Какую роль играют финансы в регулировании?

Федеральное государственное бюджетное 
образовательное учреждение высшего 
профессионального образования

Кафедра «Финансы и кредит»

Б511-6 Григорьева 
В.

Проверила: к. , доц.

ГЛАВА 1. ВВЕДЕНИЕ
В ОБЩУЮ ТЕОРИЮ ФИНАНСОВ

Функции финансов — Финансы и кредит (Мягкова Е

Сущность финансов, как и любой экономической категории, проявляется в их функциях. Финансы выполняют основные функции – распределительную и
контрольную. Эти функции осуществляются параллельно во времени, поскольку каждая финансовая операция включает, с одной стороны, распределение общественного
продукта и национального дохода, а с другой – контроль за этим распределением.

Распределительная функция финансов заключается в том,
что:

Основными объектами реализации распределительной функции финансов являются обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, а также
источники финансирования бюджетного дефицита. Особую роль играет процесс перераспределения доходов между различными уровнями
бюджетов.

Контрольная функция финансов заключается в реализации контроля рублем за реальным денежным оборотом, участником которого является
государство, формированием централизованных фондов денежных средств. Контроль рублем имеет две формы:

  • контроль за изменением финансовых
    показателей, состоянием платежей и расчетов;
  • контроль за реализацией стратегии финансирования.

В первом случае применяется система
санкций и поощрений, использующая меры принудительного или стимулирующего характера. Во втором случае речь идет о реализации долгосрочной финансовой
политики, в которой основное внимание обращается на предвидение изменений и заблаговременное приспособление к ним порядка и условий
финансирования.

Контрольная функция государственных и муниципальных финансов реализуется по следующим основным направлениям:

  • контроль за
    правильным и своевременным перечислением средств в централизованные фонды;
  • контроль за соблюдением заданных параметров централизованных фондов
    денежных средств с учетом потребностей производственного и социального развития;
  • контроль за целенаправленным и эффективным использованием
    финансовых ресурсов.

Контрольная функция финансов всегда имеет конкретную форму проявления. Она может быть направлена на бюджет определенного уровня,
внебюджетный фонд, предприятие или учреждение и т.

Многие современные экономисты выделяют и другие функции финансов. Они носят субъективный
характер и выполняют роль управленческих инструментов.

Регулирующая функция тесно связана с вмешательством государства с помощью финансов в процесс
воспроизводства.

Стимулирующая функция государственных и муниципальных финансов заключается в обеспечении развития различных сфер общественной жизни
через систему льгот и экономических программ.

Фискальная функция финансов связана с тем, чтобы поддерживать нерентабельные, но необходимые отрасли
хозяйства.

Функции финансов как проявление их сущности — Финансы, денежное обращение и кредит (Мягкова Т

Как экономическая категория финансы обладают функциями. Можно выделить две основные, диалектически взаимосвязанные функции – распределительную и контрольную, осуществляющиеся одновременно.

Распределительная функция финансов заключается в том, что:

Основными объектами реализации распределительной функции финансов являются обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, а также источники финансирования бюджетного дефицита. Особую роль играет процесс перераспределения доходов между различными уровнями бюджетов.

Контрольная функция финансов заключается в реализации контроля рублем за реальным денежным оборотом, участником которого является государство, формированием централизованных фондов денежных средств. Контроль рублем имеет две формы:

  • контроль за изменением финансовых показателей, состоянием платежей и расчетов;
  • контроль за реализацией стратегии финансирования.

В первом случае применяется система санкций и поощрений, использующая меры принудительного или стимулирующего характера. Во втором случае речь идет о реализации долгосрочной финансовой политики, в которой основное внимание обращается на предвидение изменений и заблаговременное приспособление к ним порядка и условий финансирования. Постоянные изменения, обновления в финансовой системе нуждаются в адекватной реакции на это всех ветвей власти.

Контрольная функция финансов всегда имеет конкретную форму проявления. Она может быть направлена на бюджет определенного уровня, внебюджетный фонд, предприятие или учреждение и т.

  • контроль за правильным и своевременным перечислением средств в централизованные фонды;
  • контроль за соблюдением заданных параметров централизованных фондов денежных средств с учетом потребностей производственного и социального развития;
  • контроль за целенаправленным и эффективным использованием финансовых ресурсов.

Многие современные экономисты выделяют и другие функции финансов. Они носят субъективный характер и выполняют роль управленческих инструментов.

Регулирующая функция тесно связана с вмешательством государства с помощью финансов в процесс воспроизводства.

Стимулирующая функция государственных и муниципальных финансов заключается в обеспечении развития различных сфер общественной жизни через систему льгот и экономических программ.

Фискальная функция финансов связана с тем, чтобы поддерживать нерентабельные, но необходимые отрасли хозяйства. Она осуществляется с помощью множества методов и приемов (инвестирование, налогообложение, лимитирование и др.

Регулирующая функция финансов — общая информация

Как и стимулирующая функция финансов, регулирующая является одной из основных. Суть же ее на самом деле заключается в том, что посредством вмешательства государства, реализуемого через налоги, инвестиции и прочие инструменты, происходит постоянное перераспределение между отдельными отраслями имеющихся средств.

Регулирующая же функция дает возможность отследить, как именно такое распределение получается, и каким образом государство обычно влияет на развитие экономики. В целом же перераспределяется подобным способом никак не менее 30% ВВП, в некоторых же случаях доходит данный показатель и до 50%.

Ныне практически во всех государствах роль именно такой функции крайне сложно оценить. Не только в России, но и во многих других странах сегодня возрастает влияние государства на очень многие сферы. И предпринимателям нужно обращать на данную ситуацию особое внимание, чтобы не только держать ее под контролем, но и по возможности извлекать из всего этого для себя максимальную выгоду.

Механизмы действия такой функции

Распределительная роль финансовой системы на практике реализуется именно через финансовый механизм, который состоит из совокупности средств планирования, перераспределения ресурсов, извлечения их из оборота одной сферы и передачи другой. В настоящее время его структура достаточно сложна.

Обусловлена регулирующая функция финансов следующими аспектами:

  • 1. Наличием областей финансирования, в которых ведущую роль всегда имеет именно государство. Обычно это оборона, добыча стратегических ресурсов, формирование науки, транспортная отрасль, а также некоторые иные важнейшие. В некоторых сферах государство вполне может быть и абсолютным монополистом.
  • 2. Позиция самого государства как собственника. В его владении могут быть различные заводы, технологии, земля и другие объекты, входит сюда и золото-валютный запас. Именно с позиции такого собственника государство нередко выступает в роли основного субъекта экономических отношений, с позицией которого в той или иной мере приходится считаться каждому. Также часто именно собственником выступает государство при внешнеэкономической деятельности, в особенности, в ходе торговли с другими государствами различными стратегическими ресурсами, а также заключении договоров.
  • 3. Осуществлением управления самой экономической системой государством именно через институциональную систему, от которой в настоящее время не отказалась еще ни одна страна. Управление подобными системами всегда зафиксировано на законодательном уровне, и проявляется оно не только в ходе внутренней экономической деятельности, но и в ходе международных контактов.

Понятие и сущность финансов предприятия

Финансы предприятия как экономическая категория – это система денежных или финансовых отношений, которые возникают при образовании и использовании оборотного и основного капиталов, а также фондов денежных средств организации.

Финансы участвуют в процессе воспроизводства и имеют распределительный характер.

Очень часто финансы используются как синоним слова «деньги» и наоборот, но это не правильно. Отличие денег от финансов в том, что первые – это всеобщий эквивалент,применяя который, измеряют затраты труда при производстве товаров и услуг, а вторые – это характеристика образования и использования формируемых фондов денежных средств.

Читать также:  УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ИСКИТИМА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

Специфические признаки финансов

Имеется ряд специфических признаков, отличающих финансы от других экономических категорий:

Денежный характер – это важнейший из признаков,
2. Распределительный характер,
3. Такие отношения всегда отражают движение стоимости в денежной форме,
4. Экономические отношения обязательно участвуют в формировании накоплений и доходов в денежной форме, иными словами, финансовых ресурсов.

Основные функция финансов

В целом финансы выполняют следующие основные функции: регулирующую, распределительную и контрольную.

Регулирующая функция финансов выражается в том, процесс воспроизводства управляется и регулируется государством посредством финансовых инструментов – налогов, льгот, субсидий, государственных кредитов и т.

Для регулирования социальных отношений и экономики государство применяет также регулирование

рынка ценных бумаг

, бюджетное и финансовое планирование.

Контрольная функция выражается в надзоре за правильным распределением внутреннего валового продукта по фондам и контроле за целевым расходованием денежных средств.

При этом в зону осуществления контроля попадают как производственная, так и непроизводственная сферы, а целью его является рост экономического стимулирования, бережное и продуманное расходование природных богатств, трудовых и материальных ресурсов, а также сокращение потерь и низкопроизводительных ресурсов.

Распределительная функция заключается в распределении национального дохода, то есть в создании основных доходов – они делятся на две большие группы:

• Заработная плата служащих, рабочих и лиц иных должностей, занятых в области материального производства,

• Доходы предприятий, организаций, учреждений и других юридических лиц в сфере материального производства.

Однако первичных доходов недостаточно для полноценного выполнения задач и функций государства, поэтому для формирования национального дохода используются также производственные (или вторичные) доходы – они возникают в результате перераспределения и относятся к непроизводственной сфере.

Словом, любое проявление оборота средств, будь то даже кредит без поручителей и залога, является в некоторой мере регулирующей функцией финансов.

Государственные финансы как экономическая категория проявляются в выполняемых ими функциях. Изучение функции необходимо для реализации государственной финансовой политики. В рамках финансовой науки существует определенное единство функций финансов государства и финансов предприятий и в то же время имеются существенные различия, определяющие значимость общегосударственных интересов и предпринимательского аспекта деятельности.

Для финансовой системы в целом решающее значение имеют следующие функции: планирование, организация, стимулирование, контроль.

Функция планирования предполагает формулирование целей и выбор путей их достижения на основании разграничения полномочий и предметов ведения между Федерацией, субъектами Федерации и органами местного самоуправления. К функции планирования обычно относят и распределение ограниченного объема финансовых ресурсов во временном аспекте исходя из приоритетов и целей развития, их перераспределение между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Реализуется эта функция через составление бюджетов на соответствующий финансовый год и перспективу, балансов финансовых ресурсов, порядка налогообложения и т.

Функция организации включает бюджетное устройство, бюджетную классификацию, предполагает необходимость определения порядка составления, утверждения и исполнения бюджета, выбор уполномоченных кредитных организаций, разграничение полномочий законодательных и исполнительных органов власти в бюджетном процессе, определения прав и обязанностей функциональных подразделений финансовых органов. С этой функцией связан процесс организационного построения внутренней системы регулирования и контроля бюджетных потоков и финансовых ресурсов государства.

Функция стимулирования основывается на деятельности, направленной на реализацию целей. С помощью этой функции интерпретируются факторы, влияющие на финансовую деятельность и учитывающие ее потребность в денежных средствах. Решающую роль играют факторы, определяющие поведение служащих в процессе принятия ими решений по тактическим и стратегическим аспектам финансов.

Функции финансов, связанные с регулированием реального денежного оборота:

Распределительная функциягосударственных финансов осуществляется во всех сферах общественной жизни: в материальном производстве, в нематериальной сфере, в сфере обращения. Субъектами распределения на микроуровне выступают юридические и физические лица, на макроуровне — государство.

С помощью распределительной функции осуществляется распределение новой стоимости (на микроуровне) и перераспределение этой стоимости (на макроуровне).

Распределительная функция охватывает три последовательные ступени:

Формирование фондов денежных средств: на микроуровне создаются финансовые ресурсы хозяйствующих субъектов, необходимые для кругооборота капитала, и денежные средства домохозяйств, а на макроуровне — централизованные средства государства.

Распределение денежных фондов через финансовые инструменты: на микроуровне образуются обособленные фонды предприятия (уставный, оплаты труда, амортизационный) и домашнего хозяйства для конкретного потребления; на макроуровне возникают бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды.

Использование денежных фондов призвано обеспечить на микроуровне расширенное производство и существование отдельных членов общества, на макроуровне — улучшение народнохозяйственных пропорций, общегосударственных потребностей страны. В результате распределения ВВП и НД создаются доходы общества.

При первичном распределении на микроуровне возникают основные, или первичные, доходы. К первичным доходам относится:

— прибыль предприятий;

— отчисления в социальные, внебюджетные фонды;

— доходы работающих.

Первичное распределение продолжается на макроуровне и обеспечивает создание вторичных, или производных, доходов. Перераспределение национального дохода в РФ происходит в интересах структурной перестройки хозяйства, развития приоритетных отраслей экономики (сельского хозяйства, транспорта, энергетики), в пользу малоимущего населения страны.

Таким образом, необходимость перераспределения НД связана:

— с межотраслевым и межтерриториальным перераспределением в интересах наиболее эффективного и рационального использования доходов и накоплений предприятия и организаций;

— с наличием двух сфер производственной и непроизводственной (просвещение, здравоохранение, социальное обеспечение, управление, оборона, где не создается НД);

— существованием различных социальных групп населения.

В процессе перераспределения ВВП и НД, осуществляемого через финансы, используются такие инструменты, как расходы, налоги, кредит, цены.

Распределительная функция финансов позволяет:

— образовывать денежные фонды на уровне предприятия и домашнего хозяйства, а так же государства;

— образовывать фонды целевого назначения;

— осуществлять межотраслевое, межтерриториальное перераспределение, а так же между сферами и социальными группами;

Контрольная функция государственных и муниципальных финансов заключается в реализации контроля рублем за реальным денежным оборотом, участником которого является государство, формированием централизованных фондов денежных средств. Контроль рублем имеет две формы:

— контроль за изменением финансовых показателей, состоянием платежей и расчетов;

— контроль за реализацией стратегии финансирования.

Контрольная функция финансов проявляется:

— до наступления распределительного процесса, когда составляются программы, прогнозы, бюджеты;

— в процессе использования фондов денежных средств, при исполнении намеченных программ, планов, смет;

— в процессе подведения итогов, составление оценок исполнения денежных фондов.

Контрольная функция реализуется через:

— финансово-хозяйственный контроль на отдельных предприятиях, на основе выполнения хозяйственных договоров, осуществления коммерческого расчета;

— финансово-бюджетный контроль, при выполнении налоговых платежей и выполнении финансирования из бюджетных ресурсов;

— кредитно-банковский контроль, при использовании принципов кредитования и денежных расчетов.

Контрольная функция государственных финансов реализуется по следующим основным направлениям:

1) контроль за правильным и своевременным перечислением средств в централизованные фонды;

2) контроль за соблюдением заданных параметров централизованных фондов денежных средств с учетом потребностей производственного и социального развития;

3) контроль за целенаправленным и эффективным использованием финансовых ресурсов.

Целевое и эффективное использование финансовых ресурсов контролируется на основе составляемых плановых и отчетных смет образования и расходования денежных фондов.

Регулирующая функция тесно связана с вмешательством государства с помощью финансов в процесс воспроизводства. На микроуровне (предприятие) — эта функция стимулирует его деятельность, создавая различные фонды, которые способствуют улучшению качества производственного процесса, увеличение его объема, улучшению материального положения работающих.

Сущность финансов реализуется в выполняемых ими функциях, посредством которых рас­крываются свойства и назначение финансов как особой экономической категории.

Читать также:  Войдите в личный кабинет Center Finance, используя только номер телефона и без пароля

Распределительная функция проявляется при распре­делении национального дохода, в процессе создания так называемых основных, или первичных, доходов. Их сумма равна первоначальному национальному доходу.

Основные доходы формируются при распределении национального дохода среди участников материального производства и делятся на две группы:

1) доходы предприятий сферы материального произ­водства;

2) зарплата работников, занятых в сфере материального производства.

Однако первичные доходы еще не образуют общест­венных денежных фондов, достаточных для развития приоритетных отраслей народного хозяйства, обеспечения обороноспособности страны, удовлетворения материаль­ных и культурных потребностей населения. Необходимо дальнейшее распределение, или перераспределение, нацио­нального дохода.

В результате перераспределения образуются вторичные, или производные, доходы. К ним относятся доходы, полу­ченные в отраслях непроизводственной сферы. Вторичные доходы служат для формирования конечных пропорций использования национального дохода.

Необходимость перераспределения совокупного общест­венного продукта возникает вследствие:

— наличия наряду с производственной непроизводст­венной сферы (оборона, образование и т

— неравномерности развития отдельных отраслей и тер­риторий;

— различия в доходах различных групп населения.

Перераспределение национального дохода происходит между производственной и непроизводственной сферами народного хозяйства, отраслями материального производ­ства, отдельными регионами страны, социальными группами населения.

Основная цель распределения и перераспреде­ления национального дохода и валового внутреннего про­дукта (ВВП), совершаемых с помощью финансов, состоит в развитии производительных сил, создании рыночных структур экономики, укреплении государства, обеспечении высокого качества жизни широких слоев населения.

Регулирующая функция финансов выражается через воздействие государства на экономическое развитие.

Основными инструментами, используемыми при этом, являются:

— регулирование и контроль посредством принятия соответствующих законов;

— установление предельных цен на некоторые товары и услуги;

— государственные расходы, которые побуждают фирмы и работников производить те или иные товары и услуги;

— сокращение или ликвидация налогов, а также огра­ничение потребления отдельных видов товаров с помощью акцизов на алкоголь и табачные изделия;

— реструктуризации задолженности предприятий (например, задолженности сельскохозяйственных товаро­производителей).

Основу контрольной функции финансов составляет движение финансовых ресурсов.

Данная функция проявля­ется в контроле над распределением ВВП по соответствую­щим фондам и расходованием их по целевому назначению. Исходя из характера движения финансов, общество имеет возможность знать, как складываются пропорции в распре­делении денежных средств, как обеспечивается своевремен­ность поступления финансовых ресурсов в распоряжение субъектов хозяйствования.

— выручка от реализации товаров и услуг,

— затраты на производство и реализацию продукции,

— оплата труда,

— цены и тарифы,

— прибыль, ее использование.

Важными направлениями финансового контроля являются проверка соблюдения законодательства и нормативных актов, формирование и исполнение бюджетов, своевремен­ность и полнота выполнения налоговых обязательств перед бюджетной системой и целевое использование бюджетных средств.

Объектом финансового контроля выступает также финансовая документация, ее соответствие установленным нормам;

Субъектами — органы государственной власти, внутрифирменные контрольные органы и независимые аудиторские организации.

Органы государственной власти контролируют бюд­жетные средства и финансово-хозяйственную деятель­ность государственных предприятий, начиная с обсу­ждения и принятия бюджета, затем в процессе его исполнения и заканчивая рассмотрением и утверждением отчетов об исполнении бюджета.

Финансовый контроль осуществляется законодательными (представительными) органами, органами исполнительной власти и местного самоуправления, Министерством финансов РФ, Федераль­ным казначейством, финансовыми органами субъектов РФ и муниципальных образований, главными распорядите­лями и распорядителями бюджетных средств, Федеральной таможенной службой (ФТС России).

Соблюдение законодательства о налогах, правильность их исчисления, полноту и своевременность внесения в соот­ветствующие бюджеты отслеживает налоговая служба. Исполнение федерального бюджета подлежит контролю со стороны Счетной палаты РФ. В случае обнаружения нарушений бюджетного законодательства виновные несут ответственность в соответствии с БК РФ и федеральными законами.

Внутрифирменным контролем занимаются финансо­вые подразделения предприятий, ревизионные комиссии, внутренние аудиторские службы предприятий в целях определения правильности образования и использования финансовых и других ресурсов.

Внешний аудиторский контроль осуществляется незави­симыми аудиторскими фирмами. Аудит может проводиться по заказу нуждающихся в нем клиентов за вознаграждение на договорной основе, а также по настоянию заинтересован­ных организаций-контрагентов, судебных органов и органов государственной власти. Субъекты хозяйствования могут быть заинтересованы в аудите в целях объективного неза­висимого анализа хозяйственно-финансовой деятельно­сти и разработки рекомендаций по финансовой стратегии и повышению эффективности своей деятельности. Коммер­ческие банки и инвестиционные компании могут привлечь аудиторские фирмы для экспертизы финансового состоя­ния интересующего их предприятия.

При аудиторском контроле осуществляется проверка правильности бухгалтерского учета, финансовой отчетно­сти, активов, статистического учета, достоверности выпол­нения процедур.

К финансовому контролю предприятий вправе прибегать также банки и страховые организации при выдаче кредитов и заключении страховых договоров в целях выявления их платежеспособности и финансовой устойчивости.

Основные формы финансового контроля — это про­верки, проводимые, как правило, по отдельным направ­лениям деятельности и ревизии, целью которых является обычно комплексная проверка финансово-хозяйственной деятельности.

Несмотря на объективное содержание и единство функ­ций финансов, их роль в жизнедеятельности субъектов различна. Многое зависит от традиций, обычаев, природно- исторических и специфических особенностей потребления и производства в стране.

Финансовая система страны, ее сферы и звенья

Распределение и перераспределение созданного совокуп­ного общественного продукта оказывают влияние на создание централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, т. формирование финансовой системы страны.

Финансовая система страны — это форма органи­зации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и пере­распределению совокупного общественного продукта.

В целом финансовая система страны состоит из двух крупных подсистем: централизованных и децентрализо­ванных финансов, которые в свою очередь делятся на более мелкие подсистемы в зависимости от конкретных форм и методов формирования доходов.

Централизованные финансы представляют собой финансы государства и используются для регулирования всей национальной экономики. С их помощью денежные средства организаций и граждан аккумулируются в государ­ственный бюджет и во внебюджетные фонды государства.

В настоящее время государственные и муниципальные финансы РФ включают в себя:

— финансы федерального пра­вительства,

— финансы региональных органов власти

— и мест­ные (муниципальные финансы).

Ввиду того, что Россия относится к федеративным госу­дарствам, то в зависимости от уровня управления бюджеты органов власти подразделяются на:

— бюджет федерального правительства,

— бюджеты регионов,

— местные (муниципаль­ные) бюджеты.

Внебюджетные фонды государства имеют, как правило, целевое назначение.

На федеральном уровне существуют социальные внебюджетные фонды:

— Пенсионный фонд РФ,

— Фонд социального страхования РФ,

— Фонд обязательного медицинского страхования РФ.

Данные фонды аккуму­лируют средства для реализации важнейших социальных гарантий — государственного пенсионного, социального и обязательного медицинского страхования.

Государственный и муниципальный кредиты представ­ляют собой денежные отношения между государством, муниципалитетами, с одной стороны, и иностранными государствами, физическими и юридическими лицами, с другой стороны, по вопросу предоставления кредита, гарантии, получения займа.

Госу­дарственный и муниципальный кредиты отвечают задачам функционирования и использования средств бюджета и выступают как:

1) способ финансирования дефицита бюджета;

2) средство покрытия временной недостаточности финансовых ресурсов для исполнения бюджета.

Децентрализованные финансы — это фонды денежных средств хозяйствующих субъектов и домохозяйств, исполь­зуемые с целью производства и реализации товаров и услуг, а также воспроизводства капитала и рабочей силы. Именно они составляют основу финансовой системы любого государ­ства, создают первичные доходы хозяйствующих субъектов, а также доходы граждан. На состав и организацию финансов предприятий существенное влияние оказывают их организа­ционно-правовая форма и отраслевые особенности.

Читать также:  Какова основная цель принятия решений по корпоративным финансам в бизнесе и как организован финансовый контроль?

Финансы коммерческих организаций и предприятий пред­ставляют собой экономические отношения, возникающие в процессе формирования производственных фондов, про­изводства и реализации продукции, образования собствен­ных финансовых ресурсов, привлечения внешних источни­ков финансирования, их распределения и использования.

Финансовыми посредниками называют всю совокупность кредитных учреждений, действующих в экономике. Суть их посредничества состоит в аккумулировании денежных средств частных лиц с целью их дальнейшего эффективного инвестирования. К финансовым посредникам относятся, например, коммерческие и сберегательные банки, кредит­ные союзы, пенсионные фонды и страховые компании. Объ­емы финансовых операций, осуществляемые финансовыми посредниками, в последние десятилетия возрастают, что обу­словливает выделение финансовых посредников в качестве одного из звеньев финансовой системы России.

Финансы некоммерческих организаций имеют ряд осо­бенностей, связанных с правовым статусом организации, имущественными правами, с целью ее деятельности, поряд­ком распределения доходов. Большинство некоммерческих организаций создаются для достижения социальных, благо­творительных, культурных, образовательных и иных целей.

Финансы домохозяйств — характерное явление для стран с рыночной экономикой. Будучи центральным звеном децентрализованных финансов, они представляют собой систему образования и использования денежных ресурсов индивидов. Появление финансов домохозяйств вызвано разнообразием форм собственности при господстве частной и действием товарно-денежных отношений.

С помощью финансов домохозяйств решаются следую­щие задачи:

— обеспечение денежными ресурсами механизма реали­зации индивидуальных потребностей людей;

— обеспечение денежными ресурсами условий для соз­дания материальных благ и новой стоимости. Выполнение этой задачи делает финансы граждан базой финансов юри­дических лиц.

Вышеперечисленные звенья образуют внутреннюю струк­туру финансовой системы РФ. На их основе формируются внешние, международные финансы, субъектами которых могут выступать физические и юридические лица, организа­ции отдельных государств, транснациональные и междуна­родные корпорации, международные и межгосударственные организации (блоки, союзы).

Задания для самостоятельной
работы

Финансы – это денежные
отношения, возникшие в процессе
распределения и перераспределения 
стоимости ВНП в связи с 
формированием и использованием
централизованных и децентрализованных
фондов денежных средств в целях 
выполнения функций и задач государства,
обеспечения условий расширенного
производства.

Основное развитие финансы 
получили в XVв. В России первоначальный
самостоятельный курс финансов появился
в 1904г. с изданием работы Озерова «Создание
финансовой науки»

существенное ограничение 
власти монархов в результате 
первых буржуазных революций. Монархические режимы сохранились, 
но главы государств уже не 
могли единолично пользоваться 
и распоряжаться казной. Она стала 
общегосударственным фондом денежных 
средств (бюджетом).

Формирование госбюджета 
стало носить регулярный характер,
т. возникли системы государственных 
доходов и расходов с определенным 
составом структурой и законодательным 
закреплением.

Налоги стали взиматься 
преимущественно в денежной форме. Если ранее государственные доходы 
формировались главным образом 
за счет натуральных податей 
и трудовых повинностей, то 
к концу XIX- началу XXвв. на долю 
денежных налогов приходилось 
уже 80- 90% всех доходов бюджета. На этом этапе развития государственности 
и денежных отношений стало 
возможным в полной мере распределение 
созданного продукта в стоимостном 
выражении.

Неразвитая форма финансов. Ему был присущ не производственный 
характер, узость финансовой системы 
т. она состоит  из одного звена
(бюджетного). Количество финансовых отношений
было ограниченно.

В настоящее время финансы 
находятся на данном этапе развития.

Деньги и финансы резко 
отличаются друг от друга по своему
содержанию и по выполняемым ими 
функциям. Финансы представляют собой 
экономические отношения, связанные 
с формированием, распределением и 
использованием централизованных и 
децентрализованных фондов денежных средств 
в целях выполнения функций и 
задач государства или отдельных 
предприятий и обеспечения расширенного
производства, то есть они значение
производной от денег. Деньги – это 
средство оплаты товаров (услуг, работ),
средство измерения стоимости и 
средство сохранения стоимости. Деньги
– весьма сложная экономическая 
категория, по-прежнему, остается загадкой
известный феномен денег: почему
увеличения количества денежных знаков
у отдельного лица приумножает его 
индивидуальное богатство, а рост денежной
массы у общества в целом не
способствует возрастанию богатства 
общества. Деньги – это знак обмена,
который участвует как посредник 
в обмене одного товара на другой. Некоторые 
современные российские экономисты,
то есть экономисты российской рыночной
экономики считают деньги одним 
из видов ценных бумаг, специальной 
особенностью которых является относительная 
автономность их движения и возможность
аккумуляции. Деньги выполняют совсем
иные функции, чем финансы. Финансы выполняют
3 функции:

  • формирование денежных фондов и наличных денежных средств
  • использование денежных фондов и наличных денежных средств
  • контрольную

Некоторые экономисты считают,
что финансы выполняют только
2 функции: распределительную и контрольную.

Карл Маркс выделил 5 функций 
денег: мера стоимости, средство обращения,
средство платежа, средства накопления
и сбережения, мировые деньги. Причем
в качестве первой он назвал меру стоимости. Многие современные экономисты выделяют
3 функции: средство обращения, средство
измерения стоимости и средство накопления
и сохранения стоимости.

Кредит представляет собой 
движение ссудного фонда, которое осуществляется
через банковскую систему и специальные 
финансово-кредитные институты.

Банки аккумулируют свободные 
денежные средства организаций ичастных
лиц и передают (ссужают) их тем 
организациям и частным лицам, которым 
денежные средства требуются, на основе
целевой направленности, обеспеченности,
возвратности, платности и срочности.

Финансы и кредит – взаимосвязанные 
экономические категории, обеспечивающие
в сочетание кругооборот денежных
фондов предприятий и частных 
лиц на расширенной основе.

Если финансы выражают
одностороннее и безвозмездное 
движение денежных средств, то кредит
должен быть в обусловленный договором 
срок возвращен кредитору с уплатой 
зараннее оговоренных процентов.

Отличия кредита от финансов:

1) возвратный характер 
кредита, т. кредитные ресурсы 
всегда функционируют на возвратной 
основе, финансовые ресурсы выражают 
одностороннее движение стоимости

2) кредитное перераспределение 
связано с перемещением денежных 
средств между субъектами распределительного 
процесса, а финансовое перераспределение 
осуществляется как между субъектами 
хозяйствования, так и в рамках 
каждого из них по целевому 
назначению и в соответствии 
с общественными потребностями.

3) кредитные ресурсы формируются 
в процессе перераспределения 
за счет временно свободных 
денежных средств (субъекта хозяйствования,
органов государственного правления),
а финансовые ресурсы формируются 
из доходов, которые образуются 
на стадии стоимостного распределения.

4) Кредитные ресурсы предоставляются 
на определенных условиях (срочность, 
возвратность, платность), а финансовые 
русурсы предоставляются бесплатно 
и условия их возврата не 
оговариваются

5) Кредит имеет более 
тесную связь с денежным оборотом. С его помощью удовлетворяются 
потребности субъектов хозяйствования 
в платёжных средствах, а также 
происходит регулирование находящихся 
в обращении денежных средств.

Государственные финансы 
– это особая сфера экономических 
отношений, связанная с вторичным,
а также первичным распределением
и потреблением части совокупного 
общественного продукта в целях 
образования денежных фондов, необходимых
государству для осуществления его функций. Их материальное содержание воплощается
в государственном и местном бюджетах,
специальных фондах, финансах государственных
предприятий.

Государственный бюджет – 
это денежные отношения, возникающие 
у государства с юридическими
и физическими лицами по поводу распределения 
национального дохода в связи 
с созданием и использованием
бюджетного фонда.

Главным материальным источником
денежных доходов и фондов служит
национальный доход страны – вновь 
созданная стоимость или стоимость 
валового внутреннего продукта за вычетом 
потребленных в процессе производства
орудий и средств производства. Объем 
национального дохода определяет возможности 
удовлетворения общегосударственных 
потребностей и расширения общественного 
производства. Именно с учетом размеров
национального дохода и его отдельных 
частей – фонда потребления и 
фонда накопления – определяются
пропорции развития экономики и 
ее структура. Вот почему во всех странах 
придается важное значение статистике
национального дохода.

Без участия финансов национальный
доход не может быть распределен. Финансы – неотъемлемое связующее 
звено между созданием и использованием
национального дохода. Финансы, воздействуя 
на производство, распределение и 
потребление, носят объективный 
характер. Они выражают определенную
сферу производственных отношений 
и относятся к базисной категории.

Современная экономика не
может существовать без государственных 
финансов. На определенных этапах исторического 
развития ряд потребностей общества
могут финансироваться только государством. Это атомная промышленность, космические 
исследования, ряд новых приоритетных
отраслей экономики, а также предприятия,
которые необходимы всем (почта, телеграф). Финансы отражают уровень развития
производственных сил в отдельных 
странах и возможности их воздействия 
на макроэкономические процессы в хозяйственной 
жизни.

Распределительная функция 
финансов проявляется при распределении
национального дохода.

Перераспределение дохода происходит
между отраслями экономики, отдельными
регионами страны, формами собственности 
и социальными группами.

Контрольная функция финансов
состоит в контроле над распределением
национального дохода по соответствующим
фондам, а также за расходованием этих
фондов по назначению.

Помимо двух функций, финансы 
могут также выполнять регулирующую
функцию, связанную с финансовым вмешательством
государства в процесс воспроизводства.

Каково социально-экономическое 
значение финансов? Приведите соответствующие
примеры из средств массовой информации.

В результате длительной экономической 
эволюции финансовые отношения распространились
на 2 уровня. На первом уровне денежные
отношения опосредуют формирование
и использование централизованных
денежных фондов государства, аккумулируемых
в государственной бюджетной 
системе и государственных внебюджетных
фондах. На втором уровне эти же отношения 
опосредуют кругооборот денежных фондов
предприятий.

Учитывая расширение сферы 
финансовых отношений, в настоящее 
время в нее включат экономические 
отношения, связанные с формированием,
распределением и использованием централизованных
и децентрализованных фондов денежных
средств в целях выполнения государством
принятых на себя конституционных функций 
и обеспечения условий расширенного
воспроизводства.

Социально-экономическая 
сущность финансов заключается в 
исследовании – за счет кого или 
чего тот или иной хозяйствующий 
субъект, гражданин, государство, орган 
местного самоуправления формирует 
свои финансовые ресурсы и в чьих
интересах используются эти фонды 
денежных средств.

В пример можно привести
рекламу услуг кредитования, услуги
пенсионного фонда, государственные 
программы.

В чем проявляется 
распределительная  функция финансов? 
Приведите соответствующие примеры 
из средств массовой информации. В чем проявляется регулирующая 
и стабилизирующая функция финансов?
Насколько эта функция развита в современной
России? Приведите соответствующие примеры
из средств массовой информации.

Распределительная — проявляется 
при распределении национального 
дохода в процессе, которого создаются 
основные или первичные доходы и 
их сумма равна национальному 
доходу. Пример: уплатили налоги московские
предприятия, а денежные средства выделены
на финансирование районов Крайнего Севера,
произошло перераспределение денежных
средств между регионами страны и т.

Стабилизирующая — вмешательство 
государства в процесс воспроизводства 
через финансы (налоги, государственные 
кредиты и т. Государство воздействует
на воспроизводительный процесс 
через финансирование отдельных 
предприятий, проведение налоговой 
политики.

Регулирующая — обеспечение 
граждан стабильными экономическими
и социальными условиями. Достижение
стабилизации рассматривается Правительством
РФ как необходимое условие для 
перехода рыночной экономики к социально 
ориентированному экономическому росту,
однако на сегодняшний день регулирующая
функция в России развита слабо. В качестве примера можно привести автомобильную
промышленность, имеющую значительные
преференции на внутреннем рынке за счет
налоговых льгот и завышенных таможенных
пошлин на импортные автомобили.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *