Какова взаимосвязь между ролями финансового менеджмента и высших органов власти?

Задание №5502. Взаимосвязи изученных социальных объектов. ОГЭ по обществознанию

Установите соответствие между высшими органами государственной власти РФ и ветвями власти, которые они представляют: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ВЫСШИЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

А) Федеральное Собрание РФБ) Конституционный Суд РФВ) Верховный Суд РФГ) Правительство РФД) Государственная Дума РФ

ВЕТВИ ВЛАСТИ

1) законодательная2) исполнительная3) судебная

Пояснение:
А — 1. Б — 3. В — 3. Г — 2. Д — 1.

Тест с похожими заданиями

Задание №5505. Взаимосвязи изученных социальных объектов. ОГЭ по обществознанию

Установите соответствие между полномочиями и органами государственной власти Российской Федерации, которые их осуществляют: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ПОЛНОМОЧИЯ

А) принятие федеральных законовБ) разработка государственного бюджетаВ) разрешение споров о компетенции между высшими органами государственной властиГ) управление федеральной собственностьюД) осуществление мер по обеспечению обороны страны

ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РФ

1) Правительство РФ2) Государственная Дума РФ3) Конституционный Суд РФ

Пояснение:
А — 2. Б — 1. В — 3. Г — 1. Д — 1.

Рекомендуем! Лучшие курсы ЕГЭ и ОГЭ

Задание
14. Установите
соответствие между функциями и субъектами государственной власти РФ, которые их
исполняют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую
позицию из второго столбца.

Онлайн курсы ЕГЭ и ОГЭ

Все задания варианта

В системе финансов РФ выделяют две составляющие: государственные финансы и финансы хозяйствующих субъектов.

Управление государственными финансами находится в ведении высших законодательных органов власти. Это Федеральное собрание и две его палаты – Государственная Дума и Совет Федерации.

Управление государственными финансами осуществляют Министерство финансов России и его органы на местах.

Основными задачами Министерства финансов РФ являются:

— разработка и реализация стратегических направлений единой государственной финансовой политики;

— составление проекта федерального бюджета и его исполнение;

— обеспечение устойчивости государственных финансов и их активного воздействия на социально-экономическое развитие страны, осуществление мер по развитию финансового рынка;

— концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития РФ;

— разработка предложений по привлечению в экономику страны иностранных кредитов;

— совершенствование методов бюджетного планирования, финансирования и отчетности;

— осуществление финансового контроля за рациональным и целевым расходованием бюджетных средств и средств государственных (федеральных) внебюджетных фондов.

Министерство финансов РФ выполняет следующие функции:

— участвует в работе по составлению долговременных и краткосрочных прогнозов функционирования экономики, совместно с федеральными органами исполнительной власти определяет потребность в государственных централизованных ресурсах, подготавливает предложения о распределении их между федеральным бюджетом и федеральными внебюджетными фондами;

— организует работу по составлению проекта федерального бюджета, прогноза консолидированного бюджета РФ, разрабатывает проекты нормативов отчислений от федеральных налогов, сборов, размеров дотаций и субвенций из федерального бюджета в бюджеты субъектов Федерации;

— обеспечивает исполнение федерального бюджета, а также государственных федеральных внебюджетных фондов;

— разрабатывает с участием Государственной налоговой службы, Федеральной службы налоговой полиции РФ предложения по совершенствованию налоговой политики и налоговой системы;

— принимает участие в определении ценовой политики;

— работает в направлении совершенствования страховой деятельности в стране;

— разрабатывает предложения по выпуску и размещению государственных внутренних займов РФ, а также осуществляет их выпуск;

— разрабатывает предложения по формированию и развитию финансового рынка;

— осуществляет по поручению Правительства РФ сотрудничество с международными финансовыми организациями;

— разрабатывает проекты программ внешних займов РФ.

Контроль за правильным исчислением, полнотой и своевременностью взносов в бюджет всех обязательных платежей возложен на Федеральную службу налоговой полиции РФ и ее органы на местах – налоговые инспекции.

Налоговые инспекции обязаны:

— действовать в строгом соответствии с законодательством;

— осуществлять контроль за соблюдением налогового законодательства в отношении правильного исчисления, полноты и современности внесения налогов в бюджет и во внебюджетные фонды;

— вести в установленном порядке учет налогоплательщиков;

— проводить проверки налогоплательщиков;

— ежемесячно представлять финансовым органам и органам федерального Казначейства сведения о фактически поступивших суммах налогов и других платежей в бюджет;

— информировать Министерство финансов РФ обо всех случаях неуплаты предприятиями налогов;

— осуществлять возврат излишне уплаченных налоговых сумм и неправильно изъятых с налогоплательщиков штрафов и пени.

За поступление таможенных пошлин ответственность несет Государственный таможенный комитет Российской Федерации, который обязан:

— проводить налоговые проверки по налогам, взимаемым таможенными органами;

— проверять документы, связанные с исчислением и уплатой налогов, взимаемых таможенными органами; приостанавливать операции налогоплательщиков по счетам в банках при неисполнении или ненадлежащем исполнении ими налогового законодательства;

— взимать недоимки по налогам, а также штрафы, предусмотренные налоговым законодательством.

Часть функций государственного контроля возложены на Счетную палату и Центробанк.

В ходе рыночных преобразований система управления агропромышленным комплексом как единым объектом распалась. Произошло рассогласование интересов не только за пределами, но и внутри комплекса. Многие функции государственного управления АПК необоснованно утрачены и рассредоточены между министерствами.

Управление финансами АПК сегодня осуществляют Департамент экономики и финансов, Управление бухгалтерского учета и отчетности Министерства сельского хозяйства РФ, Департамент отраслевого финансирования Министерства финансов РФ. Причем Министерство сельского хозяйства лишилось возможности государственного управления с помощью экономических рычагов в ценообразовании, финансировании и кредитовании агропромышленного производства.

На уровне хозяйствующих субъектов управление финансамиосуществляют бухгалтерская служба или финансово-расчетный центр. В финансово-промышленных группах таким аппаратом управления может быть финансовая дирекция во главе с финансовым директором. Финансовая дирекция функционирует на основе положения, которое включает в себя общие моменты ее организации, задачи, структуру, функции, взаимоотношения с другими подразделениями и службами хозяйствующего субъекта, права и ответственность.

Финансовая дирекция выполняет следующие функции:

— обеспечивает хозяйственную деятельность хозяйствующих субъектов;

— разрабатывает финансовую программу развития хозяйствующих субъектов, определяет инвестиционную и кредитную политику;

— разрабатывает планы финансовых мероприятий, сметы финансовых расходов для всех подразделений, участвует в разработке бизнес-планов хозяйствующих субъектов;

— ведет финансовые расчеты с поставщиками, покупателями, банками, налоговой службой;

— осуществляет страхование от финансовых рисков, залоговые, лизинговые и другие операции;

— анализирует финансово-коммерческую деятельность финансово-промышленной группы и ее участников;

— ведет бухгалтерский и статистический учет, составляет сводные балансы финансово-промышленной группы.

В управлении финансовой деятельностью главное действующее лицо – финансовый менеджер. Это специалист, осуществляющий квалифицированное руководство финансовой деятельностью хозяйствующего субъекта. Его функциональные обязанности:

— разработка прогнозов и планов вложения капитала, оценка вариантов вложения средств и выбор оптимального решения;

— разработка финансового раздела бизнес-плана, смет и балансов;

— организация заемных средств, проведение кредитной политики;

— формирование финансовой документации;

— анализ финансового состояния хозяйствующего субъекта и эффективности использования ресурсов;

— контроль за выполнением финансовых планов.

Государственная Дума принимает законы, в том числе и в финансовой сфере (бюджетный, налоговый кодекс закон о федеральном бюджете и т. В Государственной Думе существуют специальные комитеты, рассматривающие финансовые вопросы Государственной Думе подотчетен особый орган государственного финансового контроля — Счетная палата, осуществляющая контроль за формированием и использованием средств федерального бюджета.

Аналогичные институты существуют на региональном и муниципальном уровнях (например, в Омской области – законодательное собрание, Счетная палата).

Совет Федерации — рассматривает и одобряет законы. Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии.

Президент РФ – подписывает, утверждает и обнародует законы.

Правительство РФ проводит единую финансовую денежную политику и исполняет принятые законы.

Особое место в финансовой системе занимают министерства и службы:

Министерство финансов, в подчинении которого находятся Федеральная налоговая служба, федеральная служба финансово-бюджетного надзора, а также Федеральное Казначейство.

Министерство экономического развития и торговли, в подчинении которого находятся Федеральное агентство по государственным резервам, Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом,

Федеральная служба по финансовому мониторингу,

Федеральная служба по финансовым рынкам

Федеральная таможенная служба,

Федеральная антимонопольная служба.

Особое место в организации государственного управления занимает Центральный Банк, который, с одной стороны, является независимым, а с другой стороны, выполняет роль регулятора кредитного рынка, а также исполнителя (агента государства) по вопросам обслуживания государственного долга.

Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, кредитной кооперации, микрофинансовой деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров, инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, организации и проведения лотерей, азартных игр, производства и оборота защищенной полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной службы. Минфиносуществляет :

1) составление проекта федерального бюджета;

2) утверждение и ведение сводной бюджетной росписи федерального бюджета;

3) ведение учета операций по кассовому исполнению федерального бюджета, составление отчетности об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ;

4) организацию распределения доходов от уплаты федеральных налогов и сборов между уровнями бюджетной системы

5) управление средствами Резервного фонда РФ;

6) управление государственным долгом РФ;

7) ведение государственной долговой книги РФ и учет информации о долговых обязательствах, отраженных в соответствующих долговых книгах субъектов РФ и муниципальных образований;

8) выполнение функций эмитента государственных ценных бумаг

9) государственную регистрацию условий эмиссии и обращения государственных ценных бумаг субъектов РФ и муниципальных ценных бумаг;

10) организацию формирования и использования ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ.

Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов.

Читать также:  К основным задачам министерства финансов рф не относятся ответ

Служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля.

Основными функциями Федеральной службы финансово-бюджетного надзора являются:

1) проведение ревизий и проверок правомерности и эффективности использования средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов и материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, на территории Российской Федерации и за рубежом, а также осуществление таких ревизий и проверок по мотивированному обращению руководителей правоохранительных органов федерального уровня и руководителей правоохранительных органов субъектов Российской Федерации;

2) проведение мероприятий по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в финансово-бюджетной сфере;

3) осуществление надзора за исполнением законодательства Российской Федерации о финансово-бюджетном контроле и надзоре органами финансового контроля федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

4) осуществление в пределах своей компетенции контроля за соответствием проводимых в Российской Федерации резидентами и нерезидентами (кроме кредитных организаций и валютных бирж) валютных операций законодательству Российской Федерации, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением ими требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля;

5) организация с участием агентов валютного контроля, правоохранительных, контролирующих и иных федеральных органов исполнительной власти проверок полноты и правильности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов, осуществляемым в валюте Российской Федерации;

6) организация формирования и ведения единой информационной системы контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере.

Федеральное казначейство (Казначейство России) является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.

Министерство экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития. Министерство экономического развития РФ осуществляет:

мониторинг и анализ социально-экономических процессов, сводных финансовых балансов по РФ, субъектам и регионам РФ, отраслям и секторам экономики, разработку годовых, ежеквартальных и ежемесячных докладов о состоянии экономики;

разработку государственных прогнозов социально-экономического развития РФ, субъектов и регионов РФ, муниципальных образований, отраслей и секторов экономики на краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный периоды, прогнозных расчетов общеэкономических показателей системы национальных счетов;

подготовку в установленном порядке заключений по проектам федеральных целевых программ, а при необходимости организацию экспертизы указанных проектов;

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруд России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере демографии, труда, уровня жизни и доходов, оплаты труда, пенсионного обеспечения, включая негосударственное пенсионное обеспечение, социального страхования (за исключением обязательного медицинского страхования), условий и охраны труда, социального партнерства и трудовых отношений, занятости населения и безработицы, трудовой миграции, альтернативной гражданской службы, государственной гражданской службы (за исключением вопросов оплаты труда), социальной защиты населения, в том числе социальной защиты семьи, женщин и детей, граждан пожилого возраста и ветеранов, граждан, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, социального обслуживания населения, оказания протезно-ортопедической помощи, реабилитации инвалидов, проведения медико-социальной экспертизы, а также по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в установленной сфере деятельности.

Министерство здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, обязательного медицинского страхования,

Федеральная служба по финансовому мониторингу является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным принимать меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. Основными функциями Федеральной службы по финансовому мониторингу являются:

1) осуществление контроля и надзора за выполнением юридическими и физическими лицами требований законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, привлечение к ответственности лиц, допустивших нарушение этого законодательства;

2) сбор, обработка и анализ информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю в соответствии с законодательством РФ;

3) проверка в соответствии с законодательством РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма полученной информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, в том числе получение необходимых разъяснений по представленной информации;

4) выявление признаков операций (сделок) с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма;

5) создание единой информационной системы в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением банковской и аудиторской деятельности), в том числе по контролю и надзору в сфере страховой деятельности, кредитной кооперации и микрофинансовой деятельности, деятельности товарных бирж, биржевых посредников и биржевых брокеров, обеспечению государственного контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком. Основными функциями Федеральной службы по финансовым рынкам являются:

а) осуществление государственной регистрации выпусков ценных бумаг и отчетов об итогах выпуска ценных бумаг, а также регистрации проспектов ценных бумаг;

б) обеспечение раскрытия информации на рынке ценных бумаг в соответствии с законодательством РФ;

в) осуществление в рамках установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ функций по контролю и надзору в отношении эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и их саморегулируемых организаций, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов и их саморегулируемых организаций, специализированных депозитариев акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, ипотечных агентов, управляющих ипотечным покрытием, специализированных депозитариев ипотечного покрытия, негосударственных пенсионных фондов, Пенсионного фонда РФ, государственной управляющей компании, а также в отношении товарных бирж

Федеральная таможенная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями. Осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

осуществляет взимание таможенных пошлин, налогов, антидемпинговых, специальных и компенсационных пошлин, таможенных сборов, контролирует правильность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принимает меры по их принудительному взысканию;

осуществляет таможенное оформление и таможенный контроль

Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы, контролю за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд (за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, а также в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, не относящихся к государственному оборонному заказу, сведения о которых составляют государственную тайну). Основными функциями Федеральной антимонопольной службы являются:

а) надзор и контроль за соблюдением законодательства о конкуренции на товарных рынках, на рынке финансовых услуг;

б) надзор и контроль за соблюдением законодательства о естественных монополиях;

в) надзор и контроль за соблюдением законодательства о рекламе до внесения изменений в Федеральный закон “О рекламе”.

Банк России (ЦБ РФ) является юридическим лицом. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью, при этом Банк России наделен имущественной и финансовой самостоятельностью.

Банк России выполняет следующие функции:

• во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;— монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;

• является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;

• устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;

• устанавливает правила проведения банковских операций;

• осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами;

• осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;

• принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;

• осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;

• регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;

Читать также:  Брейли р принципы корпоративных финансов

• организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;

• определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;

• устанавливает правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы Российской Федерации;

устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;

• принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;

• устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты;

• проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные;

• осуществляет выплаты Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом ;

• является депозитарием средств Международного валютного фонда в валюте Российской Федерации, осуществляет операции и сделки, предусмотренные статьями Соглашения Международного валютного фонда и договорами с Международным валютным фондом;

Банк России осуществляет функции генерального агента по государственным ценным бумагам РФ.

Специализированные финансовые институты – это юридические лица, которые либо непосредственно участвуют в перераспределении финансовых ресурсов, либо являются частью инфраструктуры финансового рынка, обеспечивающей эффективность и безопасность этого перераспределения. Они, взаимодействуя с хозяйствующими субъектами, населением и между собой способствуют аккумулирования небольших сбережений многих мелких владельцев (инвесторов) и последующему долгосрочному инвестированию аккумулированных средств.

Особо выделяются профессиональные участники рынка ценных бумаг, которые обеспечивают его функционирование. К ним относятся:

ü биржи и организаторы торговли,

ü брокеры, дилеры;

ü управляющие портфелями ценных бумаг;

ü клиринговые организации.

Финансовые службы организаций (предприятий)

Финансовая служба как субъект управления может быть организована на предприятии, а может отсутствовать. В этом случае функции финансовой службы перераспределяются между бухгалтерией и экономической службой. Если финансовая служба организована, то она может быть представлена департаментом, отделом, сектором.

Основными направлениями финансовой работы на предприятии являются: финансовое планирование, оперативная работа (текущая) и контрольно-аналитическая работа.

Различают следующие варианты построения финансовой службы:

Зарубежный: предприятие возглавляет директор, ему подчиняется финансовый директор. Бухгалтерия функционирует в составе финансовой службы.

а) эклектический: директору подчиняется и главбух и финансовый директор. Бухгалтерия и финансовая служба выполняют различные функции;

б) главный бухгалтер одновременно является финансовым директором, финансовая служба находится в подчинении бухгалтерии.

Тема 3. Финансовая система (неоклассическая теория финансов — НКТФ)

Финансовая система (financial system) — это совокупность рынков и других институтов, используемых для заключения финансовых сделок, обмена активами и рисками.

Финансовая система включает в себя:

ü рынки акций, облигаций и других финансовых инструментов,

ü финансовых посредников (банков, страховых организаций, инвестиционных и негосударственных пенсионных фондов),

ü фирмы, предлагающие финансовые услуги (профессиональные субъекты финансового рынка),

ü органы, регулирующие деятельность всех этих организаций.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ

Финансовая система РФ

Денежные отношения, отражающие движение денежных средств и связанные с образованием фондов называются финансовыми отношениями. Совокупность финансовых отношений может быть выделена в четыре крупные сферы, образующие финансовую систему.

Структура финансовой системы РФ:

— государственный бюджет;

— государственные внебюджетные фонды;

— государственный кредит.

Региональные (местные) финансы:

— региональный ( местный) бюджет;

— внебюджетные региональные фонды;

— муниципальные займы.

Финансы юридических лиц:

— финансы предприятий, организаций, учреждений, осуществляющих коммерческую деятельность;

— финансы предприятий, организаций, учреждений, осуществляющих некоммерческую деятельность;

— финансы общественных объединений.

Финансы физических лиц (граждан).

Публичные финансы представлены бюджетной системой страны и государственным кредитом.

Общегосударственные централизованные фонды денежных ресурсов формируются путем распределения и перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства и сферы услуг. Формами использования финансовых ресурсов являются бюджетные и внебюджетные фонды, которые обеспечивают потребности государства в решении экономических, политических и социальных задач.

Государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу мобилизации государством временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения на началах платности и возвратности для финансирования государственных расходов

Финансы хозяйствующих субъектов, или финансы организаций и предприятий различных форм собственности – относительно самостоятельное звено финансов государства. Именно в этом звене формируется основная часть доходов, которая в последующем, в результате перераспределения по установленным государством правилам, формирует доходы бюджетов всех уровней, а также внебюджетных фондов.

Финансовая политика государства

Государство в процессе своего функционировавния осуществляет деятельность в различных сферах общественной жизни. Объектом этой деятельности выступают экономика в целом, а также отдельные составные элементы: цена, денежное обращение, финансы, кредит, валютные отношения и т.

Финансовая политика — это особая сфера деятельности государства, направленная на мобилизацию финансовых ресурсов, их рациональное распределение и эффективное использование для осуществления государством его функций. Финансовая политика является составной частью экономической политики государства. В ней конкретизируются главные направления развития народного хозяйства, определяется общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально-экономических процессов.

Финансовая политика государства базируется на следующих основных принципах:

Выработка научно обоснованной концепции развития финансов.

Концентрация части финансовых ресурсов в централизованных фондах государства.

Определение основных направлений использования финансовых ресурсов государства.

Осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей, определение финансового воздействия на развитие экономики.

Совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений, направленных на достижение эффективной мобилизации финансовых ресурсов, их перераспределения и использования в рамках единой экономической системы, с целью обеспечения выполнения государством его функций и создания условий для экономической стабильности и прогресса общества.

Содержание финансовой политики охватывает широкий комплекс мероприятий:

— разработку общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей, главных задач;

— создание адекватного финансового механизма;

— управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.

Задачи финансовой политики:

Обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;

Установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;

Организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;

Выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;

Создание эффективной и максимально деловой системы управления финансами.

Основу финансовой политики составляет финансовая стратегия — долговременный курс финансовой политики, ориентирующийся на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны. Одновременно с этим государство осуществляет финансовую тактику, нацеленную на решение задач конкретного этапа развития общества путем своевременного изменения способов организации финансовых связей, эффективного использования финансовых ресурсов, регулирования экономических и социальных процессов и стимулирования передовых направлений развития производительных сил, отдельных территорий и отраслей экономики. Все эти мероприятия тесно взаимосвязаны между собой и взаимозависимы.

Важной составной частью финансовой политики является установление финансового механизма, при помощи которого происходит осуществление всей деятельности государства в области финансов. Финансовый механизм представляет собой систему установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений. К элементам финансового механизма относятся формы финансовых ресурсов, методы их формирования, система законодательных норм и нормативов, которые используются при определении доходов и расходов государства, организация бюджетной системы, финансов предприятий и рынка ценных бумаг.

Развитие государства связано с изменением финансовой политики.

Анализ применявшейся различными государствами финансовой политики позволяет выделить три ее основных типа:

Основное ее направление- невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора экономических процессов. Существовала до 20-х годов ХХ века.

Финансовая политика наряду с ее традиционными задачами стала преследовать цель использовать финансовый механизм для регулирования экономики и социальных отношений в целях обеспечения полной занятости населения.

Основными инструментами вмешательства в экономику становятся государственные расходы, система налогов, кредитный механизм. Кроме экономического роста и занятости, государство регулирует денежное обращение, валютный курс, социальные факторы экономики, структурную перестройку хозяйства.

Планово-директивная финансовая политика.

Применятся в странах, использующих административно- командную систему управления экономикой. Цель финансовой политики в этих условиях- обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства для их последующего распределения в соответствии с основными направлениями государственного плана.

Финансовая политика тесно связана с кредитно-денежной политикой государства, которая представляет собой часть социально-экономической политики, направленной на борьбу с инфляцией, безработицей и обеспечением стабильных темпов экономического развития.

Основа современной финансовой политики РФ — признание свободы предпринимательской деятельности, введение разнообразных форм хозяйствования, приватизация государственной собственности и переход к смешанной экономике, базирующейся на умелом сочетании частных и государственных хозяйствующих субъектов.

Управление государственными финансами. Органы управления финансами, их функции

Управление- это совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия на объект для достижения определенного результата. Управление присуще всем сферам человеческой деятельности, в т. финансовой. Все органы государственной власти в лице соответствующих управленческих структур, а также органы местного самоуправления осуществляют финансовую деятельность и воздействуют на нее. Управление финансами- это воздействие на финансовые отношения. Оно осуществляется через финансовую политику с помощью разнообразных приемов и методов, в т. стимулов и санкций.

Объектами управления являются разнообразные виды финансовых отношений. Можно выделить следующие объекты: финансы юридических лиц, государственные финансы, муниципальные финансы.

Субъекты управления — те организационные структуры, которые осуществляют управление. Это финансовые службы предприятий, государственные финансовые органы, финансовые органы на местах.

Совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами называется финансовым аппаратом.

Функции управления государственными финансами Российской Федерации осуществляют:

— Президент РФ;

— Государственная Дума ФС РФ;

— Совет Федерации ФС РФ;

— Правительство РФ;

— Министерство финансов РФ;

— Федеральное казначейство РФ;

— Министерство РФ по налогам и сборам;

— Банк России;

— Счетная палата РФ;

Читать также:  Нормативные акты финансового права

— Федеральная служба финансово-бюджетного надзора;

— главные распорядители и распорядители бюджетных средств;

— иные органы, на которые законодательством РФ возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия.

Президент РФ, Государственная Дума ФС РФ, Совет Федерации ФС РФ, Правительство РФ осуществляют общее руководство государственными финансами.

Перечислим основные функции данных органов:

— определение основных направлений финансовой политики Российской Федерации;

— подготовка, рассмотрение и принятие федерального бюджета;

— исполнение федерального бюджета;

— контроль за исполнением федерального бюджета.

Остальные из указанных органов осуществляют определенные функции управления государственными финансами (например, Счетная палата осуществляет контроль за расходованием бюджетных средств; налоговые органы — сбор налогов и т.

Функции непосредственного управления государственными финансами выполняют Министерство финансов РФ и подведомственные ему органы.

Органы, осуществляющие управление государственными финансами субъекта РФ, их функцииопределяются федеральным законодательством, конституциями (уставами) субъектов РФ, законами и иными нормативными актами субъектов РФ.

Обычно к данным органам относятся:

— высшее должностное лицо субъекта РФ;

— законодательный (представительный) орган субъекта РФ;

— высший орган исполнительной власти субъекта РФ;

— территориальные органы Министерства финансов РФ в субъекте РФ;

— иные органы.

Органы, осуществляющие управление муниципальными финансами, определяются уставом и иными правовыми актами муниципального образования, принятыми в соответствии с федеральным законодательством и законодательством соответствующего субъекта РФ.

Как правило, к данным органам муниципального образования относятся:

— глава муниципального образования;

— представительный орган;

— исполнительный орган;

Рассмотрим функции государственных органов управления финансами в РФ:

Министерство финансов РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим:

— выработку единой государственной финансовой, кредитной ,денежной политики;

— нормативно-правовое регулирование в финансовой сфере (на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ);

— выработку финансовой политики в области государственной службы и судебной системы.

Министерство финансов РФ осуществляет следующие основные функции:

— разрабатывает и представляет в Правительство РФ проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов и актов Президента РФ и Правительства РФ по вопросам:

— организации и функционирования бюджетной системы РФ, определения основ бюджетного процесса;

— федерального бюджета на очередной финансовый год, порядка исполнения федерального бюджета в очередном финансовом году, отчетности о его исполнении;

— разграничения бюджетных полномочий между Российской Федерацией, субъектами РФ и органами местного самоуправления;

— финансовых взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами и др

— разрабатывает и утверждает:порядок составления и исполнения федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов; порядок ведения бюджетной росписи федерального бюджета; порядок составления отчетности об исполнении федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов и консолидированного бюджета РФ и др

— осуществляет: составление проекта федерального бюджета на очередной финансовый год, организацию исполнения федерального бюджета; представление в Правительство РФ отчетов об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ; иные полномочия, предусмотренные законодательством.

Министерство финансов РФ осуществляет координацию и контроль за деятельностью находящихся в его ведении:

— Федеральной налоговой службы;

— Федеральной службы страхового надзора;

— Федеральной службы финансово-бюджетного надзора;

— Федеральной службы по финансовому мониторингу;

— Федерального казначейства.

Министерство РФ по налогам и сборам является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору:

— за соблюдением законодательства о налогах и сборах;

— правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджетналогов и сборов;

— иных обязательных платежей (в случаях, предусмотренных законодательством РФ);

— производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции;

— соблюдением валютного законодательства РФ (в пределах компетенции налоговых органов).

Служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим:

— государственную регистрацию юридических и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств;

— представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.

Единую централизованную систему налоговых органов в РФ составляют:

— Федеральная налоговая служба (далее в этом абзаце — Служба);

— ее территориальные органы:управления Службы по субъектам РФ; межрегиональные инспекции Службы; инспекции Службы по районам, районам в городах, городам без районного деления; инспекции Службы межрайонного уровня.

Федеральная служба страхового надзора является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности.

Основными функциями Федеральной службы страхового надзора являются:

— принятие решений о выдаче или отказе в выдаче лицензий, об аннулировании, ограничении, приостановлении, восстановлении действия и отзыве лицензий;

— выдача и отзыв квалификационных аттестатов;

— ведение Единого государственного реестра субъектов страхового дела, реестра объединений субъектов страхового дела;

— осуществление контроля за соблюдением субъектами страхового дела страхового законодательства, в том числе путем проведения проверок их деятельности;

— осуществление контроля за предоставлением субъектами страхового дела, в отношении которых принято решение об отзыве лицензии, сведений о прекращении их деятельности или об их ликвидации;

— получение, обработка и анализ отчетности, представляемой субъектами страхового дела;

— выдача предписаний субъектам страхового дела при выявлении нарушений ими страхового законодательства;

— обращение в случаях, предусмотренных законом, в суд с исками о ликвидации субъекта страхового дела — юридического лица или о прекращении субъектом страхового дела — физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;

— обобщение практики страхового надзора; разработка и представление в установленном порядке предложений по совершенствованию страхового законодательства, регулирующего осуществление страхового надзора.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции:

— по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере;

— органа валютного контроля.

— проведение ревизий и проверок правомерности и эффективности использования средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов и материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, на территории РФ и за рубежом, а также осуществление таких ревизий и проверок по мотивированному обращению руководителей правоохранительных органов федерального уровня и руководителей правоохранительных органов субъектов РФ;

— проведение мероприятий по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений законодательства РФ в финансово-бюджетной сфере;

— осуществление надзора за исполнением законодательства РФ о финансово-бюджетном контроле и надзоре органами финансового контроля федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления;

— осуществление в пределах своей компетенции контроля за соответствием проводимых в Российской Федерации резидентами и нерезидентами (кроме кредитных организаций и валютных бирж) валютных операций законодательству РФ, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением ими требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля;

— организация с участием агентов валютного контроля, правоохранительных, контролирующих и иных федеральных органов исполнительной власти проверок полноты и правильности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов, осуществляемым в валюте Российской Федерации;

— организация формирования и ведения единой информационной системы контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере.

Федеральная служба по финансовому мониторингу является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным принимать меры по противодействию:

— легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем;

— финансированию терроризма.

Федеральное казначейство РФ является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством РФ функции: по обеспечению исполнения федерального бюджета; кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ; предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.

Финансовое планирование и прогнозирование

Одним из инструментов управления финансами выступает планирование, позволяющее всесторонне оценивать состояние финансов, выявить возможности увеличения финансовых ресурсов, направления их лучшего использования. Планирование – это деятельность по принятию решений, ориентированная на будущее. Финансовое планирование- обязательный элемент управления финансово- хозяйственной деятельностью каждого хозяйствующего субъекта, это процесс научного обоснования и прогнозирования движения финансовых ресурсов финансовых отношений.

Финансовое планирование представляет собой составную часть народнохозяйственного планирования, базируется на показателях плана социально- экономического развития, направлено на координацию деятельности всех органов финансовой системы.

Финансовое планирование храктеризует ряд признаков:

· регламентированность (упорядоченный процесс);

· связь с обработкой информации;

· направленность на достижение определенных целей;

· временной характер.

Главным объектом финансового планирования являются звенья финансов (отношения), получающие в плане свое количественное выражение. Движение средств конкретного денежного фонда выражается и закрепляется в соответствующих финансовых планах. Центральное место в системе финансовых планов принадлежит бюджетному плану, в котором отражается движение бюджетного фонда, формы и методы его образования и использования, структура доходов и расходов.

Прогнозирование — это вероятностное представление о будущих событиях, основывающееся на наблюдениях, теоретических обобщениях, допущениях и ограничениях. Финансовое прогнозирование — это, обоснование показателей финансовых планов, предвидение финансового положения на тот или иной период времени. В теории и на практике выделяют среднесрочное (5-10 лет) и долгосрочное (более 10 лет) финансовое прогнозирование.

Главной целью финансового прогнозирования является определение реально возможного объема финансовых ресурсов и их потребности в прогнозируемом периоде.

Виды финансового планирования:

Целевое планирование- разработка целей и задач финансового плана и принятие мер по их достижению.

Стратегическое планирование- разработка наиболее общих целей и задач на длительный период, разработка целевых программ. Обычно стратегическое планирование осуществляют органы власти и управления: Федеральное Собрание, Министерство финансов, финансовые службы предприятий. Стратегический финансовый план разрабатывается исходя из целей ведения бизнеса, с учетом макроэкономических процессов в экономике, финансовой политике государства, в том числе налоговой, таможенной политики; состояния и развития финансовых рынков, инвестиционных, инфляционных процессов и т.

Оптимальное планирование- совокупность методов и средств, позволяющих выбрать из множества вариантов самый оптимальный, обеспечивающий эффективное использование финансовых ресурсов и получение максимальной прибыли.

Текущие финансовые планы разрабатываются с учетом прогнозных тенденций и в конечном итоге принимают форму баланса доходов и расходов хозяйствующего субъекта.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *