КАКИЕ ФУНКЦИИ ВЫПОЛНЯЕТ МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ ЭКОНОМИКА 11 КЛАСС

Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России) — федеральное министерство Российской Федерации, обеспечивающее проведение единой финансовой политики, а также осуществляющее общее руководство в области организации финансов в Российской Федерации.

Министерство финансов РФ является федеральных органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в РФ и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

Минфин РФ осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и другими организациями.

Основными задачами Минфина являются:

1. Совершенствование бюджетной системы РФ, развитие бюджетного федерализма.

2. Разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в РФ.

3. Концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития РФ.

4. Разработка проекта федерального бюджета и его исполнение, составление отчета об исполнении.

5. Разработка и реализация программ государственных заимствований, управление государственным внутренним и внешним долгом РФ.

6. Разработка и реализация единой политики в сфере развития финансовых рынков в РФ.

7. Осуществление в пределах своей компетенции государственного ФК.

8. Обеспечение методологического руководства бухгалтерским учетом и отчетн6ости (кроме бухгалтерского учета и отчетности в Центральном банке России и кредитных организациях), а также в соответствии с законодательством РФ аудитом в РФ (кроме аудита в банковской системе).

Функции Минфина РФ:

Минфин РФ имеет право:

1. Запрашивать в установленном порядке у федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов РФ, материалы необходимые для:

· разработки проекта федерального бюджета;

· расчета прогноза консолидированного бюджета РФ;

· составления отчета об исполнении федерального бюджета;

· составления отчета об исполнении консолидированного бюджета в целом по РФ и анализов консолидированных бюджетов субъектов РФ.

2. Запрашивать у федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ и организаций данные, необходимые для осуществления контроля за целевым расходованием средств федерального бюджета.

3. Проводить, совместно с Министерством экономики РФ, экспертизу технико-экономических проектов, предоставленных в качестве основания для выделения средств для инвестиций.

4. Ограничивать, приостанавливать, а в необходимых случаях прекращать, в соответствии с законодательством, финансирование федерального бюджета организации при выявлении фактов нецелевого использования ими средств федерального бюджета, а также не предоставления ими в установленные сроки отчетности о расходовании ранее полученных средств.

5. Взыскивать в установленном порядке с организаций средства федерального бюджета, израсходованных ими не по целевому назначению с наложением финансовых санкций.

6. Выдавать, в случаях предусмотренных законодательством РФ, ссуды за счет средств федерального бюджета субъектам РФ на покрытие временных кассовых разрывов.

Минфин РФ возглавляет Министр, назначенный на должность и освобождаемый Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ.

Минфин РФ издает в пределах своей компетенции, на основании законодательства РФ, приказы, инструкции и иные нормативные правовые акты.

В Минфине РФ образуется коллегия в составе Министра (Председатель коллегии), его заместителей, Министра МНС РФ и руководителя государственного таможенного комитета РФ по должности, а также других руководящих работников централизованного аппарата Министерства и иных лиц по представлению Министра.

Члены коллегии, кроме лиц, входящих в ее состав по должности утверждается Правительством РФ. Коллегия рассматривает основные вопросы финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики, а также другие наиболее важные вопросы деятельности Министерства.

Решения коллегии реализуется как правило приказами Министра. В случае разногласий между Министром и членами коллегии окончательное решение принимает Министр, докладывая о возникших разногласиях Правительству РФ.

Для рассмотрения актуальных проблем теории финансов, вопросов внедрения в практику достижений науки при Министерстве финансов РФ создается научный совет, в состав которого входят ученые и специалисты в области финансов, кредита и денежного обращения.

Финансирование расходов на содержание центрального аппарата Минфина РФ и его территориальных органов осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на государственное управление.

1. Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, кредитной кооперации, микрофинансовой деятельности, финансовых рынков, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, имущественных отношений (за исключением гражданского оборота недвижимого имущества и полномочий, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации иными федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции), реализации Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями полномочий собственника имущества, прав участника корпоративного юридического лица и собственника имущества унитарного юридического лица, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней (за исключением разработки проектов документов стратегического планирования в сфере добычи и производства драгоценных металлов, добычи драгоценных камней и последующей их обработки, а также финансовой поддержки субъектов деятельности в указанной сфере в формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, поддержки научно-технической и инновационной деятельности, информационно-консультационной поддержки, поддержки в области развития кадрового потенциала и осуществления внешнеэкономической деятельности указанных субъектов), производства и оборота этилового спирта, алкогольной (за исключением вопросов производства и оборота винодельческой продукции, предусмотренных Федеральным законом «О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации») и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров, таможенного дела, формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений, в том числе включенных в выплатной резерв, организации и проведения лотерей, азартных игр, производства и реализации защищенной от подделок полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной службы, государственного регулирования деятельности негосударственных пенсионных фондов, управляющих компаний, специализированных депозитариев и актуариев по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию (за исключением государственного регулирования правоотношений между негосударственным пенсионным фондом и участниками негосударственного пенсионного фонда, застрахованными лицами и их правопреемниками, а также в части правоотношений, субъектом которых является Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации), бюро кредитных историй, оказания государственной поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, применения контрольно-кассовой техники, осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Читать также:  Дж к ван хорн основы управления финансами м финансы и статистика

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 21.12.2005 N 793, от 30.05.2007 N 336, от 27.10.2007 N 707, от 30.01.2008 N 42, от 26.01.2010 N 24, от 27.12.2010 N 1149, от 29.08.2011 N 717, от 05.05.2012 N 466, от 30.04.2013 N 392, от 26.08.2013 N 739, от 23.09.2014 N 972, от 13.04.2016 N 300, от 12.11.2016 N 1173, от 14.04.2017 N 446, от 07.06.2017 N 684, от 12.04.2020 N 491, от 19.09.2020 N 1501, от 16.02.2023 N 235)

(см. текст в предыдущей редакции)

Министерство финансов Российской Федерации разрабатывает во взаимодействии с Центральным банком Российской Федерации основные направления развития финансового рынка.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 739)

Министерство финансов Российской Федерации осуществляет межведомственную координацию по вопросам разработки и реализации мер по снижению негативного влияния и противодействию ограничительным мерам в финансовой сфере в отношении Российской Федерации и российских юридических лиц.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 18.07.2018 N 845)

Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере приватизации государственного и муниципального имущества, распоряжения (в том числе посредством продажи на торгах) выморочным, движимым бесхозяйным, арестованным, конфискованным и иным изъятым имуществом, подлежащим обращению в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 12.04.2020 N 491)

2. Министерство финансов Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной налоговой службы, Федеральной пробирной палаты, Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, Федеральной таможенной службы, Федерального казначейства и Федерального агентства по управлению государственным имуществом.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 13.04.2016 N 300, от 20.03.2020 N 307, от 12.04.2020 N 491)

3. Министерство финансов Российской Федерации руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, актами, составляющими право Евразийского экономического союза, а также настоящим Положением.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 13.04.2016 N 300)

4. Министерство финансов Российской Федерации осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Министерство
финансов Росси́йской Федерации (Минфин
России) — федеральное
министерство Российской
Федерации,
обеспечивающее проведение единой финансовой
политики,
а также осуществляющее общее руководство
в области организации финансов в
Российской Федерации.

Министерство
финансов РФ обладает следующими
бюджетными полномочиями:

1)
составляет проект федерального бюджета
и представляет его в Правительство РФ,
принимает участие в разработке проектов
бюджетов государственных внебюджетных
фондов;

2)
по поручению Правительства РФ представляет
сторону государства в договорах о
предоставлении

средств
федерального бюджета на возвратной
основе и гарантий за счет средств
федерального бюджета;

3)
составляет сводную бюджетную роспись
федерального бюджета;

4)
разрабатывает прогноз консолидированного
бюджетаРФ;

5)
выступает в качестве эмитента
государственных ценных бумаг, проводит
регистрацию эмиссии государственных
ценных бумаг субъектов РФ и муниципальных
ценных бумаг;

6)
осуществляет методическое руководство
по бухгалтерскому учету и отчетности
юридических лиц независимо от их
организационно-правовых форм;

7)
принимает в пределах своей компетенции
нормативные акты;

8)
получает от федеральных органов
исполнительной власти, органов
исполнительной власти субъектов РФ,
государственных внебюджетных фондов
и органов местного самоуправления
материалы, необходимые для составления
проекта федерального бюджета, отчета
об исполнении федерального бюджета,
прогноза консолидированного бюджета
РФ, а также отчета об исполнении
консолидированного бюджета РФ;

Читать также:  ФИНАНСЫ ЭТО НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ ДЕНЕЖНЫХ ОТНОШЕНИЙ

9)
обеспечивает предоставление бюджетных
ссуд и бюджетных кредитов в пределах
лимита средств, утвержденного федеральным
законом о федеральном бюджете на
очередной финансовый год, и в порядке,
установленном Правительством РФ;

10)
предоставляет по поручению Правительства
РФ от имени РФ государственные гарантии
субъектам РФ, муниципальным образованиям
и юридическим лицам в пределах лимита
средств, утвержденного федеральным
законом о федеральном бюджете на
очередной финансовый год;

11)
проводит проверки финансового состояния
получателей бюджетных средств, в том
числе получателей бюджетных ссуд,
бюджетных кредитов и государственных
гарантий;

12)
ведет государственные книги (реестры)
внутреннего и внешнего долга РФ;

13)
осуществляет в порядке, установленном
Правительством РФ, управление
государственным долгом РФ;

14)
организует исполнение федерального
бюджета, а также бюджетов субъектов РФ
и местных бюджетов в случае заключения
соответствующих бюджетных соглашений;

15)
исполняет федеральный бюджет в порядке,
установленном Налоговым кодексом;

16)
составляет отчет об исполнении
федерального и консолидированного
бюджета, а также бюджетов субъектов РФ
и местных бюджетов в случае заключения
соответствующих бюджетных соглашений;

17)
налагает на главных распорядителей,
распорядителей и получателей средств
федерального бюджета, кредитные
организации штрафы в соответствии с
договорами и законодательством РФ;

18)
введет сводный реестр главных
распорядителей, распорядителей и
получателей средств федерального
бюджета и осуществляет регистрацию
бюджетных учреждений, деятельность
которых финансируется из средств
федерального бюджета;

19)
осуществляет иные полномочия в
соответствии с Налоговым кодексом РФ
и другими актами бюджетного законодательства
РФ.

К
основным задачам Министерства
финансов РФ относятся:

Министерство
финансов РФ выполняет следующие основные
функции:

Соседние файлы в предмете Финансовое право

§ 5. Государственные финансы. Министерство финансов. Государственный бюджет.

Государственные финансы – это совокупность финансовых отношений по формированию и использованию общегосударственных, административно-управленческих единиц и государственных (казённых) предприятий. Государственные финансы – наиболее важная часть финансовой системы страны, которая состоит из различных государственных институтов и организаций (министерства финансов, министерства по налогам и сборам, государственного бюджета, государственного долга, а также региональных и местных финансовых учреждений). Через государственные финансы аккумулируются финансовые ресурсы и реализуется политика государства – общая экономическая, финансово-кредитная, инвестиционная, внешнеэкономическая и социальная.

Государству для выполнения своих функций необходимы финансовые ресурсы, которые идут на содержание государственного управленческого аппарата, оборону, органы правосудия, социальную политику, а также на выполнение международных обязательств и участие в международных организациях. Денежные средства поступают в государственный бюджет через различные каналы: налоги, таможенные сборы, рентные поступления, специальные платежи по экспорту и иные ресурсы.

Центральным финансовым органом государственного управления является министерство финансов, главные задачи которого – разработка проекта государственного бюджета, контроль за финансовой дисциплиной в государстве, точным исполнением финансовых обязанностей федерального правительства, оказание содействия региональным финансовым властям. Министерство финансов, как правило, действует вместе с центральным банком, хотя последний является самостоятельным органом и не подчиняется правительству.

Государственный бюджет – это финансовая основа деятельности федерального (в федеративных государствах) или центрального (в унитарных государствах) правительства. В государственном бюджете в полном объёме отражаются доходы и расходы государства. Разрабатывает бюджет министерство финансов, а утверждает парламент, после чего он становится законом (как правило, бюджет принимается на 1 год, хотя были попытки рассчитать его и на более длительный срок – 3 года). Таким образом, государственный бюджет является централизованным денежным фондом.

Бюджетные принципы. В государственном бюджете органически связываются основные финансовые операции: расходы, различные доходы и государственные займы. Все они служат задачам государственной политики. Построение бюджета основано на соблюдении нескольких основных принципов.

Принцип единства – сосредоточение в бюджете всех расходов и всех доходов государства. В государстве должна существовать единая бюджетная система, единообразие финансовых документов и бюджетной классификации.

Принцип полноты – учёт по каждой статье бюджета всех затрат и всех поступлений.

Принцип реальности – правдивое отражение доходов и расходов государства.

Принцип гласности – открытость и необходимость информирования общества обо всех расходах и источниках доходов.

Баланс бюджета означает равенство доходов и расходов. В современных условиях закономерностью становится рост государственных расходов. При этом в развитых странах существенно увеличились госрасходы на социальные программы. Так, в структуре федерального бюджета США военные расходы составляют 28%, социальные – 44,5, хозяйственные – 6,2, а проценты по государственному долгу – 15,7%. В развитых европейских странах социальная сфера составляет более 50% всех бюджетных расходов.

Функции бюджета. Бюджетная система выполняет три главные функции:

• фискальную, которая связана с формированием финансовой базы бюджета;

• социальную, предполагающую использование государственного бюджета для защиты нуждающихся слоёв населения.

Основные расходные статьи госбюджета соответствуют основным задачам государства и обеспечивают их выполнение. Это можно выразить следующей простой формулой:

Читать также:  Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования "Рос. акад. нар. хоз-ва и гос. службы при Президенте Российской Федерации" ; сост. Т. В. Гурунян

Расходы на покупку товаров и услуг + Трансферы = Поступление налогов и пошлин.

Когда доходы и расходы правительства совпадают, государственный бюджет называют сбалансированным. Такая ситуация, однако, большая редкость.

Если государство предполагает, что расходы превысят предполагаемые доходы за счёт всех видов налогов и платежей, то говорят о дефиците государственного бюджета. Так, например, в 1994 г. дефицит государственного бюджета Российской Федерации составлял 35% (или 50,8 трлн р.). Годовой бюджет на 1995 г. был принят с дефицитом примерно 29%. Начиная с 2001 г. бюджет России стал бездефицитным (в основном благодаря высоким мировым ценам на нефть и соответственно большим налоговым поступлениям от нефтяных компаний). Бюджет на 2010 г. предусматривал бюджетный дефицит 8%.

Профицит государственного бюджета – финансовая ситуация, при которой предполагаемые государственные расходы меньше доходов от налогов и платежей, т.е. доходы превышают расходы.

Чаще всего в практике правительств расходы превышают доход и бюджеты сводятся с дефицитом и очень редко – с профицитом. В условиях экономической депрессии, когда поступления в бюджет замедляются, правительства становятся на путь эмиссии (печатания дополнительных денег) с тем, чтобы покрыть растущие расходы. Отсюда неизбежная инфляция, расстройство денежного механизма, нарастание общего неравновесия в национальной денежной системе, а затем и в экономике страны.

Государственный долг в мировой практике – явление достаточно распространённое. Государственный долг – это сумма ссуд, взятых государственными органами. Государственный долг может быть двух видов:

• внутренним – перед гражданами, банками и фирмами своей страны, а также иностранцами, купившими ценные бумаги внутренних займов;

• внешним – перед правительствами, международными банками и финансовыми организациями, предоставившими деньги в заём на основе правительственных соглашений, либо перед иностранными компаниями и банками, ставшими кредиторами государства.

Многие страны мира сегодня отягощены государственными долгами. Так, в США величина долга составляет 80% к объёму ВВП (против 45% в 1990г., что свыше 11 трлн долл.). Госдолг Японии составляет 200% ВВП. Внешний долг России состоит из долгов иностранным банкам частных и государственных компаний, что в 2008 г. равнялось 500 млрд долл. Это обстоятельство в значительной мере усложнило кризисную ситуацию в стране, заставило правительство спасать частные банки и компании, предоставив им более 200 млрд долл. для уплаты той части долгов, которую они обязаны были выплатить в 2008– 2009 гг.

• дефицит и профицит бюджета

• внутренний и внешний государственный долг

1. Что включают в себя государственные финансы?

2. Как формируется бюджет страны?

3. Какие функции выполняет министерство финансов?

4. Что такое дефицит и профицит бюджета?

5*. К каким мерам прибегает правительство, если планируется дефицит бюджета?

6*. Почему обострилась международная дискуссия вокруг гигантского государственного долга США? Связана ли она исключительно с мировым финансово-экономическим кризисом или имеет более глубокие корни?

1. За счёт чего накапливается государственный долг?

2. Какие пути преодоления задолженности находят государства?

3. Почему страны-кредиторы иногда отказываются принимать долги стран-заёмщиков досрочно?

4. Найдите в экономическом словаре объяснение понятия «реструктуризация долга».

5. Какие бы вы предложили меры для Греции, у которой размер долга в 2012 г. составил примерно 250 000 евро на каждого гражданина?

Принято считать, что казначейское дело на Руси возникло ещё в IX веке. Предшественниками Министерства финансов были княжеские казначеи — доверенные советники князя, хранители княжеских прибылей, казны.

В 1512 году во времена правления великого князя Василия III впервые упоминается Казённый приказ. В его управление входило производство и хранение ценностей царской казны, торговые операции для царских нужд, финансирование государственно важных проектов. С 1649 года финансовое право, казначейское дело регламентировались Соборным уложением.

Пётр I преобразовал казначейскую систему России. Вместо приказной была введена коллегиальная система управления. Во главе финансового управления страны был поставлен Сенат. Для заведования доходами государства была создана Камер-коллегия, которая руководила сбором податей, пошлин, недоимок. Во время правления Екатерины II при Сенате была учреждена Экспедиция о государственных доходах, прообраз будущего Министерства финансов.

История Министерства финансов Российской империи начинается 8 сентября 1802 года. В этот день был подписан манифест об учреждении министерств. Министерство финансов Российской империи просуществовало вплоть до февральской революции 1917 года.

В 1946 году Наркомат финансов был преобразован в союзно-республиканское Министерство финансов СССР (Минфин СССР), которое объединяло в себе министерства финансов союзных республик СССР, в частности Министерство финансов РСФСР. Вышестоящим органом Минфина РСФСР являлся Совет Министров РСФСР, а органом Минфина СССР — Совет министров СССР.

Минфин вырабатывает государственную политику и осуществляет правовое регулирование в следующих областях:

Министры финансов России с 1990 г

Министр финансов Российской Федерации А. Г. Силуанов

Почтовая марка 2022 год

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *