Какую роль выполняют финансы в экономике как устроена банковская система страны

Под «финансами» также понимают экономическую науку и дисциплину, изучающую соответствующую сферу экономических отношений.

Слово финансы часто используется в быту для обозначения денег.

Термин финансирование означает снабжение (обеспечение) денежными средствами.

Основные функции системы

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 5 июня 2022 года; проверки требуют 4 правки.

Банковская система — совокупность различных видов национальных банков и кредитных организаций, действующих в рамках общего денежно-кредитного механизма. Банковская система включает центральный банк, сеть коммерческих банков и других кредитно-расчётных центров. Центральный банк проводит государственную эмиссионную и валютную политику, является ядром резервной системы. Коммерческие банки осуществляют все виды банковских операций.

Основные финансовые концепции

Финансовая активность (деятельность) — это применение ряда техник и процедур, которые частные лица и организации используют для управления своими финансами. Особенно важна при этом разница между доходами и расходами и оценка риска инвестиций.

Если доходы превышают расходы (то есть существует профицит), то разница может быть отдана в долг под проценты или вложена в какой-то бизнес или в покупку собственности. В этом суть финансовой деятельности — если есть свободные финансовые ресурсы, то они должны быть пущены в дело, чтобы приносить дополнительный доход.

Если расходы превышают доходы (то есть существует дефицит), то нужно восполнить недостающие финансовые ресурсы. Это можно сделать путём получения кредита, или путём выпуска акций или облигаций на бирже. В современном мире заёмщику не надо самому ходить и искать кредитора — можно пойти в банк или на биржу, и соответствующий финансовый институт за определённую комиссию найдёт кредитора. Или наоборот — для кредитора найдёт заёмщика. Собственно вся суть банковской и биржевой деятельности состоит в том, чтобы эффективно связывать нуждающихся с теми, у кого есть свободные средства.

Как уже говорилось ранее, банк служит посредником между заёмщиками и кредиторами. На практике это выглядит так: кредитор (вкладчик) приходит и кладёт свои свободные деньги на банковский счёт (депозит), чтобы получать со своего вклада процентный доход. Затем в банк приходит заёмщик, чтобы получить кредит. Банк выдаёт деньги вкладчика в кредит заёмщику под процент, а этот процент включает в себя и доход для вкладчика, и доход для самого банка, и ещё плюс некоторый процент для страхования риска невозвращения кредита.

Биржа тоже служит цели соединения кредиторов и заёмщиков, но, в отличие от банка, не располагает собственным «финансовым буфером», то есть не может отложить деньги на депозит, пока не появится заёмщик. Биржа может связать кредитора и заёмщика только в реальном времени. Банк же может отложить средства, то есть кредитор (вкладчик) может прийти в банк сегодня, а заёмщик (желающий взять деньги вкладчика в кредит) может появиться только через месяц.

Кроме того, биржа торгует вкладами и кредитами в опосредованной форме. Желающий взять кредит выпускает на биржу акции или облигации. Акция представляет собой долю владельца в компании-заёмщике, и, следовательно, одновременно служит и залогом по кредиту. Облигация это тоже вид кредита, но она, в отличие от акции, не даёт права собственности на компанию-заёмщика, хотя и может предусматривать какой-то отдельный залог. По акциям и облигациям тоже может выплачиваться процентный доход (дивиденды, купон). Если по акции не выплачивается дивиденд, то предполагается, что акция будет расти в цене, и кредитор, купивший акцию, сможет получить причитающуюся ему прибыль лишь после продажи подорожавшей акции.

Функции финансов в России различаются в зависимости от трактовок. Московская концепция выделяет следующие функции финансов:

А также фискальную и стимулирующую функции.

Согласно петербургской концепции различают следующие функции финансов:

Финансы — денежные
отношения по поводу распределения и
перераспределения стоимости общественного
продукта и части национального богатства,
связанные с формированием финансовых
ресурсов в распоряжении государства
и его предприятий и использованием
государственных средств на затраты по
расширению производства, удовлетворение
социально – культурных потребностей
общества, нужд обороны и управления.
Финансы, выражая реально существующие
в обществе производственные отношения,
имеющие объективный характер и
специфическое общественное назначение,
выступают в качестве экономической
категории.

Значение финансов
состоит в том, что с помощью различных
фондов денежных средств формирование
доходов на этапах распределения
поддерживает определенные пропорции
между производством и его потреблением.

Финансы являются
одной из важнейших экономических
категорий, отражающей экономические
отношения в процессе создания и
использования денежных средств. Их
возникновение произошло в условиях
перехода от натурального хозяйства к
регулярному товарно-денежному обмену
и было тесно связано с развитием
государства и его потребностей в
ресурсах.

Одним из главных
признаков финансов является их денежная
форма выражения и отражение финансовых
отношений реальным движением денежных
средств.

Финансы выполняют
целый ряд функций.

Сущность финансов
как особой сферы распределительных
отношений проявляется, прежде всего,
с помощью распределительной функции.
Именно через эту функцию реализуется
общественное назначение финансов —
обеспечение каждого субъекта
хозяйствования необходимыми ему
финансовыми ресурсами, используемыми
в форме денежных фондов специального
целевого назначения.

Объектами действия
распределительной функции финансов
выступают стоимость валового общественного
продукта (в ее денежной форме), а также
часть национального богатства (принявшая
денежную форму).

Субъектами при
финансовом методе распределения
выступают юридические и физические
лица (государство, предприятия,
объединения, организации, учреждения,
граждане), являющиеся участниками
воспроизводственного процесса, в
распоряжении которых формируются фонды
целевого назначения.

С помощью финансов
распределительный процесс протекает
во всех сферах общественной жизни — в
материальном производстве, в сферах
обращения и потребления. Финансовый
метод распределения охватывает разные
уровни управления экономикой: федеральный,
территориальный, местный. Финансовому
распределению присуща многоступенчатость,
порождающая разные виды распределения
— внутрихозяйственное, внутриотраслевое,
межотраслевое, межтерриториальное.

Финансы, связанные
с движением стоимости общественного
продукта, выраженной в денежной форме,
обладают свойством количественно
(через финансовые ресурсы и фонды)
отображать воспроизводственный процесс
в целом и различные его фазы. Движение
финансовых ресурсов, происходящее, как
в фондовой, так и в нефондовой формах,
составляет основу контрольной функции
финансов. Поскольку финансы ”пронизывают”
все общественное производство, все его
сферы и подразделения, все уровни
хозяйствования, они выступают
универсальным орудием контроля со
стороны общества за производством,
распределением и обращением совокупного
общественного продукта. Благодаря
контрольной функции финансов, общество
знает о том, как складываются пропорции
в распределении денежных средств,
насколько своевременно финансовые
ресурсы поступают в распоряжение разных
субъектов хозяйствования, экономно и
эффективно ли они ими используются и
т. д.

Распределительная
и контрольная функции — это две стороны
одного и того же экономического процесса.
Только в их единстве и тесном взаимодействии
финансы могут проявить себя в качестве
категории стоимостного распределения.
Инструментом реализации контрольной
функции финансов выступает финансовая
информация. Она заключена в финансовых
показателях, имеющихся в бухгалтерской,
статистической и оперативной отчетности.
Финансовые показатели позволяют увидеть
различные стороны работы предприятий
и оценить результаты хозяйственной
деятельности. На их основе принимаются
меры, направленные на устранение
выявленных негативных моментов.

Финансовая
система — это совокупность финансовых
отношений. По природе своей финансовые
отношения являются распределительными,
причем распределение стоимости
осуществляется, прежде всего, по
субъектам. Субъекты формируют денежные
фонды целевого назначения в зависимости
от того, какую роль они играют в
общественном производстве: являются
ли непосредственными его участниками,
организуют ли страховую защиту или
осуществляют государственное
регулирование. Именно роль субъекта в
общественном производстве выступает
в качестве первого объективного критерия
классификации финансовых отношений.
В соответствии с ним в общей совокупности
финансовых отношений могут быть выделены
три крупные сферы: финансы предприятий,
учреждений и организаций; страхование;
государственные финансы.

Читать также:  Какую угрозу представляет это обстоятельство для личных финансов Полины Д.?

Внутри
каждой из названных сфер выделяются
звенья, причем группировка финансовых
отношений осуществляется в зависимости
от характера деятельности субъекта,
оказывающей определяющее влияние на
состав и назначение целевых денежных
фондов. Этот критерий позволяет выделить
в сфере финансов предприятий (учреждений,
организаций) такие звенья, как финансы
предприятий, функционирующих на
коммерческих началах; финансы учреждений
и организаций, осуществляющих
некоммерческую деятельность; финансы
общественных объединений. В страховой
сфере, где характер деятельности
субъекта предопределяет специфику
объекта страхования, в качестве звеньев
выступают: социальное страхование,
имущественное и личное страхование,
страхование ответственности, страхование
предпринимательских рисков. В сфере
государственных финансов — соответственно,
государственный бюджет, внебюджетные
фонды, государственный кредит.

Сферы и звенья
финансовых отношений взаимосвязаны,
образуя в совокупности единую финансовую
систему.

Разные звенья
финансовой системы обслуживают разные
виды финансового распределения:
внутрихозяйственное — финансами
предприятий, внутриотраслевое — финансами
предприятий, комплексов, ассоциаций,
межотраслевое и межтерриториальное —
государственным бюджетом, внебюджетными
фондами.

Каждое звено
финансовой системы в свою очередь
подразделяется на подзвенья в соответствии
с внутренней структурой содержащихся
в нем финансовых взаимосвязей. Так, в
составе финансов предприятий,
функционирующих на коммерческих
началах, в зависимости от отраслевой
направленности, могут быть вычленены
финансы промышленных, сельскохозяйственных,
торговых, транспортных предприятий и
т. д., а в зависимости от формы собственности
— финансы государственных предприятий,
кооперативных, акционерных, частных и
др. Отраслевые и экономические особенности
предприятий, функционирующих на
коммерческих началах, оказывают
существенное влияние на организацию
финансовых отношений, состав формируемых
денежных фондов целевого назначения,
порядок их образования и использования.

В
сфере страховых отношений каждое из
звеньев, представленное особой отраслью
страхования, подразделяется по видам
страхования. В составе государственных
финансов группировка финансовых
отношений внутри звеньев осуществляется
в соответствии с уровнем государственного
управления (федеральный, субъектов
федерации, местный).

Одним из главных
звеньев финансовой системы является
государственный бюджет. С его помощью
правительство концентрирует в своих
руках значительную часть национального
дохода, перераспределяемого финансовыми
методами. В этом звене сосредотачиваются
крупнейшие доходы и наиболее важные в
политическом и экономическом отношении
расходы. Бюджет тесно связан с другими
звеньями финансовой системы, выступает
координирующим центром и оказывает им
необходимую помощь в форме бюджетных
дотаций, субсидий, субвенций, гарантий,
обеспечивая более или менее нормальное
функционирование остальных звеньев
финансовой системы.

Еще
одним важным звеном являются местные
финансы, роль и влияние которых
повышается. Центральную роль в этом
звене играют местные бюджеты.

2
Сущность и необходимость финансов

4
Роль финансов в расширенном воспроизводстве

1
Термин «финансы» возник приблизительно
в 13-15 веках в торговых городах Италии и
первоначально обозначал любой денежный
платеж. В дальнейшем термин получил
распространение как понятие, связанное
с системой денежных отношений между
государством и населением по поводу
формирования денежных средств. Финансы
возникли и долгое время развивались
как система мобилизации средств,
материальных и финансовых ресурсов для
нужд правящей элиты, разных форм
государственных образований и защиты
определенной территории. С этой целью
государство вводило разные формы
налогов, сборов и платежей. Использование
собранных таким способом денег исключало
контроль со стороны обычных граждан.

На
этом этапе развития термин «финансы»
отражал следующее:

Как
историческая категория, финансы появились
одновременно с появлением государств
и расслоением общества на классы. На
ранних стадиях развития государств не
существовало разницы между ресурсами
государства и ресурсами монарха. И
только с отделением имущества монарха
от государственной казны появились
такие понятия, как государственные
финансы, государственный кредит и
государственный бюджет.

Выделяют
следующие предпосылки
возникновения финансов:

Финансы
в своём развитии прошли 2
этапа:

1
этап – неразвитые финансы.
Характерные черты: примерно две трети
денежных средств расходуется на военные
цели; не оказывается никакого влияния
на экономику со стороны государства;
финансовая система имеет только 1 звено
– бюджет, а все финансовые отношения
связаны только лишь с формированием и
использованием бюджетных средств. Этот
этап длился до конца 19 века.

2
этап – развитые финансы.
Характерные черты: увеличивается
удельный вес расходов государства на
экономику и социальные нужды; финансовая
система приобретает многозвенный
характер, а потому и финансовые отношения
приобретают разнообразный характер;
получают развитие местные финансы,
внебюджетные фонды, финансы предприятий
разных форм собственности. Этот этап
длится с конца второй мировой войны по
сей день.

Современные подходы
к определению сущности финансов
значительно расширили содержание этого
понятия.

2
Различают следующие подходы к определению
экономической сущности определения
«финансы»:

Обобщая
вышеприведенные формулировки, можно
сделать вывод, что финансы
– это совокупность экономических
отношений, в процессе которых происходит
формирование, распределение и использование
финансовых ресурсов государства и
которые связаны с обменом, распределением
и перераспределением ВВП и национального
дохода.

Выделяют два уровня
финансов:


централизованные
финансы –
это экономические отношения, связанные
с формированием и использованием
денежных средств государства, которые
аккумулируются в государственном
бюджете и внебюджетных фондах. Основной
централизованный фонд государства –
это бюджет;


децентрализованные
финансы –
это денежные отношения, обслуживающие
кругооборот фондов предприятия.

Финансы
имеют как внешнюю форму проявления, так
и внутреннее содержание. Видимая
(внешняя) сторона финансов проявляется
в денежных потоках, движение которых
происходит между субъектами экономических
отношений. Содержательная сторона
финансов связана с тем, что они отображают
те или иные денежные потоки, т.е. –
движение стоимости произведенного в
обществе продукта или обменные и
распределительные отношения. От
налаженности этих отношений зависит
эффективность экономической системы
и развитие общества. Обменно-распределительные
отношения характеризуют внутреннюю
сущность финансов и являются предметом
науки «Государственные финансы».

Главное
назначение финансов – обеспечение
физических лиц, субъектов предпринимательской
деятельности и государственных структур
достаточными для осуществления их
деятельности денежными средствами

Главным
материальным источником денежных фондов
выступает национальный доход страны –
вновь созданная стоимость валового
внутреннего продукта (ВВП) за вычетом
потребляемых в процессе производства
орудий и средств производства.

ВВП
(валовой внутренний продукт) –
стоимость конечных товаров и услуг,
произведенных резидентами данной страны
на ее территории за определенный период
времени.

Ключевыми
элементами определения сущности финансов
являются понятия «финансовые отношения»
и «финансовая деятельность».

Финансовые
отношения
– отражают движение стоимости от одного
субъекта к другому, характеризуют
обменные, распределительные и
перераспределительные процессы и
проявляются в денежных потоках.
Инструментом финансовых отношений
являются деньги. Обычно финансы
отождествляют с деньгами, однако
«финансы» и «деньги» – это две разные
экономические категории с разным
общественным назначением. Деньги –
более древняя категория, возникшая на
заре развития человечества как стихийно
выделившийся товар, играющий роль
всеобщего эквивалента и измеряющий
затраты труда производителей. Финансы
же возникли с появлением государства,
для существования которого требовались
определенные ресурсы – сначала в виде
натуральных податей и трудовых
повинностей, а затем и в денежной форме.
Финансы – это всегда денежные отношения,
но не все денежные отношения являются
финансовыми. Например, работник платит
налоги из своей заработной платы – это
финансы, а если он приобретает на рынке
какой-либо товар, то это не финансы, а
отношения купли-продажи.

Читать также:  ФИНАНСЫ ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ ПОД РЕДАКЦИЕЙ СЕНЧАГОВА

Финансовая
деятельность субъектов
проявляется в формировании ими доходов
и осуществлении расходов.

В
экономической науке выделяются следующие
характерные признаки финансов:

3
Сущность финансов проявляется в их
функциях. В финансовой науке существует
ряд дискуссионных вопросов в отношении
функций финансов. Многие экономисты
считают, что финансы выполняют две
функции – распределительную и контрольную
(Вознесенский Э., Сабанти Б., Родионова
В., Дробозина Л., Гридчина М., Захожай В.,
Осипчук Л., Опарин В. и др.). Хотя в
литературе можно найти и утверждения,
что финансам, помимо этих двух функций,
присущи и другие – функция использования
денежных доходов, стимулирующая,
регулирующая и т.д.

Обобщая
существующие в экономической литературе
мнения, можно выделить следующие функции
финансов.

1
Фискальная функция (функция
формирования денежных доходов):
выполняется той частью финансов, которые
функционируют в сфере материального
производства и участвуют в процессе
создания денежных доходов и накоплений
(в основном финансы предприятий).
Источниками формирования финансовых
ресурсов являются:

2
Контрольная функция:
проявляется
в контроле за распределением ВВП по
соответствующим фондам и расходованием
их по целевому назначению. В практической
деятельности контрольная функция
проявляется в финансовом контроле.
Объектом контрольной функции финансов
являются финансовые показатели
деятельности предприятий, организаций,
учреждений. Необходимость контроля
вытекает из того, что финансовые отношения
имеют ярко выраженный противоречивый
характер, поскольку каждый субъект
стремится получить как можно больше.
Именно для того, чтобы в процессе
распределения и перераспределения ВВП
отдельные субъекты финансовых отношений
не присваивали не принадлежащую им
часть, необходим постоянный, всеохватывающий
финансовый контроль.

3
Распределительная функция:
состоит в распределении и перераспределении
НД между производственной и
непроизводственной сферами н/х, отраслями
материального производства, отдельными
регионами страны, формами собственности
и социальными группами населения.
Конечная цель распределения и
перераспределения НД и ВВП, совершаемых
с помощью финансов, состоит в развитии
производительных сил, создании рыночных
структур экономики, укреплении
государства, обеспечении высокого
качества жизни широких слоев населения.
Эта функция выполняется в два этапа:

а)
распределениепервичных доходов
среди участников материального
производства (у физических лиц – это
зарплата, у юридических лиц – прибыль,
у государства – прибыль госсектора);

б)
перераспределение, в результате
которого образуются вторичные
(производные) доходы (доходы, полученные
в отраслях непроизводственной сферы,
а также выплаты и бесплатные услуги из
централизованных фондов физическим
лицам и ассигнования юридическим лицам,
налоги. Вторичные доходы служат для
формирования конечных пропорций
использования национального дохода.).

Сумма
первичных доходов равна сумме национального
дохода. Эти доходы формируются при
распределении национального дохода
среди участников материального
производства. Они делятся на группы:


зарплата рабочих, служащих, доходы
фермеров, крестьян, занятых в сфере
материального производства;


доходы предприятий сферы материального
производства.

Однако
первичные доходы еще не образуют
общественных денежных средств, достаточных
для развития приоритетных отраслей
народного хозяйства, обеспечения
обороноспособности страны, удовлетворения
материальных и культурных потребностей
населения. Необходимо дальнейшее
распределение или перераспределение
национального дохода.

Перераспределение
национального дохода связано с
межотраслевым и территориальным
перераспределением средств в интересах
наиболее эффективного и рационального
использования доходов и накоплений
предприятий и организаций; с наличием
наряду с производственной непроизводственной
сферы, в которой национальный доход не
создается (просвещение, здравоохранение,
социальное страхование и социальное
обеспечение, управление); с перераспределением
доходов между различными социальными
слоями населения.

Перераспределение
состоит в распределении и использовании
централизованных фондов:

— общегосударственных
(бюджет и фонды целевого назначения);

— ведомственных
(фонды, которые создаются министерствами
и ведомствами);

— корпоративных
(фонды, которые формируются корпоративными
объединениями).

4
Регулирующая функция:связана с вмешательством государства
через финансы (государственные расходы,
налоги, госкредит) в процесс воспроизводства.
Элементами регулирования являются
финансовое и бюджетное планирование
рынка ценных бумаг и денежной массы,
однако на сегодняшний день регулирующая
функция финансов в Украине развита
слабо.

4Расширенное воспроизводство требует
поддержки и развития отраслей народного
хозяйства и территорий, инвестиций и
воспроизводства рабочей силы.

Важная
роль в расширенном воспроизводстве
принадлежит государственным финансам
и финансам предприятий.

Государство
(макроуровень) оказывает влияние на
процесс воспроизводства:

Привлечение
иностранных инвестиций требует
упорядочения и стабилизации законодательной
базы в Украине.

Финансы
играют большую роль в становлении и
развитии любого предприятия, фирмы,
корпорации, а также в повышении
эффективности их работы. Главная задача
хозяйствующих субъектов – рост активов
предприятия и рачительное их использование.

С помощью
финансов предприятие организует свою
работу на основе коммерческого расчёта,
осуществляет контроль своей деятельности.
В этой связи в условиях рыночной экономики
особое значение приобретают вопросы
финансового менеджмента, т.е. наиболее
эффективного управления финансовыми
ресурсами.

Финансы
выступают важным элементом воспроизводства
рабочей силы, в стоимость которой, помимо
оплаты труда, входят также расходы на
образование, здравоохранение, социальное
обеспечение.

Банки, как элементы банковской системы, могут успешно развиваться только во взаимодействии с другими элементами и, прежде всего, с банковской инфраструктурой. К элементам банковской инфраструктуры относятся:

Финансовые научные дисциплины

Финансы (в первую очередь, публичные) изучаются в рамках научных дисциплин «Финансы», «Финансы и кредит», «Финансы, денежное обращение и кредит». Данные дисциплины изучают деньги и социально-экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием материальных ресурсов. Финансы — это прикладная экономическая дисциплина.

Управление финансами (в первую очередь, корпоративными) изучается в рамках дисциплины финансовый менеджмент, а также «финансы организаций (предприятий)». Управление финансами банка изучается обычно в рамках дисциплины «Банковское дело». Контроль над финансовыми потоками изучается в рамках дисциплины «Финансовый контроль».

Методы и модели анализа финансовой информации изучаются в рамках финансовой математики. Финансовая математика является основой управления финансами.

На уровне микроэкономики

Общий термин для описания услуг компаний, чья деятельность связана с денежными или инвестиционными услугами.

К финансовым услугам относят следующие виды услуг:

Налоги и сборы

Определение понятия налог представлено в ст. 8 Налогового кодекса РФ (своеобразной «налоговой конституции»).
Согласно указанному нормативному акту, налог — обязательный, индивидуально-безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности (хозяйственного ведения или оперативного управления) денежных средств, в целях обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Данное определение указывает на отличительные признаки налога от других видов платежей в бюджет: обязательность, индивидуальную безвозмездность, денежный характер (налоги нынешней налоговой системы могут иметь только денежную форму, в отличие от налоговой системы, действовавшей до введения в действие Налогового кодекса РФ) и целевую направленность платежа (для обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований).

Сборы — обязательные взносы, взимаемые с организаций и физических лиц, уплата которых является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определённых прав или выдачу разрешений (лицензий). Из определения видны отличия сбора от категории налога: в частности сбор, в отличие от налога, является обязательным не всегда, а только в случае когда в отношении его плательщика те или иные государственные органы совершают «юридически значимые действия», то есть присутствует момент «индивидуальной возмездности».

Налоги сегодня — важнейшая и крупнейшая часть доходов государства (фискальная функция налогов). Манипулируя налоговыми ставками, государство может влиять на экономику, активируя ту или иную экономическую отрасль (или, допустим, географический регион), или наоборот, сдерживая рост в какой-то области (регулирующая функция налога).

Читать также:  "Нормирование труда АУП, ПОП и УВП (оптимизация состава АУП, ПОП и УВП факультетов и институтов) Начальник УМУ Соловьев М.А г.". Скачать бесплатно и без регистрации

Налоги бывают прямыми и косвенными. Прямой налог — это налог, взимаемый государством непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика. Косвенный налог — налог на товары и услуги, устанавливаемый в виде надбавки к цене или тарифу. Косвенные налоги также действуют в форме акцизов (в том числе универсального акциза) и таможенных пошлин.

Вот основные налоги, обеспечивающие доход бюджетов бюджетной системы РФ:

Современная налоговая система России строится на основе Налогового кодекса РФ и принятых в соответствии с ним законов субъектов и нормативных актов местного самоуправления, а также подзаконных актов различных органов исполнительной власти. Контроль за правильностью, полнотой и своевременностью внесения налогов, возложен на Федеральную налоговую службу, которая образована в составе Минфина РФ.

Налоговая система РФ имеет три уровня (федеральный, региональный уровень субъекта и местный). В данный момент налоговая система по количеству уровней не совпадает с системой бюджетной (фактически с 2006 г. введён 4-й «негласный» бюджетный уровень на уровне местных бюджетов: бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга). Однако, данное, казалось бы, противоречие нареканий не вызывает, поскольку все местные налоги (а также часть федеральных налогов и налоговых режимов) поделены между местными уровнями в соответствующих их статусам пропорциях на основании положений Бюджетного кодекса РФ.

Отдельно нужно сказать о государственных облигациях (их ещё называют «облигации государственного займа»). Эти ценные бумаги выпускает правительство страны и распространяет внутри страны и за рубежом. Это как бы кредит, который берёт само государство для своих нужд. Разумеется, чем богаче и стабильнее государство, тем охотнее ему выдают кредиты и покупают его облигации. Поэтому США — это страна, имеющая самый большой в мире государственный долг. Многие страны мира (включая Россию) держат свои валютные резервы в ценных бумагах правительства США. Чем эффективнее может государство распорядиться взятыми в кредит деньгами, тем выгоднее брать кредит. И наоборот, если государство не может окупить проценты по кредиту, то займы становятся тяжкой обузой для государственного бюджета.

Доходы государства распределяются по следующим основным расходным статьям:

Среди форм ассигнований выделяют субсидии, дотации и субвенции.

Типы банковских систем

Международная практика знает несколько типов банковских систем:

Распределительная (централизованная) банковская система: государство — единственный собственник, монополия государства на формирование банков, одноуровневая банковская система, политика единого банка, государство отвечает по обязательствам банков, банки подчиняются правительству и зависят от его оперативной деятельности, кредитные и эмиссионные операции сосредоточены в одном банке, руководитель банка назначается центральной или местной властью вышестоящими органами управления. Банковская деятельность регулируется нормативно-правовыми документами.

В противоположность распределительной (планово-административной) системе банковская система рыночного типа характеризуется отсутствием монополии государства на банковскую деятельность. Для банковской системы в условиях рынка характерна банковская конкуренция. Эмиссионные и кредитные функции разделены между собой. Эмиссия денег сосредоточена в центральном банке, кредитование предприятий и населения осуществляют различные деловые банки — коммерческие, инвестиционные, инновационные, ипотечные, сберегательные и др. Коммерческие банки не отвечают по обязательствам государства, так же как государство не отвечает по обязательствам коммерческих банков.

Крупнейшие информационные агентства финансовой информации:

Ведение личной бухгалтерии, планирование личных доходов и расходов (составление финансового плана) не является обязательным. Но использование подобных подходов позволяет более рационально использовать имеющиеся ресурсы. Обычно учитывают ряд типичных источников дохода и направлений затрат.

При анализе выявляют резервы (например, неиспользованные активы) и рассматриваются варианты их использования либо продажи.

При долгосрочном финансовом планировании необходимо учитывать возможность инфляции.

Основная задача корпоративных финансов — финансовое обеспечение деятельности организации. Также важно нахождение оптимального баланса между доходностью бизнеса и финансовыми рисками. Для обеспечения текущих финансовых потребностей бизнеса обычно берутся краткосрочные банковские кредиты. Для обеспечения долгосрочных потребностей чаще выпускаются облигации или акции без фиксированного дивиденда. Такие стратегические решения о кредитах или выпуске акций в конечном счёте определяют саму структуру капитала организации.

Другая важнейшая сторона корпоративных финансов — это решения об инвестициях, то есть решения о вложении имеющихся свободных средств. Ведь инвестиция — это вложение свободного актива с надеждой, что он со временем увеличится в стоимости. Управление инвестициями — важнейшая сторона финансов на любом уровне, и корпоративный уровень не исключение. Перед принятием решения об инвестиции, нужно проанализировать следующие факторы:

Финансовый менеджмент в организациях во многом схож с бухгалтерским учётом. Но бухгалтерский учёт занимается учётом уже совершённых операций (и, следовательно, учётом «исторической» финансовой информации). А финансовый менеджмент смотрит в будущее и занимается анализом эффективности и планированием ещё предстоящих финансовых операций.

Банковская система в СССР

В странах с развитой рыночной экономикой сложились двухуровневые банковские системы. Верхний уровень системы представлен центральным (эмиссионным) банком. На нижнем уровне действуют коммерческие банки, подразделяющиеся на универсальные и специализированные банки (инвестиционные банки, сберегательные банки, ипотечные банки, банки потребительского кредита, отраслевые банки, внутрипроизводственные банки).

Банковская система не включает небанковские кредитно-финансовые институты (инвестиционные компании, инвестиционные фонды, страховые компании, пенсионные фонды, ломбарды, трастовые компании). Данные институты являются частью более общей категории — финансовые институты.

Традиционно финансы разделяют на публичные финансы (централизованные, государственные и муниципальные финансы) и частные финансы (децентрализованные). Последние включают в себя как корпоративные финансы (финансы организаций), так и финансы домохозяйств (личные и семейные финансы).

В связи с существенным отличием финансов домохозяйств от корпоративных финансов эти категории рассматриваются как отдельные, таким образом, в общем финансы классифицируют на:

В корпоративных финансах в связи со спецификой и особой ролью отдельно выделяются финансы сферы финансовых услуг, в первую очередь, финансы кредитных организаций (банков) и финансы страховых организаций. Иногда выделяются также финансы некоммерческих организаций, а также финансы малого бизнеса.

Банковская система в США

Финансовый рынок — это рынок, охватывающий прежде всего рынок капиталов и рынок денежных средств, представленный зачастую биржами. Обслуживает торговлю финансовыми активами, управляет финансовыми рисками и способствует инвестициям. Принято делить на следующие финансовые рынки:

Трактовка термина «финансы»

Дискуссия оказала серьёзное воздействие на весь дальнейший ход развития советской финансовой науки. Под её влиянием на протяжении последующих двадцати пяти лет в СССР сформировались три научные концепции советских финансов: распределительная, воспроизводственная и концепция Э. А. Вознесенского (иногда называемая правовой концепцией).

Многолетняя научная дискуссия между сторонниками распределительной и воспроизводственной концепций по существу сводилась к тому, в какой мере следует включать финансы советских предприятий и отраслей народного хозяйства в состав общественных финансов. При этом, обе концепции исключали из финансов социализма личные финансы и финансы непроизводственных предприятии и организаций, к которым относились все учреждения здравоохранения, образования, культуры и спорта. Таким образом, воспроизводственная концепция тоже не охватывала всю предметную область финансов.

Финансовая экономика — это отрасль экономической науки, изучающая взаимосвязи между финансовыми величинами, такими как: цена, добавочная стоимость, акционерный капитал и пр. Финансовая экономика особенно концентрируется на изучении влияния реальных экономических показателей на финансовые показатели. Вот основные направления исследований:

Царь Мидас на золотой монете

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *