Какую роль играют финансы в формировании национального дохода и валового национального продукта

Социально-экономическая сущность и функции финансов. Исследование их значения в процессе воспроизводства ВВП и национального дохода. Экономические формы конечного продукта. Характеристика аспектов процесса воспроизводства валового внутреннего продукта.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Южно-Уральский государственный университет» (НИУ)

Факультет «Институт открытого и дистанционного образования»

Кафедра «Управление и право»

по курсу «Финансы»

по теме «Роль финансов в процессе производства валового внутреннего продукта и национального дохода»

Горшков А.

Белёва Н.

Социально-экономическая сущность и функции финансов

1 Понятие и сущность финансов

2 Функции финансов

3 Финансы и расширенное воспроизводство

Значение финансов в процессе воспроизводства ВВП и национального дохода

1 Экономические формы конечного продукта: содержание, структура

2 Национальное богатство и национальный доход

Процесс воспроизводства валового внутреннего продукта и национального дохода

1 Роль финансов в воспроизводственном процессе

2 Функции финансов в воспроизводственном процессе

3 Финансовое обеспечение воспроизводственного процесса

Список используемого материала

финансы ввп доход

По своей экономической сущности финансы — объективная экономическая категория. Но в практике хозяйствования они могут сознательно использоваться обществом для воздействия на процессы общественного развития.

Возможность подобного использования финансов заложена в их экономической природе, причем более глубокое познание сущности категории позволяет полнее и активнее использовать финансы в общественном воспроизводстве.

Объектом контрольной работы является категория финансов и определение её роли в воспроизводственном процессе. В работе будут рассмотрены и решены следующие задачи:

раскрыты объективные предпосылки использования финансов в общественном воспроизводстве,

определена роль и значение категории финансов в воспроизводственном процессе,

отражены дискуссионные (на которые не существует единого мнения) вопросы сущности и функций финансов в воспроизводственном процессе,

раскрыты основные функции финансов в воспроизводственном процессе,

показано место финансов в воспроизводственном процессе.

Целью работы является последовательное решение поставленных задач, путём изучения литературы по финансам и современной экономической теории, материалов и статей периодических изданий, а также трудов российских и зарубежных учёных экономистов по данной проблематике.

Финансы — неотъемлемая часть денежных отношений, поэтому их роль и значение зависят от того, какое место денежные отношения занимают в экономике. На поверхности общественной жизни финансы существуют как движение наличных и безналичных денежных средств. Однако не всякие денежные отношения выражают финансовые отношения. Финансы отличаются от денег, как по содержанию, так и по выполняемым функциям. Деньги — это всеобщий эквивалент, с помощью которого прежде всего измеряются затраты труда ассоциированных производителей, а финансы — экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.

Главное их назначение в том, чтобы путем образования денежных доходов и фондов обеспечить не только потребности государства и предприятий в денежных средствах, но и контроль за расходованием финансовых ресурсов.

Финансы — неотъемлемое связующее звено между созданием и использованием национального дохода.

Финансы воздействуют на производство, распределение и потребление и носят объективный характер. Они выражают определенную сферу производственных отношений и относятся к базисной категории, хотя они во многом зависят от проводимой правительствами финансовой политики.

По своему материальному содержанию финансы — это целевые фонды денежных средств, в совокупности, представляющие собой финансовые ресурсы страны, главное условие роста которых — увеличение национального дохода. Финансы являются экономическим инструментом распределения и перераспределения двух макроэкономических показателей: Валового Внутреннего Продукта (ВВП) и Национального Дохода (НД), а также средством контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.

Финансы возникают на третьей стадии общественного воспроизводства, где движение стоимости ВВП осуществляется обособленно от движения его натуральной формы. Этот процесс можно разделить на два этапа:

1) первичное распределение стоимости НД и образование первичных доходов: формируются дохода участников материального производства, составляющие по сумме НД. Это — заработная плата рабочих и служащих, доходы предприятий, занятых в сфере материального производства и др

2) вторичное распределение стоимости НД и образование вторичных доходов: доходы непроизводственной сферы и налоги. Вторичные доходы формируют конечные пропорции использования НД — фонд потребления и фонд накопления.

Итак, финансы — денежные отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределения ВВП и части национального богатства в связи с формированием денежных доходов и накоплений у субъектов хозяйствования и государства и использованием их на цели расширенного воспроизводства, материальное стимулирование занятых, удовлетворение социальных и других потребностей общества.

Таким образом, финансы — это распределительная категория. Вместе с тем следует отметить, что распределительные процессы происходят не только через финансы, но и путем использования цен и кредита.

Цена — денежное выражение стоимости товара. Прежде чем произойдет распределение и перераспределение национального дохода, товар должен быть реализован. Цена предопределяет величину денежных средств, поступающих от реализации продукции к ее собственникам, и выступает исходной основой дальнейшего перераспределительного процесса. Цены также регулируют спрос и предложение на товары и тем самым оказывают воздействие на воспроизводство.

Крупные перераспределительные процессы протекают в сфере кредитных отношений. Финансы и кредит — взаимосвязанные категории. В сочетании они обеспечивают кругооборот денежных фондов предприятий на расширенной основе.

Кредит представляет собой движение ссудного фонда, осуществляемого через банковскую систему и специальные финансово-кредитные институты.

В отличие от финансов, выражающих одностороннее и безвозмездное движение стоимости, кредит должен быть в обусловленный срок возвращен кредитору с уплатой по нему заранее установленных процентов.

Сущность финансов проявляется в их функциях. Финансы выполняют две основные функции: распределительную и контрольную. Эти функции осуществляются финансами одновременно. Распределительная функция проявляется при распределении национального дохода, когда происходит создание так называемых основных, или первичных доходов. Их сумма равна национальному доходу. Основные доходы формируются при распределении национального дохода среди участников материального производства. Они делятся на две группы: а) зарплата рабочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, занятых в сфере материального производства; б) доходы предприятий сферы материального производства.

Однако первичные доходы еще не образуют общественных денежных фондов, достаточных для развития приоритетных отраслей народного хозяйства, обеспечения обороноспособности страны, удовлетворения материальных и культурных потребностей населения. В результате перераспределения образуются вторичные, или производные доходы. К ним относятся доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы, налоги. Вторичные доходы служат для формирования конечных пропорций использования национального дохода. Доходы, создаваемые в ходе такого перераспределения, должны обеспечить соответствие между материальными и финансовыми ресурсами и, прежде всего между размером денежных фондов и их структурой, с одной стороны, и объемом и структурой средств производства и предметов потребления — с другой. Конечная цель распределения и перераспределения национального дохода и ВВП, совершаемых с помощью финансов, состоит в развитии производительных сил, создании рыночных структур экономики, укреплении государства, обеспечении высокого качества жизни широких слоев населения. При этом роль финансов подчинена задачам повышения материальной заинтересованности работников и коллективов предприятий и организаций в улучшении финансово-хозяйственной деятельности, достижении наилучших результатов при наименьших затратах. Контрольная функция. Будучи инструментом формирования и использования денежных доходов и фондов, финансы объективно отражают ход распределительного процесса. Контрольная функция проявляется в контроле за распределением ВВП по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.

В условиях перехода на рыночные отношения финансовой контроль направлен на обеспечение динамичного развития общественного и частного производства, ускорение научно-технического прогресса, всемерное улучшение качества работы во всех звеньях народного хозяйства. Он охватывает производственную и непроизводственную сферы. Нацелен на повышение экономического стимулирования, рациональное и бережливое расходование материальных, трудовых, финансовых ресурсов и природных богатств, сокращение непроизводительных расходов и потерь, пресечение бесхозяйственности и расточительства. Одна из важных задач финансового контроля — проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам. Контрольная функция финансов проявляется также через многогранную деятельность финансовых органов. Работники финансовой системы и налоговой службы осуществляют финансовый контроль в процессе финансового планирования, при исполнении доходной и расходной частей бюджетной системы. Помимо распределительной и контрольной функции финансы выполняют также регулирующую функцию. Эта функция связана с вмешательством государства через финансы в процесс воспроизводства. В условиях рыночных отношений финансы должны также выполнять стабилизационную функцию. Ее содержание заключается в том, чтобы обеспечить для всех хозяйствующих субъектов и граждан стабильные условия в экономических и социальных отношениях.

Читать также:  ФРИДОМ ФИНАНС КТО МОЖЕТ УЧАСТВОВАТЬ В IPO

Расширенное воспроизводство включает непрерывное возобновление и расширение производственных фондов, рост ВВП и его главной части — национального дохода, воспроизводство рабочей силы и производственных отношений. Оно осуществляется с использованием товарно-денежных, финансовых и кредитных отношений. Важная роль в воспроизводстве всех составных частей ВВП принадлежит государственным финансам и финансам предприятий. Государство воздействует на воспроизводственный процесс через финансирование отдельных предприятий и отраслей народного хозяйства, социальных мероприятий и налоговую политику. В условиях углубления рыночных реформ происходит перестройка всей системы финансовых отношений в народном хозяйстве. Государственные финансы, прежде всего бюджетная система, путем соответствующего направления средств должны обеспечить структурную перестройку экономики, ускорение научно-технического прогресса, повышение эффективности производства и на этой основе рост жизненного уровня народа. За счет централизованных фондов обеспечиваются потребности расширенного воспроизводства на макро уровне, осуществляется межотраслевое и территориальное перераспределение ресурсов для выравнивания уровня экономического и социального развития отдельных регионов. Расходы из федерального бюджета на финансирование народного хозяйства в реальном выражении в 1990-е годы сократилось. Так, в Федеральном бюджете РФ на 1998 г. они составляют 41 млрд. руб. , или 8% общей суммы расходов бюджета против 33—34% в условиях административно-командной системы. С начала 1992 г. по 1998 г. отмечалось замедление темпов инвестиционной активности. Сокращались объемы централизованных капитальных вложений. Недостаточны были объемы государственных инвестиционных кредитов.

Инвестиционная деятельность особенно сокращается в производственной сфере во всем народнохозяйственном комплексе. Одна из причин этого — кризис неплатежей в народном хозяйстве. Особенно велика роль финансов в расширенном воспроизводстве предприятий различных форм собственности, поскольку при их непосредственном участии создается ВВП и происходит его распределение внутри предприятий и отраслей. Несмотря на резкое снижение бюджетного финансирования, условия расширенного воспроизводства для предприятий в рыночной экономике облегчаются вследствие возросшей доли прибыли, оставляемой в хозяйстве, увеличившейся амортизации в результате проведенной в 1992, 1994,- 1997 гг. переоценки основных фондов, возможностей привлечения банковских кредитов и других форм заимствования на финансовом рынке. Доля собственных средств предприятий в общем объеме капиталовложений в настоящее время превысила бюджетные ассигнования на эти цели.

Следует иметь в виду, что падение производства нельзя остановить без увеличения инвестиций в российскую экономику. Инвестиционную политику предусматривается осуществлять в следующих направлениях: 1) Дальнейшая децентрализация инвестиционного процесса на основе развития многообразных форм собственности, повышения роли внутренних источников накоплений предприятий для финансирования их инвестиционных проектов;

2) Государственная поддержка предприятий за счет централизованных инвестиций при переносе центра тяжести с безвозвратного бюджетного финансирования на кредитование. Сохранение безвозвратного бюджетного финансирования преимущественно для социально значимых объектов, имеющих некоммерческий характер.

3) Размещение ограниченных централизованных капитальных вложений и государственное финансирование инвестиционных проектов производственного назначения строго в соответствии с федеральными целевыми программами и исключительно на конкурсной основе.

4) Усиление государственного контроля за целевым расходованием средств федерального бюджета, направляемых на инвестиции в форме безвозвратного финансирования и кредитования.

5) Значительное расширение практики совместного (долевого) государственно-коммерческого финансирования инвестиционных проектов.

6) Использование части централизованных (кредитных) инвестиционных средств на реализацию особо эффективных и быстро окупаемых инвестиционных проектов и объектов малого бизнеса, независимо от их отраслевой принадлежности и форм собственности для ускорения структурно-технологической перестройки производства.

7) совершенствование нормативной базы в целях привлечения иностранных инвестиций. Большое воздействие на финансы предприятий оказывают налоговая политика, виды налогов, их ставки, льготы. Однако в современных условиях налоговая политика не стимулирует расширенное воспроизводство.

Прекращение спада производства и экономический рост возможны только в условиях резкого увеличения инвестиционных ресурсов, укрепления покупательной силы рубля, облегчения налогообложения производственных предприятий.

Совокупный общественный продукт, по определению, есть также сумма промежуточного и конечного продукта общества. Конечный продукт есть совокупный отечественный продукт за вычетом промежуточного продукта. Эти определения крайне важны, их необходимо усвоить прочно, т. от них зависит понимание законов макроэкономики. Выразим их в виде формальных тождеств, которые справедливы для любой экономики, будь она плановой или рыночной:

Это деление, часто встречающееся в статистике и экономической литературе понятие валового внутреннего продукта (ВВП) есть не что иное, как конечный продукт общества. Как видно, ВВП — это не весь СОП, а лишь часть его, идущая на личное потребление, капиталовложения, прирост запасов, государственные закупки, чистый экспорт. Это т. ВВП по использованию, или использованный ВВП. Приводим основополагающее тождество ВВП по использованию:

где GDP— ВВП; С—личное потребление; I— капиталовложения и прирост запасов; G — государственные закупки; Х — экспорт; М — импорт.

Амортизация и косвенные налоги, не считаются в теории факторными доходами, то национальным доходом считается ВВП за вычетом амортизации и косвенных налогов. За вычетом амортизации и косвенных налогов продукция отраслей представлена их чистым продуктом. Национальный доход в строгом смысле слова равен сумме чистой продукции отраслей, или чистому национальному продукту.

Национальным продуктом (ВВП) считается только часть совокупного общественного продукта (СОП). Валовая продукция отраслей состоит, из стоимости сырья, материалов и т. и стоимости, которая вновь создана, или «добавлена».

Но в стоимости сырья, материалов и т. уже отражена стоимость, которая создана или добавлена при их производстве. Поэтому при простом сложении валовой продукции всех отраслей стоимость, добавленная при производстве промежуточного продукта, представлена дважды. Чтобы избавиться от этого повторного счета, и введено понятие чистой, или условно чистой, продукции, где повторный счет устранен.

Но даже если на всех рынках товаров и услуг достигнуто равновесие спроса и предложения, это еще не значит, что соблюдены макроэкономические пропорции, например, между сбережениями и накоплениями, между экспортом и импортом, между потенциальным и фактическим продуктом, между ресурсами факторов производства и их использованием.

Приведём понятие валовой национальный продукт (ВНП), который часто встречается в статистике рядом с ВВП. Сопоставляющая их общая формула такова:

где GNP — это ВНП, a NPIA — чистые доходы от зарубежной собственности.

В современной рыночной экономике возросла роль транснациональных корпораций. Страна с большими капиталовложениями за рубежом получает от них значительные доходы, которые могут превышать доходы других стран от инвестиций в ней. С точки зрения такой страны эти доходы — чистое добавление к ее ВВП. Валовой внутренний продукт измеряет национальный продукт, созданный всеми предприятиями страны на се территории, независимо от их принадлежности.

Разница между ВВП и ВНП может быть значительной по абсолютным размерам, но в крупных промышленных странах она относительно невелика. Все же в последние десятилетия большинство стран перешло к измерению своей макроэкономической динамики по темпам прироста ВВП, а не ВНП, т. последний частично отражает зарубежную экономическую активность, а не только отечественную.

Под национальным доходом понимается вновь созданная за год стоимость в отраслях материального производства и непроизводственной. Обобщающий показатель экономического развития страны. В самом общем виде принцип исчисления национального дохода, используемый в большинстве зарубежных стран и обеспечивающий сопоставимость данных, заключается в суммировании всех доходов, полученных от любой деятельности и включающих заработную плату, промышленную и торговую прибыль, процент и земельную ренту.

Читать также:  ЖУРНАЛ УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ

Характеристика процесса производства, распределения и использования национального дохода дается в системе национальных счетов.

Если все фирмы в экономике являются конкурентными и максимизирующими прибыль, тогда на каждый из факторов производства приходится ровно столько, сколько предельного продукта он добавляет общему объему выпускаемой продукции. Другими словами, реальная заработная плата каждого работника равна MPL, а компенсация издержек на оборудование, уплаченная каждому собственнику капитала равна MPK. Общие реальные расходы на заработную плату, таким образом, составляют MPL x L, а общая сумма реального дохода собственников капитала равна MPK x K.

Доход, остающийся в распоряжении фирм после того, как они оплатили расходы на все факторы производства, называется экономической прибылью собственников фирм. Реальная экономическая прибыль равна:

Экономическая прибыль = Y — ( MPL x L) — (MPK x K)

Так как целью является изучение распределения национального дохода, мы перегруппируем члены равенства следующим образом: ^

Y = (MPL x L) + (MPK x K) + экономическая прибыль

Отсюда видно, что национальный доход распределяется на доход собственников капитала, на доход работников и экономическую прибыль. Следовательно, весь доход распределяется на платежи за капитал и платежи за труд в соответствии с их предельной производительностью.

Финансы являются одной из важнейших экономических категорий, отражающей экономические отношения в процессе создания и использования денежных средств. Их возникновение произошло в условиях перехода от натурального хозяйства к регулярному товарно-денежному обмену, и было тесно связано с развитием государства и его потребностей в ресурсах. Одним из главных признаков финансов является их денежная форма выражения и отражение финансовых отношений реальным движением денежных средств. Реальное движение денежных средств происходит на второй и третьей стадиях воспроизводственного процесса — в распределении и обмене. На второй стадии движение стоимости в денежной форме происходит обособленно от движения товаров и характеризуется ее отчуждением или целевым обособлением каждой части стоимости. На третьей стадии распределенная стоимость обменивается на товарную форму. Отчуждения самой стоимости здесь не происходит. Таким образом, на второй стадии воспроизводства имеет место одностороннее движение денежной формы стоимости, а на третьей — двустороннее движение стоимостей, одна из которых находится в денежной форме, а другая — в товарной. Областью возникновения и функционирования финансов является вторая стадия воспроизводственного процесса, на которой происходит распределение стоимости общественного продукта по целевому назначению и субъектам хозяйствования, каждый из которых должен получить свою долю в произведенном продукте. Поэтому, важным признаком финансов как экономической категории является распределительный характер финансовых отношений. Финансы существенно отличаются от других экономических категорий, функционирующих на стадии стоимостного распределения: кредита, заработной платы и цены. Первоначальной сферой возникновения финансовых отношений являются процессы первичного распределения стоимости общественного продукта, когда эта стоимость распадается на составляющие ее элементы и происходит образование различных форм денежных доходов и накоплений. Дальнейшее перераспределение стоимости между субъектами хозяйствования и конкретизация целевого ее использования тоже происходит на основе финансов. Распределение и перераспределение стоимости с помощью финансов обязательно сопровождается движением денежных средств, принимающих специфическую форму финансовых ресурсов. Они формируются у субъектов хозяйствования и государства за счет различных видов денежных доходов, отчислений и поступлений, а используются на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества. Финансовые ресурсы выступают материальными носителями финансовых отношений, что позволяет выделить финансы из общей совокупности категорий, участвующих в стоимостном распределении. Это происходит вне зависимости от общественно-экономической формации, хотя формы и методы, с помощью которых образуются и используются финансовые ресурсы, менялись в зависимости от изменения социальной природы общества. Из всего вышеизложенного можно дать следующее определение, что финансы — это денежные отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и части национального богатства в связи с формированием денежных доходов и накоплений у субъектов хозяйствования и государства, а также использованием их на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества. Условием функционирования финансов является наличие денег, а причиной появления финансов служит потребность субъектов хозяйствования и государства в ресурсах, обеспечивающих их деятельность. Финансы незаменимы потому, что позволяют приспособить пропорции производства к нуждам потребления, обеспечивая в сфере хозяйствования удовлетворение постоянно меняющихся воспроизводственных потребностей. Это происходит с помощью формирования денежных фондов целевого назначения. Развитие общественных потребностей по мнению состава и структуры денежных фондов, создаваемых в распоряжении субъектов хозяйствования. С помощью государственных финансов происходит регулирование масштабов общественного производства в отраслевом и территориальном аспектах, защита окружающей среды и удовлетворение других общественных потребностей. Финансы объективно необходимы, так как обусловлены потребностями общественного развития. Государство же может, учитывая объективную необходимость финансовых отношений, разрабатывать различные формы их использования приводит к изменению: вводить или отменять различные виды платежей, изменять формы использования финансовых ресурсов. Государство не может создавать то, что объективно не подготовлено ходом общественного развития. Оно устанавливает только формы проявления объективно назревших экономических отношений. Без финансов невозможно обеспечить индивидуальный и общественный кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру экономики, стимулировать быстрейшее внедрение научно-технических достижений, удовлетворять другие общественные потребности. Финансы предприятий непосредственно связаны с движением денежных средств. Поэтому часто понятие финансов предприятий ассоциируется с денежными средствами, финансовыми ресурсами. Однако сами по себе денежные средства, финансовые ресурсы не раскрывают сущности финансов, если не выявить те отличительные свойства, которые характеризуют экономическую природу финансов. Денежные отношения превращаются в финансовые, когда движение денежных средств приобретает относительную самостоятельность. Это происходит в процессе формирования, распределения, использования денежных доходов и фондов по целевому назначению в форме финансовых ресурсов. Следовательно, объектом финансов предприятий выступают экономические отношения, связанные с движением денежных средств формированием и использованием фондов денежных средств. Субъектами являются предприятия и организации, бюджетные и банковские учреждения, внебюджетные фонды, страховые и аудиторские организации, другие хозяйствующие субъекты, являющиеся юридическими лицами.

Движение финансовых ресурсов, происходящее как в фондовой, так и в нефондовой формах, составляет основу контрольной функции финансов. Поскольку финансы ”пронизывают” все общественное производство, все его сферы и подразделения, все уровни хозяйствования, они выступают универсальным орудием контроля со стороны общества за производством, распределением и обращением совокупного общественного продукта. Благодаря контрольной функции финансов, общество знает о том, как складываются пропорции в распределении денежных средств, насколько своевременно финансовые ресурсы поступают в распоряжение разных субъектов хозяйствования, экономно и эффективно ли они ими используются.

Распределительная и контрольная функции — это две стороны одного и того же экономического процесса. Только в их единстве и тесном взаимодействии финансы могут проявить себя в качестве категории стоимостного распределения.

Инструментом реализации контрольной функции финансов выступает финансовая информация. Она заключена в финансовых показателях, имеющихся в бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности. Финансовые показатели позволяют увидеть различные стороны работы предприятий и оценить результаты хозяйственной деятельности. На их основе принимаются меры, направленные на устранение выявленных негативных моментов. Контрольная функция, объективно присущая финансам, может реализоваться с большей или меньшей полнотой, которая во многом определяется состоянием финансовой дисциплины в народном хозяйстве. Финансовая дисциплина — это обязательный для всех предприятий, организаций, учреждений и должностных лиц порядок ведения финансового хозяйства, соблюдения установленных норм и правил, выполнения финансовых обязательств.

Читать также:  Мошкова татьяна геннадьевна министр финансов оренбургской области

Следовательно, с помощью финансов распределительный процесс протекает во всех сферах общественной жизни — в материальном производстве, в сферах обращения и потребления.

Финансовое обеспечение воспроизводственного процессы — это покрытие воспроизводственных затрат за счет финансовых ресурсов, аккумулируемых субъектами хозяйствования и государством. Формируются финансовые ресурсы во всех подразделениях общественного производства, затем происходит их распределение и целенаправленное использование через денежные фонды целевого назначения.

Нехватка финансовых ресурсов приводит к несбалансированности натурально-вещественной и стоимостной структуры общественного производства, различного рода диспропорциям и «расстыковкам». Обьем и структура финансовых ресурсов непосредственно связаны с уровнем развития производства, его эффективностью. Чем крупнее масштабы производства и выше его эффективность, тем больше при прочих равных условиях размеры мобилизуемых и используемых финансовых средств. В свою очередь величина финансовых ресурсов, инвестируемая в производство, создает предпосылки для его роста и совершенствования. В зависимости от того, куда и в каких объемах направляются финансовые ресурсы, формируются возможности обеспечения производства дополнительными мощностями. А это приводит к повышению технического уровня производства, созданию предпосылок для роста производительности труда в соответствующих отраслях народного хозяйства.

Постоянный рост и совершенствование производства служат основой увеличения финансовых ресурсов.

В формировании финансовых ресурсов участвуют все элементы стоимости валового общественного продукта, но основным источником является национальный доход, причем главным образом та его часть, которая представлена чистым доходом. Именно рост чистого дохода и основной его финансовой формы — прибыли обусловливает высокие или низкие темны роста финансовых ресурсов. Кроме стоимости валовою внутреннею продукта важным источником финансовых ресурсов могут быть доходы от внешнеэкономической деятельности, при условии достаточно эффективной ее организации.

Финансовые ресурсы формируются также за счет части национального богатства, вовлекаемой и хозяйственный оборот. Для формирования финансовых ресурсов могут использоваться заемные и привлеченные средства. Разнообразие финансовых отношений, возникающих в процессе стоимостного распределения, обусловливает наличие разных видов финансовых ресурсов. Основными среди них являются: прибыль, различные виды налогов, страховые платежи, амортизационные отчисления. Возможности их роста определяются не только общими размерами валового внутреннего продукта, но и его структурой, динамикой составляющих его элементов. Финансовые ресурсы необходимы прежде всего субъектам хозяйствования. У них формируются децентрализованные финансовые ресурсы, используемые на затраты но расширению производства и удовлетворению социально-культурных запросов работающих. Образуемые за счет децентрализованных финансовых ресурсов целевые денежные фонды направляются на капитальные вложения, увеличение оборотных средств, финансирование научно-технических достижений, проведение природоохранных мероприятий, обеспечение потребностей социального характера и т. Осуществление названных затрат за счет использования финансовых ресурсов позволяет обеспечивать денежными средствами воспроизводственный процесс на микроуровне.

Потребности общественного производства на макроуровне обеспечиваются за счет централизованных финансовых ресурсов. Формами их использования являются бюджетные и внебюджетные фонды, средства которых направляются на развитие народного хозяйства.

Финансирование социально-культурных мероприятий, обеспечение нужд обороны и управления.

Важная роль, которую выполняет государство в области экономического и социального развития, предопределяет необходимость централизации в его распоряжении значительной части финансовых ресурсов. При этом степень централизации ресурсов на разных исторических этапах развития страны неодинакова и зависит от множества факторов, причем не только социально-экономических.

Главные пути решения проблемы изыскания финансовых ресурсов связаны, во-первых, с реализацией принятой программы стабилизации экономики и перехода к рынку, а во-вторых, с осуществлением специально разработанных мер по финансовому оздоровлению экономики и перестройке системы финансовых отношений в стране. Эти меры направлены, с одной стороны, на преодоление негативных тенденций в формировании финансовых ресурсов, а с другой на радикальное изменение финансовых отношений, их превращение в активный экономический инструмент хозяйствования.

В условиях экономической и финансовой самостоятельности любой субъект хозяйствования сможет осуществлять формирование источников расширенного воспроизводства за счет собственных финансовых ресурсов, привлечения на акционерной основе или паевых началах денежных средств других предприятий, использования банковских кредитов, получения на определенных условиях бюджетных ассигнований. Своевременно заключенные со страховыми компаниями договоры позволят снизить риск предпринимательской деятельности, создадут необходимые гарантии возмещения понесенного предприятием ущерба.

Формируемые из разных источников финансовые ресурсы дают возможность предпринимателю своевременно инвестировать средства в новое производство, при необходимости расширять действующее предприятие, финансировать научно-технические разработки и их внедрение, покрывать расходы по подготовке перехода на экологически чистые технологии. Финансовое обеспечение воспроизводственных затрат может осуществляться в трех формах: самофинансирования, кредитования и государственного финансирования. Самофинансирование основано на использовании собственных финансовых ресурсов субъектов хозяйствования. При недостаточности собственных средств предприятие может либо сократить некоторые свои расходы, либо воспользоваться заемными средствами, привлекаемыми на основе операций с ценными бумагами.

Кредитование — это такой способ финансового обеспечения воспроизводственных затрат, при котором расходы субъекта хозяйствования покрываются за счет ссуды банка, предоставляемой на началах срочности, платности и возвратности.

Государственное финансирование производится на безвозвратной основе за счет средств бюджетных и внебюджетных фондов, формируемых на разных уровнях государственного управления в процессе распределения и перераспределения части национального дохода. Посредством такого финансирования государство целенаправленно перераспределяет финансовые ресурсы между производственной и непроизводственной сферами, отраслями экономики и территориями страны, между формами собственности, отдельными группами и слоями населения.

Для обеспечения бесперебойного финансирования воспроизводственных затрат большое значение имеют финансовые резервы. В условиях перехода к рынку их значимость не только не снижается, но даже возрастает.

Финансовые резервы могут создаваться самими субъектами хозяйствования за счет собственных финансовых ресурсов, их управленческими структурами, специализированными страховыми организациями и государством. На практике все перечисленные формы финансового обеспечения воспроизводственных затрат могут применяться одновременно.

Формирование крупных финансовых резервов в руках субъектов хозяйствования малоэффективно с экономической точки зрения. Более целесообразным является формирование резервов бюджетным методом и методом страхования, так как здесь достигается более высокая оборачиваемость резервируемых средств.

Финансам отведено важнейшее место в воспроизводственном процессе, так как они используются для воздействия на процессы общественного развития. Категория финансов по своей экономической сущности является объективной, то есть её появление было обусловлено потребностями общественного развития.

Потенциально финансы обладают большими возможностями влияния как на воспроизводственный процесс, так и на экономику в целом, что обусловлено действием двух важнейших обстоятельств. Валовой национальный продукт (ВНП), основной показатель экономического состояния общества, представляет собой рыночную стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных в течение года. Промежуточные товары, непроизводственные сделке продажи подержанных товаров исключаются при подсчете ВНП. С помощью номинального ВНП измеряется объем продукции в данном году, выраженный в ценах, которые преобладали в этом году. С помощью реального ВНП измеряется объем продукции в данном году, выраженный в ценах, которые преобладали в некоем базовом году. Поскольку он скорректировав с учетом изменения уровня вен, реальный ВНП измеряет уровень производственной активности. Различные показатели национального дохода не учитывают нерыночные и нелегальные сделки, изменения фонда свободного времени и качества товаров, состава я распределения совокупного выпуска, а также экологические последствия производства. Тем не менее указанные показатели служат довольно точными не очень полезными индикаторами экономического состояния страны.

Список использованной литературы

Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов/Под ред. проф. Поляка. :ЮНИТИ-ДАНА,2-изд. 2003. -512 с.

Морозов. Программа стабилизации экономики и финансов. // Вопросы экономики — 2005 — №1 — с. 4-68.

Соколов. ЭКО-новости. // Интерфакс ВРЕМЯ — 2000 — №6.

Москвин. Финансовая система России: основные факторы и экономическая политика // Деньги и Кредит — 1998 — №8.

Кэмпбелл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю «Экономикс» т. 3-е издание, Москва, «Экономика», 1996 г.

Размещено на Allbest

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *