Как назывался проект, созданный ученым-механиком и министром финансов Вышнеградским и Вышнеградским в 1884 году?

XPOHOC

Член Врем. арт. к-та (1859–78), ин­же­нер-ме­ха­ник Гл. арт. управ­ле­ния (1867–1878); уча­ст­во­вал в пе­ре­воо­ру­же­нии ар­мии, про­ек­ти­ро­вал круп­ные пред­при­ятия во­ен. пром-сти, ру­ко­во­дил их строи­тель­ст­вом и пе­ре­обо­ру­до­ва­ни­ем (в т. Ох­тин­ско­го по­ро­хо­во­го за­во­да, ме­ха­нич. мас­тер­ских Пе­терб. ар­се­на­ла). Член Со­ве­та ми­ни­ст­ра нар. про­све­ще­ния (1884–1886), уча­ст­во­вал в раз­ра­бот­ке уни­вер­си­тет­ско­го ус­та­ва 1884. Один из тео­ре­ти­ков и ор­га­ни­за­то­ров проф. -тех­нич. об­ра­зо­ва­ния в Рос­сии, гл. раз­ра­бот­чик «Про­ек­та об­ще­го нор­маль­но­го пла­на про­мыш­лен­но­го об­ра­зо­ва­ния в Рос­сии» (1884), на ос­но­ве ко­то­ро­го в 1888 при­ня­то «Ос­нов­ное по­ло­же­ние о про­мыш­лен­ных учи­ли­щах» (дей­ст­во­ва­ло до 1917).

Од­но­вре­мен­но за­ни­мал­ся пред­при­ни­ма­тель­ст­вом, со­сто­ял чле­ном прав­ле­ния ак­цио­нер­ных об­ществ: С. -Пе­тер­бург­ских во­до­про­во­дов (с 1869), Ры­бин­ско-Бо­ло­гов­ской ж. (с 1874), Кие­во-Бре­ст­ской ж. (с 1875), Юго-За­пад­ных железных дорог (с 1878; с 1881 пред. прав­ле­ния об-­ва). К 1887 вла­дел со­стоя­ни­ем на сум­му ок. 1 млн. руб. Со­ве­та тор­гов­ли и ма­ну­фак­тур при Мин-ве фи­нан­сов (с 1872).

УЧЕНЫЙ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ И. ВЫШНЕГРАДСКИЙ

1 января 1887 г. место Бунге занял Иван Алексеевич Вышнеградский. Сначала он был утверждён управляющим Министерством финансов, а ровно через год — министром финансов. Выходец из семьи провинциального священника, Вышнеградский, благодаря своим разносторонним дарованиям, неукротимой энергии и колоссальной работоспособности сумел достичь высочайших высот на научном и общественно-государственном поприще. После окончания Тверской духовной семинарии и физико-математического факультета Главного педагогического института в Петербурге преподавал математику во 2-м кадетском корпусе. С 1862 г. профессор механики Петербургского технологического института, а с 1865 г. профессор практической механики Михайловской артиллерийской академии. Принимал активное участие в перевооружении армии: с 1859 г. в качестве члена Временного артиллерийского комитета, а в период 1867-1878 гг. будучи инженером-механиком Главного артиллерийского управления. По его проектам переоборудовались и создавались патронные, пороховые и орудийные заводы.

В 1875-1878 гг. Вышнеградский директор Петербургского технологического института. Ему принадлежит большая заслуга в создании сильной отечественной школы инженеров-машиностроителей. Вышнеградский является одним из основоположников теории автоматического регулирования и теоретических основ конструирования машин. Разработал проект преобразования технических учебных заведений, участвовал в организации ряда выставок (в том числе русского машинного отдела на Всемирной выставке в Вене в 1873 г. , Лондонской выставке научных предметов 1876 г. , Парижской всемирной выставке 1878 г. , Всероссийской выставке промышленности и художеств 1880 г. в Москве и др. С ноября 1872 г. член Совета торговли и мануфактур. С 1870-х гг. занимался частным предпринимательством: член правления Петербургского общества водопроводов, общества Юго-Западных железных дорог, Рыбинско-Бологовской и Киево-Брестской железных дорог. В 1882-1887 гг. нажил миллионное состояние (удвоил его на посту министра; по другим данным, довёл его до 25 млн руб. Известный журналист и издатель А. Суворин утверждал, что одной только биржевой игрой министр приобрёл 10 млн руб. , так как ему было известно заранее, «какая бумага повышается, какая понижается» (405а, 1997, № 6, с. 28). Близкий к редакции газеты «Московские ведомости», по ходатайству Каткова и кн. Мещерского в 1884 г. Вышнеградский назначен членом Совета министров народного просвещения; участвовал в комиссии по разработке нового университетского устава, выезжал в Австрию для ознакомления с промышленными школами (388, с. 151). По протекции Каткова и Мещерского в апреле 1886 г. назначен членом Государственного совета по Департаменту государственной экономии, а в ноябре того же года становится членом Комитета финансов. Спустя месяц Вышнеградский был вызван в Гатчину к Александру III.

Как явствует А. Половцов: «Государь спросил его мнение о положении наших финансов. Вышнеградский, указывая на их тяжёлое состояние, сказал, что не думает, чтобы возможно было выйти из трудностей умножением мелких налогов, а почитает необходимым изменение коренных оснований финансовой политики» (221, т. 1, с. 473). Монарх поручил Вышнеградскому составить программную записку с конкретными предложениями. Она была подготовлена за несколько дней и 21 декабря передана императору. В этом небольшом документе, написанном на скорую руку, Вышнеградский отмечал: «Деятельность нашей финансовой администрации в ближайшем будущем должна быть направлена главнейшим образом к устранению из нашего бюджета тяготеющего над нами дефицита» (22, д. 572, л. Добиться этого, по его мнению, можно введением питейной и табачной монополии и правильной организацией тарифов на железных дорогах. Он полагал, что с помощью трёх вышеизложенных мер можно было бы увеличить доходы государства на сумму до 120 млн руб. , а также приращение доходов не только бы восстановило равновесие в бюджете, но и доставило некоторый избыток доходов над расходами. Далее Вышнеградский излагает идеи «о необходимости решительным образом вступить на путь покровительственной политики отечественной промышленности» (там же, л.

Из записки видно, что все рекомендуемые меры, за исключением введения монополий, фактически являются продолжением политики Бунге. По свидетельству сенатора В. Безобразова, «у государя была большая борьба в эти дни». Наконец назначение состоялось. Вышнеградский возглавил ведомство финансов. Очередной «взлёт» Ивана Алексеевича вызвал у высшей аристократии бурную реакцию. «Нет человека, который бы не был возмущён назначением Вышнеградского», — уверял Безобразов» (393, 1912, № 11, с. 296, 297). Намекая на «тёмное» прошлое нового руководителя финансов страны, злоязычники называли его «лисой», «Ванькой Каином», «председателем всероссийского конкурсного управления» и распустили слух, что перед вступлением в должность он был вынужден принести присягу на честность. Потешаясь над далеко идущими замыслами Вышнеградского, петербургские остроумцы придумали ему шутовской дворянский герб (386, 1993, № 4, с. 106).

На гербе был изображён орёл с подрезанными крыльями с девизом: Il ne volera plus (что можно перевести двояко: «Он больше не взлетит» или «Он больше не украдёт»). Недоверие выражали и либеральные органы прессы. Зато с удовлетворением потирали руки Катков и Мещерский. Для присмотра за новым министром «лидер консерватизма» приставил к нему публициста «Московских ведомостей» И. Циона. Иван Алексеевич принялся за работу с «юношеским жаром», установил в министерстве жёсткую дисциплину. По свидетельству В. Ковалевского, «у него можно было научиться многому — и по предмету, и по методу работы». Доклады сотрудников «он выслушивал чрезвычайно внимательно, вникая во все подробности, в необходимых случаях тут же делал вычисления и подсчёты. Поэтому доклады тянулись очень долго и докладчики чувствовали себя на экзамене, словно перед профессором» (там же, с. 107). Трудился он как одержимый не щадя сил и здоровья. Был наделён способностью обходиться несколькими часами сна. Если ночью его осеняла новая мысль, он немедленно созывал общий сбор. Курьеры мчались по улицам, вытаскивали из постели сонных чиновников и доставляли их к неутомимому начальнику, чтобы обсудить детали очередного проекта (402а, 1915, 7 марта). К сожалению, как руководитель экономической политики Иван Алексеевич не обладал перспективным видением Бунге и широтой его подхода к оценке народнохозяйственных проблем. На первом месте для него всегда стояли интересы казны. Половцов назвал Вышнеградского «приходо-расходчиком, а не министром финансов» (221, т. И, с. 293). В отличие от Бунге он равнодушно относился к вопросам социальной политики. Управление Вышнеградским важным министерством совпало с экономическим ростом страны, и это определило всю его финансовую политику. Первые шаги Ивана Алексеевича направились по пути, проложенному его предшественником в сторону повышения таможенного дохода. В течение всей второй половины 80-х и начала 90-х гг. происходит непрерывное повышение таможенных тарифов. Уже в 1887 г. были введены покровительственные пошлины на чугун, железо, сталь, металлические изделия, машины, паровозы, суда и руды, каменный уголь. Обложены пошлиной сельскохозяйственные орудия, пряности, лекарства, столярные и токарные изделия, швейные и вязальные нитки и многое другое.

Читать также:  ЧТО ТАКОЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Принятые меры, с одной стороны, способствовали развитию отечественной промышленности, а с другой, увеличивали сумму таможенных сборов. Если в 1881-1894 гг. пошлины составляли 19% по отношению к стоимости ввезённых в страну товаров, то в 1885-1890 гг. — уже 28%, а после введения в 1891 г. общего таможенного тарифа — 35%. По официальным данным, несмотря на некоторое сокращение импорта, доходность от него увеличилась с 1887 по 1892 г. со 107’427 тыс. до 130’552 тыс. руб. (189, с. 640). Сокращение ввоза из-за границы различных товаров привело к значительному увеличению импорта иностранных капиталов, что, безусловно, стимулировало развитие отечественной промышленности. За 12 лет, с 1881 по 1892 г. , сумма иностранных капиталов в акционерных обществах увеличилась на 138 млн, тогда как за предыдущие 20 лет рост их составил 88 млн (96, с. 65).

Параллельно с этим Вышнеградский увеличил налоги — прямые (государственный поземельный, с городских недвижимых имуществ, обложение торговли и промыслов), косвенные (питейный, табачный, сахарный, нефтяной). За время с 1887 по 1892 г. доходы с питейного налога увеличились на 11 млн руб. — с 257’624 тыс. до 269 млн руб. Поступления же с табачного, сахарного, нефтяного налогов возросли на 80% — с 47’255 тыс. до 75’274 тыс. руб. (189, с. 640). Также был введён акциз на спички и осветительные масла, учреждён гербовый сбор. Намерение ввести винную и табачную монополии Вышнеградскому осуществить не удалось. Надо заметить, что идея введения табачной монополии в России ни Вышнеградским, ни его преемниками не была реализована.

Но ему, так же, как и Бунге, приходилось идти на серьёзные уступки продворянской политике правительства. В 1889 г. Комитет финансов признал «помощь дворянству необходимой» и установил льготный земельный кредит помещикам в Дворянском банке, снизив процент, платимый по ссудам до 4 1/2, а также предоставил им ряд дополнительных льгот. Решение это было утверждено императором. Министр настаивал на необходимости мирной внешней политики, уменьшении расходов на вооружение, предлагал начать переговоры с другими странами о разоружении или ограничении новых вооружений. Был противником рабочего законодательства.

В марте 1889 г. Иван Алексеевич образовал Департамент железнодорожных дел, во главе которого был поставлен С. Витте. В этом же году министр провёл тарифную, а в 1889-1890 гг. контрольно-финансовую реформы на железной дороге. Вышнеградский проводил политику выкупа малодоходных железных дорог в казну. Всего было выкуплено 7 тыс. вёрст дорог, принадлежавших частным обществам. Он поддерживал монополии как органы борьбы с перепроизводством и выступал против них, когда те резко повышали цены.

С помощью иностранного капитала Иван Алексеевич стремился ускорить развитие отраслей крупной капиталистической промышленности, которые были необходимы для железнодорожного строительства. В основу своей деятельности министр положил нормализацию денежного обращения. При этом он исходил из плана реформы, ранее подготовленного в министерстве, который предусматривал девальвацию рубля и переход к золотому монометаллизму.

Иван Алексеевич добивался расширения российского эксперта и преодоление хронического дефицита государственного бюджета.

Пытаясь обеспечить положительное сальдо торгового баланса, Вышнеградский форсировал вывоз зерна и хлебных продуктов, которые составляли более 50% ценности всего экспорта России. Как отмечает В. Степанов, для подхлёстывания экспорта министерство широко использовало также налоговый «прессинг», назначая сроки уплаты податей к моменту сбора урожая. Крестьяне вынуждены были вывозить на рынок не только излишки, но и часть необходимого продукта, обрекая себя на систематическое недоедание (386, 1993, №4, с. 110). Внешнеторговая политика министра, проводившаяся под лозунгом «Недоедим, но вывезем», получила название «голодного экспорта».

В ходе операций по конверсии 5-процентных займов в 4-процентные, проведённых в 1888-1890-х гг. , были конвертированы государственные долги на сумму 1,7 млрд руб. Хотя задолженность страны в результате этих операций увеличилась на 277 млн руб. , более длительная рассрочка займов (на 81 год) уже в первые годы дала экономию по ежегодным платежам в размере 21,5 млн руб. , что имело значение для сбалансирования бюджета (377, 1959. № 3, с. 99-102). При Вышнеградском было заключено пять металлических займов на общую сумму 425,1 млн руб. , что позволило увеличить доходы от них со 131’793 тыс. руб. в 1887 г. до 165’777 тыс. руб. в 1892 г. (189, с. 640). Ограничение ввоза, поощрение экспорта и внешние займы с 1889 г. изменили платёжный баланс в пользу России. Это, в свою очередь, дало возможность министру значительно ускорить накопление золотого запаса за счёт платежей по внешней торговле и займов: с 273,7 млн руб. (на 1 января 1888 г. ) до 581,5 млн руб. на 1 января 1893 г. (183, с. 28). Казалось, настойчивая, напряжённая работа Вышнеградского и его сотрудников наконец к 1891 г. принесла долгожданный успех. Прежние хулители вдруг стали говорить о министре как о финансовом гении. Искусство Вышнеградского в организации финансовых сделок и операций международного масштаба завоевали ему громадный авторитет в Европе. По словам язвительной Александры Викторовны Богданович, «в Германии питают большое уважение к Вышнеградскому, говорят даже, что есть только один политик на свете — Бисмарк и один министр финансов — Вышнеградский. Сумел человек заставить о себе думать! А что про него говорили, когда только его назначили?» (73, с. 91—92). Вот уж, действительно, как говорил Наполеон, лучший оратор в мире — успех! Как казалось Ивану Алексеевичу, ничто не предвещало беды. Не обращая внимания на тревожные симптомы весной 1891 г. , он заявил: «Сами не будем есть, но будем вывозить!» Экспорт хлеба составил в том году 391,2 млн пудов. Однако осень 1891 г. принесла несчастье. Центральные губернии России постиг катастрофический неурожай. Вышнеградский принимал экстренные меры, чтобы спасти положение. Министерство с разрешения царя выделило голодающим свыше 160 млн руб. Иван Алексеевич ввёл запрет на вывоз из страны сельскохозяйственной продукции, что несколько снизило цены на хлеб и облегчило участь населения. В 1892 г. экспорт зерна был сокращён до 196,4 млн пудов на сумму 164,1 млн руб. Разность между суммой экспорта и импорта составила лишь 76,1 млн руб. Платёжный баланс в 1893 г. стал пассивным. Внешний 3-процентный золотой заем, совершённый Вышнеградским в 1891 г. , потерпел фиаско. Пытаясь найти новые финансовые ресурсы, министр хотел использовать идею Бунге. Он выдвинул проект о государственном подоходно-прогрессивном налоге, которым предполагалось обложить лиц, располагающих «сравнительно большим достатком». Но это предложение не было принято правительством. В обществе вызревало недовольство. Печать обвинила Вышнеградского в «высасывании» денег из населения. Газеты трубили о развале финансов, фиктивности государственных бюджетов, колебаниях вексельного курса, убыточности конверсий и других прегрешениях (251, с. 109).

Читать также:  В соответствии с законодательством Российской Федерации некоммерческие организации создаются для достижения социальных целей. Следующий элемент и д включает финансы некоммерческих организаций

Только «Московские ведомости» и «Гражданин» пробовали защитить своего сторонника. В Швейцарии с поношениями и клеветой на Ивана Алексеевича выпустил брошюру Цион, изгнанный ранее из Министерства финансов. Надо отдать должное Александру III. Ознакомившись с этим опусом, он не придал ему особого значения (84, с. 273—275). Тем не менее Вышнеградский серьёзно занемог. 30 августа 1892 г. он был уволен от должности министра финансов с оставлением Государственного совета (357, с. 151).

Ученый лукавый поп

Ученый лукавый поп
Среди людей, окружавших трон Анны, должен стоять, сверкая золотыми ризами, святой отец – без него православную государыню, главу Священного синода невозможно и представить. Он и стоит на нашей воображаемой картине, правда, не очень близко от трона

14 Ученый император (945–963)

14
Ученый император (945–963)
К началу 945 г. , когда Константин Багрянородный стал единолично править византийским государством он сильно изменился: это был уже далеко не болезненный юноша, а статный, широкоплечий муж. На его румяном лице, наполовину сокрытом густой черной

Купеческая честь. Предприниматель Иван Семенович Живов (1755–1847)

Купеческая честь. Предприниматель Иван Семенович Живов (1755–1847)
В середине восемнадцатого века касимовский купец Семен Иванович Живов переехал в Москву, где имелось больше простора торговой деятельности, и при смекалке, чего было ему не занимать, можно нажить большой

Мясницкий меценат. Предприниматель и книгоиздатель Козьма Терентьевич Солдатёнков (1818–1901)

Мясницкий меценат. Предприниматель и книгоиздатель Козьма Терентьевич Солдатёнков (1818–1901)
Странный народ старообрядцы, которые сами себя называют староверами Рогожского кладбища, а официальные власти кличут их раскольниками и поповцами. В XIX веке ходили сплетни, что

Дворянин в длиннополом сюртуке. Предприниматель Петр Ионович Губонин (ок. 1828–1894)

Дворянин в длиннополом сюртуке. Предприниматель Петр Ионович Губонин (ок. 1828–1894)
С середины XIX века главным московским жителем становится купец. Он хоть и ходит как мужик в бороде и сапогах, но живет в бывших дворянских особняках, ездит учиться за границу и ворочает

Король русских мукомолов. Предприниматель Антон Максимович Эрлангер (1839–1910)

Король русских мукомолов. Предприниматель Антон Максимович Эрлангер (1839–1910)
Хлеб — всему голова! Хлеб на стол — и стол престол, а хлеба ни куска — и стол доска. Бог на стене, хлеб на столе. Издавна в русском слове прославлен народ-землепашец, взрастивший хлеб. Но мельница

Ученый-разведчик

Ученый-разведчик
Независимо от чьих-либо сомнений атомная проблема оставалась. В конце 1941 года Советский Союз приобрел одного из своих самых эффективных агентов, ведущих разведывательную работу в области атомной проблематики. Это был упоминавшийся выше ученый, который

Лысенко как ученый

Семейный ученый
Но пока умный Костя подрастал, главной интеллектуальной силой в большой романовской семье считалась женщина – одна из самых выдающихся женщин николаевской России. Вюртембергской принцессе Фредерике-Шарлотте-Марии было шестнадцать лет, когда, следуя

Адмирал-ученый

Адмирал-ученый
Грейг не только принимал решения в области кораблестроения и готовил эскизы. Хорошо владея математикой, он производил расчеты, в частности, большое внимание моряк уделял определению парусности судов. До того как адмирал при помощи К. Кнорре предложил

Читать также:  КРЕДИТЫ И ФИНАНСЫ СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ

Ученый скиталец

Ученый скиталец
Как-то раз Камари поведал ученику о своем отчаянии. Никто из врачей, включая самого Камари, оказался не в силах ни вылечить повелителя, ни даже распознать болезнь, от которой занемог бухарский эмир. Хусейн предложил учителю свою помощь, но ему требовалось

Ученый принц

Ученый принц
Почти ровно за сто лет до открытия Америки, в 1394 году, родился португальский принц Дон Энрикес, знаменитый ученый и предсказатель, прозванный Генрихом Мореплавателем. Он был одним из организаторов великих морских экспедиций, но сам поднялся на корабль всего

Предприниматель-патриот Николай Иванович Путилов

Предприниматель-патриот Николай Иванович Путилов
В годы Крымской войны 1853—1856 гг. основное внимание россиян было приковано к Севастополю. События на Дальнем Востоке, в районе Петропавловска-Камчатского, и в непосредственной близости от Санкт-Петербурга обычно

ВЫШНЕГРА́ДСКИЙ

Как назывался проект, созданный ученым-механиком и министром финансов Вышнеградским и Вышнеградским в 1884 году?

Вышнеградский Иван Алексеевич (20. 1831—25. 1895),
министр
финансов России (1887—1892). Ученый в области механики, профессор, член
правления Юго-Западной железной дороги и других обществ. На посту
министра провел ряд мер по ликвидации дефицитов в бюджете и подготовке
денежной реформы 1895—1897, усилению протекционизма, по выкупу железных
дорог в казну и расширению поддержки помещиков через Дворянский банк. Путем усиления налогов и форсирования хлебного экспорта Вышнеградскому
удалось достичь сбалансирования бюджета, накопления золотых запасов,
укрепления курса бумажного рубля.

ВЫШНЕГРАДСКИЙ Иван Алексеевич (1831-1895) — российский государственный
деятель, предприниматель, ученый и педагог, действительный тайный советник
(1890), почетный член Петербургской АН (1888).

С 1854 г. — магистр математических наук. В 1850—1870-х гг. в основном
занимался педагогической деятельностью в Артиллерийской академии и
Технологическом институте. В 1875—1878 гг. — директор Технологического
института, член правления нескольких железных дорог.

Член Государственного совета с 1882 г. В 1884 г. назначен членом совета
Министерства народного просвещения, принимал участие в выработке Устава
университетов 1884 г.

В 1887 г. назначен управляющим Министерства финансов, в 1888— 1892 гг. —
министр финансов. Подчинил железные дороги страны государству. Усилил
протекционистское направление таможенной политики. Добился некоторой
устойчивости государственных доходов и расходов за счет повышения ряда налогов —
прямых (государственный поземельный, с городской недвижимости, торговли и
промыслов) и косвенных (увеличение питейного акциза и др. Эти
финансово-экономические меры позволили преодолеть хронический дефицит
государственного бюджета и создать запас золотой наличности (свыше 500 млн
руб. ), давший возможность провести денежную реформу 1890-х гг.

Орлов А. , Георгиева Н. , Георгиев В. Исторический словарь. 2-е изд. , 2012, с. 107-108.

Как назывался проект, созданный ученым-механиком и министром финансов Вышнеградским и Вышнеградским в 1884 году?

Вышнеградский Иван Алексеевич (1830-1895) — министр финансов России в
1887-1892 годы. Ученый в области механики, профессор, член правления
Юго-Западного железнодорожного и других обществ. На посту министра
провел ряд мер по ликвидации дефицитов в бюджете и подготовке денежной
реформы 1895-1897 годов, усилению протекционизма, по выкупу железных
дорог в казну и расширению поддержки помещиков через Дворянский банк. Путем усиления налогового гнета и форсирования разорительного для
крестьян хлебного экспорта (в результате этой политики голод 1891 года
принял катастрофические размеры) Вышнеградскому удалось достичь
некоторого сбалансирования бюджета, накопления золотых запасов,
укрепления курса бумажного рубля.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М. : Советская
энциклопедия. 1973—1982. Том 3. ВАШИНГТОН — ВЯЧКО. 1963.

Литература: Лященко П. , История народного х-ва СССР, т. 2, 4 изд. , М. ,
1956.

Вышнеградский Иван Алексеевич (20. 1831–25. 1895), ученый,
предприниматель, государственный деятель, действительный тайный
советник, почетный член Петербургской Академии наук. Родился в Вышнем
Волочке в семье священника. Окончил физико‑математический факультет
Главного педагогического института в
Петербурге (1851). Профессор
механики Петербургского технологического института (с 1862), с 1875
директор этого института. Со 2‑й пол. 70‑х отходит от научной и
педагогической деятельности и переходит на службу в частные
капиталистические компании. Был членом правления Юго-западной железной
дороги, Петербургского общества водопроводов и др. В 1886 член
Государственного Совета по Департаменту государственной экономии. Один
из организаторов русских промышленных выставок. В 1882–1892 министр
финансов.

Продолжил ряд основных направлений политики Н. Бунге. В 1882–1887
нажил миллионное состояние, на посту министра финансов удвоил его (по
др. данным, довел до 25 млн руб. Вышнеградский усилил
протекционистское направление таможенной политики, начал подготовку
винной монополии и табачной монополии, увеличил налоги – прямые
(государственный, поземельный, с городских недвижимых имуществ,
обложение торговли и промыслов), косвенные (ввел
акциз на спички и
осветительные масла, увеличил питейный акциз) и гербовый сбор. Установил
льготный земельный кредит помещикам в Дворянском банке, снизив процент,
платимый по ссудам. Провел контрольно-финансовую (1889–1890) и тарифную
(1889) реформы на железной дороге. Сосредоточил в Министерстве финансов
управление железнодорожными тарифами, в 1889 образовал Департамент
железнодорожных дел. Проводил политику выкупа малодоходных железных
дорог в казну. Поддерживал монополии как органы борьбы с
перепроизводством и выступал против них, когда последние резко повышали
цены. Отдавал предпочтение ввозу иностранного капитала по сравнению с
иностранными товарами, с его помощью стремился ускорить развитие
отраслей русской промышленности, которые были необходимы для
железнодорожного строительства, расширение русского экспорта и
преодоления хронического дефицита государственного бюджета. Осуществил
конверсию внешних займов из 5%-ных в 4%-ные (1888–1890). Его политика
способствовала установлению активных платежных балансов во внешней
торговле и накоплению золотых запасов.

Много из экономических мероприятий, начатых Вышнеградским, были
продолжены
С. Витте, сменившим его на посту министра финансов.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа.

Далее читайте

Тернер Федор Густавович
(1833-?), товарищ министра финансов.

Российские
руководители страны, территорий и ведомств
(биографический справочник).

Сочинения

Лященко П. , История народного х-ва СССР, т. 2, 4 изд. , М. , 1956.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *