует развитию инфраструктуры и сферы общественных услуг, необходимых для нормального функционирования национального хозяйства и обеспечения доступности общественных благ для всех слоев населения. С другой стороны, приватизация сферы общественных услуг (коммунальное хозяйство, здравоохранение, образование и др.) может сдерживать потребление отдельных групп населения, что приводит к снижению их уровня жизни.

Использование бюджетного фонда осуществляется через целевые расходы. Государство, выступая как совокупный хозяйствующий субъект, учитывает экономические интересы всех участников воспроизводственного процесса путем распределения бюджетных средств по разным направлениям деятельности государства и сферам общественного хозяйства. Таким образом достигается сосредоточение финансовых ресурсов на приоритетных, с точки зрения государства, направлениях хозяйственной деятельности. Осуществляя бюджетные расходы, государство может изменять структуру общественного производства, влиять на результаты хозяйствования, проводить социальные преобразования. Большое влияние на экономику страны бюджетный фонд способен оказывать благодаря тому, что он может использоваться в интересах ускорения научно-технического прогресса. Создание принципиально нового механизма бюджетного финансирования науки, совершенствование государственной системы подготовки и переподготовки кадров, использование льготного налогового режима в части обложения прибыли от реализации новых видов продукции и тому подобные бюджетные меры призваны стимулировать научные открытия и новые технические достижения, сокращать сроки их внедрения в производство, а в итоге – служить катализатором ускорения научно-технического прогресса.

Контрольная функция государственных и муниципальных финансов позволяет узнать, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства и местных органов власти, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются. Следует говорить о контрольной функции государственных и муниципальных финансов в узком и широком смысле.

В узком смысле контрольная функция реализуется по следующим направлениям:

1) контроль за правильностью и своевременным перечислением средств в централизованные фонды;

2) контроль за соблюдением заданных параметров централизованных фондов денежных средств с учетом потребностей производственного и социального развития;

3) контроль за целевым и эффективным использованием финансовых ресурсов, осуществляемый на основе составления плановых и отчетных смет образования и расходования денежных средств.

Контрольная функция государственных и муниципальных финансов заключается в том, что через формирование и использование фонда денежных средств государства происходит отражение экономических процессов, протекающих в структурных звеньях экономики. Благодаря этому бюджет может «сигнализировать» о том, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей.

Широкое понимание контрольной функции государственных и муниципальных финансов сводится к сравнению результатов финансовой политики государства с поставленными целями и установленными критериями. Таким образом, речь идет о реализации долгосрочной финансовой политики, в которой основное внимание обращается на предвидение изменений и заблаговременное приспособление к ним порядка и условий финансирования.

Наличие представленных сфер в составе
финансовой системы объективно обусловлено,
так как в любом обществе есть субъекты
хозяйствования, обеспечивающие рынок
товарами и услугами, и любому государству
нужны финансовые ресурсы для осуществления
своих функций.

Каждая сфера финансовой системы в свою
очередь также имеет структурные элементы
и подразделяется на звенья.

Сфера
финансов субъектов хозяйствования, в
состав которой включены следующие
звенья:

Финансы субъектов хозяйствованиявыступают исходной сферой финансовой
системы, так как сфере происходит
формирование первичных финансовых
ресурсов и начинаются процессы
распределения и перераспределения
стоимости. При всем своем многообразии
финансы субъектов хозяйствования
обеспечиваютпроцесс производства
товаров и оказания услуг, постоянного
восполнения и увеличения производственных
фондов и фондов непроизводственного
назначения.

Группировка финансовых отношений внутри
сферы финансов субъектов
хозяйствования
осуществляется: в
зависимости от характера деятельности
субъекта, который оказывает влияние на
источники формирования финансовых
ресурсов, порядок использования средств.
Например, коммерческие организации
в качестве основной цели своей
деятельности преследуют извлечение
прибыли.

Помимо, коммерческих организаций, в
звене финансовой системе функционируют

некоммерческие организации

Некоммерческие организации необходимы
для нормального функционирования
общества для удовлетворения потребностей
населения в образовательных, культурных,
научных, благотворительных и других
благах обществу. Некоммерческие
организации не преследуют в качестве
основной цели получение прибыли.
Полученную прибыль данные организации
распределяют между участниками.
Финансовые ресурсы им необходимы для
осуществления уставной деятельности,
что оказывает влияние и на состав
финансовых отношений, участниками
которых они являются

Следующим составляющим сферы субъектов
хозяйствования являются индивидуальные
предприниматели.

Индивидуальными предпринимателями
являются граждане – участники товарного
производства, занимающиеся
предпринимательской деятельность без
образования юридического лица.

Сфера государственных и муниципальных
финансов, в состав которой включены
следующие звенья:

Посредством сферы государственных и
муниципальных финансов образуются
финансовые ресурсы у органов
государственной власти, местного
самоуправления и внебюджетных фондов.

Финансовые отношения внутри данной
сферы обладают возможностью оказывать
влияние на все остальные сферы и звенья
финансовой системы, а также воздействовать
на объем и структуру общественного
производства, осуществлять регулирование
отраслевых и территориальных пропорций.

Важно!!!Органы государственной
власти и местного самоуправления не
могут существовать без формирования и
использования соответствующихбюджетов,
внебюджетных фондов.

Домашнее хозяйство— это группа
лиц (за исключениемдомашних хозяйств,состоящих из одного лица), совместно
принимающих экономические решения.

Финансы домашних хозяйствфункционируют
посредством денежных доходов и расходов.

Финансы – это отношения, связанные с формированием, распределением и с использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечение условий рыночного воспроизводства.

Государственные финансы – форма организации денежных отношений, участником которых в той или иной форме выступает государство. Государственные финансы — совокупность экономических отношений, система образования и распределения денежных фондов, необходимых государству для содержания его органов и выполнения присущих ему функций.

Муниципальные финансы – это денежные отношения, складывающиеся между органами местного самоуправления, с одной стороны, и органами государственной власти, юридическими и физическими лицами, с другой стороны, в процессе стоимостного распределения и перераспределения национального дохода (частично и национального богатства) в связи с формированием, распределением и использованием централизованных фондов денежных средств муниципальных образований, обеспечивающих потребности органов местного самоуправления при решении экономических и социальных задач.

Читать также:  ДЕПАРТАМЕНТ ФИНАНСОВ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ТВЕРИ ТЕЛЕФОНЫ

И государственные, и муниципальные финансы выполняют следующие функции: распределительную; регулирующую; контрольную.

Распределительная функция государственных и муниципальных финансов заключается в том, что через распределение и перераспределение внутреннего валового продукта (ВВП) и части национального дохода обеспечиваются общегосударственные потребности, формируются источники финансирования общественного сектора экономики, достигается сбалансированность бюджетов и внебюджетных фондов в рамках единой бюджетной системы Российской Федерации. Государственные и муниципальные финансы функционируют на основе перераспределения финансовых ресурсов через систему централизованных фондов. С помощью этой функции они обслуживают воспроизводственные процессы как в рамках относительно обособленных структурных образований, так и в общегосударственном масштабе. Таким образом, сущность распределительной функции государственных и муниципальных финансов заключается в том, что вновь созданная стоимость подлежит распределению в целях выполнения денежных обязательств предприятий перед бюджетом. Ее результатом является формирование и использование централизованных фондов денежных средств, содержание непроизводственной сферы экономики.

Регулирующая функция государственных и муниципальных финансов заключается в обеспечении развития различных сфер общественной жизни через систему льгот и экономических программ.

Контрольная функция государственных и муниципальных финансов заключается в установлении контроля рублем за реальным денежным оборотом, участником которого является государство, формированием централизованных фондов денежных средств. Контрольная функция государственных и муниципальных финансов реализуется по следующим основным направлениям: а) контроль за правильным и своевременным переначислением средств в бюджеты; б) контроль за соблюдением заданных параметров централизованных фондов денежных средств с учетом потребностей производственного и социального развития;

Финансовая система – единый комплекс управления финансовыми отношениями, включающий механизм формирования фондов финансовых ресурсов централизованного и децентрализованного назначения, государственные (муниципальные) финансовые органы и финансовые службы предприятий, а также систему взаимосвязей между ними. Финансовая система должна обеспечивать комплексную реализацию всех функций финансов. Это позволяет получить максимальный интеграционный эффект от их взаимодействия и наиболее эффективно использовать финансовые отношения для осуществления государственной экономической политики.

Финансовая система регулирует всю сферу финансовых отношений. Она включает: финансы предприятий и корпораций; бюджетную систему; внебюджетные финансовые фонды; государственные заимствования; фонды страхования; финансы некоммерческих и общественных организаций.

Все звенья (см. рис.) финансовой системы органически связаны между собой и функционируют как единая целостность. Каждое звено финансовой системы представляет собой определенную сферу финансовых отношений, органически связано с процессом расширенного воспроизводства и выполняет присущие ей функции. Если финансы предприятий обслуживают материальное производство, то бюджет через налогообложение мобилизует финансовые ресурсы в основной централизованный фонд государства, а внебюджетные фонды формируются для целевого финансирования определенных социально-экономических мероприятий. Фонды страхования предназначены для возмещения ущерба от стихийных бедствий и других страховых случаев, а государственные заимствования мобилизуют ресурсы населения и предприятий для нужд государства на принципах платности, возвратности и срочности заимствований. Финансы некоммерческих и общественных организаций имеют существенную специфику и обслуживают те организации, которые осуществляют свою деятельность на принципах самоокупаемости, но не получают прибыли и не осуществляют ее капитализации.

Рассмотрим
порядок функционирования звеньев сферы
финансов субъектов хозяйствования, к
которой относятся:

Субъекты хозяйствования образуются и
действуют в определенных
организационно-правовых формах,
закрепленных Гражданским кодексом
Российской Федерации.

Коммерческие организации — это
организации, преследующие извлечение
прибыли в качестве основной цели своей
деятельности.

Организационно-правовые формы коммерческих
организаций также оказывают влияние
на организацию финансов, а именно,
например:

В
соответствии с организационно-правовой
формой в составе финансов коммерческих
организаций выделяются:

Особое место среди них занимают финансы
государственных и муниципальных
унитарных предприятий, так как
финансовые ресурсы унитарных предприятий
находятся в государственной и муниципальной
собственности, при этом унитарное
предприятие распоряжается ими лишь на
праве хозяйственного ведения или
оперативного управления.

Следует отметить, что финансы унитарных
предприятий находятся в государственной
или муниципальной собственности, но,
они не входят в состав сферы государственных
и муниципальных финансов, так как
финансовые отношения этих организаций
аналогичны финансовым отношениям других
коммерческих организаций.

Кроме того,
при создании таких организаций
происходитопределенное имущественное
обособление передаваемых им финансовых
ресурсов; предполагающее не только
организационное выделение соответствующих
денежных средств, но и признание
принадлежности передаваемых средств
конкретной организации с наделением
данной организации совокупностью прав
и обязанностей по их управлению.

Некоммерческие организации — это
организации , не имеющие извлечение
прибыли в качестве основной цели своей
деятельности и не распределяющая
полученную прибыль между участниками.

В
соответствии с организационно-правовой
формой в составе финансов некоммерческих
организаций выделяются:

Отдельное
место в звене финансов некоммерческих
организаций занимают финансы бюджетных
учреждений:

Следует
отметить, что финансы бюджетных
учреждений входят в состав финансов
субъектов хозяйствования, так как при
их создании и функционировании (по
аналогии с унитарными предприятиями)
происходит обособление имущества и
финансовых ресурсов, а также наделение
бюджетного учреждения правом распоряжения
этим имуществом (т.е. правом оперативного
управления).

Как звено финансовой системы появилось
с началом рыночных преобразований в
Российской Федерации, когда у граждан
появилось право заниматься
предпринимательской деятельностьюв качестве индивидуальных предпринимателей.

Под предпринимательской деятельностьюпонимается самостоятельная, осуществляемая
на свой риск деятельность, направленная
на систематическое получение прибыли
от пользования имуществом, продажи
товаров, выполнения работ или оказания
услуг лицами, зарегистрированными в
этом качестве в установленном законом
порядке.

Индивидуальными предпринимателями
могут выступать юристы, врачи, детективы,
фермеры, а также граждане, осуществляющие
свою деятельность в сфере розничной
торговли, и т.д. Их финансовые отношения
специфичны, так как в хозяйственный
оборот предпринимателей вовлекаются
их личные доходы и накопления, и наоборот,
предпринимательский доход может
использоваться не только на ведение и
расширение дела, но и на личное потребление.

Рассмотрим порядок функционирования
звеньев сферы государственных и
муниципальных финансов, к которой
относятся:

В составе
сферы государственных и муниципальных
финансов Российской Федерации можно
выделить следующие организационные
формы бюджетов, которые соответствуют
уровню
власти либо местного
самоуправления:

Федеральный
бюджет — является основным инструментом
перераспределения валового внутреннего
продукта, созданного в масштабах
государства. На федеральном уровне
происходит формирование основных
направлений бюджетной политики в стране,
а также определяются основные принципы
построения межбюджетных отношений.

Бюджеты
субъектов РФ (региональные бюджеты)

В настоящее
время в результате объединения ряда
субъектов РФ общее количество бюджетов
субъектов Федерации составляет 83.

В настоящее
время в Российской Федерации функционирует
два звена местных бюджетов.

второе
звено:бюджеты городских и сельских
поселений.

Переход к рыночным отношениям привел
к появлению нового звена финансовой
системы — внебюджетных фондов.

Следует отметить, из истории, что в
финансовой системе бывшего Советского
Союза, куда входила и Россия (бывшая
РСФСР), не существовало внебюджетных
фондов как самостоятельного звена
государственных финансов. Бюджет
государственного социального страхования,
который формировался с 1938 г., входил в
состав Государственного бюджета СССР.

Читать также:  Экономика и финансы малого бизнеса М 1999, А. Муравьев, Н. Д. Организация, экономика и управление

В 1990-х гг. в условиях возрастающих
социальных рисков, а также в соответствии
с требованиями международного права,
средства государственного социального
страхования были выделены из состава
бюджетной системы.

В результате
этого, были созданы:

В 1990-х гг. было создано множество
внебюджетных фондов экономического
назначения на всех уровнях управления,
появились дорожные фонды, экологические
фонды, фонды финансирования жилищного
строительства и т. п.

Однако введенный в действие Бюджетный
кодекс РФ внес существенные изменения,
касающиеся состава внебюджетных фондов,
механизма их формирования и использования.

В настоящее
время в России функционируют только

Средства этих фондов используются в
качестве дополнительного источника
финансирования социального обеспечения
населения.

Пенсионный фонд РФ- фонд денежных
средств, образуемый вне федерального
бюджета, является основной материальной
базой пенсионного обеспечения.

Также пенсионный фонд является самым
крупным из всех государственных
внебюджетных фондов. Его важное место
в составе финансовой системы Российской
Федерации объясняется социальной
значимостью (в России около 35 млн
пенсионеров) и большим объемом мобилизуемых
в нем финансовых ресурсов.

Фонд социального страхования РФ
является вторым среди внебюджетных
фондов по объему перераспределяемых
финансовых ресурсов. Предназначен для
осуществления государственных гарантий
по социальному обеспечению граждан в
случае временной нетрудоспособности
при болезни, инвалидности, рождения и
воспитания детей и др.

Фонды обязательного медицинского
страхованияобеспечивают гражданам
РФ возможность бесплатного получения
некоторых видов медицинской помощи.

В частности, в гарантированный объем
бесплатных медицинских услуг включаются:

Бюджетный
кодекс РФ. Является одним из основных
правовых актов, регламентирующих
функционирование государственных
внебюджетных фондов в РФ. Устанавливает:

Бюджеты
государственных внебюджетных фондов
рассматриваются и утверждаются в форме
федеральных законоводновременно
с принятием закона о федеральном бюджете
на очередной финансовый год и плановый
период.

Государственные и муниципальные финансы — это основа деятельности государства и органов местного самоуправления. Вряд ли можно представить государство, в руках которого не было ни единого рубля. Только располагая достаточным количеством денежных средств, государство может осуществлять социальную политику, поддерживать отдельные отрасли хозяйства, проводить научные исследования или обеспечивать обороноспособность.

Государственные финансы — это мощный рычаг макроэкономического регулирования. Посредством умелого использования этого инструмента государство может решать самые разные задачи: регулировать темпы экономического роста, поддерживать стабильность денежной единицы, регулировать уровень ссудного процента, сглаживать конъюнктурные колебания.

В России государство только начинает осваивать этот важный экономический инструмент. После принятия Бюджетного кодекса РФ работа по составлению и утверждению бюджета приобрела строго регламентированные и законные рамки. Что касается исполнения бюджета, особенно контроля за использованием бюджетных средств, то эта работа, по большому счету, только начинается. Российское государство еще не научилось в должной мере строить такую налоговую систему, которая бы в полной мере учитывала и одновременно согласовывала разные интересы, представленные в обществе. Оно еще не привыкло по-хозяйски и рационально распоряжаться своими доходами, не научилось оптимизировать свои расходы в условиях ограниченного количества ресурсов. Недостаточен опыт и в области управления государственным долгом, неконтролируемый рост которого чуть было не вверг страну в ситуацию суверенного дефолта в 1998 г.

Много сделано за последние годы в области межбюджетных отношений. Однако до сих пор предлагаются и отрабатываются многочисленные модели взаимосвязей бюджетов разных уровней, разные схемы распределения расходных и доходных полномочий, без которых трудно надеяться на то, что жизнь большинства граждан в городах, поселках, мегаполисах или областях будет спокойной и обеспеченной.

Сущность и функции государственных и муниципальных финансов. Важнейшим звеном финансовой системы являются государственные и муниципальные финансы, обеспечивающие органы государственной власти и местного самоуправления денежными средствами для осуществления функций, предусмотренных Конституцией РФ и другими законодательными актами.

Сущностьгосударственных и муниципальных финансов состоит в том, что они охватывают ту часть денежных отношений по поводу распределения и перераспределения стоимости созданного в обществе совокупного продукта, которая в установленном размере аккумулируется в руках органов государственной власти и местного самоуправления для покрытия расходов, необходимых для выполнения государством и местными органами власти своих функций.

В Российской Федерации, исходя из федеративного устройства, государственные финансы включают два уровня: финансы федеральных органов власти и финансы органов субъектов РФ (их 89). Муниципальные финансы являются низовым звеном и выделены в самостоятельный структурный уровень (рисунок 3).


К ЗВЕНЬЯМ СФЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТНОСЯТСЯ

Рисунок 3 — Структурный уровень государственных и муниципальных финансов

Все три уровня государственных и муниципальных финансов тесно связаны между собой и образуют единую систему.

В структуре государственных и муниципальных финансов главным элементом выступают взаимосвязанные бюджеты трех уровней — федерального, регионального (субъекта РФ) и местного.

Прежде всегоэто функцияперераспределения. Благодаряэтой функции происходит концентрация денежных средствв руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей. Функция перераспределения осуществляетсячерез систему централизованных фондов. Ее результатом является:

1) перераспределение доходов рентабельных отраслей в отрасли с низкой рентабельностью(например, из промышленности в сельское хозяйство);

3) перераспределение доходов между различными социальными и группами населения;

4) перераспределение доходов между различными территориальными образованиями.

Регулирующаяфункция государственных и муниципальных финансов связана с образованием и использованием бюджетного фонда.

Бюджетный фонд образуется за счет налогов, займов, доходов от государственной собственности. Через налоги государство может либо сдерживать экономическую активность и частное потребление, либо, наоборот, стимулировать их. Тоже касается государственных займов, производительное использование которых может стимулировать рост национальною дохода, а непроизводительное отвлекать и без того дефицитные ресурсы на выплату процентов но долгам. Формирование государственной собственности способствует развитию инфраструктуры и сферы общественных услуг, необходимых для нормального функционирования национального хозяйства и обеспечения доступности общественных благ для всех слоев населения. С другой стороны, приватизация сферы общественных услуг (коммунальное хозяйство, здравоохранение, образование и др.) может сдерживать потребление отдельных групп населения, что приводит к снижению их уровня жизни.

Использование бюджетного фонда осуществляется через целевые расходы. Государство, выступая как совокупный хозяйствующий субъект, учитывает экономические интересы всех участников воспроизводственного процесса путем распределения бюджетных средств по разным направлениям деятельности государства и сферам общественного хозяйства. Таким образом достигается сосредоточение финансовых ресурсов на приоритетных, с точки зрения государства, направлениях хозяйственной деятельности. Осуществляя бюджетные расходы, государство может изменять структуру общественного производства, влиять на результаты хозяйствования, проводить социальные преобразования. Большое влияние на экономику страны бюджетный фонд способен оказывать благодаря тому, что он может использоваться в интересах ускорения научно-технического прогресса. Создание принципиально нового механизма бюджетного финансирования науки, совершенствование государственной системы подготовки и переподготовки кадров, использование льготного налогового режима в части обложения прибыли от реализации новых видов продукции и тому подобные бюджетные меры призваны стимулировать научные открытия и новые технические достижения, сокращать сроки их внедрения в производство, а в итоге — служить катализатором ускорения научно-технического прогресса.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *