КАК КОНТРОЛИРОВАТЬ ФИНАНСЫ ОРГАНИЗАЦИИ

От того, насколько профессионально организовано управление финансами предприятия
, напрямую зависят позиция компании на рынке и размер её прибыли.

Построение системы финансового менеджмента включает в себя разработку арсенала инструментов, способных повысить эффективность работы не только финансовой службы, но и организации в целом. Поэтому изучение вопросов оптимизации системы управления финансами актуально для любой компании, особенно в условиях нестабильной экономической ситуации.

В чем заключается управление финансами организации или предприятия

Управление финансами предприятия — это работа финансового менеджера, который планирует, организует и контролирует все операции компании, анализирует изменения в структуре и объёмах фондов денежных ресурсов, проводит мониторинг финансовых потоков. Для управления ресурсами организации финансовый менеджер применяет различные инструменты финансового механизма.

Финансовый механизм (менеджмент) предприятий — это совокупность инструментов воздействия на финансы предприятия, целью которых является организация работы компании в финансовой сфере, эффективное управление имуществом организации и его источниками, достижение плановых показателей деятельности, определяемых на основе профессиональных компетенций сотрудников, требований нормативно-правовых актов, теоретических концепций и реалий рынка.

Финансовый механизм можно рассматривать с разных точек зрения: с объективной — как систему управления, построенную на основе постулатов экономических концепций и законов, и с субъективной — как совокупность инструментов, применяемых предприятием на определённой стадии развития для решения конкретных задач. Реализация финансового механизма в деятельности предприятия осуществляется путём управления экономическими показателями, нормативами и другими инструментами (такими как прибыль, рентабельность, себестоимость, налоговая база, коэффициент оборачиваемости задолженности и др.).

Ключевая цель финансового механизма — максимизация результатов от выполняемых финансами функций, в том числе обеспечение деятельности организации достаточными финансовыми ресурсами, избежание кассовых разрывов. При этом финансирование потребностей организации может осуществляться как за счёт собственных ресурсов, так и при дефиците за счёт заёмных.

Финансовая деятельность предприятия — это совокупность действий сотрудников финансового подразделения, предполагающая принятие и реализацию решений в сфере финансового менеджмента. В широком смысле финансовая деятельность и управление финансами предприятия – это схожие категории.

Какие цели преследует управление финансами предприятия

Ключевые цели управления финансами предприятия — это максимизация прибыли, капитализации (рыночной стоимости) и платёжеспособности (ликвидности) компании в целях удовлетворения интересов собственников. Реализация этих целей входит в обязанности руководителя финансового подразделения организации.

Цель № 1. Максимизация прибыли за период времени (год)

Управление финансами коммерческого предприятия нацелено на получение прибыли. Максимизация этого показателя, соответственно — то, к чему стремится каждая компания. Прибыль не только позволяет обеспечить дальнейшее развитие предприятия (за счёт инвестирования в различные направления), но и отражается степень эффективности работы организации. От роста прибыли напрямую зависит увеличение доходов владельцев бизнеса. Прибыль рассчитывается как разница между выручкой и себестоимостью. В денежном выражении она отражает результаты деятельности предприятия. Эффективность работы компании в относительном выражении определяется на основе показателя рентабельности, который рассчитывается как соотношение полученной прибыли к выручке или другим показателям (себестоимости, капиталу, активам и др.).

Цель № 2. Рост стоимости акционерного (собственного) капитала

Публичные компании, акции которых вращаются на фондовом рынке, заинтересованы в увеличении их рыночной стоимости или капитализации компании. Во-первых, это влияет на размер выплачиваемых акционерам компании дивидендов. Во-вторых, от рыночной стоимости компании зависит размер прибыли, которую акционер заработает при продаже своего пакета акций либо в случае реструктуризации или банкротства компании. Рыночная стоимость акционерного капитала компании рассчитывается как произведение рыночной цены одной акции на их общее количество на рынке. Цель

№ 3. Обеспечение ликвидности (платежеспособности)

Максимизация прибыли и рыночной стоимости компании тесно взаимодействует с поддержанием её ликвидности или платёжеспособности. Ликвидность — это возможность предприятия своевременно и в полном объёме рассчитываться по своим долгам. Управление платёжеспособностью происходит за счет формирования и поддержания платёжной дисциплины компании. В её основе лежит управление дебиторской и кредиторской задолженностью: предварительный анализ платёжеспособности контрагентов, мониторинг соблюдения дебиторами условий по оплате отгруженных товаров, формирование резервов по просроченным долгам и их списание по прошествии трёх лет, своевременное погашение собственных долгов, в том числе за счёт кредитных ресурсов.

Ответственность за управление финансами предприятия (финансовый менеджмент)

Построение работы финансовой службы, подбор квалифицированных специалистов и мониторинг за процессом и результатами их деятельности — ключевые обязанности любого руководителя. Внедрением системы финансового менеджмента в компании, как правило, занимается специальное подразделение, которое может быть представлено либо одним сотрудником, либо полноценным отделом. Во главе такой финансовой службы стоит собственный руководитель. Исходя из размеров организационной структуры и отраслевой специфики предприятия функции финансового управления могут быть распределены между несколькими подразделениями. В российской и зарубежной практике функции финансового менеджмента разделены между следующими руководителями:

  • финансовый директор отвечает за составление и реализацию бюджетной политики, а также за контроль использования собственных и заёмных ресурсов компании.
  • главный бухгалтер контролирует и учитывает ресурсы компании и их источники.
  • генеральный директор формулирует финансовую стратегию, разрабатывает финансовую политику предприятия.

Такое разделение функций по управлению финансами между различными подразделениями предполагает разграничение сфер ответственности и организацию их скоординированной деятельности.

В нашей стране и за рубежом подходы к организации деятельности финансовых служб отличаются. В западных компаниях бухгалтерия и финансовый отдел напрямую подчиняются финансовому директору, который отчитывается перед генеральным директором. В России традиционно бухгалтерия в лице главного бухгалтера подчиняется сразу генеральному директору.

В дальнейшем в зависимости от потребностей компании в её организационной структуре создаются дополнительные финансовые подразделения, которые подчиняются либо главному бухгалтеру, либо финансовому директору. Выбор модели организации финансовой службы осуществляется компанией самостоятельно.

Традиционно должностные обязанности в сфере планирования и управлениями финансами предприятия разграничиваются между руководителями следующим образом.

  1. Генеральный директор занимается организацией работы финансовой службы. Он нанимает и освобождает от должности руководителей финансовых подразделений, обеспечивает стратегическое управление финансами предприятия, формулирует направления проведения финансового менеджмента, контролирует достижение ключевых показателей деятельности, несёт ответственность за правильность оформления налоговых документов и своевременность их предоставления в налоговые органы.
  2. Финансовый директор берет на себя задачу финансового прогнозирования и планирования. Он организует оперативное управление финансами предприятия: анализирует отчётность, принимает решение о размерах выплачиваемых дивидендов, анализирует потребность в заемных ресурсах и условия их получения, следит за платёжной дисциплиной и ликвидностью организации. Также в обязанности финансового директора входит проведение инвестиционной политики компании (анализ инвестиционных проектов, определение сроков окупаемости и рентабельности, поиск источников финансирования), организация страхования от различных видов рисков, управление запасами (расчёт их норм и нормативов в производстве), валютными ценностями и финансовыми инструментами компании.
  3. Главный бухгалтер занимается выполнением следующих должностных обязанностей: анализирует расходы и доходы компании, ведет бухгалтерский учет и учет расходов, подготавливает необходимые данные для формирования отчётности компании в соответствии с требованиями ПБУ, отвечает за нарушение сроков уплаты налогов и сборов, организует краткосрочное финансовое планирование на предприятии.

Ведение каких отчетов подразумевает управление финансами предприятия

В рамках управления финансами каждая коммерческая организация обязана регулярно составлять следующие виды отчётов: бухгалтерский баланс, отчёт о прибылях и убытках (финансовых результатах), а также приложения к ним (отчёт об изменениях капитала, отчёт о движении денежных средств, отчёт о целевом использовании полученных средств).

Каждый вид отчетности компании выполняет определенные функции.

1. Баланс компании формирует полную картину о функционировании организации и даёт возможность:

  • выяснить, прибыльно или убыточно предприятие на конкретный момент времени;
  • проанализировать соотношение собственных и заёмных средств в структуре капитала;
  • определить уровень деловой активности компании;
  • рассчитать рентабельность компании и проанализировать эффективность использования материальных и финансовых ресурсов;
  • определить показатели ликвидности и платёжеспособности компании.

2. Отчет об изменениях объемов капитала раскрывает информацию обо всех изменениях в структуре собственных ресурсов компании и отражает данные о доли собственных акций, выкупленных у акционеров. Функции отчёта:

  • анализ движения собственного капитала, сформированного обыкновенными и привилегированными акциями;
  • оценка доходности акций компании;
  • контроль и анализ направлений использования прибыли компании (формирование различных фондов потребления и накопления, размер выплачиваемых дивидендов).

3. Отчет о движении денежных потоков формирует полную картину обо всех поступлениях и выплатах компании в разрезе основной, инвестиционной и финансовой деятельности. Функции отчёта:

  • оценить результаты деятельности компании (дефицит или профицит ресурсов) по трём направлениям деятельности;
  • выявить кассовые разрывы и текущий дефицит денежных средств и определить источники их покрытия.

С целью проведения мониторинга результатов деятельности в организациях применяются следующие виды учёта.

  1. Управленческий. Это система сбора, обработки и анализа показателей о работе компании, предназначенная для собственных нужд компании (руководителей среднего звена и топ-менеджмента). Формы отчетности разрабатываются исходя из потребностей и особенностей функционирования компании, поэтому управление финансами малого предприятия и управление финансами производственного предприятия могут отличаться. На основе управленческих отчетов оцениваются ключевые показатели деятельности организации, определяются резервы их роста и пути оптимизации.
  2. Финансовый. Это законодательно регулируемая система учета информации о деятельности компании. Ключевыми пользователями отчётности являются внешние субъекты (налоговые органы, банки, аудиторские компании). Все операции отражаются в соответствии с требованиями бухгалтерского учета, закрепленного в соответствующих ПБУ.
  3. Налоговый. Это также законодательно регулируемая система учета первичной информации. Целью формирования отчетности является определение налоговой базы по уплачиваемым организацией налогам и сборам. Основными пользователями данной отчетности выступают налоговые органы.

Основные методы управления финансами предприятия

В основе финансового менеджмента лежат специальные методы и инструменты, с помощью которых осуществляются управление финансами и финансовый анализ предприятия. Эффективность управления определяется выбором наиболее оптимальных методов и инструментов из арсенала финансового менеджера для решения поставленных целей и задач.

Ключевыми методами управления финансами являются операционная система, контроль и кратко- и долгосрочное планирование.

Грамотно организованная операционная система предприятия влияет на финансовые результаты деятельности (прибыль или убыток), позволяет оптимизировать движение денежных средств компании и минимизировать затраты.

Контроль финансов дает возможность проводить план-фактный анализ значимых показателей деятельности, выявлять ошибки и недочеты в системе управления финансами и оперативно их исправлять.

Читать также:  МИНИСТР ФИНАНСОВ АБХАЗИИ ВЛАДИМИР ДЕЛБА

Планирование является основой финансового менеджмента. Оно строится на анализе текущего состояния организации и составлении планов развития компании с учетом выбранной стратегии, условий рыночной среды и влияния других внешних факторов. Финансовый план организации базируется на информации, полученной из различных источников (например, из бухгалтерской и статистической отчетности).

Эффективная операционная система, планирование и контроль позволяют минимизировать потенциальные риски для компании. Кроме того, в рамках риск-менеджмента применяются и другие методы управления финансами предприятия.

  1. Моделирование – создание и анализ возможных вариантов развития компании при наличии нескольких переменных. Дает возможность заранее разработать план действий компании при реализации негативных сценариев.
  2. Мониторинг – это прогнозирование, выявление условий появления и анализ результатов наступления рисковых событий.
  3. Объединение вероятных опасностей для бизнеса дает возможность минимизировать предполагаемые убытки компании.
  4. Разделение ответственности предполагает делегирование ответственности за наступление рисковых событий всем участникам финансовых отношений (инвесторам, контрагентам, другим структурным подразделениям компании). Потери каждого из участников по отдельности будут существенно меньше суммарных убытков организации.
  5. Исключение потерь дает возможность оценить потенциально не выгодные финансовые решения, просчитав убытки компании от их реализации (например, использовать долгосрочный банковский кредит для финансирования кассового разрыва).
  6. Диверсификация означает инвестирование в различные активы, отличающиеся по срокам, доходности и, соответственно, рискованности.

Как строится антикризисное управление финансами предприятия

Профессиональное управление финансами в нестабильных условиях рынка – залог успешной работы компании и дальнейшего ее развития.

В кризис многие организации испытывают значительные трудности в процессе работы, так как вынуждены искать решение противоречивых вопросов. Так, с одной стороны, у организации есть обязательства по погашению задолженности перед кредиторами (банками и контрагентами). С другой стороны, компания остро нуждается в денежных ресурсах для поддержания своей деятельности и генерации прибыли. На одной чаше весов оказывается возможность развития предприятия, на другой – возможные убытки, связанные с выплатой пени по просроченной задолженности. В результате большинство компаний принимают решение не портить свою деловую репутацию и кредитную историю и приостанавливают реализацию инвестиционных программ по причине отсутствия финансирования.

По оценкам специалистов, ошибки в управлении финансами в условиях кризиса могут привести к перерасходу бюджета компании на треть. Это может быть связано с тем, что расходы предприятия не были вовремя и правильно урезаны. Другая причина – отсутствие системы планирования и контроля, интуитивное использование полученной прибыли, без оценки последствий применяемых решений.

На каких принципах строится управление финансами в условиях кризиса

  1. Ранняя диагностика кризисных явлений в финансовой деятельности организации. С целью предупреждения развития неблагоприятных ситуаций и возникновения риска банкротства очень важно проводить мониторинг финансового состояния компании, а также следить за развитием событий в экономической и политической сфере общества. Прогнозирование влияния мировых кризисов на деятельность организации позволит принять необходимые меры заранее и избежать негативных последствий.
  2. Срочность реагирования на кризисные явления. В условиях кризиса большое значение получает оперативное управление финансами предприятия. Финансовой службе в лице финансового директора или главного бухгалтера необходимо быстро принимать управленческие решения: сокращать расходы, замораживать инвестиционные проекты, добиваться возврата дебиторской задолженности от контрагентов и др. Это даёт компании конкурентные преимущества перед другими игроками рынка.
  3. Адекватность реагирования организации на степень реальной угрозы ее финансовому равновесию. Комплекс антикризисных мероприятий, применяемых финансовым менеджером, должен соответствовать определённым требованиям: взвешенность (учет внутренних и внешних факторов), сопоставимость.
  4. Полная реализация внутренних возможностей выхода организации из кризисного состояния. Нестабильность экономической ситуации в условиях кризиса объясняет необходимость использования преимущественно собственных ресурсов для финансирования деятельности компании. Привлечение заемных средств (например, банковских кредитов) может повысить риски потери платёжеспособности и ликвидности организации.

Главные направления управления финансовыми потоками предприятия в кризис

Обеспечение достаточности денежных средств

Рассчитать оптимальный для предприятия объём свободных денежных средств можно с помощью различных методов.

  1. Уточненный метод. Базируется на плановых значениях объемов производства и реализации продукции. Исходя из размеров выручки и дебиторской задолженности контрагентов рассчитывается поступление денежных средств на расчетный счет (или в кассу) компании.
  2. Укрупненный метод. Используются фактические данные по выручке за предыдущие периоды, на их основе рассчитываются средние показатели, значения которых применяют для прогнозирования объемов денежных средств.
  3. Экспресс-метод. На основе средних значений выручки за фактический период рассчитываются плановые показатели. Это достаточно упрощенный метод, который применим при управлении финансами малого предприятия.

Потребность в денежных средствах определяется по следующей формуле Дпл = (ОПпл: ОПср)*Дср – Апол + Апол
.ср, где

  • Дпл — плановый объём выручки от продажи товаров, работ, услуг;
  • Дср — средняя выручка, рассчитанная на основе фактических значений за предыдущие периоды;
  • ОПпл — объём товаров, отгруженных покупателям со склада предприятия;
  • ОПср — средний объём товаров, отгруженных покупателям со склада предприятия, рассчитанный на основе фактических значений за предыдущие периоды;
  • Апол — полученные от контрагентов авансовые платежи в плановом периоде;
  • Апол. ср. — средний размер авансовых платежей от клиентов, рассчитанный на основе фактических значений за предыдущие периоды.

Все показатели измеряются в денежном выражении (в рублях).

Экономия на текущих затратах предприятия

Главная цель финансового менеджмента в условиях кризиса – сокращение расходов, управление дебиторской и кредиторской задолженностью. Это достигается путём использования предоплаты по контрактам с покупателями и работы с проблемными, просроченными обязательствами.

Реструктуризация кредиторской задолженности предприятия

Последствия экономических кризисов затрагивают всех игроков рынка. Поэтому и компании, и банки заинтересованы в своевременном погашении как основного долга по кредиту, так и процентов по нему. Достичь этого позволяет реструктуризация долга, которая предоставляет заемщику более выгодные условия погашения, а банку – сохраняет возможность получения процентных доходов по изначально сомнительному кредиту.

Отличительные черты реструктуризации:

  1. изменение сроков погашения кредита (как правило, среднесрочные кредиты трансформируются в долгосрочные);
  2. уменьшение ежемесячных платежей (за счет изменения сроков и процентных ставок);
  3. списание части долга (при согласии банка);
  4. предоставление беспроцентной отсрочки на погашение (так называемый льготный период).

Управление дебиторской задолженностью

Управление финансами предприятия в условиях нестабильной экономической ситуации требует грамотного управления её дебиторской задолженностью. Главная цель – ускорение оборачиваемости дебиторской задолженности, то есть максимально быстрое её погашение покупателями. Это возможно за счет тщательного предварительного анализа платёжеспособности клиентов, использования авансовой системы оплаты или полной предоплаты до отгрузки продукции.

Реструктуризация компании обычно рассматривается как последний выход из сложившейся неблагоприятной для компании ситуации. Это связано с тем, что данный инструмент антикризисного управления достаточно трудоёмкий. Суть реструктуризации состоит в изменении организационной структуры и организационно-правовой формы компании путём слияния, поглощения или присоединения к другой организации.

Как оценить эффективное управление финансами предприятия

Управление финансами предприятия осуществляется в разрезе следующих направлений:

  • финансовые отношения;
  • политика в области выпуска ценных бумаг и выплаты дивидендов;
  • управление финансовыми и реальными инвестициями компании.

Оценка эффективности принимаемых решений в этих сферах требует разработки соответствующей методики, включающей выбор объектов и критериев оценки.

1. Управление оборотными средствами и капиталом. Включает в себя расчет и анализ таких показателей, как коэффициент оборачиваемости, коэффициент загрузки, фондоотдача и фондоёмкость, рентабельность капитала и активов предприятия.

2. Управление финансовыми рисками. Предполагает применение различных инструментов: диверсификация, страхование, хэджирование рисков.

3. Система безналичных платежей. Анализируются эффективность и целесообразность применяемых форм безналичных расчетов, оцениваются скорость проводимых операций и расходы на их проведение.

4. Система бизнес-планирования и бюджетных средств. В данном случае изучаются степень адаптации компании к конъюнктуре рынка, эффективность организационной структуры предприятия.

5. Управление структурой денежных средств компании. Главная цель – минимизировать расходы на привлечение капитала и максимизировать рыночную стоимость компании.

6. Система привлечения инвестиций. Приоритет отдается долгосрочным инвестициям. Наличие “длинных” денег у компании снижает риски потери ликвидности и платёжеспособности.

7. Эффективность работы организации и ее деловая активность. Главные показатели для анализа – периоды оборачиваемости кредиторской и дебиторской задолженности компании.

8. Динамика и уровень финансовых успехов компании. Оцениваются количественные и качественные показатели финансового состояния компании: разные виды прибыли (EBIT, EBITDA, чистая, валовая) и рентабельности (капитала, производства, продаж).

Методика оценки эффективности финансового менеджмента может выглядеть следующим образом

  1. Проводятся беседы с руководителями, берется интервью у персонала, собирается и анализируется документация. Цель – выявить слабые места в управлении финансами предприятия, определить направления совершенствования.
  2. Анализируются все кредитные документы. В качестве информационной базы выступают: кредитные договоры, положения об учетной политике организации, все виды отчетности компании.
  3. Осуществляется контроль финансовой политики компании. Оценка начинается с анализа отклонений фактических показателей деятельности компании от плановых. Если погрешность составляет 5% и более, то далее выясняются причины и рассматриваются способы, как не допустить подобного в дальнейшем.


Внешний госфинконтроль
  1. Счетная палата
    Российской Федерации
  2. Контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации
  3. Контрольно-счетные органы муниципальных образований
Внутренний госфинконтроль
  1. Федеральное казначейство
  2. Органы (должностные лица) исполнительной власти субъектов Российской Федерации
  3. Финансовые органы субъектов Российской Федерации
  4. Органы (должностные лица) исполнительной власти местных администраций
  5. Финансовые органы муниципальных образований

Цели государственного финансового контроля

  • соблюдение бюджетного законодательства
    ;
  • соблюдение иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.


  • Проверки, в том числе:
    • камеральные
      проверки;
    • выездные проверки;
    • встречные проверки;
  • Ревизии
    ;
  • Обследования.

Также возможна классификация методов и по иным признакам.


  1. БК РФ
    , ст. 265.

  2. БК РФ
    , ст. 266.1.

  3. БК РФ
    , Глава 5.

  4. На примере Федерального казначейства
  5. 41-ФЗ от 05.04.2013
    , ст. 4.

  6. 6-ФЗ от 07.02.2011
    , ст. 4.

  7. БК РФ
    , ст. 256.

  8. БК РФ
    , 267.1.


Книги
Статьи
Законы

Для большинства предпринимателей финансы — скучная и непонятная тема. Однако, предпринимателю мало разбираться в области менеджмента, продаж и маркетинга. Также необходимо разбираться в области управления финансового учёта.

Многие предприниматели абстрагируются от темы финансов и считают, что этой сферой должна заниматься бухгалтерия. В статье расскажем, как предпринимателю освоить навыки финансового планирования и с чего начать.

С чего начать управление финансами компании?

Самое главное — это взять деньги компании под контроль. Деньги — это самый ликвидный вид ресурса в компании, но часто люди не умеют с ними обращаться. Иногда ментальные установки с личных финансов перекладываются на сферу бизнеса. Если в личных финансах бардак, то и в финансах бизнеса тоже бардак. 

Читать также:  Какие сайты предлагают широкий спектр статей о криптовалютной технике, технологиях и финансах?

В идеале вести отчёт о движении денег и контролировать финансовый результат бизнеса нужно с первого дня. Однако, предпринимательство и управление — это в  первую очередь про фокус. Когда компания только появляется, финансовый учёт с точки зрения фокуса владельца — это не первый приоритет. Сначала компания работает над продуктом и тем, чтобы рынок его принял. Потом команда работает над продажами. И вот, когда компания начинает набирать обороты и расти, когда появляются первые проблемы с выплатой сотрудникам или поставщикам, когда появляются кассовые разрывы, тогда остро возникает потребность в управлении финансами.

Для того, чтобы начать управлять деньгами компании, нужно следить за тремя основными отчетами:

  1. Отчёт о движении денежных средств —
    это отчёт, где видно, сколько денег на начало месяца, откуда они поступили, по каким статьям они были потрачены и сколько денег осталось на конец месяца. Благодаря ему становится понятно, хватило ли средств, чтобы достичь поставленной цели. Когда владелец анализирует этот отчёт, у него появляется возможность сравнивать разные статьи расходов по месяцам. Например, оценить расходы на рекламу по месяцам. На основании этих данных можно будет принимать управленческие решения. 
  1. Отчёт о прибылях и убытках.
    Или отчёт о финансовых результатах в pnl. Этот отчёт показывает, сколько зарабатывает компания. Многие предприниматели думают, что прибыль — это разница между тем, что пришло и ушло. Но это заблуждение, так как компания может быть прибыльная, но денег не хватает, и возникает кассовой разрыв. Или денег полный сейф, но у компании убытки, и она использует чужие деньги: от клиентов или поставщиков. Чтобы избежать такого разрыва, нужно считать доходы и расходы в отчёте о прибылях и убытках. 

Надо понимать, что прибыль — это все полученные деньги клиентов и все выполненные обязательства перед ними, которые могут быть растянуты во времени. Например, строительная компания строит дом и получила 100% предоплату. Таким образом, в кассе появляются деньги, но доходом эта сумма станет через 5 месяцев, когда заказчику сдадут дом.

  1. Управленческий баланс.
    Часто его путают с бухгалтерским балансом. Бухгалтерский отчёт составляется для налоговой, и в нём показаны все официальные приходы и расходы. Однако руководителю нужно иметь перед глазами реальную картину происходящего в его компании. Благодаря этому отчёту владелец может узнать, что происходит в конкретный момент в его компании: деньги, станки, оборудование, фуры, запасы, дебиторская задолженность и так далее. Взглянув в этот отчёт, владелец поймет реальное положение своих дел. 

Также этот отчёт покажет сумму собственного капитала. Бывает, что компания развивается на свои и на чужие деньги. И хорошо бы знать, сколько приносят компании свои и сколько чужие.

В составлении всех этих отчётов предпринимателям помогают специальные сервисы, которые собирают, анализируют и представляют обработанные данные в удобном формате. В Platrum есть инструмент, который помогает вести финансовый и управленческий учет
, контролировать доходы, расходы и перемещения денежных средств в компании, а также и строить детальные отчеты, в которых прозрачно и наглядно видны данные о движении средств.

КАК КОНТРОЛИРОВАТЬ ФИНАНСЫ ОРГАНИЗАЦИИ

Основные показатели управления финансами

Если деньги не контролировать, то компания всегда будет стараться потратить больше, чем она зарабатывает. Поэтому функция руководителя — контролировать основные финансовые показатели компании.

  1. Чистая прибыль компании.
    Всегда знайте, сколько компания зарабатывает. Важно отслеживать в динамике выручку и прибыль. Может быть такое, что выручка выросла, а прибыль не изменилась или уменьшилась. Это повод задуматься над процессами в компании, над тем, что слишком быстро растут расходы компании. Руководитель должен контролировать, чтобы поступлений было больше, чем оплат. 
  1. Рентабельность собственного капитала (ROE)
    — показатель для сравнения рентабельности предприятий различных отраслей. У владельца компании есть 2 уровня мышления. Первый — операционный, когда он думает о прибыли. Второй — стратегический: его начинает волновать, насколько эффективно его собственный капитал работает в бизнесе. Когда деньги лежат в бизнесе, встаёт вопрос: сколько процентов годовых владелец получит от бизнеса. Бывает, что компания неэффективно использует деньги самого владельца. Поэтому здесь идет речь либо о повышении эффективности, либо о переводе своих денег в другой финансовый инструмент.

ROE = чистая прибыль/сумму собственного капитала.

  1. Выполнение годовых планов по выручке и прибыли.
    Часто предприниматели не ставят финансовые цели. Часто цель компании — увеличить количество клиентов, продаж, сотрудников. Начать планирование финансов можно с анализа рынка и анализа прошлых результатов: какие товары продавали, с каким средним чеком. А также представить, какую цель хотелось бы достичь в будущем. На стыке прошлого и будущего появится ориентир, который можно внести в план. Подробно про планирование финансов компании
    рассказали в нашем блоге.

Когда финансовый результат по выручке и по прибыли запланирован, важно отслеживать его динамику каждый месяц. Не так страшно, если итоговая цель не будет достигнута, так как ошибаясь и имея исторические данные, постепенно можно добиться точности планирования. 

  1. Выручка и прибыль на сотрудника.
    Показатель, который помогает оценить эффективность работы сотрудников и команды. Когда компания нанимает сотрудника, предполагается, что он будет вкладом в компанию, а выручка и прибыль будут расти. Если показатель растёт с увеличением количества людей, это хорошо, если падает, то есть риск, что компания начнёт превращаться в кружок по интересам, и нужно искать этому причину.

Уровни финансового мышления

По мере развития владельца бизнеса, его подход к управлению финансами постепенно меняется:

1. Уровень денежного потока. Такое мышление характерно для начинающих предпринимателей.

2. Чистая прибыль. Когда обороты растут, а прибыль нет, то мышление фокусируется на том, сколько компания зарабатывает.

3. Мышление рентабельности собственного капитала. На этом уровне владелец смотрит на свой бизнес с точки зрения стратегического, а не операционного управления. Происходит оценка эффективности работы собственного капитала. И это говорит о финансовой грамотности руководителя.

Начните управлять финансами самостоятельно, поставьте финансовые цели и вы приятно удивитесь результатам своего бизнеса!

Органы финансового контроля в РФ

В соответствии с п. 2 Указа Президента РФ от 25.07.1996 № 1095 некоторые органы власти в РФ получили официальные полномочия по осуществлению государственного финансового контроля. В числе таковых:

  • Счетная палата РФ;
  • Центральный банк РФ;
  • Министерство финансов;
  • Министерство РФ по налогам и сборам (по итогам административной реформы 2004 года преобразовано в ФНС России, подотчетную Минфину);
  • Государственный таможенный комитет (после 2004 года преобразован в ФТС, которая стала подотчетна правительству).

Ранее к таким органам относилась и Федеральная служба РФ по валютному и экспортному контролю, однако в 2000 году она была упразднена, а ее функции перешли к Минфину и Минэкономразвития.

В п. 2 указа № 1095 также есть положение, согласно которому государственный финансовый контроль могут осуществлять иные органы, компетентные в вопросах мониторинга поступления и расходования средств в рамках бюджетной системы России.

Таким образом, законодательно установленный перечень структур, осуществляющих финансовый контроль в РФ, не является закрытым.

Органы власти в РФ формируются также на уровне местного самоуправления. В соответствии с положениями ст. 12 Конституции России муниципальная власть отделена от государственной. Так что муниципалитеты могут в пределах своих полномочий формировать собственные органы финансового контроля. Таковыми могут быть, к примеру, городская счетная палата или рабочая группа при совете депутатов.

О роли органов финансового контроля в обеспечении финансовой безопасности России рассказал С. Н. Меликсетян — кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ). Получите пробный доступ
к КонсультантПлюс и ознакомьтесь с авторитетным мнением эксперта бесплатно.

Определенными полномочиями в сфере финансового контроля могут быть наделены Генеральная прокуратура, МВД, ФСБ — в пределах решения задач, отражающих вовлеченность данных органов в обеспечение законности бюджетных отношений. Финансовый контроль в общем случае не рассматривается как основной профиль деятельности правоохранительных структур, поэтому данное направление деятельности силовиков чаще всего связано с межведомственными коммуникациями.

Подробнее о задачах финансового контроля читайте в материале «Финансовый контроль: понятие, значение и задачи»
.

Как органы финансового контроля взаимодействуют между собой

Итак, органы финансового контроля в РФ могут взаимодействовать между собой.

Выше мы отметили, что деятельность силовых структур в меньшей степени коррелирует с финансовым контролем, чем деятельность ведомств, компетенция которых определена в указе № 1095. И потому МВД и ФСБ, как правило, в рамках выполнения контролирующих функций взаимодействуют с соответствующими профильными органами.

Так, согласно п. 7 разд. I I приказа Минфина России, МВД РФ, ФСБ РФ от 07.12.1999 № 89н/1033/717 контрольно-ревизионные органы могут по требованию прокурора либо при издании правоохранительными структурами мотивированного постановления инициировать проверку организации любой формы собственности.

В соответствии с п. 3 приказа Генпрокуратуры РФ и Росфиннадзора от 15.04.2014 № 162/117 органы Казначейства и ФТС России (т.к. Росфиннадзор был упразднен 02.02.2016 г.) по факту получения мотивированного требования прокуратуры могут проводить проверки организаций, которые являются участниками бюджетных отношений, распоряжаются средствами внебюджетных фондов либо материальными ценностями, находящимися в собственности государства. Проверки, проводимые в рамках взаимодействия Казначейства, ФТС и Генпрокуратуры, могут также касаться деятельности лиц, осуществляющих валютные операции.

О валютных операциях читайте в статье

«Валютные операции: понятие, виды, классификации»

Вполне возможны подобные коммуникации и между ведомствами, не относящимися к силовым структурам. Так, в соответствии с п. 2.1 ст. 2 соглашения ЦБ РФ от 29.06.2010 № 01-15/3182 и ФНС России № ММВ-27-2/5 Центробанк и налоговики могут обмениваться широким спектром сведений, касающихся лиц, взаимодействующих с 1 ведомством и одновременно интересных другому. Например, ЦБ может сообщать ФНС о банках, в отношении которых приняты меры по ограничению осуществления расчетов по транзакциям юридических лиц. В свою очередь, налоговики могут информировать Центробанк о фактах некорректного перевода денежных средств налогоплательщиков в бюджет по вине кредитных организаций.

Читать также:  Развитие сельского хозяйства, финансирование туризма и импортозамещение в сельском хозяйстве являются основными целями модернизации страны

См. также

«ФСБ может содействовать налоговикам при проверках»


.

Классификация органов, осуществляющих финансовый контроль в РФ

В среде российских экспертов распространен подход, в соответствии с которым органы финансового контроля правомерно классифицировать на 4 основные группы:

1. Контрольно-счетные учреждения, формируемые законодательными органами. Это Счетная палата РФ, а также аналогичные структуры в регионах РФ.

2. Контрольно-ревизионные органы на уровне исполнительной ветви власти. В числе таковых — Минфин России, ФТС России, Федеральное казначейство, ФНС России и Росфинмониторинг.

3. Региональные и муниципальные контрольно-ревизионные структуры.

4. Центральный банк и подведомственные ему учреждения.

Рассмотрим особенности работы организаций, относящихся к указанным выше 4 категориям субъектов финансового контроля, подробнее.

Законодательная власть как субъект финансового контроля

Счетная палата РФ — постоянно действующий орган финансового контроля. Она формируется при участии обеих палат парламента — Совета Федерации и Госдумы. Деятельность Счетной палаты подотчетна данным законодательным структурам.

Основные функции Счетной палаты:

  • контроль за исполнением статей бюджета;
  • контроль за использованием средств государственными внебюджетными фондами;
  • контроль за использованием федеральной собственности;
  • проведение финансовой экспертизы законопроектов, а также НПА, регламентирующих расходование бюджетных средств и соответствующих ресурсов внебюджетных фондов;
  • участие в рассмотрении проектов федерального бюджета Государственной думой.

Основные направления деятельности Счетной палаты:

  • контрольно-ревизионная деятельность;
  • экспертно-аналитическая деятельность;
  • информационная деятельность.

Проверки и ревизии, проводимые экспертами Счетной палаты, как правило, носят выездной характер. Сведения об итогах их проведения могут быть опубликованы по факту оформления результатов проверок в виде заключения.

Что касается участия Счетной палаты в рассмотрении проектов федерального бюджета, данное ведомство, как правило, отвечает за их экспертный анализ на предмет обоснованности различных статей, а также ключевых финансовых показателей, таких как, например, допустимая величина государственного долга или размер дефицита бюджета.

Деятельность экспертов Счетной палаты может быть связана с формированием заключений, касающихся различных проблем государственной финансовой политики, разработки бюджетного законодательства. В компетенции ведомства — изучение проектов международных соглашений РФ, имеющих отношение к формированию бюджета России.

В регионах РФ формируются собственные аналоги Счетной палаты — также при участии законодательных органов власти. Речь идет о контрольно-счетных палатах субъектов РФ. Основные задачи, которые решают данные организации, — оценка обоснованности статей доходов и расходов субъекта РФ, осуществление контроля за исполнением регионального бюджета, содействие целевому и эффективному использованию денежных средств, которые используются муниципалитетами, учреждениями и иными субъектами бюджетной системы региона.

Органы государственного финансового контроля в исполнительной ветви власти

В рамках исполнительной ветви власти работает самый широкий спектр органов финансового контроля. В числе ключевых структур, занимающихся рассматриваемым направлением деятельности:

  • Минфин России;
  • ФНС России;
  • ФТС РФ;
  • Росфинмониторинг;
  • Федеральное казначейство.

Минфин России — если говорить о центральном аппарате ведомства — в общем случае не осуществляет деятельность, связанную с финансовым контролем. Однако он может быть вовлечен в нее по факту издания специального указа Президента либо постановления Правительства РФ.

Минфину подотчетен ряд федеральных служб, которые, в свою очередь, самым активным образом участвуют в финансовом контроле.

В числе таковых — ФНС России. Главная компетенция данного ведомства в части финансового контроля — обеспечение соответствия деятельности налогоплательщиков положениям налогового и бюджетного законодательства. В ходе осуществления контроля ФНС следит за тем, чтобы налоги и сборы платились вовремя и подтверждались корректно составленными документами.

Подробнее о специфике налоговых проверок читайте в статье

«Какие есть виды налоговых проверок?»

Другой орган финансового контроля, подотчетный Минфину, — Казначейство. Главный объект проверок данной структуры — финансово-бюджетные процессы, а также валютные операции. Ведомство контролирует, насколько корректно используются средства бюджета РФ, субсидии, субвенции, кредиты, выявляет нарушения в сфере финансово-бюджетного законодательства, пресекает их.

В свою очередь, Росфинмониторинг подчиняется не Минфину, а Президенту РФ. Данный орган финансового контроля осуществляет мониторинг операций, связанных с различными сделками физических и юрлиц с целью выявления каналов финансирования терроризма и иной незаконной деятельности. Также в компетенции Росфинмониторинга — привлечение к ответственности лиц, которые осуществляют запрещенные законом действия в части оборота денежных средств.

Федеральное казначейство, подотчетное Минфину, в части финансового контроля решает задачи, связанные с обеспечением исполнения госбюджета, государственных программ, эффективным расходованием средств, принадлежащих государству. В полномочиях ведомства — применение мер по устранению нарушений законов, регламентирующих пользование бюджетными средствами, а также принятие превентивных мер в отношении лиц, способных нарушать законодательство в области управления бюджетными средствами.

Органы, осуществляющие финансовый контроль в муниципалитетах и регионах

Органы финансового контроля могут формироваться также на уровне субъектов РФ и муниципалитетов. Несмотря на то что государственная и местная власть в РФ в соответствии с Конституцией независимы друг от друга, соответствующие учреждения решают общие задачи, направленные на обеспечение законности распоряжения бюджетными средствами на уровне региона либо муниципального образования.

Основные методы и правовые механизмы, реализуемые на уровне субъектов РФ, в целом схожи с тему, которые применяются федеральными органами финансового контроля. В свою очередь, муниципальные структуры — в силу локальных особенностей бюджетного процесса — могут использовать частные подходы к организации работы. В некоторых случаях полномочия по осуществлению финансового контроля бюджетных отношений на уровне местной власти одновременно осуществляют несколько локальных учреждений, и это закрепляется муниципальными нормативно-правовыми актами.

Часто к процессам на уровне муниципальных бюджетных коммуникаций, касающимся финансового контроля, подключаются субъекты, не имеющие прямого отношения к структурам власти: независимые аудиторы, общественные группы, НКО.

О том, как финансовый контроль организуется в рамках предприятия, читайте в материале «Организация финансового контроля на предприятии (нюансы)»
.

Банк России как контрольный финансовый орган

ЦБ РФ осуществляет финансовый контроль в сфере денежно-кредитных отношений, расчетов, оборота российского рубля и иностранных валют. Главные функции Банка России:

  • защита рубля от валютных колебаний, обеспечение его достаточной покупательной способности;
  • повышение эффективности работы российских банков;
  • обеспечение эффективной работы платежных систем, функционирующих в РФ;
  • выдача кредитов частным кредитно-финансовым организациям;
  • регистрация новых банков, выдача и аннулирование банковских лицензий;
  • внедрение регламентов осуществления банковских операций.

Ключевые задачи, решаемые ЦБ РФ в рамках финансового контроля и сопутствующих ему видов деятельности:

  • разработка эффективных алгоритмов денежно-кредитной политики;
  • обеспечение достаточной эмиссии наличных денежных средств, организация их корректного обращения;
  • выработка сбалансированной политики в части определения величины ключевой ставки;
  • разработка норм, направленных на повышение эффективности расчетов в рамках различных платежных систем;
  • моделирование экономических процессов, являющихся фактором государственной денежно-кредитной политики.

Осуществляя финансовый контроль, Банк России стимулирует выполнение участниками денежно-кредитных отношений предписаний, содержащихся в положениях федеральных законов, а также НПА, издаваемых конкретными ведомствами и самим ЦБ РФ.

Эффективный финансовый контроль ЦБ — один из ключевых факторов успешного выполнения отмеченных функций ведомства, так как многие из решений, принятых главным банком государства, требуют корректной реализации уже на уровне частных кредитно-финансовых учреждений. Задача ЦБ — проследить, насколько деятельность банков соответствует данному критерию.

О результатах такой деятельности ЦБ читайте в нашей рубрике «Банк»
.

Полномочия ЦБ РФ в области некредитных финансовых отношений

Полезно будет также рассмотреть и такой важный аспект, как осуществление ЦБ РФ финансового контроля в сегментах бизнеса, не связанных с кредитными отношениями. До 2013 года эти контрольные функции выполняло другое ведомство — Федеральная служба по финансовым рынкам. Однако данная структура была упразднена, и полномочия в соответствующей области получил ЦБ.

Некредитные финансовые отношения осуществляются в таких сферах, как:

  • страховой бизнес;
  • рынок ценных бумаг;
  • рынок паевых инвестиционных фондов;
  • рынок негосударственных пенсионных фондов;
  • товарные биржи;
  • рынок услуг кредитных бюро;
  • рынок жилищных кооперативов;
  • рынок электронных платежных систем;
  • рынок микрокредитования.

Деятельность организаций, относящихся к отмеченным сегментам, может потребовать проверок на предмет соответствия не только финансовому законодательству, но и нормам гражданского, налогового права. В этом смысле ЦБ РФ может разделять полномочия по осуществлению мониторинга перечисленных выше структур с другими компетентными органами финансового контроля ,
такими как ФНС России.

Итоги

За финансовый контроль в РФ отвечает ряд государственных структур – каждая в рамках определенной финансовой сферы и определенных полномочий. Ведущая роль среди них отведена контрольно-счетным и контрольно-ревизионным структурам, а также Центробанку. К числу контрольно-ревизионных структур в т. ч. относятся Минфин, ФНС и Федеральное казначейство. Большинство контролирующих структур федерального уровня имеют аналоги на уровне региона и муниципалитета.

Аудит финансового состояния компании должен проводиться регулярно. Это позволит вовремя выявлять проблемные места, устранять недостатки, координировать работу и снижать риск негативных последствий. Кому поручить аудит? Можно ли справиться своими силами, как организовать этот процесс и на что в первую очередь обратить внимание? Расскажем далее.

Для чего компании аудит

Деятельность компании, будь то огромный холдинг с разветвленной структурой дочерних организаций и филиалов, или малое предприятие с мизерным оборотом и штатом, строится на базовых принципах. Среди них: планирование, регулирование, учет, анализ и контроль.

Финансовый контроль или аудит финансово-хозяйственной деятельности  —
это элемент общей системы контроля на предприятии. Он производится наряду с иными видами и формами контроля:

  • входным контролем сырья;
  • пооперационным контролем технологических процессов;
  • приемочным контролем готовой продукции;
  • контролем за исполнением внутренних и внешних регламентов качества и т. д.

Финансовый аудит позволяет оценить экономическую эффективность деятельности предприятия в целом или отдельных его участков и подразделений. С помощью финансового аудита в деятельности компании выявляются проблемные сегменты, причины низких финансовых показателей, оцениваются потенциальные риски и угрозы, намечаются пути их преодоления. По его результатам принимаются управленческие решения руководством компании и ее собственниками, а в некоторых случаях и другими заинтересованными лицами.

Как провести анализ финансово-хозяйственной деятельности, детально рассказываем в материалах специальной рубрики
.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *