КОЛИЧЕСТВО ВЛИЯНИЕ ФИНАНСОВ НА ЭКОНОМИКУ

Взаимосвязь экономики и финансов

Экономическая система любой страны представляет собой сложный народнохозяйственный комплекс, который способен эффективно развиваться в том случае, если его компоненты и подразделения (виды производств, отрасли, территории и т. д.) подчиняются потребностям общества и, при этом, органично взаимодействуют друг с другом. Повышение степени согласованности различных компонентов экономической системы достигается посредством ее государственного регулирования.

Финансовое воздействие на происходящие в экономике процессы производится посредством покрытия систематически возникающих затрат финансовыми ресурсами, которые аккумулируются хозяйствующими субъектами, а также государством. Первичное формирование финансовых ресурсов происходит во всех, без исключения, подразделениях и секторах общественного производства. После этого, через различные целевые денежные фонды происходит их распределение, а также целенаправленное использование. Таким образом, финансовые ресурсы – это важнейший источник простого и расширенного воспроизводства, а также роста уровня благосостояния населения.

Структура и объем финансовых ресурсов в национальной экономике органично связаны с уровнем развития производительных сил. Так, чем более эффективное и масштабное национальное производство, тем, при прочих равных условиях, больше будут размеры используемых и мобилизуемых финансовых ресурсов. В то же время, финансовые ресурсы, инвестируемые в производство, создают предпосылки для совершенствования и роста последнего.

Тема 24. Воздействие финансов на экономику

2.
Финансовое обеспечение и стимулирование
инвестиций в реальный сектор экономики.

З.
Особенности финансирования HHOKP

Основные
направления финансового воздействия
на экономику

Финансовое
воздействие на экономику в первую
очередь связано с деятельностью
государства. Цель экономической политики
государства состоит в обеспечении
стабильности экономического развития.
Основные направления государственного
регулирования связаны с предотвращением
и сглаживанием негативных проявлений
экономических циклов, оптимизацией
воспроизводственной, отраслевой и
территориальной структуры хозяйства,
созданием условий накопления капитала
и др. В условиях рыночной экономики
использование административных методов
воздействия на деятельность отдельных
ее субъектов ограничено, большее значение
приобретают экономические инструменты
воздействия, в том числе финансовые.

С
помощью финансов решаются следующие
основные задачи экономики:

Для
стран с переходной экономикой, какой
является РФ, важной задачей финансовой
политики является обеспечение не просто
поступательного развития, а создание
качественно новой отраслевой структуры
экономики, ориентированной на передовые
производства. Такое достижение качественно
нового уровня развития может быть
обеспечено на основе привлечения
инвестиций в наукоемкие и высоко
технологичные производства, финансирования
научно-исследовательских и опытно-
конструкторских работ.

Под
инвестициями понимаются денежные
средства, целевые банковские вклады,
паи, акции и другие ценные бумаги,
технологии, машины, оборудование, другое
имущество или имущественные права,
лицензии, кредиты, интеллектуальные
ценности, вклады в объекты предпринимательской
и других видов деятельности в целях
получения прибыли (дохода) и достижения
‚социального эффекта. В зависимости
от объекта инвестиции различают
инвестиции в основные средства
(капитальные вложения), ценные бумаги
(финансовые инвестиции), интеллектуальные
ценности (интеллектуальные инвестиции)

Инвестиции
в основные средства, связанные с
производственной деятельностью, принято
называть инвестициями в реальный сектор
экономи-ки. Не менее важной с точки
зрения возможности инвестора участвовать
в управлении объектом инвестиций
является группировка инвестиций на
пря-мые и портфельные.

Читать также:  КОМИТЕТ ФИНАНСОВ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА УСТЬ ИЛИМСКА ИНН

В
структуре источников капитальных
вложений в РФ наибольший удельный вес
занимают собственные средства предприятий
и организаций. В зарубежных странах
основным источником инвестиций выступают
сбережения населения, в том числе
организованные такими институциональными
инвесторами, как страховые компании
ионные фонды.

Финансовое
стимулирование инвестиционной
деятельности государством может
осуществляться как путем прямого
государственного финансирования
инвестиционных проектов, так и на основе
создания льгот для негосударственных
инвесторов, нередко государство сочетает
эти стимулы. Основные методы финансового
стимулирования инвестиций:

1)
налоговые льготы по операциям, связанным
с осуществлением инвестиций, и доходам,
направляемым на капитальные вложение,
или по объектам капитальных вложений;

2)инвестиционный
налоговый кредит — изменение срока
уплаты налога, при котором организации,
осуществляющей инвестиционную
деятельность, разрешается уменьшать
налоговые платежи с последующей поэтапной
уплатой процентов и налогов;

3)
ускоренная амортизация, возможность
выбора метода начисления амортизации;

4)
бюджетные кредиты, государственные
инвестиции, государственные гарантии;
в составе расходов бюджета может быть
предусмотрен бюджет развития — составная
часть расходов бюджета, используемая
для кредитования, инвестирования и
гарантийного обеспечения инвестиционных
проектов;

5)
страхование с участием бюджетных средств
имущества предприятий и организаций,
осуществляющих инвестиционную
деятельность;

6)
участие бюджетных средств в лизинговых
соглашениях организаций, осуществляющих
инвестиционную деятельность

Методы
финансового стимулирования инвестиций
могут применяться государством как на
федеральном, так и на региональном
уровне. Практика показывает, что в тех
субъектах РФ, где используются в сочетании
все финансовые стимулы, объем инвестиций,
в том числе иностранных, выше, чем в
среднем по стране. Кроме финансовых
методов воздействия непосредственно
на инвестиционную деятельность большое
значение имеет совершенствование
земельного, налогового законодательства,
эффективное регулирование финансового
рынка, обеспечивающее перелив финансовых
ресурсов с рынка краткосрочных вложений
в реальный сектор экономики.

З.
Особенности финансирования НИОКР

Обеспечение
эффективности общественного воспроизводства
и повышения уровня жизни населения
полностью зависит от развития науки и
внедрения результатов научных
исследований. Роль финансов в решении
задач научно — технической политики
проявляется в обеспечении финансирования
и стимулировании научно — технических
разработок.

Традиционно
в России развитие науки тесно связано
с деятельностью государства. Организация
научных исследований в нашей стране, в
отличие от зарубежной «университетской
науки», была тесно связана с деятельностью
государственных учреждений (Российская
академия наук, отраслевые академии, их
институты, научно — исследовательские
институты министерств и ведомств). В
советский период это также определялось
ориентацией отечественной науки на
потребности военно-промышленного
комплекса. В целом большая роль прямого
государственного финансирования науки
(не только в нашей стране, но и зарубежом)
объясняется некоммерческим характером
научной деятельности, риском неокупаемости,
долгосрочным периодом получения и
оценки результатов.

Источники
финансирования НИОКР могут различаться
в зависимости от видов научных
исследований: фундаментальных, прикладных,
опытно — конструкторских, а также от
формы их организации (государственные
и негосударственные научно —
исследовательские институты, центры,
фонды, научные исследования высших
учебных заведений, научно — технические
исследования подразделения коммерческих
организаций и т.д.).

Читать также:  Деньги будущего. Что такое DeFi и как на этом заработать

Федеральный
закон «О науке и государственной научно
— технической политике» от 23.08.96 г. N127-ФЗ
так определяет основные направления
научных исследований:

Финансовое
обеспечение научной и (или) научно-технической
деятельности основывается на его целевой
ориентации и множественности источников
финансирования. Правительство РФ
утверждает целевые федеральные
научно-технические программы, определяет
приоритетные прикладные научные
исследования и экспериментальные
разработки, финансируемые за счет
средств федерального бюджета, фондов
поддержки научно-технической деятельности
(например, Фонд содействия развитию
малых форм предприятий в научно-технической
сфере, Фонд технологического развития)
и в порядке долевого участия за счет
средств организаций, объединений, банков
и других хозяйствующих субъектов. В
порядке долевого участия могут
финансироваться также научно-технические
программы, сформированные и реализуемые
на основе международных и межотраслевых
научно-технических соглашений,
научно-технические программы создания
новой техники и технологии двойного
применения.

Основные
источники финансирования HHOKP:


средства бюджетов разных уровней
бюджетной системы; средства специальных,
в том числе отраслевых и межотраслевых
фондов;


собственные средства исполнителей и
негосударственных заказчиков ННОКР;


средства физических и юридических лиц,
в том числе международных фондов
поддержки научных исследований;


кредиты международных финансово-кредитных
организаций и др.

Бюджетное
финансирование НОКР осуществляется в
различных формах бюджетных расходов:
сметное финансирование государственных
научно — исследовательских организаций,
субсидии и субвенции, бюджетный кредит,
оплата государственного и муниципального
заказа. Законом N2 127-ФЗ предусмотрено,
что «средства на финансирование научных
исследований и экспериментальных
разработок гражданского назначения
выделяются из федерального бюджета в
размере не менее четырех процентов
расходной части федерального бюджета».

Как и
в большинстве стран мира, фундаментальные
научные исследования финансируются
преимущественно за счет средств
федерального бюджета. В целях содействия
инициативным проектам фундаментальных
научных исследований, отбираемым на
основе конкурса, создаются фонды
поддержки научной и (или) научно-технической
деятельности (например, Российский фонд
фундаментальных исследований).

Главным
распорядителем средств федерального
бюджета по разделу ((Фундаментальные
исследования и содействие научно —
техническому процессу» в большинстве
случаев выступает Министерство
промышленности, науки и технологий РФ.
К правам этого министерства относятся:

*
формирование резерва средств в размере
до 2% ассигнований, предусмотренных в
федеральном бюджете на соответствующий
год по разделу «Фундаментальные
исследования и содействие научно —
техническому прогрессу», для финансирования
фундаментальных и поисковых научно —
исследовательских работ, важнейших
прикладных RОКР и мероприятий по
обеспечению научно — технического
прогресса, необходимость выполнения
которых возникает в течение года
(средства из резерва выделя-ются в виде
субвенций);

*
направление в виде субвенций до 0,5%
средств федерального бюджета, выделяемых
министерству на финансирование
приоритетных направлений научно —
технического прогресса, для финансирования
мероприятий в области международного
научно-технического сотрудничества;

Читать также:  Указом министра финансов республики казахстан от 11 декабря 2015 года 648

*
направление ассигнований, выделяемых
министерству, на финансирование
приоритетных направлений научно —
технического прогресса, для закупки
образцов приборов, оборудования и
комплектующих изделий, научно — технической
литературы, лицензий, поддержки
патентования отечественных изобретений,
организации научных конгрессов,
конференций, симпозиумов и других
мероприятий, содействующих проведению
научных исследований и разработок.

Средства
территориальных бюджетов направляются
на финансирование научных работ
регионального значения, результаты
которых могут быть использованы в других
регионах. В соответствие с законом
N2127-ФЗ в федеральных органах исполнительной
власти, коммерческих организациях, а
также в органах государственной власти
субъектов РФ могут создаваться
внебюджетные фонды за счет относимых
на себестоимость производимой продукции
отчислений организаций для финансирования
научных исследований и экспериментальных
разработок. Порядок образования и
использования таких фондов определен
Постановлением Правительства РФ от
13.10.99 г. М115б. Федеральные органы
исполнительной власти и коммерческие
организации могут создавать следующие
фонды для финансирования научных
исследований и экспериментальных
разработок: Российский фонд технологического
развития (Министерство промышленности,
науки и технологий РФ); фонды финансирования
научных исследований и экспериментальных
разработок соответствующих федеральных
министерств и иных федеральных органов
исполнительной власти; фонды финансирования
научных исследований и экспериментальных
разработок коммерческих организаций.

Фонды
НИОКР федеральных органов исполнительной
власти и коммерческих организаций
формируются за счет добровольных
отчислений организаций (хозяйствующих
субъектов). Суммы отчисленных средств
в размере до 1,5% себестоимости производимой
продукции ,работ, услуг) включаются
организациями (хозяйствующими субъектами)
в себестоимость продукции. Федеральные
органы исполнительной власти и
коммерческие организации в соответствии
с договором с Министерством промышленности,
науки и технологий РФ ежеквартально
перечисляют в Российский фонд
технологического развития 25% средств,
поступающих в их фонды НИОКР.

Прикладные
научные разработки могут осуществляться
непосредственно за счет средств
предприятий и организаций, выступающих
заказчиками таких работ, а также нередко
и их исполнителями. Основной источник
финансирования — прибыль предприятий
и организаций. Государство стимулирует
использование финансовых ресурсов
предприятий и организаций на НИОКР
через механизм льготного налогообложения,
ускоренной амортизации, долевого участия
в финансировании научно — исследовательских
работ. Источником финансирования научно
— технической деятельности могут
выступать средства физических и
юридических лиц, в том числе иностранных.
Основная форма финансирования — гранты.
Под грантом понимаются денежные и иные
средства, передаваемые безвозмездно и
безвозвратно гражданами и юридическими
лицами, в том числе иностранными
гражданами и иностранными юридическими
лицами, а также международными
организациями, получившими право на
предоставление грантов на территории
РФ и на проведение конкретных научных
исследований на условиях, предусмотренных
грантодателями. Гранты передаются
научным работникам, научным организациям,
образовательным учреждениям высшего
профессионального образования, другим
юридическим лицам и гражданам.
Постановлением Правительства РФ от
5.03.01 г. N2165 утвержден перечень международных
и иностранных организаций, гранты
(безвозмездная помощь) которых,
предоставленны для поддержки науки,
образования, культуры и искусства в РФ,
не подлежат налогообложению.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *