Какую роль играет финансовое право в экономическом развитии?

Развитие финансово-правой отрасли и образование финансово-правовых источников необходимо рассматривать параллельным образом по отношению к развитию финансово-правовой науки, потому как, финансовое право и финансово-правовая наука — понятия, которые имеют тесную взаимосвязь.

Традиционно выделяют следующие этапы финансового права:

  • кон. 19 века – нач. 20 века;
  • с 1917 года — до 40-х годов 20 века;
  • с 40-х годов до конца 80-х годов 20 века;
  • с начала 90-х годов — до настоящего момента.

Основные методы финансового воздействия на развитие экономики

Финансовое воздействие на развитие экономической системы осуществляется следующими методами:

  • самофинансирование
  • кредитование
  • государственное финансирование.

Какую роль играет финансовое право в экономическом развитии?

Самофинансирование основывается на использовании хозяйствующими субъектами собственных финансовых ресурсов. Когда собственных средств недостаточно, то фирма может сократить издержки или привлечь кредитные ресурсы.

Кредитование – представляет собой способ финансового воздействия на производство, при котором издержки хозяйствующего субъекта покрываются за счет заемных средств (ссуд), предоставляемых на принципах платности, срочности, возвратности.

Государственное финансирование – способ финансового воздействия, осуществляемый за счет бюджетных средств, а также средств внебюджетных фондов, которые формируются на различных уровнях государственного управления.

С начала 90-х гг. — до настоящего времени

Четвертым этапом развития финансового права и его источников охвачена периодика с начала 90-х годов 20 века по настоящее время, он связывается с переходом к экономике рыночного типа, с изменениями демократичного характера, которые происходили в законодательной структуре.

В настоящий момент в России финансовое право и его источники начали особенно активно развиваться. Под воздействием демократизации жизни общества и движения государства по направлению рыночной экономики и интеграции
Российской Федерации

в мировое пространство изменениям подверглись формы правового урегулирования финансов и принципы. Это дало отражение в новых источниках финансового права, которые были созданы за последние годы:

  • Во-первых, свершилась кодификация конкретных институтов финансового права, появились Бюджетный и Налоговый кодексы РФ.
  • Во-вторых, нормативный договор и судебный прецедент получили признание как источники финансового права.

Следует заметить, что на разных исторических этапах развития финансово-правовой сферы система источников финансового права постоянно подвергалась изменениям.

Цели и задачи финансовой политики РФ

Целью осуществляемой финансовой политики можно назвать мобилизацию бюджетных средств, которые необходимы для удовлетворения текущих нужд общества. Одной из целей финансовой политики можно назвать создание наиболее благоприятных условий для активизации коммерческой деятельности. Особое значение в настоящее время придаётся увеличению уровня эффективности расходования финансовых средств посредством их распределения между различными областями общественной жизни, а также их концентрации на наиболее приоритетных направлениях развития государства.

В отдельных субъектах федерации и на различных этапах развития региональной экономики может сложиться ситуация, в качестве цели реализуемой финансовой политики принимается сохранение уже достигнутого уровня развития.

Так, среди основных целей реализуемой финансовой политики можно выделить:

  • увеличение объёма финансовых средств и эффективности их расходования;
  • обеспечение оздоровления и реализации структурной перестройки национальной экономики;
  • достижение и поддержание высокого уровня жизни населения.

Среди наиболее важных задач финансовой политики на сегодняшний день можно выделить следующие:

  • Обеспечение благоприятных условий для формирования необходимого объема финансовых ресурсов;
  • Утверждение наиболее оптимального, с точки зрения государства как важнейшего финансового института, механизма распределения и расходования финансовых средств;
  • Организация системы стимулирования развития экономических и социальных процессов различными способами;
  • Разработка и внедрение инструментов финансового механизма, и их обязательная модернизация согласно постоянно изменяющимся целям и задачам государства;
  • Формирование и обеспечения функционирования наиболее эффективной системы текущего управления финансовыми ресурсами.

Стоит отметить, что результативность реализуемой финансовой политики определяется прежде всего степенью достижения утвержденных целей и задач.

Перспективы развития финансовой политики РФ
Ускорение темпов экономического роста на сегодняшний день возможно в случае реализации взвешенной макроэкономической политики, которая основывается на следующих принципах:

  • постепенное снижение уровня инфляции в стране;
  • осуществление эффективной денежно-кредитной политики, которая способна обеспечить переход к абсолютной конвертируемости национальной валюты – российского рубля без его чрезмерного укрепления;
  • осуществление мероприятий, которые бы в значительной мере содействовали увеличению уровню конкурентоспособности отечественных мероприятий, укрепление их позиций на внутреннем и международном рынке;
  • обеспечение сбалансировании бюджета федерального уровня при дальнейшем снижении налоговой нагрузки на экономику и существенном повышении эффективности его расходов.

После того, как точно определены все цели и задачи финансовой политики, а также выбраны инструменты и средства их достижения важно выбрать наиболее эффективные пути их достижения при существующих возможностях, что возможно в рамках разработки бюджета, его утверждения и реализации. В дополнение к этому предусматриваются только частичные изменения валютной, налоговой и таможенной политик.

Определение путей осуществления выбранной финансовой политики в обязательном порядке, с одной стороны, должно логически связывать все направления такой политик, а, с другой, все меры, предпринимаемые в рамках реализации данной политики, в обязательном порядке должны быть согласованы по времени их реализации и быть проведены в утвержденные сроки.

Государственная финансовая политика есть часть социально-экономической политики государства по обеспечению сбалансированного роста финансовых ресурсов во всех звеньях финансовой системы страны.

Бюджетная политика основывается на законодательных актах страны, определяющих форму бюджетного устройства страны и регламентирующих весь бюджетный процесс.

Под понятием налоговая политика понимается совокупность осуществляемых государством мероприятий, направленных на обеспечение своевременной и полной уплаты налогов и сборов, в объемах, позволяющих доставить ему необходимое финансирование.

В мировой практике выработаны определенные принципы и подходы к построению налоговой системы:

1) горизонтальное и вертикальное равенство (горизонтальное равенство означает, что юридические и физические лица, находящиеся в равных условиях, должны платить одинаковые налоги; вертикальное – что богатые платят пропорционально большие суммы, чем бедные);

2) нейтральность налогов;

3) удобство взимания налогов для правительства;

4) минимальный дестимулирующий эффект от введения того или иного налога;

Инвестиционная политика связана с созданием условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций прежде всего в реальный сектор экономики. Главная задача инвестиционной политики заключается в создании условий для того, чтобы инвесторам было выгодно вкладывать финансовые средства в экономику страны.

Социальная политика связана прежде всего с решением задач финансового обеспечения прав граждан страны, и охватывает следующие сферы: пенсионную, миграционную, финансовой помощи отдельным социальным группам и др.

Таможенная политика представляет собой симбиоз налоговой и ценовой политики, ограничивая или расширяя доступ на внутренний рынок товаров и услуг и поощряя либо сдерживая экспорт и импорт товаров и услуг из страны.

Наряду с государственной финансовой политикой существует и финансовая политика предприятий, представляющая собой целенаправленную деятельность финансовых менеджеров по достижению целей ведения бизнеса.

Финансовая политика неразрывно связана с кредитно-денежной политикой  государства, которая представляет собой часть социально-экономической политики, направленной на борьбу с инфляцией, безработицей и обеспечением стабильных темпов экономического развития.

Таким образом, под определением финансы понимают объективную экономическую категорию, характеризующую организуемую государством совокупность распределительных и перераспределительных денежных отношений между отдельными экономическим субъектами, возникающих в процессе формирования и использования ими денежных фондов с целью обеспечения условий эффективного осуществления процесса расширенного воспроизводства.

Необходимо отметить многообразие финансовых отношений, которые тесно связаны с разнообразными денежными отношениями.

Суть финансов проявляется в функциях, которые они выполняют. К функциям финансов относятся: распределительная, контрольная и регулирующая функции.

Понятие финансовой системы подразумевает совокупность финансовых отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта.

Сферы и звенья финансовых отношений взаимосвязаны, образуя в совокупности единую финансовую систему. Разные звенья финансовой системы обслуживают разные виды финансового распределения. В общей совокупности финансовых отношений выделяются три крупные сферы со своими звеньями: финансы предприятий, учреждений и организаций, страхование и государственные финансы.

Данная отрасль приобретает в современный период важнейшее значение не только для обеспечения национальных экономик, но и для внешнеэкономических отношений в мировом сообществе. Речь идет о правилах ведения денежных операций, взаимных расчетов, уплаты налогов, платежей и сборов, их аккумуляции на государственные нужды, о финансировании государственных и региональных программ, о механизме принудительного обеспечения финансовых обязательств. Это – общие моменты для финансового права государств.

Финансовое право как комплексная отрасль включает ряд подотраслей – бюджетную, валютную, налоговую, учетно-отчетную, отчасти кредитную, страховую, отчасти таможенную. Но степень их развитости и дифференциации неодинакова в разных странах, равно как средства обеспечения сбора и использования денежных средств. В этом заключается специфика развития финансово-правовых институтов в разных странах1. Ниже кратко рассматривается развитие финансового права в ряде государств.

Финансовое право России в прежние десятилетия не было достаточно развитым. Советское финансовое право рассматривалось как отрасль права, регулирующая общественные отношения, возникающие в процессе планомерного осуществления советским государством финансовой деятельности. Это – отношения по поводу образования, распределения и использования денежных средств, необходимых для решения задач коммунистического строительства2.

1 Подробнее см. : Бюджетный процесс в зарубежных государствах. , 1996.

2 См. : Советское финансовое право. , 1985. 5–36.

216 Глава VII. Развитие права в отдельных государствах

Жесткое огосударствление всей финансовой деятельности и ее сугубо централизованное осуществление выражались в источниках финансового права. Среди них почти не было законов, кроме ежегодно утверждаемых законов о государственном бюджете. Преобладали подзаконные акты и особенно инструкции Министерства финансов СССР. Тем самым права другой стороны финансовых правоотношений всегда определялись в ведомственном порядке.

В период громадных экономических преобразований в России возникла острая потребность в стремительном и масштабном развитии финансового права. Социально ориентированная рыночная экономика с широкой самостоятельностью хозяйствующих субъектов требовала строгих правил их финансовой деятельности и соблюдения обязательств перед государством. Происходят крупные изменения не только в объеме и содержании финансового права, но и в его понимании.

Читать также:  ТЕСТ ПО ТЕМЕ ФИНАНСЫ В ЭКОНОМИКЕ 11 КЛАСС С ОТВЕТАМИ БОГОЛЮБОВ

Во-первых, финансовое право существенно расширилось по своему объему. В Номенклатуре отраслей юридических наук, утвержденной Министерством науки и технической политики Российской Федерации в 1995 г. , среди юридических наук выделена под шифром 12. 12 наука «Финансовое право, бюджетное право, налоговое право, банковское право, валютно-правовое регулирование, правовое регулирование выпуска и обращения ценных бумаг, правовые основы аудиторской деятельности». Тяготение названных отраслей к финансовому праву как к «материнскому» объяснимо, хотя требуется более точно определить его собственный предмет. К нему относятся отношения, связанные с государственным бюджетом и бюджетным правом; налоговым правом; кредитными органами; внебюджетными фондами; финансовой санкцией предприятий, включая процедуры банкротства, правовое регулирование денежного обращения; ведением и обслуживанием государственного долга, страхованием, финансовым контролем1.

Во-вторых, среди источников финансового права значительно возрос удельный вес законов. Причем наряду с федеральными принимаются и законы субъектов Российской Федерации в сфере бюджета и налогов. Закон становится основным регулятором финансовых отношений, хотя еще многие их стороны регламентируются ведомственными актами. Законодательная программа должна быть обширной на основе научных концепций отрасли финансового права и его подотраслей2.

Рассмотрим некоторые подотрасли финансового права.

Развивающееся бюджетное законодательство посвящено установлению основ бюджетной системы, правовому регулированию государственных доходов и расходов Федерации и ее субъектов, местного самоуправления, нормативам формирования бюджета, бюджетному процессу, правам и обязанностям субъектов бюджетно-

1 См. : Жданов А. Финансовое право РФ. , 1995.

2 Подробнее см. : Правовая реформа: концепции развития российского законодательства. , 1995.

правовых отношений, ответственности за невыполнение бюджетных обязательств, гарантиям бюджетного самообеспечения, дотациям, механизму регулирования бюджетного дефицита, субвенциям и бюджетным кредитам. На уровне Федерации действует Закон о бюджетной системе и бюджетном процессе. Аналогичные законы есть в республиках и областях.

В области налогового законодательства важнейшими являются Законы: об основах налоговой системы в Российской Федерации, о подоходном налоге с предприятий, о налоге на прибыль предприятий и организаций, о налоге на имущество предприятий, об инвестиционном налоговом кредите, о налоге на операции с ценными бумагами, о налогообложении доходов банков, о налогообложении доходов от страховой деятельности, о налоге на добавленную стоимость, об акцизах, о подоходном налоге с физических лиц, о налогах на имущество физических лиц, о государственной пошлине.

Вводятся и развиваются основные институты налогового законодательства – система налогов, обязанности и права налогоплательщика, объекты налогообложения, полномочия налоговых органов, налоговый процесс и др.

Налоговые законы пока весьма подвижны, и в них часто вносятся изменения. 23 мая 1996 г. издан Указ Президента Российской Федерации «Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины». На очереди Налоговый кодекс Российской Федерации.

Назовем и другие законы, относящиеся в том или ином объеме к сфере финансового права. Это – Закон » О страховании», Закон «О банках и банковской деятельности»1, Закон «О Центральном Банке России», Закон «О валютном регулировании и валютном контроле». В законодательных и иных актах (указах Президента и постановлениях Правительства Российской Федерации) установлен статус контрольных органов в данной сфере – Государственной налоговой службы, органов налоговой полиции, Федерального казначейства, аудиторских структур, Федеральной службы по надзору за страховой деятельностью.

Финансовое право США представляет собой разветвленный массив правовых актов, регулирующих разные стороны финансово-денежной деятельности в стране. Федеральная компетенция в данной сфере весьма широкая и означает отнесение к ведению Конгресса налогообложения и взимания налогов, пошлин, сборов и акцизов; занятия денег под гарантию США; чеканку монеты и регулирование ее ценности; выпуск ценных бумаг. Штатом закреплены действия такого рода, кроме иных финансовых действий (введение и сбор местных налогов и др.

Большое внимание уделяется обеспечению устойчивости бюджетной системы. Закон о сбалансированном бюджете и чрезвычайном контроле за дефицитом (1985 г. ) установил график утверждения бюджета Конгрессом в каждом финансовом году. Последовательность подготовки и рассмотрения бюджета сочетается с рег-

1 См. : Тосунян Г. Банковское дело и банковское законодательство в России: опыт, проблемы, перспективы. , 1995.

218 Глава VII. Развитие права в отдельных государствах

ламентацией порядка утверждения законопроекта об ассигнованиях на следующий финансовый год. Утверждающая резолюция Конгресса по бюджету включает общие суммы расходов, выплаты по долговым обязательствам и займам, общие суммы бюджетных поступлений, остаток или дефицит бюджета, государственный долг. Процедура бюджетного процесса считается одной из важнейших и неукоснительно соблюдается палатами Конгресса, министрами и Президентом.

Американцы не любят платить налоги, размер которых ниже, чем в других странах. Меньше полагаются на помощь государства, чем в Европе. И тем не менее много внимания уделяется развитию и эффективному воздействию норм налогового законодательства на экономическую и научно-техническую деятельность.

Акты общего характера типа Кодекса подоходного налога (1954 г. ) сочетаются с более конкретными актами, которые гибко влияют на стимулирование хозяйственной инициативы. В 1981 г. был принят Закон «О налогах в целях оздоровления экономики», содержавший налоговую скидку для расходов на исследования и разработки. Более тридцати лет действует инвестиционный налоговый кредит. В 80-х гг. принят Закон «О справедливом налогообложении и финансовой ответственности», сокративший сроки амортизации материальных активов НИОКР. В 1982 г. принят Закон о развитии мелких инновационных фирм, который действует в системе мер поддержки мелкого бизнеса.

США отличаются высокоразвитой системой законодательных актов о банках и банковской деятельности. Специалисты насчитывают их свыше 300, выделяя Закон о деятельности национальных банков 1864 г. , Закон о Федеральном резерве 1913 г. , Закон Эджа 1919 г. о внешних операциях банков, Закон Макфэддела 1927 г. о деятельности иностранных банков, Законы о финансовой деятельности 1933 и 1935 гг. , Закон о кредитовании собственников жилья 1933 г. , Законы о слиянии банков 1960 и 1968 гг. , Закон о достоверной информации в кредитовании 1968 г. , Закон о равных кредитных возможностях 1974 г. , Закон о международных банковских операциях 1978 г.

Основные положения банковских законов включены в Свод законов (разд. 12 «Банк и банковская деятельность»). Они относятся к контролю за денежным обращением, национальным банкам, системе федерального резерва, налогообложению, зарубежной банковской деятельности1.

В сфере финансового права обеспечивается специализация юристов – по налоговым, банковским делам, ценным бумагам и т.

Финансовое право Германии занимает видное место в общей системе права. Основой его является разд. X «Финансы» федеральной Конституции, в котором в ст. 104а, 105, 1061, 1071, 108–115 закреплены начала и принципы финансовой деятельности в стране. К ним относятся раздельные расходы Федерации и земель для решения своих задач, финансовая помощь землям, исключительная федеральная компетенция по таможенному делу и финансовым

1 См. : Основы законодательства капиталистических стран о банковской системе. , 1992. 46–48.

монополиям, перечень федеральных доходов и налогов, о выравнивании финансовых потенциалов земель, независимость Федерации и земель в ведении своего бюджетного хозяйства.

Урегулирована процедура рассмотрения и утверждения бюджета Федерации на один финансовый год или на несколько лет. Установлены элементы Закона о бюджете и полномочия Правительства в случае его непринятия, порядок одобрения сверхбюджетных и внеплановых расходов, представления в палаты парламента отчета о всех доходах и расходах, о состоянии государственного имущества и о государственном долге.

Закон о финансировании стабильности и роста экономики (1967 г. ) определил цели бюджетной политики Федерации и земель. Речь идет о стабильности уровня цен, высокой степени занятости, внешнеэкономической сбалансированности, постоянном и соразмерном росте экономики. Совет финансового планирования занят согласованием бюджетов всех уровней.

Налогообложение и сбор налогов регулируются комплексом законов. Всего более 20 важнейших налогов. Вот их важнейшие виды: налог на трудовые доходы; подоходный налог, взимаемый с заявленного дохода; налог с оборота; налог на нефтепродукты; табачный налог. Налоговые поступления в 1992 г. распределены следующим образом: Федерация – 48,1%, земли – 34,2%, общины – 12,1%. Успешно действует механизм межземельного финансового балансирования, а также балансирования между землями и общинами. Это позволяет смягчать региональные финансовые различия. С 1991 г. существует фонд «Германского единства».

Все общие правила, касающиеся налогов, объединены в так называемом общем законодательстве о налогах или Положении о налогах, принятом в 1977 г. Это положение включает установления оснований для налогообложения, процесс сбора налогов, а также приведение в исполнение положений данного акта в случае нарушения налогового законодательства в виде денежного штрафа.

В то время как отдельные законы о налогах регулируют, в каких случаях какие именно налоги надлежит платить, Положение о налогах 1977 г. определяет, каким образом это происходит. Это Положение касается всех налогов, в том числе таможенных пошлин и сельскохозяйственных выплат, которые определяются законодательством Федерации или законодательством ЕЭС и осуществляются соответствующими инстанциями Федерации или земель. Кроме того, это Положение применяется на основании законодательных положений земель для сбора многочисленных выплат.

Положение о налогах 1977 г. разделено на девять частей. Первые части содержат вводные предписания и положение о налоговых задолженностях, в них освещаются основные положения, касающиеся всех налогов. Здесь имеется общее определение понятия о налоге: «Налоги – это денежная повинность. Это невыполненная работа в обмен на другую работу. Эта денежная повинность возлагается по общественному праву для получения дохода на общую пользу на тех, у кого имеется состав поступков, подлежащих по закону этой повинности. Получение дохода может быть побочной целью».

Читать также:  МИНИСТРА ФИНАНСОВ РОССИИ В ПЕРИОД С 1892 ПО 1903 ГОДА

220 Глава VII. Развитие права в отдельных государствах

В Положении поясняется, кто является налогоплательщиком и какие требования вытекают из долговых налоговых обязательств. Перечисляются причины и условия, при которых возможен арест задолжавшего налогоплательщика, правила установления или продления сроков уплаты налогов. В Положении подчеркнуто, что необходимо соблюдать тайну налога, так как налогоплательщик в рамках своих отношений с налоговыми службами полностью раскрывает свое финансовое положение, поэтому тайна его сообщений должна полностью сохраняться.

Положение о налогах 1977 г. содержит основные принципы процесса налогообложения. Особенно подчеркивается необходимость соблюдения принципа соразмерности при обложении налогом. Сведения о платежеспособности отдельных персон, привлечение к участию в работе авторитетных специалистов, правила предоставления документов и ценных бумаг – все это регулируется в данном Положении. Говорится и о том, при каких условиях персона вправе уклониться от дачи сведений о своих доходах, в каких случаях финансовые инстанции помогают налогоплательщикам советами и должны предоставить им необходимую информацию.

Основу Положения о налогах 1977 г. составляют предписания о процессе налогообложения и установлении налогов. Дается подробное изложение прав и целей финансовых инстанций и налогоплательщиков. Особо регулируется выяснение цели налогов и их учета, причем весь путь использования налогов открыт для ознакомления всем желающим (предлагаются микрофильмы). Далее устанавливается, в какой форме, при каких условиях и в какой срок может быть опубликована информация о налогах.

Банковское законодательство Германии ориентировано на либерализацию правового регулирования. Универсальные банки действуют мягче, чем в США. Среди банковских законов можно назвать Закон о Немецком федеральном банке (1957 г. ), Закон о кредитном деле (1976, 1985 гг. ), Закон о Немецком кооперативном банке (1975 г. ), Закон о Немецком компенсационном банке1.

В Канаде систематически издаются справочники и пособия по налоговому делу с указанием системы и видов налогов федерации и штатов, структуры расходов, порядка определения налогообла-гаемых доходов, имущества и др. , способов защиты прав налогоплательщиков.

Для понимания тенденций развития финансового права в России и зарубежных странах важно иметь в виду три тенденции. Первая связана с укреплением правовых основ бюджетной системы, вторая – с децентрализацией финансов, третья – с увеличивающейся «долей» международно-правового регулирования в данной сфере.

В зарубежных государствах уделяется серьезное внимание бюджетному праву и бюджетному процессу как его составной части. Полномочия парламентов, президентов и правительств в данной сфере имеют немало общего, но есть и особенности. Тщательная регламентация прав и обязанностей участников, их взаимоотношений, жесткие контрольные механизмы представляют интерес

1 См. : Указ, соч. , С. 48–49.

для российского читателя. Рекомендуем ознакомиться с некоторыми специальными материалами по данному вопросу1.

В 1995 г. был опубликован доклад «Реформа местных финансов в Центральной и Восточной Европе», подготовленный Центром информации и документации Совета Европы в России. Сошлемся на него.

Местные органы власти в Венгрии предоставляют более широкий круг услуг, чем местные власти в большинстве государств – членов СЕ. Конкурентный характер их функций определен в ст. 8 Закона от 1990 г.

Из этих функций следующие считаются обязательными: обеспечение чистой питьевой водой; начальное школьное образование; основные виды медицинских и социальных услуг; освещение улиц; содержание местных дорог и кладбищ.

Доход местных органов власти можно разделить на прямые источники дохода (собственные ресурсы) и доход, общий с государственными властями (делимые налоги). Местные налоги составляют пока 7% всего дохода местных органов власти, но могут значительно возрасти в течение следующих нескольких лет. Местное налогообложение состоит из следующих четырех основных налогов: земельный налог; налог на строения; коммунальный налог (альтернативный двум вышеуказанным налогам); налог на туризм; налоги на предприятия (налог с оборота).

Другой важный источник местных доходов – это плата за услуги, продажу лицензий на строительство и доход от хозяйственной деятельности предприятий, ранее принадлежавших местному совету. В будущем источником дохода станет налог на новое местное имущество. Создание такого имущества – очень трудная задача для местных властей, ибо они не имеют права владеть предприятиями, приносящими прибыль, и должны ограничить свою деятельность предприятиями бытового обслуживания, но этого на практике нет. В любом случае возможности местных властей приобретать предприятия ограничены вследствие экономического кризиса.

Еще одна острая проблема – это муниципальное жилищное строительство, которое «парализует» местные власти. Квартплаты, а также различные сборы и тарифы за общественные услуги устанавливаются центральным правительством на таком уровне, что это вынуждает местные власти предоставлять их по сильно дотированным ценам.

Другой основной источник местных доходов, помимо дотаций государства, – это налоги, делимые между местными и центральной властью (делимые налоги определяются в ст. 83 Закона от 1990 г. В Законе установлено два вида делимых налогов: «определенная часть личного подоходного налога» и «другие делимые налоги», которые могут «переводиться парламентом отдельным актом». На практике единственным делимым налогом является личный подоходный налог, который составляет 13% дохода местных властей.

1 См. : Лафитский В. Бюджетный процесс в США//Право и экономика. 1995. № 3–4; Трещетенкова Н. Бюджетный процесс в Польше//Право и экономика. 1995. № 5–6; Троценко И. ФРГ. Правовая база бюджетно-финансовой политики//Право и экономика. 1995. № 15–16; Касаткина Н. Бюджетный процесс в Канаде//Право и экономика. 1994. № 1–2.

222 Глава VII. Развитие права в отдельных государствах

Доля от этого подоходного налога передается местным властям на основе домицилия плательщика. Хотя он определен как делимый налог, в метод его распределения входит большая мера по уравниванию. На практике для обеспечения баланса между местными доходами правительство решило выплачивать только половину налога, причитающегося местным властям по душевому показателю на основе домицилия плательщика. Другая половина этой части личного подоходного налога распределяется между местными органами власти так, чтобы обеспечить каждому из них средний доход.

Еще один источник прямого финансирования местных бюджетов – это заемные средства. Местные власти по закону имеют право «брать займы и выпускать облигации». Утверждается, что в целях инвестиций местным властям в будущем придется использовать динамичную финансовую стратегию и быть готовыми брать займы. На данном этапе можно сделать вывод, что успех политики займов местных властей зависит от финансовых возможностей местных властей и наличия подходящих кредитных учреждений.

При рассмотрении расходов видно, что свыше 50% идет на здравоохранение и образование, которые финансируются главным образом за счет дотаций на специальные цели центрального правительства и частично за счет государственных нормативных дотаций. Другими расходами являются строительство и содержание дорог, общественный транспорт, культура и спорт и другие коммунальные услуги. Нынешние бюджеты местных властей ограничены и не позволяют им удовлетворять все потребности.

Владение государственным жилым фондом, который был недавно передан центральным правительством местным властям, можно назвать еще одной важной статьей расходов местных органов власти.

Дотации государства составляют половину дохода органов власти в Венгрии. Они делятся на дотации общего назначения, распределяемые по всей стране по нормативным критериям, и дотации на специальные цели (или дотации специального назначения), которые выплачиваются на осуществление специального проекта или деятельности каждому местному органу власти. Дотация общего назначения является главной из дотаций государства, составляющей 43% дохода местных властей, а дотации специального назначения составляют лишь 7% местного дохода.

Структура доходов и расходов местных органов власти в Полыие показывает, что уровень их расходов относительно низкий по сравнению с полными затратами на общественные нужды. Расходы местных властей в совокупности составляют 20% от всех расходов на общественные нужды. Областные бюджеты, бюджеты воеводств и госпредприятий включаются в долю правительства в госбюджете. Упор делается на финансовую политику центрального правительства, и относительно мало внимания уделяется финансовой автономии местных властей и уравниванию ресурсов между ними.

Закон 1990 г. предусматривает для польских местных властей четыре основные категории дохода: местные налоги, долю в общегосударственных налогах, дотации специального назначения и дотации общего назначения. Местные налоги включают налоги на имущество, на автомобили, на собак, на наследство и подарки и на

хозяйственную деятельность. Многие местные власти имеют также поступления от сельскохозяйственного налога, от муниципальной собственности и от местных сборов и пошлин. Одной из проблем местных властей в Польше является множество льгот при уплате местных налогов. Существенным примером является освобождение фермеров от уплаты местных налогов на имущество на том основании, что они платят сельскохозяйственный налог. Поэтому у некоторых местных органов власти в сельских районах Польши нет значительных налоговых ресурсов, поскольку уровень сельскохозяйственного налога может быть очень низким.

Местные власти получают также долю от общегосударственных налогов. Например, они получают 5%-ную долю поступлений от государственного подоходного налога на заработную плату и уравнительного налога, который платят предприниматели, и 50%-ную долю поступлений от государственного личного подоходного налога, который платят граждане, имеющие «независимый» источник дохода (такие, как люди, имеющие свои коммерческие предприятия, или лица свободных профессий, такие, как адвокаты, архитекторы и т.

Читать также:  ИНВЕСТА ФИНАНС КРАСНОДАР САЙТ

Местные органы власти имеют право брать займы у коммерческих банков для финансирования своей деятельности. Законом ограничивается объем кредитов и займов, которые сможет получить местный орган власти. В отношении текущих расходов займы ограничиваются 8% от запланированных расходов в первой половине года и 4% – во второй половине. В отношении капитальных расходов годовой кредит не должен превышать 5% от запланированных расходов.

Местные органы власти получают от центрального правительства дотации общего назначения. Такие дотации содержат два элемента: элемент, по формуле связанный с количеством населения, и элемент, цель которого – достичь определенной степени финансового уравнивания между местными властями с разными налоговыми потенциалами. Элемент финансового уравнивания дотации общего назначения связан с налоговым потенциалом и идет местным властям, у которых менее 85% среднегосударственных налоговых поступлений на душу населения. Сама дотация для финансового уравнивания составляет 90% от разницы между налоговыми поступлениями на душу населения отдельного местного органа власти и среднегосударственным уровнем. Местные власти с большими финансовыми возможностями обязаны вносить средства в фонд финансового уравнивания, только если их налоговые поступления на душу населения превышают 150% от среднегосударственного уровня.

Местные власти также получают дотации специального назначения от центрального правительства для обеспечения выполнения обязанностей, переданных им центральным правительством. Как и в случае с дотациями общего назначения, есть определенная свобода принятия решений о выплате дотаций специального назначения отдельным местным органам власти.

Заметно усиливается влияние международно-правовых норм на финансовое право различных государств. Образуется своего рода согласованное или унифицированное «поле финансовых действий»,

224 Глава VII. Развитие права в отдельных государствах

которое можно рассматривать как часть национального финансового права. Таков смысл «Унифицированных правил и обычаев для документарных аккредитивов» (1983 г. ), а также «Унифицированных правил по инкассо» (редакция 1978 г. В рамках ЕС принимаются предписания о гармонизации налогов внутри ЕС. Большую часть международного налогового права составляют соглашения государств об избежании двойного налогообложения (доходов и имущества). ФРГ заключила около 60 таких соглашений.

Следует отметить и большое значение «Базового мирового налогового кодекса и Комментария», подготовленного в 1992 г. специалистами Гарвардского университета в рамках международной налоговой программы. В этом документе особенно полезны типовые дефиниции и процедуры налогообложения.

Взаимосвязь экономики и финансов

Экономическая система любой страны представляет собой сложный народнохозяйственный комплекс, который способен эффективно развиваться в том случае, если его компоненты и подразделения (виды производств, отрасли, территории и т. ) подчиняются потребностям общества и, при этом, органично взаимодействуют друг с другом. Повышение степени согласованности различных компонентов экономической системы достигается посредством ее государственного регулирования.

Финансовое воздействие на происходящие в экономике процессы производится посредством покрытия систематически возникающих затрат финансовыми ресурсами, которые аккумулируются хозяйствующими субъектами, а также государством. Первичное формирование финансовых ресурсов происходит во всех, без исключения, подразделениях и секторах общественного производства. После этого, через различные целевые денежные фонды происходит их распределение, а также целенаправленное использование. Таким образом, финансовые ресурсы – это важнейший источник простого и расширенного воспроизводства, а также роста уровня благосостояния населения.

Структура и объем финансовых ресурсов в национальной экономике органично связаны с уровнем развития производительных сил. Так, чем более эффективное и масштабное национальное производство, тем, при прочих равных условиях, больше будут размеры используемых и мобилизуемых финансовых ресурсов. В то же время, финансовые ресурсы, инвестируемые в производство, создают предпосылки для совершенствования и роста последнего.

Воздействие финансов на социальную сферу

Социальная сфера имеет очень важное значение и охватывает наиболее важные стороны человеческой жизни. Основными финансовыми инструментами, при помощи которых оказывается воздействие на повышение жизненного уровня населения, выступают сами доходы граждан, социальное обеспечение (социальная помощь и социальное страхование), а также общественные фонды потребления.

Одним из ключевых направлений расходования средств общественных фондов потребления можно назвать финансовое обеспечение социально-бытовой инфраструктуры, которая собой представляет комплекс отраслей непроизводственной и производственной сферы, обслуживающих основную массу населения (здравоохранение, образование, социальное обеспечение, ЖКХ и т.

Социальное страхование представляет собой механизм социальной защиты, предполагающий формирование специальных денежных фонда из страховых взносов населения.

Социальная помощь – это система мер социальной защиты малоимущей части населения, которая осуществляется за счет средств государственного бюджета.

1917 год — до 40-х гг. XX века

Второй этап развития финансового права и образования финансово-правовых источников связывается с периодикой установления советского государства и права социалистического типа, где началось образование базисов нового права. Необходимо понимать, что финансово-правовая наука получила активное развитие до
Октябрьского переворота

1917года. А уже после происшествия Октябрьской революции и до 1939 года наука в
Российском

государстве имела слишком слабые темпы развития. Это обуславливалось в итоге снижением роли финансов в условиях социализма.

На этом этапе произошло важное событие, выражаемое в принятии
Основного закона

, то есть Конституции РСФСР 1918 года, закрепляющей национально-территориальные принципы
Федерации

; образовавшуюся систему органов управления и власти, как на высшем уровне, так и на местах.

В пятом разделе, именуемом «Бюджетное право»,
Конституции 1918 года

определялась финансовая политика. Именно этим Конституция 1918 года указала науке финансового права ее задачи: она должна была заниматься исследованием бюджетного права.

Особенностью развития финансового законодательства в период меж двух Конституций 1918 и 1924 годов, являлась в круге правотворческих субъектов; в форме актов законодательства, в которых содержатся лишь нормы-принципы, нормы-лозунги, нормы-определения. Но источников финансового права в данный период было чрезвычайно мало.

С 40-х гг. до конца 80-х гг. XX века

Третий этап финансово-правового развития и образования источников финансового права захватывает период с 40-х годов до начала 90-х годов 20 века.

В этот период возрождается финансовое право и появление многих его институтов. Это связывалось с изменениями в политике страны, экономике, с созданием новых экономических методик планового руководства, расширением самостоятельности хозяйствующих предприятий. В 1940 года финансовое право включили в программы юридических факультетов, начались исследования теоретических проблематик области финансового права.

Особенным значением обладало принятие Конституции 1977года, в которой отслеживались как положительные, так и отрицательные моменты развития финансового права и образования финансово-правовых источников. Важно учитывать, что среди финансово-правовых источников было много таких, которые включали нормы и иных правовых отраслей — административного, государственного, гражданского и т. В частности это законодательство о различных звеньях местных Советов народных депутатов, банковские уставы и пр. Главное место из таких актов заняли совместные постановления ЦК КПСС и
Совета Министров СССР

, особенно по вопросам усовершенствования механизма хозяйствования.

Финансовая политика РФ

Финансовая политика – это комплекс мероприятий, осуществляемых государством, которые направлены на мобилизацию денежных средств, их распределение и расходования для выполнения государством возложенных на него задач и функций.

Государство выступает в качестве важнейшего субъекта реализуемой финансовой политики. Именно государство через органы власти, отдельные учреждения разрабатывает стратегию развития, а также определяет наиболее важные направления финансового развития на будущие периоды, утверждает тактику действий на предстоящий период, инструменты для достижения поставленных задач.

Реализуемая государством финансовая политика в обязательном порядке должна учитывать особенности этапа развития общества, отличительные особенности как внутренней, так и внешней среды, реальные возможности государства на текущий момент времени. В связи с этим при разработке финансовой политики необходимо в обязательном порядке учитываться условия существования государства. Также основные направления финансовой политики государства в значительной мере зависят от федеративного устройства государства, этапа развития, стабильности действующей политической системы.

Важнейшим требованием, которое предъявляется к финансовой политике, можно назвать обязательное соблюдение комплексного подхода при ее разработке и реализации, которое предполагает согласование мероприятий, реализуемых во всех звеньях финансовой системы, посредством их ориентации на выполнение основной, ключевой задачи конкретного этапа развития.

На сегодняшний день финансовая политика РФ реализуется в несколько этапов, а именно:

  • разработка и утверждение целей такой политики, выработка экономически и научно утвержденных концепций развития финансов;
  • разработка наиболее эффективных путей и инструментов обеспечения необходимого объема финансовых ресурсов;
  • реализация определенных мероприятий для достижения поставленных в рамках утвержденной политики целей и задач.

Стоит отметить, что непосредственное влияние финансовой политики на национальную экономику начинается только на заключительном этапе, на который значительное влияние оказывает и содержание двух других этапов.

Конец 19 века – начало 20 века

Первый этап развития финансового права и образования источников финансового права связывают со сложным характером общества буржуазного типа. Финансовые отношения обретают чрезвычайно сложный характер, это обусловливает скорейшее возрастание правовых норм, которые регулируют данные отношения.

Резкий темп увеличения объема правовых актов связан с глубокими политическими и экономическими процессиями, которые происходят в капиталистическом обществе конца 19 века. Достаточно острым образом ставились вопросы, во-первых, о месте финансового права в системе образовавшихся правовых отраслей, во-вторых, о возможности обособленности финансового права от смежных правовых отраслей.

Появление финансово-правовых источников и развитие науки финансового права ведет к отделению финансового права в отделенную правовую отрасль.

Специфичность правовых актов заключена в том, что самые важные источники, то есть законодательные акты, не могли обрести силу без императорской санкции.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *