КАКИЕ ОТНОШЕНИЯ ВЫРАЖАЮТ ФИНАНСЫ В ГОСУДАРСТВЕ

Людмила Юрьевна Ананьева

Эксперт по предмету «Финансы»

преподавательский стаж — 10 лет

Юлия Валерьевна Шульгина

Наталья Николаевна Чувелева

Эксперт по предмету «Право и юриспруденция»

преподавательский стаж — 20 лет

Государственный бюджет как основа системы государственных финансов

Итак, центральное место в системе государственных финансов отводится госбюджету. Рассмотрим его сущность и структуру более подробно.

Государственный бюджет представляет собой финансовый план государства на текущий финансовый год, имеющий силу закона.

Фактически он представляет собой баланс доходной и расходной части государственных финансов за фиксированный временной промежуток.

Доходная часть государственного бюджета отражает источники поступления денежных средств, которые впоследствии направляются на финансирования всех сфер общественной жизни. Основными источниками пополнения государственной казны выступают:

Как показывает практика, именно налоги формируют большую часть государственного бюджета и выступают основным источником его пополнения.

Расходная часть государственного бюджета отражает основные направления расходования аккумулированных ранее государством денежных средств. В условиях развития экономики рыночного типа не менее половины всех расходов госбюджета должно быть направлено на социальные нужды.

Государственный бюджет играет огромную роль не только в системе государственных финансов, но и в развитии национальной экономики в целом. Именно он формирует финансовую базу, которая впоследствии обеспечивается деятельности органов государственной власти. Он же выступает одним из основных инструментов претворения в жизнь экономической политики государства. Благодаря госбюджету обеспечивается централизация денежных средств, необходимых для образования резервов и решения основных направлений научно-технического прогресса.

Именно при помощи государственного бюджета финансируется реализация государственных программ, а сконцентрированные в нем денежные средства обеспечивают осуществление социально-экономической политики правительства, оборону и безопасность страны.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Финансовые
отношения по своей природе являются
распределительными, причем распределение
стоимости осуществляется, прежде всего
по субъектам, которые формируют денежные
фонды целевого назначения в зависимости
от того, какую роль они играют в
общественном производстве. Финансовые
процессы протекают в многочисленных
видах, где общее, что их объединяет, –
это общественные отношения (отношения
между различными участниками общественного
производства). Специфика финансовых
отношений заключается в том, что они
всегда имеют денежную форму.

Финансовые
отношения – это важнейшая со­ставная
часть общих экономических отношений,
которые присущи любой экономической
системе. Это, образно говоря, кровеносная
система экономики.

Финансы
выражают денежные отношения, которые
возникают между:

В
общей совокупности финансовых отношений
выделяются три общие группы:

Каждая
из указанных групп обладает своей
структурой в соответствии с составом
и назначением денежных фондов, они
вместе образуют финансовую
систему государства.
При этом каждое звено финансовой системы
представляет собой определенную сферу
финансовых отношений, а финансовая
система в целом – совокупность различных
сфер финансовых отношений, в процессе
которых образуются и используются фонды
денежных средств. Финансовая система
РФ представлена на рисунке 40.

Финансовая
система – это система форм и методов
образования, распределения и использования
фондов денежных средств государства и
предприятий.

Финансы
предприятий
различных форм собственности как звено
финансовой системы, составляют основу
финансов и формируют преобладающую
часть финансовых ресурсов. От состояния
финансов предприятий во многом зависит
общее финансовое положение страны.

Раздел II. Финансы и финансовая система государства, финансовая деятельность

Появление финансов обусловлено возникновением государства. Для выполнения государством ряда общественно значимых функций – управление, оборона, охрана общественного порядка, строительство и др. – требовались денежные средства. Для этих целей государство создавало фонды денежных средств, основу которых составляли налоги. Сначала они взимались в натуральной, а затем и в денежной форме. Именно образование государства и введение им налогов повлияло на возникновение финансов и финансовых отношений.

В толковом словаре В. И. Даля термин «финансы» определен следующим образом: «Все, что касается до прихода и расхода государства», фактически речь идет о понятии «государственные финансы».

По мнению большинства исследователей, термин «финансы» восходит к средневековым латинским словам – finatio, financia pecuniaria, которым предшествовало старо-латинское слово figo – вбивать, вколачивать, а позднее – finis, означающее конец, предел, границу, окончание (отметный кол вбивался в землю для отделения одного участка земли от другого). Первым автором научно-практического труда, посвященного финансам, считают Ксенофонта (около 430–355 гг. до н. э.), работа которого называлась «О доходах Афинской республики».

Что же такое финансы?

В правовой и экономической литературе понятие «финансы» рассматривается в двух аспектах как совокупность:

• экономических отношений, возникающих в процессе создания, распределения и использования определенных фондов денежных средств, необходимых государству для выполнения своих задач и функций;

• фондов денежных средств, мобилизованных государством для осуществления своих задач.

Совокупность фондов денежных средств представляет собой финансовые ресурсы государства.

Финансы и финансовые отношения – это обязательно денежные отношения, однако не все отношения по поводу денег являются финансовыми. Это общественные отношения, регулируемые другими отраслями права: гражданским, административным и др. Следовательно, по объему содержание денежных отношений шире, чем содержание финансовых отношений.

В содержание финансов включаются только те денежные отношения, которые имеют специфическую финансовую форму движения стоимости, связанную с распределением денежных доходов и накоплений, формированием и использованием определенных фондов денежных средств. Самой главной отличительной особенностью финансовых отношений является обязательное участие в них государства.

Так, денежные отношения, возникающие в процессе купли-продажи, поставки, уплаты административных штрафов, финансами не являются, так как выходят за рамки финансовых отношений и регулируются другими отраслями права. Например, купля-продажа недвижимости не будет включаться в сферу действия финансов, эти отношения носят гражданско-правовой характер, хотя и опосредуются деньгами. Однако уплата налогов, объекты которых возникают в результате совершения купли-продажи недвижимости, включается в финансовые отношения.

Финансовые отношения отличаются от денежных и по признаку эквивалентности. Движение денег в большинстве случаев сопровождается встречным движением товаров, работ или услуг, т. е. денежные отношения носят эквивалентный характер. Финансы не предназначены для создания встречного удовлетворения, их движение не носит характера возмещения. Единственное исключение в финансовых отношениях представляют кредитные отношения, возникающие, в частности, при приобретении государственных ценных бумаг. Согласно Конституции РФ отношения в сфере государственного кредита основываются на принципе добровольности для частного субъекта в их вступление, поэтому покупка эмитированных государством ценных бумаг направлена на получение денежного эквивалента.

Таким образом, содержание финансов составляют не сами по себе деньги и не фонды денежных ресурсов, а те денежные, экономические отношения, которые возникают в процессе формирования, распределения и использования денежных фондов и денежных ресурсов. К числу финансовых относятся только те денежные отношения, наличие которых обусловлено фактом существования государства как органа управления.

Сущность финансов, закономерности их развития, сфера охватываемых ими товарно-денежных отношений и их роль в общественном воспроизводстве определяются экономическим строем общества, природой и функциями государства и местного самоуправления.

С помощью финансов достигаются регулирование масштабов общественного производства, содержание и развитие непроизводственной сферы, обеспечение функционирования государственной инфраструктуры, реализуются иные функции государства. Однако обусловленность части финансовых отношений фактом существования государства или местного самоуправления еще не дает основания считать деятельность государственных или муниципальных органов причиной возникновения финансов. Возникновение и отмирание финансовых отношений не происходят по волеизъявлению этих органов. Финансы существуют объективно, поскольку обусловлены развитием местного сообщества и через его посредство развитием государства в целом. Государственные и муниципальные органы должны лишь учитывать объективную необходимость финансовых отношений, разрабатывая наиболее приемлемые формы их использования: формировать бюджет, вводить или отменять какие-либо виды обязательных платежей, изменять формы использования финансовых отношений и т. д. Отсутствие учета объективных закономерностей движения финансов приводит к негативным процессам – инфляции, безработице, финансово-правовым конфликтам, стагнации экономики и т. д.

Читать также:  ФИНАНСЫ ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ КРЕДИТ УЧЕБНИК ДЛЯ КОЛЛЕДЖЕЙ

Финансовые отношения строятся на потребностях государства или местного сообщества, а не порождаются деятельностью государственных или муниципальных органов. Финансы выражают определенную сферу производственных отношений и относятся к базисной категории. Но хотя финансы и относятся к базисной категории, они во многом зависят от политики государства и местного самоуправления, их финансовой деятельности. Органы власти, как известно, относятся к надстроечной категории. Диалектика взаимоотношений между базисом и надстройкой состоит именно в том, что только социальные и экономические причины порождают необходимость возникновения новых финансовых отношений, а государство и местное самоуправление придают им правовое оформление и реализуют их.

Финансы — это экономические денежные отношения по поводу аккумулирования, распределения и использования фондов денежных средств государства и муниципальных образований в целях материального обеспечения выполнения государственных функций и задач.

Итак, финансы и деньги – различные экономические категории. Несмотря на их близость и определенное сходство внешнего выражения, они имеют различные функции и играют различную роль в общественной жизни.

Деньги — мера стоимости, средство обращения, средство платежа, средство накопления.

Финансы обладают следующими признаками:

• складываются всегда относительно денег или денежного эквивалента;

• выполняют распределительную и контрольную функции;

• обусловлены управленческой ролью государства.

Сущность финансов проявляется в их функциях – формировании денежных фондов государства и местного самоуправления и использовании денежных фондов в публичных интересах.

Аккумулирование денежных фондов означает создание государством финансово-правового механизма, направленного на аккумулирование денежных средств в его пользу. Выполнение государством своих функций и задач нуждается в материальном обеспечении, что объясняет право государства требовать от иных субъектов отчисления доли их частной собственности в доход казны. Государство не является производственным инструментом, поэтому оно вынуждено вступать в финансовые отношения на стадии их распределения с целью перераспределения части дохода граждан или прибыли предприятий и направления полученных таким образом денежных средств в специально образованные фонды. Никакое государство не имеет иного способа формирования своих денежных фондов, кроме финансов. Формирование денежных фондов осуществляется различными способами, основной из которых – взимание налогов.

Использование денежных фондов означает направление государственных средств на реализацию публичных мероприятий. Посредством материального обеспечения государство осуществляет руководство обществом, выделяя денежные средства для сбалансирования уровня жизни в территориальных субъектах, осуществляя бюджетное регулирование, финансируя министерства, ведомства, предоставляя бюджетные кредиты негосударственным юридическим лицам и т. д. Использование денежных фондов отражает перераспределительный характер финансов, т. е. возможность их вторичного движения от государства к иным субъектам – получателям бюджетных средств или кредиторам.

В совокупности функции финансов отражают их общественное предназначение. Они не свойственны никакой иной экономико-правовой категории. Формирование и использование денежных фондов выражают главные особенности финансов, позволяют отграничивать их от смежных денежных отношений. Важное значение финансов в механизме обеспечения экономического суверенитета обусловило гарантированность функций финансов принудительной силой государства.

Практическое применение финансов позволяет государству реализовывать иные публичные функции. Выполнение государством посредством использования финансовых инструментов «нефинансовых» функций отражает роль финансов, т. е. результаты их практического использования. Роль финансов выражается в возможности регулирования общественных отношений и осуществления контроля за этими отношениями.

Посредством использования финансов государство осуществляет регулирование экономики, влияет на социальные и политические процессы. Функция регулятора связана с вмешательством государства через финансы (государственные расходы, налоги, государственный кредит) в процесс воспроизводства. В целях регулирования экономики и социальных отношений используются финансовое и бюджетное планирование, государственное регулирование рынка ценных бумаг. Регулирующая роль финансов выражается в создании со стороны государства стабильных условий экономических и социальных отношений для всех хозяйствующих субъектов.

Формы государственного регулирования разнообразны и зависят от многих факторов: уровня развития производственных отношений в обществе, его политической стабильности, потребности в денежных средствах, размера государственного долга, степени соблюдения финансового законодательства и т. д.

Первостепенную роль в обеспечении регулирующей функции государства должно играть финансовое законодательство. В качестве финансовых регуляторов могут использоваться правовое регулирование ценообразования – установление нормами законов предельных цен на товары и услуги, регулирование получения монополиями сверхприбыли, финансирование отраслей промышленности и т. д.

Финансы помогают государству осуществлять функцию контроля. Публичные финансы, выраженные в денежной форме, обладают свойством отображать воспроизводственный процесс в целом и отдельные его фазы через финансовые ресурсы и фонды, т. е. показывать его количественную сторону. Способность финансов количественно отображать ход воспроизводственного процесса позволяет систематически контролировать аккумулирование, распределение и использование фондов финансовых ресурсов, что выражается в функции контроля, а именно финансового контроля. Одна из важных задач финансового контроля – проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий, учреждений и организаций по расчетам и платежам.

Практическая роль финансов в осуществлении контрольной функции проявляется через деятельность финансовых органов.

Результаты практической реализации финансов в виде регулирования общественных отношений и контроля за их осуществлением представляют собой форму выражения финансовой политики государства.

См.: Чантладзе В. Г. Вопросы теории финансов. Тбилиси, 1979. С. 107; Воронова Л. К, Мартьянов И. В. Советское финансовое право. Киев, 1983. С. 3; Грачева ЕЮ, Куфакова Н. А., Пепеляев С. Г. Финансовое право России. М., 1995. С. 6; Финансы / Под ред. В.М. Родионовой. М., 1993. С. 7.

Государственные финансы — квинтэссенция экономических взаимоотношений, система создания и сепарирования денежных фондов, нужных государству для обеспечения жизнедеятельности его органов и выполнения своих функций.

В экономической жизнедеятельности системы всегда появляются материальные отношения между:

В любом государстве есть несколько областей финансовых отношений, которые имеют свои особенности. Каждая из этих областей финансовых отношений есть самостоятельное звено финансовой системы. Они все плотно взаимосвязаны и являются единой финансовой системой.

Финансовая система — это совокупность самостоятельных, но связанных между собой звеньев и сфер финансовых отношений, а также институтов, их реализующих.

В рыночной экономике выделяют:

Децентрализованные финансы включают в себя:

«Финансы государства» 👇

Существуют два абсолютно разных метода реализации их финансового взаимодействия.

Основные черты финансовой системы, построенной на приоритете государства:

Основными чертами системы, построенной на приоритете фирм, можно назвать:

Сущность государственных финансов

Государственные финансы затрагивают одну из важнейших сфер финансовых отношений, существующих на уровне государства. Они непосредственно связаны с процессам перераспределения национального дохода страны в целях обеспечения выполнимости основных функций аппарата государственной власти. Иначе говоря, они являются выражением экономических отношений, связанных с обеспечением государства источниками финансирования для реализации его функций.

В общем смысле под государственными финансами понимают денежные отношения, формирующиеся в сферах распределения и перераспределения валового национального продукта.

Государственные финансы способствуют удовлетворению потребностей в финансовых средствах общества в целом и государственного аппарата в частности. Их функционирование нацелено на достижение общих целей развития общества.

Государственные финансы играют важнейшую роль в развитии и обеспечении эффективного функционирования национальных экономических систем. Без них невозможно добиться успехов ни в одной из отраслей национального хозяйства, будь то государственное строительство, экономика или социальная сфера.

Масштабы и роль и государственных финансов, а также их положение в финансовой системе страны определяются объемами финансовых средств, которые требуются правительству для выполнения взятых на себя обязательств.

Сущность финансов

Финансы – это особая категория денежных отношений в государстве.

Термин «финансы» появился еще в 13-15 вв. в городах Италии и первоначально обозначал денежный платеж. Позже понятие распространилось по странам и стало чаще всего употребляться в качестве термина, связанного с денежными отношениями между государством и населением в связи с образованием государственных фондов денежных средств.

Читать также:  Учебник для студентов вузов, изучающих финансы, денежное обращение и кредит на уровне бакалавриата

Понятие «финансы» отражало денежные отношения, возникшие между двумя субъектами (деньги являлись материальной основой функционирования и существования финансов). Субъектам принадлежали различные права в процессе денежных отношений, при этом государство имело особые полномочия. В процессе денежных отношений создавался государственный бюджет (фонд денежных средств). Регулярное поступление денежных средств в бюджет могло быть обеспечено только через придание сборам, налогам, иным платежам государственно-принудительного характера (это достигалось путем нормотворческой правовой деятельности государства, формирования фискального аппарата.

Финансы охватывают только ту часть денежных отношений, посредством которой формируются государственные денежные фонды, денежные фонды территориальных подразделений, учреждений, организаций, предприятий. Деятельность финансовых механизмов связана с самим фактом существования государства, его потребностями в финансовых ресурсах.

Характеристика финансов по категориям:

«Финансы и финансовая система» 👇

Сущность и роль финансов государства

Финансы непосредственно выполняют три базовые функции — распределительную, контрольную, и регулятивную.

В течение прошлого века в функционировании рыночной экономики повышалась степень влияния финансов государства. Это заметно по росту удельного веса расходов государства в ВВП. Только в 80е годы темп роста замедлился, а часть государственных трат в ВВП стабилизировалась.

Базовой задачей финансов государства является снабжение государства денежными средствами для его собственного функционирования.

В состав финансов государства входят:

Роль государственного кредита в системе финансов государства определяется необходимостью обеспечения расходов государства. Государственные займы являются базовыми элементами финансов государства.

Факторами роста роли финансов государства принято считать:

Существуют две базовые закономерности роста расходов государства:

Финансы и финансовая деятельность государства

1.1. П ОНЯТИЕ
ФИНАНСОВ И ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ГОСУДАРСТВА

Процесс
производства общественного продукта
в стране, обеспечение его непрерывности,
т. е. воспроизводства, опосредуется
движением стоимости в денежной форме.
На основе денежного оборота (наличного
и безналичного) возникают финансы. Как
стоимостная категория финансы выражают
экономические отношения по поводу
образования, распределения и использования
денежных доходов и накоплений хозяйствующих
субъектов государства. Финансы охватывают
лишь те экономические отношения, которые
связаны с формированием и использованием
различных фондов денежных средств –
децентрализованных и централизованных.

Децентрализованные
фонды предприятия включают: фонд
накопления, фонд потребления и резервный
фонд.

Централизованные
фонды денежных средств аккумулируют
на общегосударственном уровне. Основным
централизованным уровнем является
бюджет.

Централизованные
и децентрализованные фонды денежных
средств взаимосвязаны, ибо экономической
основой их формирования и использования
является производство общественного
продукта.

Таким
образом, финансы– это особая форма
экономических отношений по поводу
образования и распределения денежных
доходов и накоплений предприятий,
участвующих в производстве и реализации
продукции (работ и услуг), создания
централизованных и децентрализованных
фондов денежных средств.

Субъектами
финансовых отношений, между которыми
образуются финансовые потоки, являются:
предприятия и предприниматели, работающее
население, государство. Масштабы и
интенсивность финансовых потоков
зависят от экономической активности
хозяйствующих субъектов населения,
социальной политики государства.

Сущность
финансов, закономерности их развития,
сфера охватываемая ими товарно-денежных
отношений и роль в процессе общественного
воспроизводства определяются экономическим
строем общества, природой и функциями
государства.

Финансы
– историческая категория. Они появились
одновременно с возникновением государства
при расслоении общества на классы.

Финансовые
отношения охватывают две сферы:

Финансы
— неотъемлемая часть денежных отношений,
поэтому их роль и значение зависят от
того, какое место денежные отношения
занимают в экономических отношениях.
Однако не всякие денежные отношения
выражают финансовые отношения.

Финансы
во многом зависят от проводимой
правительствами финансовой политики.

Финансы
– это прежде всего распределительная
категория. При их помощи осуществляется
вторичное распределение или
перераспределение национального дохода.

Существование финансов обусловлено
товарно-денежными отношениями и
связанными с ними понятиями: деньги и
валюта, прибыль и себестоимость, хозрасчет
и рентабельность.

Совокупность государственных мероприятий
по использованию финансовых отношений
для выполнения государством своих
функций представляет собой финансовую
политику.

Финансовая деятельность– это
специфическая деятельность государства
в лице его органов по мобилизации
денежных средств в доход государства
и по распределению денег в соответствии
с функциями и задачами государства.

Содержание финансовой политики достаточно
сложное, так как охватывает широкий
комплекс мероприятий:

Финансовая деятельность подразделяется
на два элемента:

1)
мобилизация, или сбор денежных средств
в доход государства;

2)
распределение этих денег в соответствии
с основными задачами государства.

Каждая составная часть этой финансовой
деятельности имеет свои цели и задачи,
а также методы их реализации.

Важнейшими задачами государства при
мобилизации денежных средств являются:
учет возможностей и резерва денег; учет
и возможности налогоплательщиков;
увеличение объема поступления этих
денежных средств в собственность
государства.

В сборе денежных средств принимают
участие в той или иной форме как
юридические, так и физические лица, т.е.
те, кто создает материальные ценности
или управляет этими ценностями. Так,
Парламент устанавливает налоговую
систему, Правительство через свои
министерства и ведомства организует
исполнение бюджета. Организации,
предприятия, объединения и граждане
уплачивают налоги. Таким образом,
субъектом (участником) мобилизации
денежных средств в доход государства
выступает широкий круг юридических и
физических лиц.

Основными задачами распорядительной
деятельности государства являются:
учет объектов использования денежных
средств и их нужд, определение размеров
и сроков использования денежных средств,
строгий учет и отчетность, обеспечение
сохранности наличных денег, выявление
результатов их использования.

Весьма широк круг субъектов распределения
денежных средств. Ими выступают те же
субъекты, что и при мобилизации. Однако
специфическими субъектами выступают
бюджетные учреждения, потому что они
не участвуют в мобилизации денежных
средств в доход государства.

Основными задачами финансовой
деятельности государства являются:

Государство использует определенные
методы мобилизации денежных средств в
свой доход и их распределение, основными
из которых выступает обязательный
метод. При помощи этого метода производится
мобилизация свыше 85% всех поступлений
денежных средств в общегосударственный
фонд.

Обязательный метод – это внесение
денег соответствующими субъектами
финансовой деятельности в доход
государства в силу закона, в строго
установленном размере, в строго
установленные сроки.

Вторым методом сбора денег является
добровольный метод, при котором
государство получает денежные средства
во временное пользование от юридических
и физических лиц на добровольных началах.
Такими методами являются заемы,
добровольное государственное страхование,
вклады в государственные финансово-кредитные
учреждения и др.

Добровольный метод при распределении
денежных средств– это когда
юридические и физические лица добровольно
вносят во временное распоряжение
государства свободно имеющиеся у них
деньги.

При распределении денежных средств
государство также использует два метода.

Первый метод (основной) – финансирование,
когда государство или уполномоченный
им орган выделяет деньги в распоряжение
отдельных субъектов для выполнения ими
своих функций на условиях безвозвратности,
безвозмездности, на определенный срок
при строго целевом расходовании денежных
средств

Второй метод–кредитование, когда
специально на то уполномоченный
государством орган оказывает временную
финансовую помощь отдельным субъектам
финансовой деятельности на условиях
возвратности, возмездия, на определенный
срок и на строго определенные цели.

Государство осуществляет финансовую
деятельность посредством финансовых
институтов. В состав которых входит
бюджет, бюджетный процесс, государственные
доходы, кредит, государственное
страхование.

Финансовые институты– это
экономические категории, каждая из
которых представляет собой систему
определенных экономических отношений.

Однако сами по себе финансовые институты
не могут осуществлять финансовую
деятельность. Это пассивный элемент
финансовой системы. С его помощью
создаются надлежащие условия, приемы,
цели, методы финансовой деятельности.
Активным элементом финансовой системы
Республики Беларусь являются органы и
учреждения, с помощью которых реализуется
финансовая деятельность.

Читать также:  Фаст-Финанс — как оформить займ онлайн, обзор МФО, отзывы клиентов, горячая линия, служба поддержки

В осуществлении финансовой деятельности
принимают участия все без исключения
органы и учреждения государства и иные
субъекты. Однако в финансовую систему
должны входить те органы и учреждения,
для которых финансовая деятельность
является основой. Поэтому к субъектам
финансовой системы надо относить только
те органы и учреждения, которые
непосредственно созданы для мобилизации
и распределения государственных денежных
средств.

Финансовая деятельность нашего
государства протекает в двух формах–
законодательной и исполнительно-распорядительной.

Законодательная форма создает правовую
базу финансовой деятельности.

Исполнительно-распорядительной формой
финансовой деятельности является
оперативная, текущая работа.

В основе финансовой деятельности
государство основывается на принципах,
характерных для всей финансовой
деятельности.

Важнейшими из них являются:

Финансовая система рф

Рис.
40. Финансовая система РФ

Государственные
финансы
являются важной сферой финансовой
системы страны, призванной обеспечить
государство денежными средствами,
необходимыми ему для выполнения
экономических, социальных и политических
функций.

Государственные
финансы – это денежные отношения по
поводу распределения и перераспределения
стоимости общественного продукта и
части национального богатства, связанные
с формированием финансовых ресурсов в
распоряжении государства и его предприятий
и использованием государственных
средств на затраты по расширению
производства, удовлетворению растущих
социально-культурных потребностей
членов общества, нужд обороны страны и
управления.

В состав
государственных финансов включаются:
бюджеты разных уровней государственного
управления, внебюджетные фонды,
государственный кредит, финансы
государственных предприятий. Благодаря
разному функциональному назначению
перечисленных звеньев государство
оказывает влияние на широкий спектр
экономических и социальных процессов,
решение отраслевых и территориальных
проблем.

Государственная
финансовая система в странах с рыночной
экономикой включает в себя четыре звена:

Центральное
место в любой финансовой системе занимает
бюджетная
система.

Следующее
звено финансовой системы – местные
(региональные) финансы. Они
включают финансы предприятий, принадлежащих
местным муниципалитетам, местные бюджеты
и автономные местные фонды, где основное
значение принадлежит местным бюджетам.

Третье
звено финансовой системы – внебюджетные
специальные фонды,
средства которых традиционно используются
на выплату различных пенсий и пособий.
В странах с развитой рыночной экономикой
наиболее крупными внебюджетными фондами
являются фонды национального страхования,
образуемые за счет страховых взносов
работников предприятий, предпринимателей
и дотаций из государственного бюджета.
Исключение составляет США, где фонд
национального страхования объединен
с федеральным бюджетом.

Вся
система управления финансами базируется
на финансовой
политике государства.
Финансовая политика включает в себя:
бюджетную, налоговую, денежную, кредитную,
ценовую и таможенную политику. В свою
очередь, финансовая политика государства
является лишь средством осуществления
его экономической и социальной политики,
т. е. выполняет вспомогательную
роль.

В
соответствии с финансовой политикой
определяется объем распределения и
перераспределения национального дохода
через финансовую систему и ее отдельные
составляющие. Степень перераспределения,
в свою очередь, зависит от роли государства
в финансировании социальных расходов,
стимулировании сбережений и накоплений
как источников производственного
инвестирования и научно-технического
прогресса.

Состав и структура системы государственных финансов

Основными элементами системы государственных финансов являются:

Основой и прочным фундаментом системы государственных финансов выступает бюджетная система страны, посредством которой перераспределяется более 1/3 валового внутреннего продукта страны. Именно посредством государственного бюджета обеспечивается аккумулирование и расходование финансовых средств государства.

Государственные внебюджетные фонды представляют собой фонды денежных средств, которые формируются вне государственного бюджета. Как правило, они предназначены для реализации таких конституционных прав граждан, как: пенсионное обеспечение, охрана здоровья и медицинская помощь. В соответствии с этим выделяют три основных государственных внебюджетных фонда (рисунок 2).


КАКИЕ ОТНОШЕНИЯ ВЫРАЖАЮТ ФИНАНСЫ В ГОСУДАРСТВЕ

Рисунок 2. Государственные внебюджетные фонды. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Основной спецификой государственных внебюджетных фондов выступает их целевое назначение.

Под государственным кредитом следует понимать задолженность государства перед населением и предпринимательскими структурами. Размер государственного кредита является свидетельством рациональности финансовой политики государства и эффективности ее реализации. Его величина регулируется на законодательном уровне. Большой размер государственного кредита свидетельствует о том, что страна живет за счет будущих поколений.

Функции финансов

Сущность финансов отображена в их функциях. В качестве определяющих и основных функций финансам свойственны распределительная и контрольная функции. Посредством финансов в государстве происходит распределение национального дохода и валового внутреннего продукта, контроль производства и распределения в стране социальных и материальных благ.

Роль финансов отображена в возможности регулирования отношений в обществе и осуществления за этими отношениями контроля. Государство посредством использования финансов регулирует экономику, оказывает влияние на политические и социальные процессы. Государство через финансы оказывает регулирующие функции на государственные расходы, государственный кредит, налоги в процессе воспроизводства.

В целях регулирования социальных отношений и экономики используется бюджетное и финансовое планирование, государственное регулирование рынка ценных бумаг.

Формы государственного регулирования зависят от ряда факторов:

Выраженные в денежной форме публичные финансы помогают отразить в целом воспроизводственный процесс, его отдельные фазы через финансовые фонды и ресурсы, показать его количественную сторону.

Возможность финансов отображать воспроизводственный процесс количественно помогает регулярно контролировать аккумулирование, использование и распределение фондов денежных средств, что отражено в функции финансового контроля.

К важнейшим функциям финансового контроля относится проверка соблюдения законов по финансовым вопросам, полноты и своевременности выполнения финансовых обязательств перед налоговой службой, бюджетной системой, банками и др. Практическая роль финансов в реализации контрольной функции проявляется в функционировании финансовых органов. Результаты практической реализации в качестве регулирования отношений в обществе, контроля за их реализацией представляют форму выражения финансовой политики страны.

Финансы органично взаимосвязаны с функционированием всего государства. При этом признаки различных финансовых отношений имеют определенные различия.

Финансовая система в качестве экономической категории представляет комплекс разных сфер финансовых отношений, для каждой из которых характерны особенности в создании и использовании фондов финансовых ресурсов, разной ролью в общественном воспроизводстве.

Финансовая система может рассматриваться в двух аспектах: как экономическая категория, как управленческая категория.

Финансовая система – понятие динамическое. Его содержание изменялось по мере развития экономической системы и с изменением общественного строя.

В экономическом аспекте под финансовой системой понимают внутреннюю структуру финансов, весь комплекс входящих в нее и взаимосвязанных между собой институтов (звеньев), представляющих каждый в отдельности группу финансовых отношений. Институты обладают собственным материальным выражением, представленным различного рода денежными фондами (внебюджетные, бюджетные и т.д.).

Структуру финансовой системы РФ составляют:

Большинство исследователей в понятие «финансовая система» включает относительно самостоятельные звенья и сферы: централизованные финансы (бюджетные фонды, муниципальный и государственный кредиты, государственные внебюджетные фонды); децентрализованные финансы (финансы домашних хозяйств и финансы организаций).

Финансовую систему можно охарактеризовать, как систему методов и форм аккумулирования, перераспределения и использования фондов финансовых ресурсов государства, органов местного самоуправления, организаций, учреждений, предприятий, различных отраслей народного хозяйства. Каждое звено обслуживает строго определенную сферу распределения национального дохода через использование специальных методов и форм аккумулирования и применения денежных средств государства и муниципальных образований.

Место государственных финансов в финансовой системе страны

Государственные финансы входят в состав общей финансовой системы страны и фактически являются ее главным звеном (рисунок 1).


КАКИЕ ОТНОШЕНИЯ ВЫРАЖАЮТ ФИНАНСЫ В ГОСУДАРСТВЕ

Рисунок 1. Место государственных финансов в финансовой системе страны. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

«Система государственных финансов» 👇

Функционирование системы государственных финансов неразрывно сопряжено с двумя разнонаправленными процессами, связанными с мобилизацией финансовых ресурсов в руках государства и их последующим расходованием (перераспределением). Эти процессы находят свое отражение в формировании доходов и расходов государства.

Наконец, функционирование системы государственных финансов определяется реализацией ряда функций, определяющими из которых выступают функция распределения, функция регулирования и функция контроля.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *