КАКИЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ВКЛЮЧАЮТСЯ В ПОНЯТИЕ СИСТЕМА ФИНАНСОВ

Под «финансами» также понимают экономическую науку и дисциплину, изучающую соответствующую сферу экономических отношений.

Слово финансы часто используется в быту для обозначения денег.

Термин финансирование означает снабжение (обеспечение) денежными средствами.

Основные финансовые концепции

Финансовая активность (деятельность) — это применение ряда техник и процедур, которые частные лица и организации используют для управления своими финансами. Особенно важна при этом разница между доходами и расходами и оценка риска инвестиций.

Если доходы превышают расходы (то есть существует профицит), то разница может быть отдана в долг под проценты или вложена в какой-то бизнес или в покупку собственности. В этом суть финансовой деятельности — если есть свободные финансовые ресурсы, то они должны быть пущены в дело, чтобы приносить дополнительный доход.

Если расходы превышают доходы (то есть существует дефицит), то нужно восполнить недостающие финансовые ресурсы. Это можно сделать путём получения кредита, или путём выпуска акций или облигаций на бирже. В современном мире заёмщику не надо самому ходить и искать кредитора — можно пойти в банк или на биржу, и соответствующий финансовый институт за определённую комиссию найдёт кредитора. Или наоборот — для кредитора найдёт заёмщика. Собственно вся суть банковской и биржевой деятельности состоит в том, чтобы эффективно связывать нуждающихся с теми, у кого есть свободные средства.

Как уже говорилось ранее, банк служит посредником между заёмщиками и кредиторами. На практике это выглядит так: кредитор (вкладчик) приходит и кладёт свои свободные деньги на банковский счёт (депозит), чтобы получать со своего вклада процентный доход. Затем в банк приходит заёмщик, чтобы получить кредит. Банк выдаёт деньги вкладчика в кредит заёмщику под процент, а этот процент включает в себя и доход для вкладчика, и доход для самого банка, и ещё плюс некоторый процент для страхования риска невозвращения кредита.

Биржа тоже служит цели соединения кредиторов и заёмщиков, но, в отличие от банка, не располагает собственным «финансовым буфером», то есть не может отложить деньги на депозит, пока не появится заёмщик. Биржа может связать кредитора и заёмщика только в реальном времени. Банк же может отложить средства, то есть кредитор (вкладчик) может прийти в банк сегодня, а заёмщик (желающий взять деньги вкладчика в кредит) может появиться только через месяц.

Кроме того, биржа торгует вкладами и кредитами в опосредованной форме. Желающий взять кредит выпускает на биржу акции или облигации. Акция представляет собой долю владельца в компании-заёмщике, и, следовательно, одновременно служит и залогом по кредиту. Облигация это тоже вид кредита, но она, в отличие от акции, не даёт права собственности на компанию-заёмщика, хотя и может предусматривать какой-то отдельный залог. По акциям и облигациям тоже может выплачиваться процентный доход (дивиденды, купон). Если по акции не выплачивается дивиденд, то предполагается, что акция будет расти в цене, и кредитор, купивший акцию, сможет получить причитающуюся ему прибыль лишь после продажи подорожавшей акции.

Функции финансов в России различаются в зависимости от трактовок. Московская концепция выделяет следующие функции финансов:

А также фискальную и стимулирующую функции.

Согласно петербургской концепции различают следующие функции финансов:

Финансы,
обладая в целом общими специфическими
свойствами, имеют свою внутреннюю
структуру. В нее входят несколько
взаимосвязанных звеньев (институтов),
для каждого из которых характерны свои
особенности при сохранении общих
качеств, свойственных финансам.
Необходимость выделения таких звеньев
обусловлена многообразием потребностей
общества, с которыми связаны финансы,
охватывая своим взаимодействием всю
экономику страны и социальную сферу.

Следовательно,
финансовая
система
в экономическом аспекте — это объективно
обусловленное внутреннее строение
финансов, выражающееся в совокупности
входящих в них взаимосвязанных звеньев
(институтов), каждое из которых представляет
специфическую группу финансовых
отношений. Материальное выражение
звеньев (институтов) финансовой системы
составляет соответствующие их специфике
денежные фонды — бюджетные, внебюджетные
и т.д. Новые экономические и политические
условия современной России вызвали
существенные изменения в структуре ее
финансовой системы и содержании вошедших
в нее звеньев, их внутреннем строении,
взаимодействии между собой.

На
данном этапе в состав финансовой системы
Российской Федерации входят:


бюджетная система, состоящая из
государственных (федерального бюджета
и бюджетов субъектов Федерации) и местных
бюджетов муниципальных образований;


внебюджетные целевые государственные
и муниципальные (местные) денежные
фонды;


финансы предприятий, организаций,
учреждений;


кредит (государственный, муниципальный
и банковский).

Финансовая
система – совокупность различных сфер
финансовых отношений ,в процессе которых
образуются и используются фонды денежных
средств. Каждому звену системы финансов
присущи свои специфические формы и
методы образования и использования
денежных фондов и доходов.

В
целом, вся система финансов состоит из
двух укрупненных подсистем:

1)
государственных и муниципальных
финансов;

2)
финансов хозяйствующих субъектов.

Эти
укрупненные подсистемы в зависимости
от конкретных форм и методов формирования
доходов и денежных фондов, в свою очередь,
делятся на более частные подсистемы
(звенья).

Государственные
и муниципальные финансы:


бюджетная система, которая, в свою
очередь, состоит из: федерального
бюджета, территориальных бюджетов
субъектов федерации, бюджетов муниципальных
образований;


целевые внебюджетные фонды;


коммерческие предприятия и организации;


финансовые посредники (кредитные
организации, частные пенсионные фонды,
страховые организации и другие финансовые
институты);

Бюджетная
система представляет собой основанную
на экономических отношениях и юридических
нормах совокупность бюджетов, существующих
на территории страны. В
бюджетную систему РФ включаются:


бюджеты субъектов РФ

Законодательство
РФ предусматривает создание особых,
внебюджетных фондов денежных средств.
Их целью является аккумуляция денежных
средств и направление их на развитие
или в качестве материальной поддержки
социально-экономических и культурных
сфер общественных отношений. Основными
федеральными внебюджетными фондами в
РФ являются пенсионный фонд, Государственный
фонд занятости населения, Фонд
обязательного медицинского страхования,
Фонд социального страхования.

Государственный
кредит представляет собой особую форму
денежных отношений между государством,
юридическими и физическими лицами. При
этом государство выступает, главным
образом, в качестве заемщика средств,
а также кредитора и гаранта.

Финансы
хозяйствующих субъектов, или финансы
организаций и предприятий различных
форм собственности – относительно
самостоятельное звено финансов
государства. Именно в этом звене
формируется основная часть доходов,которая
в последующем в результате перераспредления
по установленным государствам правилам,
формирует доходы бюджетов всех уровней,
а также внебюджетных фондов. В
сфере финансов хозяйствующих субъектов
следует выделить более частные сферы:


финансы коммерческих предприятий и
организаций;


финансы некоммерческих организаций.

Финансовые
отношения этих двух групп хозяйствующих
субъектов имеют свою специфику ,связанную
с формой организации предпринимательской
деятельности, формированием доходов и
расходов, владением имуществом,
выполнением обязательств.

Также
финансовую системы можно представить
как совокупность финансовых органов и
учреждений страны. Эта система представлена
органами и кредитными учреждениями,
осуществляющими непосредственную
финансовую деятельность государства.

Читать также:  НАЛАДИТЬ С ФИНАНСАМИ

Система
кредитных учреждений возглавляется
Центральным Банком РФ, который осуществляет
руководство в области кредита и
контролирует деятельность кредитных
организаций.

Система
финансовых органов возглавляется
Министерством финансов РФ, которое
является исполнительным органом власти,
обеспечивающим проведение единой
государственной политики и осуществляющим
проведение руководство организацией
финансов в стране. В систему органов
государственного управления финансами
также входят министерства финансов
республик, финансовые управления и
другие органы управления финансами в
краях, областях, городах федерального
значения, автономных округах, городах
Москве и Санкт-Петербурге ,а также органы
федерального казначейства.

К
финансовым органам также относятся
налоговые и таможенные органы, одной
из функций которых является аккумуляция
денежных средств и централизованные
фонды.

К
низовым звеньям, осуществляющим
финансовую деятельность в государстве,
относятся бухгалтерии предприятий,
учреждений и организаций.

Совокупность
финансовых отношений в рамках национальной
экономики образует финансовую
систему
государства.

Финансовая
система включает в себя субъекты
отношений, объекты отношений, финансовые
методы, финансовые рычаги, органы,
способствующие осуществлению финансовых
взаимоотношений.

Финансовые
отношения складываются между:


государством
и хозяйствующими субъектами
– при уплате налогов в бюджетную систему
и финансировании расходов;


самими
хозяйствующими субъектами
– в процессе приобретения товарно-материальных
ценностей, а также реализации товаров
и услуг;


руководителями
организаций и работниками
– при выплате заработной платы;


предприятиями
и вышестоящими организациями
– при создании централизованных фондов
денежных средств и их распределении;


государством,
отдельными гражданами внебюджетными
фондами –
при внесении платежей в госбюджет,
получении пенсий, пособие, стипендий;


отдельными
звеньями бюджетной системы;


страховыми
организациями, предприятиями и населением
– при уплате страховых взносов и
возмещении ущерба при наступлении
страхового случая.

Основными
звеньями финансовой системы являются
государство, организации, граждане.

Каждое
звено финансовой системы выполняет
конкретные задачи:

Рассмотрим
структуру финансовой системы.

Основные
финансовые потоки проходят через такие
звенья, как государство и хозяйствующие
субъекты. В самом общем виде (с учетом
этих звеньев) финансовая система РФ
представлена на рис. 10.1).

Государственным
финансам принадлежит ведущая роль:


в обеспечении определенных темпов
развития всех отраслей народного
хозяйства;


в перераспределении финансовых ресурсов
между отраслями экономики и регионами
страны, а также формами собственности
и отдельными слоями населения.

Основой
единой финансовой системы служат финансы
хозяйствующих субъектов. Государственные
финансы органически связаны с финансами
промышленных предприятий. С одной
стороны, главным источником доходов
госбюджета является национальный доход.
С другой стороны, предприятия привлекают
бюджетные ассигнования, банковские
кредиты.

В
структуре государственных
(централизованных)
финансов
главным элементом выступает государственный
бюджет, а
точнее, бюджеты трех уровней (в соответствии
с Бюджетным кодексом РФ):

1)
федеральный
бюджет и бюджеты государственных
внебюджетных фондов;

2)
бюджеты
субъектов Федерации
(бюджеты республик, краев, областей);

3)
местные
бюджеты –
городские, районные, сельские.

Рис. 10.1. Финансовая
система Российской Федерации

Через
государственный бюджет государство
концентрирует основную долю национального
дохода для финансирования народного
хозяйства, социально-культурных
мероприятий, укрепления обороны страны
и содержания органов государственной
власти и управления.

Государственный
бюджет служит основным государственным
планом страны, утверждаемым как закон.

С
помощью бюджета происходит перераспределение
национального дохода, что создает
возможность маневрировать денежными
средствами и целенаправленно влиять
на темпы и уровень развития
общегосударственного производства,
что позволяет осуществлять единую
финансовую политику на всей территории
страны.

Второй
элемент государственной финансовой
системы – внебюджетные
фонды.

Они
находятся в собственности государства,
но имеют определенную самостоятельность.
Внебюджетные фонды имеют строго целевое
назначение. По наименованию фонда можно
судить о направлении использования его
средств.

Фонды
подразделяют на социальные
и экономические.

Средства
внебюджетных фондов направлены на
расширение социальных услуг населению;
на стимулирование развития остальных
отраслей инфраструктуры; на обеспечение
дополнительными ресурсами приоритетных
отраслей экономики.

К
социальным внебюджетным фондам относятся:
Пенсионный фонд РФ, Фонд социального
страхования, Федеральный и территориальные
фонды обязательного медицинского
страхования РФ.

К
экономическим внебюджетным фондам
относятся: Российский фонд технического
развития и отраслевые внебюджетные
фонды НИОКР, финансовые фонды поддержки
отраслей, инвестиционные фонды и др.

В
России насчитывается более 40 федеральных
внебюджетных фондов. Общие доходы всех
внебюджетных фондов превышают 60% доходов
государственного бюджета. Основные
суммы отчислений во внебюджетные фонды
включаются в состав себестоимости
продукции и устанавливаются в процентах
к фонду оплаты труда.

Следующим
элементом государственной финансовой
системы выступает государственный
кредит.

Дефицит
государственного бюджета приводит к
тому, что возникает потребность
привлечения дополнительных ресурсов
физических и юридических лиц. Такая
форма привлечения средств – кредит.

Существуют
два вида государственного кредита:
внутренний
и внешний.
Внутренний государственный кредит
формируется:


путем выпуска государственных займов,
в том числе за счет обращения части
вкладов населения в Сбербанке РФ в
государственные займы;


за счет казначейских ссуд.

Государственный
займ осуществляется путем выпуска в
обращение и продажи государственных
ценных бумаг:


ГКО – государственных краткосрочных
облигаций;


ОФЗ – облигаций федерального займа;


ОГСЗ – облигаций государственного
сберегательного займа;


других ценных бумаг.

В
России они выпускаются Министерством
финансов,

Казначейские
ссуды также выдаются на условиях
срочности, платности, возвратности.

Государственный
займ, размещенный в других странах –
внешний государственный кредит.

Следующий
элемент
государственной финансовой системы
— фонды
страхования,
обеспечивают
возмещение возможных убытков в результате
стихийных бедствий и несчастных случаев
и способствуют их предупреждению.

Страхование
может быть добровольным и обязательным.

Различают
следующие разновидности страхования:


страхование предпринимательских рисков.

Фондовое
звено –
следующий элемент государственных
финансов. Задача фондового рынка –
обеспечение процесса перелива капитала
в отрасли с высоким уровнем дохода.

Фондовый
рынок служит для мобилизации и эффективного
использования временно свободных
денежных средств. Участники фондового
рынка рассчитывают на получение более
высокого дохода по сравнению с вложением
в банк.

Финансы
хозяйствующих субъектов
представляют вторую сферу финансовых
отношений (децентрализованную) и являются
основой финансовой системы, так как
здесь формируется преобладающая часть
всех финансовых ресурсов. Децентрализованные
фонды денежных средств образуются из
денежных доходов и накоплений самих же
организаций.

Таким
образом, между централизованными и
децентрализованными финансами имеется
единый источник формирования –
национальный доход. Кроме того,
аккумулировав денежные ресурсы
предприятий в централизованных
государственных фондах, государство
направляет их на удовлетворение
общественных потребностей, в том числе
на развитие производственных предприятий,
наиболее значимых для экономики. Во
взаимосвязи и взаимозависимости
составных звеньев финансовой системы
проявляется единая сущность финансов,
а также единство финансовой системы
России

Соседние файлы в папке Макроэкономика Часть 2

Финансовая экономика — это отрасль экономической науки, изучающая взаимосвязи между финансовыми величинами, такими как: цена, добавочная стоимость, акционерный капитал и пр. Финансовая экономика особенно концентрируется на изучении влияния реальных экономических показателей на финансовые показатели. Вот основные направления исследований:

Царь Мидас на золотой монете

Читать также:  ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФИНАНСОВ ДЛЯ РЕШЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ ФИНАНСЫ

Начало формирования современной российской финансовой системы связано с постепенным переходом СССР, чья финансовая длительное время существовала в опоре на принципы плановой экономики, к рынку. До конца 1991 года финансовая система РСФСР была составной частью финансовой системы СССР. После подписания соглашения о расторжении союзного договора, финансовая система РСФСР обрела самостоятельность, унаследовав те её элементы и институты, в том числе общесоюзные, которые находились на её территории, однако первые шаги по выделению финансовой системы России в самостоятельную от финансовой системы СССР российское руководство предприняло ранее.

До 1986 года банковская система СССР включала 4 компонента — Госбанк, Стройбанк, Внешторгбанк и Гострудсберкассы. Перестроечные реформы затронули и банковскую систему. В июне 1987 года состоялся Пленум ЦК КПСС, который принял решение о её совершенствовании. В июле 1987 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли Постановление №821 «О совершенствовании системы банков в стране и усилении их воздействия на повышение эффективности экономики».

Данным постановлением была создана система специализированных банков в следующем составе:

Создание банков на коммерческой основе было разрешено Законом «О кооперации в СССР», принятым 26 мая 1988 года. Устав кооперативного банка должен быть зарегистрирован в Государственном банке СССР. В конце лета 1988 года началось возрождение коммерческой банковской деятельности.

Начиная с 1989 года работала валютная биржа Госбанка (на которой с 1989 года проводились рублёво-долларовые валютные аукционы Внешэкономбанка.

Структура финансовой системы

Где каждая из них это:

Финансовые научные дисциплины

Финансы (в первую очередь, публичные) изучаются в рамках научных дисциплин «Финансы», «Финансы и кредит», «Финансы, денежное обращение и кредит». Данные дисциплины изучают деньги и социально-экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием материальных ресурсов. Финансы — это прикладная экономическая дисциплина.

Управление финансами (в первую очередь, корпоративными) изучается в рамках дисциплины финансовый менеджмент, а также «финансы организаций (предприятий)». Управление финансами банка изучается обычно в рамках дисциплины «Банковское дело». Контроль над финансовыми потоками изучается в рамках дисциплины «Финансовый контроль».

Методы и модели анализа финансовой информации изучаются в рамках финансовой математики. Финансовая математика является основой управления финансами.

На уровне микроэкономики

Определение понятия налог представлено в ст. 8 Налогового кодекса РФ (своеобразной «налоговой конституции»).
Согласно указанному нормативному акту, налог — обязательный, индивидуально-безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности (хозяйственного ведения или оперативного управления) денежных средств, в целях обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Данное определение указывает на отличительные признаки налога от других видов платежей в бюджет: обязательность, индивидуальную безвозмездность, денежный характер (налоги нынешней налоговой системы могут иметь только денежную форму, в отличие от налоговой системы, действовавшей до введения в действие Налогового кодекса РФ) и целевую направленность платежа (для обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований).

Сборы — обязательные взносы, взимаемые с организаций и физических лиц, уплата которых является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определённых прав или выдачу разрешений (лицензий). Из определения видны отличия сбора от категории налога: в частности сбор, в отличие от налога, является обязательным не всегда, а только в случае когда в отношении его плательщика те или иные государственные органы совершают «юридически значимые действия», то есть присутствует момент «индивидуальной возмездности».

Налоги сегодня — важнейшая и крупнейшая часть доходов государства (фискальная функция налогов). Манипулируя налоговыми ставками, государство может влиять на экономику, активируя ту или иную экономическую отрасль (или, допустим, географический регион), или наоборот, сдерживая рост в какой-то области (регулирующая функция налога).

Налоги бывают прямыми и косвенными. Прямой налог — это налог, взимаемый государством непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика. Косвенный налог — налог на товары и услуги, устанавливаемый в виде надбавки к цене или тарифу. Косвенные налоги также действуют в форме акцизов (в том числе универсального акциза) и таможенных пошлин.

Вот основные налоги, обеспечивающие доход бюджетов бюджетной системы РФ:

Современная налоговая система России строится на основе Налогового кодекса РФ и принятых в соответствии с ним законов субъектов и нормативных актов местного самоуправления, а также подзаконных актов различных органов исполнительной власти. Контроль за правильностью, полнотой и своевременностью внесения налогов, возложен на Федеральную налоговую службу, которая образована в составе Минфина РФ.

Налоговая система РФ имеет три уровня (федеральный, региональный уровень субъекта и местный). В данный момент налоговая система по количеству уровней не совпадает с системой бюджетной (фактически с 2006 г. введён 4-й «негласный» бюджетный уровень на уровне местных бюджетов: бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга). Однако, данное, казалось бы, противоречие нареканий не вызывает, поскольку все местные налоги (а также часть федеральных налогов и налоговых режимов) поделены между местными уровнями в соответствующих их статусам пропорциях на основании положений Бюджетного кодекса РФ.

Отдельно нужно сказать о государственных облигациях (их ещё называют «облигации государственного займа»). Эти ценные бумаги выпускает правительство страны и распространяет внутри страны и за рубежом. Это как бы кредит, который берёт само государство для своих нужд. Разумеется, чем богаче и стабильнее государство, тем охотнее ему выдают кредиты и покупают его облигации. Поэтому США — это страна, имеющая самый большой в мире государственный долг. Многие страны мира (включая Россию) держат свои валютные резервы в ценных бумагах правительства США. Чем эффективнее может государство распорядиться взятыми в кредит деньгами, тем выгоднее брать кредит. И наоборот, если государство не может окупить проценты по кредиту, то займы становятся тяжкой обузой для государственного бюджета.

Доходы государства распределяются по следующим основным расходным статьям:

Среди форм ассигнований выделяют субсидии, дотации и субвенции.

Сущность финансовой системы

Процесс распределения и перераспределения стоимости совокупного общественного продукта представляет собой финансовый механизм, который включает в себя систему организации, регулирования и планирования финансов, способов формирования и использования финансовых ресурсов у хозяйствующих субъектов, наёмных работников, государства и органов местного самоуправления.

В процессе распределения стоимости совокупного общественного продукта у субъектов экономических отношений (государства, хозяйствующих субъектов, наёмных работников и органов местного самоуправления) накапливаются различные фонды денежных доходов.

Ведение личной бухгалтерии, планирование личных доходов и расходов (составление финансового плана) не является обязательным. Но использование подобных подходов позволяет более рационально использовать имеющиеся ресурсы. Обычно учитывают ряд типичных источников дохода и направлений затрат.

При анализе выявляют резервы (например, неиспользованные активы) и рассматриваются варианты их использования либо продажи.

Читать также:  Опишите как влияют отраслевые технико экономические особенности на организацию финансов предприятий

При долгосрочном финансовом планировании необходимо учитывать возможность инфляции.

Государственный и муниципальный сектор

Российский финансовый рынок включает в себя банковскую систему, сектор торговли ценными бумагами, сектора страхового и пенсионного обеспечения, сектор торговли драгоценными металлами и ряд других более специализированных сегментов.

ЦБ РФ выступает в качестве мегарегулятора финансового рынка.

Банки в России входят в двухуровневую систему, верхний уровень которой представлен Центральным банком Российской Федерации, а нижний — кредитными организациями РФ (банки и небанковские кредитные организации) и представительствами иностранных банков. Банковская деятельность является лицензируемым видом деятельности.

Платёжные системы и электронные деньги

В России функционирует ряд российских и международных платёжных систем. В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 27 июня 2011 года № 161-ФЗ «О национальной платёжной системе». Банк России ведёт

реeстр оперaторов платёжных систeм, включающий список их операторов и дополнительные сведения о них. После 1 января 2013 года платёжные системы не имеют права работать в России, если их операторы не включены в реестр. Зарегистрированные в реестре платёжные системы обязаны выполнять установленные Банком России нормативы и условия обслуживания клиентов.

Среди находящихся в реестре платёжных систем часть обеспечивает переводы со счёта на счёт, часть — переводы без открытия банковского счёта, некоторые — обработку карточных платежей. Некоторые системы совмещают различные функции.

По состоянию на 01.03.2022, в реестре имеется 52 записи об операторах платёжных систем, из которых действующих (не исключённых) — 27. Реестр не содержит записи о платёжной системе «Мир» и её операторе НСПК, так как они созданы в силу законодательства России. Из 25 действующих систем 12 имеют статус национально значимых, и две — дополнительные статусы. Платёжная система НРД обозначена ЦБ как системно значимая, платёжная система Сбербанка — как социально значимая.

Российская часть расчётной системы WebMoney не зарегистрирована ни в одном из реестров, так как её владелец заявляет, что c юридической точки зрения титульные знаки Webmoney не являются электронными деньгами, а их оборот — платежами.

Микрофинансовые организации и ломбарды

Рынок российских ломбардов можно сегментировать следующим образом:

Сегмент пенсионного обеспечения на российском финансовом рынке можно охарактеризовать как максимально контролируемый государством. Доминирующую долю операций по выплатам пенсий на нём занимает выплачивающий государственные пенсии Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, образованный путём реорганизации Пенсионного фонда Российской Федерации с одновременным присоединением к нему Фонда социального страхования Российской Федерации.

В феврале 1992 года в России был принят закон «О товарных биржах и биржевой торговле», после чего стали появляться и биржи, число которых росло очень быстро — зарегистрированных в России бирж было больше общего числа действующих бирж в остальном мире.

С 1 января 2014 года российское законодательство не предусматривает деления бирж на валютные, товарные и фондовые; для обозначения всех вышеперечисленных видов используется термин «биржа» (п.6 ст. 29 Федерального закона от 21.11.2011 N 325-ФЗ (ред. от 21.12.2013) «Об организованных торгах»), а их деятельность регулируется Федеральным законом «Об организованных торгах» и иными нормативными актами.

Управляющие компании и инвестиционные фонды

Инвестиционные платформы и операторы ЦФА — относительно новые участники финансового рынка, появившиеся в России как результат развития цифровой экономики в период 2019-2022 гг.

Бюро кредитных историй

В России действует двухуровневая система хранения кредитных историй.

Торговля драгоценными металлами в России

Нью-Йоркская фондовая биржа на Уолл-стрит

Основная задача корпоративных финансов — финансовое обеспечение деятельности организации. Также важно нахождение оптимального баланса между доходностью бизнеса и финансовыми рисками. Для обеспечения текущих финансовых потребностей бизнеса обычно берутся краткосрочные банковские кредиты. Для обеспечения долгосрочных потребностей чаще выпускаются облигации или акции без фиксированного дивиденда. Такие стратегические решения о кредитах или выпуске акций в конечном счёте определяют саму структуру капитала организации.

Другая важнейшая сторона корпоративных финансов — это решения об инвестициях, то есть решения о вложении имеющихся свободных средств. Ведь инвестиция — это вложение свободного актива с надеждой, что он со временем увеличится в стоимости. Управление инвестициями — важнейшая сторона финансов на любом уровне, и корпоративный уровень не исключение. Перед принятием решения об инвестиции, нужно проанализировать следующие факторы:

Финансовый менеджмент в организациях во многом схож с бухгалтерским учётом. Но бухгалтерский учёт занимается учётом уже совершённых операций (и, следовательно, учётом «исторической» финансовой информации). А финансовый менеджмент смотрит в будущее и занимается анализом эффективности и планированием ещё предстоящих финансовых операций.

Чёрная среда (1992) (график GBP/USD)

Финансовый рынок — это рынок, охватывающий прежде всего рынок капиталов и рынок денежных средств, представленный зачастую биржами. Обслуживает торговлю финансовыми активами, управляет финансовыми рисками и способствует инвестициям. Принято делить на следующие финансовые рынки:

Трактовка термина «финансы»

Дискуссия оказала серьёзное воздействие на весь дальнейший ход развития советской финансовой науки. Под её влиянием на протяжении последующих двадцати пяти лет в СССР сформировались три научные концепции советских финансов: распределительная, воспроизводственная и концепция Э. А. Вознесенского (иногда называемая правовой концепцией).

Многолетняя научная дискуссия между сторонниками распределительной и воспроизводственной концепций по существу сводилась к тому, в какой мере следует включать финансы советских предприятий и отраслей народного хозяйства в состав общественных финансов. При этом, обе концепции исключали из финансов социализма личные финансы и финансы непроизводственных предприятии и организаций, к которым относились все учреждения здравоохранения, образования, культуры и спорта. Таким образом, воспроизводственная концепция тоже не охватывала всю предметную область финансов.

Общий термин для описания услуг компаний, чья деятельность связана с денежными или инвестиционными услугами.

К финансовым услугам относят следующие виды услуг:

Крупнейшие информационные агентства финансовой информации:

Традиционно финансы разделяют на публичные финансы (централизованные, государственные и муниципальные финансы) и частные финансы (децентрализованные). Последние включают в себя как корпоративные финансы (финансы организаций), так и финансы домохозяйств (личные и семейные финансы).

В связи с существенным отличием финансов домохозяйств от корпоративных финансов эти категории рассматриваются как отдельные, таким образом, в общем финансы классифицируют на:

В корпоративных финансах в связи со спецификой и особой ролью отдельно выделяются финансы сферы финансовых услуг, в первую очередь, финансы кредитных организаций (банков) и финансы страховых организаций. Иногда выделяются также финансы некоммерческих организаций, а также финансы малого бизнеса.

Финансовые учреждения и организации

Финансовая система РФ включает в себя:

Федеральное казначейство контролирует проведение бюджетной политики в целом.

Федеральная налоговая служба входит в систему центральных органов государственного управления.

Федеральная Таможенная Служба РФ контролирует трансграничную торговлю и осуществляет таможенные сборы в государственный бюджет.

Счетная палата РФ является органом финансового контроля за своевременным исполнением всех статей федерального бюджета.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *